Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Джива Госвами и Шрипад Валлабхачарйа



«Бхакти-ратнакара» и «Према-виласа» утверждают что когда Рупа Госвами был занят написанием «Бхакти-расамрита-синдху», к нему пришел Дигвиджай (победитель мира) Валлабх Бхатта. Полагают, что этим Валлабхом Бхаттой был никто иной как знаменитый Шрипад Валлабхачарья из Валлабха-сампрадаи.

В тот момент Джива Госвами сидел рядом со Шри Рупой и обмахивал опахалом. Рупа Госвами с почетом принял Валлабхачарьу и предложил ему асану. Валлабхачарья стал перелистывать страницы «Бхакти-расамрита-синдху». У него возникли возражения по поводу использования слова пишачи, что означает привидение, в следующей шлоке:

бхукти-мукти-спрха йават пишачи хрди вартате

тавадбхакти сукхасйатра катхамабхийудайо бхавета

(«Бхакти-расамрита-синдху», 1, 2, 22)

"Пока привидение желания мукти (свобода от оков) или бхукти (мирского наслаждения) остается в сердце, бхакти-сукха (счастье, исходящее из бхакти), остается невозможным".

Валлабхачарья предложил, чтобы слово пишачи было в первой строке шлоки опущено, которая в таком случае могла бы звучать так:

вйапноти хрдайам йавад бхукти-мукти спрхаграха

Рупа Госвами принял его предложение из уважения к нему и в силу его естественного смирения. Но Дживе это не понравилось. Он не знал, кем был их гость. Он не мог стерпеть дерзости новоприбывшего, у которого хватило смелости искать ошибки в написанном таким ученым, как Шри Рупа. Джива покраснел от гнева. Но так как Рупа согласился с предложением незнакомца, Джива не смог сказать ничего в присутствии учителя.

Немного погодя, когда Валлабхачарья отправился к Ямуне, чтобы принять омовение, Джива последовал за ним. По дороге он сказал: "Почтенный господин, изменение, которое вы предложили внести в «Бхакти-расамрита-синдху», неправильно. Гурудев принял его только из-за своего смирения".

Это для Валлабхачарйи было полной неожиданностью. Он в течение некоторого времени пристально смотрел на молодого человека, а затем сказал: "Интересно, значит, ты считаешь, что правильным является называть мукти словом пишачимукти, к которому стремятся многие садхаки, которое полагает конец всем страданиям и приносит счастье?"

Джива мягко ответил: "Ачарья! возможно, и неправильно называть мукти словом пишачи. Но в той шлоке не мукти было названо пишачи, но желание мукти. В сердце преданного нет места желаниям. Если желание входит в сердце преданного, оно высасывает бхакти-расу, и ввергает человека в постоянное беспокойство, будто бы он одержим злым духом. Только преданный может быть всегда умиротворен, так как он не желает ничего помимо служения Кришне. Слово пишачи, конечно, может быть опущено в этом стихе, но в таком случае идея не будет показана столь наглядно. Поэтому использование этого слова весьма уместно в данном случае".

Пока Джива говорил все это, ачарья пересматривал шлоку в своем уме и говорил сам себе. Похоже, что молодой человек прав. Это желание мукти, а не само мукти названо словом пишачи в этой шлоке. Мой ум оказался настолько возбужден словом пишачи в контексте мукти, что слово "желание" совсем вылетело у меня из головы". Он сказал Дживе: "Ты прав. Действительно, в этой шлоке желание мукти было названо пишачи. Нет никакого сомнения, что для бхактов желание мукти подобно пишачи".

Валлабхачарья омылся в Ямуне, все время думая об остром и проницательном интеллекте молодого Дживы. Завершив омовение, он снова пришел к Шри Рупе и сказал: "Я снова пришёл к тебе, чтобы спросить, кто этот молодой человек, сидевший рядом с тобой. Не расскажешь ли?"

Рупа сказал: "Это мой ученик и племянник. Он пришел из Гауды несколько дней назад".

"У него необычайный интеллект, он обещает быть великим ачарьей", — восхищенно сказал Валлабхачарья. После этого он рассказал то, как Джива указал на его ошибку в трактовке шлоки и попросил Рупу не изменять ее.

 

Наказание

Валлабхачарья ушел, оставив Рупу в великом беспокойстве своими восхищенными словами о Дживе. Когда Джива вернулся после омовения, Рупа дал выход своему негодованию, попросив Дживу покинуть его. По словам «Бхакти-ратнакары» и «Према-виласы» он сказал: "Бхатта Джи милостиво пришел ко мне и в моих собственных интересах предложил внести изменения в то, что было написано мной. Но ты не смог вынести такой простой вещи и покраснел от гнева. Ты не заслуживаешь того, чтобы жить здесь. Уходи отсюда и не показывай здесь своего лица, пока ты не победишь свой гнев и подготовишь себя для жизни ваираги".

Дживу вдруг осенило, что он действительно наполнился гневом, направленным против ачарьи, и поэтому он совершил в отношении него оскорбление, и повел себя образом, не соответствующим идеалу вайраги. Огонь раскаяния стал жечь его сердце. Повинуясь приказанию своего гуру, он покинул его, предварительно поклонившись, и ушел далеко в лес, проливая слезы раскаяния.

В лесу Джива стал вести жизнь в такой аскезе, что не поддается никакому описанию. Он не ходил за бхикшей. Если кто-то приходил из далекой деревни и давал ему что-нибудь, он ел, в ином случае он постился и только пил воду из Ямуны. Иногда деревенские жители приносили ему пшеницу. Он толок зерна, смешивал их с водой и пил. Живя так, он провел в лесу довольно много времени, иногда питаясь тем, что ему приносили, но в основном постясь. Иногда ему приходилось поститься в течение многих дней напролет, от чего его тело стало напоминать скелет, обтянутый кожей, и его стало трудно узнать. Он решил не уходить из леса, не победив все свои слабости и не сделав из себя идеального ваираги и преданного.

Как-то раз Санатана Госвами, выйдя на поиски Дживы, наткнулся на него в лесу. Он очень огорчился, увидев его состояние. Он решил попросить Рупу, чтобы тот пролил на Дживу свою милость и позвал его обратно. Он пришел к Рупе, но вместо того, чтобы прямо перейти к интересовавшему его предмету, сказал: "Ну как, Рупа, насколько хорошо идут дела с «Бхакти-расамрита-синдху»?"

"Я продвинулся довольно далеко. Я бы уже давно завершил работу, если бы не прогнал Дживу. Мне пришлось поступить так, потому что он совершил оскорбление", — ответил Рупа.

Санатана Госвами получил возможность, которой искал. Он сказал: "Я все знаю. Я стал искать его. Он находится в плачевном состоянии. Подвижничество, покаяние и лишения превратили его в ходячий скелет. Похоже, его жизнь висит на волоске. Ты всю свою жизнь следовал принципу Махапрабху — дживе дойа наме ручи — быть милостивым к каждой дживе (душе) и в радости воспевать Имя Господне. И своего собственного Дживу ты собираешься лишить своей милости?"

Рупа принял намек своего старшего брата как приказание. Он немедленно послал кого-то, чтобы привели Дживу. Перемена, которую он желал увидеть в нем, полностью произошла. Получив милость гуру, он стал вести новую жизнь преданности и служения.

Эпизоды подобно вышеописанному часто оказываются устроенными Самим Господом, чтобы дать пример дживам, которому они должны следовать. Вполне возможно, что этот эпизод был задуман с тем же умыслом. Никого, кто был затронут в данном случае, невозможно винить. Провидение пожелало, чтобы Рупа Госвами установил идеал смирения, приняв изменения, предложенные почетным гостем, Джива показал пример преданности гуру, попытавшись поддержать его имя и повинуясь его указаниям, а Валлабхачарйа показал пример великодушия, выслушав молодого человека и похвалив его за то, что он указал на его ошибку.

В этой связи очень важно заметить, что Джива Госвами, комментируя вышеупомянутую шлоку в своем комментарии на Бхактирасамртасиндху, также приводит и строку, предложенную Валлабхачарьей как возможное прочтение шлоки.

 

Служение Радха-Дамодаре

История Радха Дамодара, согласно «Бхакти-ратнакаре», такова:

Радха Дамодар сначала явился во сне Рупе Госвами. Он сказал Рупе: "Дай Меня Дживе, чьим любовным служением я страстно хочу наслаждаться". Рупа Госвами устроил так, чтобы было изготовлено шри мурти в точности такое, какое он видел во сне, и передал Его Дживе. Это подтверждается шлокой из «Садхана-дипики», которая цитируется в «Бхакти-ратнакаре».

Джива Госвами служил Радха Дамодару всем своим сердцем и душой. Радха Дамодар требовал от него различные блюда, и Джива Госвами в действительности видел, как Радха Дамодар ел их с большим удовольствием. Как-то раз Он позвал его и показал Ему Свою прекрасную форму, улыбаясь и играя на флейте. Как только Джива увидел ее, он упал без сознания. Когда он пришел в себя, его счастью не было предела и слезы любви нескончаемым потоком потекли из его глаз.

Сегодняшний храм Радха Дамодара во Вриндаване был построен в 1558 году. После этого ушел из мира Шри Рупа. Нам известно это из документа, хранящегося в Институте исследования Вриндаваны. Согласно этому документу, земля для храма была куплена в 1558 году у человека по имени Алиш Чхаудхари.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь