Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 7 / 20 ноября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в 1869 г. в в селе Липецком Ананьевского уезда Херсонской губернии (ныне Одесская область) в семье протоиерея Александра и Марии Иосифовны Романовских. В 1889 г. окончил Одесскую духовную семинарию, а в 1890 г. обвенчался с дочерью священника Дарией Гукович. 4 / 17 ноября 1890 г. был рукоположен в сан иерея епископом Елисаветградским Мемноном (Вишневским) и определен на священническое место в храм св. Николая с. Касперо-Николаевка Херсонского уезда.
В 1891 г. основал церковно-приходские школы в с. Касперо-Николаевке и Ново-Бирзуловке, а в 1892 г. – в с. Михайловке. 28 декабря 1895 (это было бы 10 января 1896) г. назначен третьим священником в церковь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» (Ново-Купеческую) в г. Николаеве, в которой он служил более десяти лет, вплоть до 1907 г. Одновременно священник более 15 лет служил законоучителем в Николаевской Мариинской женской гимназии (до 1918 г.) и исполнял обязанности инспектора церковно-приходских и воскресных школ. Во время Первой мировой войны священник организовал на пожертвования прихожан госпиталь для раненых в г. Николаеве. 19 января / 1 февраля 1916 г. назначен председателем Николаевского отделения Комитета по устройству быта беженцев. В 1916 - 1917 гг. был активным организатором сбора пожертвований в помощь беженцам, способствовал созданию летних школ для их детей. В 1922г., исполняя свой священнический долг, в дни говения и в день св.Пасхи о.Николай посетил каторжную тюрьму и заразился сыпным тифом, но Господу было угодно продлить его жизнь. Отец Николай делал все возможное и невозможное для предотвращения закрытия церкви. Дом Романовских был всегда полон детей (только своих у о.Николая было восемь). Сюда приходили все - и простые рабочие, и интеллигенция. Редко кого матушка Дарья отпускала из дома, предварительно не посадив за стол. Священник был очень известным и авторитетным человеком в г. Николаеве. Это вызывало нескрываемое раздражение со стороны советских властных структур, проводивших последовательную и агрессивную политику, направленную на искоренение религии. Неоднократно священника вызывали в органы НКВД и ГПУ, где «советовали» и напрямую требовали прекратить проповедническую деятельность, предлагали уйти за штат. В 1931 г. священник был арестован, одновременно арестовали и его сына Антония. В доме произведен обыск, часть имущества конфискована. В то время матушка Дарья уже была парализована, и при обыске вынули даже перину из-под ее постели. 15 августа 1931 г. Особой коллегией Одесского областного суда осужден по ст. 54 п. п. 4, 10, 11 УК УССР к восьми годам исправительно-трудовых работ. Для отбывания наказания священник направлен в Карлаг (Карагандинская обл.). Семья священника обратилась с кассационной жалобой о пересмотре дела в Верховный Суд УССР, Президиум ВС УССР жалобу не удовлетворил, оставив приговор без изменения. Никакого послабления не дало и заключение тюремного врача о плохом здоровье о.Николая. Единственной возможностью облегчить жизнь заключенного оставались письма, свидания и передача продуктов и вещей, которая изредка разрешалась лагерным начальством. Предчувствуя свою гибель, в одном из последних писем Н.А. Романовский в конце 1935 г. писал своей супруге: «Мой Ангел-хранитель на всей многолетней моей трудовой жизни! Что же я могу сказать тебе в своем прощальном послании? Земно тебе кланяюсь и прошу прощения за то, что хотя и против своей воли причинил тебе на склоне лет твоих такое великое горе. Мечтал я о другом, но пути Господни неисповедимы. Не печалься, мой Ангел, и сейчас. Вспомни о том, что многомилостивый Промыслитель даровал нам неоценимое сокровище – добрых чад наших, и теперь ты обладательница этим богатством одна, не грусти обо мне, а порадуйся тому, что Господь сподобил и меня грешного воспринять такой крест мучения. Без ропота несу этот крест с усердной молитвой: накажи здесь, Господи, и помилуй в вечности. Не горюй о том, что, может быть, здесь мы разлучились уже до конца нашего земного странствия, а моли Бога о том, чтобы он сподобил меня быть в вечности там, где будешь ты, мой кроткий светлый Ангел-хранитель. Моя греховность смущает меня, но я верю в то, что твоя молитва не раз, видимо, охраняющая меня на земле, послужит к моему спокойствию в вечности. Вспоминай почаще меня в молитвах своих, как теперь, во время моих страданий, так особенно, когда вдали от дорогих, близких, закончатся мои страдания. Попроси, если будет возможность, чтобы заочно было отпето мое погребение. В жизни своей утешайся благополучием чад своих. Если силы позволяют, живи у всех понемногу, чтобы не быть никому из них в тягость. Я уверен в том, что дорогие чада наши все возможное сделают, чтобы успокоить твою старость. Горячо молю Всевышнего о твоем и их благополучии, горячо целую тебя, моя дорогая. Прощай и прости! Твой беззаветно любящий заживо погребенный Николай». Для осуществления какой-то малой возможности помочь отцу, его младший сын Виктор, поехал в Казахстан, где устроился прорабом на стройках Новой Караганды. В октябре 1937 г. переписка и свидания прекратились. На запросы родственников получен ответ: «Заключенные переведены в другой лагерь, сведений о них никаких нет».
7 октября 1937 г. Н.А Романовский арестован УНКВД Карагандинской области по обвинению в том, что «отбывая наказание в Карлаге, Романовский Н.А. в составе группы бывших священников участвовал в организации " истинно-православной церкви", течение этой направленности не признавало ни советской власти, ни находящегося в СССР церковного управления, считая истинно-православными только восточных патриархов, возглавлялось оно находившимся за границей митрополитом Антонием Храповицким. Одной из задач группы являлось привлечение на свою сторону «обновленцев» из числа заключенных верующих и духовенства». На допросах протоиерей Николай Романовский «с предъявленными обвинениями не согласился, виновным себя не признал, хотя фактов участия в собраниях бывших священников не отрицал». Решением тройки при УНКВД по Карагандинской области от 20 ноября 1937 года протоиерей Николай Александрович Романовский осужден по ст. 58-10, 11 и приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. Приговор немедленно приведен в исполнение. По информации БД ПСТГУ, вместе с ним был расстрелян его сын Антоний. Место погребения неизвестно. Дети Н.А. Романовского продолжали разыскивать своего без вести пропавшего отца. В 1955 г. старшая дочь отправила письмо-запрос в управление Карагандинских лагерей МВД в надежде что-то узнать об отце. Ответ был безрезультатным: «такого не было». После неоднократных запросов в июле 1959 г. из Карагандинского райЗАГСа пришло свидетельство о смерти №539910, в котором констатирована смерть Н.А. Романовского 20 ноября 1941 г. от крупозной пневмонии. Но эти «официальные» сведения оказались ложными. Запросы в облпрокуратуру г. Николаева также были безрезультатны. Постановлением Президиума Карагандинского областного суда от 28 ноября 1957 г., постановление Тройки УНКВД по Карагандинской области от 20 октября 1937 г. в отношении протоиерея Николая Александровича Романовского отменено и дело производством прекращено за недоказанностью состава преступления. Протоиерей Николай Александрович Романовский реабилитирован посмертно. Родственники священника 35 лет находились в неведении по поводу этого постановления. Лишь, в начале 1990-х гг., обратившись за помощью в Комиссию при Священном Синоде Московской Патриархии, а также в украинское общество «Мемориал», они получили «Справку о реабилитации» от 7 марта 1992 г., где было указана дата реабилитации жертв политических репрессий Прокуратурой Украины - 17 апреля 1991 г., на основании документов Карагандинского областного суда. Канонизирован в августе 2000 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Использованные материалы
Мученик Георгий Юренев |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы