Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Ко главе «Корша, также Хорс»



 

«Русское божество, коего изображение находилось в Киеве. Попов в своем кратком описании славянской мифологии, и Ломоносов в своей преобширной "Российской истории" утверждают о сем боге, что он был славянским эскулапом. Они не приводят других доказательств, кроме одного имени, которое, по мнению их, происходит от слова "корчить". Однакож послушаем, что о том говорит Леклерк: Le nom de tel Esculape derive du mot Kortschit, qui signifie restreindre, ranursir... les maux, sant doute, т. е. имя сего эскулапа происходит от слова "корчить", что значит сжимать, сокращать... боли, конечно. Кажется однако ж, как будто Леклерк для того остановился при своих точках, des maux по счастливому какому-то случаю объяли тут бедную его голову, и он — sans doute — не мог удержаться, чтоб [не] написать этого слова. Гораздо бы лучше было, если б он при мысли писать русскую историю, поставил хорошенькую точку.

Татищев доказывает, что Корша подобен был Бахусу. Но опять одна только догадка; и так нам нечего говорить о том утвердительно. Вообще должны мы, россияне, жаловаться несколько на древних наших летописцев, потому что они оставили нам темные понятия о нашей мифологии».

Некоторые исследователи полагают, что Хорс — Божество Солнечного диска, в то время как Трисветлый Даждьбог — Бог Солнечного Света (ср., например, у греков: Гелиос и Аполлон). Имени Хорса родственны такие слова, как: хоровод (круговой пляс и сам круг пляшущих), хорошо (изначально — в значении «Солнечно»?), хоромы (высокий, светлый дом, «тянущийся» к Солнцу; тако же — круговая постройка?), хоругвь (заметим, что хоругвями назывались не только знамёна, но и круглые изображения Солнца[48], вроде тех, что носили колядовщики), хор (круг поющих) и т.п.

В «Слове о полку Игореве» (XII в.) читаем: «Всеславъ князь людемъ судяше, // княземъ грады рядяше, // а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше: // изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, // великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше». В «Слове некоего христолюбца» (XII в.): «и в ѣ роують в Пероуна и Хърса...»; в «Слове св. Григория о том, како первое погани суще языци кланялися идоломъ и требы им клали» (XII в.): «т ѣ мъ же богомъ требоу кладоуть... Пероуноу, Хърсу...»; в «Слове и откровении святых апостол» (XVI в.): «мняще богы многы, Перуна и Хорса...»; в «Беседе трёх святителей» (ок. XV в.): «два ангела громная есть: елленск i й старецъ Перунъ и Хорсъ жидовинъ»; и др.

Существует предположение об иранском заимствовании Имени Хорса: ср. Xurset — сияющее Божественное Солнце у персов.

В представлениях большинства современных Родноверов, Хорс (Хорос) — Сам Солнечный Лик (от древнерус. хоро — «коло», «круг»), а тако же — Солнечное Божество, покровительствующее Зимнему Солнцу (Хорс-Зимодар), когда Трисветлый Даждь томится в Ледяном плену, а Его Златогривый Конь скачет по Небу в одиночестве; когда сквозь тяжёлые зимние тучи на Землю пробиваются лишь слабые лучики Света от Щита Даждьбогова, притороченного к седлу Его Коня... О сию пору рекут — Хорсу во славу, а людям во оберег — слова вещие:

 

ХОРСЕ ЯРЕ ЗИМОДАРЕ

ХОРСЕ СВЕТЕ КОЛОВЕРТЕ

В НЕБЕ СТАТЕ СВЕТОДАТЕ

В ЯВИ СВЕТЕ БЛАГОДЕТЕ

БЛАГА ДАРИ СВЕТОЗАРЕ

ОГНЬ ВОЗРАДЕ ЗЛАТОКЛАДЕ!

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

ГОЙ!

 

Либо:

 

ЗЛАТОГЛАВЕ СВЯТО-ХОРСЕ

СВЯТО-ХОРСЕ ЗЛАТОКЛАДЕНЬ

РОСТИ ЧАДЫ СВЕТОЖАРА

РОСТИ ОГНИ ВЕЛИКИ

НЕ ПОКИНИ НЕ ПРОГЛЯДИ

ИЗОЖГИ-ИЗРОДИ ИНО

ТАКО БУДИ СВЯТО-ХОРСЕ

ТАКО БУДИ ЗЛАТОКЛАДЕНЬ!

СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

ГОЙ!

 

Рекут некоторые, что Хорс-Хорояр — покровительствует всем земным коням, во Яви живот свой длящим.

Ещё рекут, что Хорс-Зимодар — Небесный Волк, держащий в пасти Зимнее Солнце...

 

 

Ко главе «Купало»

 

«Также русское божество, коего истукан стоял в Киеве. Купало был бог плодов, и его причисляли к знатнейшим богам. В начале жатвы, то есть 24 июня, приносили ему жертвы. Тогда на полях сожигали большие костры; а юноши и девицы, цветами увенчанные и перепоясанные, плясали около огня при радостном пении; наконец, скакали они и гнали свое стадо через огонь; эти добрые люди думали через то обезопасить свое стадо от леших, или лесных духов. Доселе еще та святая, коей празднество торжествуется в сей день российскою церковью, сохранила от идола Купалы прозвание свое Купальница. В иных селах можно и поныне еще в этот день найти некоторое сходство с празднествами древних, и даже горящие груды дров доселе именуются купальницами».

Купала (Купало) — Светлый Бог и Святодень Кологода, подобно Коляде[49]. Празднуется Купала в ночь на 24 кресеня/июня-месяца — когда Солнце «на воробьиный скок» перейдёт за точку Летнего Солнцеворота, и день начнёт убывать.

Купальские торжества — величайшие в году. О сию пору Солнце входит в свою полную силу, Небо соединяется — совокупляется (отсюда и происходит однокоренное: «Купала») с Землёй, Огонь — с Водой, а муж — с женой.

Празднество начинается ещё засветло — принесением общей требы Родным Богам на Капище, речением славлений и пусканием по кругу братины с хмельным напитком. Лишь с наступлением сумерек — начинаются народные гуляния.

Обычно на Купалу раскладывают большой Костёр — Купалец, высотою чуть не до Неба. По центру его в Землю врывается высоченный шест, к вершине коего привязывается большой пук соломы или облитое смолою тележное колесо. Когда Купалец разгорается, и солома вспыхивает ярым пламенем, волхвы рекут славы Роду, Родным Богам и особливо Купале:

 

ГОЙ КУПАЛА КРАСЕН

СТАНЬ ДО НЕБА ЯСЕН

ОГНЕЦВЕТ ИСКРЯЩИЙ

ВО НОЩИ ГОРЯЩИЙ

ПАПОРОТЬ-КУПАВА

ОПРЯДИСЬ ВО СЛАВУ

КОПНЫ ЖИТА ЗОЛОТОГО

КОТЛЫ ПИВА ХМЕЛЯНОГО

ДЛЯ НОЩИ ЧУДЕСНОЙ

ДЛЯ СЛАВЫ НЕБЕСНОЙ

КУПЫ МНОГИ СОТВОРИТЕ

РОДУ ПРИБЫТОК ЧИНИТЕ

НАЧАТИ РАДЕНЬЕ

РОДУ ПРОСЛАВЛЕНЬЕ

НАЧАТИ КУПАНЬЕ

РОДУ ВЕЛИЧАНЬЕ!

СЛАВЬСЯ САМ КУПАЛЕЦ

ВЕЛИКОЙ УДАЛЕЦ!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

ГОЙ!

 

Тако же на Купалу шуточно «хоронят» Ярилу и сбрасывают в реку молодую берёзку — деревце, посвящённое Леле. Ярило (Ярила) изображается в виде большого деревянного Яруна, Ярого Уда (мужского полового члена) либо предстает в образе сделанной из веток куклы с ярко выраженными признаками мужского пола. Жёны и девы «оплакивают» Ярилу: «На кого Ты нас оставил?.. Встань хоть на часок!..» Ярило торжественно водружается на Краду и под «крепкие» слова, рекомые мужами, сжигается — дабы вновь возродиться во Свой срок, даровав плодородие полям да нивам. «Хоронят» пепел Ярилы на поле, сняв с себя всю одежду.

Леля — Дева-Весна, которой пришло время оборотиться Женой-Ладой — представляется в виде молодой берёзки, которую охраняют девы, водя коло неё хороводы и не подпуская к ней парней. Парни же, усевшись друг другу на плечи как при игре «в коняшки», совершают набег на девичий круг, отымают берёзку и бегут топить её в реке. Всё деется с весельем, шутками-прибаутками да песнями, порой не совсем пристойными.

В ночи приносится треба Ящеру — Владыке Подземного мира. В воду опускается пресный хлеб, испечённый в виде женской фигурки, рекутся слова вещие:

 

БАТЮШКА ЯЩЕР

ВОТ ТЕ НЕВЕСТА [ДЕВА ИЗ ТЕСТА]

ЛЕПА МИЛА ТЕЛОМ БЕЛА

ПРИМИ ЕЕ ВО ЧЕРТОГ СВОЙ

ЛЮБИ ЕЕ ГНЕВ СВОЙ УСПОКОЙ!

ГОЙ!

 

И далее:

 

ЧЕРНЕ ЯЩУРЕ ЗМИЕВ ПРАЩУРЕ

ВО НИЗУ СУЩИЙ А ЗЕМЬ ТРЯСУЩИЙ

ПРИПЛОД ДАЮЩИЙ А ВОДЫ ЛЬЮЩИЙ

ВО НОЩИ ГРЯДЫЙ ТЕБЕ ВОЗРАДЫ

У ЧЕРНОЙ РЕКИ БОРОНИ БРЕГИ

ТЕБЕ ВЕЛИЧАНЬЕ БЕЗ ОБЛИЧИЯ

БЕЗ ГЛАСА РЕК А НАМ ОБЕРЕГ!

ГОЙ!

 

В качестве оберега на Купалу непременно совершается обряд «изгнания Мары», который обычно завершается сжиганием чучелка Мары на Огне. Чучелко сие изготавливается сведущими жёнами заранее из старой соломы и тряпья, собранного с каждого дома, ибо верят, что вместе со старыми вещами должны уйти тако же все скорби, болезни и горести. В самый последний миг перед выносом Маре «отверзают очи», то есть вымалёвывают глаза, коим не должно зреть мир Живых раньше времени...

В Купальскую ночь скатывают с холма в реку Огненное Колесо, показывая тем самым, что Солнце о сию пору начинает «катиться» вниз. Девы гадают на суженых, пуская венки с Огнями по воде. Отдавая реке свои венки, они как бы «кумятся» с нею, становятся её наречёнными «сёстрами», за что река наделяет их на сию ночь волшебною Силою Водяниц...

Солнце красное, Матушка Сыра Земля да Государыня Вода — чествуются на Купалу особо.

Како речено во слове вещем:

 

ПОДЫМИМСЯ МЫ НА ГОРУ ВЫСОКУ

ЗАПАЛИМ МЫ ОГНИ ГОРЮЧИ

ПОКАТИМ КОЛЕСА ОГНЕННЫ

ВО БЫСТРЫ ВОДЫ БЕГУЧИ

КАКО СОЛНЦЕ УТРОМ НА ГОРУ ВЗДЫМАЕТСЯ

ТАКО ВВЕЧЕРУ СО ГОРЫ СКАТАЕТСЯ

МАТУШКЕ СЫРОЙ ЗЕМЛЕ СЛАВА!

ГОСУДАРЫНЕ ВОДЕ СЛАВА!

НАИПАЧЕ ЖЕ ТРИСВЕТЛОМУ СОЛНЦУ СЛАВА!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА! СЛАВА! СЛАВА!

ГОЙ!

 

Всю ночь продолжаются гулянья! Молодые, найдя себе пару, прыгают через Костёр: если никто не заденет горящих поленьев, значит, Боги благословляют сей союз. Вещие люди собирают в лесу и поле 9 либо 12 волшебных трав, а молодые парами ищут в лесу чудесный Жар-цвет... Утром — купаются в росе, коя почитается целебной. Волхвы встречают Солнце славлениями:

 

НА КУПАЛУ РАНО СОЛНЦЕ ВЗЫГРАЛО

СОЛНЦЕ ВЗЫГРАЛО НА ДОБРЫЕ ГОДЫ

НА ДОБРЫЕ ГОДЫ НА ТЕПЛЫЕ РОСЫ

НА ТЕПЛЫЕ РОСЫ НА ХЛЕБА-УРОЖАИ!

ГОЙ КУПАЛА! СЛАВА!

ГОЙ!

 

 

Ко главе «Ладо»

 

«Ладо почиталась богинею любви и всех любовных удовольствий. Если сравнить ее с римским божеством, то это славянская Венера. Все безбрачные приносили Ладе жертвы, и думали через то получить себе щастие для будущего супружества. Главный кумир ее стоял в Киеве, а многие находились еще в разных других местах. Ей поклонялись молдаванцы и валахи. Имя ее часто повторяется в русских песнях и то же говорит Нарусцевич о литовских песнях. Что касается до этимологии сего имени, то думают иные, как например Шерер, что оно происходит от глагола ладить, поладить».

Лада (Ладо) — Великая Богиня Любви, всякого Лада (как Духовного, так и телесного), Покровительница свадеб и особливо молодых жён, Богиня чадородия и плодородия — Богиня-Рожаница. Её собственный Удел в Кологоде — красное лето[50], но чтут Её независимо от времени года, рекут слова вещие:

 

ЛАДА-МАТУШКА ВСЕОТРАДУШКА

ВО СВАРОЖЬИ ТЫ ВСЕПРИГОЖАЯ

НА ЗЕМЛЕ ХРАНИ СВОИХ ЧАДУШЕК

БЛАГАМИ ДАРИ ЧЕСТНЫХ ЖЕНУШЕК

НА ПОЛЯ СОЙДИ ПЛОДОРОДНАЯ

ЧРЕВУ ЗАРОДИ ЧАДО РОДНОЕ

ВОВЕКИ ПРЕБУДЬ С НАМИ БЛАГОСТНА

ГОРЕ ОТВЕДИ МАТИ РАДОСТНА!

ГОЙ-МА!

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь