Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Церковь Успенья Богородицы у Пароменья



Церковь Успения с Пароменья построена в 1444 году на паромной переправе через реку Великую из города на Завеличье, а в 1521 году была перестроена в каменную. В этой церкви бывал Иван Грозный и сделал подарок храму: витую панагию с изображением св. Георгия Победоносца; хранился когда–то в церковной ризнице и серебряный ковш Петра I. Ныне в храме восстанавливается иконостас. Иконы пишутся мастером на средства, собранные милиционерами Псковской области, с тем договором, что у каждого районного отдела милиции в иконостасе церкви Успения с Пароменья будет своя икона-покровительница. Рядом с местом, где построена церковь, с древних лет находилась переправа. В летнее время была паромная переправа, позднее наводился плавучий мост. Каменная церковь построена в 1521 году на месте более древней церкви, построенной в 1444 году. Главу Успенской церкви венчает крест с голубем - символом Духа Святого. По преданию, благодать Духа Святого не покинет Псков, пока на кресте этой церкви восседает голубь.


Пятипролетная звонница построена отдельно от церкви, позднее её приспособили для жилья, но квартиры были крайне неудобными и дохода церкви приносили мало. На звоннице было девять колоколов, без надписей, разного веса. В XYI веке каждый пролет звонницы был покрыт отдельной двускатной кровлей. Наряду со звонницей церкви Богоявления с Запсковья, звонница Успенской церкви крупнейшая из сохранившихся.

 

Основание Троицкого собора связано с именем княгини Ольги. На месте нынешней часовни (Ольгинской часовни) на берегу реки Великой, княгине было видение трёх солнечных лучей над Кремлём – символ Святой Троицы. Возведя собор, Ольга, по преданию, поставила в память об этом событии дубовый крест.

 

Анастасиевская часовня у Ольгинского моста построена по проекту архитектора А.В. Щусева в 1911 году. Внутри часовня украшена росписями по эскизам Н.К. Рериха.

 

У церкви Успения «С Пароменья» в Завеличьи. У Ольгинской часовни. На заднем фоне через реку Великая – Кром.

 

04 сентября (2-ой день) в Пскове.

С утра выехали на вокзал за  билетами на автобус в Печёры.

Часовня, построенная в память об отречении Николая II от престола, стоит на привокзальной площади Пскова. Она была торжественно открыта в 2003 г., в день 85-летия со дня гибели последнего российского императора. Здание вокзала в городе Псков.

 

Далее прошли по территории Среднего и Окольного городов. Осмотрели  церковь Анастасии Узорешительницы (Анастасии Римлянки) в Кузнецах. Церковь была построена в 1377 г., но после большого пожара в городе, была заново перестроена в 1539 году. В Кузнецах названа так, потому что в этом районе были кузни.

Церковь Анастасии Римлянки с колокольней  XV … XVI в.в.

 

Церковь святого Василия Великого  на Горке представляет собой единственный сохранившийся памятник культовой архитектуры Пскова начала XV века, времён расцвета Псковской вечевой республики. Впервые церковь упоминается в летописях в 1413 г., её строительство связано с именем знатного «немчина» Василия. Звонница церкви стояла на крепостной башне Среднего города, ныне не сохранившейся. Когда 8 сентября 1581 года войска польского короля Стефана Батория пошли на приступ Пскова, тогда тревожный колокол «в Среднем городе на стене градовой у Великого Василия на Горке» призвал псковичей на оборону города.

 

У здания Главпочтамта.

 

Памятник святой равноапостольной княгине Ольге. Автор памятника скульптор Вячеслав Клыков. Взор основательницы Пскова обращён в сторону Кремля и Троицкого собора. Крест в правой руке Ольги – символ православия. Левой рукой Ольга обнимает внука Владимира. На постаменте памятника автор разместил барельеф с 12-ю псковскими и российскими святыми.

 

Следующий объект осмотра – церковь Михаила и Гавриила архангелов.

Каменная церковь, построенная в 1339 г. Четырехстопный одноапсидный одноглавый храм с боковыми приделами (северный Ризположенский) и притвором. Верхняя часть стен и своды переложены в 1694-1696, тогда же сооружен новый крупный барабан, украшенный изразцами. В нач. ХХ в. церковь служила полковой для Енисейского пехотного полка. Шатровая колокольня поставлена отдельно от храма над воротами в церковный двор.

Церковь Михаила и Гавриила Архангелов. 14–17 вв., 19 в. Михайловская церковь — кончанский храм Городецкого района (конца), стоит в древнейшей части города, возможно, предшествующей Пскову. Эта первая каменная церковь в посаде имела важнейшее значение для города; к ней стекались все дороги. Рядом был знаменитый псковский Торг. Барабан храма декорирован полихромными печными изразцами, паперть — фреской с изображением Архангела Михаила (выполнена знаменитым современным иконописцем архимандритом Зиноном). Двор храма остался практически без изменений.

 

Далее наш маршрут направился к Крому. 

Там в бывших приказных палатах расположены музейные экспозиции:

- доспехи и вооружение русской армии  XII …  XX веков;

- археологические находки на месте Крома и Довмонтова города;

- приказные палаты XVII века*.

*) Более подробно об экспозиции «Приказные палаты» будет написано в описании экскурсий 09.09 – в 7 день.


 

На экспозиции по истории вооружения и формы Российской армии.

 

Далее заказали индивидуальную экскурсию на машине по городу. Были в Мирожском, Снетогорскоом мужском и женском монастырях. Были показаны церкви: Рождества св. Иоанна Предтечи, св. Николая с Усохи, Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы «От Пролома»,  «Воскресенья Христова» со Стадища, св. Варлаама Хутынского, палаты Меншиковых.

Потом, в другие дни, посещали каждый из перечисленных объектов отдельно, о чём будет изложено в описании дня, когда были в этом храме.

До нашего времени в Пскове сохранилась одна только эта постройка с такой наружной декорацией, поэтому ее считают случайным результатом внезапно повеявшего московского влияния. Однако в данном случае элемент случайности не следует преувеличивать. Появление богатой наружной декорации в конце первого периода развития псковской гражданской архитектуры вполне закономерно. Псковская архитектура никогда не чуждалась орнаментации.  

 


Церковь Николы со Усохи — православный кончанский храм в Пскове. Памятник истории и культуры федерального значения XV—XVI веков. Находится в Среднем городе.

Первое упоминание о каменной Никольской церкви относится к 1371 г.

В 1535-1536 гг. обветшавший храм XIV в. сломан и на его месте поставлен ныне существующий.

По преданию "Грозный царь, в бытность свою в Пскове после Новгородского разгрома, приказал отрубить уши большому колоколу, от звона которого испугался под ним конь. Во время экзекуции, из ушей колокола потекла кровь...Это заставило Ивана Грозного сменить гнев на милость по отношению к городу".

Название со Усохи церковь получила от того места, где она стоит. Обширное болото, ранее здесь находившиеся, местными жителями называлось «усохою» или «всосом».

           У церкви стоит часовня «Неугасимая свеча».

На обратном пути, после экскурсии увидели интересный храм.

Это церковь «Новое Вознесение»

 

 

Основание храма восходит к XIV веку и связано с именем известного князя Евстафия и его семьи. Определение "Новое" дано в соотношении с более ранним Старовознесенским монастырем. В XVIII веке церковь стала приходской, а затем была приписана к Анастасиевской.

 

05 сентября (3-ий день) в Пскове.

С утра отъезд в Печёры в Псково-Печёрский монастырь.

Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский мужско́й монасты́рь — один из самых крупных и богатых в России мужских монастырей с многовековой историей.  Достоверных сведений о начале монашеской жизни на месте современного монастыря нет. Богом зданная пещера стала известна местным жителям в 1392 году. В 1473 году здесь была освящена выкопанная в песке пещерная церковь Успения, что считается временем основания монастыря.

Панорама монастыря

 

Находясь на границе между Россией и Ливонией, где владычествовали немцы, обитель не раз подвергалась разорению со стороны немцев, финляндцев, шведов, поляков. Московское правительство, ввиду важного военного положения монастыря, укрепило его крепостными стенами. За всю свою историю монастырь выдержал ок. 80 осад. Только один раз в него обманом проникли шведы, но находились там недолго.

С самого начала стены и башни монастыря подверглись тяжелым испытаниям. В середине XVI века опасность вторжения польско-литовских завоевателей стала одной из причин начала строительства каменной ограды вокруг монастыря. К 1565 г. была возведена массивная стена из каменных плит с семью крепостными башнями и тремя воротами.

Крепостные стены общей длиной около 810 м окружают архитектурный ансамбль монастыря. В настоящее время крепостные стены укреплены девятью башнями.

По преданию Иван Грозный разрешил игумену прп. Корнилию укрепить стенами площадь не более воловьей шкуры. Корнилий разрезал шкуру на мелкие полосы и разложил полоски вокруг монастыря, на месте которых и были поставлены стены.

Часть монастырской территории закрыта для посторонних, в том числе проход к Михайловскому собору - единственному храму не в овраге, собор встроен в стену. Это и самая поздняя из крупных монастырских построек - храм был возведён в 1816-1827 гг. по проекту Л. Руска, и является памятником героям Отечественной войны 1812 года. Ведь одним из главных вопросов "альтернативной истории" 19 века было "А если бы Наполеон пошёл на Петербург?" - и собор построен в память о воинах, не давших этому случиться.


 

 

  Вход в монастырь осуществляется через Петровские ворота. Петровская проездная башня, иначе - Надвратная. Святые ворота. Башня, самая молодая по времени строительства, построена в 17в. названа в честь Петра 1. По его указу на башне был установлен государственный герб. Часы появились в 1913г.

После прохода через Петровские ворота, попадаем на территорию монастыря.

На территории монастыря, рядом с входом находится место памяти игумена Корнилия, убитого Иваном Грозным, в Псково-Печерском монастыре. В Успенском храме в медной раке покоятся мощи прп. Корнилия, одного из первых игуменов обители, погибшего смертью мученика от руки Иоанна Грозного, который подозревал игумена в измене. Арка Ворот под церковью Николы ратного. Там, под Никольской башней помещены 6 икон Божьей Матери, где она изображена в 6 ипостасях. Иконы были написаны Алипием*, в 1960 году.  

На снимке видна звонница и крыльцо в храм Николы Вратаря. Это храм стрельцов, отряд которых стоял на охране и защите монастыря. Под крыльцо Никольской надвратной церкви (кстати сказать, что назвали эту церковь церковью Николы Ратного) после постройки было сложено оружие для обороны монастыря.

Сразу за главными воротами Свято-Успенского Псково - Печерского монастыря находится целый комплекс сооружений, состоящий из Никольской башни, церкви Николы Ратного, двухпролетной звонницы и некогда главных ворот монастыря. Построить церковь над Святыми воротами предложил игумен Корнилий, а воплотил идею в 1564-65 годах архитектор Петр Заболотный. Строили из традиционной в этих местах известняковой плиты. Под каменное крыльцо церкви было сложено оружие для обороны храма. Внутри поставили деревянное изображение Николая Чудотворца во весь рост, с митрой на голове и мечом в руке. Ворота под Никольской церковью долгое время служили главным въездом в монастырь. В настоящее время в храме хранится расписной иконостас, резная икона Николы Можайского, икона конца XVII века с изображением монастыря. Иконостас расписан в 1686-1688 годах тремя иконописцами. В 1986 году в Никольской башне был освящен придел преподобномученника Корнилия.

 

Эта дорога называется Кровавый путь. Происхождение столь мрачного названия связано с Иваном Грозным, который под этой аркой убил игумена Корнилия. Последний управлял монастырём в 1529-1570-м годах, и по сути именно Корнилий создал тот Псково-Печорский монастырь, что дошёл до нас: число монахов выросло с 15 до 200 человек, на свои средства была выстроена каменная крепость, было налажено хозяйство, крещены сету, появились крупные храмы...

Приехав в монастырь, Иван Грозный почему-то (кто его поймёт спустя 440 лет?) решил, что Корнилий его предал, и убил игумена на месте своим жезлом. Спустя несколько минут раскаялся, и отнёс тело игумена в храм на руках, окропив мостовую кровью.

И возможно, одуматься Ивана Грозного заставил именно увиденный за аркой масштаб того, что создал убитый игумен.

 

 

 

Успенский храм, самый первый, самый древний, он выкопан в горе первым Священником Иоанном Шестником в 1473 году. Он уникален - имеет только одну стену, все остальное находится в горе, в пещере. В XVIII веке над ним была построена церковь Покрова Божьей матери. Святая Гора, она наверху над этим Успено-Покровским храмом. На Святой Горе располагается монастырский сад, пасека и деревянная церковь Всех Псково-Печерских Святых. У огромного гранитного валуна молились первые отшельники. Здесь молился и первый монах Марк. Церковь Покрова является памятником барокко середины XVII в. Фасад богато декорирован сюжетами из Евангелия. В одну линию выстроились пять пышных куполов в стиле украинского барокко.

Успенская и Покровская церкви – конец "Кровавого пути" и главная площадь монастыря.

К сожалению, в этот храм нам попасть не удалось. После службы он был закрыт на приборку.

 

Звонница неотъемлемая часть ансамбля Печерского монастыря, одна из красивейших звонниц на псковской земле. Она имеет 2 яруса звонов - шестипролетный нижний и однопролетный - верхний.  Построена в 1565 году.

В первом ярусе небольшое помещение. На главном фасаде с правой стороны есть вход в виде часовни с главкой ведущий на большую лестницу, далее, в монастырский сад на Святую Гору.

Часовая башенка с часовым механизмом 17 в. установлена на звоннице. Часы приводятся в действие гирей в виде большой бочки, наполненной камнями, которая движется в деревянной шахте. Механизм часов соединен с колоколами и каждые четверть часа мелодично перезванивают малые колокола, а часы отбивают большой колокол. Всего на звоннице 17 колоколов.

 

В Псково-Печерском монастыре сохранилась коляска, оставленная Анной Иоанновной во время ее приезда в обитель. Существует три версии того, как коляска осталась в монастыре. По первой версии Анна Иоанновна проездом в октябре 1732 года была в монастыре, но на обратном пути выпал густой и мокрый снег, поэтому императрица была вынуждена оставить коляску и пересесть на сани.

 

 

 

По второй версии коляска Анны неожиданно сломалась, пока императрица была на монастырском богослужении, и ей пришлось оставить ее там.

Существует и более романтическая легенда появления коляски Анны в монастыре: проезжая по Печорской земле, на спицу колеса коляски обвилась змея, а по поверью, это было дурным знаком, и ехать далее было нельзя. Так Псково-Печерский монастырь обрел еще одну реликвию.

 

Алипий (Воронов) –  Иван Михайлович Воронов – под таким именем был известен тонкий художник, коллекционер русского и западноевропейского искусства, передавший в дар Русскому музею Ленинграда, Псковскому музею-заповеднику, Печорскому краеведческому музею свою коллекцию. Архимандрита Алипия знала верующая Россия – замечательный иконописец, ценитель и знаток древнерусского искусства, церковного пения, блестящий проповедник и защитник Псково-Печерского монастыря, автор статей по истории Псково-Печерской обители, опубликованных в «Журнале Московской Патриархии».

 

   

 

В Псково-Печерском монастыре два Святых источника, где можно попить Святой воды. На переднем плане левой фотографии  Корнильевский источник, имевший в древности важное стратегическое значение для защитников крепости. Вдали надкладезная красная шестигранная часовня, в которой бьет Живоносный источник, отдельно она изображена на правой фотографии. Часовня поставлена над источником в 1910 - 1911 году.

15 февраля Русская Православная Церковь празднует Сретение Господне или встречу с Богом.

 

 

Сретенская церковь Псково-Печерского Свято-Успенского монастыря, памятник поздней культовой архитектуры, расположен на нижней площадке Печерского монастыря между Благовещенской церковью и Ризницей. Это двухэтажное белое кирпичное здание выполнено в псевдорусском стиле. На лицевой части парапета сделан киот с арочным завершением и килевидным кокошником. В киоте помещена живописная композиция "Сретение" (Сретение Господне это встреча с Богом), позднего письма.

 

К востоку от Успенского собора стоит редкий для псковской архитектуры двухэтажный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы 1541 года. Стены церкви имеют красный цвет, белую отделку, а сам фасад делится на две части поясом, изготовленным из керамических плит, покрытых глазурью. На них сохранились древние надписи. Этот пояс — самый ранний из известных в архитектуре Пскова. К храму примыкает большая трапезная палата с алтарём, освящённая как храм в честь Сретения Господня.

  Цокольный этаж перекрыт коробовым сводом, второй этаж, собственно ризница, перекрыт крестовым сводом неправильной формы с распалубками над проемами. Здание Ризницы монастыря. Ризница расположена на нижней площадке ансамбля в юго-восточной стороне с западной стороны от Сретенской церкви, напротив главной звонницы. Здание поставлено на линии перепада рельефа и в связи с этим северный фасад имеет 3 этажа, а западный - два. По своим пропорциям здание близко к кубу, покрыто граненым сводом с небольшой палицей. Наверху крыши сделан граненый световой барабан с главкой. На южном фасаде сделано большое двухъярусное псковское крыльцо. Помещения всех трех этажей перекрыты сводами, с возрастающей высотой от нижнего к верхнему.

 

  До постройки звонницы и появления колоколов их роль и подачу сигналов выполняло «било». Здесь оно установлено как своеобразный памятник прошедшему времени.

 

  Дом Настоятеля (наместника) Псково-Печерского монастыря - окрашен в зеленый цвет. Мостик над ручьем Каменец к дому Настоятеля, построен по проекту Алипия.  

 

* Наместник монастыря - духовное лицо (игумен или архимандрит), поставленное архиереем для управления подчиненным ему монастырем.

На этом закончилась наша экскурсия по Свя́то-Успе́нскому Пско́во-Пече́рско-му мужскому монастырю.

 






Изборск.

После Пско-Печёрского монастыря на автобусе выехали в Изборск.

По преданию, Изборск основан Словеном, сыном Гостомысла, давшим ему имя Словенск, изменённое потом в честь Избора, сына Словена. Однако, скорее всего - он ещё ранее был населённым пунктом южных эстов. По словам летописи, в 862 году Изборск достался Трувору (младшему брату Рюрика), который был первым его князем, хотя и недолго. Как на памятник от времени Трувора до сих пор указывают на курган «Труворова могила». Екатерина II сочинила медаль с изображением кургана, с надписью «До днесь памятен» и с подписью внизу: «Трувор скончался в Изборске, 864 г.»

Первое письменное упоминание датируется 862 годом. В «Повести временных лет» записано:

…старейший, Рюрик, седе в Новегороде, Синеус на Белоозере, в Изборске Трувор

Имеется и другая версия

Избор — легендарный основатель города Избо́рска.

В «Иоакимовской летописи» (XVIII в.) назван сыном князя Вандала, жившем по летописи примерно в VI—VII вв., братом Столпосвята и Владимира, правивших в других городах владений отца. После смерти Избора власть, по летописи, унаследовал князь Владимир.

В «Сказании о Словене и Русе и городе Словенске» (XVII в.) Избор выступает сыном Словена Младого, внуком Гостомысла (середина IX века), после смерти его владения в 862 году по «Повести временных лет» достались Трувору, легендарному брату Рюрика, а после смерти Трувора в 864 году — самому Рюрику.

Скорее всего, легенды отражают представления жителей севера Руси о происхождении названия города Изборска, по традиционной формуле, использованной в тех же легендах: Словен основал Словенеск, Рус — Русу, Выбор — будущий Выборг, а Избор — Изборск. Родственные связи и сами личности князей имеют вторичный характер по отношению к эпическим представлениям о трех братьях основателях и трех частях территории конфедерации племен словен, чуди, кривичей, веси и пр. Такие представления были характерны для Древней Руси.

По дороге к крепости и « Труворову городищу»

Усадьба купца Н.С. Семёнова. Начало ХХ века.

 

  Улица Изборска. Ведутся ремонтно-реставрационные работы к празднованию 1150- летию Изборска.

 

Часовня Фрола и Лавра в поселке Изборск выстроена на урочище Скудельня, где по преданию было братское захоронение воинов, участников отражения нападения ливонцев в 1480 году под предводительством магистра Бернгарда фон дер Борха. Дата построения точно неизвестна. В XIX веке часовня обшита тесом и многократно ремонтировалась позднее. Внутрь часовни перенесен подписной «Степанов крест». Надпись на нем гласит, что в 1492 году: «миром поставлен кртъ на рабъ Бжiи на Степанъ».

 

 

 

 

Троицкая часовня в поселке Изборск стоит на современной улице Минской, на перекрестке старой Печерской дороги и дороги, ведущей к старому Труворову городищу. Редкий памятник традиционной псковской архитектуры. Судя по месту расположения «на крестах» (перекрестке) двух древних дорог и по вкладному кресту на наружной восточной стене (XVI века), часовня выстроена на традиционно поклонном месте, возможно, это подтверждает и тесная обсадка ее деревьями. Ее архитектурные формы не совсем обычны: в мощные стены прямоугольной кладки вписан небольшой квадрат внутреннего пространства. В восточной стене находиться большая ниша — киот с арочным завершением, глубина которой не достигает и половины толщи стены.  

 

 

«Труворов крест». Стоит ориентировочно на месте захоронения Трувора, что в действительности маловероятно. Археологические экспедиции XIX и ХХ веков не нашли ничего. Крест относится к XIV веку.

Его ориентировочные размеры:

- высота – 2,2 м;

- ширина – 1,5 м;

- толщина d=0,2 м.

Сам крест и рядом стоящие обработанные камни и плиты покрыты графическими знаками "ВАВИЛО́НЫ".*

 

 *«Вавилоны» (ст.-слав. вавилонъ от греч. Babylon) — графические знаки, составленные из нескольких подобных прямоугольников или квадратов (чаще поставленных один на другой), пересеченных диагоналями.  Считаются разновидностью лабиринта. Подобные знаки известны в Древней Месопотамии, Восточном Средиземноморье, на Кавказе и на Руси.

 

Архитектурно-археологический ансамбль Труворова городища VII – XVIII в.в. включает в себя остатки валов и каменных крепостных сооружений. Рядом находится древнейшее кладбище, действующее и ныне.

 

 

Первое поселение на Труворовом городище возникло не позднее рубежа VII-VIII веков.

«Труворово» городище. Место первой, «старой» крепости Изборска. Сейчас здесь ведутся археологические работы, и делается попытка восстановить фрагменты облика крепости.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 346; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.083 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь