Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Собственно зарождение Бодхичитты
Оно состоит из двух частей. Первая предназначена для начинающего, чтобы породить бодхичитту устремления.
Из глубины своего сердца ученик должен породить искреннее отношение, думая: «Дабы спасти всех живых существ сансары из океана страдания, я достигну непревзойденного просветления! »
Закончив повторять эту мольбу, следует произнести три раза:
Принимая отношение считать всех живых существ своими отцами и матерями, братьями и сестрами, сыновьями и дочерьми или своими учителями и друзьями в Дхарме, я (имярек) с этого самого дня и до достижения сущности просветления буду зарождать твердое намерение освободить всех существ, которые не были освобождены. Я переправлю тех, кто еще не переправился, я помогу тем, кому еще не помогли, и утвержу всех существ, которые не ушли за пределы страдания, в состоянии просветления будд, свободном от пребывания2
Во-вторых, для зарождения Бодхичитты применения думай: «С этого самого мгновения и до тех пор, пока сансара не опустеет, не отвлекаясь ни на миг, я буду действовать для осуществления блага существ разнообразными способами». Повтори эту мольбу, после чего скажи три раза:
С этого самого мгновения и пока сансара не опустеет, я (имярек) буду настойчиво зарождать твердое намерение постепенно осваивать, выполнять и совершенствовать шесть парамит и четыре средства привлечения. Как будды прошлого и все бодхисаттвы благодаря безупречной жизни, являющей примеры путей и бхуми, были одарены коренными и сопутствующими обетами, так и я буду осваивать, выполнять и совершенствовать их. Пожалуйста, считайте меня бодхисаттвой.
Затем учитель говорит: «Да будет так! », а ученик говорит: «Хорошо! Это очень важно»! Повторив вышесказанное три раза, ученик обретает обет. Чтобы с этого мгновения обет не был нарушен, учитель должен дать ученику наставления о заповедях. Ученик же должен поднести дар и устроить обильное благодарственное подношение. С этого мгновения чрезвычайно важно постоянно, подобно непрерывному течению реки, прилежно зарождать бодхичитту и практиковать ее.
7. Польза. Польза от упражнения в зарожденной таким образом бодхичитте такова. Поднявшись над шраваками и пратьекабуддами, ты вступаешь в собрание практикующих Махаяну. Все твои беспокоящие эмоции, проступки и препятствия уничтожены до самого корня. Все благие действия твоих тела, речи и ума становятся источниками того, что имеет смысл, и в твоем существе будет совершенствоваться обширное накопление заслуг. Тебя всегда будут охранять будды, бодхисаттвы и великие защитники Дхармы. Все живые существа будут любить тебя, как собственное дитя, и считать тебя прекрасной. Ты никогда не расстанешься с учениями Махаяны. Короче говоря, ты быстро реализуешь высшие качества состояния будды и пробудишься к истинному и полному просветлению. Эти качества непостижимы. Поэтому упорно добивайся именно этого.
8. Задача практики. Не достаточно ли достичь освобождения самому, зачем нужно освобождать от сансары всех живых существ? Поскольку все существа – твои родители, твой долг благодарности непостижимо огромен, а потому необходимо практиковать, дабы отплатить им за доброту. Их доброта состоит в том, что они создали основу твоей жизни и тела, с детства они вскармливали тебя лучшими едой и питьем, переносили ради тебя всевозможные страдания и трудности, лелеяли тебя, как будто ты выше их, важнее, чем их собственные сердца. Более того, они одарили тебя богатствами и имуществом, воспитали, соединили тебя со священной Дхармой и т.д. За непостижимо огромную доброту родителей ты должна освободить их всех от сансары. Поскольку во всех живых существах заложена первопричина – сущность просветления, ты тоже связана с ними, а потому должна освободить их всех от сансары. Цогьял, если ты желаешь счастья лишь для себя, у тебя нет связи с совершенным состоянием будды.
9. Вред отсутствия практики. Вред отсутствия практики таков. Если ты опустишься до уровня шраваки и пратьекабудды, то создашь препятствие для достижения великого просветления; все совершенные тобой действия станут бесполезными; все накопленные в прошлом заслуги будут исчерпаны; тебе всегда будут мешать духи; другие люди станут испытывать к тебе враждебность и неприязнь. Короче говоря, твои желания никогда не осуществятся и так далее. Так возникают бесчисленные недостатки. Цогьял, не обладая бодхичиттой, весьма глупо считать себя последователем Махаяны.
10. Заповеди. Существуют два вида заповедей, которые следует соблюдать. Что касается заповедей Бодхичитты устремления, ты должна постоянно практиковать бодхичитту с намерением никогда не покинуть живых существ. Бодхичитта устремления нарушена, если: – сначала возникнет неприязнь к другому живому существу, а затем ты, рассердившись или подняв на него руку, в течение целого дня не применишь противоядия; – сначала возникнет намерение обмануть своего учителя, наставника, ваджрного брата или еще кого-то, достойного уважения, а затем, совершив обман, ты в течение целого дня не применишь противоядия; – из-за тебя кто-то разочаруется в обширном корне заслуг, которые он создал, и который является поводом для радости, а не разочарования. Так бывает, если, вознамерившись заставить его испытать разочарование, ты скажешь: «Есть кое-что получше! Ничего замечательного в этом нет»; – под влиянием гнева ты порицаешь бодхисаттву, обладающего бодхичиттой; – без сострадания ты обманываешь другое живое существо. Эти поступки называются пятью извращенными деяниями, если ты допустишь, чтобы день прошел без противодействия им с помощью противоядия. Откажись от них, так как они приведут тебя к утрате обета устремления. Цогьял, ты можешь погубить себя, приняв много заповедей, которые не соблюдаешь.
Кроме того, существуют пять действий, которых следует придерживаться. 1. В качестве противоядия от проявления гнева или нанесения побоев живым существам всегда будь спокойной и доброй, старайся им помогать. 2. В качестве противоядия от обмана того, кто достоин уважения, будь честной и никогда не лги, даже ради спасения своей жизни. 5. В качестве противоядия от того, чтобы вызывать у других разочарование, укрепляй всех живых существ в добродетели, которая ведет к великому просветлению будд. 4. В качестве противоядия от осуждения людей под влиянием гнева восхваляй всех последователей Махаяны, считая их своими учителями. 5. В качестве противоядия от обмана живых существ призови в свидетели свой ум и с чистым намерением следуй за теми, кто обрел устойчивость.
Придерживайся такого поведения – и ты станешь держателем учений Шакьямуни, хотя и родилась женщиной.
Во-вторых, заповеди Бодхичитты применения будут объяснены в трех разделах: 1) десять неблагих деяний, которые следует оставить; 2) десять благих деяний, служащих противоядием; и 3) десять парамит, которые следует осуществлять.
Десять неблагих деяний Первые из десяти неблагих деяний – три действия тела: убийство, взятие того, что не дано, и неправильное сексуальное поведение.
Убийство Убить – значит оборвать течение жизни. Существуют три вида убийства, приводимые в действие тремя ядами. 1. Убийство из желания – забивать животных, желая получить их мясо, кожу и прочее. 2. Убийство из гнева – например, убить человека со злым умыслом. 3. Убийство по неведению – убить без намерения, например, когда ребенок убьет птичку или кто-то наступит на муравья. Живые существа, не свободные от трех ядов, не обладают счастьем.
Деяние убийства считается полностью совершённым, когда в нем присутствуют следующие четыре аспекта: 1. Предшествующий умысел: «Я совершу этот проступок! » 2. Намеренное осуществление действия и приложения к нему усилий. 3. Собственно совершение убийства, переживание этого поступка. 4. В завершение переживание радости от этого поступка и отсутствие сожаления.
Следствия убийства проявляются трояко:
1. Следствие созревания таково: совершив убийство из желания, ты, скорее всего, переродишься как голодный дух; совершив убийство из гнева, ты, скорее всего, переродишься в адах; а совершив убийство по неведению, ты, скорее всего, переродишься животным. 2. Следствие преобладающего действия таково: из-за совершенного в прошлом неблагого действия жизнь твоя будет короткой и ты будешь много болеть, даже если родишься человеком. 3. Следствие, соответствующее причине, заключается в том, что под влиянием прежних привычных склонностей ты станешь испытывать удовольствие от совершения убийства.
Поэтому, Цогьял, мы не должны совершать таких действий. Сутры учат, что если приложишь усилие, чтобы никогда не совершать этих действий, то уйдешь от накопленных ранее следствия созревания, следствия, соответствующего причине, и следствия преобладающего действия. Тогда ты обретешь изобильное счастье богов и людей.
Взятие того, что не дано
Сущность второго неблагого деяния тела, взятия того, что не дано, заключается в присвоении чужого имущества. Это деяние можно совершить силой, например, ограбить средь бела дня; тайком – похитить украдкой; обманом – жульничать с гирями и весами. Цогьял, люди, не отказавшиеся от желания, не обладают счастьем. Как и предыдущее, это действие считается полностью совершённым, если есть все четыре аспекта, и его следствия тоже бывают трех видов: 1. Следствие созревания таково: ты падешь в три низших мира в соответствии со степенью тяжести проступка – большей, средней или меньшей. В частности, можешь родиться голодным духом. 2. Преобладающее следствие: даже если родишься человеком, у тебя будет мало имущества и тебя будут часто обворовывать и грабить. 3. Следствие, соответствующее причине: из-за неблагой привычной склонности, накопленной во всеобщей основе, в будущих жизнях ты станешь получать удовольствие от взятия того, что не было тебе дано.
Цогьял, если ты откажешься от таких деяний, то обретешь три следствия. Ты обретешь то, что противоположно трем предыдущим следствиям: перерождение в мирах богов и людей, большое богатство и прочее.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 256; Нарушение авторского права страницы