Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Путешествие в древний город Псков и по его окрестностямСтр 1 из 6Следующая ⇒
Татищев предполагал, что летопись принадлежала первому новгородскому епископу Иоакиму (ум. 1030 г.). Выдержки содержат ряд уникальных сведений по ранней истории славян и Древней Руси, которым не находится соответствия в других источниках
Выше уже отмечалось, что еще в XIV веке псковский летописец назвал имя раннего города -- "Плесков". Так поначалу называли город все русские люди, что можно видеть по летописным записям. Для смены имен всегда должна быть причина. Здесь их было две. С принятием христианства языческие ритуальные плескания и пляски были официально прекращены. Старое имя не совсем стало соответствовать сути нового культового центра, хотя оно и продержалось "по инерции" до XIII века. Но в самом городе появился еще объект, будирующий смену названий. В Х веке (по данным С. Таракановой) крепость города была обложена камнем. На приступе в междуречьи Великой и Пльсковы появился мощный, высотой более 20 м каменный вал - Перси, сложенный либо насухо, либо на глиняном растворе. Слово "перси" означало грудь человека, коня, города. В Новгородской летописи под 1065 годом появилась запись: "Князь Всеслав Полотьскыи был оу Перьсково ратию и Перси бил пороки" (Новг., 4 лет, 1915, с.148, сн. д, XV век). Плесков стал Перьсковjм или Прьсковом, то есть городом с каменным панцирем на груди. Имя "Плесков" и как противоречащее христианству и при новом образе города-воина стало "неустойчивым" и закачалось на пути к простому, но внутренне бессмысленному имени "Псков" (Плесков - Перьсков - Прьсков - Псков). Это "качание" закончилось к XIII веку, и повсеместно стал известен только Псков.
Наш отъезд в Псков происходил 03 сентября в 10.00 от гостиницы «Парк Инн Рэдиссон Пулковская» (бывшая «Пулковская»). В записках изложены только наши повседневные походы и экскурсии. Фотографии использованы только сделанные нами.
В районе 14.30 автобус прибыл к месту назначения в Пскове к ТРК «Империал». Оттуда было близко до снятой квартиры. Квартира была снята в районе Завеличье, т.е. за рекой Великая. В первый день вышли осмотреть близлежащие места.
Изборск. После Пско-Печёрского монастыря на автобусе выехали в Изборск. По преданию, Изборск основан Словеном, сыном Гостомысла, давшим ему имя Словенск, изменённое потом в честь Избора, сына Словена. Однако, скорее всего - он ещё ранее был населённым пунктом южных эстов. По словам летописи, в 862 году Изборск достался Трувору (младшему брату Рюрика), который был первым его князем, хотя и недолго. Как на памятник от времени Трувора до сих пор указывают на курган «Труворова могила». Екатерина II сочинила медаль с изображением кургана, с надписью «До днесь памятен» и с подписью внизу: «Трувор скончался в Изборске, 864 г.» Первое письменное упоминание датируется 862 годом. В «Повести временных лет» записано: …старейший, Рюрик, седе в Новегороде, Синеус на Белоозере, в Изборске Трувор Имеется и другая версия Избор — легендарный основатель города Избо́рска. В «Иоакимовской летописи» (XVIII в.) назван сыном князя Вандала, жившем по летописи примерно в VI—VII вв., братом Столпосвята и Владимира, правивших в других городах владений отца. После смерти Избора власть, по летописи, унаследовал князь Владимир. В «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске» (XVII в.) Избор выступает сыном Словена Младого, внуком Гостомысла (середина IX века), после смерти его владения в 862 году по «Повести временных лет» достались Трувору, легендарному брату Рюрика, а после смерти Трувора в 864 году — самому Рюрику. Скорее всего, легенды отражают представления жителей севера Руси о происхождении названия города Изборска, по традиционной формуле, использованной в тех же легендах: Словен основал Словенеск, Рус — Русу, Выбор — будущий Выборг, а Избор — Изборск. Родственные связи и сами личности князей имеют вторичный характер по отношению к эпическим представлениям о трех братьях основателях и трех частях территории конфедерации племен словен, чуди, кривичей, веси и пр. Такие представления были характерны для Древней Руси. По дороге к крепости и « Труворову городищу»
«Труворов крест». Стоит ориентировочно на месте захоронения Трувора, что в действительности маловероятно. Археологические экспедиции XIX и ХХ веков не нашли ничего. Крест относится к XIV веку. Его ориентировочные размеры: - высота – 2,2 м; - ширина – 1,5 м; - толщина d=0,2 м. Сам крест и рядом стоящие обработанные камни и плиты покрыты графическими знаками "ВАВИЛО́НЫ".*
*«Вавилоны» (ст.-слав. вавилонъ от греч. Babylon) — графические знаки, составленные из нескольких подобных прямоугольников или квадратов (чаще поставленных один на другой), пересеченных диагоналями. Считаются разновидностью лабиринта. Подобные знаки известны в Древней Месопотамии, Восточном Средиземноморье, на Кавказе и на Руси.
Архитектурно-археологический ансамбль Труворова городища VII – XVIII в.в. включает в себя остатки валов и каменных крепостных сооружений. Рядом находится древнейшее кладбище, действующее и ныне.
Первое поселение на Труворовом городище возникло не позднее рубежа VII-VIII веков. «Труворово» городище. Место первой, «старой» крепости Изборска. Сейчас здесь ведутся археологические работы, и делается попытка восстановить фрагменты облика крепости. Кутузовский сад Этот сад, занимающий площадь в один гектар, находится в центральной части Пскова, он примыкает к зданию областного драматического театра имени А.С.Пушкина. Сад устроен в 1847 году и получил название Кутузовского по фамилии псковского купца, взявшего у городских властей подряд на его благоустройство. Купец Кутузов обратился с воззванием к «мужам - псковичам и темнооким псковитянкам» о пожертвованиях на благое начинание. К собранным таким способом деньгам он добавил свои, осушил территорию будущего сада, засадил деревьями и обнес оградой. 19 сентября 1997 года в саду был торжественно открыт бронзовый бюст Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову, установленный к 250– летию со дня рождения знаменитого генерал – фельдмаршала. Горожане всегда называли сад – Кутузовский, несмотря на даваемые ему различные названия в другие годы.
Потом продолжали осматривать различные места и районы города. Здание городской администрации – здание бывшего кадетского корпусу. Псковский кадетский корпус. Был открыт в 1882 г. и до 1917 г. размещался в здании бывших губернских присутственных мест. Это здание построено в 1784 г., перестроено в 1854-1859 гг. Полный штат кадетов в 1880-е годы составлял 400 воспитанников. Кадеты не только учились, но и несли караульную службу, занимались строевой подготовкой, фехтованием. Большое значение придавалось воспитанию интереса к военной службе, чувства товарищества, исполнительности, дисциплинированности. Правила приема в кадетские корпуса обеспечивали преимущественное поступление офицерских детей. За все время работы из стен кадетского корпуса вышло 1443 выпускника. Большая часть из них поступила в военные училища России. Среди знаменитых выпускников - военные историки Н. Е. Духанин, П. Н. Симанский, военный теоретик А. К. Келчевский и другие. С 1925 г. здание получило название Дом Советов. В настоящее время здесь работают администрация Псковской области и областное Собрание.
Дом Марины Мнишек
Многими легендами овеяно это здание. По одной из них в начале XVII века палаты служили пристанищем для Марины Мнишек во время ее трехдневного пребывания в Пскове после смерти первого самозванца –Григория Отрепьева. По другой – это были хоромы псковского посадника Никиты Сарапунова. По третьей – все каменные здания на Романихе (их было не менее шести) принадлежали богатому купцу, а позднее – перешли во владение Меншиковым. Ни одна из этих легенд не подтверждается документально. Точно можно лишь сказать, что с именем Марины Мнишек это здание не может быть связано, так как в 1611- 1612 гг. оно еще не было построено.
Мы были в этом доме на выставке посвящённой псковитянам-участникам Отечественной войны 1812 года. Далее вышли на улицу Советская, где находятся интересные места и здания. Улица Гоголя дома №42,43
В настоящее время дома находятся в плачевном состоянии.
Часть крепости Окольного города, Михайловская башня и оставшаяся часть стены.
В конце XVII века делопроизводство в Приказной палате Пскова распределялось по пяти столам (департаментам): судный стол, поместный или земельный стол, посольский стол, денежный стол, разрядный (военный) стол. По опыту работы подьячие делились на 3 категории: старшие, средней статьи и младшие. В основном, подьячие «кормились от дел», иногда получали «жалованье» из казны, а постоянный денежный оклад они получали только после значительного срока службы. Согласно документам, в 1695 г. в Приказной палате работало 38 подьячих, в 1699 г. – 54. Увеличение числа подьячих было связано с увеличением количества дел. Судный стол Самый младший стол, разбирающий мелкие уголовные преступления, споры между соседями, нарушение условий частных сделок, невозвращение долгов. Стол посольский Посольские столы были только в Пскове и в Новгороде. В XVII веке Псковская земля непосредственно граничила со шведскими владениями в Прибалтике (Ливонии), поэтому основным направлением в работе стола было развитие отношений со Швецией и урегулирование спорных вопросов, касавшихся приграничных территорий и торговли. Разведка и контрразведка. Оформление документов на въезд и выезд. Сопровождение посольств в Москву. Сыск крестьян, бежавших за границу. Стол денежный Штат состоял из 13-и подьячих, занимавшихся сбором налогов и отправкой денег в Москву, казённым строительством. Налоги с земель и сделок, таможенные пошлины. Здесь велись расходные книги Приказной палаты. Хранились меры длины (аршин – 71 см) и веса (гири). Стол разрядный (военный). Старший стол занимающийся обороной города и всей Псковской земли. Документация стола – прежде всего списки «воинских людей»: дворян и детей боярских, составлявших поместное войско, а также пушкарей и стрельцов. Разрядный стол ведал набором новобранцев, арестом и содержанием преступников. Особо опасных (государственная измена, бунты, поджоги, разбои, убийства) отвозили в Москву.
Во второй половине XVII в. термин «приказ» стал определяющим для обозначения государственного учреждения. Во главе приказа стоял воевода, ему принадлежала вся полнота власти в самом городе Пскове и во всей Псковской земле. Воеводе подчинялся дьяк. Дьяк руководил работой подьячих, составлявших воеводскую канцелярию. В 1665 г. вопреки обычаям воеводой был назначен Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащокин, которому посвящена выставка в палате воеводы. Как следует из документов, палата воеводы была расписана. Вверху и по стенам – облака, образы в ризах, кайма. Стол воеводы.
Стол дьяка. Срок работы дьяка на одном месте не имел ограничений. Дьяк был в курсе всех дел. На документе, исходившим из воеводской канцелярии обязательно должна была стоять его подпись, иначе документ не был действителен.
В этот же день мы осматривали памятные и интересные места Завеличья. Вид на Кром с другого берега реки Великая.
Собор Рождества Иоанна Предтечи
Храм XIII века - собор Иоанно-Предтеченского (Ивановского) — православного мужского монастыря стоит на берегу Великой, как раз напротив устья реки Псковы. Это храм одного из древнейших псковских монастырей. В летописи о нем упомянуто под 1243 годом. Церковь монастыря возведена, как считают историки в начале XIII или даже в конце XII века. В архитектурном отношении собор уникален: это единственный базиликальный, трехнефный, трехапсидный храм в Пскове, относящийся, как и мирожский, к древним, домонгольским временам. Сейчас храм принадлежит Иоано-Богословскому Крупецкому монастырю.
Фотографии сделаны внутри храма. Хорошо видны отверстия в стене – это голосовики – замурованные в стене кувшины для лучшей акустики. На левой нижней фотографии виден фрагмент сохранившейся старой настенной росписи.
К одной из примечательных черт дома относится сохранившееся декоративное панно из майоликовых плит. Его можно увидеть с восточной стороны двора Батова. В настоящее время в одном из зданий батовского двора размещается Псковский областной театр кукол.
Церковь Климента, Папы Римского и Петра Александрийского, XV в., с притвором и приделом второй половины XVIII в. Монастырская церковь. Здесь находился Климентовский монастырь. Упоминается в летописи под 1354 г. Монастырь разорен шведами в 1615 г., затем упразднен. Храм сохранил характерные черты псковской архитектурной школы. В ходе археологических раскопок обнаружены остатки несо-хранившегося древнего северного придела. Южный придел носит имя Петра Александрийского. В настоящее время церковь Климента, Папы Римского и Петра Александрийского - действующий храм.
10 сентября (8-ой день) в Пскове. С утра поездка в Спасо-Елеазаровский женский монастырь. Спасо-Елеазаровский монастырь основан в 1425(?) году постриженником Снетогорского монастыря, крестьянином деревни Виделебье Ефросином (до пострижения Елеазаром), который похоронен 15 мая 1481г. в основанной им церкви Трёх Святителей (1447г.) Канонизирован как общерусский святой на соборе 1551г. в Москве. В начале XVI века, здесь возможно, был переписан мусин-пушкинский список "Слова о полку Игореве". В XVI столетии в монастыре подвизался старец и игумен монастыря Филофей (ок. 1465-1542) - летописец, книжник и мудрец, автор канона на обретение мощей князя Всеволода Псковского. Известны его послания великому князю Московскому Василию III. Филофею принадлежит знаменитая формула: "Москва - третий Рим". Монастырь также являлся центром псковского иконописания. Собор с пристройками в средневековье использовался как крепость, в нижних этажах которого располагались огнестрельные орудия. Один из отрядов Батория так и не решился напасть на монастырь из-за внушительного оборонного вида монастыря. После возвращения монастыря РПЦ в 2000 году он стал женским. В настоящее время ансамбль монастыря состоит из Трехсвятительского собора (2 пол. XVI века - нач. XIX вв), братский корпус (1904 год), остатки каменной ограды. Уникальная монастырская колокольня (XVI век), не имеющая аналогов в псковской архитектуре рухнула в середине 90-х годов XX века.
На территории монастыря. Било, поставленное в память об основании монастыря. На биле выгравированы слова Филофея старца Спасо-Елиазаровского (XVI в.)
Собор Трёх Святителей, братские корпус и административные постройки монастыря.
В ожидании автобуса на Псков. Часовня поставлена в настоящее время. После посещения Елизарово гуляли вокруг Крома.
На другом берегу реки Псковы. На заднем плане Плоская башня крепости Кром и прясло стены, соединяющее её с башней «Кутекромой». Напротив Плоской башни через реку Пскову стоит башня с названием Высокая.
11 сентября (9-ый день) в Пскове. По мосту «50-летия Октября» через реку Великая вышли на площадь Победы.
Могила Неизвестного Солдата, чаша Вечного огня, устремленные в вверх, соединенные в единое целое 15 стволов зенитных орудий, стерегущих небо, как символ вечного салюта – мемориальный комплекс. В могиле покоится прах неизвестного солдата, который, прикрывая отходивших товарищей, пал смертью храбрых 9 июля 1941 года на реке Великой близ деревни Батьковичи. Он был похоронен жителями там же, а в 1974 году прах безвестного героя перенесли со всеми воинскими почестями на площадь Победы. Надпись рядом с зенитками гласит: «Подвиг твой бессмертен». Памяти партизан Псковщины – людей, которые в суровый период вражеской оккупации поднялись на бой с оружием в руках, посвящен Мемориал «Память», сооруженный по проекту архитектора В.П. Смирнова в 1985 году. Мемориал входит в комплекс памятников ратной славы площади Победы. Как будто поднявшись из глубины земли мощные гранитные валуны, олицетворяют непобедимую силу народного гнева. Фонтаны воды, стройные белые березки вокруг поляны символизируют неистребимую в народе тягу к жизни, во имя которой мужчины, женщины, подростки сражались с врагом.
Путешествие в древний город Псков и по его окрестностям | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Псков впервые упоминается под 903 годом («Повесть временных лет», Лаврентьевская летопись*). В X — начале XII веков в составе Древнерусского государства. Псков один из самых древних городов России. Археологические раскопки в псковском Кремле показали, что уже в IX веке находившееся там славянское поселение имело земляные и деревянные укрепления. Существование города в те времена нашло подтверждение в Повести временных лет, сообщившей под 903 годом о приведении князю Игорю жены Ольги «от Пскова». Княгиню Ольгу псковичи считают своей покровительницей.
В Иоакимовской летописи**) говорится, что Псков основала княгиня Ольга в 10 веке. Однако археологические исследования доказали, что поселения городского типа на месте современного Пскова существовали еще в начале нашей эры. В 9 веке здесь проживали словене, псковские кривичи, меря и чудь, создавшие военно-политический союз для защиты своих земель от внешней опасности. Княгиня Ольга вошла в историю как основательница Пскова или, как его называли в то время, Плескова благодаря тому, что при ней он из простого поселения превратился в укрепленный город.
Высокий скалистый мыс при впадении р. Псковы в Великую - это место первоначального поселения Пскова (Псковское городище). Временем его возникновения исследователи называют первую половину 1 тыс. н. э. Таким образом, возраст Пскова - около 2000 лет или более.
Здесь было славянское поселение кривичей, жили финно-угорские племена, скандинавы. Это объясняется пограничным расположением территории.
Происхождение современных псковских названий имеет разные корни. По одной из версий, название Псков происходит от финно-угорского корня в слове «piss» - «смола». В финно-угорских языках слова с корнем «вел» связаны с понятием «просторный, свободный». Эта версия поясняет название самой крупной реки Псковской области Великой (длина 430 км, наибольшая глубина в районе Пскова 8,2 м). Вниз по реке через 17 км - Псковское озеро, а дальше через Теплое - Чудское. И по реке Нарве Псков имеет выход в Финский залив Балтийского моря.
Городское поселение постепенно расширялось к югу. Его границы укреплялись сначала деревянными, а затем и каменными стенами. К 1400 году из камня была возведена западная стена и башня Кутний костер, к 1452 г. - восточная. Кремль к концу XV в. стал целиком каменной крепостью. Город был укреплен пятью кольцами крепостных стен.
*) Лаврентьевская летопись - пергаменная рукопись, содержащая копию летописного свода 1305, сделанную в 1377 группой переписчиков под руководством монаха Лаврентия по заданию суздальско-нижегородского князя Дмитрия Константиновича со списка начала 14 в.
**) Иоакимовская летопись , История Иоакима — условное название выдержек из старой рукописи, опубликованных русским историком XVIII века В. Н. Татищевым в труде «История Российская» (1-й том, 4-я гл.).
Татищев предполагал, что летопись принадлежала первому новгородскому епископу Иоакиму (ум. 1030 г.). Выдержки содержат ряд уникальных сведений по ранней истории славян и Древней Руси, которым не находится соответствия в других источниках
Выше уже отмечалось, что еще в XIV веке псковский летописец назвал имя раннего города -- "Плесков". Так поначалу называли город все русские люди, что можно видеть по летописным записям. Для смены имен всегда должна быть причина. Здесь их было две. С принятием христианства языческие ритуальные плескания и пляски были официально прекращены. Старое имя не совсем стало соответствовать сути нового культового центра, хотя оно и продержалось "по инерции" до XIII века. Но в самом городе появился еще объект, будирующий смену названий.
В Х веке (по данным С. Таракановой) крепость города была обложена камнем. На приступе в междуречьи Великой и Пльсковы появился мощный, высотой более 20 м каменный вал - Перси, сложенный либо насухо, либо на глиняном растворе. Слово "перси" означало грудь человека, коня, города. В Новгородской летописи под 1065 годом появилась запись: "Князь Всеслав Полотьскыи был оу Перьсково ратию и Перси бил пороки" (Новг., 4 лет, 1915, с.148, сн. д, XV век).
Плесков стал Перьсковjм или Прьсковом, то есть городом с каменным панцирем на груди. Имя "Плесков" и как противоречащее христианству и при новом образе города-воина стало "неустойчивым" и закачалось на пути к простому, но внутренне бессмысленному имени "Псков" (Плесков - Перьсков - Прьсков - Псков). Это "качание" закончилось к XIII веку, и повсеместно стал известен только Псков.
Наш отъезд в Псков происходил 03 сентября в 10.00 от гостиницы «Парк Инн Рэдиссон Пулковская» (бывшая «Пулковская»).
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы