ВЕЛОПОХОД ПО КАВКАЗУ-2018 ДМИТРИЯ ЦЫГАНОВА

В прошлом 2017 году я побывал в велопоходе по Кавказу в Кабардино-Балкарии. Моими спутниками были известные пензенские велопутешественники супруги Сухановы – Владимир и Нина, и Елена Водзик. Я прошёл с ними 22 ходовых дня. В районе Джилы-Су мы расстались, поскольку у меня заканчивался отпуск. Я по асфальтированной дороге стал возвращаться в Кисловодск, а они отправились в Бермамыт. Я проехал всего несколько километров, и тут меня обгоняет и останавливается машина. Из неё выходит молодой парень, с которым я здесь же и познакомился. Звать его Александр Вяткин, он житель Пятигорска, и часто выезжает в горы. Он расспросил меня про совершённый поход и очень заинтересовался нашим путешествием. В итоге мы обменялись номерами сотовых телефонов, адресами в «Контакте». После этого я поехал дальше.

Знакомство Александра Вяткина и Дмитрия Цыганова

В этом году я решил повторить велопутешествие по Кавказу, тем более, что получил приглашение приехать от Александра Вяткина. В путь я отправился на поезде Тында – Кисловодск до Пятигорска 29 сентября. 1 октября в 4.45 я вышел на перрон Пятигорска, где меня встретил Вяткин.

День я провёл у Александра в Пятигорске, а вечером мы на машине поехали в Карачаево-Черкессию, на бывшую дачу бывшего премьер-министра СССР Алексея Косыгина. Там мы заночевали, а утром взяли курс на перевал Гумбаши, известный своей смотровой площадкой. Я осмотрел окрестности с помощью подзорной трубы (услуга платная). Здесь мы расстались с водителем Матвеем, который на машине возвратился в Пятигорск, а сами на велосипедах покатили в направлении Карачаевска, где в посёлке Каменномостский пообедали. Далее дорога пошла на подъём вдоль реки Кубань. Ночёвку мы сделали в посёлке Карт-Джурт. Ночью прошёл дождь, в горах гремела гроза.

- 9 –

Бывшая дача А.Косыгина            Река Кубань                    Скульптура Орла

3 октября мы продолжили путь вдоль Кубани. В Хурзуке закончился асфальт, и началась каменистая грунтовка. По ней мы добрались до селения Актюбе, где встали на ночёвку в гостиничном комплексе, хозяевами которого являются супруги Николай и Ольга. На другой день мы оставили велосипеды в гостевом домике, а сами пошли пешком по горной тропе вдоль реки Гаралыкол, притока Кубани. Совершив радиальный выход, мы вернулись ночевать в Актюбе.

На перевале Гумбаши

5 октября мы на велосипедах вернулись в Хурзук. Этот аул известен тем, что в нём сохранились деревянные постройки, а ведь в горах Кавказа деревянные дома встречаются нечасто, там больше строят из камня. Здесь мы совершили конную прогулку в живописную долину реки Учкуланичи, притока реки Учкулан, которая, в свою очередь, впадает в Кубань. Прогулка заняла 5 часов, в первый раз я так долго сидел в седле. Ночевали мы в Хурзуке. Погода стояла хорошая, но по ночам были заморозки.

На следующий день мы сходили на средневековую сторожевую башню Мамиа-Кала, расположенную на вершине горы Кала-Баша, а затем сели на велосипеды и добрались до Карачаевска. В Карачаевске мы наняли машину, которая довезла нас до станицы Суворовской, известной своими термальными источниками. Уже давно стемнело, но мы решили на ночёвку не вставать, а добраться до Пятигорска своим ходом на велосипедах. По большому счёту это был мой первый ночной велопробег, и от него

- 10 –

Река Гаралыкол                        Хурзук                                     В Актюбе

остались незабываемые впечатления. В Пятигорск, на Линейный проезд, где проживает Вяткин, мы прибыли в два часа ночи.

В воскресенье, 7 октября мы проехались на велосипедах вдоль подножия Машука к Народным ваннам, на которых было многолюдно. На этом наши совместные вело-поездки завершились.

До моего отъезда в Пензу оставалась почти неделя, и в эти дни я побывал ещё в нескольких местах. В понедельник я на электричке съездил в Кисловодск к своему знакомому Камилю Тутунову, с которым познакомился в прошлом году в поезде, когда мы квартетом ехали в велопоход, с описания которого я начал статью. Мы с ним походили по Кисловодскому парку. В Кисловодске я заночевал в гостинице.

На велосипеде…                          На коне                           Конная прогулка

На следующий день я отправился на экскурсию на джипе вместе с водителем и двумя дамами из Пятигорска в Баксанское ущелье. В районе Былыма мы свернули налево и по горной дороге добрались через перевал Актопрак до Чегемского ущелья, а уже по нему поднялись до аула Эльтюбю, который ещё называют «городом мёртвых» из-за сохранившихся до наших дней древних захоронений местных жителей. В окрестностях Эльтюбю есть возможность полетать на парапланах с инструктором. За это удовольствие

- 11 -

продолжительностью 20 минут придётся выложить 4 тыс. рублей. По желанию можно дополнительно сделать сэлфи на параплане ещё за тысячу. От полёта я получил огромное удовольствие. Этот же джип возвратил нас ближе к вечеру в Пятигорск, а по пути мы остановились у знаменитых своей красотой Чегемских водопадов.

В ауле Эльтюбю                      В Кисловодске с Камилем Тутуновым

В оставшиеся до отъезда из Пятигорска дни я ночевал в уютном хостеле «Свои» на ул. Красной, 5. На своём велике я объехал вокруг Машука, посетив известное озеро Провал; место дуэли М.Ю.Лермонтова и другие достопримечательности города-курорта. Погода в эти стояла изумительная – настоящая «золотая осень».

В субботу, 13 октября в 13.25 я вместе со своим железным двухколёсным другом загрузился в вагон поезда Кисловодск – Тында. Так завершилось моё увлекательное велопутешествие на Кавказ 2018 года.