Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Беседа двадцать четвертая. О кино и других технических средствах
Сегодня трудно себе представить какой-либо театрализованный и тем более праздничный концерт без демонстрации в нем кинокадров. Кино, телевидение, лазеры стали их неизменным атрибутом, хотя они вовсе не обязательны. Сегодня наличие стационарной или передвижной киноустановки, телеэкрана и другой проекционной и технической аппаратуры стало обыденным. Немудрено, что режиссеры в поиске новых выразительных средств не прошли мимо действительно поразительных возможностей, таящихся в этой технике. И это - закономерно. Кинокадры, органически включенные в ткань представления (особенно документальные), восстанавливая в памяти волнующие, связанные с событием страницы жизни, придавали достоверность какому-либо моменту разворачиваемого на сцене действия, усиливали его воздействие на зрителя. Или, используя подбор соответствующего киноматериала (реже досъемки), раздвигали границы номера, эпизода, придавали им масштабность. Или, используя возможности широкого экрана, исполняли роль эффектного «живого» фона. Но, выпустив джинна из бутылки, даже зная могущество его выразительных сил, почему-то из всех открывшихся возможностей, как правило, используют лишь одну - иллюстративную. Вспомните, когда мы видим в театрализованном концерте кинокадры? В подавляющем большинстве случаев либо в прологе, либо в финале. В том и другом - уже реже. По ходу же концерта - почти никогда. Причем, если и демонстрируются кинокадры, то обычно как иллюстрации к тексту ведущих. Между тем выразительные возможности кино, телевидения в театрализованном концерте намного шире, значительнее. Вплетенные в ткань концерта они могут стать его неотделимой частью, служить раскрытию темы, идеи, содержания эпизодов, номеров, всего концерта. Из всех возможных приемов их использования остановимся на четырех, наиболее ярких. Первый, пожалуй, самый простой, когда кинокадры становятся живым фоном для номера. Это может быть какой-либо пейзаж, скажем, березовая роща, берег реки, в который органически впишется на сцене лирический хоровод, или «танец ткачих», идущий на фоне кинокадров цеховых пролетов, линий работающих ткацких станков с бешено вертящимися шпульками, ритм которых подчеркивает ритм номеров; или кинокадры звездного неба и слушающих его, медленно поворачивающихся огромных радиоантенн и локаторов, ставших фоном для исполнения песни А. Пахмутовой на слова С.Гребенникова и Н.Добронравова «Нежность» (как это было в одном из театрализованных концертов). Второй, когда кинокадры используются в качестве докумен-т а, документального свидетельства, подтверждающего или опровергающего смысл происходящего на сцене. Например, документальные кадры, скажем, шагающей пехоты, во время исполнения песни А.Новикова «Эх, дороги...», или документальные кадры полета Гагарина, во время исполнения песни А.Пахмутовой «Знаете, каким он парнем был». Да и не только во время какой-либо песни. Третий, когда кинокадры расширяют границы номера, места действия. Например, в эпизоде «Мой край родной» - кинокадры колосящихся полей, цветущих лугов. Четвертый. Наиболее сложный, требующий специальных досъемок, когда используется прием так называемой «латерны магики». Прием сочетания исполняемого номера на сцене с крупными планами этого же номера на экране. Или выходы, уходы действующих лиц с экрана на сцену, со сцены на экран. Помимо этого можно прибегнуть к совершенно неожиданному и эффектному использованию кино: кинокадры проецируются на разные по форме, размерам, уровню расположения экраны, создавая тем самым удивительное ощущение происходящего действия. Разумеется, любой из приемов использования кинокадров тогда приобретает художественную силу, когда он внутренне связан с действием на сцене, когда создает с ним единый художественный образ. Иначе он остается не более чем голой иллюстрацией. Вариантов использования, введения в действие концерта кинокадров может быть бесчисленное множество. И не только по содержанию, которое определяется темой, идеей номера, эпизода, но и по монтажу, который подчиняется тем законам и правилам, о которых мы с вами говорили. Важно только помнить, что, каким бы ни был монтаж, он всегда должен быть предельно энергичным. И еще. Поскольку демонстрация кинокадров требует затемненной сцены, пользоваться ими следует разумно, экономно, не перегружая концерт. Праздничным концертам вообще противопоказана темнота. Желательно, чтобы каждая их проекция длилась не более минуты-полторы. А это означает, что каждый план, каждый сюжет должен быть тщательно продуман. Затянутость их демонстрации приводит к остановке, провалу сценического действия, не говоря о том, что сцена надолго погружается в темноту; обилие киносюжетов, в конечном счете, приводит к тому, что концерт превращается в примитивный, лишенный фантазии кинофильм с вставками тех или других сцен в исполнении артистов. Не менее эффектным выразительным средством является использование телеэкрана (телеэкранов), позволяющих, помимо демонстрации различных телекадров, вести сиюминутный репортаж, создавать иллюзию присутствия. Думаю, что не меньший интерес может представлять и компьютерная графика. Большую помощь в этом деле может оказать привлеченный к работе над концертом специалист - кинорежиссер, либо один из участников любительской киностудии. Если же такого человека нет, то всю работу по созданию киноролика (кинороликов для каждого проекционного аппарата при полиэкране) приходится делать самому режиссеру. Начинается она с отсмотра различных, лучше всего документальных фильмов. Исходя из сценария, режиссерского замысла концерта и просмотренного и взятого на заметку киноматериала, режиссер устанавливает порядок показа для каждого номера, эпизода, в котором предполагается использовать кинокадры. То есть, для каждого номера, эпизода определяется свой киносюжет. Затем для каждого сюжета определяется порядок монтажа, создается так называемый «монтажный лист». После создания монтажного листа проводится техническая работа -вырезка и подбор кинокадров, их склейка, вклейка ракордов и т.д., в результате которой режиссер получает готовые к эксплуатации киноролики. Монтаж их лучше поручить профессионалу. Нередко кинопрокатные организации не разрешают резать пленку (особенно художественных кинофильмов). В том случае если нет возможности сделать контратип с отобранных кадров, следует просмотреть большое число разных документальных и других фильмов, подобрать в них примерно совпадающие с задуманным сюжеты, и, учитывая продолжительность демонстрации каждого (24 кадра в секунду), отметить начало и конец демонстрации закладками. Этими закладками и будет руководствоваться киномеханик во время концерта. Как это делается, хорошо знает любой рядовой киномеханик. Помимо кино, телевидения и других технических способов проекции, в театрализованных концертах иногда используются приемы теневого театра. Когда-то этот прием успешно использовал один из крупнейших мастеров по свету Г.К.Самойлов. «... Чтобы показать, как рождалась наша промышленность и на смену разрухе приходила индустриализация... в фокусе четырех стандартных проекционных аппаратов установили действующие механизмы будильников без корпусов и циферблатов. После номера «Строители» гас свет, и на всем пространстве задника появлялись проекции гигантских шестеренок, шатунов, колес и т.д. Одни из них проецировались четко, резко, другие - слегка размыто, но все они двигались, крутились, сцеплялись друг с другом, вырастая в символ возрождающейся промышленности. Этот неожиданный эффектный прием был встречен бурными аплодисментами зрителей».* В одном театрализованном концерте, который был осуществлен на маленькой клубной сцене в станице Старощербиновской Краснодарского края, в силу целого ряда причин пришлось отказаться от применения кино. (Хотя по сценарию в концерте должны были идти кинокадры). И тогда было решено широко использовать прием теневого театра. Так в эпизоде «На каторгу», действие которого начиналось со зазвучавшей песни «Колодники», за экраном под звон кандальных цепей, появлялись как бы приближающиеся к зрителям тени прикованных к общей цепи ссыльных. Песня нарастала, нарастал и звон цепей. И вот колодники появились на сцене, перед экраном, присели, привалились друг к другу. Раздавшиеся окрики жандармов тут же подняли их. Ушли, скрылись ссыльные за экран. Но теперь тени не удалялись. Наоборот. Их фигуры все время росли. Вот они уже заполнили собой весь экран. Звон цепей перерос в призывные удары набата. Начинался следующий эпизод театрализованного концерта. Заканчивая беседу о кино и других проекционных средствах, считаю необходимым еще раз подчеркнуть: как бы их ни использовал режиссер, как бы ни эффектен был сам прием, он не должен стать самоцелью, должен не иллюстрировать, а помогать раскрытию происходящих на сцене событий. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы