Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Судьба создателей «Зелёного слоника» и их отношение к фильму



Светлана Баскова

Даже не верится, что такой тяжёлый мужской фильм сняла эта милая девушка

 

Режиссёр Светлана Баскова сняла «Зелёный слоник» и не получила должной отдачи. Арт-тусовка восприняла фильм как очередное постмодернистское аллегорическое творение, которого на рубеже веков хватало и без него (фильмы Сергея Лобана, Олега Мавроматти и Марины Потаповой).

Тем не менее, режиссуру Светлана не забросила и продолжила снимать великолепные фильмы. Следующая картина Басковой «Пять бутылок водки» оказалась ничуть не хуже «Зелёного слоника». Даже обидно, что «5БВ» не получили культового статуса и никто не делает на их основе прикольные ролики.

Фильм является концептуальным продолжением «Зелёного слоника» с тем лишь отличием, что действие разворачивается не в тоталитарном Советском Союзе, а в «демократической» России девяностых, где судьбой людей управляют уже не правители и силовые структуры, а обрыганные бизнесмены и бандиты, где человека могут убить не из-за взглядов, а из-за нерентабельности.

Картина рассказывает о сотрудниках московского бара. И весь актёрский состав «Слоника» (за исключением Анатолия Осмоловского) сыграл в этом фильме. Маслаев стал начальником бара, Пахом сыграл уборщика, а Епифанцев – «братка». В «Пяти бутылках водки» ярко проявили себя ещё два актёра: Денис Васильев, сыгравший роль Мычалкина, и Мария Болтнева, сыгравшая девственницу. В этом же фильме Светлана Баскова впервые сняла иностранного артиста – нигерийца Диллона Оллойеде, сыгравшего роль негра-стриптизёра. Думаю, этот актёр вполне мог полноценно заменить Григория Сиятвинда, сыгравшего роль Баклажана в фильме «Жмурки».

Ныне Васильев (клоун по профессии) организовал свой цирковой коллектив, Болтнева снимается в российских сериалах, а Оллойеде играет в театре Романа Виктюка.

Денис Васильев Мария Болтнева Диллон Оллойеде

«Пять бутылок водки» - это настолько эпичный фильм, что заслуживает отдельной аналитической книги. Как и «Зелёный слоник» этот фильм полон символизма. Три желания братка Епифана (девственница, девственник, собственная гибель) являются символом вседозволенности новых элит, которая привела их к саморазрушению.

К сожалению, после «5БВ» в творчестве Светланы Басковой наметился спад. Фильмы «Голова» и «Моцарт» оказались более скучными и менее смешными, хотя интересных моментов хватает и в этих картинах (чего стоит только фраза «Голова, дай денег!» и заключительная сцена в «Моцарте», когда Пахом вытирал жопу Маслаеву)

Да, эти фильмы являлись попыткой эволюционировать и снимать серьёзное философское кино с символами и аллегорическими образами. Но эксперимент явно не удался. И даже треш-сцены, являющиеся визитной карточкой режиссёра, выглядели в этих фильмах натянуто и блекло. Но стоит отметить, что во время сьёмок «Моцарта» Светлана Баскова очень плохо себя чувствовала, а актёры потеряли запал. Это одна из причин формального провала киноленты.

После «Моцарта» в творчестве Басковой наступил шестилетний перерыв. И лишь в 2012 году был снят фильм «За Маркса…» - более серьёзная в плане профессионализма картина, рассказывающая о независимом профсоюзе, созданном на одном из российских заводов. Фильм посвящён, казалось бы, давно забытой теме противостояния пролетариата и буржуазии.

В отличие от ранних работ Басковой, в этом фильме используется профессиональная камера и штатив, в результате чего изображение на экране не трясётся. Качество картинки и сама постановка значительно лучше, а сценарий прописан более подробно. Используется массовка. В фильме «За Маркса…» Баскова отошла от «грязной» стилистики, в результате чего в картине меньше условностей и допущений: это уже не сюрреалистичная притча.

Кинематографическое сообщество восприняло фильм серьёзно. Он попал в программу престижных кинофестивалей (включая Берлинский фестиваль и «Кинотавр»).

Однако многие критики фильм не оценили, посчитав, что он отстал от времени и не отражает нынешнюю эпоху. Якобы, рабочего класса уже не существует, а «быдло» работает или грузчиками в торговых центрах, или сержантами-контрактниками. К счастью, во время одной из таких критических баталий Светлана разложила по полочкам смысл своей новой картины и дала понять критикам, что они, мягко говоря, ещё не доросли до понимания её творчетсва. Сергей Пахомов, как настоящий джентльмен, заступился за Баскову и поставил на место кинокритиков - зажравшихся буржуа с зализанными причёсками. Посмотреть на интеллектуальную победу Басковой и Пахомова можно в этом видео: https://www.youtube.com/watch?v=bvtCPbLZu3I

Другие критики посчитали фильм «За Маркса…» постмодернистским стёбом. Но, если верить словам режиссёра, эта картина – не постмодернизм, а наоборот, попытка уйти от него. Это не фарс, а отражение фарса в жизни.

От себя могу добавить, что в первые минуты просмотра я тоже посчитал фильм стёбом или примитивной производственной драмой. Но по мере нарастания конфликта я начал всё больше сопереживать главным героям и верить им. Последняя треть фильма вызвала у меня очень сильные эмоции. Я ожидал увидеть или хэппи-энд, или анти-хэппи-энд, но не получил ни того, ни другого.

Фильм заставляет задуматься о том, что всесильных людей на этом свете нет. На фоне концовки «За Маркса…» фраза Данилы Багрова «Сила в правде. У кого правда, тот и сильнее» будет восприниматься с большим скепсисом. Кстати, мнение его брата («Сила в деньгах») – тоже.

А «Зелёный слоник» ныне воспринимается Басковой скептически. Она считает фильм пройденным этапом и с неохотой отвечает на вопросы журналистов о своём раннем творчестве. Понять режиссёра можно. Она, как и любой другой критичный к себе творец, осознаёт необходимость эволюционировать как художник. Баскова видит в «Зелёном слонике» огромное количество ошибок и искренне не понимает, почему именно этот фильм стал культовым, хотя и «Пять бутылок водки», и «За Маркса…» заслуживают такой участи не меньше. 

В 2013 году, когда «Зелёный слоник» демонстрировался в рамках одного из ретроспективных кинофестивалей, Светлана Баскова не выдержала больше пяти минут и ушла с просмотра. Она назвала фильм ужасным и посчитала, что адекватный человек не может его смотреть.

Несмотря на нелюбовь к собственному творению, в 2018 году Светлана сделала попытку пожать плоды популярности «Зелёного слоника». И цель этого действа была весьма благородна: режиссёру нужно было собрать на краудфандинговой платформе средства на съёмки нового фильма «Я – Гамлет». Замысел картины очень интересен. Это будет новый взгляд на знаменитую пьесу Шекспира. Заглавную роль должен сыграть Владимир Епифанцев, а на роль Полония планируется пригласить Сергея Пахомова.

Ради более активного сбора средств Баскова пообещала поклонникам покопаться в рабочем материале и обнародовать те кадры из «Зелёного слоника», которые ещё никто не видел.

К сожалению (или к счастью), фильм не собрал и половины необходимых средств. С одной стороны, из-за этого картина может не увидеть свет (особенно в том случае, если Баскова не найдёт спонсора). С другой стороны, Светлана освободилась от обязательств. Теперь ей не нужно клянчить деньги.

Многие поклонники Басковой удивляют её своим чрезмерным культом «Слоника». Светлана решила без обиняков высказать в социальных сетях все свои мысли о «Зелёном слонике», краудфандинге и предстоящей картине:

«Вообщем все с краудфандингом ясно. Мне противен этот формать купли продажи. Это реальная проституция! Я даже рада что он не удался, а то одни обязательства, а я это ненавижу. И еще приходится становится толерантным ко всем идиотским постам.

Я ненавижу бездарности типа идиота Инджойкина, кторый взял музыку песни Цоя и все рыдают под нее. Вы рыдаете под музыку Цоя, это получается эффект шансона и вы попадветесь как дурачьё на это.

Человек слаб, но надо как то критически относиться к себе и своим эмоциям. Воспитывать себя а не растекаться соплями по асфальту.

Потом соревнования и разговор цитатами из ЗС. Во время вставленная цитата работает. А бесконечный полив бездарен и превращает вас в дураков. Психоз повальный - это слабость. Любой культ ведет к вымыванию мозгов и потери собственной личности.

Вообщем я рада, что меня не будут больше доставать с фильмом, а то замучали. И никогда не пишите мне про продожение ЗС. Я это делать никогда не буду, уймитесь, лучше подрочите лишний раз, чем задавать мне этот вопрос.

А так, ничего личного.

ВСЕ ДЕНЬГИ, ЕСЛИ НЕ СОБРАЛИ 50 ПРОЦЕНТОВ, ВОЗВРАЩАЮТСЯ ВСЕМ ОБРАТНО!»

 

Второй пост:

 

«Очень интересно наблюдать, как раскрываются читатели моей страницы. Любопытное подтверждение русского менталитета. Если вас критикуют - значит тут же надо защищаться? А подумать?

Да, я признаю, что делать краудфандинг было ошибкой и абсолютно этого не стесняюсь. Да, ты "попрошайничаешь" как говорят читатели моей страницы и они правы. Но это я поняла, и только по этому этот пост, других причин нет. Я, правда, ко многим обращалась и мне помогали; например мне очень приятно была поддержка книгами и печатными изданиями с теми, кто их выпускает. Андрей Плахов записал со мной интервью, Кирилл Разлогов тоже согласился, журнал Сеанс и так далее. Это очень приятно, но я не хочу это связывать с краудфандингом.

Далее мое высказывание о мемах и песенках - мое личное мнение, и если вы не разделяете эту точку зрения, то это ваше личное дело. Большое заблуждение, что мне нужны "фанаты". Скорее им нужны те фильмы, которые выложены и я ничего за это не прошу. Все ок.

Но мне грустно что есть некоторое бездумное отношение к цитированию и картинкам и песням, просто грустно что это есть и всё.

Но я знаю и других людей и с удовольствием читаю рецензии, напимер на Кино поиске и тд. Недавно взяла интервью интересная журналистка из Белоруссии. Она реально открыла для меня новые связки в моих фильмах - это супер и это интересно.

Просто культ плавит душу, не забывайте. (это для тех кто сидит на цитатах и все) Я за развитие.

Я не понимаю, почему некоторые из вас считают, что я завишу от них - мне не понятно. Как раз я никогда ни от кого не зависела и мое отношение к системе краудфандинга, когда он учит дашь на дашь, отрицательное. И я делаю вывод. Наконец я морально от него освободилась и реальна рада. Хотя он будет идти дальше и если не дай бог он соберет неожидано 50 процентов, то будет подстава. Надеюсь все закончится правильно)».

От себя хочу добавить, что Светлана Юрьевна зря так резко отзывается о почитании «Зелёного слоника». Дело в том, что это произведение начало жить своей жизнью. И ничего плохого в этом нет. Наоборот, снять настолько цитируемый фильм – это настоящая творческая удача для любого режиссёра.    

О личной жизни Басковой известно то, что она замужем за Анатолием Осмоловским, и у неё есть взрослый сын, который занимается вейкскейтингом.

 

Сергей Пахомов

Пахом – первый из создателей фильма, кто осознал его культовый статус и начал раскручивать себя, опираясь на славу «Зелёного слоника». Сергей Пахомов – лицедей, который не боится испортить себе репутацию. Наоборот, образ «говноеда» и «поехавшего» играет ему на руку.

Пахомов никогда не был профессиональным актёром. Он художник, который увлекался иконописью, но зарабатывал на жизнь за счёт арт-перформансов, выставок, альтернативной музыки и андеграундных стендап-выступлений.

В биографии Пахома много интересных историй, явно выдуманных им самим. Чего стоит только рассказ о том, что в детстве он бросил занятия в музыкальной школе, потому что его мама поскользнулась и упала на скрипку, которая из-за этого разбилась.

Пахом любил придумывать себе несуществующих детей («Иван»), врал о том, что не женат, но имеет много сексуальных контактов с молоденькими девушками, от которых пахнет «молочком, сметанкой и фиалками».

Сергей Пахомов – единственный артист, который снимался во всех фильмах Светланы Басковой. Творческие взаимоотношения режиссёра и актёра можно сравнить с тандемом Федерико Феллини и Марчелло Мастроянни. Это нечто единое целое.

Что характерно, в фильмах Басковой герои Пахома всегда остаются в живых. Правда, в каждой из этих картин (кроме «Головы») Пахома сношают тем или иным способом. 

Как только «Зелёный слоник» приобрёл культовый статус, Пахом с огромный удовольствием начал паразитировать на образе «Поехавшего». Он, в отличие от Епифанцева, не никогда не стеснялся того, что снимался в «Слонике», и до сих пор любит делать отсылки к этому фильму (достаточно вспомнить песню «Курлык»). Кроме того, Пахом в соавторстве с музыкантом Вивисектором записал несколько, мягко говоря, неоднозначных («поехавших») музыкальных альбомов («Москва», «Бонча», «Жизнь – весёлый карнавал»). Его стендап-выступления в московских клубах очень смешны, но сильно напоминают «истории» Поехавшего (https://www.youtube.com/watch?v=tobuJ83ePEw&t=52s). Живопись Пахома тоже не отличается классичностью подхода и весьма оригинальна.

При этом Пахомов старался никогда напрямую не рассказывать о «Зелёном слонике». Нельзя найти почти ни одного его серьёзного и внятного комментария об этом фильме. Все они расплывчаты и слишком абстрактны. Пахом старается сохранить загадочность и таинственность вокруг картины. Единственное более-менее внятное отношение к фильму Пахом сформулировал так:

 

«Возникла магия какая-то. Случайность. С одной стороны, «Зелёный слоник» - случайное образование, спонтанное. И поэтому он стал актуальным. Потому что он, как промокашка, время через себя пронёс. Мы и не осознавали этого. Потом уже возникли структурирование, анализ, смыслы и так далее, и тому подобное. Моя задача была в этом фильме – моего героя сделать целиком и полностью и рассказать о своём времени. Меня пёрло, несло, как в рок-ролле, как протест на всякую красивую салонную музыку. И продукт начал своей жизнью жить. И произошло чудо, действительно. А в связи с развитием интернета, с одной стороны. С другой стороны, с той низовой формой, которую я воспевал: какашки, моча, первичные инстинкты – это очень хорошо легко на основу. Эти низовые формы, детские – они близкие и родные».

 

В этом же интервью артист сказал, что во время съёмок «Зелёного слоника» он ещё не был «Пахомом». Прозвище прикрепилось к нему уже в период интернет-популярности фильма.

Пахом не стесняется хайпа за счёт «Слоника». Он создал YouTube-канал «Школа Пахома», где всячески обыгрываются отсылки к фильму. Самое популярное видео – это пародия на передачу «вДудь», где Пахом берёт интервью у Епифанцева, и наоборот. Герои обсуждали феномен популярности «Зелёного слоника» и вспоминали протухшие останки свиней, покрытые слоем опарышей. Также они недоумевали, что зрители поверили в натуральность говна из сцены «Я тебе покушать принёс».

На этом же канале можно посмотреть и другие видео-перформансы Пахома («Вешалка», «Клиника Пахома», пародии на Чумака и Кашпировского). К сожалению, они набрали гораздо меньше просмотров.  

Апофеоз «паразитизма» на «Зелёном слонике» - это участие в шоу «Битва экстрасенсов», где Пахом позиционировал себя как «юродивого деда» из народа (самое смешное, что Пахом – коренной москвич из интеллигентной семьи). Продюсеры передачи решили сделать из него фаворита, в результате чего Пахом прекрасно справлялся с заданиями (находил человека в багажнике, снимал порчу, читал мысли). К радости фанатов, в рамках передачи Пахомов умудрился сделать несколько отсылок к «Зелёному слонику» (стоял в позе цапли, превращался «в птичку» и кричал «Курлык!») Закончилось всё это тем, что он досрочно покинул шоу, уступив место другим экстрасенсам («сделал доброе дело»).

Пахом явно увеличил рейтинг «Битве экстрасенсов», однако в очередной раз удостоверил многих зрителей в подставном характере шоу.

На самом деле, биография и жизнь Пахома гораздо проще. Вряд ли он «экстрасенс», «юродивый» и «поехавший». Вполне возможно, что он обычный семьянин, которому не хватает денег, заработанных на работе по специальности. И он занимается лицедейством, которое приносит дополнительный доход для его семьи: жены Елены Токаревой (главный редактор журнала ELLE) и взрослого сына Павла (музыкант). Сам Пахом долгое время работал креативным директором ELLE.

Елена Токарева – жена Пахома

Иногда Елена очень злится на перформансы своего мужа. Олег Мавроматти рассказывал, что однажды она выгнала Пахома из дома за то, что тот на одной из корпоративов журнала ELLE выбежал на сцену голым.

Интересны музыкальные предпочтения Пахома. Сергей - фанат nordic death metal и такую сопливую музыку, как Deep Purple, он не слушает.

Отзывы коллег о Пахоме отличаются высокой оценкой его таланта, но плохим отношением к его тяжёлому характеру. В одном из интервью Светлана Баскова назвала Пахомова «порядочной сволочью», а Олег Мавроматти отзывался о нём, как о нарциссической личности.   

Как уже отмечалось выше, у Пахома есть основная профессия. Он художник-постановщик, работал в картинах Валерии Гай Германики («Да и да», «Бонус»). Германика, как и её коллега Баскова, видит в Пахоме незаурядный актёрский талант и часто снимает его в своих фильмах. Так, Сергей Игоревич сыграл роли бомжа Пахомыча в сериале «Школа» и свингера Ильдара в сериале «Краткий курс счастливой жизни».

 

Владимир Епифанцев

«Зелёный слоник» стал кинематографическим дебютом Епифанцева. До съёмок в этом фильме он был театральным актёром и телеведущим. Несмотря на наличие престижного профессионального актёрского образования (Щукинское училище), Владимир любил тусоваться в неформальных авангардных творческих объединениях. Когда Олег Мавроматти начал уговаривать Епифанцева сняться в «Зелёном слонике», тот согласился без промедлений. Не помешал даже отказ его личного продюсера Олега Шишкина. В 2002 году Епифанцев снялся в фильме «Пять бутылок водки».

Но концептуальный период в творчестве актера закончился достаточно быстро. Через год после съёмок «Слоника» Епифанцев снялся в двух популярных сериалах, «Граница. Таёжный роман» и «Марш Турецкого». У актёра началась глянцевая жизнь, а о своём авангардном прошлом он предпочитал не вспоминать. Если в интервью кто-то спрашивал у Епифанцева о «Слонике» или «Пяти бутылках водки», тот начинал втирать: «я просто помог Басковой, у которой не было актёра на роль» или «меня уговорили, загипнотизировали, я даже не понял, что произошло». Именно Епифанцев упорно распространял миф о якобы двухдневной съёмке «Зелёного слоника». Делал он это для того, чтобы его оправдания выглядели более правдоподобными. Но справедливости ради стоит отметить, что Баскова и Мавроматти действительно скрывали от Епифанцева некоторые сцены будущей картины, чтобы актёр не отказался от съёмок.

В интервью телеканалу A-ONE Епифанцев сказал, что «Зелёный слоник» вызывает чувство стыда после просмотра.

С годами Владимир начал постепенно осознавать культовый статус и шедевральность «Слоника», особенно на фоне его актёрских работ в дешёвых сериальчиках. Теперь Епифанцев более объективен в оценке своего раннего творчества. Вот его комментарий об успехе картины:

«Зелёный слоник» был андеграундом, он пророс, как зерно, и люди в нём что-то почувствовали»

При этом, комментируя феноменальную популярность фильма в интернете, актёр поделился мнением, что «молодёжь застряла в нём».  

В начале 2017 года Епифанцев и взялся за съёмки продолжения «Зелёного слоника». Фильм будет называться «Операция ZS». Судя по трейлеру, это будет дешёвенький роуд-боевичок с элементами поверхностного юмора «для народа». И даже участие в съёмках Пахома вряд ли возродит ту атмосферу конца девяностых. Епифанцев напрямую дал понять, что фильм не будет сиквелом культовой картины Светланы Басковой. Никаких отсылок к «Слонику» не будет.

На данный момент съёмки фильма заморожены из-за нехватки средств и отсутствия вдохновения. Возможен и тот вариант, что Епифанцев вообще не проводил никаких съёмок, а «трейлер» - это очередное его арт-творение для Instagram-канала, наполненного такими перформансами.

Истинные фанаты «Зелёного слоника» искренне недоумевали: почему же Епифанцев так резко сменил гнев на милость по отношению к культовой картине? Владимир пытался оправдаться и говорил, что всегда с уважением относился к творчеству Басковой, но журналисты «вырывали его комментарии из контекста» и «сделали монтаж его интервью». Якобы он сказал фразу ««Зелёный слоник» вызывает чувство стыда после просмотра у зрителей, и это классно», а монтажёры оставили только первую часть предложения.

Врёт Владимир или не врёт – не так уж и важно. Главное, чтобы этот талантливый актёр нашёл свою нишу. Получается, что кроме «Зелёного слоника», «Пяти бутылок водки» и «Generation П», Епифанцев нигде не проявил себя.

Вполне возможно, что актёр лишь играет на славе «Зелёного слоника». В пользу этой версии говорит тот факт, что Епифанцев не гнушается съёмок в желтушных передачах «Ты не поверишь!», «Секрет на миллион» и тому подобном шлаке. Ради стандартного гонорара он снимается в таких откровенных заказухах, как «Викинг». Епифанцев не стесняется обмусоливать подробности своей личной жизни: актёр признался в том, что снимает квартиру для своей бывшей жены Анастасии Веденской и её любовника. Так почему же после этого не реанимировать «постыдного», с его точки зрения, «Слоника» и не снять сливки с его раскрутки? Тем более, человеку нужно снимать две квартиры, оплачивать репетиторов для детей и обеспечивать лечение своего племянника, страдающего ДЦП.

Личная жизнь артиста достойна фильма. Владимир Епифанцев родился в семье известного актёра Георгия Епифанцева. Судьба его отца и старшего брата Михаила сложилась трагически. Оба из-за своего взрывного темперамента начали пить, а Михаил даже употреблял наркотики. Георгий Епифанцев погиб, попав под поезд. Михаил Епифанцев умер из-за остановки сердца во время вечеринки.

Владимир унаследовал от отца его холерический темперамент, и лишь благодаря глубокому погружению в своё творчество не пустился во все тяжкие.

Епифанцев был женат дважды. Вторая жена, актриса Анастасия Веденская, родила Владимиру двоих сыновей, Гордея и Орфея. Ныне супруги совместно не проживают, хотя до сих пор расписаны (Епифанцев отказывается давать Веденской развод). Сейчас у Владимира явный кризис среднего возраста, он пытается корчить из себя альфа-самца и снимает трэш-ролики для Instagram. Его аккаунт в этой социальной сети назван «vladimirepifantsev69», где «69» - это НЕ год рождения.

P. S. Возможно, я слишком строг к Владимиру Епифанцеву, и актёр действительно любит «Зелёного слоника», а его желание снять продолжение вполне искреннее. Ведь как иначе объяснить тот факт, что Володя снимался и в других фильмах Басковой («Пять бутылок водки», «За Маркса…»)? При этом в последнем фильме Епифанцев снялся на пике своей известности. Сам актёр признавался, что снимался в фильмах Басковой, потому что чувствовал себя в них свободным (и в плане импровизации тоже).

Вполне возможно, что во время расцвета своего профессионализма Владимир вынужден был дистанцироваться от своих авангардных интересов и уверять журналистов в том, что ему «противен такой жанр». Всё это явно делалось для того, чтобы не испортить репутацию крепкого сериального актёра и сохранить возможность зарабатывать большие деньги.

Это прекрасно, что профессиональные актёры снимаются в артхаусе. Они делают этот жанр только лучше. Сам актёр уважительно относится как к авангарду, так и к мейнстриму. По его мнению, артхаус – это не борьба с мейнстримом, а альтернатива ему.

Очень интересны фразы Епифанцева: «Система – это охуенный союзник», «Андеграунд – это когда не осознаёшь того, что делаешь. Это импульс».

 

 

Александр Маслаев

Александр Маслаев - самый недооцененный в андеграундной среде представитель «Слоновой четвёрки». Об Александре Витальевиче известно крайне мало. Он не интересен ни глянцевым изданиям, ни узкопрофильным журналам. Тем не менее, благодаря Олегу Мавроматти, некоторые подробности биографии Маслаева стали известны общественности.

Александр Маслаев получил среднее техническое образование, работал художником-оформителем, занимался живописью и копированием картин известных художников. Актёрство и акционизм были его хобби.

Склонность к провокациям наблюдалась у Маслаева со школьных времён. Ещё тогда он сдружился с Сашей Соколовым (который позже станет известным писателем-постмодернистом), вместе с которым троллил юных девиц.

В юности Маслаев попал в андеграундную диссидентскую среду. Как свободный художник Александр Маслаев особо себя не проявил и в «Бульдозерных выставках» участия не принимал.

В девяностые годы Александр Витальевич любил распространять в арт-тусовке легенды о самом себе. Многие верили, что Маслаев действительно долгие годы жил во Франции. Стиль в одежде, кучерявые волосы, борода и картавый говор артиста заставляли его коллег верить в этот миф.

Во время съёмок в фильмах «Тайная эстетика марсианских шпионов» и «Кокки – Бегущий Доктор» Маслаев проявил себя как одарённый актёр. Баскова и Мавроматти предложили ему сняться в «Зелёном слонике».

К моменту съёмок в этой культовой картине Маслаев был уже запойным алкоголиком и часто устраивал пьяные выходки (например, буянил в метро). На съёмочную площадку он всегда приносил дипломат с бутылкой водки и двумя луковицами. Этих двух продуктов Маслаеву вполне хватало для восполнения дефицита калорий и витаминов. Больше актёр ничего не ел и не пил.

Были у Маслаева и другие эксцентричные черты, характерные для одарённых людей. Маслаев не носил под брюками трусов и носков, предпочитая надевать женские колготки. Для него это был самый практичный и удобный вариант, а отношение окружающих к этому стилю одежды Маслаева не интересовало.

В начале двухтысячных Александр Маслаев издал на собственные деньги небольшое произведение под названием «Жить по-большому».

В этой книге Александр Витальевич поделился с читателями историей своей любви к шестнадцатилетней начинающей художнице по имени Нэр. История закончилась оральным соитием Маслаева и юной девушки.

Произведение написано лёгким, интересным и атмосферным языком. Фанатам «Зелёного слоника» оно обязательна к прочтению.

Книга была восстановлена благодаря усилиям Светланы Басковой и энтузиастам из группы ВК «BaskovaFilms». Дело в том, что Александр Маслаев издал книгу крошечным тиражом (не более двадцати экземпляров) и распространял её среди деятелей арт-тусовки. Но художники воспринимали творения Маслаева несерьёзно, считая их графоманией. Кроме того, и сам Александр Витальевич воспринимался ими как бездарный фрик, который приходит на вернисажи и выставки только ради фуршетов. Поэтому мало кто из художников сохранил «макулатуру» от Маслаева.

Но Светлана Баскова нашла это произведение и выложила его в сеть. У Александра Витальевича была ещё одна книга «Голубой принц». К сожалению, на данный момент она утрачена.

В 2018 году рассказ «Жить по-большому» был переиздан независимым издательством «Ча-Ща», который занимается распространением книг «безнадёжных писателей». Книга оформлена великолепно, а иллюстрации очень интересно дополняют рассказ.

К сожалению, «Ча-Ща» издало книгу Маслаева с нарушением авторских прав. Формальным наследником интеллектуальной собственности Маслаева является его сын Егор. На данный момент он не предъявлял издательству никаких претензий и, надеюсь, что этого не произойдёт и в будущем, ведь к произведениям искусства должен быть доступ у любого желающего.

Также книга «Жить по-большому» ценна и тем, что её автор описал в ней свою тогдашнюю семью: сына Егора, внучку и кота Кузю. Сын был любимым собутыльником Александра Витальевича, но иногда пьянки с Егором завершались поножовщиной. На момент написания книги Маслаев был вдовцом: его жена погибла из-за врачебной ошибки.

В «Жить по-большому» Александр Маслаев вспоминает и о съёмках фильма «Зелёный слоник». Приведу здесь этот отрывок:

Публика расходится, и я поднимаюсь к себе на чердак, в мастерскую. В двери записка, на этот раз от Ба, которая снимает кино и приглашает на очередную съёмку. Мне как-то неохота. Прошлые съёмки прошли пошло и как-то по-детски. Один герой какает другому в тарелку и преподносит это как подарок от всей души. Кончается всё избиением и бессмысленной руганью. Тут я краем уха услышал, что и моему герою грозит смерть, и мне стало совсем противно. В тот день я ещё успел заехать в Музей частных коллекций на открытие выставки какого-то наивного художника – впрочем, достаточно профессионального.

Короче, после скудного фуршета с шампанским и шоколадными конфетами моё настроение улучшилось, и я поехал на макаронную фабрику, где тот самый фильм снимался.

Далее Маслаев описывает съёмки знаменитого кровавого эпизода. Отрывок был приведён в соответствующем разделе. 

По словам Олега Мавроматти, Александр Витальевич любил не только шестнадцатилетних девиц. Он часто ошивался возле детских садиков и фотографировал маленьких девочек за жвачки.

Интересны музыкальные предпочтения Маслаева. У него был старенький, барахлящий и покрытый слоем копоти кассетный плейер Walkman, на котором он слушал одну единственную кассету с песнями группы «Nirvana» (как ни странно, это был не альбом «Nevermind», а менее известный «Bleach»). Другой музыки Александр Витальевич не признавал. Маслаев до того обожал эту группу, что хранил фотографию Курта Кобейна в своём кошельке. После смерти своего кумира Маслаев очень переживал.

Несмотря на несерьёзное отношение к съёмкам «Зелёного слоника», актёр согласился принять участие в следующей картине Басковой – «Пять бутылок водки». Работу Александра Витальевича в этой фильме можно назвать филигранной. Достаточно вспомнить сцену, где герой Маслаева кричал: «Дети! Подонки! Говно! Суки! Пять бутылок! Пять!» Актёрская работа Маслаева в «5БВ» является вершиной его творчества. За роль Саныча он без преувеличений заслуживает «Оскара».

Маслаев – единственный человек, спасший фильм «Голова» от полного провала. В рамках этой картины Александр Витальевич совершал во имя искусства настоящие подвиги. В одной из сцен он согласился сделать Пахому минет на камеру. Кадры были отсняты без особых протестов со стороны Александра Витальевича. Правда, перед съёмкой этой сцены актёр выпил для храбрости двести граммов водки.

Но позже этот эпизод всё же выбил его из колеи. После того как фильм «Голова» был полностью отснят, съёмочная группа решила устроить «шашлыки» на даче Пахома (которая использовалась в качестве одной из локаций картины). И в самый разгар гуляния Александр Витальевич сделал вид, что пошёл в туалет, и бесследно исчез. Его начали искать на машине, проезжая по окрестностям дачных посёлков. Маслаев был найдён лишь глубоким вечером, в рюмочной возле одной из железнодорожных станций в компании четырёх бомжей. На обращения коллег Маслаев не реагировал. Тогда стало понятно, что он затаил обиду на Баскову и Пахома (который, кстати, и предложил снять сцену с минетом).  

Тем не менее, Баскова продолжала считать Маслаева своим любимым актёром. Она пригласила его на съёмки «Моцарта». Александр Витальевич согласился, но часто опаздывал на съёмки. При этом у него не было мобильного телефона, поэтому съёмочной группе приходилось ждать его, не зная, придёт ли он на площадку или нет. 

После съёмок «Моцарта» (который многими кинокритиками и поклонниками считается самым слабым фильмом Светланы Басковой) актёр отказался от сотрудничества с Басковой, предпочтя съёмки в картинах Сергея Лобана. К сожалению, Лобан не дал Александру Витальевичу крупных ролей, ограничившись для него лишь ролью второго плана в фильме «Шапито-шоу». После этого творческий потенциал актёра угас.

Одним из последних перформансов Александра Маслаева была акция в Храме Христа Спасителя. Во время очередного «турне пояса Богородицы» актёр спрятал в пиджаке две бутылки пива, подошёл к мощам и начал молиться перед ними. В это время пиво выливалось из бутылок прямо на пол храма. Милиция обратила внимание на эту хулиганскую выходку Маслаева, но не стала его арестовывать, посчитав мужчину безобидным алкашом, который нарушил внутренний устав храма неосознанно. К тому же, это не выглядело явной провокацией, как у Pussy Riot.

Как и любой одарённый человек, в повседневной жизни Маслаев был эксцентричным и наивным человеком. Его доверчивость привела к тому, что однажды актёр поверил «нигерийскому письму» о якобы ожидающем его огромном наследстве. Будучи абсолютно уверенным в получении миллиона долларов, Маслаев занял у многих друзей огромные суммы и купил себе французский костюм за 1000 долларов, английский галстук за 200 и португальские ботинки за 700 (не отсылкой ли к этому случаю является одна из речей Саныча в фильме «Пять бутылок водки»?)

Кроме того, Маслаев перевёл «адвокату мистеру Мгамбе» три тысячи долларов. Разумеется, никакого наследства актёр не получил и остался с кучей долгов.

Из-за алкоголя у Маслаева начались проблемы со здоровьем. К концу жизни у актёра сильно ухудшилось зрение. Во время съёмок фильма «Голова» он фактически ничего не видел без очков, но вынужден был играть без них.

Актёр ещё мог вновь «зажечь» свой талант. Тем более, Светлана Баскова планировала снять Маслаева в фильме «За Маркса…» в роли отца владельца завода. Но творческие планы перечеркнула смерть актёра. Его маргинальный и аскетичный образ жизни привёл к запущенной пневмонии. В начале 2010 года великого артиста не стало. Долгое время на могиле Маслаева не был установлен памятник, а вместо него стоял деревянный крест. Лишь в 2018 году усилиями Светланы Басковой были собраны средства на установку памятной плиты.

Сейчас сыну Александра Витальевича, Егору, пятьдесят лет, и, несмотря на наличие высшего медицинского образования, он работает грузчиком в магазине. По словам Олега Мавроматти, Егор тоже является запойным алкоголиком. Продюсер «Зелёного слоника» объясняет это тем, что сын Маслаева якобы долгое время работал патологоанатомом, и алкоголь был единственным для него способом забыться.

Егор Александрович Маслаев

Свояченица Маслаева оставила на сайте kino-teatr.ru следующий отзыв об Александре Витальевиче:

 

Я - сестра жены Александра. Совершенно случайно узнала от племянника Егора о существовании этого сайта. Была очень удивлена некоторыми моментами, которые описываются в разделе биография актера, художника, журналиста, гения Маслаева Александра. Журналистом он никогда не был и официально не работал на этом поприще. Рисовал - это да! Увлекался натюрмортами и копиями. У меня есть его две копии с картин К. Моне и несколько натюрмортов с фруктами и цветами. Насколько я помню, последнее время он практически не рисовал. Насчет того, что он гениальный актер, я ничего не могу сказать, так как мне не нравятся фильмы, в которых он снимался. Да и разговаривая с ним, я помню, что он сам не очень высоко оценивал эту киноманию (особенно фильм "Голова"). Говорил, что занимается этим по приколу, что ему вся эта тусня помогает держаться на плаву. Похоронен он на Николо-Архангельском кладбище в одной могиле с матерью Рахилью Григорьевной и женой Верой Александровной (моей сестрой). Не могу сказать, что он был алкоголиком, но пил очень много. В семье всегда было трудно с деньгами, поэтому памятник на могиле обычный, тем более что там похоронены еще 2 человека. Егор никогда не работал паталогоанатомом. Да, у него медицинское образование. После срочной службы в армии он долгое время служил в медслужбе ФСО России. И насчет того, что он никому из родственников не нужен, это просто глупое утверждение. Мы его помним, любим. Для вас он - "полковник" (хотя он просто ненавидел все, связанное с армией), а для нас он - Шура Маслаев, и не гений от кино, живописи и журналистики, а простой человек в очках с толстыми линзами (которые делали его взгляд на этот мир обезоруживающим)!

Анатолий Осмоловский

Андеграундный деятель, художник и акционист Анатолий Осмоловский родился в Москве, в семье инженера. В восьмидесятые годы Анатолий под влиянием Аркадия Северного увлёкся поэзией и вошёл в поэтический кружок «Вертеп» (верьте поэзии). Печатался в журнале «Юность», был лично знаком с Вознесенским.

С восемнадцати лет вёл самостоятельную жизнь, первое время зарабатывал на фарцовке. Поступил на вечернее отделение технического вуза, но бросил его, не окончив. Был призван на срочную службу в ВДВ, но через несколько дней сказал своему сержанту, что ему тяжело находиться в замкнутом пространстве. Сержант открыл окно второго этажа и сказал: «Если тяжело – шагай с подоконника!» Анатолий попытался это сделать, но ошеломлённый сержант его остановил. Осмоловского положили на обследование в психиатрическую больницу, а через месяц комиссовали.

Вернувшись домой, Анатолий продолжил заниматься творчеством. Во времена распада СССР он переквалифицировался в акциониста и организовал движение «Э.Т.И.» В 1991 году движение устроило акцию «Хуй на Красной площади», которая была протестом против «закона о нравственности». Акционисты выложили своими телами нецензурное слово прямо перед Мавзолеем Ленина. Об этом мероприятии даже написал «Московский комсомолец».

Итог мог быть плачевен. Осмоловского собирались осудить по статье «Хулиганство», согласно которой ему грозило тюремное заключение. Но благодаря своей изворотливости (Осмоловский утверждал, что выкладывал не слово «хуй», а «геометрические фигуры»), многочисленным ходатайствам и протекции режиссёра Сергея Соловьёва, уголовное дело было закрыто за отсутствие состава преступления.

Свой самый известный перформанс Анатолий провёл в 1993 году, когда забрался на памятник Маяковскому и закурил «буржуйскую» сигару. Данная акция является отражением той эпохи, когда обычный человек мог организовать экскаватор и подняться на известный памятник в центре Москвы, не прося разрешение властей.

В арт-тусовке Осмоловский познакомился с Олегом Мавроматти и со своей будущей женой Светланой Басковой. Она и уговорила Анатолия сняться в «Зелёном слонике». Осмоловский себя актёром не считал, но согласился. После выхода фильма многие коллеги раскритиковали Анатолия, заявив о том, что он провалил свою роль. В качестве примера я приведу отзыв публициста Раймонда Крумгольда:

Фильм, который снимается в режиме импровизации, очень зависит от таланта актёров и их взаимодействия в кадре. В этом плане, на мой взгляд, у фильма есть один минус. Это Осмоловский в роли офицера. Он абсолютно деревянный. И офицерская форма на этом классическом леваке просто висит. Впрочем сам Олег Мавроматти считает, что Осмоловский со своей ролью справился хорошо.

После таких отзывов художник бросил кинематограф. А жаль! На самом деле, Анатолий Феликсович потрясающе сыграл Капитана, а его персонаж стал олицетворением командира-тирана. Все фразы, сказанные им в фильме, стали крылатыми. Поэтому я больше согласен с мнением Олега Мавроматти.

К сожалению, во время съёмок Анатолий не нашёл общего языка с Александром Маслаевым и обзывал его «пидором».

О «Зелёном слонике» Анатолий Осмоловский вспоминать не любит. Он с неохотой отозвался на просьбу Басковой посмотреть отрывок, чтобы разрешить спор «Орёл или орём?» Видно, что художнику неприятно вспоминать тот период своего творчества, и он старается поскорее покинуть комнату, пока экран не начал демонстрировать его эротическую сцену с Епифанцевым ( https://www.youtube.com/watch?v=nJauDgZI4zQ ).

Тем не менее, Осмоловский оставил положительный отзыв о фильме:

 

Мне понравилось очень. Просто беспредел какой-то совсем запредельный. Я бы сказал, что это изобразительное искусство. Пахомов – это нечто фантастическое…

 

Спустя годы Анатолий Осмоловский сильно располнел («Стал здоровый, как пельмень»). Но в работе и в личной жизни у него всё в порядке. У Анатолия счастливая семья. У него есть любимые жена и сын.

На сегодняшний момент Осмоловский издаёт журнал «Радек» и в рамках основанного им же института «База» читает со Светланой Басковой лекции о современном искусстве. Анатолий Феликсович продолжает и свою творческую жизнь. В 2007 году он стал лауреатом Премии Кандинского в номинации «Художник года».

В том же 2007 году Анатолий Осмоловский принял участие в известной телеигре «Сто к одному». Посмотреть этот выпуск можно здесь: https://www.youtube.com/watch?v=ool3CBzJY5M

Олег Мавроматти

Продюсера «Зелёного слоника» я намеренно поставил последним в списке создателей картины. Но не потому, что он отличился наименьшим вкладом. Совсем наоборот: Олег Мавроматти сыграл самую важную роль в съёмках «Слоника», но при этом незаслуженно остался в тени. Олег был продюсером картины, вкладывал в неё свои личные деньги, отвечал за постановку, свет и операторскую работу. Именно Олег Мавроматти занимался монтажом и спецэффектами. Кроме того, он создал ту неповторимую атмосферу и своим примером заставлял актёров идти на подвиги. Без Мавроматти не состоялась бы и раскрутка «Зелёного слоника».   

Стоит отметить, что ради «Зелёного слоника» Мавроматти наплевал на свои творческие амбиции и отказался от съёмок собственной картины.

Мавроматти – известный в России и за рубежом художник, режиссёр и деятель акционизма. Родился в Волгограде в семье рабочего подшипникового завода. В детстве увлекался научными и художественными журналами, рисовал комиксы. Будучи школьником, прочитал в одном журнале разгромную статью о Sex Pistols, и заинтересовался идеями этой группы. Вскоре сам стал панком. В старшей школе увлёкся «Новой волной» и стал одеваться, как лондонский денди (или «пидор», как говорили советские люди). Любил провоцировать жителей Волгограда, целуясь с юношами. Позже заинтересовался радикальными левыми идеями, начал издавать нелегальный журнал, жёстко критикующий советскую власть. Олег был очень тяжёлым подростком, часто ссорился с родителями, а позже и вовсе перестал с ними общаться.

Деятельностью Мавроматти заинтересовался КГБ. Олега отправили в психушку, где попытались сделать его жертвой карательной психиатрии, пичкая опасными лекарствами. Из психушки юноша вышел сильно располневшим, у него был нарушен обмен веществ. Но, благодаря своему упорству, молодой человек вскоре похудел.

В «лихие девяностые» Олег попытался снять в Волгограде фильм, для чего взял взаймы у бандитов сорок тысяч долларов (огромную по тем временам сумму). Разумеется, никакого профита от созданной картины Мавроматти не получил и, чтобы не быть убитым, вынужден был имитировать суицид («утонул в проруби»), после чего сбежал в Москву.

В Москве Мавроматти бомжевал и голодал, но продолжал заниматься живописью и акционизмом. В 1991 году с его творчеством познакомился Анатолий Осмоловский. Он разрешил Мавроматти жить в его мастерской.

В середине девяностых Мавроматти устраивал вернисажи в центре Марата Гельмана и занимался видеоартом. Именно Олег обратил внимание на режиссёрский талант Светланы Басковой и уговорил её начать кинематографическую карьеру. Вместе с Басковой он снял картины «Тайная эстетика марсианских шпионов», «Кокки – Бегущий доктор» и, конечно, «Зелёный слоник».

После «Слоника» Мавроматти создал свой сольный magnum opus – фильм «Выблядки», в котором от первого лица рассказывается история жизни гопника. В этой картине великолепно проявил себя актёр Юрий Звёздный, сыгравший главную роль. Юрий, несмотря на своё интеллигентное происхождение, сумел перевоплотиться в маргинала.

э

 Многих людей «Выблядки» могут шокировать даже больше, чем «Зелёный слоник». В этой картине демонстрируется минет в настолько неприличной форме, что явно оскорбит и разозлит верующих людей (в этом эпизоде Юрий Звёздный проткнул своим половым членом икону). Также в «Выблядках» демонстрируется сцена сексуального издевательства над грудным ребёнком (на самом деле, на губах младенца был йогурт).

В 2000 году Мавроматти стал продюсером ещё одной удачной картины Басковой «Пять бутылок водки». Но после съёмок этого фильма ему пришлось прекратить сотрудничество со Светланой по причине вынужденной эмиграции. После этого в творчестве обоих художников наметился серьёзный спад. И это подтверждает тот факт, что и «Зелёный слоник» и «Пять бутылок водки» были результатом командной работы. Несмотря на все споры между Мавроматти и Басковой, на выходе получались шедевры, потому что художники приходили к единому, более верному подходу.

 В апреле 2000 года Олег Мавроматти провёл акцию «Не верь глазам», в рамках которой было совершено «распятие» акциониста. Мавроматти был привязан верёвками к доскам, напоминающим по форме крест, а его руки были прибиты к этой доске гвоздями. В таком положении Олег находился достаточно долго, пока боль не стала нестерпимой. Лицезреть акцию (правда, в очень плохом качестве) можно на YouTube-канале Олега: https://www.youtube.com/watch?v=qYXCrbL8zvU

Во время вбивания гвоздей Мавроматти почти не почувствовал боли из-за холода и переизбытка адреналина. Но, когда он вернулся в свою мастерскую, его руки сильно распухли (стали как боксёрские перчатки), а температура тела поднялась до сорока градусов. Была угроза ампутации конечностей, но Олегу повезло: он не стал инвалидом. Несмотря на перенесённый ужас, Мавроматти дважды повторил акцию, но уже в помещении. Телепередача «Человек и закон» резко отрицательно оценила деятельность акциониста.

После жалобы православных активистов представители ОМОНа ворвались в квартиру Мавроматти и провели там обыск. У Олега были изъяты все его картины, диски, плёнки и кассеты. Правоохранительные органы конфисковали даже те фильмы, к созданию которых Мавроматти не имел никакого отношения (обычные кассеты с боевиками, комедиями и порнографией). Таким образом, все тогдашние творческие начинания Мавроматти канули в лету. И о сохранности материалов чекисты, судя по всему, не особо беспокоятся. Возможно, все они давно уничтожены или размагничены.

Следователь намекнул Мавроматти, что против него будет возбуждено уголовное дело об оскорблении чувств верующих. После этого Олег вынужден был бежать из России. Он эмигрировал сначала в Болгарию, а потом в США.

Сейчас Олег проживает в Нью-Йорке, занимается творчеством и снимает фильмы-перформансы («Дуракам здесь не место», «Обезьяна, страус и могила»). Художник очень скучает по России и русскому языку. Именно для того, чтобы общаться с носителями языка, он и зарегистрировался на YouTube и в социальных сетях.

Олег Мавроматти - единственный из создателей «Зелёного слоника», кто по достоинству оценивает этот фильм и считает его вершиной своего творчества и творчества Светланы Басковой. Именно Олег разложил по полочкам всю историю создания картины и её смысл. Благодаря Мавроматти, была собрана большая часть информации о «Слонике», которая вошла в этот научный трактат. К сожалению, другие создатели не могут, не хотят, не помнят и не любят вспоминать все аспекты создания этой ленты.

Также Олег принимал участие в разработке компьютерной игры по «Зелёному слонику» (Green Elephant: The Game), но в данный момент проект заморожен и вряд ли когда-нибудь будет реализован.

Мавроматти пока не может позволить себе вернуться в Россию. В данный момент он находится в федеральном розыске и обвиняется в разжигании межнациональной розни. Возвращение на родину обязательно закончится для Олега тюремным заключением.

О личной жизни Мавроматти ничего не известно, кроме того, что он холост. Однако, судя по блогу, пятидесятитрёхлетний художник тесно общается с болгарской художницей-акционисткой Боряной Росса. Вместе с ней он провёл большое количество совместных акций, кроме того, именно Боряна снимала все выпуски «Энциклопедии «Зелёного слоника»», которая выходила на YouTube-канале Олега Мавроматти ultrafuturo ultral. 

 

В конце раздела я бы хотел поблагодарить всех создателей «Зелёного слоника» за их спокойное отношение к использованию отрывков из фильма в интернете. Ни Светлана Баскова, ни Олег Мавроматти не качают авторские права, благодаря чему фильм свободно распространяется в сети, а на его основе создаются компьютерные игры, прикольные ролики и картинки, музыкальные фрагменты и мемы.

Лишь в 2015 году на просторах Ютуба появилось некое ООО «ВебКонтроль», которое объявило себя правообладателем картины. Благодаря деятельности этой шарашкиной конторы, многие видео, созданные на основе «Зелёного слоника», были заблокированы. Официально «ВебКонтроль» занимались защитой авторских прав, но дело в том, что ни Баскова, ни Мавроматти о своих правах не заявляли и жалоб не писали. К счастью, инцидент был исчерпан, а все видео восстановлены, однако представители «Вебконтроля» наказания избежали.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 3372; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.179 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь