Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БОРЬБА, БДИТЕЛЬНОСТЬ И РАСПОЗНАВАНИЕ ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
158. Христианская жизнь – это постоянная борьба. Нам нужны сила и мужество, чтобы противостоять искушениям дьявола и провозглашать Евангелие. Эта борьба прекрасна, поскольку она позволяет нам каждый раз праздновать победу Господа в нашей жизни.
Борьба и бдительность
159. Речь идет не только о борьбе с миром и мирским менталитетом, обманывающим и отупляющим нас, и делающим нас посредственными и лишенными обязательств и радости. Эта борьба не сводится только к борьбе с собственной слабостью и с собственными наклонностями (которые у каждого свои: лень, похоть, зависть, ревность и т.д.). Но речь идет и о непрерывной борьбе с дьяволом, который – князь зла. Сам Иисус празднует наши победы. Он радовался, когда Его ученикам удавалось добиться прогресса в проповеди Евангелия и преодолеть сопротивление лукавого, и Он ликовал: «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк 10, 18).
Больше, чем миф
160. Мы не признаем существование дьявола, если будем упорствовать в том, чтобы смотреть на жизнь, исключительно с эмпирическими критериями без учета сверхъестественной стороны. Именно убежденность в том, что эта злая сила находится среди нас, позволяет нам понять, почему зло порой обладает такой разрушительной силой. Это правда, что библейские авторы обладали ограниченным понятийным багажом, чтобы выразить некоторые реалии, и что во времена Иисуса можно было перепутать, например, эпилепсию с одержимостью дьяволом. Однако это не должно приводить нас к такому упрощению реальности, чтобы мы говорили, что все рассказанные в Евангелиях случаи были психическими заболеваниями, а в итоге значит: дьявол или не предпринимает никаких действий, или не существует. Дьявол присутствует уже на первых страницах Писания, которые заканчиваются победой Бога над ним [120]. В самом деле, когда Иисус оставил нам молитву «Отче наш», Он восхотел, чтобы мы заканчивали ее просьбой к Отцу освободить нас от лукавого (злого, лат.: «a malo»). Использованное здесь слово говорит не только об абстрактном зле (лат.: malum), его более точный перевод будет писаться с большой буквы: «Злого», Лукавого. Это указывает на обладающее личностью существо, преследующее нас. Иисус просил нас ежедневно просить об освобождении от него, чтобы его сила не господствовала над нами.
161. Следовательно, мы не должны думать о дьяволе как о мифе, образе, символе, фигуре речи или идее [121]. Подобное заблуждение ведет нас к бездействию и беспечности и делает нас более уязвимыми. Ему не нужно нами обладать. Он отравляет нас ненавистью, унынием, завистью и пороками. Так, пока мы ослабляем бдительность, он пользуется этим, чтобы разрушить нашу жизнь, наши семьи и наши общины, потому что он «ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет 5, 8).
Бодрствующие и уповающие
162. Слово Божье ясно призывает нас «стать против козней диавольских» (Еф 6, 11) и «угасить все раскаленные стрелы лукавого» (Еф 6, 16). Это не поэтический оборот речи, поскольку наш путь к святости это непрерывная борьба. Те, кто не хочет признать этого, будут подвержены провалам и посредственности. Для этой борьбы у нас есть мощное оружие, которое дает нам Господь: вера, которая выражается в молитве, размышления над Словом Божьим, служение Святой Мессы, Евхаристическая адорация, примирение в Таинствах, дела милосердия, жизнь в общине, миссионерское рвение. Если мы будем беспечны, то лживые обещания лукавого нас легко соблазнят, поскольку, как говорил святой отец Брочеро, «что толку, что Люцифер обещает освободить вас и даже впустить в недра всех своих благ, если эти блага обманчивы и отравлены?» [122].
163. На пути к святости, развитие добра, духовное созревание и рост любви – это лучший противовес злу. Никто не сможет сопротивляться ему, если решит остаться в мертвой точке, если удовлетворится малым и откажется от своей мечты предложить Господу самое прекрасное, что у него есть. Хуже того, если он впадет в дух пораженчества, поскольку «тот, кто без такой уверенности вступает в битву, уже наполовину проиграл ее и похоронил свои таланты. [...] Христианский триумф – это всегда крест, но крест – это одновременно и знамя победы, его несут с ратной любовью навстречу натиску зла» [123].
Духовная деградация
164. Путь святости – это источник мира и радости, дарованный нам Духом, и в то же время требующий от нас, чтобы наши светильники всегда были зажженными (ср.: Лк 12, 35), а мы – бдительными: «Удерживайтесь от всякого рода зла» (1 Фес 5, 22). «Бодрствуйте» (Мф 24, 42; ср.: Мк 13, 35). «Не будем спать» (1 Фес 5, 6), поскольку те, кто думают, что не совершают никаких тяжких грехов против Закона Божьего, могут впасть в состояние отупения или сонливости. Поскольку они не видят ничего серьезного, в чём можно было бы себя упрекнуть, они не обращают внимания на ту теплохладность, которая мало-помалу завладевает их духовной жизнью, портя и развращая ее.
165. Духовная деградация хуже падения грешника, поскольку речь идет об удобной и самодовольной форме слепоты, где всё в итоге кажется дозволенным: обман, клевета, эгоизм и множество едва различимых форм зацикленности на себе, ведь «сам сатана принимает вид Ангела света…» (2 Кор 11, 14). Так окончил свою жизнь Соломон, тогда как большой грешник Давид, смог преодолеть свою ничтожность. От этого обманчивого искушения, незаметно приводящего к деградации, нас предостерегал Иисус, упоминая о человеке, освобожденном от дьявола, который, считая, что теперь его жизнь чиста, в конце концов стал одержимым семью другими нечистыми духами (ср.: Лк 11, 24-26). В одном библейском тексте использован сильный образ: «Пес возвращается на свою блевотину» (2 Пет 2, 22, ср.: Притч 26, 11).
Распознавание
166. Как мы можем узнать, исходит ли что-то от Духа Святого, или же проистекает от мирского духа или духа дьявола? Единственный способ сделать это – это распознавание, которое подразумевает не только хорошие способности к размышлению или здравый смысл, но также и дар, о котором мы должны просить. Если мы с доверием просим о нём у Святого Духа, и одновременно стремимся развивать его при помощи молитвы, размышлений, чтения и доброго совета, наши духовные возможности в этом отношении непременно возрастут.
Насущная необходимость
167. Сегодня дар распознавания стал особенно необходимым, так как современная жизнь предлагает огромные возможности для действий и развлечений, и мир представляет все их виды уместными и хорошими. Все люди, а особенно молодежь, подвержены зеппингу (переключению каналов). Стало возможным пользоваться одновременно двумя или тремя электронными устройствами, общаясь с другими в одно и то же время в разных виртуальных средах. Без мудрости распознавания мы легко можем стать марионетками, увлекаемыми мимолетными тенденциями.
168. Распознавание оказывается особенно важным, когда в нашей жизни появляется какая-то новизна, и мы должны выяснить, является ли она новым вином от Бога или же обманчивой новизной от мирского духа или духа дьявола. В других случаях происходит и обратное: когда силы зла побуждают нас не меняться, оставляя всё как есть, и делать выбор в пользу косности или суровости. В этом случае мы препятствуем дуновению Духа. Мы свободны благодаря свободе Иисуса Христа, но Он призывает нас наблюдать за тем, что внутри нас – за нашими желаниями, тревогами, страхами и устремлениями, и тем, что вне нас – за «знамениями времен», чтобы опознавать пути, ведущие к полной свободе: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес 5, 21).
Всегда в свете Господа
169. Распознавание необходимо не только в исключительных случаях, во время необходимости решать серьезные проблемы или принимать важные решения, но это орудие борьбы за то, чтобы лучше следовать за Господом. Оно нужно нам всегда, чтобы мы могли быть готовыми разглядеть времена Божьи и Его благодать, не упустить вдохновений Господа и не пропустить Его призыва к росту. Часто это происходит в мелочах, в том, что кажется незначительным, но великодушие проявляется в простом и повседневном [124]. Речь идет о том, чтобы не ограничивать великое, лучшее и прекрасное, но в то же время сосредотачиваться на малом – на сегодняшней самоотдаче. Поэтому я прошу всех христиан, не переставать ежедневно делать «испытание совести» в диалоге с любящим нас Господом. Наряду со всем этим, распознавание ведет нас к обнаружению конкретных средств, которые Господь в Своем таинственном плане любви предназначил для того, чтобы мы не останавливались лишь на благих намерениях.
Сверхъестественный дар
170. Разумеется, духовное распознавание не исключает вклада человеческой мудрости: экзистенциальной, психологической, социологической или моральной. Но оно выходит за ее рамки. Для него недостаточно даже мудрых норм Церкви. Давайте никогда не будем забывать о том, что распознавание – это благодать. Хотя оно и включает в себя разум и здравомыслие, но превосходит их, поскольку речь идет о смутном различении тайны единственного и неповторимого плана, который Бог имеет для каждого из нас, и который осуществляется на фоне самых разнообразных ситуаций и ограничений. На кону стоит не только временное благосостояние, не только удовлетворение от совершения чего-то полезного, и даже не желание иметь спокойную совесть, – на кону стоит смысл моей жизни пред Отцом, Который меня знает и любит, ее подлинный смысл, о котором никто не знает лучше Него. В конечном счете, распознавание ведет к самому неумирающему Источнику жизни, то есть к познанию Отца, единого истинного Бога и посланного Им Иисуса Христа (ср.: Ин 17, 3). Оно не требует особых способностей и не является прерогативой самых умных или образованных, ведь Отец с радостью открывает Себя скромным (ср.: Мф 11, 25).
171. Хотя Господь обращается к нам очень разными способами: в нашей работе и через других людей, и в любое время, нельзя отказываться от тишины основательной молитвы, чтобы лучше воспринять Его язык и истолковать реальное значение вдохновений, которые, по нашему мнению, мы получили, чтобы унять тревоги и восстановить полноту собственной жизни в Божьем свете. Так мы сможем позволить появиться на свет новому синтезу, истекающему из жизни, озаренной Духом.
Говори, Господи
172. Тем не менее, может случиться так, что даже в самой молитве, мы будем избегать встречи со свободой Духа, Который действует, как пожелает. Следует напомнить, что молитвенное распознавание должно исходить из готовности слушать Господа, других и саму реальность, которая всегда по-новому бросает нам вызов. Только тот, кто готов слушать, свободен отказаться от собственной частичной или неполной точки зрения, собственных привычек и планов. Так он становится действительно готовым к тому, чтобы принять такой вызов, который разрушает его чувство стабильности, но ведет к лучшей жизни, поэтому недостаточно, чтобы всё шло хорошо и спокойно. Бог может предлагать нечто большее, но в нашей удобной невнимательности мы не разглядим этого.
173. Такое отношение к слушанию, разумеется, включает в себя послушание Евангелию, как окончательному критерию, а также Магистериуму, стоящему на его страже, в попытке найти в сокровищнице Церкви то, что сегодня было бы для спасения наиболее плодотворным. Речь не идет о том, чтобы прибегать к рецептам или же воспроизводить прошлое, поскольку одни и те же решения не являются действенными в любых обстоятельствах и то, что было полезным в одной ситуации, может не быть таковым в другой. Распознавание духов освобождает нас от жесткости, которой нет места пред лицом Вечного ныне Воскресшего. Только Дух умеет проникать в самые темные изгибы реальности и принимать в расчет все ее оттенки, чтобы новизна Евангелия проявилась вновь.
Логика дара и креста
174. Существенным условием для прогресса в распознавании является воспитание понимания Божьего терпения и Его времен, которые нам не принадлежат. Он не проливает огня на неверных (ср.: Лк 9, 54) и не позволяет ревностным «выбрать плевелы», растущие рядом с пшеницей (ср.: Мф 13, 29). Также необходима щедрость, поскольку «блаженнее давать, нежели принимать» (Деян 20, 35). Распознавание заключается не в том, чтобы обнаружить, что еще мы можем извлечь из этой жизни, но в том, чтобы выяснить, как мы можем лучше выполнить ту миссию, которая была доверена нам при крещении, и это подразумевает готовность к отказу, даже к отказу от всего, поскольку счастье парадоксально, и оно дарит нам лучший опыт, когда мы принимаем эту таинственную логику, которая не от мира сего, и о которой говорил святой Бонавентура, указывая на крест: «Вот наша логика» [125]. Если человек принимает эту динамику, он не дает притупить свою совесть и щедро открывается распознаванию.
175. Когда в Божьем присутствии мы исследуем тропы жизни, исключенных пространств не остается. Во всех сферах нашей жизни мы можем продолжать расти и отдавать Ему нечто большее, даже в тех из них, в которых мы испытываем наиболее сильные трудности. Но нужно просить Святого Духа освободить нас и изгнать этот страх, который препятствует Ему войти в некоторые сферы нашей жизни. Просящий от нас всего, Он же и дает нам всё, и не хочет входить в нас, чтобы травмировать или ослабить, но чтобы дать нам полноту. Это заставляет нас увидеть, что распознавание это не сосредоточенный на себе самоанализ, не эгоистичная интроспекция, но подлинное устремление от самих себя к тайне Бога, Который помогает нам жить миссией, к которой призвал нас во благо наших братьев.
* * *
176. Я хочу, чтобы Мария увенчала эти размышления, потому что Она, как никто другой, жила заповедями блаженств Иисуса. Она трепетала от радости в Божьем присутствии, сохраняла всё в сердце Своем, и дала пронзить Себя мечом. Она святая среди святых, самая благословенная, Та, что показывает нам путь святости и сопровождает нас. Она не позволяет нам оставаться павшими, и порой, не осуждая, несет нас в Своих руках. Беседа с Ней утешает, освобождает и освящает нас. Нашей Матери не нужно много слов, Ей не нужно, чтобы мы излишне старались объяснить, что с нами происходит. Достаточно шептать снова и снова: «Радуйся, Мария…».
177. Я надеюсь, что эти страницы будут полезны для того, чтобы вся Церковь посвятила себя поощрению стремления к святости. Давайте попросим Святого Духа вселить в нас горячее желание стать святыми к большей славе Божьей, и будем поощрять друг друга в этом стремлении. Так мы разделим счастье, которого мир не сможет у нас отнять.
Дано в Риме, у Святого Петра, 19 марта в Торжество Святого Иосифа, в 2018 году, в шестой год моего Понтификата.
Франциск
[1] Бенедикт XVI, Проповедь на торжественное начало служения Петра (24 апреля 2005): AAS 97 (2005), 708. [2] Такие процессы в любом случае подразумевают наличие ореола святости и совершение добродетелей, по крайней мере в обычной степени: Motu proprio Maiorem hac dilectionem (11 июля 2017), раздел 2c: L’Osservatore Romano (12 июля 2017), стр. 8. [3] II Ват. Собор, Догм. конст. о Церкви Lumen g entium, 9. [4] Cр.: Жозеф Малег, Pierres noires. Les classes moyennes du Salut, Париж 1958. [5] II Ват. Собор, Догм. конст. о Церкви Lumen g entium, 12. [6] Verborgenes Leben und Epiphanie: GW XI, 145. [7] Св. Иоанн Павел II, Апостол. послание Novo millennio ineunte (6 января 2001), 56: AAS 93 (2001), 307. [8] Апостол. послание Tertio millennio adveniente (10 ноября 1994), 37: AAS 87 (1995), 29. [9] Проповедь на экуменическое воспоминание свидетелей веры XX века (7 мая 2000), 5: AAS 92 (2000), 680-681. [10] II Ват. Собор, Догм. конст. о Церкви Lumen g entium, 11. [11] Ханс Урс фон Бальтазар, „Богословие и святость”, Communio 6 (1987), 489. [12] Духовная песнь B, Пролог, 2. [13] Там же, XIV-XV, 2. [14] Ср.: Катехеза (19 ноября 2014): L’Osservatore Romano, еженедельное издание на испанском языке (21 ноября 2014), p. 16. [15] Св. Франциск Сальский, Трактат о любви к Богу, VIII, 11. [16] Пять хлебов и две рыбки: радостное свидетельство веры от страдания в тюрьме, Мехико 19999, 21. [17] Конференция Католических Епископов Новой Зеландии, Исцеляющая любовь (1 января 1988). [18] Ср.: Духовные упражнения, 102-312. [19] Катехизис Католической Церкви, 515. [20] Там же, 516. [21] Там же, 517. [22] Там же, 518. [23] Там же, 521. [24] Бенедикт XVI, Катехеза (13 апреля 2011): L’Osservatore Romano, еженедельное издание на испанском языке (17 апреля 2011), стр. 11. [25] Там же. [26] Ср.: Ханс Урс фон Бальтазар, „Богословие и святость”, Communio 6 (1987), 486-493. [27] Хавьер Субири, Природа, история, Бог, Мадрид 19993, 427. [28] Карло. М. Мартини, Исповеди Петра, Эстелья 1994, 76. [29] Необходимо отличать такие поверхностные развлечения от здоровой культуры досуга, которая открывает нас другим и реальности с созерцательным и открытым духом. [30] Св. Иоанн Павел II, Проповедь на Мессу канонизации (1 октября 2000), 5: AAS 92 (2000), 852. [31] Региональная Епископская Конференция Западной Африки, Пастырское послание на окончание II Пленарной Ассамблеи (29 февраля 2016), 2. [32] La femme pauvre, Париж, 1897, II, 27. [33] Ср.: Конгрегация доктрины веры, Послание Placuit Deo, о некоторых аспектах христианского спасения (22 февраля 2018), 4: L’Osservatore Romano (2 марта 2018), стр. 4-5: «Как неопелагианский индивидуализм, так и неогностическое пренебрежение телом, искажают исповедание веры во Христа, единственного и вселенского Спасителя». В этом документе находятся доктринальные обоснования понимания христианского спасения в соотношении с современными неогностическими и неопелагианскими отклонениями. [34] Апостол. Увещев. Evangelii gaudium (24 ноября 2013), 94: AAS 105 (2013), 1060. [35] Там же: AAS 105 (2013), 1059. [36] Проповедь на Мессе в Доме Святой Марфы (11 ноября 2016): L’Osservatore Romano (12 ноября 2016), стр. 8. [37] Как учил св. Бонавентура: «Необходимо оставить действия разума, преобразить и перенести в Бога высший порыв души […] В этом вопросе бессильна природа, не очень многим может помочь усердие, мало что даст исследование, но много может дать помазание: мало даст язык, но много – внутренняя радость, мало даст слово и книга, но всё – дар Бога, то есть Святого Духа, мало или ничего не даст творение, но всё – творящая сущность, Отец и Сын и Святой Дух» (Путеводитель души к Богу, VII, 4-5). [38] Послание Великому Канцлеру Папского Католического Университета Аргентины по случаю столетия Богословского факультета (3 марта 2015): L’Osservatore Romano (10 марта 2015), стр. 6. [39] Апостол. Увещев. Evangelii gaudium (24 ноября 2013), 40: AAS 105 (2013), 1037. [40] Видеопослание на Международный богословский конгресс Папского Католического Университета Аргентины (1-3 сентября 2015): AAS 107 (2015), 980. [41] Постсинодал. Апостол. Увещев. Vita consecrata (25 марта 1996), 38: AAS 88 (1996), 412. [42] Послание Великому Канцлеру Папского Католического Университета Аргентины по случаю столетия Богословского факультета (3 марта 2015): L’Osservatore Romano (10 марта 2015), стр. 6. [43] Послание Фра Антонио, 2: FF 251. [44] Семь даров Святого Духа, 9, 15. [45] Там же, In IV Sent., 37, 1, 3, ad 6. [46] Апостол. Увещев. Evangelii gaudium (24 ноября 2013), 94: AAS 105 (2013), 1059. [47] Ср.: Св. Бонавентура, Шесть крыльев Серафима 3, 8: «Non omnes omnia possunt». Следует понимать это в соответствии с Катехизисом Католической Церкви, 1735. [48] Св. Фома Аквинский, Сумма теологии I-II, вопрос 109, раздел 9, ответ на возражение 1: «Благодать в некотором смысле несовершенна, поскольку она не полностью исцеляет человека». [49] Ср.: О природе и благодати (De natura et gratia), XLIII, 50: PL 44, 271. [50] Исповедь X, 29, 40: PL 32, 796. [51] Ср.: Апостол. Увещев. Evangelii gaudium (24 ноября 2013), 44: AAS 105 (2013), 1038. [52] Христианская вера понимает благодать, как предшествующую, сопровождающую и следующую за нашими действиям (Ср.: Тридентский Вселенский Собор, Сессия VI, Декрет de iustificatione, Об оправдании, гл. 5: DH, 1525). [53] Ср.: Беседы на Послание к Римлянам, IX, 11: PG 60, 470. [54] Беседа о смиренномудрии: PG 31, 530. [55] Канон 4, DH 374. [56] Сессия VI, Декрет de iustificatione, Об оправдании, гл. 8: DH 1532. [57] Пункт 1998. [58] Там же, 2007. [59] Св. Фома Аквинский, Сумма теологии I-II, вопрос 114, раздел 5. [60] Св. Тереза из Лизьё, „Молитва о принесении себя в жертву милосердной Любви”. [61] Лусио Хера, „О тайне бедняка”, в P. Grelot-L. Gera-A. Dumas, El Pobre, Буэнос-Айрес 1962, 103. [62] Таково в итоге католическое учение о «заслугах», последующих за оправданием: речь идет о сотрудничестве оправданного в деле развития благодатной жизни (Ср.: Катехизис Католической Церкви, 2010). Но это сотрудничество никоим образом не делает само оправдание и дружбу с Богом предметом человеческих заслуг. [63] Ср.: Апостол. Увещев. Evangelii gaudium (24 ноября 2013), 95: AAS 105 (2013), 1060. [64] Сумма теологии I-II, вопрос 107, раздел 4. [65] Проповедь во время Юбилея социально исключенных людей (13 ноября 2016): L’Osservatore Romano (14-15 ноября 2016), стр. 8. [66] Ср.: Проповедь в Доме Святой Марфы (9 июня 2014): L’Osservatore Romano, еженедельное издание на испанском языке (13 июня 2014), стр. 11. [67] Порядок второй и третьей заповеди блаженств разнится в соответствии с различными текстовыми традициями. [68] Духовные упражнения, 23. [69] Рукопись C, 12r. [70] Начиная со времен патристики, Церковь ценит дар слез, что также можно увидеть в красивой молитве Ad petendam compunctionem cordis: «Господи, всемогущий и кротчайший, Ты, ради жаждущего народа соделал так, чтобы из скалы хлынул источник воды живой, соделай же, чтобы из твердости сердец наших потекли слезы раскаяния, чтобы мы, оплакивая свои грехи, по Твоему милосердию обрели прощение» (Римский Миссал, типовое издание 1962, стр. [110]). [71] Катехизис Католической Церкви, 1789; Ср.: 1970. [72] Там же, 1787. [73] Диффамация и клевета словно террористический акт: бросается бомба, которая разрушает, а нападавший остается счастливым и спокойным. Это очень отличается от благородства того, кто подходит поговорить лицом к лицу, со спокойной искренностью, думая о благе другого. [74] В некоторых случаях может быть необходимо поговорить о трудностях кого-то из братьев. В таких случаях может случиться так, что вместо объективного факта будет передан его пересказ. Но страсти искажают конкретную реальность факта, превращая его в пересказ, который в конечном счете оказывается отягощен субъективизмом. Так разрушается реальность и не уважается правда другого. [75] Апостол. Увещев. Evangelii gaudium (24 ноября 2013), 218: AAS 105 (2013), 1110. [76] Там же, 239: 1116. [77] Там же, 227: 1112. [78] Энциклика Centesimus annus (1 мая 1991), 41c: AAS 83 (1991), 844-845. [79] Апостол. послание Novo millennio ineunte (6 января 2001), 49: AAS 93 (2001), 302. [80] Там же . [81] Булла Misericordiae Vultus (11 апреля 2015), 12: AAS 107 (2015), 407. [82] Давайте вспомним реакцию доброго самаритянина на человека, которого бандиты оставили полумертвым на краю дороги (Ср.: Лк. 10,30-37). [83] Конференция Католических Епископов Канады. Комиссия по социальным вопросам, Открытое письмо членам Парламента, The Common Good or Exclusion: A Choice for Canadians (1 февраля 2001), 9. [84] Ср.: V Генеральная Конференция Латиноамериканского и Карибского Епископата, в соответствии с неизменным Учительством Церкви учила, что человек «всегда священен, от момента своего зачатия, на всех этапах своего существования, до естественной смерти и после смерти», и что его жизнь следует оберегать от момента зачатия, на всех этапах его жизни до естественной смерти» (Документ Апаресиды, 29 июня 2007, 388,464). [85] Устав, 53, 1: PL 66, 749. [86] Ср.: Там же, 53, 7: PL 66, 750. [87] Там же, 53, 15: PL 66, 751. [88] Булла Misericordiae Vultus (11 апреля 2015), 9: AAS 107 (2015), 405. [89] Там же , 10: AAS 107 (2015), 406. [90] Постсинодал. Апостол. Увещев. Amoris laetitia (19 марта 2016), 311: AAS 108 (2016), 439. [91] Апостол. Увещев. Evangelii gaudium (24 ноября 2013), 197: AAS 105 (2013), 1103. [92] Ср.: Сумма теологии II-II, вопрос 30, раздел 4. [93] Там же, ответ на возражение 1. [94] Христос в нищих, Мадрид 1981, 37-38. [95] Существует множество форм травли (буллинга), которые, хотя и могут казаться утонченными, уважительными и даже очень духовными, причиняют большое страдание и вред самооценке других. [96] Предостережения, 13b. [97] Там же, 13a. [98] Дневник, p. 132. [99] Св. Фома Аквинский, Сумма теологии I-II, вопрос 70, раздел 3. [100] Апостол. Увещев. Evangelii gaudium (24 ноября 2013), 6: AAS 105 (2013), 1221. [101] Я советую молиться этой молитвой, приписываемой святому Фоме Мору: «Дай мне, Господи, хорошее пищеварение, а также что-то, чтобы переваривать. Дай мне здоровье тела и хорошее настроение, чтобы поддерживать его. Дай мне, Господи, душу святую, умеющую пользоваться добрым и чистым, и не пугающуюся перед грехом, но находящую способ вновь привести всё в порядок. Дай мне душу, не знающую скуки, злословия, вздохов и жалоб, и не позволяй мне чрезмерно страдать из-за этой властолюбивой штуки, которая называется «Я». Дай мне, Господи, чувство юмора. Ниспошли мне благодать понимать шутки, чтобы в жизни я познал немного радости и мог делиться ею с другими. Аминь». [102] Постсинодал. Апостол. Увещев. Amoris laetitia (19 марта 2016), 110: AAS 108 (2016), 354. [103] Апостол. Увещев. Evangelii nuntiandi (8 декабря 1975), 80: AAS 68 (1976), 73. Интересно, что в этом тексте, Блаженный Павел VI тесно связывает радость с паррезией. Помимо этого, он также сожалеет о «нехватке радости и надежды» и воспевает «нежную и ободряющую радость евангелизации», которая связана с «внутренним энтузиазмом, который никто и ничто не может подавить». Это гарантирует, что мир не получит Евангелия «через унылых и обескураженных евангелизаторов». В Святой 1975 год, Павел VI посвятил радости Апостольское Увещевание Gaudete in Domino (9 мая 1975): AAS 67 (1975), 289-322. [104] Предостережения, 15. [105] Св. Иоанн Павел II, Постсинодал. Апостол. Увещев. Vita consecrata (25 марта 1996), 42: AAS 88 (1996), 416. [106] Исповедь, IX, 10, 23-25: PL 32, 773-775. [107] Я особенно напоминаю о трех ключевых словах «позвольте, спасибо и извините», поскольку «подходящие слова, сказанные в нужную минуту, защищают и питают любовь день ото дня»: Постсинодал. Апостол. Увещев. Amoris laetitia (19 марта 2016), 133: AAS108 (2016), 363. [108] Св. Тереза из Лизьё, Рукопись C, 29v-30r. [109] Степени совершенства, 2. [110] Там же, Советы монаху по достижению совершенства, 9b. [111] Книга жизни, 8, 5. [112] Иоанн Павел II, Апостол. послание Orientale lumen (2 мая 1995), 16: AAS 87 (1995), 762. [113] Речь на V Конгрессе итальянской Церкви, Флоренция (10 ноября 2015): AAS 107 (2015), 1284. [114] Ср.: Св. Бернард Клервоский, Проповеди на Песнь Песней 61, 3-5: PL 183, 1071-1073. [115] Рассказы о русском паломнике, Буэнос-Айрес 1990, 25.96. [116] Ср.: Духовные упражнения, 230-237. [117] Письмо Анри де Кастри (14 августа 1901). [118] V Генеральная Конференция Латиноамериканского и Карибского Епископата, Документ Апаресиды (29 июня 2007), 259. [119] Конференция Католических Епископов Индии, Окончательная декларация XXI Пленарной Ассамблеи (18 февраля 2009), 3.2. [120] Ср.: Проповедь на Мессе в Доме Святой Марфы (11 октября 2013): L’Osservatore Romano, еженедельное издание на испанском языке (18 октября 2013), стр. 12. [121] Ср.: Бл. Павел VI, Катехеза (15 ноября 1972): Ecclesia (1972/II), 1605: «Одной из самых больших нужд является защита от того зла, которое мы называем дьяволом. […] Зло – это не просто недостаток, это действующая сила, живое существо, духовное, извращенное и извращающее. Ужасающая реальность. Таинственная и жуткая. Выходит за рамки церковного и библейского учительства тот, кто отказывается признать его существование; или же делает из него начало, существующее само по себе и не имеющее, как любое другое творение своего происхождения в Боге; а также тот, кто толкует его как псевдореальность, концептуальное и фантастическое олицетворение неизвестных причин наших несчастий». [122] Св. Хосе Габриэль дель Росарио Брочеро, Plática de las banderas: Епископская Конференция Аргентины, El Cura Brochero. Cartas y sermones (Отец Брочеро. Письма и проповеди), Буэнос-Айрес 1999, 71. [123] Апостол. Увещев. Evangelii gaudium (24 ноября 2013), 85: AAS 105 (2013), 1056. [124] На могиле святого Игнатия Лойолы находится эта мудрая эпитафия: «Non coerceri a maximo, contineri tamen a minimo divinum est» (Не бояться великих вещей, и при этом быть внимательным к самым малым – вот что божественно). [125] Collationes in Hexaemeron, 1, 30. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-20; Просмотров: 257; Нарушение авторского права страницы