Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отыгрывание страшных снов



Многие дети не любят засыпать в темноте (и даже вообще засыпать), поскольку боятся ночных кошмаров. А многие родители, зная, что ребенка мучают по ночам кошмары, избегают разговоров о них, надеясь, что ребенок постепенно их забудет. На самом же деле таким образом подготавливается почва для развития неврозов. Ночные кошмары воспринимаются маленькими детьми как нечто, совершенно от них не зависящее, а потому грозное и могущественное. (Примерно так же относятся к снам и примитивные племена). В дошкольном и раннем школьном возрасте дети еще не могут сказать себе во сне, что это сон и даже заставить себя усилием воли проснуться. Они полностью во власти своего сна, и взрослые, оставляя малышей наедине с воспоминаниями о ночных кошмарах, обрекают их на очень серьезные страдания. Многих детей страшные образы, когда-то привидевшиеся им во сне, преследуют долгие годы.

Поэтому родителям нужно осторожно вытаскивать эти ужасы на свет Божий: побуждать ребенка рассказывать свои сны, рисовать их, разыгрывать в сценках кукольного театра. Причем очень важно, чтобы вы, с одной стороны, активно сопереживали малышу, но с другой, не зацикливались на его переживаниях, а старались поскорее перевести обсуждение в игровую стихию, вызвать у малыша улыбку и смех. Подмечайте смешные детали в его рисунках, придумывайте смешные повороты сюжета в сценках, пользуйтесь тем, что в снах обычно много абсурдного, нелепого, постепенно уводите ребенка от точного воспроизведения плохого сна к более благополучному варианту. Во сне он не мог убежать от чудовища и проснулся с диким криком, а в рисунке и в сценке пусть натянет леску, и чудовище покатится кубарем, визжа, как поросенок. Во сне громадная голова, расхаживавшая на тоненьких ножках и постоянно требовавшая пищи, казалась малышке запредельно страшной, а вылепленная в миниатюре из пластилина, да еще жующая рваный башмак, она будет вызывать у нее смех. Включаясь в придумывание счастливых концовок своего сна, ребенок начинает осознавать себя его хозяином, и пусть не сразу, но избавляется от мистического ужаса перед всевластием ночных кошмаров.

Поскольку сны у каждого человека свои, выдать единый рецепт их отыгрывания невозможно. Однако я приведу развернутый пример, чтобы вам было яснее, в каком направлении двигаться.

Страх одиночества

Обычно дети уже лет в шесть достаточно спокойно остаются дома одни, хотя бы ненадолго. И уж тем более спокойно играют одни в комнате, давая возможность родным заниматься делом и не требуя их постоянного присутствия рядом.

Здесь пойдет речь об истинном страхе одиночества, часто присущем хрупким, болезненным, застенчивым, нерешительным детям. Обычно у них высокий интеллект и развитое воображение, но при этом они почти не играют самостоятельно и практически не имеют какой-то своей отдельной внутренней жизни, часто томятся скукой, не знают, чем себя занять, не играют или плохо умеют играть в ролевые игры. Воображение их не находит адекватного выхода и усиленно «штампует» страшные образы. Даже в светлой, прекрасно знакомой комнате ребенку могут мерещиться всякие ужасы: что вот-вот кто-то незаметно подкрадется сзади и схватит, что в окно заглядывают пришельцы, а из угла выползает спрут с огромными щупальцами и т.д. и т.п.

Если вы предлагали своему ребенку игры на преодоление страха темноты, то борьба со страхом одиночества у вас уже началась, поскольку многие из них преследуют и эту цель, хотя тема одиночества там открыто не заявлена. Теперь же попробуйте освоить игры, в которых она звучит более явно. Разумеется, как и все прочие, эти игры не «одноразовые», к ним следует периодически возвращаться, обогащая и разнообразя их содержание.

1. «ПОТЕРЯШКА» (для детей 4-8 лет). Можно использовать мягкие игрушки, а можно и играть самим. Количество участников не ограничено.

В одном доме жил маленький щенок. (Пусть ребенок сам придумает, хорошо ему там было или не очень, и покажет это вместе с вами в сценках). Пошел он как-то на прогулку и... потерялся. (Зафиксируйтесь на состоянии щенка в тот момент, когда он понял, что хозяев рядом нет. Попросите ребенка показать мимикой и жестами, как щенок растерялся, испугался, впал в отчаяние. Если он будет затрудняться, покажите ему, как можно изобразить эти чувства. Непременно обсудите и причину, по которой потерялся щенок. Может, он слишком далеко убежал вперед или, наоборот, зазевался и не заметил, когда хозяева свернули в переулок? Или заигрался и не обратил внимания на команду?) Дальнейшее развитие сюжета будет зависеть от состояния ребенка. Если он охотно участвует в игре и готов продлить ее, придумывайте вместе с ним приключения Потеряшки. Если же сюжет его травмирует, поскорее предложите счастливую развязку, но через несколько дней вернитесь к этой игре и последите за реакцией ребенка. Показывайте именно ПРИ-ключения, а не ЗЛО-ключения Потеряшки, подчеркивая доброту персонажей, с которыми Щенок будет сталкиваться по ходу сюжета. Если ребенок скажет, что Щенку было у прежних хозяев неуютно, пусть его найдут другие люди. Например, сам ребенок. Момент обретения дома должен, конечно, быть отыгран как очень радостный, но надо непременно подчеркивать, что и приключения свои Щенок потом вспоминал с удовольствием.

2. «СЛУЧАЙ В МАГАЗИНЕ» (для детей 5-8 лет). Эта игра наполовину кукольная, наполовину драматическая: ребенок и его родители изображаются без помощи кукол -по артистической терминологии «в живом плане» - а остальные покупатели и продавцы - куклами и мягкими игрушками. Нужно создать впечатление многолюдного помещения, где царит суета и все снуют в разные стороны.

    Ваш ребенок пошел с вами в большой магазин. Народу было очень много, поэтому, не желая, чтобы малыша толкали, вы поставили его (пусть он сам предложит, где именно) и сказали, что сейчас придете. (Повторяя эту игру через несколько дней можно попробовать выйти в другую комнату). Малыш остался один. Пусть покажет, как он вас ждет, как через некоторое время начинает беспокоиться, хочет даже кинуться на поиски мамы, но потом вспоминает, что надо стоять там, где его оставили, иначе он действительно поте­ряется. (Таким образом ребенок лишний раз в игровой форме будет усваивать важнейшие правила поведения в людных местах). Наконец вы появляетесь. Вы очень доволь­ны тем, что ваш ребенок проявил терпение и выдержку. Не скупитесь на похвалу и дайте малышу приз (причем насто­ящий!). Если призы варьировать и до последней минуты держать в секрете, у ребенка появится допол­нительный стимул затевать эту игру. Время ожидания мамы надо потихоньку растягивать (но, есте­ственно, не до бесконечности), по­буждая малыша заполнять паузы какой-то умственной деятельностью. Пусть, в зависимости от сво­их склонностей и интересов, либо понаблюдает в окно за тем, что происходит на улице, а по­том расскажет вам, либо сочинит какую-нибудь историю, либо зай­мется устным счетом, либо почи­тает книжку.

3. «МАЛЮТКА ПОТЕРЯ­ЛАСЬ» (для детей 5-8 лет). Эту сценку лучше разыгрывать в куклах.

Однажды ваш ребенок (пусть играет себя сам, тем бо­лее, что он вряд ли будет отказываться от столь лестной роли) увидел в магазине маленькую девочку (она должна изображаться совсем крохотной игрушкой, чтобы ваш ре­бенок почувствовал себя по сравнению с ней особенно боль­шим и сильным). Девочка плачет. Ваш сын или дочь заговаривает с ней и понимает, что она потерялась. Дальней­шие действия вашего ребенка должны от игры к игре ста­новиться все более уверенными и решительными. Пусть сначала он просто утешит малышку и поигра­ет с ней, пока ее не найдут родите­ли. В следующий раз пусть выяс­нит у нее, где именно она потеря­лась, и отведет ее туда, правильно рассчитав, что мама с папой будут искать девочку прежде всего там. Затем пусть подойдет с малюткой к администратору магазина и попросит вызвать родите­лей девочки по радио. Эти эпизоды будут не только все­лять в вашего ребенка уверенность в собственных силах, но и подскажут ему правильную тактику действий в по­добных ситуациях.

4. «КАК ВАЖНО ЗНАТЬ СВОЙ АДРЕС» (для детей 4-5 лет). Некий мальчик потерялся. (Пусть ребенок даст ему имя и сам придумает, каким образом потерялся, а вы внима­тельно следите за развитием сюжета. Не проскользнет ли в нем страх быть отвергнутым? Ведь это еще одна причина, по которой дети порой боятся одиночества. Может быть, вы с ним слишком строги, требовательны? Тогда надо будет менять свое отношение). Он потерялся, но не растерялся, а подошел к милиционеру и бойко сказал свой адрес и телефон. Милиционер похвалил мальчика за сообразительность и отвел домой, где его встретили родители. (В этой сцене попросите ребенка сыграть маму с папой, и если он встретит потерявшегося мальчика упреками или, того хуже, угрозой наказания, я советую вам тоже серьезно задуматься над своим поведением).

 

5. «СЮРПРИЗЫ» (для детей 4-8 лет). Дети обожают сюрпризы. Пользуясь этим, можно постепенно приучать их оставаться одним. Готовьте друг другу сюрпризы. Для этого, естественно, нужно будет на какое-то время уединиться. Старайтесь, чтобы ваш сюрприз действительно обрадовал ребенка и не скупитесь на выражение восторга, получая подарок от него. Тогда положительные эмоции заслонят страх, а если вы потом в присутствии родных или друзей похвалите малыша не только за золотые руки, но и за терпение и смелость, то не исключено, что на довольно долгое время «сюрпризы» станут его любимой игрой и вскоре вы начнете испытывать нехватку новых идей. Советую поискать книги по оригами (японское искусство складывания фигурок из бумаги), а также освоить несложные фокусы. И то, и другое как правило вызывает у детей живой интерес.

 

6. «ГОТОВИМСЯ К БОЮ» (для детей 5-8 лет). Эта игра, естественно, больше подходит мальчикам, и лучше играть в нее с папой. Сын, оставшись один в комнате, готовится к сражению: придумывает план боя, чертит карту местности, расставляет солдатиков, строит укрепления, придумывает какие-то военные хитрости. (Отцу за несколько дней следует провести с ним предварительную подготовку, подсказать некоторые идеи, показать, что собой представляет простая карта местности). Наконец вражеские войска появляются на горизонте и сражение начинается. Игра должна проходить весело, сопровождаться шутливыми угрозами и насмешками. Но отцу необходимо внимательно следить за тем, чтобы ребенок не перевозбудился и шутливый бой не перешел в настоящий. Ну, и конечно, сын должен выходить из сражения победителем.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь