Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ В КАФЕДРАЛЬНОМ СВЯТО-ВОЗНЕСЕНСКОМ СОБОРЕ ГОРОДА-КУРОРТА ГЕЛЕНДЖИКА
24 ноября 2018 года, в субботу 25-ой Недели по Пятидесятнице, Преосвященнейший Феогност епископ Новороссийский и Геленджикский совершил всенощное бдение в кафедральном Свято-Вознесенском соборе города-курорта Геленджика. Архипастырю сослужили: благочинный собора иерей Антоний Пульнов, протоиерей Александр Яблоков, протодиакон Евгений Габов и диакон Александр Лысенко. После чтения Евангелия глава Новороссийской епархии помазал молящихся освященным елеем. По окончании богослужения епископ Феогност обратился к прихожанам собора со святительским словом. Литургия. В сам день я был, как всегда, в Свято-Успенском соборе, на поздней литургии, которую совершали о.Александр Корниенко и о.Димитрий Осипов (который большую часть службы принимал исповедь) при пении верхнего хора. Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, 2и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное. 3А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. 4Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; 5ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. 6Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; 7итак, не будьте сообщниками их. 8Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, 9потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. 10 Испытывайте, что́ благоугодно Богу, 11и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. 12 Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить. 13 Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть. 14 Посему сказано: " встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос". 15 Итак, смотри́ те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16дорожа временем, потому что дни лукавы. 17 Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия. 18 И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 20благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21повинуясь друг другу в страхе Божием. Все мы, будучи изначально прибежище тьмы, будучи далекими от Бога, теперь призваны к свету, который дал нам Христос. Посему и поступать нам подобает, как чадам света, быть достойными наименования последователей Христа. « Если кто любит Меня, Мне да последует, да там где Я, и слуга Мой будет » - говорит Господь, и этим все сказано. Путь же указан в Евангелии. Если же мы, будучи призваны к СВЕТУ, именуясь чадами света, сами ведем себя, как и все прочие, пребывающие во тьме, то горе нам, ибо все прочие по нам судят о вере нашей, ибо если наши слова расходятся с делами, то мы бросаем тень на нашу веру... Потому нам и предлагается этот совет, призванными к свету, и вести себя соответствующим образом. И еще один важный призыв – дорожить временем, так как мы не знаем, когда Бог изымет нас из этого мира. Поэтому мы призываемся каждую свободную минуту посвятить спасению своему. Еще ценны слова «не упивайтесь вином». В наше время распространения недуга пьянства подчас доводится видеть целые богословские труды в защиту винопития. А апостол призывает проводить праздники и всякого рода дни веселья не за столом с бутылками со спиртным, но « во псалмех и пениих и песнех духовных, хваля и превознося в сердцах ваших Господа ». Это, воистину, лучший способ отмечать праздники, нежели в употреблении всякого рода дурманящих разум напитков. Все творение Божие хорошо, но человек научился пользоваться им во зло и то, что в мизерном количестве (от столовой ложки до мензурки – ведь не случайно многие лекарства наставиваются на спирту) может быть полезно, то в большем количестве уже дурманит человека, лишая его самого ценного дара, который в него вложил Бог – разума, низводя человека на уровень животного. А разум человеку дан не для того, чтобы человек его дурманил, делаясь слепой игрушкой в руках духов злобы! Евангелие (от Луки): 1После сего избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, 2и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. 3Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. 4Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. 5В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; 6и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. 7В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои; не переходите из дома в дом. 8И если придёте в какой город и примут вас, ешьте, что вам предложат, 9и исцеляйте находящихся в нём больных, и говорите им: приблизилось к вам Царствие Божие. 10Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: 11и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. 12Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому. 13Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире[238] и Сидоне[239] явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они, сидя во вретище и пепле, покаялись; 14но и Тиру и Сидону отраднее будет на суде, нежели вам. 15И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься. 16Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается Пославшего Меня. 17Семьдесят учеников возвратились с радостью и говорили: Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем. 18Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; 19се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах. 21В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение. 22И, обратившись к ученикам, сказал: всё предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. 23И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! 24ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что́ вы видите, и не видели, и слышать, что́ вы слышите, и не слышали. 25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́ к читаешь? 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Нам предлагается одно из важных чтений, ибо здесь Господь дает пример заботы о ближнем. Один из иудейских богословов, чтобы поймать Христа на слове (что они делали часто), задает каверзный вопрос – что сделать, чтобы наследовать жизнь вечную. А учитывая то, что в Законе Моисеевом заповедей и повелений сотни, то ответ представлялся сложным. Но Господь ловит на слове его самого, дескать, раз он – богослов, то и сам может сказать – что же говорит Закон и как он это трактует. И он говорит, сказав знакомые нам слова (да и иудеям) из Второзакония и Книги Левит, которые однажды говорил Господь. И теперь, он сам озвучил эти слова о любви, в которых заключен весь Закон и все заповеди, показав всем, что вопрос он задавал только, чтобы поймать Христа на слове. И теперь он задает следующий вопрос, желая хоть как-то оправдать предыдущий вопрос. Но вопрос «а кто же мой ближний? » выдает убожество его самого, так что некто из Отцов, трактуя этот отрывок, замечает, что если бы этот законник сам имел в себе любовь, о которой говорит, то не задавал бы вопросов – кого же он должен любить. Господь же отвечает этой притчей, в которой показывает невероятный для иудеев пример. Иудея, попавшегося разбойникам и лежащего израненным на дороге, спасает не соплеменник – священник или левит, а самарянин, член религиозно-этнической группы, исповедующей несколько отличную от канонической форму иудаизма. В силу этого факта иудеи, считая их отступниками от веры, распространяли на них правило Закона о запрете общения с иноверцами, относясь к ним неприязненно. Надо ли говорить, что те платили им тем же? Это видно и по тому, как самаряне однажды прогнали Христа, когда Он хотел войти в их город, так что возмущенные ученики хотели, чтобы с неба сошел огонь и сжег «неверных». Да и в другом случае, когда самаряне принимают Христа и массово обращаются к Нему, они удивлены тем, что с ними общается Иудей. Здесь же самарянин помогает иудею. Такое для иудеев слышать было делом невероятным. Однако притча вполне гармонично помещается среди прочих слов Христа. Не написано ли: «…. любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и взаймы давайте обижающим вас …», «… и если любите любящих вас – какая вам польза, ибо и грешники делают то же? И если творите добро тем, кто творит вам добро – какая вам польза, ибо и грешники делают то же? И если взаймы даете тем, от кого рассчитываете получить обратно, то что особенного делаете? Ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же? Но вы любите врагов ваших, благотворите ненавидящих вас и взаймы давайте, не ожидая обратно ничего и будете сынами Вышнего, ибо Он повелевает солнцу всходить и светить на праведных и на неправедных ….». Цитаты можно приводить и приводить. Но и сам Господь охотно отвечает на просьбы тех, кто у иудеев считается изгоем, по причине нечистоты, с точки зрения буквы Закона, в том числе, общаясь с иноплеменниками – исцеляя от проказы самарянина, изгоняя беса из дочери некой хананеянки – представительницы одного из соседних с иудеями семитских племен. Я уже не говорю про случай общения с самарянкой, которую предание награждает греческим именем Фотина (возможно, не само имя, а перевод его), которая потом не только уверовала сама, но и привела за собой всех своих собратьев. Господь здесь наставляет, дабы мы не делили ближних на «своих» и «чужих», но помнили, что все являются творением Божиим. Важно здесь отметить и то, что эти слова Христа были немыслимыми и по той причине, что человек окровавленный или просто перепачканный кровью, был согласно Закону Моисееву, нечистым, а потому прикасающийся к нему, осквернялся. Поэтому, с точки зрения иудеев, священник и левит, прошедшие мимо, даже не попытавшись оказав помощь, поступили правильно, поскольку в противном случае, они, как осквернившиеся, должны были выдержать определенный период, в течение которого они не имели права приближаться к храму (даже не входить в него), а по окончании периода очищения, должны были принести жертву очищения и жертву за грех (грех осквернения), и лишь затем они могли приступать к своему служению. Так же рассуждал и любой иудей. Но Господь этой притчей обличает этот формализм иудеев, ведь их соблюдение Закона состояло в исполнении одних внешних норм, не касаясь внутренних – ведь эти два упоминаемыхв притче ИУДЕЯ оставили израненного разбойниками соплеменника на произвол судьбы, и не появись самарянин, рассуждающий иначе, чем они, то он мог бы умереть. Этой притчей Господь указывает на то, что должно быть не слепое исполнение правил, но растворенное любовью. Только в соединении с этой любовью исполнение заповедей и правил приносит пользу. И законник, лишенный этой любви, тем не менее, не лишен совести, которая заставляет его признать правоту Христа – что из троих в притче прав оказался именно самарянин, поскольку проявил заботу о ближнем. Также замечу, что существует и аллегорическое толкование притчи. Человек, идущий из Иерусалима, куда шел на поклонение в храм, в Иерихон, известный торговый центр Палестины, уподобляется душе, отошедшей от молитвы и общения с Богом, к своим повседневным делам и…. уловленной в сети врага рода человеческого, что со всеми нами бывает часто. Не всегда ущерб, нанесенный их кознями, бывает столь заметен для нас самих, но суть от этого не меняется. Самарянину же здесь уподобляется сам Господь, приходящий на помощь человеку, когда все его соплеменники оставляют его и даже если не так, то никто не может оказать помощь его «впавшей в разбойники» душе. Почему Он уподобляется самарянину? Не в силу ли отличности человека, погрязшего во грехе от чистоты и святости Божества, снисходящего к человеку? Не всем это толкование понятно, но оно вполне отражает факт, что сам по себе человек наследовать спасение не может, но сам Господь спасает его, разумеется, не без содействия самого человека (ибо Господь лучшим своим даром нам считает свободу воли, не желая нарушать ее). Господи, спаси и помилуй нас! И чтения праздника святителя Иоанна. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 1Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим. 2Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших. 3А входим в покой мы уверовавшие, так как Он сказал: " Я поклялся в гневе Моем, что они не войдут в покой Мой", хотя дела Его были совершены еще в начале мира. 4Ибо негде сказано о седьмом дне так: и почил Бог в день седьмый от всех дел Своих. 5И еще здесь: " не войдут в покой Мой". 6Итак, как некоторым остается войти в него, а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность, 7то еще определяет некоторый день, " ныне", говоря через Давида, после столь долгого времени, как выше сказано: " ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших". 8Ибо если бы Иисус Навин доставил им покой, то не было бы сказано после того о другом дне. 9Посему для народа Божия еще остается субботство. 10Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. 11Итак постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность. 12Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. 13И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет. 14 Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. 15Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. 16 Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи. Глава 5. 1 Ибо всякий первосвященник, из человеков избираемый, для человеков поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы за грехи, 2могущий снисходить невежествующим и заблуждающим, потому что и сам обложен немощью, 3и посему он должен как за народ, так и за себя приносить жертвы о Грехах. 4 И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон. 5 Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником, но Тот, Кто сказал Ему: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя; 6как и в другом месте говорит: Ты священник вовек по чину Мелхиседека. 7Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принес молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Свое благоговение; 8хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию, 9и, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного, 10быв наречен от Бога Первосвященником по чину Мелхиседека. Апостол рассуждает о Христе, уподобляя Его первосвященнику, приносящему жертву…. Евангелие (от Луки): 11Они же пришли в бешенство и говорили между собою, что́ бы им сделать с Иисусом. 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. 13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем. 17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. 19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех. 20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. 21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. 22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. 23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. 24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. 25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. 26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. И традиционное для многих праздников чтение с краткпим изложением заповедей Блаженства. По окончании службы к верующим обращался о.Димитрий Осипов. Он поздравил всех с воскресным днем, а затем начал говорить проповедь на тему нынешнего рядового Евангелия. Сегодня на литургии читалась очень важная для нас притча. Далее он пересказал ее, а затем сказал, что последние слова « иди и ты твори такожде …» относятся ко всем нам. Господь нам говорит о любви к ближним. Увы, души наши очерствели и мало что может пробить это очерствение. Мы часто скорбим и сочувствуем чужому горю, в особенности, когда смотрим телевизор, видя сообщения о каких-то стихийных бедствиях или об акциях по сбору средств в помощь больным детям. Ко всему этому мы никогда не остаемся равнодушными. Однако, когда речь идет о ближних, о людях, которые живут рядом с нами, то их беды не трогают нас, к ним мы остаемся глухи. Сегодня – день матери. У каждого из нас есть родители. Увы, родители наши – это именно те, кого мы особенно часто обижаем, не желаем помогать. Но Господь не требует от нас искать ближних на пути в Иерусалим, а просто помогать тем, кто в ней нуждается. Поэтому каждый сегодня может позвонить родителям или прийти к ним и в чем-то помочь, если надо, а если не может, то хотябы, помолиться о них. Да даст и нам Господь эту любовь к ближним нашим… Также он сообщил, что в среду в строящемся храме святых благоверных князей Петра и Февронии в 11.00 состоится освящение креста и главы. Также в субботу должна состояться молодежная литургия, то есть, служба, специально посвященная молодежи. Помимо этого, он напомнил, что с 28 ноября начинается Рождественский пост. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы