Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 19 ноября / 2 декабря (Греч., Рум.)



В миру Евангелос Байрактарис, родился 7 / 20 февраля 1906 года в селении Айос-Иоаннис близ города Карист на острове Эвбея[407]. Его родители были бедные, благочестивые крестьяне. Свое образование Евангелос получил в двух классах начальной сельской школы. С самого детства он помогал родителям заниматься хозяйством: пасти овец, работать в огороде. В 8 лет мальчик пошел работать на угольную шахту, а затем за прилавок магазина.

Уже в отроческом возрасте его охватило желание посвятить свою жизнь монашеским подвигам. В 13 лет он отправился на Афон и был принят в Кавсокаливский скит, где прожил в качестве послушника 6 лет, получив в рясофоре имя Никита.

Юноша хотел всю жизнь подвизаться на Афоне, но в возрасте 19 лет получил воспаление легких, которое перешло в плеврит. Старцы приказали ему оставить Афон и поехать лечиться. Пройдя курс лечения и почувствовав себя лучше, он вернулся на место пострига. Однако болезнь вновь дала о себе знать, и старцы, видя, что афонский климат может убить их ученика, послали его назад, не благословив возвращаться на Святую Гору.

Он был вынужден вернуться на Эвбею и сначала подвизался в монастыре священномученика Харалампия в Авлонари, а потом в обители свт. Николая Чудотворца в Ано-Вафеа.

В возрасте 20 или 21 года был рукоположен во иеромонаха Синайским архиепископом Порфирием III, который дал ему свое имя.

Вскоре, несмотря на юный возраст батюшки, митрополит Каристский Пантелеимон назначил отца Порфирия монастырским духовником. Это послушание отец Порфирий нес в монастыре св. Харалампия до 1940 г. Многие из окрестных жителей обращались к нему, вереницы людей ждали своей очереди, исповеди длились часами без перерыва.

В 1938 году был возведен в сан архимандрита.

В 1940 году был назначен настоятелем церкви святого Герасима при Афинской поликлинике около площади Омония.

Прп. Порфирий Кавсокаливит

После ухода на пенсию в 1973 году продолжал служить и исповедовать в древнем заброшенном храме святителя Николая в районе Пендели.

В 1978 году с ним случился инфаркт, он несколько месяцев прожил у своих друзей в Афинах, после чего в 1979 году поселился в районе Милеси, где и построил большое подворье с храмом в честь Преображения Господня.

Отец Порфирий никогда не оставлял надежды вернуться обратно на Афон. Когда в 1984 году он узнал, что последний обитатель родной для него Свято-Георгиевской келлии оставил ее и перешел жить в монастырь, он поспешил на Святую Гору, в Кавсокаливский скит.

Известны случаи прозорливости старца и исцелений по молитве батюшки.

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Фреска

Скончался 2 декабря 1991 года. По просьбе старца недалеко от келлии для него была выкопана могила. В последнюю ночь своей земной жизни старец исповедался, после чего ученики стали читать канон на исход души, а затем по четкам келейное правило великосхимника. Последними словами старца стали евангельские строки: " Да будут все едино". Затем еле слышно он прошептал: " Гряди" и испустил дух.

27 ноября 2013 года Священный Синод Константинопольского Патриархата принял решение о его канонизации с установлением памяти в день преставления 2 декабря н. ст.[408]. Синодальным решением от 4-5 июля 2017 года его память была также включена в месяцеслов Румынской Православной Церкви. В том же году внесен в месяцеслов Русской Церкви.

Говоря о духовных дарованиях старца Порфирия, известный греческий старец Паисий Святогорец говорил: " У него цветной телевизор, а у меня только черно-белый".

Оценки и критика

Изданная в 2006 году на русском языке книга " Старец Порфирий Кавсокаливит. Житие и слова" [409] подверглась резкой критике со стороны профессора А.И. Осипова[410]. Среди прочего проф. Осипов цитирует слова старца Порфирия, приведенные в указанной книге: «два пути ведут нас к Богу: путь суровый и утомительный, с суровыми сражениями против зла, и легкий путь посредством любви. Многие люди избрали суровый путь, и «пролили кровь, чтобы принять Дух», доколе не достигли великой добродетели. Я нахожу, что самый краткий и верный путь — это путь любви. Им следуйте и вы... Не боритесь за то, чтобы изгнать тьму из клети своей души. Проделайте маленькое отверстие, чтобы проник свет, и тьма исчезнет. То же в отношении страстей и немощей. Не воюйте с ними, но преображайте в силу, презирая зло... Не нужно ни диавола бояться, ни ада — ничего. Должна царствовать любовь ко Христу... Оставьте все немощи, чтобы не узнал о них супротивный дух и не стал мучить вас и погружать в уныние. Не делайте никаких усилий к тому, чтобы освободиться от них... И не говорите: «Боже мой, освободи меня от того-то», — например, от гнева, тоски. Нехорошо молиться или думать о какой-либо определенной страсти... Не сражайтесь с искушением напрямую, не просите, чтобы оно ушло, не говорите: «Убери его, Боже мой! »[411]»

Далее проф. Осипов отмечает: «Господь заповедует бороться с грехом до крови (Мк. 9, 43-47). Церковь Великим постом призывает с земными поклонами молиться об очищении от праздности, уныния, любоначалия, празднословия, осуждения... Истинная любовь к Богу и ближнему приобретается только через борьбу со страстями, немощами, искушениями, через исполнение заповедей Божиих и покаяние, то есть всем тем, что противопоставляется " легкому пути" посредством любви. Может быть, с наибольшей точностью и силой отвечает на этот вопрос святой Исаак Сирин. Он решительно осудил неразумность стремления к любви подвижника, не препобедившего страстей путем суровых сражений против зла:

Преподобный Порфирий Кавсокаливит. Икона с сайта Богослов.Ru

 «Нет способа возбудиться в душе Божественной любви... если она не препобедила страстей. Ты же сказал, что душа твоя не препобедила страстей и возлюбила любовь к Богу; и в этом нет порядка. Кто говорит, что не препобедил страстей и возлюбил любовь к Богу, о том не знаю, что он говорит. Но скажешь: не говорил я «люблю», но «возлюбил любовь». И это не имеет места, если душа не достигла чистоты. Если же хочешь сказать это только для слова, то не ты один говоришь, но и всякий говорит, что желает любить Бога... И слово это всякий произносит как свое собственное, однако же при произнесении таких слов движется только язык, душа же не ощущает, что говорит».

Представляет интерес доклад доктора богословия, главного редактора журнала «Синаксис» Афанасиоса Н. Папафанасиу, посвященный личности старца Порфирия[412]. В частности, в нем говорится: «...старец Порфирий не оставил почти ни одного письменного источника. В нашем распоряжении свидетельства людей, рассказы очевидцев, которые, естественно, являются весьма противоречивыми. В некоторых из них запечатлены суждения старца, в других мнения, которые он выражал из снисхождения к людям, а в третьих, что хуже всего, слова Порфирия преломляются так, чтобы подтвердить убеждения самого рассказчика! На данный момент с этим мы не можем ничего сделать, кроме осуществления уважительной (аккуратной) богословской работы, которая могла бы, возможно, со временем привести к истине...

Старец Порфирий был совершенно не согласен с ведением фронтальной битвы со злом. Он считал, что тот предмет, к которому ты устремляешь ум, на который нацеливаешь свои силы, будет определять твое существование, идет ли речь о том, что ты любишь, или о том, что ненавидишь. Несомненно, старец был убежден, что жизнь христианина состоит в том, чтобы противодействовать делам сатаны, однако категорично настаивал на том, что сам человек должен обратиться ко Христу, к Его любви и свету. Этот свет и его распространение прогоняет тьму, а не борьба с тьмой как таковой. Непосредственная борьба с тьмой вводит в центр жизни «крестоносца» тьму, с которой, как предполагается, он сражается!..

Принципиальна его позиция относительно проблемы, которая беспокоила многих в Греции: вопрос о числе 666 и Антихристе. Старец Порфирий отказался ставить в центр своих попечений Антихриста. Он настаивал на том, что сила «печати» заключается не в механическом использовании чисел и символов, а в том, кого принимает человеческое сердце как своего господина...

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь