Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Об эпизодах нашего концерта
Само собой разумеется, что перейдя к нахождению эпизодов нашего концерта, определению их содержания и смысловых сюжетных ходов, мы с вами будем идти тем же путем, каким шли в поисках темы, идеи и сюжетного хода, только сейчас соотнося этот поиск с уже найденными нами его темой, сюжетным ходом и взятыми на заметку во время просмотра номерами. В результате у нас определились следующие эпизоды: «Взорванное воскресение», «Война Священная», «Так было», «Письма», «Кто сказал, что на войне песня не нужна», «Помним», «Победа!». Беседа восемнадцатая. О композиции театрализованного концерта Нет нужды говорить о том, что сюжетный ход, сквозное действие, являясь составной частью замысла, служат основой конструкции сценария (следовательно, и действия) театрализованного тематического концерта, то есть его композиции, которая является важнейшей составляющей сценария. «Искусство составления композиций из разнообразного художественного и документального материала есть особый род творческого мышления, (выделено мною - А.Р.), и одновременно синтетический метод организации... театрализованного действия» (Д. Генкин). Умение композиционно выстроить действие, обладание композиционным даром - одно из профессиональных качеств режиссера. Как мы знаем, композиция есть организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и целостность, соподчиняющий его компоненты друг другу и целому. И во многом определяет его восприятие зрителем . Но ведь мы, как известно, имеем дело с особым видом художественного произведения - со сценарием театрализованного тематического концерта. Так вот, в этом случае, оказывается, что понятие «композиция» подразумевает не только простое установление порядка эпизодов представления, а еще и такое их чередование, которое наиболее полно и образно выразило бы его тему, его главную мысль и в то же время обеспечило бы нарастание его темпо-ритма и эмоционального воздействия на зрителя. Совершенно прав был Сергей Дмитриевич Балухатый, который в одной из своих статей писал: «Композиция, будучи методом трактовки темы, вместе с тем является и способом раскрытия темы в слове или в словоряде, включая функцию отношения темы к своей форме». При этом, конечно, последовательность, композиция эпизодов в театрализованном действе строится таким образом, чтобы она, в конечном счете, с наибольшей полнотой выявляла действенное драматическое движение всего театрализованного тематического концерта. Нет нужды говорить и о том, что поиск и нахождение композиции сценария как основы композиции концерта - один из важнейших этапов в процессе его создания режиссером-автором, в конкретизации его замысла, его решения. Естественно, что только после того, как режиссер-автор определит содержание каждого эпизода, его образное решение, взаимоотношение жанров и ритмов, он, соотнося поиск композиционного построения сценария с сюжетным ходом, сквозным действием театрализованного тематического концерта, выстраивает их последовательность. То есть, определив композицию каждого эпизода, по существу, выстраивает композицию сценария всего представления. В то же время, поскольку режиссер является не только автором сценария, но и его постановщиком, он, понятно, стремится не просто композиционно выстроить номе- · Кстати, заметим, что умение композиционно выстроить действие относится к одному из качеств, определяющих степень профессиональности режиссера-автора в эпизоде и композицию всего представления в логическом порядке, но и найти ключ для образного их решения. Понятное дело, что задача эта не из легких. Режиссеру-автору приходится перебирать десятки вариантов, не забывая при этом, что каждый фрагмент, каждый номер в эпизоде предстоит перед зрителями в определенном монтажном соединении и, в свою очередь, имеет свои особенности. Само собой разумеется, что содержание, текст сценария, его построение, композиция, конечно, подчиняется тем же законам, что и любое драматургическое сочинение. Какой бы мы с вами ни рассматривали сценарий театрализованного тематического концерта, в нем легко можно обнаружить и завязку, и развитие действия, и кульминацию, и развязку. Правда, чаще всего, завязка выражается в форме пролога, как бы эпиграфа концерта. А развязка, которая в театрализованном тематическом концерте, как правило, одновременно является и кульминацией, предстает, как финал всего концерта. О прологе и финале Особую заботу, еще на уровне создания сценария, у режиссера-автора вызывают пролог и финал будущего театрализованного тематического концерта. Режиссер стремится к тому, чтобы содержание финала и особенно пролога, тональность и образное решение соответствовали высокому строю заложенных мыслей и чувств, которые присущи событию и теме, избранным для создания театрализованного концерта, и, задавая в прологе темпоритм и настрой всему действу, были яркими, зрелищными и, порой, неожиданными в режиссерском решении. Естественно, что и успех нашего концерта во многом зависит от его начала. Ведь пролог выполняет двойственную функцию: он одновременно является его эпиграфом и завязкой. Точно также финал одновременно является его кульминацией и развязкой. Как мне представляется, такое внимание к прологу представления вызвано не только законами драматургического, композиционного построения сценария, но и законами зрительского восприятия, в том числе и знанием психологии зрителя. Дело в том, что как бы ни была выстроена композиция театрализованного тематического концерта, его успех во многом зависит от его начала. Это я знаю по собственному опыту, и не только постановок концертов и представлений. Вспомните «об ожидании и настороженности зрителя», о которых я говорил, беседуя о композиции дивертисментного (сборного) концерта. Точно так же и в театрализованном тематическом концерте. Помимо того, что начало концерта должно быть ударным, эффектным, неожиданным, оно должно быть эпиграфом, то есть раскрывать главную мысль концерта, в образной форме выразить событие, которому такой концерт посвящен. Невольно вспоминается афоризм В.Э. Мейерхольда: «Когда открывается занавеска, зрителю надо дать по морде». К сожалению, желание «поразить» зрителя приводило некоторых режиссеров-авторов к мысли, что начало театрализованного тематического концерта, его пролог обязательно следует начинать пышно, торжественно: с фанфар, огромного сводного хора и т.п. Хочу вам сказать, что такое понимание начала театрализованного тематического (да и любого) концерта не только штамп, но и глубочайшее заблуждение, не понимание того, что содержание и форма пролога зависят от темы, идеи, от образного решения всего представления, от режиссерского замысла, что даже торжественное представление можно начинать иначе. Вот и мы начнем наш театрализованный тематический концерт, посвященный 60-летию Победы, не с показной парадности и помпезности, а с простой, но очень близкой каждому человеку мысли: «Сказки два слова: «Война», «Победа», и в каждом сердце что-то отзовется». Беседа девятнадцатая. О связках эпизодов и опять о темпоритме Последовательность непрерывно развивающегося действия эпизодов для режиссера-автора еще не означает, что сценарий театрализованного тематического концерта стал целым, единым. Вот почему режиссер-автор ищет прием, который бы дал возможность связать все эпизоды в целостное зрелище, создать из них не только неразрывную цепь последовательно и логически развивающегося действия, но и зримо выразить задуманный сюжетный ход и сквозное действие всего представления. И тогда выясняется, что таких приемов, так же, как и сюжетных ходов, может быть великое множество. Все зависит от замысла, от той образной формы, в которую «одето» представление и от действенной фантазии режиссера-автора. · Одни режиссеры-авторы предпочитают связывать эпизоды «закадровыми», как правило, женским и мужским голосами, произносящими по ходу представления специально написанный текст. Вторые – вводят в ткань представления одного, двух, трех и больше «ведущих» (их количество зависит от замысла режиссера-автора), которые произносят специально написанный или подобранный текст. В этом случае, я сторонник персонификации ведущих, когда ведущие предстают перед зрителями, как определенные персонажи, наделенные не только профессией (студент, школьник, архивариус, репортер, солдат и т.д.), характерами, но и игровой функцией. Это дает возможность создать образ, сыграть роль. Ибо ведущий, просто объявляющий номера, воспринимается как что-то чужеродное для театрализованного концерта. Ведущий как определенный персонаж приобретает дополнительную силу воздействия на зрителей. Вспомните, что говорилось о театрализации. Причем, зритель воспринимает такой персонаж, как обобщенный образ, как некий живой символ поколения, группы людей, от имени которых он ведет концерт. Именно он или они, введенные режиссером-автором в ткань действия, став определенными его персонажами, произнося написанный или специально подобранный текст, ведя диалог, или разыгрывая сценки, связывают эпизоды представления между собой. Например, газетчики, сообщающие последние новости, или историки-летописцы, или аллегорическая группа современников события и т. д. Бывают случаи, когда ведущие предстают в образе исторических персонажей, наделенные характером и характерностью, естественно, требующими создания сценического образа. Но полагать, что ведущие выполняют в театрализованном концерте вспомогательные функции - серьезно ошибиться. Ведущие в театрализованном тематическом концерте обретают значение действующих лиц, которые по ходу представления могут и вести концерт, и вводить в него зрителей, и комментировать происходящее на сцене, могут и вмешиваться в действие. Любопытно, что в «Толковом словаре» В. Даля слово «вести» разъясняется не только в значении «вести за собой, указывать путь», что, конечно, для строящего непрерывное действие режиссера-автора немаловажно, а и «раздумывать, задумываться» о чем-то. Словом, задачи ведущего как действующего лица весьма широки. Но все равно, и в этом случае, главным для них является словесное действие. Чаще всего для ведущего пишется или подбирается стихотворный текст. Это не режиссерская авторская прихоть. Дело в том, что в стихах предельно сконцентрирована мысль, выраженная в лаконичной форме, имеющая четкую ритмическую основу. И еще, что очень важно, стихи несут в себе определенный строй чувств, высокий эмоциональный накал. Связывать эпизоды в единое целое действие может не только слово. Современный сценический язык, выразительные средства, находящиеся в руках режиссера-автора, да и сами зрители, легче всего воспринимающие ассоциативные связи, позволяют для этой цели использовать мелодию соответствующего по содержанию музыкального произведения или песни, проходящую лейтмотивом через все представление. Например, в одном из представлений так был использован фрагмент из «Пятой симфонии» Д. Шостаковича. В другом лейтмотивом стала популярная в довоенные годы мелодия «Рио-риты». Еще в одном в качестве такого приема режиссер-автор обратился к мелодии песни И. Дунаевского «Широка страна моя родная» и т.д. Можно использовать для этой же цели специально поставленные пластические (пантомимические, хореографические) миниатюры-композиции, «живые картины». Кстати, с моей точки зрения, это наиболее современный выразительный режиссерско-авторский прием. Так, например, в одном из памятных мне представлений между шестью эпизодами возникавшие каждый раз новые по содержанию композиции не только связывали фрагменты представления, но и играли роль пластических эпиграфов к последующему эпизоду. Нередко режиссеры-авторы связывают эпизоды представления не одним каким-либо приемом, а прибегают к их синтезу. Например, используя в сочетании с идущей фоном музыкой слово или пантомимические миниатюры. Я не так просто говорю о многообразии форм связок в зависимости от фантазии режиссера-автора. Кто бы мог подумать, что в качестве связок между эпизодами может быть использован звуко-шумовой ряд! А ведь такое было в одном из упомянутых мною представлений. В конечном счете, прием связок зависит от образной формы, в которую «одет» театрализованный тематический концерт. Скажем, он задуман, как торжественная песня, как гимн Родине. Естественно, что в этом случае режиссер-автор в качестве связок между эпизодами использует стихи и музыку. Но в любом случае он ищет такие способы связи эпизодов, которые подчинялись бы сверхзадаче представления. · Вот и мы с вами, обдумывая, каким приемом связать наши эпизоды, помня, что сюжетным ходом нашего театрализованного концерта является «Сказание о Победе», поначалу пришли к тому, что напрашивалось само собой: появление ведущего в образе Сказителя. Но такое ре- шение лежит на поверхности и, по существу, не сможет выразить, раскрыть задуманную нами внутреннюю масштабность события. А потом, сказитель, в силу сложившихся стереотипов, ассоциируется со старцем, ведущим беспристрастный рассказ о том, чему он был свидетель, или пересказывающим какую-либо легенду. Не знаю, как вас, но меня такой персонаж не устраивает. Я вижу, что рассказ о 60-летии Победы сегодня должен вести человек нашего времени, олицетворяющий нынешнее поколение начала XXI века, умеющий не только осмыслить всю глубину события с сегодняшних позиций, но в то же время, как бы видящий событие «изнутри», который мог бы душевно и очень по человечески глубоко как бы спеть песню о Победе, о 1418 днях Священной войны. И тогда у меня невольно возник образ барда, сегодняшнего человека с гитарой. Причем, не одного, а группы бардов, не только связывающих эпизоды концерта, но так или иначе комментирующих словом и песней происходящее в этих эпизодах. То есть они должны быть если не главным, то одним из главных действующих лиц, чем-то вроде хора из древнегреческих трагедий. И тут же возникла шальная мысль: а не назвать ли нам наш театрализованный концерт «Песня о Победе»? Нет, не стоит. «Сказание» больше соответствует нашему внутреннему ощущению события - 60-летие Победы. И в то же время, мне в придуманном приеме наших связок не хватает выражения еще одной стороны «сказания» - повествования свидетеля события. Но не конкретного человека, а какой-то вещественной метафоры. А что, если такой метафорой, но звуковой, будут колокола. А что, если каждый эпизод концерта будет начинаться с торжественного колокольного звона? В этом что-то есть и масштабное, и возвышенное, и в то же время что-то очень личное. Конечно, это решение возникло у меня раньше, чем мы начали говорить о создании концерта, как единого целого непрерывно развивающегося действия. Интересно, что нахождение связок эпизодов не обязательно начинается после определения сюжетного хода представления. Бывает и наоборот, даже у одного и того же режиссера-автора прием соединения эпизодов подсказывает сюжетный ход всего представления. А случается то и другое происходит одновременно. Хочу подчеркнуть, творческий процесс работы режиссера-автора, как и любого художника, не однозначен. Многое в нем идет «не по правилам». |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы