Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Летию со дня рождения посвящается.. Воссоединитель униатов.



Летию со дня рождения посвящается.

Воссоединитель униатов.

О жизни и кончине Митрополита Литовского и Виленского Иосифа (Семашко).

Митрополит Литовский и Виленский Иосиф (Семашко) появился на свет Божий в славный День Рождества Христова 25 декабря 1797 года (7 января 1798 года), во второй год незабываемого Царствования Государя Мученика Павла I Петровича (1754-1801), в селе Павловка, Липовецкого уезда, Киевской губернии.

Родители будущего Владыки происходили из духовного сословия униатского вероисповедания, но не чуждались Православия, так что отец будущего Андреевского кавалера посылал своего сына в воскресные и праздничные дни в местную православную церковь.

С детских лет в родительском доме Иосиф приучался к трудолюбию, выполняя многие хозяйственные и полевые работы, а потому трудолюбие осталось главной добродетелью на всю его жизнь.

Начало просвещения.

 

Первоначальное образование Иосиф получил в доме своего отца.

Уже в эти годы превосходил он успехами своих братьев и сверстников, обучавшихся вместе с ним. С ранних лет проявилась в нем большая любовь к чтению книг, мало занимали его детские забавы, им предпочитал Иосиф прогулки в лес, в поле. Любовь к природе, народной музыке и поэзии с детства отличала его от сверстников.

На 12-м году от рождения, в сентябре 1809 года Иосиф поступил в Немировскую школу, которая по характеру всего учебного процесса являлась исключительно польским учебным заведением, поскольку все преподавание велось исключительно на польском языке.

 

Магистр богословия.

По своим способностям и умственному развитию Иосиф оказался в числе лучших учеников школы. В 1816 году окончил он Немировскую школу первым учеником, и в том же году послан был своим отцом для продолжения образования в Главную духовную семинарию при Виленском университете.

Редкое трудолюбие и усидчивость, отличавшие Иосифа во все годы обучения в Главной семинарии, поражали даже его учителей.

Шестого (19) июля 1820 года Иосиф окончил Главную семинарию со степенью магистра богословия.

Несмотря на воспитание учеников семинарии в духе польского патриотизма, Иосиф, как русский по происхождению, остался верен своей родине, в нем никогда не угасала искра любви к Российской Империи.  

 

Принятие священства.

 

По окончании семинарии Иосиф прибыл в г. Луцк, где по предложению Луцкого униатского «епископа» принял чин священства без вступления в супружество.

Это предложение вполне отвечало склонности Иосифа к жизни уединенной, к отчуждению от мира.

Шестого (19) октября 1820 года Иосиф посвящен был в иподиакона, 26 декабря (8 января) рукоположен был в диакона, а через год – 28 декабря (9 января) 1821 года – в иерея.

С 1820 по 1822 годы иерей Иосиф исполнял должность заседателя Луцкой консистории, а также наставника местной ставленнической семинарии.

Пребывание Иосифа в должности заседателя Луцкой консистории раскрыло перед ним истинную картину притеснения униатов со стороны латинян, а также проявления недоброжелательства к ним со стороны местных православных.

Тяжело было видеть Иосифу такое забитое положение своих единоверцев.

 

Прибытие в Санкт-Петербург.

 

Седьмого (20) января 1822 года иерей Иосиф возведен был в чин протопресвитера, а 20 июня (3 июля) того же года назначен был заседателем в униатском департаменте Римско-католической коллегии в Санкт-Петербурге, где в то время сосредоточено было высшее управление всей униатской Церкви.

Столица Российской Империи поразила иерея Иосифа величественным видом православных церквей и торжественностью богослужений в них.

В период пребывания Иосифа в Царствующем граде в его душе произошел коренной перелом в пользу Православия, здесь впервые у него появилось желание оставить унию и воссоединиться с Православной Церковью.

В Санкт-Петербурге ставший протопресвитером Иосиф очень много читал. В первый же год им было прочитано свыше 400 книг из библиотеки Глазунова. Чтение привело его к полному убеждению в истине Православия и в отступлении латинян от чистоты веры Апостольской. К тому времени родился убежденный сторонник Православия, который не мог уже более служить интересам латинства и Польши, а потому Иосиф твердо решил выйти из неопределенного положения и лично принять Православие, а вслед за тем поступить в число иноков Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры, несмотря на то, что в будущем ему предстояла блестящая перспектива быть униатским «епископом».

 

Сторонник Православия.

 

Искренность убеждений Иосифа в превосходстве Православия наглядно отразилась в его "Сочинении о Православии Восточной Церкви".

Несмотря на то, что в душе его происходил такой переворот, исполнял он по прежнему с присущим старанием и добросовестностью возложенное на него поручение в Греко-униатской коллегии.

В решении всех вопросов Иосиф имел всегда свое твердое мнение, которое мог отстоять с полным достоинством и знанием дела. Протопресвитер Иосиф выступал истинным защитником представителей греко-униатского исповедания, а постоянная борьба с латинянами, притеснившими униатов, еще более укрепила в нем твердый от природы характер, и, со временем, доставила ему большую опытность, приучив к осторожности и осмотрительности. Будущий Владыка и кавалер почувствовал в себе силу вступить в открытую борьбу с римо-католиками за права попираемой и угнетаемой униатской «церкви». Возможность борьбы вскоре представилась протопресвитеру Иосифу.

Правительство Российской Империи обратило внимание на бедственное и угнетенное положение униатского духовенства и всего униатского населения.

Протопресвитеру Иосифу предложено было письменно изложить положение униатской «церкви» для представления Императору. С воодушевлением взялся будущий Владыка за порученное дело и в одну ночь с необычайной сообразительностью, находчивостью и практичностью составил знаменитую записку, в которой не только с глубоким знанием изложил положение униатской «церкви», но и наметил меры, с помощью которых униаты могли бы быть, по его мнению, возвращены в лоно Православной Церкви.

Эта записка получила высокую оценку Правительства и Государя Императора Николая I Павловича (1796-1855), а потому протопресвитеру Иосифу Высочайше поручено было составить подробный план для постепенного приведения в исполнение указанных в его записке мер.

Через два с половиной месяца 17 (30) января 1828 года возложенное на него поручение было им в точности исполнено. На основании разработанного плана, подписанного членами коллегии, 22 апреля (5 мая) 1828 года издан был правительственный Указ, который лег в основу всех последующих действий правительства в отношении униатского населения.

В дальнейшем все намечаемые мероприятия по униатскому вопросу приводились в исполнение только после письменного представления по данному вопросу мнения протопресвитера Иосифа.

В первую очередь обращено было внимание на улучшение образования униатского духовенства. В 1829 году учреждена была для униатов 2-я семинария (Литовская) в местечке Жировицах.

Вместе с тем, своими преобразовательными действиями протопресвитер Иосиф Семашко уже тогда нажил себе много врагов, особенно среди латинян, которые питали надежду со временем ополячить и окатоличить униатское население. А потому для выполнения намеченных Русским правительством мероприятий протопресвитеру Иосифу необходимо было непосредственно участвовать в жизни униатского населения.

 

Прошение об отставке.

 

В начале этого периода, не видя деятельной поддержки со стороны Русского правительства в осуществлении намеченных ранее мероприятий, одобренных Императором, Епископ Иосиф (Семашко) решился оставить столь успешно начатое дело и 15 (28) мая 1833 года написал прошение в Святейший Синод о личном присоединении к Православию.

Правительство понимало, что столь решительный, но частный поступок Владыки  не принес бы пользы общему великому делу воссоединения униатов с Православием, и предложило владыке временно отложить его намерение, обещая поддержку в исполнении всех его предложений по униатскому вопросу.

 

Владыка Литовский.

 

Получив в самостоятельное управление Литовскую епархию, Епископ Иосиф (Семашко) мог в полной мере осуществить на деле свои предложения относительно униатов.

Владыка тщательно ознакомился с положением и настроением духовенства в епархии, состоянием учебного процесса и со всеми другими вопросами епархиальной жизни, ознакомился с людьми, подбирал себе верных помощников. Все его распоряжения направлены были на сближение униатской «церкви» с Православной (устройство иконостасов, введение служебников Московской печати, устранение органов и др.).

В 1834 году Владыка снова обозревал свою епархию. Поездки его по епархии оставляли у всех только благоприятное впечатление. Своим участливым вниманием, кротостью и мягкостью в обращении Епископ Иосиф (Семашко) приобретал всеобщие симпатии, а потому основная масса униатского населения и духовенства принимала нововведения Владыки доброжелательно и охотно содействовала в его начинаниях.

Впрочем, не обошлось и без протестов.

 

Сопротивление латинян.

 

Часть духовенства, наиболее близкая к латинству, не соглашалась с реформами Епископ Иосиф (Семашко) и выражала даже письменные протесты на имя Синода и Государя Императора.

Отрицательную роль в этом деле играли польские помещики, от которых духовенство в значительной степени зависело материально.

Много трудностей и противоборства встретил Владыка на благом пути воссоединения, однако в достижении поставленной цели действовал он всегда решительно и твердо.

Так, у Владыки произошли разногласия со сторонниками частных присоединений униатов к Православию. Он прекрасно знал, что есть значительное число лиц, готовых сразу принять Православие, но стоял всегда за постепенное перевоспитание всего униатского народонаселения через униатское духовенство. Такое мнение Епископ Иосиф (Семашко) в дальнейшем полностью оправдало себя.

Коварные враги Православия – латиняне всеми силами стремились помешать Владыке, однако часто возникали недоразумения и среди единоверцев. Так, некоторые русские администраторы нередко угождали польской партии по недомыслию и другим корыстным причинам. В этот период Епископ Иосиф (Семашко) работал до крайнего истощения сил.

В начале 1837 года Владыка стал настойчиво добиваться скорейшего присоединения униатов к Православию, заявляя об их готовности к воссоединению. Вместе с тем не прекращалась и его работа по воспитанию униатского духовенства в духе Православия. Неустанно изменялся и внутренний вид храмов, порядок богослужений в них все чаще восстанавливался по чину Православной Церкви.

 

Истинный пастырь.

 

Вся последующая деятельность Владыки, по его же словам, обязанного ответственностью перед воссоединенными и за воссоединенных, посвящена была устранению многих остатков латино-униатской старины, перевоспитанию духовенства на православно-русских началах, улучшению его быта, обновлению и украшению храмов и охранению православной паствы от усилившейся латино-польской пропаганды. 

Деятельность владыки не ограничивалась пределами образованной им Литовской епархии.

Истинный пастырь Христов заботился об укреплении Православия и в других воссоединенных епархиях. Много сил, опытности, умения и тактичности в обращении требовалось от Архиепископа Иосифа (Семашко) в этот исторический период, поскольку побежденные с помощью Божией противники его не могли смириться и простить ему своего поражения, а потому распускали о Владыке различные небылицы, искушали его со всех сторон, даже покушались на его жизнь! Только мудрость, остроумие и необычайная проницательность Владыки помогли ему в достижении поставленной цели.

В 1842 году Архиепископ Иосиф (Семашко)отправился в путешествие по Святым русским местам и побывал в Великом Новгороде, в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, Туле, Задонске, Воронеже, Курске и Киеве, получив большое удовлетворение от виденных им древних русских Святынь.

 

Заботясь о пастве.

 

Архипастырь продолжал с прежней энергией трудиться на благо своей паствы.

С одинаковым участием разделял Владыка и ее радости и горести. Радостно встречал он каждый новый случай присоединения к Православию, ликовал при освящении восстановленных православных храмов, т. к. это были плоды его неустанного труда.

Не оставлял Архипастырь своей паствы и в трудностях. Он поддерживал дух бодрости в период эпидемии холеры, в голодные годы организовал раздачу хлеба всем нуждавшимся без различия вероисповедания.

Бедных не забывал Владыка никогда. При всех знаменательных случаях в жизни Архипастырь делал большие пожертвования в пользу бедных.

Переселившись в 1844 году из Санкт-Петербурга в Жировицы к одноименной чудотворной иконе Божией Матери, Владыка исходатайствовал учреждение второго Ковенского викариатства в Литовской епархии; перевел в г. Вильно Литовское епархиальное управление, вместе с Семинарией; хлопотал об усилении православно-русского элемента в западнорусском чиновничестве, в виду возможности нового польского мятежа; противодействовал введению в приходские школы изучения польского и жмудского языков; открыл свыше 200 церковно-приходских школ и других училищ.

В бытность Графа Михаила Николаевича Муравьева (1796-1866) Виленским генерал-губернатором Архиепископ Иосиф (Семашко) оказал материальную поддержку  духовенству, пострадавшему во время очередного польского мятежа 1863 года, восстановил и вновь построил несколько церквей.

Однако в своей целенаправленной деятельности Архиепископ Иосиф (Семашко)  иногда не находил поддержки со стороны гражданской власти. Такие случаи приводили его к глубокой сердечной печали и желанию уйти на покой.

 

Последнее прошение.

 

Такой факт, к примеру, имел место в 1851 году, когда 30 октября (12 ноября) Владыка вновь подал прошение на Высочайшее имя об увольнении на покой.

Однако и в этот раз прошение не было удовлетворено Императором, поскольку по мнению Государя, Владыка мог и должен был принести большую пользу Русской Православной Церкви, Отечеству, а также воссоединенному духовенству и пастве.

 

В чине Митрополита.

 

30 марта (12 апреля) 1852 года 53-летний Архиепископ Иосиф (Семашко) Высочайше возведен был в чин Митрополита.

Столь высокий церковный чин обязывал его к еще большему подвигу на поприще духовного и нравственного просвещения. Мудрый и заботливый Архипастырь постепенно, но настойчиво уничтожал остатки латинства, уцелевшие среди воссоединенной паствы.

Период времени с 1854 по 1861 гг. оказался сравнительно спокойным в жизни Митрополита Иосифа (Семашко), а потому основное внимание уделено было им благоустройству епархии и охранению паствы от не прекращавшейся латино-польской пропаганды.

За это время Владыкой построено было новое здание Консистории (1854), осуществлена капитальная перестройка Архиерейского дома (1856), обновлен иконостас Пещерной церкви и начато строительство 36 небольших церквей; улучшено здание духовного училища; открыто 222 приходских училищ с 2700 учениками и учреждено первое женское училище (1860).

30 января (12 февраля) 1858 года Митрополит Иосиф (Семашко) избран был почетным членом Санкт-Петербургской Императорской Академии наук.

В августе 1859 года Высокопреосвященный Иосиф (Семашко) вызван был в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде, но вскоре из-за плохого состояния здоровья вынужден вернуться в г. Вильно.

 

Высочайшая награда.

 

В День своего Тезоименитства 30 августа (12 сентября) 1856 года Государь Император Александр II Николаевич (1818-1881) Высочайше пожаловал 56-летнему Митрополиту Иосифу (Семашко) – первому Митрополиту Литовскому и Виленскому за понесенные труды на благо Церкви и Отечества Императорский орден Святого Апостола Андрея Первозванного.

То было первое дарование высшей награды Российской Империи Русскому Архиерею в Царствование Государя Императора Александра II «Освободителя» и  единственное в ряду последующих Митрополитов Литовских и Виленских.

Никто более не сделал для западного края России столько славного и вероучительного, как Митрополит Иосиф (Семашко).  

 

Усмиритель мятежа.

 

Последние годы жизни Митрополита Иосифа (Семашко) связаны были с бурными событиями, возникшими на западе Российской Империи.  

Недовольная происшедшими в западном крае преобразованиями еврейско-латино-польская партия при поддержке давних врагов нашей Родины – Франции и Великобритании, вновь организовала в 1863 году в Царстве Польском вооруженный мятеж.

Митрополит Иосиф (Семашко), несмотря на усилившуюся в это время болезнь, не отлучался никуда из города, совершая богослужения в храмах, поддерживал дух бодрости и уверенности в подавлении мятежа и смуты в духовенстве и народе. 

1863-й год стал годом испытания для юной Литовской паствы, и она, возглавляемая своим мудрым Архипастырем, достойно выдержала посланное Богом испытание, выйдя из него победительницей.

 

Последние годы.

 

После усмирения мятежа много отрадного для Митрополита Иосифа произошло в западном крае, осуществились многие его предначертания.

Первого (14) января 1864 года стал издаваться на русском языке журнал "Виленский вестник", впервые открылась Русская книжная торговля.

Каждый день в местной печати сообщались сведения то о возобновлении древних церквей, то о закладке и освящении новых, то об обращении костелов в православные храмы, то о возвращении целых приходов в Православие. Во всех этих делах принимал большее или меньшее участие Митрополит Иосиф (Семашко). 

В 1867 году по его распоряжению в епархии была учреждена 41 церковная библиотека. В то же время здоровье Владыки решительно ухудшалось.

 

Недуг Владыки.

 

С 1867 года Митрополит Иосиф (Семашко) сам почти не совершал богослужений, но и тогда все епархиальные дела находились под его строгим управлением. 

Архипастырь был осведомлен обо всех событиях обширной епархии, ежедневно принимал представителей епархиального и духовно-учебного ведомства, на всех делах секретарь писал резолюции под его диктовку.

Несмотря на телесные немощи, Митрополит Иосиф (Семашко) до последних дней жизни отличался бодростью духа и ясностью мысли. Однако болезнь продолжала подтачивать его силы.

Портрет Архипастыря.

 

Необходимо сказать о необыкновенных  личных качествах преобразователя западно-русского края.

По своему уму, энергии и глубокому пониманию судеб русского народа Митрополит Иосиф (Семашко) занимал выдающееся место среди своих знаменитых современников.

"Величие духа Иосифа и его способность влиять на общественность", по словам профессора Михаила Осиповича Кояловича (1828-1891), сохранились и среди разных общественных невзгод и среди тяжелых личных его недугов до последнего дня его жизни.

Господствующее настроение духа Митрополита Иосифа (Семашко) всегда было самоуглубленное и молчаливое, по замечанию близко знавшего его Иосифа, Епископа Колозенского.

В обществе Владыка всегда держался с достоинством.

Его беседа отличалась простодушием и спокойствием, но так, что умное его казалось простым, а простое умным. Он не унижал никогда собеседника, а если для самого что-то было непонятно, то он не стыдился сказать: "вопрос нов для меня, подумаю". Владыка умел соединять светскую любезность с достоинством своего чина.

Чтение книг было всегда наиболее любимым занятием Митрополита Иосифа (Семашко). Он не жалел средств для приобретения в свою библиотеку выдающихся сочинений по богословию, истории, естественным наукам, а также лучших периодических изданий не только на русском, но и на иностранных языках. Большинство его книг частично при жизни, а остальные после кончины, были переданы им в Литовскую семинарию.

Из его личных записок видно, что Владыка иногда в свободное время занимался землеведением, статистикой, географией. Часто в звездные ночи, сидя в Тринопольском саду, любил он надолго устремлять свой пытливый взор в необъятные небесные пространства, поражавшие его своей неизмеримостью. Большое наслаждение доставляли Высокопреосвященному, обладавшему эстетическим вкусом, художественные произведения, особенно живопись. Больше всего ему нравились картины библейского и церковно-исторического изображения.

Владыка увековечил память всех своих сподвижников в деле воссоединения униатов, приказав нарисовать их портреты масляными красками.

Митрополит Иосиф (Семашко) являлся большим знатоком и любителем церковного пения, и у него был превосходный певческий хор из учеников семинарии и духовного училища.

Самым полезным и освежающим после умственной работы занятием служил для Митрополита физический труд, которому он с увлечением предавался, переезжая на лето из шумного города в любимый им Тринополь.

Державшийся в городе установленного этикета, Митрополит Иосиф (Семашко) исключительно любил природу и простой сельский образ жизни. По словам самого Владыки, физический труд на свежем воздухе в Тринополе способствовал тому, что до 60 лет он не был подвержен никаким болезням.

Таким образом, перед нами предстал величественный образ замечательного русского Архипастыря, жизнь и деятельность которого составили целую эпоху в истории западно-русского края.

По прошествии 25 лет по кончине владыки Иосифа не оскудевала память о нем благодарной России о чем можно прочесть в приводимом здесь отрывке из газеты «Виленский Вестник» 1894 года издания.

 

Поминовение Митрополита Иосифа (Семашко).

 

       Двадцать второго ноября (5 декабря) 1894 года во всех православных храмах города Вильно была совершена заупокойная всенощная.

       В большом храме Свято-Духова монастыря, месте вечного покоя незабвенного иерарха, всенощное бдение с парастасом совершал нарочито прибывший для того из Гродны викарий Литовской епархии, преосвященный Иосиф, Епископ Брестский, в сослужении ректора семинарии, Архимандрита Иннокентия, городского и монашествующего духовенства, при стройном пении хора воспитанников Литовской Духовной семинарии.

       За панихидою пелись ирмосы канона Великой Субботы, «Волною морскою», причем «Со Святыми упокой» и «Вечная память» исполнены были духовенством, хорами семинарским и послушников монастыря и всеми воспитанниками Виленского Духовного мужского училища и Литовской Духовной семинарии.

       Стихи заупокойного канона читал сам Преосвященный Иннокентий, возгласивший в заключение всенощной о Святого Престола «Вечную память» Митрополиту Иосифу (Семашко).

       На следующий день в том же храме совершена была Божественная Литургия и, по окончании ее, панихида о Владыке.  

       После запричастного стиха протоиерей Иоанн Шверубович сказал слово, посвященное воспоминаниям о той великой заслуге, какую почивающий в пещерной церкви этого храма Митрополит Иосиф (Семашко) оказал Русской Православной Церкви воссоединением полутора миллиона униатов, причем проповедник обратился к воспитанникам Литовской духовной семинарии, как будущим пастырям в Северо-Западном крае, прося их поучаться у подножия могилы великого иерарха Литовского тому великому служению на пользу Православной Церкви и русской народности, какому следовал он сам и других учил следовать его примеру.

 

Труды Владыки:

 

1. «Семь слов синодального члена Иосифа, Архиепископа Литовского и Виленского, говоренные при важнейших случаях служения», Вильна, 1848; Санкт-Петербург, 1889.

2. «Виленский православный некрополь». Вильна, 1892. Исторический вестник, 1893, май, С. 536–537.

3. Слова и приветствия. Санкт-Петербург, 1860.
Записки. Т. 1–3. Санкт-Петербург, 1883.

 

Литература о Митрополите Иосифе (Семашко) разнообразна:

 

1. М. И. Коялович. «Иосиф Митрополит Литовский» («Христианское Чтение», 1868–1869);

2. Иванов. «Высокопреосвященный Иосиф Семашко» (1889);

3. «Записки Иосифа, Митрополита Литовского» (Санкт-Петербург, 1883);

4. Н. Кедров. «Литовский Митрополит Иосиф Семашко» («Православное обозрение», 1887);

5. Н. Извеков. «Высокопреосвященный Иосиф, Митрополит Литовский и Виленский» (Вильна, 1889);

6. М. Я. Морошкин. «Воссоединение унии» («Вестник Европы», 1872);

7. Граф Д. А. Толстой. «Иосиф, Митрополит Литовский» (Санкт-Петербург, 1869);

8. П. О. Бобровский. «Русская греко-униатская Церковь в Царствование Императора Александра I» (Санкт-Петербург, 1880);

9. М. И. Коялович. «О записках Митрополита Иосифа» (Санкт-Петербург, 1884);

10. Г. Я. Киприянович. «Жизнь Иосифа Семашко, Митрополита Литовского и Виленского, воссоединение западнорусских униатов в 1839 г.» (Вильна, 1897; 2-е изд., заключающее в себе «Новооткрытые записки» Иосифа Семашко); его же «Высокопреосвященный Иосиф Семашко, Митрополит Литовский и Виленский» (Вильна, 1894); его же «Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего до настоящего времени» (Вильна, 1899 , 2-е изд.); его же «Письма Архиепископа Литовского Иосифа Семашко к Епископу Брестскому Михаилу Голубовичу» (Вильна, 1898);

11. П. Жукович. «Иосиф Семашко»«Русском биографическом словаре» (Санкт-Петербург, 1897).

 

Подготовил Александр Рожинцев.

4 января 2009 года.

Святой град Тихвин.


летию со дня рождения посвящается.

Воссоединитель униатов.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-22; Просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.068 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь