Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Преподобный Лазарь иконописец



День памяти: 17 / 30 Ноября

Святой преподобный Лазарь иконописец жил в Константинополе. Он был пресвитером, вел строгую подвижническую жизнь и писал святые иконы. При императоре-иконоборце Феофиле (829 - 842) его схватили и после тяжелых пыток бросили в темницу, но когда он и там пытался продолжать свое занятие, то ему стали прижигать пальцы, дабы отнять способность писать иконы и даже угрожали казнью. От неминуемой казни святого спасла своим вмешательством императрица Феодора, ставшая во главе империи после смерти Феофила и до совершеннолетия ее малолетнего сына, Михаила. При этом преподобный не только не держал зла, а даже молился за своих мучителей, в том числе и за умершего Феофила. Преподобный Лазарь скончался в 857 году, возвращаясь из Рима, куда был отправлен с посольством по церковным делам к папе Бенедикту III (855 - 858). Останки его были перенесены в Константинополь и погребены в церкви святого Евандра.

О дне сем.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе, 2Тимофею, возлюбленному сыну: благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.

3Благодарю Бога, Которому служу от прародителей с чистою совестью, что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, 4и желаю видеть тебя, вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости, 5приводя на память нелицемерную веру твою, которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике; уверен, что она и в тебе.

6По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; 7ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия.

8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога, 9спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен, 10открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие, 11для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.

12 По сей причине я и страдаю так; но не стыжусь. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.

13 Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе.

14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.

15 Ты знаешь, что все Асийские [364] оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.

16 Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих, 17но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.

18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа в оный день; а сколько он служил мне в Ефесе [365], ты лучше знаешь.

Завершилось чтение первого послания и началось чтение второго. И снова апостол наставляет ученика, призывая достойно нести бремя того служения, к которому тот призван. Здесь же он призывает не стыдиться веры, которую он проповедует, а также и самого Павла, дабы не явиться отступником. Впрочем, апостол Тимофей к моменту написания этих посланий был уже епископом, что в те времена означало, что он уже сполна уже успел вкусить тех гонений, которые чинили люди мирские проповедникам новой веры. Притом, то, что апостол хвалит верность Тимофея, как никого другого, означает, что служение свое он проходит достойно. Однако апостол не упускает случая снова напомнить ему об этом, ввиду важности этого вопроса (возможно, чтобы укрепить его решимость совершать свое служение с большим дерзновением). При этом апостол пишет и о своих страданиях, не сетуя на них, а как бы говоря: «не бойся, так как и я тоже претерпеваю страдания за веру мою и проповедь». Враг всегда стремился заткнуть рот проповедникам Евангелия, не терпя слова о спасении, потому и важно сохранять это мужество, ведь иного способа продолжать возвещать Слово Божию миру нет. Нас никто не преследует за веру нашу, но насмешек от окружающих терпеть приходится много,

потому эти слова актуальны и для нас.

Евангелие (от Луки): 1Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; 2и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

3Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; 4знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

5И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

6Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

7Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

8И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

9И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

10Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

11Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

12И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

13Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

14Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом.

16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него.

17 Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.

18 Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

19Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.

Глава 17.

1 Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; 2лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих.

3 Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; 4и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, - прости ему.

Господь говорит странные для иудеев слова о том, что человек не может одновременно работать для Бога и служить богатству, ведь если кто-то нечто считает наиболее важным, то ради того и трудится, другое же почитая второстепенным и охотно жертвуя им ради главного. И если главным является материальный достаток, то ради него человек жертвует остальным. Господь предупреждает об этом, вызывая насмешки фарисеев, в ответ на которые снова обличает их, снова говоря о том, что они лишь кажутся людям праведными, в то время как невидимые людям дела их мерзки. И далее следуют слова о том, что для входа в Царство нужно приложить усилие. Правда, как Он говорит в другом месте, одному человеку спасение невозможно, но все возможно Богу, однако это не значит, что человек может просто почивать на своем ложе, да ждать, когда Бог его спасет. Так думают протестанты, однако не так на деле обстоит, ибо в противном случае, Господь бы не говорил сие, повторяя, что « Царство Небесное силой берется », да не призывал идти «сквозь тесные врата». Бог не спасает нас без нашего согласия, а потому и призывает человека к действию. Но эти действия являются подлинной духовной войной, трудным процессом возделывания поля своей души, дабы душа приносила плод Богу. А дело это куда сложней, чем простое исполнение внешних правил, в чем преуспели обличаемые Христом фарисеи, оставляющие при этом вовсе без внимания эту внутреннюю борьбу, предпочитая жонглировать правилами из Закона, дабы изобретать себе разрешения на любые поступки. И здесь же Господь говорит о разводе. Иудеям было разрешено разводиться, как говорит Господь в другом месте, «по жестокосердию вашему», то есть, чтобы мужья не убивали своих опостылевших жен. Но Господь призывает к верности, напоминая, что Бог вначале создал лишь одного мужа и одну жену. Поэтому, «что Бог сочетал, человек да не разлучает». Этим Господь обличает людей, расходящихся и сходящихся не по любви, но по веяниям ветров их внутренних страстей, несущих их, как упавший с дерева лист, то туда, то сюда. Всякий, желающий создавать семью, должен поэтому понимать, что брак – это не право на легальные половые сношения и не возможность удовлетворения своих похотей, но великий труд – научиться жить вместе с совершенно чужим для него человеком, выросшим, быть может, в совершенно иных условиях, терпеть его недостатки, прощать ошибки и…. научиться и самому в чем-то уступать. Если нет этого – брак неизбежно разрушится, ибо совместная жизнь станет для обоих пыткой. Увы, об этом не говорится почти ничего, ибо все внимание рассуждающих о браке уделяется… вопросу о власти в семье, да еще рекламируется сам брак, как альтернатива бурно распространившемуся ныне внебрачному сожительству, отрицающему всякую ответственность друг перед другом. Но мало вступить в брак. В нем надо еще и научиться жить, до тех пор, пока смерть не освободит супругов от их уз (ведь загробная их участь может быть совершенно разной). А если, призывая вступать в брак, любители порассуждать о нем, опускают тему жизни в браке, ее важнейших основ, предпочитая говорить о второстепенных вещах (какими и являются вопросы власти в семье или даже деторождение), то такие рассуждения приносят, скорее, вред…. Сказав это, Господь иллюстрирует свои слова о богатстве притчей о богаче и Лазаре, уже ранее прочитанной нами. Этот человек жил в роскоши, каждый свой день проводя в безудержном веселье и пирах, на которых, естественно, не обходилось без спиртного (спиртование, напомню, вплоть до изобретения холодильника, было единственным способом обеспечить длительное хранение напитков). И при этом он не замечал Лазаря, нищего, вдобавок, тяжело больного, хоть он лежал у его ворот. И нищий мечтал насытиться хотя бы крохами со стола богача. Учитывая такие маленькие мечты, становится ясно, что никто не давал ему даже этого. Сам же богач на себя тратил много денег, не отказывая в себе ни в чем. О духовной жизни обоих умалчивается, но говорится, что один попал в место селения праведных, а другой – в ад. При жизни своей он не вспомнил о Лазаре, но теперь он упоминает его несколько раз, сперва сокрушаясь тем, каким страданиям подвержен, а потом – желая отвратить от этих же мук своих братьев. И в конце следуют слова с намеком на иудеев: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Иудейские старейшины остались глухи к самым великим чудесам совершенным Христом и даже само известие о Воскресении Его не убедило их…. А не верили они, тому, во что не хотели верить, ведь Господь отвергал их притворство, прикрытое внешними делами, но призывал к внутреннему труду. Здесь же нам представлен образ богача, который ни в чем себе не отказывает, доходя до излишеств, но при этом не замечая тех, кто находится у их ворот. Образов, подобных этому много было всегда, просто потому что человек остается одним и тем же. Древние говорили: «Хочешь узнать, каков человек – дай ему власть и богатство….». Большинство, получив все это, перестанет даже замечать своих вчерашних друзей.… Впрочем, не об одних богатых речь (как пишут и говорят иные, левацки настроенные проповедники), но о том, что и мы в той или иной мере получаем доходы, имеем от Бога те или иные блага. Насколько же мы щедры и насколько готовы делиться этим с ближними? Сей человек тратил свое достояние исключительно на себя и… получил то, что получил….. А какая участь ждет нас? Задуматься об этом и призывает этот текст…. Но каждому Господь дает по его состоянию – иному больше, а иному – меньше. Однако не всякий богач подлежит осуждению, как не всякий бедный – похвале. Много в истории было людей богатых, которых Бог помиловал и ввел в Царство Небесное, а многие из них даже нами чтимы в лике святых, однако же, было много и бедных, живущих в грехе и по смерти угодивших в ад. Все зависит от того, как он этим распоряжается и как проходит лежащий пред ним путь…. Речь, опять же, не о том, чтобы отвергнуть материальные блага, а о том, как относиться к нему, а наличие избытка разуметь, как призыв помочь ближнему. Жестокосердие, увы, является проблемой не только богатых, но многих. Итак, бороться надлежит не с богатством, но с пристрастием к нему, да еще сластолюбием, которое вынуждает человека тратить это богатство на самого себя.… И заканчивается читаемый текст отрывком из совсем другой главы. Здесь Господь говорит о соблазнах. Подобает быть соблазнам и Господь попускает людям терпеть скорби и искушения, однако для того, через кого этот соблазн приходит, это не перестает быть грехом. Даже если мой дурной поступок послужил кому-то испытанием, дабы укрепить его на пути спасения, то все равно я виновен пред Богом за то, что сотворил. Бог не санкционирует грех, а лишь направляет явно зло, дабы оно послужило добру, потому ответственности человека за свои дела это не отменяет. Посему мы и призываемся следить за своим поведением, чтобы не быть соблазном для окружающих и… прощать согрешивших против нас, ведь они немощны, как и мы сами…

И чтения праздника преподобного Никона. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́ те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны, ) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носи́ те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Дела плоти и плоды духа. Апостол пишет о двух противоположностях, под делами плоти понимая все

человеческие грехи, так как человек склонен ко греху и охотней делает зло, нежели добро. Даже добро, которое, казалось бы, делает он, тоже часто отравлено злом, а потому не имеет цены пред Богом. А плоды духа – это плоды трудов человека по исполнению заповедей Господней. Искореняя греховные влечения и насаждая доброе в своей душе, а главное – делами уподобляясь Богу, человек внутренне соединяется с Ним. Впрочем, тайна в том, что без помощи Божией человек не может победить в этой борьбе – усилия его по исполнению заповедей лишь учат человека его немощи, тому, что без помощи Бога он беспомощен и слаб. Но лишь с помощью Божией человек делается способным одолевать в этой борьбе и пример того, что с Богом все возможно – бесчисленные сонмы святых, прославленных Церковью, стоящих у престола Божия и молящихся о нас. Но эта борьба тяжела, так что сравнение этой борьбы с распятием не случайно. Многие греховные влечения сделались естественными для падшей плоти – гнев, гордость, зависть и многое другое сделалось естественным для падшего человека. Потому для искоренения в себе греховных начал слишком часто приходится воевать с самым естеством своим, для которого естественно гневаться, естественно – гордиться, естественно – осуждать, нормально и даже приятно – услаждаться красивыми представителями противоположного пола и так далее. Но грех от этого не перестает быть грехом и это показывает – как тяжела эта борьба. А плоды, которые возникают от того, что Дух Божий поселяется в человеке, показывает, что человек близок к победе. А плоды эти – радость и мир душевный, которые неспособны поколебать никакая напасть, никакая скорбь века сего, несокрушимое терпение, готовое все претерпеть и за все благодарить Бога, не озлобляясь даже в ответ на самые страшные беды, выпадающие на долю человека. Такими плодами являются и доброта, и милосердие, видящие в любом человеке, даже в самом страшном грешнике, образ Божий, а потому любящие его и готовые ради помощи ему и пользы его истощать самого себя, жертвовать собой ради помощи ближнему. И это воздержание, без колебаний отсекающее любые влечения ко греху, которым мы обычно уступаем, и с омерзением относящееся к любому, даже самому вожделенному для другого человека, греховному влечению. Но это высота, на которой человек оказывается в результате долгой борьбы, а это бывает, чаще всего, к концу жизни. Лишь немногие стали сосудами Духа Господня, искоренив в себе вожделение ко греху, раньше… Нас это чтение призывает стремиться к этом идеалу, ибо «сеющий в плоть, от плоти пожнет тление, сеющий же в дух, от духа пожнет жизнь вечную», как пишет апостол в том же послании….

Евангелие (от Матфея): 12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

18Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

24И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи [366] и Десятиградия [367], и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава 5.

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Во многие праздники преподобных читаются отрывки из Евангелия, где приводятся так называемые заповеди блаженства, чаще всего, кратко, как они приводятся в Евангелии от Луки. Но иногда читается данный текст, где они приводятся полностью. Вернее, это даже не заповеди, а похвалы тем, кто придерживается всех этих добродетелей в своей жизни. Слова о нищете духа рождает у людей мирских, неверующих, множество злословий. Но правильнее было бы сказать: «блаженны те, кто сознают свою нищету». Человек склонен ко греху и без помощи Божией не способен ни к чему доброму, а если и совершает что, то это добро на поверку отравлено злом, а часто и мотивы для таких поступков отнюдь не благочестивые (гордость, стремление покрасоваться перед людьми, а иногда и просто желание продемонстрировать свое пристрастие к иному из людей или добиться его внимания). Подобное добро не имеет цены пред Богом и мерзко пред Ним. Большинство из нас поражено гордостью, мешающей видеть себя такими, какие мы есть на самом деле, а от гордости этой порождается злоба, возникающая каждый раз, когда человек слышит обличения. Но блажен тот, кто сознает свое подлинное состояние, сознает, что он не имеет ничего своего, а все доброе, что у него есть, дано Богом, а свои у него только грехи. Желая исполнять заповеди Господни, он лишь познает свою немощь, познает, что без помощи Божией неспособен ни к чему доброму. И после многих безуспешных попыток совладать с собой он приходит к осознанию того, что сам он способен лишь грешить, тогда как способность к добру он приобретает лишь при помощи Божией. И тогда он, сознавая свою нищету, вопит к Богу денно и нощно, прося вызволить его из этой ямы. Под плачем понимается не всякий плач, как клевещут безбожники, ибо, как пишет апостол Павел: « печаль мирская производит смерть, а печаль по Богу – жизнь и мир ». Речь не об унынии, лишающем сил, но об осознании своего греховного состояния. Познав мерзость греха, он оплакивает свое состояние, прося Бога о прощении и очищении души своей от этой скверны. При этом в нем возникает желание спасения, желание достижения идеала праведности, к которому и призывает его Евангелие, желания совершения воли Божией на нем, а воля Божия – есть спасение каждого человека. Это и есть жажда правды. Притом, занятому плачем о своих грехах и мыслями о спасении некогда судить ближнего, ибо он имеет пред очами своими одного единственного нехорошего человека, достойного всякого осуждения – самого себя. И он укрощает свою злобу, свой гнев, естественный для всякого человека, но от этого не менее мерзкий пред Богом, пока не побеждает их совершенно. Более того, в каждом человеке он видит образ Божий, творение Бога, который так желает спасти каждого человека, как самого нашего человека, так и окружающих его людей. И возгревая в себе богоподобную любовь к ближним, он готов истощать себя, помогая им. Плод же всех этих трудов есть чистота сердца. Страсти отступают и тогда Благодать Божия поселяется в человеке, открывая ему Божественные тайны, давая ему радость и мир, так что познав радость общения с Богом, он не желает терять этой радости. И тогда, вкусив сладости этой, он уже не пожелает променять ее на горькие сиюминутные радости века сего, отлучающие его от любимого им Бога. И ради сохранения этой радости общения с Богом, он готов будет претерпеть любые страдания и муки, даже до смерти. А Благодать Божия, поселившаяся в нем, делает его способным претерпеть любые страдания, так что читая о них, многие (даже иные богословы-рационалисты) начинают сомневаться в реальности того, что написано, что человек может такое преодолеть. Доля правды в это есть. Сам человек своими силами и вправду неспособен на это, ибо инстинкт самосохранения в не слишком силен. Но с помощью Божией человек оказывается способен преодолевать и его. Таковы эти заповеди. Увы, читая все это, в нарисованном образе человека, которого Господь ублажает, я не узнаю себя. Этот образ коренным образом отличается от того, что мы с вами в реальности из себя представляем. Этому образу более всего соответствовали те люди, коих мы нынче чтим в лике святых. Но в Писании сказано: « будьте святы, как и Я свят » и в другом месте: « будьте совершенны, как и отец ваш небесный совершенен есть ». Без достижения этого совершенства Царства небесного никто из нас не достигнет. И потому этот текст призван напомнить нам о них и подвигнуть к изменению нашей жизни. Поэтому, кстати, эти заповеди включены в третий изобразительный антифон, который поется на литургии. Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою, яко ты еси Бог мой

Суббота 1 декабря.

В этот день праздников относительно немного, и торжественных дат среди них нет. Однако, отдельно стоит упомянуть отмечаемый в этот день праздник Собора Эстонских святых. Собор был установлен указом патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 22 июля 2002 года по ходатайству руководства Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Согласно указу была написана и икона " Собор Святых земли Эстонской", которая находится в Таллиннском Александро-Невском кафедральном соборе. Были составлены литургические тексты, в том числе канон, в котором упоминаются имена 17 угодников Божиих.

Тропарь, глас 4

Днесь ликует Церковь Эстонская, / ветвь плодоносна древа Российския церкве сущи / и, яко плоды красны, Христу приносящи, / святыя своя прославляет. / Тех молитвами, Господи, Православие в земли Балтийстей сохрани, / паству от расколов и междоусобия избави / и всем христолюбивым людем / даруй велию милость.

Мученик Платон Анкирский

День памяти: 18 Ноября / 1 Декабря

Мч. Платон Анкирский

Святой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха врача (память 16 / 29 июля), родился в городе Анкире[368] в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. За свою проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину. Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу.

Когда святого Платона вели в заточение, он обратился к народу, собравшемуся возле храма, призывая всех не отступать от христианской веры. Через семь дней мученика Платона вновь привели на суд Агриппина в храм Зевса, где уже были заготовлены орудия пыток: кипящие котлы, раскаленное железо, острые крючья. Судья предложил мученику выбор: принести жертву богам или испытать на себе действие этих орудий. Святой вновь твердо отказался поклониться идолам, и после истязаний его бросили в темницу и держали там без пищи и воды 18 дней. Но, видя, что и это не поколебало мученика, ему предложили в обмен на жизнь и свободу лишь произнести " велик бог Аполлон". " Не хочу согрешить и словом", - отвечал мученик. По приказу Агриппина святого мученика Платона обезглавили (+ 302 или 306).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.061 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь