Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Беседа двадцать первая. Выразительные средства



Театрализованный тематический концерт еще на уровне создания замысла требует от режиссера нахождения соответствующих теме и «условиям игры» художественных приемов, соответствующих средств выразительности, создающих только для данного концерта свой образный строй. Но это не означает, что образный строй создается в резуль­тате только последовательных логических умозаключений режиссера. Не менее, а может быть более важную роль играет эмоциональная, чув­ственная природа творчества режиссера, осуществляющего его поста­новку.

Заметки на полях.. О выразительных средствах»

Сколько я ни пытался найти какие-либо объяснения, что это словосо­четание обозначает, кроме слова «краски», я других объяснений не на­шел. В то же время я великолепно понимаю содержание этого выраже­ния. Да, это «краски», которыми пользуется режиссер, чтобы создать и образно выразить содержание, идею и тему художественного произве­дения.

И все же слово «краски» - это аналогия. Для меня выразительные средства - это образные приемы, средства, суммой которых режиссер создает то или другое целостное художественное сценическое произве­дение. Подчеркну: я говорю о режиссерских выразительных средствах, ибо каждый вид искусства имеет свои выразительные и изобразитель­ные средства для создания художественного образа. Ведь, как известно, «художественное творчество, отражающее те или другие явления, в то же время выражает мысли и фантазию человека с помощью различных выразительных и изобразительных средств» (Э.Вершковский).

Палитра выразительных средств, которыми пользуется режиссер-постановщик театрализованного тематического концерта, достаточно специфична. Здесь и действие, движение, слово, паузы, здесь и мизан­сцена, музыка, ритм, свет, и другие действенные приемы.

В то же время, чем свободнее себя чувствует режиссер в своем творчестве от так называемых «беспроигрышных», не раз проверенных приемов, чем раскрепощеннее он в выборе нестандартных выразитель­ных средств, тем самобытнее получается создаваемый им театрализо­ванный тематический концерт. Но хочу предупредить - свобода творче­ства не есть безудержное богатство фантазии ради ее демонстрации, а добровольное и сознательное ограничение себя.

Прежде, чем разобраться в особенностях выразительных средств театрализованных тематических концертов, считаю необходимым под­черкнуть еще два важных обстоятельства.

Первое. В сущностной природе театрализованного тематического концерта лежит сценическое действие. Поэтому основы учения К. С. Станиславского не только применимы к театрализованным кон­цертам, но без них режиссеру-постановщику просто не обойтись.

Второе. Отбор тех или других выразительных средств, тех или дру­гих приемов, их комбинация определяется не только содержанием, те­мой, идеей, сверхзадачей, жанром театрализованного тематического концерта, но в первую очередь, режиссерским образным видением бу­дущего сценического произведения, то есть режиссерским образным замыслом. Причем, образное видение всегда очень индивидуально.

Само собой разумеется, что перевод сценария театрализованного концерта в сценическое действие невозможен без использования тради­ционных, присущих традиционному театру, выразительных средств, таких, как сценическое действие, мизансцена, темпоритм, сценическая атмосфера и другие. Но и они имеют свои особенности, поскольку ис­пользуются в определенном виде сценического искусства.

Сценическое действие

Конечно, как и в театральном искусстве, так и в театрализованном концерте сценическое действие является важнейшим его элементом, важнейшим выразительным средством.

Сценическое действие в театрализованном концерте есть зримое развитие драматургической ситуации во времени и пространстве, то есть ее движение к развязке. Оно всегда связано с содержанием, с сю­жетным ходом, с развитием событий. Говоря по-другому, под действи­ем подразумевается развитие событий с их многократными и резкими изменениями в положении действующих лиц. Именно завязка есть на­чало развития сценического действия, которое завершается развязкой. Через сценическое действие раскрывается содержание и смысл проис­ходящих на сцене событий. Раскрывается оно с помощью всех средств театральной выразительности творчества режиссера, игры актеров, сце­нографии, света, шумов, мизансцен, темпо-ритма, сценической атмосфе­ры.

Режиссер, стремясь выразить содержание сценария языком сцени­ческого действия, неизбежно интерпретирует его. А это означает, что он, по сути, создает новое художественное произведение - театрализо­ванный тематический концерт, обладающий возможностью глубоко и всесторонне воздействовать на зрителя, его эмоции и сознание.

Вспомните, что мы читаем на второй странице любой пьесы, любо­го сценария? - «Действующие лица», действия которых, выражаются сплавом психофизического и словесного действий.

Действуя так или иначе, человек всегда стремится добиться какой-либо цели. Вот почему действие актера, исполнителя всегда должно быть «подлинным, продуктивным и целесообразным».

Причем, внешнее действие персонажа (персонажей) всегда вызвано внутренним действием. Более того, они неразрывны: одно невозможно без другого.

Мизансцена

Мизансцена - одно из важнейших средств режиссера для об­разного выявления содержания концерта (номера, эпизода) и в то же время существенный компонент идейно-художественного образного решения его режиссерского замысла.

В буквальном переводе «мизансцена» - это «расположение на сце­не», размещение актеров на сцене в определенных сочетаниях друг с другом и окружающей вещественной средой в тот или иной момент концерта, спектакля.

Естественно, говоря это, я имею в виду не статичное расположение действующих лиц, но и их перемещение в сценическом пространстве. Ведь мизансцена - это не статичная группировка исполнителей, а все время изменяющееся в пространстве внешнее выражение существа происходящего на сцене.

Это внешнее сочетание движений, поз, расположения артистов не может быть случайным. Оно должно выражать внутренние отношения между действующими лицами, сущность происходящего в данный мо­мент события. Только в этом случае мизансцена будет выразительна, будет нести в себе определенный смысл, а значит и понятна зрителям. Ведь через цепь возникающих перед его взором масштабных мизансцен зритель театрализованного концерта следит за развитием сюжета и ре­жиссерской мысли.

Отсюда нетрудно догадаться, что мизансцена не возникает сама по себе. Она зримый для зрителей результат поиска режиссером-постановщиком пластического выражения сквозного действия концер­та. Последний диктует стилистику и пластический характер мизансцен. Ну, а если представить себе совокупность пластического решения ми­зансцен, то мы сможем увидеть не менее важное для восприятия теат­рализованного концерта - их сочетание, чередование не только раскры­вает содержание представления, но и его определенную пластическую форму. Собственно, совокупность мизансцен - это образная пластиче­ская форма концерта.

Вот почему мы с вами вправе сделать вывод, что поиск и построе­ние мизансцен впрямую зависит от «...способности режиссера мыслить пластическими образами, когда он как бы видит все действия вы­раженными пластически...» (А.Попов).

При поиске мизансцены режиссер должен отобрать ту, которая мо­жет волновать зрителя не только выразительностью, но и содержанием. Она не должна быть стандартной, заимствованной у кого-то, тем более сценическим штампом определенного события или эпохи.

Найденная мизансцена одновременно должна не только выражать мысль режиссера и быть психологически оправдана исполнителями, не только верно характеризовать поведение определенной группы испол­нителей, действующих в определенных исторических обстоятельствах, но и графически точно, четко сменяя друг друга, возникая естественно, органично, быть каждый раз идейно-художественным фокусом того или другого момента, действия и отвечать стилю и жанру концерта.

Каждый новый день приносит в сознание зрителя новое воспри­ятие прошедших событий, новую их оценку. Поэтому создать мизан­сцену, которая выражает сегодняшнее понимание прошлого события, режиссер может только в том случае, если он изучит и поймет эпоху и быт времени, связанные с этим событием, проникнется им, воспримет с позиций сегодняшнего дня, с позиций исторической правды. Да, мизан­сцена должна отвечать стилю и жанру концерта, выражать мысль ре­жиссера, быть психологически оправданной исполнителями и возникать естественно, органично. Но прежде всего она должна характеризовать поведение определенной группы исполнителей, которые являются ча­стью поколения, действующего в определенных исторических обстоя­тельствах.

Как ни грустно об этом говорить, но часто приходится сталкиваться с формальным подходом режиссера к поиску и нахождению мизансцен концерта. Вот откуда в театрализованных праздничных концертах такое обилие всевозможных перестроений, не оправданных ни мыслью, ни содержанием эпизода и всего концерта. А ведь именно в театрализован­ном тематическом концерте мизансцена выражает его эмоциональный и поэтический строй.

Режиссер, стремясь к наибольшей выразительности, строя мизан­сцены по законам многофигурной композиции, располагая исполните­лей по нескольким планам не только по горизонтали, но и по вертикали, подобен художнику-живописцу или, вернее, скульптору. Правда, в от­личие от того и другого, он находится в более выгодном положении.

Уподобляясь скульптору, он лепит свою композицию в пространстве и одновременно, что скульптору недоступно, во времени, в движении. Мизансцена в сценическом искусстве - это не застывшее мгновение, а своеобразный образный язык человеческих движений, это динамически развивающаяся, разворачивающаяся во времени пластическая компози­ция, воплощающая в театрализованном концерте его действенную ли­нию. А это, естественно, требует тщательной разработки движений. Причем, рождается такая композиция не из красивых положений или поз исполнителей, а из режиссерского смыслового решения данного момента действия.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь