Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Метафизическое «ядро» традиции



См. также: Рене Генон. Метафизика

Чётки из плодов рудракши, символизирующие цепь миров, или циклов, связанных Мировой Осью, то есть действием Принципа

Метафизика адвайтического толка, лежащая в основе Примордиальной Традиции[41], согласно Генону не может быть адекватно выражена рациональным языком, дискурсивным методом. Истинное, действенное познание метафизических принципов состоит в отождествлении познающего с познаваемым и возможно на пути сверхрациональной[51], но при этом сугубо интеллектуальной интуиции (араб. айн уль-кальб, «око сердца», санскр. буддхи, «трансцендентный разум»).

Однако сам Генон неоднократно во многих работах излагал основы метафизики, всякий раз беря новую отправную точку — соотношение непроявленного и проявленного, единого и множественного («Множественные состояния бытия»), символы неизменного средоточия и изменчивой периферии («Символизм креста»), «строение» человеческого существа («Человек и его осуществление согласно Веданте»), оппозиция «качество-количество» и законы циклического проявления («Царство количества и знамения времени»), символы «небесного», «земного» и «человеческого» («Великая Триада»).

Основополагающее начало метафизики Примордиальной традиции — признание единственной реальности в полном смысле этого слова: бесконечного и неопределимого высшего принципа, тождественного высшей «Самости» (фр. Soi), чьей иллюзорной манифестацией, то есть меньшей, неполной, зависимой, контингентной реальностью, является всё Сущее, или экзистенция, в том числе индивидуальные человеческие «я» (фр. moi)[41].

Ложа «Великого востока Польши» в Варшаве. Мозаичный бело-чёрный пол, так же, как и бело-чёрная шахматная доска, символизирует переплетение двух взаимодополняющих начал — Сущности и Субстанции, Пуруши и Пракрити, Ян и Инь. При этом есть и более глубокий уровень символизма, где чёрное, в обратной аналогии, — это высшее и непроявленное[52]

Метафизика утверждает первичность непроявленного, необусловленного, бесконечного, символизируемого чёрным цветом, по сравнению с проявленным, обусловленным, «небесконечным» (даже при «неограниченности»), изображаемым белым[комм. 3]. Поэтому метафизика, согласно Генону, превосходит онтологию, чей предмет составляет манифестированное Бытие[15]. Проявление в глубинной своей сути иллюзорно, хотя не ирреально:

[…] непроявленное содержит в принципе всё то, что составляет глубокую и сущностную реальность вещей, существующих в каком-нибудь модусе проявления […]

— Рене Генон. Множественные состояния бытия, гл. XIV. Пер. Т. Любимовой.

Универсальная, или вселенская, возможность представляет собой «сторону» первопринципа, хотя и не проявленную — Не-Бытие[комм. 4], — но соотносимую со способностью (Шакти) к иллюзорному (Майя) пребыванию в аспекте различения и множественности. Первичное «определение» этого бесконечного Не-Бытия («метафизического Ноля»), — Бытие (чистое Бытие) — выступает как принцип проявления (Единое). По отношению к Экзистенции (проявлению) этот принцип служит творческим и правящим началом (Великий Архитектор Вселенной), именно его почитают в качестве личного Бога теистические религии. Но метафизика осознаёт, что «отдельное существование» он получает лишь с «точки зрения» проявления, то есть относительной реальности, поэтому в предельном смысле также является относительным, «не-высшим»[41].

Христос в Славе. Мандорла, или vesica piscis, геометрическое изображение аналогии «высшего» и «низшего», а также союза сущностного и субстанциального начал, в результате которого возникает всё проявленное[53], символизируемое Аватарой, Христом. Средневековый манускрипт

Единое, или принцип Бытия, манифестирует себя как бы с помощью «разделения» на два полюса — сущностный, активный и субстанциальный, пассивный, служащий «опорой» проявления (materia prima). «Между» этими непроявленными началами и возникают множественные состояния Бытия.

Всё неограниченное множество этих состояний может быть рассмотрено как в одновременности, так и символически во временной последовательности, как совокупность сменяющих друг друга циклов проявления (Кальп), хотя с точки зрения Принципа не может быть и речи о темпоральности. Вся сумма бесчисленных циклов образует сверхцикл (Махакальпу), или цикл циклов, в котором, со стороны Принципа, конец совпадает с началом, а сам Принцип символизируется средоточием этой окружности и является единственным источником всех циклов, или миров проявления, откуда всё исходит и куда всё возвращается (образом этой «цепи миров» служат чётки). Вся совокупность состояний Бытия пронизана Мировой Осью (сутратмой, или «нитью Духа»), проходящей через центр каждого мира[54]. Эта Ось изображает «вертикальное» действие Первопринципа, «Самости», в то время как «горизонтальное» расширение, «спиральное» распространение относительно центральной Оси образует всю сумму проявленных возможностей конкретного мира[47]. «Промежутки» между циклами — это периоды «растворения» проявленного, или пралайи.

Манифестация Высшего принципа сравнивается Геноном с фазами дыхания или сердцебиения. Две тенденции, нисходящая, кристаллизирующая Сущее и восходящая, растворяющая и возвращающая всё к Первопринципу, по существу одновременны, но с низшей точки зрения, со стороны множественности, периферии проявления, они выстраиваются в форму временной последовательности циклов[6].

Манифестация выступает в трёх возможных видах, или ступенях проявленности[55] — неоформленная («Дух» в узком смысле, не следует смешивать с «Универсальным Духом» — Первопринципом), тонкая («Душа») и грубая, или телесная. Тонкое и телесное проявление определяются Геноном как формальные, то есть характеризуются наличием чувственной формы (рупа), которая, в то же время, соответствует «индивидуальности». Высшее Начало проявляется в плане тонкой манифестации как «Мировое Яйцо» (Брахманда), эмбрион, прототип для грубой. В области телесной модальности отражением этого центрального принципа становится эфир (квинтэссенция, акаша), дальнейшие модификации которого образуют остальные телесные элементы.

Состояние, или уровень, универсальной манифестации, это одновременно:

  • мир в широком смысле, например, наш мир как совокупность телесных и тонких (субтильных) модальностей;
  • цикл, или Кальпа (сравни греч. Эон);
  • «правитель» этого мира, или цикла, символически называемый «ангелом», но, по-существу, олицетворяющий один из «Божественных атрибутов», выражением которого служит данный уровень манифестации;
  • состояние сознания существа.

Символы связывают воедино все состояния Бытия[56], и в этом смысле Примордиальная Традиция в целом также является «символом». Символизм чрезвычайно важен для понимания традиционных доктрин[57]. Один из центральных символов — так называемый «символ аналогии»[58]. Он представляет собой два треугольника, один вершиной вверх, означающий «высшее», другой перевёрнутый и часто меньшего размера, изображающий «низшее», подобное «высшему», но как бы в перевёрнутом отражении (универсальный закон «обратной аналогии» архетипа и его манифестации). Прямая, соединяющая вершины этих треугольников, и есть Ось Мира, а горизонтальная граница между ними — это грань между формальными, «подлунными» и неоформленными, духовными, или «ангельскими» состояниями (граница «нижних и верхних вод»).

Инициация

Так называемый «Универсальный человек», или Инсан аль-Камиль исламского эзотеризма, Адам Кадмон каббалы, символизирует всю полноту Универсальной Манифестации[59], и, одновременно, является высшим, сверхиндивидуальным состоянием человеческого существа, достигаемым метафизической реализацией[60]. Основной смысл этой реализации, осуществимой в наш исторический период на пути инициации (посвящения), состоит в превосхождении индивидуального состояния, для чего, однако, необходимо сперва достичь «примордиального» состояния, утвердиться в «средоточии» собственного существа, там, где плоскость нашего мира пересекает «Мировая Ось» (это образует так называемые «малые мистерии»), и лишь затем подниматься по этой Оси к сверхчеловеческим состояниям («великие мистерии»)[61][62]. Именно в обеспечении передачи «духовных влияний», необходимых для процесса метафизической реализации, и состоит роль регулярных инициатических обществ, сохраняющих цепь преемственности (санскр. парампара, араб. силсила).

Важность различия «малых» и «великих» мистерий для характеристики отдельных традиций объясняется тем, что лишь та традиция является полной, которая включает в себя не только стадию «малых», но и стадию «великих» мистерий. Те традиции, которые исчерпываются «малыми» мистериями, соответственно, ограничиваются «космологическим» измерением. Целью посвящения является «выход за пределы Космоса», то есть данного состояния проявления. Этот выход символически называется «Врата Богов» (евангельское «игольное ушко»), он ведёт к сверхиндивидуальным состояниям и, в конечном счёте, к Высшему Отождествлению, сознательной реинтеграции с Принципом.

Вопросы инициации с точки зрения традиции рассмотрены Геноном в работе «Заметки об инициации».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь