Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ко главе «Макош или Мокош»



 

Макошь (Мокошь) — Великая Мать Всего Сущего, Старшая Рожаница, Владычица Покуты (Судьбы) — Держательница Покутных Нитей (Нитей Судеб), Судьбопряха, Покровительница ткачества и всякого женского рукоделья, Хранительница Рода и Домашнего (Родового, Семейного) Очага, Премудрая Богиня-Прародительница и женская Заступница. Она же: Земная Попечительница да Велемудрая Волхвиня, Покровительница гаданий и прорицаний, Вдохновительница вещих жён, ведающих Скрытое...

Како речено во слове вещем:

 

МАКОШЬ-МАТИ ПРЯЖУ ПРЯДИ

ДОЛЮ ВОДИ ЖИТО РОДИ

НИТИ ВЕДИ ЖИВИ ЛЮДИ

ПРАВО СУДИ ТАКО БУДИ!

ГОЙ-МА!

 

Почитается Макошь круглый год: весной на День Земли (Вешнее Макошье) — 9 травеня/мая-месяца — как Сама Мать Сыра Земля; в конце лета на Спожинки (Госпожинки) — как щедрая Подательница Урожая, наряду с Велесом, Коему оставляется в поле недожатая прядь колосьев, именуемая «Велесовой бородкой», и посвящается особливый сноп; осенью — как Покутная Матерь и Матушка-Осенина; зимой же — как Помощница женская в рукоделье всяком (зимой творимом[52]) да как Покровительница Домашнего Очага.

На Вешнее Макошье празднуется «пробуждение» Земли, на Осеннее Макошье — во второй половине листопада/октября-месяца[53] — её «засыпание» («замыкание Земли»). В эти дни Земле-Матушке приносятся обильные требы, у неё просят прощения: «ПРОСТИ ТЫ НАС, В ЧЁМ ДОСАДИЛИ ТЕБЕ». На Вешнее Макошье — Мать Сыра Земля чествуется как Именинница, поэтому в этот день, говорят в народе, в неё нельзя втыкать колья, лопаты, мечи, ножи и прочее...

Предположение, приведённое уважаемым автором, о том, что «Макош» представляет собой мужское Божество, есть не более чем досадное недоразумение, о чём, возможно, догадывался и он сам, когда писал в конце главы: «Макош называется иногда и Мокаша».

 

 

Ко главе «Марцана»

 

«Длугос говорит, что поляки усердно чтили Марцану, как богиню жатвы. Френцель напротив того утверждает, что Марцана была богиня смерти. Это мнение доказывает он следующими словами Шнейдера. Славяне (в Мейсене) по обращении своем в христианскую веру, в четвертое воскресенье поста наткнули на колья изображения Марцаны и Зивонии, с печальным пением и жалобным голосом носили их торжественно и наконец бросали в воду — предполагая, будто через то самое молодые жены становились плодородными, город очищался, и от жителей в том году отвращалась язва и другие прилипчивые болезни.

Гуагнини же сравнивает нашу богиню с Венерою. С кем согласиться? Можно бы тут спросить. Если словопроизводство в сем случае может дать объяснение, то Френцелево мнение кажется мне всех достовернее. По-русски "морю" (умерщвляю), по-богемски "мру" (умираю), "мрцаваи" (оледенеть, замерзнуть). Пусть это божество и было Венерою славян, как думает Гуагнини, или Церерою их, по мнению Длугоса; но для чего ж они сопровождали сие торжество печальными песнями, когда мы уже знаем по римской мифологии и по самому предмету, что обе богини приносили радость? Кумир сего божества вместе с другими был уничтожен в 965 году Мстиславом, обратившимся в христианскую веру».

Мерцаной — в современном Родноверии — обычно именуют Вечернюю Зарю, Небесную Посланницу Тёмной Матери Мары.

Како во слове вещем речено:

 

МЕРЦАНА-ЗАРНИЦА НОЩНАЯ ВЕСТНИЦА

ДЕВА ХМУРЯНА ВЗОРОМ ЛЕДЯНА

СТЕЗЕЙ ВЕЛЕСОВОЙ ЗВЕЗДНЫМИ ПЕСНЯМИ

ЧАРУЙ НЕУСТАННО ДЕВА МЕРЦАНА

ДЕНЬ ЗАМЫКАЯ НОЩЬ ОТКРЫВАЯ

ХОДИ НЕЗРИМО СО НАВЬЕЙ СИЛОЙ

ЗЕМЛЕ ПРОХЛАДУ ДАЖДИ В ОТРАДУ

УПОКОЙ ВЕСИ СВОИМ КУДЕСЬЕМ

ДО УТРА СВЕТЛОГО ДО ДНЯ БЕЛОГО

ДО СВОЕЙ СЕСТРИЦЫ ЗАРИ-ЗОРЯНИЦЫ!

ГОЙ!

 

Так как уважаемый автор, ссылаясь на мнение А. Френцеля (1696), предположил, что «Марцана была богиня смерти», будет уместным с нашей стороны подробнее рассказать здесь о Самой Великой Тёмной Матери — Маре.

Мара (Морена) есть Богиня Смерти, Ночи и Зимы (Ночи Года). Богиня Ледяного оцепенения Природы и Мёртвой Воды[54]. Жница Последних Времён, срезающая Своим Лунным Серпом колосья Живы (Жизни)[55]. День Её отмечается в конце месяца груденя/ноября — когда выпадет первый снег[56]. Собственный Удел Мары — зима, како речено во слове вещем:

 

МАРА ЛЕДЯНАЯ

ЧЕРНА НОЩНАЯ БЕЛА СНЕЖНАЯ

ЗИМА БУРАННАЯ МЕТЕЛЬ БЕЗБРЕЖНАЯ

БУДЬ НАША МАТИ

НАМ ТЯ ВСТРЕЧАТИ ДА ВЕЛИЧАТИ

ДАЙ ПЕРЕЖДАТИ ТВОИ МЕТЕЛИ

ВО ДОМУ-ХАТЕ

ГДЕ Б ПЕСНИ ПЕЛИ ПАРНЯМ ДЕВИЦЫ

ВЕЛИЧАЙСЯ МАРА БЕЛАЯ ПТИЦА

ВЬЮЖНОКРЫЛАЯ

ЧЕРНА НОЩНАЯ БЕЛА СНЕЖНАЯ!

ГОЙ ЧЕРНА МАТИ! ГОЙ-МА!

 

Чучело Мары — Старухи-Зимы — торжественно сжигают на Масленицу, творя оберег на всё Светлое Полуколо Года...

 

 

Ко главе «Ния или Ниам»

 

«Ния, как говорит Длугос, был бог преисподней, или греческий Плутон. Поляки думали, что он хранитель душ, и потому молили его, чтобы по смерти уделил он хорошенькое местечко. Знатнейший храм его находился в Гнезене».

В некоторых Родноверческих Общинах Нием величают Велеса Хозяина Вод (Владыку Подводного мира, «Морского Царя» русских сказок и былин[57]), покровительствующего всем водяным духам, к Коему обращаются во слове вещем:

 

ПОНЕСИ РЕКА ОРОСИ ЛУГА

ЯКО С-ПОД ВОДЫ ТУРИЦЫ ЗЛАТЫ

ВЛЕСОВЫ СЕСТРИЦЫ СРЕБРЯНЫ МЕСЯЦЫ

РОГИ ВИТЫ НОГИ МЕДНЫ

ДАРЫ ДОРОГИ ПУТИ-ДОРОГИ

ПО ЗЕМИ ДА КРОМЕ ДА ПО-ЗА МРОЕ

ВО ВСЯКОМ РОСТЕ ДА В МЕРТВОЙ КОСТИ

СЕ ХЛЯБИ ОТВЕРСТЫ БОГОВЫ ВЕРСТЫ

ОТ ЯВИ ДО ИНА БОЖСКИ ЛИЧИНЫ

ПО ВСЕ КУДЕСЕ СЛАВЬСЯ ВЕЛЕСЕ!

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

ГОЙ!

 

Либо:

 

ВЕЛЕС ВОДЯН СЕД ЯК ОКИЯН

У АЛАТЫРЬ-КАМНЯ ТВОЙ СЛЕД ОСТАВЛЕН

ОТ МОРСКОЙ ПЕНЫ ВОССТАНЬ БОГ ГНЕВНЫЙ

В ПУЧИНЕ ЯРЫЙ ВО СВЕТЕ СТАРЫЙ

ВО ИНО ХОДИ А ВИЛЫ ВОДИ

ВО ДАЛИ ГЛЯДИ ДО НЫ ВОЗГРЯДИ

РАДЕТИ БОЛЕ О ТВОЕЙ ВОЛЕ

РАДЕТИ ДНЕСЕ! ГОЙ ТЫ ВЕЛЕСЕ!

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

ГОЙ!

 

И далее:

 

ВЕЛЕСЕ-ДИДЕ ПОД ВОДОЙ СИДЕ

ВО СТАРЕ МЛАДЕ А ПРЕДКОВ РАДИ

БО В ЯВИ ДЕТИ ОТЦАМ РАДЕТИ

ДИДАМ ДА БАБКАМ ВОЗДАТЬ ДОСТАТКОМ

А ЛИХО ЗАПЛЕЧЬ УНОСИ НАПРОЧЬ

А ВСЯКО ГОРЕ УНОСИ В МОРЕ

ВО СЕД ОКИЯН ЗА ОСТРОВ БУЯН

ЗА КАМЕНЬ АЛАТЫРЬ ЗА МАРИН ПУСТЫРЬ

ГДЕ НАВИИ ЕСТЕ А ЖИВЫ НЕСТЕ

ГДЕ ИНО БЕРЕГ А НАМ ОБЕРЕГ

ЖИВОТУ ЗДРАВА А ВЕЛЕСУ СЛАВА!

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

ГОЙ!

 

Тако же в Родноверии известен другой Лик Велеса — Грозноокий Вий, Хозяин Закрадного мира, Навий Владыка[58], к Коему обращаются во слове вещем:

 

ВЕЛЕСЕ-ВИЕ ВО ИНО СЫЕ

НАВИИ ПАСЕ А ЛЮДИ СПАСЕ

ВЕЛЬИ ЛУГИ ХРАНИ НОЩНО

НАВЬИ ДУХИ КЛЯНИ КОЩНО!

ГОЙ!

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь