Дополнительные баллы для Бога
Что же произошло, если Бог, и до этого довольный Своей работой, присудил Себе дополнительные баллы? Только на шестой день Бог создал животную жизнь. Он сотворил всех зверей земных и сказал: «Хорошо» (см. Быт. 1:25). Затем Бог сотворил человека и, посмотрев на него, заявил: «Не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18; курсив автора). Это утверждение не относится к сотворению человека, а к тому отсутствию полноты, в котором обнаружил себя Адам. Понятно, что Бог не был полностью доволен увиденным.
Поэтому Бог продолжил работу и сотворил первую женщину, Еву, после чего сразу же заключил: «Хорошо весьма» (Быт. 1:31)! Оценка шестого дня сначала была выражена словом «хорошо», затем упала до «не хорошо», а закончилось все словами «хорошо весьма». Причина таких резких перепадов — в сотворении женщины. Без Евы день бы закончился на печальной ноте. Но ее сотворение подняло оценку до высшей степени божественного удовольствия.
Мы часто это упускаем. Почему? Мы предполагаем, что Бог говорил обо всем, сотворенном за шесть дней, когда читаем: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1:31). Хотя в общем-то это так, более тщательное изучение данного стиха из Книги Бытие помогает поместить это замечание в завершение шестого дня и в контекст сотворения Евы (см. Быт. 1:28-30). Только в шестой день после сотворения Бог изменил свою оценку дневного труда. Это дает нам основание считать, что Ева, самое сложное создание Бога, помогла поднять уровень божественного удовольствия от творения на несколько отметок вверх.
Очень важно понять, что с самого начала жизни на этой планете женщины приносили Богу невероятное удовлетворение. Женщины не запоздалая мысль или последующее дополнение к Божьему проекту мира и не предмет мебели, созданный для удобства так называемого царя творения — мужчины. Нет! Если мужчина — венец Божьего творения, тогда женщина — драгоценность в этом венце. Чтобы лучше понять величественное значение создания Евы, давайте пристальнее взглянем на ход событий, ведущих к этому в библейском повествовании.
Адам дает имена животным
Когда стало очевидным, что человеку нужен соответствующий помощник, Бог отправил Адама дать имена всем животным в саду (см. Быт. 2:19, 20). То, как он их называл, становилось их именем. Адам закончил, «но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2:20). Нельзя не удивиться, почему это утверждение следует сразу после того, как Адам встретил всех земных животных. Не переходил ли он от создания к созданию, размышляя, не сможет ли найти подходящего помощника среди них?
Представляю, как Адам смотрит на жирафа. Покачав головой, он, возможно, бормочет что-то вроде этого: «Она красивая. Пятнистая шкура очень мягкая, а шея — прелестна, но боюсь, что мне нужна будет лестница, чтобы заглянуть в ее глаза». Или же, глядя на слониху, привлеченный ее величественной фигурой, он, конечно, подумает, что рядом с таким тяжеловесным созданием очень опасно жить. Его могут задавить в мгновение ока!
Библия не говорит, почему Адам давал имена всем животным прямо перед сотворением Евы. Однако вполне правдоподобным кажется предположение, что Бог хотел, чтобы Адам сам понял: ни одно живое существо не способно восполнить то, в чем он нуждался. Возможно, Бог хотел донести до Адама следующую мысль: достойного ему помощника еще нет на Земле, его еще нужно создать.
Помощница Адама
Лучше всего рассказывает об этом Книга Бытие: «И... Господь Бог... взял одно из его ребер, и закрыл то место плотью. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, женщину, и привел ее к человеку» (Быт. 2:21, 22; современный перевод). Понятно, что Адам не был свидетелем сотворения Евы. После того как Бог взял его ребро, Он, видимо, расположил свою «мастерскую» где-то в другом месте, — это подразумевает слово «подвел». Соответственно, Адам понятия не имел, что его ждет