Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Беседа семнадцатая. Из реки по имени Факт. Про документальность
Вы, наверное, обратили внимание на то, что сегодня во многих художественных произведениях все чаще и чаще используется документальный материал не только как подтверждение мысли автора, для придания достоверности изображаемому событию, но и как художественно-выразительное средство. Более того, достаточно вспомнить об огромной популярности у читающего люда мемуарной литературы, чтобы понять, какое огромное значение приобрел художественно осмысленный документ в наши дни. Некоторые специалисты вообще считают, что отличительной особенностью драматургии театрализованных тематических концертов, является их документальность. Трудно согласиться с такой категоричностью. Можно было бы перечислить множество театрализованных тематических концертов, в которых отсутствовала документальность и от этого их идейно-художественный и гражданский уровень нисколько не снижался. Например, заключительный концерт сельской художественной самодеятельности России, осуществленный И. М. Тумановым в Кремлевском Дворце съездов; или театрализованный тематический концерт в концертном зале Суздальского комплекса для министров культуры Ближнего Зарубежья. В них постановщики, не прибегая к конкретным документам и фактам, а художественно осмыслив события, которым эти концерты были посвящены, широко использовали принципы создания путем монтажа номеров, своеобразных игровых картин-эпизодов: сельский праздник, посиделки, околица и т.п. Вопрос включения документального материала в ткань театрализованного тематического концерта зависит, во-первых, от характера события, в честь которого он ставится, во-вторых, от его режиссерского замысла. Но документ, факт - не единственное выразительное средство в театрализованном тематическом концерте. Конечно, включение документального материала в ткань театрализованного тематического концерта - сильное выразительное средство. Прежде всего потому, что вплетенный в ход действия эпизода документ (документальный факт, предмет) значительно усиливает эмоциональное воздействие происходящего на сцене на зрителя. Вспомните, какое впечатление производят на вас кадры кинохроники, включенные в игровой фильм. Смонтированный с художественной тканью эпизода любой действительный факт не останется просто документом, а обретает образность, тем самым углубляя авторскую (режиссерскую) мысль, выявляя отношение режиссера к происходящему на сцене. В частности, документ, вызывая определенные ассоциации у зрителей, может быть использован для того, чтобы подтвердить или в сопоставлении с содержанием происходящего на сцене события, наоборот, опровергнуть его. Так, в одном из театрализованных концертов, когда-то поставленном на сцене Рязанского областного драматического театра в одну из годовщин образования СССР, тема дружбы народов нашей страны была раскрыта и подтверждалась документальными кинокадрами о производственных, культурных и общественных связях рязанцев с братскими республиками. Например, рязанские картофелеуборочные комбайны работают на полях многих республик, но больше всего в Белоруссии. Эпизод об этой республике, построенный на народных номерах - белорусском народном танце и песне, начинался с того, что с одновременно возникшей белорусской народной мелодией на экране-портале шли документальные кинокадры: работающие на полях Белоруссии картофелеуборочные комбайны. Или в эпизоде, посвященном Украине: на фоне возникших на другом портал-экране документальных кинокадров - подписание договора о дружбе городов Рязани и Черновиц - Рязанским народным хором исполнялась украинская народная песня. Создавая сценарий концерта, режиссер может использовать местный материал. Отобранные им документы и факты помогут понять связь события, в честь которого поставлен концерт, с жизнью данного села, города, республики. Фактическим, документальным материалом могут быть помимо кинокадров фотодокументы, вынесенные на сцену реальные предметы, которые стали документами эпохи (например, каска, сабля, гильза от снаряда, репродуктор-тарелка, патефон и другие музейные экспонаты), листовки, письма земляков, отрывки из дневников, газетные сообщения, указы, декреты, постановления, зачитываемые по ходу действия. Это и фонограммы (граммофонные записи) выступлений известных людей, и выступления живых свидетелей или участников событий. Наконец, это и цифры. Но в этом случае необходимо найти выразительный образный прием, с помощью которого они «заговорят». Конечно, действенность документа в концерте зависит, во-первых, от того, что он несет в себе, что стоит за ним, а во вторых, как он художественно осмыслен. Для режиссера каждый факт не может иметь одинаковую историческую ценность. Художник не бесстрастный летописец. В отборе, в использовании и монтаже факта с художественной тканью произведения проявляется его гражданская и художественная позиция. Из множества фактов, документов режиссер должен отобрать те, которые позволят ему наиболее точно и ярко выразить свою мысль. Когда же режиссер, увлеченный обилием интересных документов, старается использовать все (а такое чаще всего бывает с неопытными режиссерами), то он тонет, захлебываясь в них. И вот еще о чем не надо забывать. Каждый раз, когда режиссер включает тот или иной документ, факт в эпизод концерта, перед ним возникают проблемы соотношения документального материала и художественного вымысла, проблема их слияния и взаимопроникновения, которые он обязан решить. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы