Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Богородицкий родник (святой источник)
Источник находится за храмом под склоном берега. Над святым источником в 2010 году построена красивая деревянная часовня, в которой помещен образ Серапиона Изборского. Родничок обрамлен колодчиком из известняка и в часовне устроена купель.
Вид на часовню святого Серапиона Изборского над Богородицким святым источником.
06 сентября (4-ый день) в Пскове. В этот день самостоятельно осматривали Довмонтов город, Кром, район Запсковье и посетили Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. В помещении Поганкиных палат смотрели выставленные экспозиции: - «Живопись древнего Пскова XV - XVII вв.»; - «Художественное серебро XVI - XIX вв.».
На территорию Довмонтова города и Крома входили через Рыбницкие ворота.
Власьевская башня. На смотровой площадке башни.
У Троицких (Главных) ворот Крома. Троицкий (Главный) захаб.
Ныне существующий Свято-Троицкий кафедральный собор строился в 1682 – 1692 г.г. он поставлен на старом фундаменте предыдущего собора (самого древнего в Пскове). В его состав входят два боковых предела и закрытая галерея, соединённая с притвором. Высота храма достигает 72 м. пять глав, олицетворяющих Христа и четырёх евангелистов венчают шестистолпный четверик.
В XVIII веке недалеко от главного Псковского храма была воздвигнута соборная колокольня. Прежняя соборная «колокольница» стояла на Персях (южной стене Кремля). Квадратная в плане, она завершена ярусным пролётом звона, ярусом башенных часов и шпилем с крестом. Ныне действующий часовой механизм немецкой работы был установлен на башне в 1884 году.
Северная часть Крома. Она всегда была малолюдной. Здесь стояли деревянные клети для хранения хлеба и других припасов и каменные зелейные погреба (хранилища пороха). На фотографии на заднем плане Башня «Кутекрома» («Кутний» костёр). дальние справа от неё ворота называются малыми. Некогда через них доставляли припасы для закладки в хранилища крома.
Также северная сторона. На заднем плане Средняя башня Крома. Слева от неё, за деревом, Зелейные (Пороховые) палаты. Они были построены после пожара в 1607 году. Тогда в результате взрыва пороховых погребов «зельем вырвало обе стены на Великую и Пскову …».
Далее, перейдя Советский (Троицкий) мост, попадаем в район Запсковья.
На Троицком мосту.
Далее маршрут прогулки проходил по району Запсковье.
Церковь Воскресения Христова со Стадища*. Эта церковь один из наиболее выразительных памятников псковской школы зодчества XV – XVII в.в. первое письменное сообщение о ней относится к 1458 г. Тогда этот храм входил в состав Воскресенского девичьего монастыря. - 1458 г. — в связи с пожаром на Запсковье появляется первое известное упоминание девичьего монастыря в летописи :" … погоре все Запсковье от Богоявленского конца и до монастыря святого Воскресения…". - 1532 г. — снова говорится о пожаре в монастыре — «…погоре Стадища за Варлаамом…». Церковь упоминается, как недостроенная. - Притвор, предположительно, был построен в конце ХVI — начале ХVII в., а в ХVII в.- построены крыльцо и четырехстолпная звонница на притворе - В начале ХVIII построен южный придел во имя «Введения во храм Пресвятой Богородицы» с папертью (вероятно, трапезной). * «Стадищем» в то время именовали монастырскую площадь, отсюда и название церкви.
Эта церковь интересна ещё тем, что в её притворе расположен лаз в подземный ход, который ведёт, предположительно, к Троицкому собору. Но о его исследовании нет никаких документов. Лаз в подземный ход показан на фотографии. В этой церкви имеется список иконы «Богородицы Всех скорбящих радость с грошиками». Показана фотография этой иконы. Всех скорбящих Радость с грошиками — список с иконы «Всех скорбящих Радость» с прилипшими к красочному слою во время пожара медными монетами (на списках с иконы монеты изображаются краской). По преданию, этот образ был прибит волнами к имению купцов Куракиных на Неве. Впоследствии икона перешла к купцу Матвееву, мать которого происходила из рода Куракиных, который пожертвовал её Тихвинской часовне деревни Клочки под Петербургом, находившейся вблизи Петербургского стекольного завода. Почитание иконы началось после того как 23 июля 1888 года над Петербургом и его окрестностями была сильная гроза: молния с силой ударила в часовню у Стеклянного завода, обожгла внутренние стены, но не коснулась образа Богоматери, несмотря на то, что другие иконы были опалены пламенем, а кружка для сбора подаяний совершенно разбита. Образ Владычицы прикреплён был в часовне в углу на шнурке. От громового удара икона спустилась на землю, причём лик Богоматери, сильно потемневший от времени и копоти, как бы просветлел и обновился. Двенадцать же медных монет из разбитой кружки каким-то образом оказались прикреплёнными в разных местах к образу. Известие о случившемся быстро распространилось по городу и на следующий день с благословения митрополита Исидора (Никольского) началось служение молебнов перед иконой. Вскоре появились сообщения о чудесных исцелениях от иконы.
Далее наш маршрут дошёл до церкви Варлаама Хутынского на Званице. - 1466 г. Первое известие о церкви в летописи - во время моровой язвы в один день по обету была сооружена деревянная церковь. - 1466 г. Первое известие о церкви в летописи - во время моровой язвы в один день по обету была сооружена деревянная церковь. - 1495 г. Построена каменная церковь: "... В лето 7003 поставиша церковь камену святой Варлаам на Запсковье". - 1521 г. Церковь "…сгорела". - 1615 г. В рукописи церковного архива, в которой была изложена "Повесть о прихождении шведского короля Густава Адольфа ко граду Пскову", сообщалось о стрельбе по неприятелю из главы Варлаамовской церкви во время приступа 9 октября.
Рядом с церковью находятся остатки Варлаамских ворот, которые штурмовали шведы в 1615 году. Там же расположены и развалины Варлаамского захаба.
Церковь Нерукотворного Образа Иисуса Христа (Образская с Жабьей лавицы). XVII в. Церковь Нерукотворного образа, в глубинной части Запсковья, была недалеко от Ильинских ворот и Образкой башни Окольного города. В 1487 г. здесь поставили в один день обетную деревянную церковь по случаю «великого мора», это был четвертый приходской храм на Запсковье, уже укрепленном каменной стеной. Позднее храм заменили каменным. Колоритное название местности «Жабья лавица» напоминает о топком месте, где необходимы были деревянные доски — «лавицы» — настилы для переходов к церкви Образкой с Жабьей лавицы.
Церковь Ильи Пророка (Ильи Мокрого) Каменная четырехстолпная одноглавая церковь, первоначально имевшая восьмискатное покрытие, а позже завершенная четырехскатной кровлей. Сооружена в 1677 игум. Феодорой. К четверику с трех сторон примыкают паперти (в южной устроен Тихвинский придел). В XVII-XVIII вв. при Ильинском храме существовал мужской монастырь, упразднённый в 1764.
Церковь Богоявления со звонницей 1489 г. Церковь Богоявления с Запсковья — православный кончанский храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV—XVI веков. Церковь находится на Запсковье на правом берегу реки Псковы над Бродами. 1397 г. Первое упоминание церкви Богоявления в летописи. 1495—1496 гг. На месте прежнего поставлен каменный храм, дошедший в основе до наших дней.
После прогулки по Запсковью, направились в «Псковский Государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник». В здании Поганкиных палат – это бывшая жилая постройка второй половины XVII в., без перестроек, расположены экспозиции: - "Древнерусская живопись". Псковские иконы XV - XVI вв. - "Русское художественное серебро ".
Двор Поганкиных палат.
Во дворе Поганкиных палат, крыльцо - вход на экспозицию.
07 сентября (5-ый день) в Пскове. В этот день наш маршрут пролегал в Спа́со-Преображенский Миро́жский За́величский монасты́рь — монастырский комплекс XII века, знаменитый благодаря единственным на Руси по степени сохранности домонгольским фрескам соборного храма. Находится в Пскове, при впадении реки Мирожа (откуда и получил свое название) в р. Великую, в районе, называвшемся За́величье. По дороге осмотрели храм св. Александра Невского, потом посетили место «У Пролома» и рядом стоящие храмы. После обеда были в Снетогорском женском монастыре. Закончили день посещением выставки картин русского и западного художественного искусства в здании Поганкиных палат.
Воинский храм святого благоверного великого князя Александра Невского Построен в 1907—1908 гг. для 96-го Омского полка по типовому проекту воинского храма, составленному инж. Вержбицким Ф. М. в 1901 году. Сегодня храм Александра Невского включен в заповедную зону Пскова. Он стал воинским храмом 76-й десантно-штурмовой дивизии, а его настоятель протоиерей Олег Тэор является ответственным в Псковской епархии за окормление воинов на территории области.
Далее наш путь пролегал к Мирожскому монастырю. Древнейшие постройки монастыря, кроме собора, не сохранились. В настоящее время ансамбль Мирожского монастыря состоит из: Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-нач. XX вв.), Настоятельского корпуса (XVI—XIX вв.), Стефановской церкви (XVII в.), Братского корпуса (кон. XVIII—XIX вв.), братских келий (XVII—XIX вв.), монастырской ограды в 400 м (1799—1805 г.) и здания бани (нач. XIX в.). Выстроен из плинфы* и камня до 1156 г. Это крестово-купольный храм, имеющий уникальный для древнерусского искусства архитектурный тип. Архитектурный тип собора послужил образцом для собора Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорского монастыря. Храм является одним из лучших примеров русской архитектуры домонгольского периода. Расписан сверху донизу в 30-х и 40-х годах XII века неизвестными мастерами, выходцами из Греции. Уникальность фресок — в высоком художественном качестве, в продуманной иконографической концепции, а также в том, что сохранился практически весь комплекс росписей. По стилю они не имеют хронологических аналогов в России и напоминают византийские мозаики в некоторых храмах Сицилии того же XII века. Плинфа (от греч. plínthos — «кирпич») — широкий и плоский обожжённый кирпич, применявшийся в строительстве в Византии и Древней Руси.
Стефановская церковь представляет собой надвратный храм на подклете. Построен на месте более древней, в 1406 года. Очень нарядный, окна и двери обрамлены колонками, с перехватами и фронтонами. двухэтажный братский корпус конца XVIII века с колокольней 1879 года.
Спасо-Преображенского собора с ансамблем фресковой живописи (XII-нач. XX вв.).
Центральное положение в композиции занимает тема соединения в Боге-сыне божественной и человеческой природы и Его искупительной жертвы, её раскрытию подчинены все узловые моменты храмовой декорации.
Вид внутри монастыря через входные ворота.
Вид на Мирожский монастырь с другого берега реки Великая. Место у Покровской башни «У Пролома». После посещения и осмотра Мирожского монастыря направились к месту «У Пролома» Баториев Пролом* – место битвы псковичей с армией Стефана Батория: обеспокоенный успехами Руси в Ливонской войне (и рассчитывая на ослабленность страны как этой войной, так и внутренней политикой Ивана Грозного) польско-литовский король Стефан Баторий двинулся на Русь. Взяв Полоцк и Велиж и осадив Великие Луки, он подошёл ко Пскову. Псковичи уже подготовились к обороне. В частности, внутри Окольного города была возведена дополнительная деревянная стена. Баторий установил против городских стен артиллерию, устроил насыпи и туры, и 7 сентября начал штурм. Сполошный колокол с церкви Василия на Горке призвал горожан к обороне. И хотя осаждавшим удалось взять Покровскую и Свинузскую (не сохранилась) башни и сломать стену Окольного города, но пролом горожане буквально закрыли своими телами. Бились все, даже женщины и подростки, а Покровскую башню, вместе с захватчиками, взорвали. За ночь же горожане закрыли пролом новой деревянной стеной. Защитники Пскова, возглавляемые князем Иваном Петровичем Шуйским, отбили 31 штурм неприятеля и сами совершили 46 вылазок в стан осаждавших. Неудача 107-дневной осады Пскова заставила Стефана Батория пойти на переговоры о мире с Москвой.
* "Пролом (от проламывать) - пробитое, проломанное место".
Проломом в Пскове называется разрушенная часть крепостной стены Окольного города (Полонища). Появление Пролома связано с героической обороной Пскова от войск Стефана Батория в 1581 году (участок стены между Покровской и Свиной башнями).
Вид на Покровскую башню и стену Окольного города с Мирожского монастыря. Здесь и было место «Пролома». На заднем плане из-за стены видна Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома. Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома (Покрова от Пролома, Покрова в Углу) — православный храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV—XVI веков. Находится в южном углу Окольного города у Покровской башни. Пролом - место обрушения крепостной стены во время осады Пскова Стефаном Баторием. Первое упоминание Покровской церкви в источниках встречается под 1399 г. 1544 г. встречается упоминание Покровского монастыря в Угле «…на Полонищи погоре Якиманьская улица, …да монастырь Покров Святеи Богородицы в Оугле» 1582 г. — храм перестроен, пристроена Рождественская церковь. 1764 г. — монастырь упразднен, церковь оставлена с окладным жалованием без прихода. В 1813 г. церковь приписана к церкви Никиты Гусятника. 1966 г. — между церковью, Покровскими воротами и Покровской башней снимались отдельные эпизоды фильма Андрей Рублёв.
Церковь Покрова и Рождества Богородицы от Пролома и Памятник 300-летия обороны от войск Батория. Памятник установлен в 1881 году.
Вид внутри церкви.
Церковь Иоакима и Анны
Церковь построена в XYI веке на месте сгоревшей более древней. В летописи под 1544 годом сказано, что 1 апреля выгорели Полонище, Акиманская улица и монастырь. Упразднен монастырь в начале XYIII века. В 1721 году церковь стала приходской. По указу Псковской духовной консистории от 31 августа 1786 года приписана к Николаевской со Усохи церкви. В 1897 году церковь передана в ведение Псковской учительской семинарии. В церкви два престола: главный - Святых Праведных Богоотец Иоакима и Анны, в приделе - Святого Пророка Наума. При церкви была каменная звонница, три небольших колокола перенесены сюда от церкви Великомученика Георгия со Взвоза. Богослужения совершались законоучителем Псковской учительской семинарии, обязанности чтецов и певцов исполняли воспитанники семинарии. В приходе церкви была двухклассная образцовая школа при учительской семинарии.
Церковь Преполовения Пятидесятницы
Церковь построена в 1468 г. принадлежала и сейчас принадлежит Спасо-Елиазаровскому монастырю. Значительно перестроена в XIX – XX вв.
После обеда - поездка в Снетогорский монастырь. Рождества Пресвятой Богородицы Снетогорский монастырь — действующий женский монастырь во Пскове. Один из древнейших из ныне существующих псковских монастырей, первое упоминание в летописи относится к XIII веку. Первоначально был мужским. Монастырь находится в 3,5 километрах от центра современного города Псков, на высоком правом берегу излучины реки Великой. Снятная гора, на которой стоит монастырь, зовется так по названию местной промысловой рыбы — снети. Точная дата возникновения монастыря доподлинно не известна. Согласно одному из преданий, его могли основать монахи, прибывшие со Святой горы Афон. По другой легенде, которая в наше время является основной, основателем считается игумен Иоасаф. Впервые монастырь упоминается в псковской летописи конца XIII века, согласно которой 4 марта 1299 года уже существовавшая к тому времени обитель была сожжёна при нападении на Псков ливонских рыцарей. При этом погибли настоятель монастыря преподобный мученик Иоасаф и 17 иноков. В XIV-XV веках Снетогорский монастырь становится главным духовным и монашеским центром Пскова. О возросшей роли монастыря уже в начале XIV века говорит факт строительства в нем каменного храма - одного из первых после длительного перерыва в каменном строительстве, вызванного нашествием монголов на Русь. В ансамбль Снетогорского монастыря входят: собор Рождества Пресвятой Богородицы (1310 — 1311 гг.), трапезная церковь Святителя Николая Чудотворца (1519 г.), Архиерейский дом (1805 г.), руины Снетогорского столпа - колокольни с церковью Вознесения Господня (1526 год - XIX век), Святые ворота и ограда монастыря (XVII — сер. XIX веков). Периметр монастырской ограды составляет 420 метров.
Вход в монастырь
На территории монастыря
Главная святыня монастыря — собор Рождества Пресвятой Богородицы — был построен в 1311 году по подобию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. В 1313 году храм был расписан. Сохранившиеся, хотя и не полностью, фрески — единственный на сегодняшний день памятник древнерусской монументальной живописи 1-й половины XIV века и яркий образец псковской художественной школы. Поход на «Гремячую башню», осмотр этого района Запсковья. После обеда продолжали осмотр города по карте маршрутов по Пскову. Остатки укреплений Окольного города. По дороге к «Гремячей башне». Гремячая башня входила в систему оборонительных сооружений Окольного города Псковской крепости, на правом берегу реки Псковы. Шестиярусная башня, высота 20 м, диаметр у основания 15 м. Гремячая башня- единственная башня в Пскове, точная дата возведения которой сохранилась «В лето 7033 (1525 год) повеле князь Василий Иванович своему дьяку Мисюрю Мунехину поставити стрельницу каменную на Гремячей горе, над Псковою рекою на кручи и того лета сделаша тайник». Гремячая или Кислинская башня поначалу называлась Космодемьянской - по имени ранее существовавшего здесь Косьмодомианского монастыря. Настоящая Гремячая башня находилась здесь же, над Гремячими воротами, а когда её разрушили, название перешло на Космодемьянскую. Гремячая башня стоит на выровненной известковой скале, которая служит непосредственно полом и фундаментом для первого яруса. Башня по высоте разделена на шесть ярусов или этажей, раньше каждый ярус, как и других Псковских башен, отделялся деревянным помостом, на котором ставились пушки, направленные в амбразуры. Кроме системы подземных ходов башня имеет и каменный «подлаз» — туннель, спускающийся от башни к реке Пскове, который при осаде использовался для обеспечения защитников города водой.
С гремячей башней связано много легенд о кладах, спящей красавице, нечистой силе и т.д.
Перед подъёмом к Гремячей башне. Подъём будет по тропинке, которая ведёт наверх к церкви.
Церковь Козьмы и Демиана у Гремячей горы.
Под 1363 г. Псковские летописи сообщают о построении церкви Козьмы и Демьяна на Гремячей горе. "... В лето 6891... заложиша на Гремячеи горе Козма и Демьан." Церковь построена одновременно с основанием мужского, Козьмодемьянского /Гремяцкого/ монастыря". Не исключена возможность, что церковь Козьмы и Демьяна с Гремячей горы сохранила свою древнюю основу 1383г., а работы 1540г. заключали в себе реконструкцию завершения церкви. В Гремяцком монастыре в притворе Козьмодемьянской церкви похоронен в 1664 г. известный псковский политический деятель архиепископ Макарий. В 1764г. Гремяцкий монастырь был упразднен, церковь сначала обращена в приходскую. На склоне горы находятся развалины: это остатки построек бывшего Гремяцкого монастыря, к которому относилась и церковь Косьмы и Дамиана. На правом снимке тропинка, по которой поднимались к башне и церкви. А у подножия стоит массивное здание кожевенного завода предположительно, оно было построено в XVII-м веке. В XIX-м веке оно использовалось как хлебопекарня Енисейского пехотного полка, который квартировал здесь.
После посещения района Гремячей башни, направились в центр города – это вокруг Крома. Там осмотрели церковь Покрова Богородицы от Торга.
После обеда продолжали прогулку по городу.
памятник «Поэт и крестьянка» в Пскове. Монумент великому русскому поэту и его няне Арине Родионовне был установлен в Летнем саду в 1983 году. Его авторами являются скульптор Олег Комов и архитекторы Константинов и Бутенко. Имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина неразрывно связано с Псковским краем. Более 100 произведений создано поэтом на нашей земле. В их числе - четвертая глава «Евгения Онегина», «Борис Годунов», «Цыганы», сказки. Предположительно, Пушкин не менее 17 раз приезжал в Псков, прожив здесь в общей сложности 77 дней. Поэт бывал на территории Кремля, в Троицком соборе, в здании старой почты. Известно впечатление, которое произвел на него губернский город: «Ветхий город Ольгин». Память о пребывании А. С. Пушкина в Пскове в дореволюционный период была увековечена в названии улицы: в 1899 году улица Садовая была переименована в улицу Пушкина.
Мы сфотографировались на фоне памятника.
09 сентября (7-ой день) в Пскове. В этот день продолжали осмотр города и его памятных мест по заранее намеченным маршрутам и осматривали те места, которые не смогли ранее осмотреть. Кутузовский сад Этот сад, занимающий площадь в один гектар, находится в центральной части Пскова, он примыкает к зданию областного драматического театра имени А.С.Пушкина. Сад устроен в 1847 году и получил название Кутузовского по фамилии псковского купца, взявшего у городских властей подряд на его благоустройство. Купец Кутузов обратился с воззванием к «мужам - псковичам и темнооким псковитянкам» о пожертвованиях на благое начинание. К собранным таким способом деньгам он добавил свои, осушил территорию будущего сада, засадил деревьями и обнес оградой. 19 сентября 1997 года в саду был торжественно открыт бронзовый бюст Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову, установленный к 250– летию со дня рождения знаменитого генерал – фельдмаршала. Горожане всегда называли сад – Кутузовский, несмотря на даваемые ему различные названия в другие годы.
Потом продолжали осматривать различные места и районы города. Здание городской администрации – здание бывшего кадетского корпусу. Псковский кадетский корпус. Был открыт в 1882 г. и до 1917 г. размещался в здании бывших губернских присутственных мест. Это здание построено в 1784 г., перестроено в 1854-1859 гг. Полный штат кадетов в 1880-е годы составлял 400 воспитанников. Кадеты не только учились, но и несли караульную службу, занимались строевой подготовкой, фехтованием. Большое значение придавалось воспитанию интереса к военной службе, чувства товарищества, исполнительности, дисциплинированности. Правила приема в кадетские корпуса обеспечивали преимущественное поступление офицерских детей. За все время работы из стен кадетского корпуса вышло 1443 выпускника. Большая часть из них поступила в военные училища России. Среди знаменитых выпускников - военные историки Н. Е. Духанин, П. Н. Симанский, военный теоретик А. К. Келчевский и другие. С 1925 г. здание получило название Дом Советов. В настоящее время здесь работают администрация Псковской области и областное Собрание.
Дом Марины Мнишек
Многими легендами овеяно это здание. По одной из них в начале XVII века палаты служили пристанищем для Марины Мнишек во время ее трехдневного пребывания в Пскове после смерти первого самозванца –Григория Отрепьева. По другой – это были хоромы псковского посадника Никиты Сарапунова. По третьей – все каменные здания на Романихе (их было не менее шести) принадлежали богатому купцу, а позднее – перешли во владение Меншиковым. Ни одна из этих легенд не подтверждается документально. Точно можно лишь сказать, что с именем Марины Мнишек это здание не может быть связано, так как в 1611- 1612 гг. оно еще не было построено.
Мы были в этом доме на выставке посвящённой псковитянам-участникам Отечественной войны 1812 года. Далее вышли на улицу Советская, где находятся интересные места и здания. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы