Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тропарь Иоанну Златоусту, архиеп. Константинопольскому



Уст твоих, яко же светлость огня возсиявши, благодать /вселенную просвети: /несребролюбия мирови сокровища сниска, /высоту нам смиренномудрия показа, /но, твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, /моли Слова Христа Бога спастися душам нашим.

Мученики Антонин, пресвитер, Никифор и Герман, а также мученица Манефа.

День памяти: 13 / 26 Ноября.

Мученики Антонин, Никифор и Герман пострадали при императоре Максимиане Галерии. Старец, пресвитер Антонин, Никифор и юноша по имени Герман были схвачены в селении Маз (Μ ά ζ ο ς ) правителем Палестинской области, Фирмилианом, который принуждал их принести жертву идолам. Святые отказывались исполнить это и исповедовали Христа; за это они были отведены в главный город Палестины - Кесарию[250] и там обезглавлены.

Одна девица, по имени Манефа из Скифополя[251] (ныне Бейт-Шеан, соверо-восток Израиля, близ границ с северной частью Палестины и Иордании), была также схвачена вместе со святыми мучениками Антонином, Никифором и Германом в Палестине. Ее для поругания нагою водили по городу и затем предали различным мучениям, из которых она с помощью Божиею вышла невредимою. Манефа сотворила бесчисленные чудеса, многих отвратила от идольского нечестия, научила истинной вере и привела ко Христу, за что была осуждена на сожжение. Когда печь была разожжена, она сама вошла в нее, где и предала душу свою в руки Господа.

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена обычная вседневная вечерня и утреня с полиелеем в честь святителя Иоанна Златоуста. Служил о.Димитрий Осипов при пении верхнего хора.

Евангелие на утрени (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3 Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4 И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5 За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6 Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7 Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

И одно из традиционных для праздников святителей Евангельское чтение. Господь говорит о себе, называя себя, как ПАСТЫРЕМ, так и ДВЕРЬЮ, ведь истинным пастырем и истинным проповедником может называться лишь тот, кто пришел путем Христовым, то есть, через Церковь Христову, законным образом поставлен на свое служение. Прочие же – воры и разбойники, так как они приводят людей не к Богу, а к себе, похищая овец Христовых. А всякий самозванец, вор и разбойник может лишь похищать и губить, поскольку никто иной, кроме одного Бога, не способен созидать и спасать души человеческие. Да, это и не является его задачей, ибо диавол, который толкнул этого человека на путь обольщения людей, ставит целью как раз погубить возможно больше людей. Также Господь называет Себя и пастырем, так как Он пришел для того, чтобы привести погибающее человечество ко спасению. Он пришел через дверь Писаний и пророчеств, то есть, так как о Нем писалось ранее. Овцы же Христовы есть те, кто следуют зову Христа, не уклоняясь ни вправо, ни влево, зная голос ПАСТЫРЯ. « Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. » - говорит Господь. О ком можно сказать, что Бог познал его? Господь знает сердца и души всех людей, однако здесь вспоминаются слова Бога, которые Он говорит пророку Иеремии: « прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя. » Речь, таким образом, идет о тех, кто очищен и освящен Богом и стал прибежищем Духа Божия, ведущего его по пути спасения. Такого человека, воистину, никто и ничто не похитит из руки Божией, ибо он познал радость общения с Богом, вкусив сладкого, не будет уже питаться горькими яствами мира сего. Поистине, это страшные слова, ибо мы далеки от этого блаженного состояния. Впрочем, сознательно за Христом всегда идут немногие, и большая часть часто норовит уйти куда-то в сторону. На практике пастухи часто вынуждены прилагать большие усилия, чтобы овцы не разбежались, а пребывали на виду. Однако Бог не гоняет любого из назвавшихся овцой Христовой, так как ценит вложенный в нас дар свободы, но оставляет нам право выбора. Мы сами вольны оставаться в стаде или убежать, но в последнем случае для нас это ожидает гибель. Но если мы считаем себя овцами Христовыми, то наш долг – следовать зову ПАСТЫРЯ, который, как сказано выше, зовет своих овец – откликнется ли кто…

Литургия.

В сам день я также был на службе в Свято-Успенском соборе, где литургию совершал о.Димитрий Осипов при пении верхнего хора.

Чтения литургии. Сначала - рядовые. Отрывок из первого послания апостола Павла к Тимофею: 1 Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 2стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.

3 Вдовиц почитай, истинных вдовиц.

4 Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.

5 Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 6а сластолюбивая заживо умерла.

7 И сие внушай им, чтобы были беспорочны.

8 Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.

9 Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, 10известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.

11Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак.

12Они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру; 13притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.

14Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию; 15ибо некоторые уже совратились вслед сатаны.

16Если какой верный или верная имеет вдов, то должны их довольствовать и не обременять Церкви, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц.

Апостол учит своего ученика, уже находящегося в архиерейском сане, отношению к пастве, не свысока, но как к отцам и братьям, с любовью. Только так проповедник, учащий и наставляющий паству, может чему-то ее научить. Увы, в наше время бывает, что подчас священник смотрит на паству свысока, позволяя по отношению к ней высокомерие. Но эти пороки и без нас с вами бывают обличаемы от архиерея. Важно, чтобы мы с вами не позволяли себе такого по отношению к нашим ближним, ибо если называясь христианами, мы игнорируем повеления Божии, то делаем себя преступниками этих повелений….

Евангелие (от Луки): 1Случилось Ему в субботу прийти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

2И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

3По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

4Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

5При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

6И не могли отвечать Ему на это.

7Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу: 8когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, 9и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

10Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, 11ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, 14и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

16Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, 17и когда наступило время ужина, послал

раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

Господь, будучи приглашен неким фарисеем на трапезу, вразумляет хозяев. Сначала Он на глазах у них исцеляет больного, напоминая, что сами они, невзирая на заповедь о покое (ведь была суббота), кормят и поят свой скот. А вот, помочь человеку, исцелить его от болезни почему-то нельзя. Господь в очередной раз обличает абсурдность их обрядоверия, а вместе с ним и лицемерие, ведь когда хотят, они. жонглируя заповедями Закона, разрешают себе все, что угодно. И тут же Господь наставляет их, уча смирению, дабы они не занимались погоней за лучшими местами. Речь идет не просто о почетных и не очень местах за столом, но о том, чтобы не пестовать свою гордость, требующую себе почета и почитания. Наконец, после этого Господь учит хозяина и милосердию. В том, чтобы пригласить на пир своих друзей и родственников, может и нет ничего дурного, но и духовной пользы это не приносит точно. А вот, напитать того, кто сам не может себе позволить такой трапезы – это действительно добро дело. Впрочем, смысл даже не в самом добром деле, а в любви, которая такими делами возгревается в душе человека. И эта любовь заставляет человека истощать себя ради ближнего, тем подражая Богу, заботящемуся о человеке не ради его похвал, а единственно ради любви к нему и милосердия. Творя это, человек созидает в себе Царство Божие, а это значит, что по смерти он войдет в него. Мы далеки от этого, но именно поэтому данный текст нам и читается.

И чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Евреям: 11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства, - ибо с ним сопряжен закон народа, - то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно

священства.

15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

18Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

20И как сие было не без клятвы, - 21ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека, - 22то лучшего завета поручителем соделался Иисус.

23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26 Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

28 Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного.

Глава 8.

1 Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Апостол рассуждает о Крестном подвиге Христа, сравнивая Его с первосвященником, приносящим жертву. Здесь он говорит об упразднении ветхозаветного священства, в котором, может и не было ничего плохого, но оно не несло человеку спасения Спасение ему принес Христос, положивший начало новому священству, дав ему в помощь Благодать свою, могущую подлинно спасать….

Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15 Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Господь иносказательно говорит об отношении Бога и тех, кто приходит к Нему. Под пастырем Он разумеет Себя. По слову святителя Иоанна Златоуста, под дверью здесь разумеются Писания, предсказывающие приход Христа. Христос пришел так, как о Нем писалось. Все же прочие проповедники, все эти лжехристы, бывшие до Него и после – есть воры и разбойники, цель которых только украсть, убить и погубить. Они приводят людей не к Богу, но к себе, губя приходящих к ним. Также Господь называет Себя и дверью, так как только через Него приходящие могут восходить к Отцу и только во Христе человечеству дана возможность примирения с Богом. Кто же овцы, о которых говорит Господь? Те, кто следует за Ним тем путем, которым Он указал. Иудеи, которые не приняли Христа, воистину отлучили себя от стада Христова, но овцами стали те, кто последовали за Ним. Господь и сам говорит иудеям: «…вы не из овец Моих». Он подчеркивает, что овцы следуют за Ним. Овца идет туда, куда ее ведет пастырь, а овца Христова не отлучается из стада. Притом, пастухам иногда приходится прилагать большое усилие, чтоб овцы не разбрелись и не сбежали куда-нибудь. Овца же Христова добровольно идет за Пастырем, питаясь там, куда Он ведет ее и идя туда, куда ее ведет Он, прочими же путями гнушаясь. «Тот, кто соблюдает заповеди Мои, тот любит Меня. Не любящий Меня, заповеди Мои не соблюдает». – Говорит Господь. Грех – есть уклонение от пути Христова, а значит, овца Христова – есть та, что уклоняется от греха, следуя за Христом. Следуя же во всем заповедям Господним, она приближается к Богу и будучи неотлучна с Ним, принимает Благодать Божию, которую Бог желает давать всем, но большая часть не получает ее по причине греха. Благодать же эта, водворяясь в человеке, сама становится для него пастырем, так что человек всегда направляется Богом на нужный путь. И такую овцу, по слову Христову, от любви Божией уже ничто не отлучит. Поистине, это страшные слова, потому что смотря на эти приметы истинного последователя Христа, мы не узнаем в них себя, поскольку сами непрестанно уклоняемся от пути Христова. Увы, мне! Но именно поэтому этот текст и читается, дабы мы задумались о своей жизни и возможно, что-то решили изменить…. Господи, научи мя Творити волю твою, яко Ты еси Бог мой!

По окончании службы о.Димитрий напомнил всем расписание служб. Проповедь он не говорил.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь