Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Блаженный Иоанн власатый Ростовский Милостивый



Дни памяти: 23 Мая / 5 Июня (Ростов.), 3 / 16 Сентября, 12 / 25 Ноября

Блаженный Иоанн жил в городе Ростове во дни царя Ивана Васильевича Грозного. Откуда он был родом, неизвестно. В Ростове он жил в образе юродивого Христа ради, не имел постоянного пристанища и только иногда заходил для отдыха к одной благочестивой вдове и к своему духовному отцу, всехсвятскому священнику Петру. Во дни его находился в Ростове и беседовал с ним, как и со знаменитым Борисоглебским подвижником святым Иринархом, блаженный юродивый Иоанн, по прозванию Большой Колпак, ушедший потом в Москву и погребенный здесь у храма Покрова на Рву.

Блаженный Иоанн Ростовский всегда носил с собою и читал пергаменную книгу - Псалтирь на латинском языке. Неизвестно, когда и где он изучил сей язык.

Блаженный Иоанн Ростовский Милостивый (Власатый) подвизался в Ростове в подвиге юродства, терпя нужды и

Блаженный Иоанн Власатый Власий сщмч.  

скорби. Живя в смирении, терпении и непрестанной молитве, он духовно окормлял многих людей, в том числе и преподобного Иринарха, затворника Ростовского (память 13 / 26 января). После долгих подвигов он скончался 3 / 16 сентября 1580 года и погребен, по завещанию, подле храма святого священномученика Власия, епископа Севайстийского, за алтарем. В 20-х гг. XVIII в. вместо Власиевского храма (вероятно, поставленного в 1-й половине XVII в. ростовским купцом Гурьевым на месте старого храма, около которого был погребен блаженный) был построен храм в честь Собора св. Иоанна Предтечи с приделом во имя сщмч. Власия, и гробница блаженного Иоанна оказалась внутри церкви. В 1762-1767 гг. на месте Предтеченского храма был воздвигнут храм в честь Толгской иконы Божией Матери с приделом во имя св. Иоанна Предтечи и сщмч. Власия. Гробница блаженного Иоанна оказалась в главном храме у левого клироса. На гробнице святого находится рукописная лат. Псалтирь, написанная «готическим шрифтом». Здесь же находится кипарисовый крест, принадлежащий некогда преподобному. Храм в XX веке никогда не закрывался.

Он имел " власы на главе велики", почему и назывался " Власатым". Наименование " Милостивый" блаженный Иоанн получил за многие исцеления, совершившиеся при его гробнице, а также в память святого Патриарха Александрийского Иоанна Милостивого (VII в., память 12 / 25 ноября), имя которого он носил.

Тропарь Иоанну Власатому, Ростовскому чдтв., блж.

Явился еси во граде яко в пустыни, /в смиренномудрии, чистоте и в трудех, и подвизех, и в терпении мнозе, преблаженне отче Иоанне. /Взем бо Крест Христов последова Ему /
и бе в молитвах и псалмопении день и нощь, /иноязычнаго речения о спасении всего мира христианскаго рода /и преселился еси к Невечернему Свету. /Ныне же ко гробу Твоему вернии приходящии, /моляся Господеви, Богородице и Предтечи, приемлют исцеления молитвами твоими. /Но присно за ны молися, блаженне отче Иоанне, спастися душам нашим.


Ин тропарь, глас 4

Явился еси во граде, яко в пустыни, / смиренномудрием и чистотою, / и взем Крест Христов, последовал Ему / в трудех и подвизех, и в терпении мнозе, преблаженне отче Иоанне. / И ныне моли о нас, совершающих память твою / и усердно притекающих к раце мощей твоих, / избавитися от бед, и душам нащим подати велию милость.

Священномученик Константин и мученик Борис (Успенские)

сщмч. Константин Успенский

Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 12 / 25 Ноября (Священномученик Константин), 2 / 15 декабря (мученик Борис)

Священномученик Константин родился 9 / 22 апреля 1872 года в селе Алексеевском Московской губернии в семье псаломщика Василия Успенского. В 1892 году Константин Васильевич окончил Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем Николо-Богоявленского училища. Вскоре он женился на девице Анне, дочери священника Никольской церкви в селе Васютино на Мху Богородского уезда Московской губернии Петра Делицына. В 1895 году отец Петр был по прошению уволен за штат и на его место по рукоположении в сан священника был назначен отец Константин. По преданию, храм на этом месте был основан преподобным Сергием Радонежским, когда он искал уединенное место для молитвы. Современное здание храма было возведено в 1787 году вместо древнего деревянного.

Отец Константин был назначен законоучителем Васютинского приходского земского училища, а с 1902 года — заведующим и законоучителем приходской школы грамоты в деревне Дальней.

За усердное и безупречное служение отец Константин был награжден в 1901 году набедренником, в 1906-м — фиолетовой скуфьей, в 1913-м — камилавкой, в 1921 м — золотым наперсным крестом. В 1925 году отец Константин был возведен в сан протоиерея, в 1929 м — награжден палицей, в 1932 м — крестом с украшениями.

Более сорока лет прослужил отец Константин в Никольской церкви, явив себя добрым пастырем вверенных ему Господом словесных овец. Местные крестьяне жили небогато, например, фруктовых садов не было в то время ни у кого. Отец Константин насадил у своего дома яблоневый сад, и в праздник Преображения Господня спелые плоды из этого сада в больших корзинах приносились в храм и после освящения раздавались прихожанам. Яблоки из батюшкиного сада были любимым лакомством сельской детворы.

Когда начались гонения на Русскую Православную Церковь, они коснулись и Никольского прихода. В начале тридцатых годов в селе Васютино был организован колхоз имени Седьмого съезда советов. Местная школа, где некогда отец Константин преподавал Закон Божий, стала местом проведения собрания безбожников. В декабре 1935 года заведующая васютинской школой организовала в ней чтение доклада на антирелигиозную тему. Время доклада совпало со временем богослужения, и почти весь народ пошел в храм молиться.

В июле 1936 года по приглашению прихожан деревни Алексеево отец Константин служил в домах крестьян молебны о ниспослании дождя, но из одного дома был силою изгнан местным безбожником.

В 1936 году в Васютине был запрещен колокольный звон и безбожники стали снимать колокола. Нашлись молодые люди из местных, которые не устрашились кощунствовать, и колокола были сброшены. Но вслед за этим в селе начался сильный пожар, от которого дотла выгорело двадцать четыре дома. Пламя дошло до церкви. Отец Константин вышел на крыльцо храма с иконой, и огонь по молитвам священника прекратился у самой ограды.

После того как руководство страны летом 1937 года приняло решение о массовых арестах и расстрелах священно-церковнослужителей и закрытии храмов, сотрудники НКВД стали принуждать некоторых жителей села к лжесвидетельству для последующего ареста священника.

4 октября 1937 года была допрошена заведующая васютинской школой, которая на вопрос следователя, что она знает об антисоветской деятельности священника Константина Успенского и живущего с ним его сына Бориса, ответила, что всегда, когда в селе проводится антирелигиозная работа среди населения, Успенские стараются на это время назначить службу в церкви и этим отвлекают народ от антирелигиозных лекций и докладов. Например, на Рождество 1935 года проводился доклад на антирелигиозную тему, а Успенские организовали богослужение, в результате чего на лекцию пришло всего восемь человек, остальные пошли в церковь.

6 ноября 1937 года протоиерей Константин и его сын Борис были арестованы и заключены в тюрьму в городе Ногинске.

— В августе 1937 года во время службы в церкви вы раздавали яблоки верующим? — спросил следователь отца Константина.

— Да, — ответил священник, — в августе я раздавал в церкви яблоки верующим.

— С какой целью была организована раздача верующим яблок?

— В этот день был праздник Преображения. По нашему церковному уставу в этот день полагается освящать в храме яблоки и раздавать их верующим.

— Что вы говорили верующим, раздавая яблоки?

— Яблоки я раздавал молча и ничего не говорил.

— Раздавая яблоки верующим, вы допустили антисоветские высказывания, заявляя, что колхозные яблоки — от сатаны. Вы это признаете?

— Этого я не говорил. Я утверждаю, что при раздаче яблок я ничего не говорил, а раздавал их молча.

— В сентябре 1937 года вы, собрав около церкви колхозников, говорили им, что на работу в колхоз выходить не надо, мотивируя это тем, что это не дело верующих. Вы это подтверждаете?

— Нет, я это не подтверждаю. Никогда ничего подобного я никому не говорил.

— Вы убеждали колхозников, что если они не будут посещать церковь, то не будет урожая. Это вы признаете?

— Возможно, я так и говорил, но сейчас я этого не помню.

— Вы колхозникам говорили, что если они в праздничные дни будут работать в колхозе, то урожая не будет. Это верно?

— Нет, я колхозникам этого никогда не говорил.

И далее следователь допрашивал священника по каждому пункту обвинений, возводимых на него лжесвидетелями, но отец Константин все обвинения отверг. Не признал себя виновным и арестованный вместе с ним его сын Борис.

Борис Константинович Успенский родился 24 июля / 7 августа 1895 года в селе Караваево Владимирской губернии. Он был старшим, в семье кроме него было пятеро детей. Борис окончил Духовную семинарию, а поскольку в это время началась Первая мировая война, обращенная затем большевиками в войну гражданскую, он был мобилизован в Красную армию, где служил писарем. После демобилизации работал счетоводом, последние годы жил вместе с отцом. Лжесвидетели показали, будто Борис Константинович говорил, что «во время богослужения грех работать, а нужно идти в церковь и молиться Богу, Господь пошлет хороший урожай».

12 ноября Тройка НКВД приговорила протоиерея Константина к расстрелу, а его сына Бориса — к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Протоиерей Константин Успенский был расстрелян 25 ноября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой. Борис Константинович Успенский умер в Сиблаге, в Кемеровской области, 15 декабря 1942 года.

В августе 2000 года протоиерей Константин Успенский причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви. Его сын Борис причислен к лику святых Новомучеников Российских

постановлением Священного Синода 17 июля 2001 года для общецерковного почитания.

Использованные материалы

· Московские церковные ведомости. 1895. № 17. С. 36; № 18. С. 37; № 43. С. 111.

· Монастыри и храмы Московской епархии. М., 1999. С. 302–303.

· Архив Московской Патриархии.

· РГИА. Ф. 831, оп. 1, д. 237, л. 86–87.

· ЦИАМ. Ф. 2127, оп. 1, д. 465, л. 114–115.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь