Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Во главе Гаудия-ваишнава-сампрадаи



Прошло 12 или 13 лет, и темные облака несчастий стали сгущаться над Вриндаваной. Санатана Госвами ушел, чтобы вступить в нитья-лилу Божественной Вриндаваны. За ним вскоре последовали Рупа и Рагхунатх Бхатта Госвами. Прабодхананд Сарасвати уже покинул мир. Локанатх Госвами, Гопал Бхатта Госвами, Рагхунатх Дас Госвами и Кришнадас Кавирадж были очень стары и вскоре должны были последовать за своими предшественниками. В таких обстоятельствах задача высоко нести победное знамя религии любви Махапрабху, которое развернули Рупа и Санатана, была возложена на плечи Шри Дживы. Он показал себя способным во всех отношениях. Слава о его учености уже широко разнеслась по всему миру. Каждый автор и комментатор должны были следовать трудам Дживы, чтобы их собственные труды оказались признанными ваишнавским сообществом. Шла ли речь об интерпретации шастр или духовной дисциплине, его слово считалось решающим.

Многие садхаки приходили во Вриндавану, чтобы получить посвящение в бхакти. Многие приходили для того, чтобы изучать бхакти-шастры. Всем им приходилось вручать себя стопам Шри Дживы. Джива простирал свою благословляющую десницу над ними всеми. Так он стал естественным вождем ваишнавского сообщества.

 

Шри Джива Госвами и Акбар

Грауз написал, что Гаудия-Госвами из Вриндаваны настолько заинтересовали императора Акбара, что он даже нанес им визит в 1573 году.

Некоторые авторы полагают, что во время своего визита Акбар встречался с Санатаной, другие — что он встречался с Дживой. Мы уже указывали, что для него было невозможным встретиться с Санатаной, так как Санатана покинул этот мир задолго до 1573 года. Единственными Гаудия-Госвами, жившими в то время, были Локанатха, Бхугарбха, Кришнадас Кавирадж и Шрила Джива. Так как Джива уже стал знаменит как вождь вайшнавов во Врадже, кажется естественным, что Акбар должен был встретиться с ним как с представителем вайшнавского сообщества Враджи. Сильным свидетельством в этой связи является фирман (царский указ), хранящийся в Институте исследования Вриндаваны, соответственно которому Акбар подарил Шри Дживе 130 бигхов земли для служения Шри Говинда-Деву, Божеству, установленному Рупой.

 

Джива Госвами и Мира Баи

То, что Джива Госвами встречался с царевной-преданной Мирой Баи, широко известно. Описание этой встречи приводится Прийадасом в его комментарии на «Бхакта малу». Согласно нему, когда Мира Баи искала встречи с Дживой Госвами, он передал через своего слугу, что он не может встретиться с ней, так как он является пурушей (мужчиной) и вайраги, а шастры запрещают встречи между вайраги пурушей и пракрити (женщиной). Мира ответила: "Шастры говорят, что во Вриндаване Кришна является единственным пурушей, а все остальные являются пракрити. Но теперь я знаю, что во Вриндаване есть по крайней мере еще один пуруша помимо Кришны". Джива Госвами оценил её ответ и встретился с ней.

Некоторые полагают, что Мира приняла посвящение от Дживы. Нет никаких свидетельств, подтверждающих эту точку зрения, хотя самадхи Миры Баи стоит рядом с самадхи других Гаудийа-святых в месте, обычно известном под названием Чаушатха Махантон-ки-самадхи, рядом с храмом Ранга-Джи во Вриндаване.

 

Джива Госвами и Ма Джахнава

«Бхакти-ратнакара» описывает встречу Дживы Госвами с Ма Джахнавой, женой Нитйананды Прабху. Считается, что Ма Джахнава побывала во Вриндаване после знаменитого праздника Кхетари приблизительно в 1576—1577 годах. Шри Джива провел ее по Врадже и показал ей все святые места. Как она пожелала, он прочитал ей «Брихад-бхагаватамриту» и некоторые другие работы Шри Рупы и Шри Санатаны. Она настолько была охвачена бхавой, услышав их, что с трудом смогла сдерживать себя.

 

Работы Шри Дживы Госвами

Шри Джива был благословлен не только необычайным интеллектом, но и возможностью учиться у учителей, обладавших необычайными способностями и ученостью. Он в полном объеме получил в наследство от Рупы и Санатаны их огромные познания в шастрах. Работая их помощником в составлении некоторых из их важнейших работ, он ухватил сущность и дух их трудов, что не удалось никому другому. Но так как Рупа и Санатана все время были заняты исследованием лила-стхали Вриндаваны, строительством храмов, установлением шри виграх, написанием раса-шастр и работ, имеющих отношение к ритуалам и правилам поведения ваишнавов, одна из важнейших работ оставалась незавершенной. Эта работа касалась философского обоснования религии Шри Чайтаньи. Для пропаганды вселенской религии любви Шри Чайтанйи было необходимо заложить серьезный философский фундамент. Рупа и Санатана доверили выполнение этой работы Шри Дживе. Непревзойденное умение и искусство, с которым Джива выполнил задание, написав Сандарбхи, широко известно. Кроме Сандарбх он написал большое количество других работ. Некоторые из них еще не опубликованы, некоторые больше не издаются, некоторые потеряны. Некоторые из его работ мы знаем только по их заглавиям, встречающимся в старых трактатах. Поэтому составить полный список его работ не представляется возможным.

Кришнадас Адхикари, ученик Шри Дживы оставил список его работ, на основании которого Нарахари Чакраварти дал свой список в «Бхакти-ратнакаре».

Кришнадас завершает список пометой "и т. д.", что ясно даёт понят, что существуют другие работы кроме упомянутых, которые не вошли в список. Двумя очевидными упущениями в этом списке являются:

1) «Лагху-тошани»

2) «Сарва-самвадини».

Сатишчандр Митра классифицирует работы Шри Дживы на основании вышеупомянутых списков следующим образом:

«Вьякарана» (грамматика) — «Харинамамрита Вьякарана», «Сутра-Малика», «Дхату самграха».

«Става» и «Самграха» — «Кришнарчча дипика», «Гопала-вирудавали», «Мадхава-махотсава», «Санкалпа-калпа-врикша», «Бхавартха-чампу», «Расамрита-шеша», «Падма-пуранокта», «Шри Кришна-падачинха», «Шри Радхика-карапада-чинха».

Лила — «Шри Гопала чампу».

Тики (комментарии) — Комментарии на «Брахма-самхиту», «Гопала-тапани-упанишад», «Бхакти-расамрита-синдху», «Уджджвала-ниламани», «Йога-сарасвата», «Агни пуранокта Шри Гаятри-вивритти».

Сандарбхи — «Таттва-сандарбха», «Бхагават-сандарбха», «Параматма-сандарбха», «Шри Кришна-сандарбха», «Бхакти-сандарбха», «Прити-сандарбха», «Сарва-самвадини» (она не должна считаться независимой работой, но комментарием на первые сандарбхи).

Мы приведем краткое описание некоторых из наиболее важных работ Шри Дживы.

«Хари намамрита вйакарана» — это чудесная книга в том смысле, что в ней имена Шри Хари связываются друг с другом при помощи сутр в форме четок таким образом, что изучая их, автоматически повторяешь или запоминаешь их.

«Таттва-сандарбха» — в этой сандарбхе Шри Джива обсуждает праманы или источники знания. Он отвергает все обычные источники знания — пратьякшу (восприятие), ануману (выводы) и т. д. за исключением шабды (свидетельство или откровение), на основании того, что они несовершенны и ненадежны. Только шабда прамана является надежной, так как она состоит из слов откровения в форме Вед, Итихас и Пуран. Среди них высшим авторитетом пользуется «Шримад-Бхагаватам», так как даже составив «Брахма-сутры» и различные Пураны Вьясадева не был удовлетворен до тех пор, пока «Шримад-Бхагаватам» не был явлен ему в самадхи.

Шри Джива считает «Шримад-Бхагаватам» собственным комментарием Вьясадевы на «Брахма-сутры» и поэтому считает, что нет необходимости в каких-то других комментариях.

«Бхагават-сандарбха» — эта сандарбха описывает Бхагавана или Пара-брахмана. Бхагаван — это Адвития или единственная существующая реальность. Все существующее помимо этого — проявление Его шакти (энергий). Он обладает бесчисленными шакти, из которых три являются наиболее важными. Это сварупа-шакти, джива-шакти и майа-шакти. Сварупа-шакти также называется антаранга-шакти или Внутренняя Энергия. Она составляет внутреннюю и совершенную самость Бхагавана и является причиной его дхамы (обители), парикар (спутников) и лилы. В противоположность ей майа-шакти называется бахиранга или Внешняя Энергия. Она является причиной творения, поддержания и разрушения воспринимаемого чувствами мира. Она называется внешней, так как хотя и связана с Бхагаваном как его аспект, она не имеет никакого влияния на его внутреннюю самость. Джива-шакти называется татастха-шакти, так как она остается тата или пограничной, находясь между сварупа-шакти и майа-шакти. Это из нее исходят дживы. Будучи продуктом татастха-шакти, дживы соединены как со сварупа-шакти, так и с майа-шакти, но отличны от обеих.

Сварупа-шакти обладает тремя аспектами сандхини, самвит и хладини, соответствующие трем существенным компонентам духовного тела Бхагавата — сат, чит и ананде. Сандхини-шакти соответствует сат, самвитчит, а хладиниананде. Посредством сандхини-шакти Бхагаван поддерживает Свое Собственное существование, а также существование всего, что существует помимо него. Самвит-шакти — это могущество знания, которое делает Бхагавана всезнающим и дает Ему возможность давать знание другим. Хладини-шакти — это энергия блаженства. Благодаря этой шакти Бхагаван является самим блаженством или расой. Он наслаждается расой и дает возможность преданным наслаждаться ею. Сутью этой шакти является према. Према в усиленной форме называется бхавой. Бхава в своей самой совершенной стадии называется махабхава. Махабхава находит свое полное проявление в Шри Радхе, божественной супруге Бхагавана или личностного абсолюта Шри Кришны.

Бхагаван обладает бесчисленным количеством форм и проявляет Себя Своим преданным бесконечным количеством способов, согласно тому, что они способны воспринять и различным способам реализации, используемым ими. Все же он проявляет себя в трех определенных рангах — как Брахман, Параматма и Бхагаван, согласно тому, приходят ли к Нему путем джнаны, йоги или бхакти. В Брахмане сварупа-шакти проявляется лишь в степени, необходимой для его существования. Поэтому Брахман является лишь сат-рупой или Чистым Бытием, без формы и качеств. В Параматме сварупа-шакти проявлена больше, чем в Брахмане. Поэтому Параматма обладает формой и действием. В Бхагаване сварупа-шакти проявлена полностью. Бхагаван обладает бесчисленным количеством форм. Васудев, Нарайана, Рама и Нрисимха — это все Его формы. В иерархии они могут стоять выше или ниже согласно тому, каким образом и насколько сварупа-шакти проявляется в них — в форме аишварьи или мадхурьи. Но Его форма Кришны является наивысшей, или самой совершенной формой. Шри Кришна — это Сам Бхагаван. Все другие формы Бхагавана являются его частичными проявлениями.

«Параматма-сандарбха» — «Параматма-сандарбха» разбирает концепцию Параматмы. Параматма — это Бхагаван относительно джива-шакти и майа-шакти, из которых исходят бесконечные дживы и физические миры. Он создает мир и входит в него в форме Своего частичного проявления Вишну. Параматма поэтому является ни кем иным как Вишну, пронизывающий и поддерживающий всю вселенную. Он тройственно проявляется как Каранарнавашайи Санкаршана, Гарбходакашайи Пуруша и Кширодакашайи Пуруша. Как Каранарнавашайи Он покоится в Карана-самудре или Вирадже, отделяющей духовный мир (чит) от физического мира (ачит), и под Его взглядом пракрити начинает процесс творения. Он — вечный управляющий всеми ограниченными душами и физическими мирами, которые для Него составляют одно целое. После маха-пралаи или полного разрушения все дживы покоятся в Нем. Он также известен как Маха-Вишну или Каранарнавашайи Нараяна. Как Гарбходакашайи он является управляющим совокупности индивидуальных душ. Как Кширодакашайи Он является вечным управляющим каждой души в отдельности.

Джива и мир связаны с Параматмой через ачинтья-бхедабхеду (непостижимое единство в различии). Джива является бесконечно малой частицей Бхагавана, подобно искре, являющейся частицей огня. Будучи проявлением татастха-шакти, она не является ни частью сварупа-шакти, ни частью майа-шакти. Но она тесно связана с обоими. Вечной функцией дживы является служение Бхагавану. Но она может выбирать — служить ей или нет. Дживы, выбирающие служение Бхагавану, вечно свободны от влияния майи. Они называются нитйа-муктами. Те, кто решает не служить Бхагавану, находятся под влиянием майи. Они называются нитья-баддхами. Те, кто находятся под влиянием майи, однако, могут освободиться от ее оков посредством бхакти. После освобождения они становятся частью сварупа-шакти больше никогда уже не попадают под влияние майа-шакти.

Воспринимаемый чувствами мир является проявлением майа-шакти. Майа-шакти называется бахиранга или внешней из-за того, что она не оказывает влияния на Бхагавана или на проявления Его сварупа-шакти. Она внешне связана с Бхагаваном в том же самом смысле, как огонь связан с дымом. Все же, так как она является шакти Бхагавана, она реальна и физический мир, являющийся ее проявлением, также реален, и не является иллюзией, как то утверждает Шанкара.

«Шри Кришна-сандарбха» — в этой Сандарбхе Джива Госвами доказывает, что Кришна является Самим Бхагаваном, а не инкарнацией Бхагавана, и что все остальные инкарнации являются лишь его частичными проявлениями. В этой сандарбхе он также детально описывает дхаму, парикар и лилу Бхагавана.

Дхама или обитель, где находится Бхагаван, есть майатита, или выше майи. Но когда Бхагаван является на земле, дхама является вместе с Ним. Существует бесчисленное количество проявлений дхамы, точно как существует бесчисленное количество проявлений Бхагавана. Для каждого проявления Бхагавана есть соответствующее проявление Его дхамы. Так как Кришна — это высшее проявление Бхагавана, то Его дхама Вриндавана — это высшая дхама. Высшая Вриндавана имеет свою копию на земле в форме Географической Вриндаваны, которая известна как ее праката-пракаша или проявленная форма. Она кажется частью физического мира в силу нашего нечистого зрения, но в сущности она едина с высшим оригиналом. Преданные, достигающие совершенства (сиддха-вастха) в преданности даже сегодня благословляются видением божественной лилы Шри Кришны, вечно происходящей там.

В какой бы форме ни проявлял Себя Бхагаван, за Ним следуют Его парикары или свита, вместе с которыми он принимает участие в божественной лиле. У парикаров духовные тела, подобные телу Господа, и напоминают Его своими божественными качествами, темпераментом, одеждой и т. д. Парикары Кришны во Вриндаване — это гопы и гопи. Парикары являются либо нитья-сиддхами либо садхана-сиддхами. Нитья-сиддха парикары — это проявления сварупа-шакти Бхагавана и их присутствие в дхаме не имеет начала. Садхана-сиддха парикары — это те, кто стал парикаром в результате достижения совершенства в преданности.

Парикары служат Бхагавану согласно определенной связи или взаимоотношению, например родительскому или супружескому, которое устанавливается между ним и Бхагаваном. Взаимоотношения не зависят ни от рождения, ни от внешних церемоний вроде усыновления или брака. Они зависят от определенного типа бхавы или любви в преданности, которую парикар испытывает к Бхагавану.

Лила вечна. Она оказывается явленной существам в физических телах, когда Кришна появляется на земле. Так что лила может быть либо проявленной (праката), либо непроявленной (апраката). Но это не означает, что существует два различных типа лилы. Это та же самая лила, которая называется проявленной, когда она становится видимой существам в физических телах, и непроявленной, когда она оказывается невидимой для них. Однако, существует несколько очень важных отличительных моментов. В праката-лиле есть рождение и смерть Кришны, Он также растет от младенчества до цветущей юности, но в своей апраката-лиле Он вечно юн. Вечное состояние цветущей юности присуще Кришне, в то время как различные стадии, от младенчества до подросткового возраста, являются наложениями, создаваемыми сварупа-шакти, чтобы Кришна и Его преданные могли ощутить вкус различных типов блаженства (расы), проистекающих из них.

«Бхакти-сандарбха» — в этой Сандарбхе Шри Джива описывает природу, типы и стадии бхакти. Бхакти — это исключительная и сильная любовная привязанность к Господу. Оно не относится к миру, ощущаемому чувствами, но трансцендентно. Оно — функция хладини-шакти Бхагавана, которое он вкладывает в сердце чистого преданного.

Бхакти выше кармы, джнаны и йоги. Карма, джнана и йога зависят от бхакти в реализации своей конечной цели. Бхакти не зависит ни от какой другой садханы. Карма, джнана и йога помогают бхакти на первых стадиях, так как они свободны от желания мирских объектов, но сами они становятся препятствиями на высших ступенях бхакти, так как они не свободны от желания мукти. Бхагаван постигается при помощи бхакти, а не каких-либо иных средств.

Бхакти одновременно является садханой (средством) и садхьей (целью). Шравана, киртана, смарана, арчана и т. д. входят в совокупность шестидесяти четырех анг или составляющих бхакти. Нама-киртана — это самая важная анга. Ни одна анга не принесет плодов без нама-киртаны.

Бхакти бывает двух видов — ваидхи и рагануга. Ваидхи-бхакти ритуалистично, рагануга спонтанна. Ваидхи-бхакти обусловлено страхом нарушить предписания шастр, рагануга-бхакти обусловлено любовью и непреодолимым желанием любовно служить Господу.

Садхана может быть двух типов — внутренняя и внешняя. Внутренняя садхана принадлежит уму, внешняя — телу. В рагануга-садхане преобладает внутренняя садхана. Она состоит в основном из лила-смараны (медитации на кришна-лилу), но в ней такими внешними типами садханы как шравана и киртана не пренебрегают. Они помогают внутренней садхане.

«Прити-сандарбха» — в этой Сандарбхе Джива Госвами утверждает, что именно прити или према-бхакти является высочайшей целью, которая только может быть достигнута, а совсем не мукти, как обычно принято думать. Мукти в полном смысле этого слова есть реализация прити, что включает бхагават-сакшат-кара, или непосредственное восприятие Бхагавана, в результате чего джива возвращает себе правильное или естественное состояние блаженства в качестве частички Бхагавана, Который Сам есть блаженство (раса).

Прити реализуется через различные стадии, называемые рати, према, праная, мана, снеха, рага, анурага и махабхава. Джива Госвами подробно описывает каждую из этих стадий и затем переходит к описанию пяти различных типов прити-расы.

Пять различных типов прити-расы — это шанта, дасья, сакхья, ватсалья и мадхурья. Каждая последующая из этих стадий обозначает более высокую стадию реализации нежели предыдущие, которые включаются в нее. Таким образом мадхура-раса оказывается высочайшей. Мадхура-раса реализовывается в развлечениях Кришны с гопи, которые внешне напоминают обыкновенные сексуальные действия. Но к ним не следует относиться как к сексуальным. Фундаментальное отличие между ними и сексуальными действиями заключается в том, что первые трансцендентны и целиком нацелены на доставление удовольствия Шри Кришне, в то время как последние являются выражением мирской и корыстной любви окружающего нас мира. Первые — это ни что иное как выражение внутренней бхавы или премы. Гопи даже не желают обрести Шри Кришну для самих себя, если такое желание каким-либо образом может поставить под угрозу Его счастье.

Точно так же и гопи, которые внешне находятся замужем за другими гопами, не должны считаться паракиями (замужем за другими). Они принадлежат Кришне (парама-свийа). Их кажущиеся отношения с гопами — это иллюзия, созданная Божественной Йога-майей, чтобы способствовать усилению их любви созданием воображаемых препятствий на их пути и таким образом давая им и Шри Кришне возможность ощутить более высокую расу. Паракиями являются не гопи, а их бхава.

«Сарва самвадини» — это не независимый трактат, а дополнение к Сандарбхам. Работа проясняет некоторые из предметов, не так ясно изложенных в Сандарбхах и более глубоко раскрывает их с приведением бесчисленных цитат из шастр. Именно поэтому она считается даже еще более важной нежели Сандарбхи.

«Самкшепа-вайшнава тошани» — это сокращенная версия комментария Санатаны Госвами на «Шримад Бхагаватам», называемого «Вайшнава-тошани», а позднее переименованного в «Брихад-вайшнава-тошани», чтобы подчеркнуть его отличие от «Самкшепа-вайшнава тошани».

«Крама-сандарбха» — это комментарий Дживы Госвами на весь «Шримад-Бхагаватам».

«Гопала чампу» — «Гопала чампу» является усилением «Шримад-Бхагаватам». Работа включает в себя не только вриндавана-лилу, то также и матхура-лилу и дварака-лилу Шри Кришны. Она также описывает многие другие лилы, включить которые в «Шримад-Бхагаватам» для Вьясадевы не представлялось возможным в связи ограничением времени в семь дней, в течение которых он должен был быть рассказан Парикшиту. Он разделен на две части. Первая часть (пурвардха) посвящена вриндавана-лиле, вторая часть (уттарардха) — матхура-лиле и дварака-лиле. Это последняя работа Шри Дживы. Ее первая часть была завершена в 1588 году, а вторая — в 1590 году.

«Мадхава-махотсава» — эта работа описывает абхишеку или посвящение Радхи в царицы Вриндаваны (Вриндаванешвари). Она основана на нескольких указаниях на абхишеку Радхи, имеющихся в Патала-кханде «Падма Пураны», «Матсья Пуране» и «Брихад гаутамья Тантре», и была написана по велению Шри Рупы. Это поэтическая работа чрезвычайной литературной важности. Она была написана в 1555 году.

По завершении создания этих работ горы книг были готовы для пропаганды религии Бхагаваты и учения Махапрабху. Но все же чувствовалось наличие одного пробела. Не было полной биографии Махапрабху на бенгальском языке. Вриндаван дас Тхакур написал «Чайтанья-бхагавату», которая была широко признана. Но она не затрагивала антйа-лилу (лилу последних дней) Махапрабху. «Чайтанья Мангала» Лочана даса получила не такое широкое признание. Единственным, человеком, способным написать биографию Махапрабху, совершенную во всех отношениях, был Шри Кришнадас Кавирадж, который жил во Вриндаване. Джива Госвами и другие госвами Вриндаваны попросили его написать биографию Махапрабху. С их благословениями он приступил к работе. В должный срок была написана книга и озаглавлена «Чайтанья-чаритамрита».

С появлением «Чайтанья-чаритамриты» все было наконец готово для проповеди. Но было необходимо найти подходящих кандидатов для выполнения этой великой задачи. Они должны были быть преданными самого высокого порядка, сведущими в шастрах и готовыми посвятить всю свою жизнь святому делу. Три таких человека уже жили во Вриндаване. Они изучили шастры под руководством Шри Дживы и были преданными. Это были Шринивасачарья Прабху, Тхакур Нароттам Дас и Шьямананд. Они были настолько совершенны в преданности, что считались воплощениями самих Шри Чайтанйи Махапрабху, Шри Нитьянанды Прабху и Шри Адваитачарьи.

Шри Джива попросил их, с согласия Рупы-Санатаны и других госвами взвалить на свои плечи ответственность за великую задачу проповеди на востоке. Они согласились. В благоприятный день госвами собрались перед храмом Говинда-Дева, чтобы попрощаться с ними. Было готово две повозки, запряженные буйволами: одна предназначалась для книг, а в другой должны были ехать Шринивасачарья, Нароттама дас Тхакур и Шьямананда. Было готово также десять вооруженных человек, чтобы сопровождать их. Госвами обняли одного за другим Шринивасачарью, Нароттама дас Тхакура и Шьямананда и пожелали им счастливого пути со слезами на глазах и своими благословениями.

Группа отправилась по дороге через Агру и Этавах. Из Этаваха они ехали через леса Джаракханда и прибыли к границам Вишнупура, государства Раджи Вирахамвира. Вирахамвир был странным человеком. Хотя он был царем, преданным и хорошо управлял своим государством, за границами своего царства он занимался грабежом и разбоем. Према Виласа говорит, что днем он читал Пураны, а ночью разбойничал. Он узнал, что недалеко от северо-восточной границы его владений проезжает повозка, наполненная драгоценностями под охраной вооруженных людей. Он немедленно приказал двум сотням солдат доставить эту повозку к нему, никого при этом не убив.

На следующую ночь, когда Шринивасачарья и его люди спали в деревне Гопалапур, солдаты увели повозку, на которую были погружены книги. Вооруженная охрана не смогла сделать ничего, так как солдаты намного превосходили их числом. Не было конца горю Шриниваса, Нароттама и Шьямананда. Книги были их жизнью и душой. Потеряв их, они почувствовали, как жизнь покинула их тела. Они плакали и не знали, что им делать. Шринивас в письме сообщил Шри Дживе грустные новости. Письмо оказалось подобным разорвавшейся бомбе и повергло госвами в горе и отчаяние. Больше всех страдал Кришнадас Кавирадж. Он пытался утопиться в Радхакунде, но его вытащили.

Джива Госвами не мог понять, что же грабители намереваются делать с книгами. Он решил, что новости, возможно, являются предвестниками лилы Господа, тайна которой будет разрешена позднее. Он стал ждать следующего сообщения.

Шринивас сказал двум своим спутникам: "Вас попросили идти и проповедовать вайшнавизм. Поэтому идите в Гауду и начинайте проповедовать вместо того, чтобы без толку сидеть здесь. А я останусь тут и постараюсь найти книги". Нароттам и Шьямананд оказались перед дилеммой. Они не могли ни оставить Шриниваса, который был им очень дорог, одного, и также они не могли пойти против воли госвами, которые попросили их идти и проповедовать. В конце концов они решили, что согласно воле Махапрабху им следует приступить к работе, которая была так важна для Него. Они поклонились стопам Шриниваса и покинули его в слезах.

Шринивас стал рыскать повсюду в поисках книг, подобно человеку, обезумевшему после потери чего-то такого, что было для него дороже его собственной жизни. Он узнал от Кришнаваллабха, брахмана из деревни Деули, что во дворце Вирахамвира каждый вечер происходит Бхагаватам-патха (чтение «Бхагаватам»). Он принял это как указание Махапрабху на путь, который приведет его к обнаружению пропавших книг. Вместе с Кришнаваллабхом он пошел во дворец, чтобы послушать катху. Происходила катха глав, описывающих раса-лилу. Объяснение шлок катхаком (чтецом) оказалось неправильным. Шринивас не смог удержаться, чтобы не указать на ошибки, и правильное толкование стихов произвело на Вирахамвира впечатление. Он попросил Шриниваса со следующего дня стать чтецом «Бхагаватам».

Шринивас начал катху, которая продолжалось некоторое количество дней. Его представление текста было столь прекрасным и трогательным, что растопило даже каменные сердца Вирахамвира и его начальников-разбойников. После того, как катха закончилась, Вирахамвира решил поговорить со Шринивасом, и во время разговора тайна пропажи книг была раскрыта. Вирахамвира не только вернул ему книги, но и вручил себя его стопам. Он, многие из его военачальников и подданных приняли от него мантру и стали его учениками. Шринивас послал радостные известия Шри Дживе.

Шри Джива получил известия, которых ожидал. Новости развеяли облака отчаяния, собравшиеся было над небом Вриндаваны.

Кража книг оказалась скрытым благословением. С посвящением Вирахамвира ваишнавизм пустил корни в Вишнупуре. Храмы были построены в каждой деревне, а в них — установлены шри виграхи Шри Кришны и Шри Чайтаньи. В каждом доме стали читать гаудия-шастры. Шри Сатишчандр Митра написал, что даже сегодня нигде не находят так много старых манускриптов «Чайтанья-чаритамриты» и других гаудия-шастр, как в Вишнупуре.

 Шринивас поехал в Гауду с книгами. Теперь он был раджа-гуру (учителем раджи). Поэтому он не испытывал нужды в деньгах. Было устроено великое празднество в Кхетари, на которое собрались жители Бенгалии, Бихара, Ориссы, Ассама и Манипура. Проповедь шла бодро и энергично. Нароттам дас проповедовал главным образом в Гауде, Ассаме и Манипуре, Шьямананд — в Ориссе. Поддерживалась связь со Шри Дживой, который наставлял их из Вриндаваны. Любые книги, которые были написаны в Гауде, отсылались к нему для утверждения. Ни одна книга, которая не была одобрена им или не изменена согласно тому, что предлагал он, не признавалась годной для проповеди.

Теперь Джива Госвами выполнил всю работу, которую Махапрабху доверил Рупе и Санатане, и которую они не успели выполнить до конца. Теперь он мог покинуть свое физическое тело и присоединиться к ним в Высшей Вриндаване в своей манджари-сварупе, что он и сделал в 1608 году.

 «Шесть Госвами Вриндавана»

Сатьярадж дас

Отрывок из книги

(Стр. 73-84)

Шрила Джива Госвами

 

Родословная Шрилы Дживы Госвами (1513-1598) приведена в "Лагху-тошани", комментарии на многотомное сочинение Санатана Госвами под названием "Вайшнава-тошани".1 Генеалогические сведения представляют значительную ценность, поскольку включают в себя ту небольшую по объему информацию о биографии Рупы, Санатана и Дживы, которая дошла до наших дней. Жизнь и деятельность Дживы Госвами символизируют собой вайшнавский путь преданности. Его миссия была целиком посвящена систематизации философского наследия Шри Чайтаньи для блага всего человечества. В конечном счете, именно Джива Госвами превратил в упорядоченное движение процесс, начатый пятью старшими Госвами.

Таким образом, Джива Госвами считается наиболее последовательным проповедником среди шести Госвами и назван современниками величайшим философом во всей индийской истории. Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада говорил, что "вайшнавы значительно превосходят выдающихся философов мира, но Шрила Джива Госвами Прабху - первый среди них..."2

Шри Джива был самым молодым и самым "плодовитым" писателем из шести Госвами. Кроме того, он прибыл во Вриндаван последним, а потому не упомянут в ранних биографических хрониках Шри Чайтаньи Махапрабху. Правда, ему воспевают славу в отдельных стихах "Чайтанья-чаритамриты", но даже здесь его имя обычно используется в связи с другими пятью Госвами. Некоторую информацию о Шри Дживе можно почерпнуть, главным образом, из "Бхакти-ратнакары", к которой мы неоднократно обращались в этой работе, а также из другой ранней книги (относящейся к семнадцатому столетию) под названием "Према-виласа". Это сочинение было написано Нитьянандой Дасом, учеником жены Нитьянанды Прабху, Джахнава-деви, а потому большинством вайшнавов-чайтаньитов считается авторитетным источником.

Поскольку биографические свидетельства о Дживе Госвами очень скудны, отдельные детали его жизни вызывают многочисленные споры. Так, например, некоторые ученые выражают несогласие с датировкой рождения Шри Дживы 1513 годом, поскольку Шри Чайтанья повстречался в Рамакели с Рупой, Санатаном и Анупамой (отцом Дживы и младшим братом Рупы и Санатана) не позднее этого же 1513 года. Однако по утверждению "Бхакти-ратнакары", Джива в это время также находился в Рамакели. Получалось, что, несмотря на младенческий возраст, он был достаточно зрел, чтобы прибыть туда и наблюдать общение своего отца и его братьев со Шри Чайтаньей.3 Так мог ли Джива Госвами родиться в том же году? На это вопрос напрашиваются два ответа: либо дата его рождения, признанная Бхактивинодой Тхакуром, не совсем точна,4 либо Джива был необычным ребенком (Онтологическое положение Шри Дживы, как и других Госвами, уникально: он считается инкарнацией гопи по имени Вилас-манджари.5 Исходя из этого, для Дживы не существует ничего невозможного.)

Как бы там ни было, Джива Госвами подрастал, и его тело с годами приобретало все признаки маха-пуруши, или представителя Господа, наделённого особыми полномочиями. По свидетельству шастр такие личности отличались удлиненными лотосоподобными глазами, прямым носом и высоким лбом, широкими плечами и грудью, а также достающими до колен руками. Их тела излучали сияние, сравнимое с расплавленным золотом. Описаны также и другие характерные признаки. "Бхакти-ратнакара" утверждает, что Джива Госвами обладал всеми описанными качествами.6 Кроме того, несмотря на юный возраст, он отличался удивительными способностями к таким дисциплинам, как грамматика, поэзия, логика и искусство толкования писаний.

Как написано в третьей главе, первая встреча Шри Чайтаньи с Рупой и Анупамой состоялась в Рамакели, а вторая - вскоре после этого в Аллахабаде, когда Анупама в последний раз увидел Учителя. В следующем, 1514 году, идя через Бенгалию в Пури, на берегу Ганги, он оставил этот мир. Случившееся несчастье потрясло Дживу Госвами, и, невзирая на детский возраст, он решил отречься от мира и сопутствующих ему страданий. С тринадцати до девятнадцати лет он с жадностью изучал писания, стремясь к обретению духовного знания. В это время Джива начал поклоняться Кришна-Балараме, Божеству в образе Кришны и Его старшего брата.7 Шри Джива считал Кришну и Балараму неотличными от Шри Чайтанйи и Нитйананды Прабху.8

Этот период жизни Дживы и события, которые за ним последовали, в общих чертах описаны ученым-индологом Стюартом Элкманом:

Со смертью отца и уходом обоих его братьев во Вриндаван, Джива утратил всякий интерес к материальному, желая только одного - присоединиться к своим дядям. Когда Дживе исполнилось двадцать, его мать скончалась, и он принял решение вести жизнь отреченного вайшнава в обществе Рупы и Санатана. Перед уходом во Вриндаван Шри Джива побывал в Навадвипе (городе, где родился Шри Чайтанья). Здесь он повстречался с Нитьянандой и посетил вместе с ним святые места, связанные с юностью Махапрабху. Далее, выполняя наказ Нитьянанды, Джива отправился в Бенарес, чтобы завершить изучение санскрита.9

Интересные подробности, связанные с одной из поездок Дживы Госвами в Навадвип, приведены в сочинении Бхактивиноды Тхакура "Навадвипа-дхама махатмья". С детских лет Джива мечтал побывать на родине Шри Чайтаньи. Но мать не хотела, чтобы единственный сын отправлялся в путешествие и принимал на себя суровые аскезы. Тогда Джива задумал хитрость, сказав, что собирается отправиться в родовое имение в Фатехабаде. Мать согласилась, а Джива, договорившись с лодочником, вместо Фатехабада поехал в Навадвип.10

Как утверждает Стюарт Элкман, там он встретил Нитьянанду Прабху. Джива тотчас же узнал в нем Божество Балараму. "Ты - вселенская форма, - сказал Джива Нитьянанде. - Ты - Баларам, и столь беспределен, что я не в силах описать Твои трансцендентные качества, как подобает. Но одно я знаю наверняка: Ты - мой вечный учитель, а я - Твой вечный слуга. Мое единственное желание - сень Твоих лотосных стоп. Личность, которую Ты одаришь Своей милостью, без труда достигнет лотосных стоп Шри Чайтаньи и погрузится в воды любви к Господу. Не получив Твоей милости, никому не обрести Шри Чайтанйю, даже поклоняясь Ему сотни жизней, а потому я молю Твоего благосклонного взгляда."11

Воспев славу Нитьянанде Прабху, Шри Джива был приглашен Им совершить обход Навадвипа. Сначала они пошли к месту рождения Шри Чайтаньи; затем посетили известный дом Шриваса Тхакура, где провели восхитительные ночные киртаны; далее они встретили Шривасу, который привел их в дом Шачи; Шачидеви и Вишнуприя, вдова Шри Чайтаньи, приготовили для Шри Дживы и Нитьянанды Прабху прасадам (освященную вегетарианскую пищу); затем Вамшивадана, слуга Шачи,12 проводил их в храм Джаганнатхи Мишры, где отец Шри Чайтаньи поклонялся семейному Божеству Лакшми-Нараяна. Таким образом, Джива Госвами осмотрел все девять святынь Навадвипа.

Когда путешествие по святой дхаме подходило к концу, Нитьянанда Прабху повелел Шри Дживе отправляться во Вриндаван, следуя через Бенарес, чтобы отыскать в нем Мадхусудану Вачаспати, знаменитого ученика Сарвабхаумы Бхаттачарьи, и брать у него уроки. Вачаспати должен был стать наставником Дживы Госвами.13

Достигнув Бенареса, Шри Джива сразу же нашел Мадхусудану Вачаспати и принял его покровительство. За сравнительно короткое время Шри Джива стал большим знатоком всех аспектов философии «Веданты» и приобрел репутацию выдающегося ученого. Написав книгу "Сарвасанг-вадини", в которой Джива Госвами ссылался на таких отличных друг от друга комментаторов "Веданта-сутры", как Мадхва, Рамануджа, Шанкара и Вачаспати, он получил известность непререкаемого авторитета во всех областях знания.14 В наши дни Национальный Университет в Бенаресе воздает должное научному вкладу Шри Дживы, имея специальный отдел для изучения его работ.

Обосновавшись в Бенаресе, Джива вспомнил наказ Нитьянанды Прабху, который сказал ему в Навадвипе: "Торопись во Вриндаван. Это место "завещано" Шри Чайтаньей Махапрабху твоей семье, отцу и дядям, а потому ты должен идти туда как можно скорее."15 Это воспоминание, в сочетании с горячим желанием помогать Рупе и Санатану, побудило Дживу покинуть Бенарес и направиться во Вриндаван, чтобы исполнить волю Нитьянанды Прабху.16 Кришнадас Кавирадж, автор "Чайтанья-чаритамриты", сообщает, что Шри Дживе в эту пору исполнился двадцать один год.

В отличие от огромного литературного наследия (Дживой Госвами написано не менее 400.000 санскритских стихов!),17 об его пребывании во Вриндаване мы знаем очень мало. По свидетельству "Бхакти-ратнакары", приехавший во Вриндаван Джива был встречен другими пятью Госвами, а также Прабодханандой Сарасвати, Кашишваром Пандитом и Кришнадасом Кавираджем с искренней радостью.18 Рупа и Санатан также были очень счастливы видеть своего прославленного племянника общающимся с преданными Вриндавана.

Вскоре после прибытия на святую землю Кришны, Шри Джива обратился к Санатану, своему старшему дяде, с просьбой об инициации. Однако, скромный Санатана уступил честь инициации Дживы своему младшему брату Рупе. Но Рупа прежде решил испытать Шри Дживу. Он велел ему совершать самое простое служение: готовить необходимую утварь для поклонения Божеству; просить подаяние; заниматься приготовлением пищи; изучать тексты; растирать ему стопы; и приносить пальмовые листья для письма.19 Наслаждаясь самоотверженностью, с которой Джива Госвами исполнял порученное служение, Шри Рупа формально уже приобщил его к сампрадае Гаудия-вайшнавов Господа Чайтаньи.

Спустя несколько месяцев после инициации Дживы, во Вриндаване появился странствующий ученый по имени Рупанараяна Сарасвати. Он слыл одним из самых образованных людей в стране и считался непобедимым в философских диспутах. Он звался дигвиджай, т.е. "личность, не имеющая себе равных". Его спесь, однако, не уступала учености. Странствуя от селения к селению, он искал оппонентов для дискуссии среди местных философов, а, одержав над ними верх, требовал так называемой джая-патры, т.е. "свидетельства о победе".

Рупа и Санатан в эту пору славились по всей Северной Индии, как величайшие из мудрецов. Рупанарайана, в котором взыграла обычная гордыня, в оскорбительной форме предложил Госвами поспорить с ним. Услышав отказ, он высокомерно заявил: "Вы - заурядные шарлатаны! Будь вы и впрямь такими учеными, как люди болтают про вас, мой вызов был бы принят."

Рупа и Санатан с величайшим смирением ответили Рупанараяне, что слухи об их познаниях сильно преувеличены доброжелателями, хотя на самом деле им никогда не одолеть такую образованную и непобедимую личность, как он. Слова Рупы и Санатана ласкали слух Рупанарайаны. Но он тут же подумал о собственной славе и потребовал джая-патру, дабы похвалиться перед другими победой над Госвами. Не колеблясь ни минуты, смиренные братья написали необходимое свидетельство и вручили его победителю.

Ослепленный тщеславием, Рупанараяна возомнил себя величайшим ученым всех времен и народов, и совершенно упускал из виду тот факт, что его легкая победа над Рупой и Санатаном была только следствием их отказа и смирения. Однако, вскоре до Рупанараяны донеслись слухи о молодом племяннике Госвами, чей авторитет неуклонно возрастал и не уступал славе Рупы и Санатана. Рупанараяна понимал, что для сохранения репутации непревзойденного мудреца ему необходима также победа над Дживой. Придя к нему, он показал Дживе Госвами документ, свидетельствующий о победе над Рупой и Санатаном. Увидев джая-патру, Джива пришел в ярость. Как могли его учителя, близкие спутники Господа, уступить обычному философу или даже величайшему из мудрецов?

Рупанараяна потребовал, чтобы Джива вступил с ним в полемику, потому что в случае победы, как сказал он Госвами, его слава стала бы беспримерной. Слушая наглое хвастовство Рупанараяны, Шри Джива был охвачен гневом и решил заставить его замолчать раз и навсегда. Молодость Дживы была ему подмогой. Невзирая на отказ Рупы и Санатана попусту расточать драгоценное время на мирские дискуссии, Джива принял вызов.

Семь дней на берегу Ямуны он отстаивал честь дядей. Наконец, состязание в учености завершилось. Победителем оказался Джива. Посрамленный Рупанараяна ушел прочь, чтобы никогда впредь не появляться во Вриндаване.

Дживе не терпелось поделиться радостью победы с Рупой и Санатаном. Но более всего он хотел рассказать о триумфе своему гуру, Рупе Госвами. Однако тот, услышав о случившемся, строго отчитал Дживу: "Ты слишком поспешно принял отреченный порядок жизни, а потому неспособен контролировать гнев и гордость. Всякий, кто радуется унижению других или доказывает собственную значимость, недостоен жить во Вриндаване. Сейчас покинь это святое место".

Поклонившись учителю, Джива беспрекословно подчинился и ушел в соседнюю Матхуру. Слова Рупы Госвами глубоко проникли в его сердце, и Джива принял на себя суровые аскезы, чтобы искупить свою вину. Говорят, что он жил в дупле большого дерева, ел простую пищу (и только раз в день), а также принял на себя обет молчания, по меньшей мере, на год.

Изгнание Дживы могло продолжаться дольше, но милостью Санатана Госвами этот срок был сокращен. Узнав о происшедшем, Санатан поспешил к Рупе и сказал, что тот нарушил одну из самых основных заповедей Шри Чайтаньи. "Какую же?" - удивился Рупа, - Пожалуйста, ответь мне." "Читай вслух наставления нашего Учителя. Когда дойдешь до нужного места, я дам тебе знать."

Внимательно читая наставления Шри Чайтаньи, Рупа, наконец, дошел до слов "джива дойа", что значит, "Сострадание ко всем живым существам". Дойа - "сострадание", а "джива" - "все живущее". Но джива - это еще и имя Дживы Госвами. Поняв смысл каламбура Санатана, Рупа весело рассмеялся и решил "помиловать" Дживу. Так закончилось его изгнание.20

Неразумные критики Дживы Госвами, ссылаясь на этот случай, пытаются доказать, что он вел себя недостойно. Однако, вайшнавы-чайтаньиты хорошо понимают, что происшедший инцидент был не более, чем игрой. Шри Джива с ее помощью хотел предостеречь других от ловушек, расставленных мирской ученостью. Критики говорят также, что Дживе надлежало быть более смиренным, тогда он не подвергся бы изгнанию, но они упускают из виду тот факт, что, не одержи Шри Джива победу над заносчивым философом, ученье вайшнавов пало бы в глазах людей, продолжавших в этом случае считать, что Рупа и Санатан уступили Рупанарайане.

Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет в этой связи:

[Критики Дживы Госвами] не знают... когда задета гордость человека, подобают кротость и смирение. Когда же подвергается оскорблению Господь Вишну или ачарьи (уполномоченные учителя), смирению и кротости не должно быть места, необходимо действовать. Преданный должен следовать примеру Шри Чайтаньи Махапрабху. Господь Чайтанья говорит в Своей молитве: "Святое имя Господа нужно воспевать в смиренном состоянии ума, считая себя ниже соломы на дороге. Необходимо быть терпеливее дерева и навсегда избавиться от чувства мнимого престижа, а также быть постоянно готовым оказывать служение другим. В подобном умонастроении человеку надлежит регулярно воспевать святое имя Господа". Узнав, что Джагаи и Мадхаи ранили Нитьянанду Прабху, Господь Чайтанья воспылал гневом и тотчас же бросился к ним, намереваясь убить оскорбителей. Таким образом, собственным примером Чайтанья Махапрабху пояснил текст молитвы. Поношения в свой адрес нужно выносить стойко, но оскорбления возвышенных личностей, таких, как вайшнавы, должны немедленно пресекаться; здесь не может быть места терпимости и смирению.21

Две другие истории сфабрикованы специально для того, чтобы очернить Дживу Госвами. Первый вымысел гласит, что Кришнадас Кавирадж, завершив свой magnum opus под названием "Чайтанья-чаритамрита", показал его Дживе. А Шри Джива, усмотрев в этой работе конкуренцию собственным трудам, бросил книгу в колодец. Кришнадас Кавирадж, якобы, был так потрясен случившимся, что умер на месте. Однако, подобная версия не подкреплена никакими историческими или литературными доказательствами.22

Вторая небылица, сочиненная критиками Шри Дживы Госвами, более опасна. Они приписывают Дживе отрицание важной философской доктрины паракия-расы, согласно которой отношения Кришны с замужними гопи превосходят таковые с незамужними (несмотря на то, что с общепринятой точки зрения близкое общение с замужними женщинами считается аморальным).

Те, кто неспособен постичь трансцендентное положение Кришны, считают Радху и Кришну супругами (свакия-раса) и именно с этих позиций расценивают отношения между ними.23 Таким критикам никогда не понять, что мирские этические нормы и моральные принципы неприложимы к Господу и Его вечным спутникам. В то время, как в материальном мире преданные берут на себя обязательства соблюдать высочайший стандарт нравственности, в обители Господа царят совсем другие правила: все здесь служит одной цели - доставить как можно больше наслаждения Господу.

Будучи неспособными осознать тот факт, что Радхарани имеет мужа, неофиты на духовном пути не в состоянии понять, что развлечения Радхи и Кришны становятся еще более сладостными, подогреваемые риском огласки их внебрачной связи. А кроме того, в материальном мире подобные отношения порицаются. На земле на это есть причина, но в духовной сфере, являющейся прямой противоположностью материального мира, подобный союз считается вершиной трансцендентного любовного обмена.

Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада так говорит о приписываемом Дживе Госвами неприятии паракия-расы:

При жизни Дживы Госвами отдельные из его последователей испытывали неприязнь к паракия-расе гопи, поэтому для их духовного блага Шрила Джива Госвами уделял внимание преимущественно свакия-расе, хорошо понимая, что сахаджии ("низменные имитаторы") будут эксплуатировать паракия-расу, что они и делают сегодня. К несчастью, среди сахаджийев Вриндавана и Навадвипа вошли в моду поиски внебрачного сексуального партнера для совершения преданного служения в паракийа-расе. Предвидя подобный оборот, Шри Джива Госвами отдавал предпочтение свакия-расе, а позднее все вайшнавы-ачарьи присоединились к нему. Шрила Джива Госвами, как и любой другой вайшнав, никогда не был противником трансцендентной паракия-расы. Он неукоснительно следовал предшествующим гуру и вайшнавам, Шри Рупе и Санатану Госвами, а Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами принял его одним из своих наставляющих духовных учителей.24

Необоснованная критика, направленная против Дживы Госвами, продолжалась до тех пор, пока ей не был положен конец такими непререкаемыми авторитетами в теории Гаудия-вайшнавизма, как Бхактивинода Тхакур, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур и Его Божественная Милость Шрила Прабхупада. Историки современности относят Шри Дживу к числу наиболее заметных учителей теологии Чайтаньи и приписывают ему заботу о сохранении вайшнавских традиций. Его страстные духовные проповеди преследовали двоякую цель - продолжать миссию Госвами по систематизации учения Шри Чайтаньи и вдохновлять других принять эстафету движения санкиртаны. Профессор истории Делийского Университета Амарнатх Чаттерджи по этому поводу пишет:

Среди шести Госвами Вриндавана Джива должен считаться единственным последовательным проповедником. Он составил программу миссионерской деятельности в Бенгалии и Ориссе в период, начавшийся после ухода Господа Чайтаньи и Господа Нитьянанды (семнадцатый век). Он обучил Шриниваса, Нароттама и Шьямананду основам теологии вайшнавов, поручив им проповедническую работу, и непосредственно руководил ими, чтобы, в конечном счете, продолжать создание в восточных провинциях вайшнавской литературы.25

Слава Дживы Госвами распространилась по всей Индии. Император Акбар, наиболее терпимый из Могольских правителей, специально отправился во Вриндаван в 1570 году, чтобы иметь личную встречу с Госвами. Известно, что этот визит поизвел на Акбара неизгладимое впечатление, и он принял решение покровительствовать деятельности Госвами. Ученым, сомневающимся в достоверности описанного события, мы предлагаем ознакомиться с мнением известного историка Ф.С. Грауза: "Акбар Великий, как его называли современники, с завязанными глазами был приведен в сад под названием Нидхибан. Здесь взору императора явилось такое удивительное зрелище, что он поверил в святость этого места и с искренним пониманием и поддержкой отнесся к желанию сопровождавших его Раджей (Госвами) возвести комплекс зданий, посвященных местному Божеству."26

Поэтому принято считать, что визит Акбара сыграл главную роль в развитии Вриндавана в годы его становления. Великий император, милостью Дживы Госвами испытавший истинно духовные переживания, отдал приказ своим слугам начать строительство четырех первых храмов Вриндавана: Мадан-Мохан, Говиндадев, Гопинатх и Джугал-Кишор. Известно, что в это время Джива Госвами встречался со многими другими выдающимися личностями, такими, например, как поэтесса Мира Баи.27 Но достоверной информации об этих встречах сохранилось немного.

Гораздо больше сведений мы имеем о строительстве Дживой Госвами храма Радха-Дамодар, которое стало важнейшим событием в годы его пребывания во Вриндаване. Когда богатым подданным Акбара по имени Алиша Чаудхари была приобретена земля (с целью оказания помощи Шри Дживе в распространении учения вайшнавов), Госвами воспринял это событие, как благоприятную возможность установить надлежащее поклонение Божествам Радха-Кришны, переданным ему Рупой Госвами. Строительством Радха-Дамодар Мандира, одного из классических храмов Вриндавана, руководил сам Шри Джива.

Во внутренний дворик этого храма выходят комнаты, в которых по традиции останавливаются святые личности, прибывающие в храм Дживы Госвами оказать почтение Радха-Дамодаре. В восточном крыле храма находится комната, где в течение шести лет, перед поездкой в США в 1965, году жил Его Божественная Милость А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. В эти годы он написал три первых тома своих переводов и комментариев к "Шримад-Бхагаватам". Вдохновляемый Дживой Госвами и Рупой Госвами (чьи самадхи расположены в том же дворе), Шрила Прабхупада обдумывал стратегию создания Международного Общества Сознания Кришны, имеющего своей целью распространение философии и практики вайшнавизма Господа Чайтаньи по всему миру.

Сохранились сведения, что шесть Госвами также встречались в Радха-Дамодаре, обсуждая распространение сознания Кришны. Способствуя реализации их плана, Джива Госвами, с помощью слуг Акбара, занялся строительством грантх-бхандара, т.е. библиотеки для хранения рукописных копий грантх (священных писаний) и книг Рупы, Санатана и других Госвами.28 Горячее желание Дживы сберечь эти бесценные сочинения нашло свое отражение в "Санкалпа-патре", или завещании Дживы.

Поддержание традиций благодаря плодотворной литературной деятельности было главным вкладом Дживы в теоретическое наследие вайшнавизма. Современные ученые изумляются количеству написанных им теологических сочинений. Писатель и историк Сушил Кумар Де дает такую оценку литературных достижений Дживы Госвами:

Джива Госвами - наиболее плодовитый и разносторонне одаренный писатель, а потому даже простое перечисление всех созданных им произведений является непростой задачей. Перечень, приведенный Кришнадасом Кавираджем (Мадхья 1, Антья 7) очень краток, тогда как "Бхакти-ратнакара", ссылаясь на традиционные санскритские тексты, приписывает Дживе Госвами более двадцати различных произведений. Однако, в большинстве своем, это комментарии, резюме или дополнения, дающие толкование научных трудов его дядей, которые обрели в нем тонкого и авторитетного интерпретатора.29

Джива Госвами написал и отредактировал не менее 25 сочинений.30 Все они причислены к классике вайшнавской литературы. Приводим их перечень: (1) "Хари-намамрита-вьякарана", (2) "Сутра-малика", (3) "Дхату-санграха", (4) "Кришнарча-дипика"..., (5) "Гопал-вирудавали", (6) "Расамрита-шеша", (7) "Шри Мадхава-махотсава", (8) "Шри Санкалпа-калпа-врикша", (9) "Бхавартха-сучака-чампу", (10) "Гопал-тапани-тика", (11) "Брахма-сангхита-тика", также известная как "Дик-даршани" (комментарий на "Брахма-самхиту", (12) "Бхакти-расамрита-сеша" (комментарий на "Бхакти-расамрита-синдху"), (13) "Лочана-рочани" (комментарий на "Уджджвала-ниламани" Шри Рупы), (14) "Йогасара-става-тика" (комментарий на "Падма Пурану"), (15) "Гаятри-бхашья" (толкование гаятри-мантры, исходя из того, как она изложена в "Агни Пуране"), (16) Подробное описание лотосных стоп Кришны, со ссылкой на "Падма Пурану", (17) Описание лотосных стоп Шримати Радхарани, (18) "Гопал-чампу" (в двух частях), и (19-25) семь Сандарбх: "Крама", "Таттва", "Бхагават", "Параматма", "Кришна", "Бхакти", и "Прити".

Хотя все перечисленные работы очень важны, отдельные из них заслуживают особого внимания. Так, например, учебник грамматики под названием "Хари-намамрита-вьякарана" оказывает почти мистическое воздействие на своих читателей. По словам Его Божественной Милости Шрилы Прабхупады, человек, изучающий санскритскую грамматику с помощью этой книги, может стать великим преданным Кришны.31 Джанардан Чакраварти дал более детальную характеристику этому учебнику: "Очень остроумная книга... использующая имя Бога для разъяснения правил санскритской грамматики. Она поделена на восемнадцать пракаран, например, Сарвешвара-сандхии, Вишну-джнана-сандхи, Вишнусарга-сандхи, Вишнупад-пракаран..."32 Идея использования многочисленных имен Господа Кришны для обучения грамматике принадлежит самому Шри Чайтанье Махапрабху. Джива Госвами просто заимствовал ее у своего Учителя.

Однако, эмоционально насыщенные теологические работы Дживы превосходят в своей значимости его учебник грамматики. Так, например, "Радха-Кришнарчана-дипика" представляет собой авторитетное сочинение, дающее детальное описание совместного поклонения Радхе и Кришне. Это значительный вклад в философию Чайтанья-сампрадаи. Другое произведение Дживы Госвами "Гопала Чампу" разделено на две части. Первая часть, пурва, включает в себя тридцать три главы, подробно освещающие игры Кришны во Вриндаване. Вторая часть, уттара, образована тридцатью семью главами и описывает игры Господа в Матхуре и Двараке. Это объемное эпическое произведение дает целостную картину деяний Кришны в Его изначальном проявлении. Книгу отличает изысканный поэтический язык и глубокая преданность Господу.

Не менее значительным произведением является знаменитая "Крама-сандарбха", которую принято считать "седьмой" Сандарбхой. Это подробный комментарий на все двенадцать песней "Шримад-Бхагаватам". Однако, предшествующие Шат (шесть) Сандарбх еще более важны. Краткое изложение их глубинной сути дает Его Божественная Милость Шрила Прабхупада:

"Бхагават-сандарбха" известна также под названием "Шат-сандарбха". В первой ее части, "Таттва-сандарбхе", утверждается, что "Шримад-Бхагаватам" - наиболее авторитетный источник, дающий исчерпывающие знания об Абсолютной Истине. Вторая, "Бхагават-сандарбха", предоставляет информацию о различии между имперсональным Брахманом и локализованной Параматмой, а также описывает духовный мир и преимущество гуны благости, свободной от осквернения страстью и невежеством двух других материальных гун. Здесь обсуждается также непреходящая ценность поклонения Божеству, всемогущество Господа, Его всепроникновение, предоставление Им обители любому страждущему, Его тонкая и грубая энергии, Его личностные проявления, образы, качества и игры, а также, изначальное положение и совершенная форма Господа.

Третья, "Параматма-сандарбха", включает в себя описание Параматмы (Сверхдуши) и объяснение того, как эта Сверхдуша пребывает в мириадах живых существ. В книге обсуждается также различие между инкарнациями, наделенными особыми качествами, приводятся беседы о живых существах, майе, материальном мире и о теории трансмиграции. Кроме того, повествуется о том, как лила-аватара Господа отзывается на желания преданных, и о шести достояниях (силе, красоте, богатстве, славе, знании и отрешенности), характеризующих Верховную Личность Бога.

Четвертая Сандарбха, именуемая "Кришна-сандарбха", подтверждает, что Кришна является Верховной Божественной Личностью. В ней обсуждаются игры и качества Кришны, Его господство над пуруша-аватарами и т.д. Приводится также описание планеты Голока, Вриндавана (вечной обители Кришны), тождественности между Голокой и Вриндаваном, Ядавов, мальчиков-пастушков (вечных спутников Кришны), согласованности и равноценности проявленных и непроявленных игр, проявление Шри Кришны в Гокуле, цариц Двараки как экспансий Его внутренней энергии и превосходства над ними несравненных гопи. Приводится также перечень имен гопи и обсуждение главенствующего положения Шримати Радхарани.

Пятая, "Бхакти-сандарбха", посвящена описанию исполнения преданного служения... В ней объясняется, как раскрывается личность через бхакти, говорится о наслаждении, которое приносит человеку преданное служение, а также о том, как бхакти, даже несовершенно исполняемая, дает преданному возможность достичь лотосных стоп Верховной Божественной Личности... Кроме того, в книге называются различия между маха-бхагаватой и обычным бхактой... Обсуждается также вопрос о рагануга-бхакти (спонтанной любви к Господу), об особой цели жизни - стать преданным Господа Кришны, и о других стадиях на пути совершенствования.

Шестая, "Прити-сандарбха", - это сочинение о любви к Господу. В нем утверждается, что через любовь к Богу человек достигает полного освобождения и обретает высшую цель жизни. Определяется также разница между понятием "освобождение" для персоналиста и таковым с точки зрения имперсоналиста... Кроме того, характеризуются все виды обретения свободы, причем любовное служение Господу расценивается, как наиболее возвышенный, а встреча с Господом лицом к лицу провозглашается высшим совершенством жизни... В заключение говорится о частичном наложении рас и обсуждаются шанта (нейтральные отношения), раса слуги и господина, принятие прибежища, родительская привязанность, супружеская любовь, трансцендентное наслаждение в общении (самбхога) и наслаждение в разлуке (випраламбха); изначальная привязанность и слава Шримати Радхарани.33

Написав эти Сандарбхи, Шрила Джива Госвами преуспел в осуществлении надежд не только своих знаменитых дядей, но и целого мира, поскольку, даже не отдавая себе отчета, каждый человек жаждет духовного знания, а это знание во всей своей полноте представлено в "Шат-сандарбхе" Дживы Госвами. Западные философы наших дней изучают это сочинение, восхищаясь его глубиной и мудростью.

Существует мнение, что шесть сандарбх олицетворяют совершенства самбандха-гйаны, абхидейа-гйаны и прайоджана-гйаны. Первые четыре посвящены самбандхе, пятая - абхидейе, и шестая - прайоджане. А потому прославленная "Шат-сандарбха" считается самым значительным философским трактатом во всей истории Чайтанья-вайшнавизма.

Примечание.

1. Эти биографические сведения приведены также в "Бхакти-ратнакаре", Пятая волна, текст 540-577, стр. 24-28.

2. "Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила 2, гл. 7, текст 102, стр. 83, комментарий.

3. "Бхакти-ратнакара", текст 638, стр. 30.

4. Дата рождения, по общему признанию, нуждается в уточнении. Смотри первую сноску к главе о Рагхунатхе Дасе Госвами.

5. "Гаура-ганоддеша-дипика", текст 194-207, стр. 117-122.

6. "Бхакти-ратнакара", текст 743-748, стр. 34.

7. Там же, текст 720, стр. 33.

8. Там же, текст 727-739, стр. 34.

9. См. Стюарт Элкман, "Таттва-сандарбха Дживы Госвами" (Delhi, Motilal Banarsidass, 1986), стр. 21-22.

10. См. также "Бхакти-ратнакара", текст 741, стр. 34.

11. "Навадвипа-дхам махатмья", стр. 8.

12. Вамшивадана как персонификация флейты Кришны.

13. "Навадвипа-дхама махатмья", стр. 12.

14. "Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила 2, гл. 10, текст 85, стр. 306, комментарий.

15. Там же, Антья-лила 2, гл.4, текст 232-235, стр. 112-114.

16. Там же.

17. Там же, текст 231, стр. 112.

18. См. "Бхакти-ратнакара", Первая волна.

19. Там же.

20. История Рупанараяны рассказана Нитьянандой Дасом, "Према-виласа" (под редакцией Яшоды Лала Талукдара, Калькутта, Патрика Пресс, 1913), гл. 19. Также смотри Д.С. Сен "Вайшнавская литература средневековой Бенгалии", стр. 44-48. Эта история приведена также в "Бхакти-ратнакаре", но с некоторыми изменениями. Так, например, имя Рупанараяны изменено на Баллабха Бхатта. Однако, существует мнение, что случай с Баллабхой Бхаттой - это совсем другая игра.

21. "Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила 2, гл. 10, текст 85, стр. 307-308, комментарий.

22. Там же.

23. Там же.

24. Там же.

25. Амарнатх Чаттерджи, "Шри Кришна Чайтанья: Анализ Гаудия-вайшнавизма в свете истории" (Delhi, Associated Publishing, 1983), стр. 73.

26. Ф.С. Гроуз, часть 1, стр. 123.

27. Госвами Набхаджи, "Бхактамал" (Хинди, с примечанием Праядаджи, Лакнау, пятое издание, 1961), стих 479, стр. 712. "Бхактамал" также упоминает о встрече между Мира Баи и Рупой Госвами.

28. Там же, стих 374, стр. 612.

29. С.К. Де, "Ранняя история вероучения вайшнавов и их движения в Бенгалии", стр. 156.

30. "Бхакти-ратнакара", текст 833, стр. 40.

31. "Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила 3, гл.13, текст 29, стр. 68, комментарий.

32. Джанардан Чакраварти, стр. 65.

33. "Чайтанья-чаритамрита", Мадхья-лила 1, гл. 1, текст 43, стр. 28-30, комментарий.

 

 

«Шри Шад-Госвами-аштака»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.196 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь