Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Труды Шрилы Дживы Госвами
Шрила Джива Госвами написал множество книг и комментариев. Вместе они, по словам Кришнадаса Кавираджа (8), составляют 400 000 стихов, то есть по размеру в четыре раза превышают грандиозный эпос древней Индии, «Махабхарату». И при этом, стиль философских трудов Дживы Госвами отличается лаконичностью и максимальной насыщенностью. Мы опишем только самые главные из работ Дживы Госвами. «Бхакти-ратнакара» перечисляет двадцать пять книг, написанных Шрилой Дживой Госвами. Все эти труды сделали его одним из величайших религиозных философов за всю историю человечества. Однако самым главным трудом его жизни, безусловно, является «Бхагавата-сандарбха» (суть «Шримад-Бхагаватам»), или «Шат-сандарбха», шеститомное произведение, в котором он систематически излагает учение Гаудия-вайшнавов на основе материалов «Шримад-Бхагаватам». По словам самого Дживы Госвами, идея этого труда принадлежала Рупе Госвами и Санатане Госвами, которые доверили его своему племяннику, а черновые наброски к Сандарбхам сделал их друг, Гопала Бхатта Госвами. Кришнадас Кавираджа пишет, что «Шат-сандарбха» содержит в себе квинтэссенцию всех священных писаний мира (9) и что в ней «Шри Джива Госвами открыл людям истину о духовной любви Кришны (10)». «Шат-сандарбха» анализирует «Шримад-Бхагаватам» в соответствии с категориями «Веданты»: самбандхой, абхидхеей и прайоджаной. Самбандха-таттва устанавливает отношения между основными категориями (истинами), абхидхея-таттва объясняет путь, ведущий к достижению цели (т.е. бхакти), а прайоджана-таттва описывает высшую цель (необходимость, прему). Первые четыре книги, «Таттва-сандарбха», «Бхагавата-сандарбха», «Параматма-сандарбха» и «Шри-Кришна-сандарбха», разбирают самбандха-таттву, «Бхакти-сандарбха» анализирует абхидхея-таттву, а «Прити-сандарбха» объясняет прайоджана-таттву. «Таттва-сандарбха» доказывает авторитет «Шримад-Бхагаватам» как высшего откровения, тем самым формируя основу для дальнейшего обсуждения. Там же опровергается философия адвайта-вады. Это, пожалуй, самое подробное изложение гносеологии Гаудия-вайшнавов. «Бхагават-сандарбха» обосновывает, что высшей истиной является Бхагаван Нараяна в Его многочисленных формах, а «Параматма-сандарбха» описывает природу материального мира, природу иллюзорной энергии, природу индивидуальной души и их отношения с Творцом. «Кришна-сандарбха», самая длинная из четырёх произведений и, может быть, самая важная, доказывает, что Кришна (а не Нараяна) является изначальным Верховным Господом, Бхагаваном, и что Его дхама и Его слуги вечны. В начале «Гопала-чампу», своего главного поэтического труда, Джива Госвами утверждает, что всё это произведение суть поэтическое изложение философских истин, доказанных в «Кришна-сандарбхе». Семенем этого труда является стих из «Бхакти-расамрита-синдху» (1.2.59): «Хотя повелитель Лакшми (Нараяна, Владыка Вайкунтхи) и Шри Кришна с философской точки зрения неотличны друг от друга, Кришна превосходит Нараяну с точки зрения расы. Его образ – воплощение высшей расы и её вместилище». В этом труде Джива Госвами на материале «Шримад-Бхагаватам», других Пуран и тантр доказывает, что Кришна является источником Нараяны, а Лакшми, супруга Нараяны, является экспансией Радхи. Так, в этих четырёх трактатах, по словам Шрилы Дживы Госвами, было доказано, что высшим и самым совершенным проявлением того, с кем связана индивидуальная душа, является Господь Мадхава в сопровождении Шри Радхи. Дополнением к первым четырём «Сандарбхам» является трактат «Сарва-самвадини», в котором Джива Госвами опровергает адвайта-ваду и другие распространённые в его время системы философии и приводит дополнительные аргументы в пользу гаудия-вайшнава-сиддханты. В частности, именно в нём подробно обосновывается божественный статус Шри Чайтаньи. Этот труд знаменит тем, что именно в нём впервые появляется термин «ачинтья-бхеда-абхеда», под которым ныне известна философия Гаудия-вайшнавов. «Бхакти-сандарбха» описывает различные аспекты садханы, обряды и обязанности, которые нужно исполнять, чтобы обрести любовь к Кришне. «Прити-сандарбха» – самая длинная из всех, основана на трудах Рупы Госвами по бхакти-расе, «Бхакти-расамрита-синдху» и «Удджвала-ниламани», а также на «Вайшнава-тошани», комментарии Шрилы Санатаны Госвами к Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам» и трудах по эстетике. «Радха-кришна-чарана-дипика» доказывает необходимость поклонения Кришне вместе с Его шакти, Шримати Радхарани. Поклонение Шримати Радхарани вместе с Кришной было введено Джахнавой деви, и в своём труде Джива Госвами обосновывает эту практику. «Мадхава-махотсава» – первое поэтическое произведение Дживы Госвами и описывает эпизод из «Падма-пураны», в котором рассказывается о коронации Шримати Радхарани во Вриндаване. Среди комментариев, написанных Дживой Госвами, первым следует упомянуть «Крама-сандарбху», седьмую «Сандарбху», его комментарий к «Шримад-Бхагаватам», включающий в себя основные комментарии к стихам «Шримад-Бхагаватам», сделанные в «Шат-сандарбхе». «Лагху-вайшнава-тошани» – сокращённый и отредактированный вариант комментария Шрилы Санатаны Госвами к Десятой Песни «Шримад-Бхагаватам», написанный Шри Дживой по поручению самого Санатаны Госвами. «Диг-даршини» – комментарий Дживы Госвами к «Брахма-самхите» в значительной степени основан на его же «Кришна-сандарбхе» и содержит подробное описание Голоки. «Дургама-сангамани» – подробный комментарий Дживы Госвами на «Бхакти-расамрита-синдху». «Лочана-рочани» – его комментарий на «Удджвала-ниламани». «Сукха-бодхини» – комментарий на «Гопала-тапани-упанишад». «Хари-намамрита-вьякарана» – грандиозный труд по грамматике санскрита, где вся санскритская грамматика изложена в сутрах, а в виде всех грамматических терминов используются имена Кришны. «Бхати-расамрита-шеша» – аналогичный труд по поэтике (аланкара-шастра). В нём эстетика излагается в категориях, приемлемых для вайшнавов на примере жизни Кришны. Наконец, «Гопала-чампу» – одно из самых значительных и обширных произведений Дживы Госвами, написанное им в очень преклонном возрасте. В нём жизнь Кришны описывается на основании «Вайшнава-тошани», комментария Санатаны Госвами к Десятой песни «Шримад-Бхагаватам» и трудах Рупы Госвами. В этой книге подробно описывается рождение Кришны во Врадже, Его возвращение во Врадж из Двараки и восхождение на Голоку. Последний труд Дживы Госвами, «Санкальпа-кальпадрума», описывает нитья-лилу Кришны на Голоке Вриндаване. Обращаясь к уму, Джива Госвами призывает его постоянно памятовать об этой нитья-лиле, чтобы в момент смерти ум мог перенести душу в эту обитель.
ПРИМЕЧАНИЯ 1. Хастамалака («плод амалаки, миробалана, на ладони») – идиоматическое выражение на санскрите, означающее нечто предельно ясное и очень простое для понимания. 2. Jadunath Sarkar. 3. Нарахари Чакраварти, «Бхакти-ратна-кара». 4. «Бхакти-ратна-кара», 1.855. 5. Ш.Бхактивинода Тхакур, «Садджана-тошани», 6.2. 6. «Садхана-дипика», цит. По «Бхакти-ратна-кара», 4.289. 7. «Бхакти-ратна-кара», 4.286. 8. «Чайтанья-чаритамрита», Антья, 4.231. 9. «Чайтанья-чаритамрита», Антья, 4.229. 10. Там же, 4.231. Редакция: Ума д.д. Ари Мардан д.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы