Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Единая традиция и законы циклического развития



Уроборос. Змей, кусающий свой хвост, символизирует непрерывность цикла, или состояния проявления, взятого изолированно, что для человека воспринимается как «вечность». Византийский алхимический трактат, 1478 г.

Генон отмечает, что Кальпа (Эон) символизирует общее развитие мира, или уровня проявления. Поскольку время, как и пространство, характеризует лишь частную (телесную) область этого мира, временная протяжённость Кальпы имеет символический характер. Однако меньшие, вторичные циклы — Манвантары — непосредственно относятся к историческому развитию земного человечества[48].

Манвантара образована четырьмя последовательными стадиями, называемыми «Веками» или Югами, которые обладают сокращающейся длительностью, начиная от «Золотого Века», или Сатья-Юги, когда возникает Примордиальная Традиция, и заканчивая «Железным Веком», или Кали-Югой, с предстоящим в её финале концом Манвантары[1]. Соотношение продолжительностей «Веков» составляет 4 : 3 : 2 : 1. На вопрос об их реальных протяжённостях, согласно Генону, не следует открыто искать точный ответ, существенно лишь их соотношение, которое, кстати, воспроизводит пифагорейский тетрактис[48].

Для судьбы Примордиальной традиции важно то, что в течение Манвантары происходит ослабление сущностного, качественного начала и усиление субстанциального, количественного[6]. Первоначальная «Сфера» мира превращается в «Яйцо», затем это «Яйцо» оплотняется, закрывается от высших, духовных влияний и, наконец, размягчается снизу, открываясь «низшему психизму», демоническим воздействиям[5]. Меняется само «качество» времени и скорость его движения (время ускоряется), в отрицательную сторону «мутирует» вся космическая среда, происходит тотальное смешение, в том числе рушится система варн (состояние аварна, «ниже варн») и законное главенство «брахманов», связывавших мирскую власть («кшатриев») с областью Принципа. Изначально же, благодаря высокой духовности примордиального человечества, вообще не было необходимости деления социума на варны (состояние ативарна, «над варнами»), а также особого института инициации для осуществления метафизической реализации. Символизируя остановку хода данного цикла, полное исчерпание и «фиксацию» всех его возможностей, необходимые для подготовки новой Манвантары, «Мировое Яйцо» трансформируется в «Куб»[63].

Периоды упадка, деградации сменяются периодами частичной адаптации[6], восстановления (одним из последних было возникновение христианства и средневековой цивилизации), однако, по мысли Генона, современный мир, скорее всего, уже как бы на «финишной прямой» перед концом цикла. Заключительный период Кали-Юги, возможно, начался в VI веке до нашей эры. Это время, которое принято считать «осевым» (в положительном смысле, например у К. Ясперса), когда возникли многие новые учения и философия как таковая, Генон, напротив, рассматривал как начало самого тёмного отрезка истории[8].

Законы циклического развития, согласно которым течение каждого цикла сопровождается последовательным отдалением проявленного от Принципа и деградацией, в том числе «духовным помрачением», неизбежно ведут к следующему:

  • происходит адаптация Традиции к условиям эпохи, среды, расы, языка, в результате чего возникают частные ответвления единой Традиции;
  • появляются учения и религии экзотерического плана, то есть обращённые к большинству, уже утратившему способность восприятия эзотеризма. Они носят «нормальный», традиционный характер, но уже не заключают в себе возможности полной метафизической реализации[38];
  • возникают профанные мировоззрения — философия[64], светская наука, различные спиритуалистические и теософские учения, как правило, имеющие уже «ненормальный», антитрадиционный характер;
  • сама Традиция подвергается «оккультации», или затемнению, помрачению, что выражается в её сокрытии, уходе «под землю» её «высшего центра» (Агартхи)[65]. Традиция сохраняется в виде «семян»;
  • усиливается сознательное и прямое противодействие Традиции ― «контртрадиция», или «контринициация»[6], источник которых спрятан в низших областях «тонкого мира»;
  • наконец, должна наступить остановка движения цикла и «переворачивание полюсов», то есть восстановление изначального состояния и начало нового цикла. Примордиальная Традиция вновь обнаруживается во всей её полноте[66].

Генон настаивает на закономерности нынешнего исторического периода, поскольку переход от одного цикла к другому «должен совершаться в полной темноте»[6][67]. Сохранение Традиции «под землёй» символически соотносится со «светом в пещере» (пещера ― один из символов сердца, «органа» интеллектуальной интуиции), с прорастанием «семени бессмертия» (луз в еврейской традиции).

«Антитрадиция» и «контртрадиция»

Материализация, отвердение («солидификация») мира[15], нарастающие по мере движения от изначальной «Сферы» к «Кубу», имеют свой коррелят в области человеческих идей и отношения к действительности. Это так называемая «антитрадиция» — сочетание материализма, механицизма, рационализма, духовного нигилизма, «ненависти к тайне», всеобщего уравнительства и тотального обезличивания и упрощения[68]. Необратимое разрушение традиционного порядка окончательно обозначилось на Западе в эпоху Ренессанса:

Современная цивилизация предстаёт настоящей аномалией в истории: единственная среди всех нам известных, она избрала сугубо материальный вектор развития, она единственная, которая не опирается ни на какой принцип высшего порядка. Это материальное развитие, со всё большим ускорением идущее на протяжении вот уже нескольких веков, сопровождалось интеллектуальным упадком, который оно совершенно неспособно компенсировать. Речь идёт, разумеется, об истинной и чистой интеллектуальности, о том, что можно было бы назвать также и духовностью; мы отказываемся прилагать это имя к тому, к чему его чаще всего прилагают современные люди: к культуре опытных наук […]

— Рене Генон. Символы священной науки. Традиционная символика и некоторые из её всеобщих применений. Реформа современного сознания. Пер. Н. Тирос.

Однако наиболее опасной является тенденция, соответствующая моменту, когда самое «устойчивое» положение мира уже пройдено, и он с увеличивающейся быстротой движется к «размягчению» и распаду, в пучину «чистого количества». «Контртрадиция» — это сознательное выполнение воли «психических сущностей», находящихся на «изнанке мира». В сфере мысли они инспирируют все течения иррационального и «тёмноокультного» характера, их замысел с помощью «контринициации»[11] осуществляют так называемые «святые сатаны» (араб. авлийя-уш-шайтан) и сам грядущий Антихрист[69], при этом опорой такого рода влияний часто служат выродившиеся и извращённые «останки» прежних традиционных форм, утратившие связь с высшими духовными началами[70]. После восстановления Примордиальной Традиции в её целостности судьбой подобных индивидуумов будет окончательный распад, дезинтеграция и низвержение в «инфрачеловеческие» состояния.

Финальные стадии борьбы Традиции и «контртрадиции» Генон рассмотрел в последних главах работы «Царство количества и знамения времени».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь