Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Тропарь Воскресный. Глас 2:.
Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, / тогда ад умертвил еси блистанием Божества: / егда же и умершия от преисподних воскресил еси, / вся силы небесныя взываху: / Жизнодавче, Христе Боже наш, слава Тебе. В СКОРБЕХ И ПЕЧАЛЕХ УТЕШЕНИЕ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Празднование 19 ноября / 2 декабря.
Происходит из афонского Свято-Андреевского скита. Прославилась многочисленными чудесами. Описание иконы Икона (не сохранилась) представляла собой створчатый складень размером 40 на 31 см. В центре складня - поясное изображение Богоматери с Младенцем Христом, Которым предстоят св. Иоанн Предтеча и апостол и Евангелист. Иоанн Богослов. Христос правой рукой благословляет, в левой держит скипетр. Внизу - преподобные Антоний Великий, Евфимий Великий, Савва Освященный и Онуфрий Великий. На створках складня помещены образы великомучеников Георгия Победоносца и Димитрия Солунского на конях, а также святителей Спиридона Тримифунтского и Николая Мирликийского. Ризы Богоматери и Богомладенца чеканные золоченые. Венцы золотые, венец Божией Матери был украшен жемчугом. На окладе над Богородицей были изображены 2 ангела, держащих венец. В иконе хранились частицы св. мощей первомученика и архидиакона.Стефана, прп. Григория Синаита, преподобномучеников Михаила, Игнатия Нового, Евфимия и Акакия Афонских; «стиль письма указывал на многовековую древность этой иконы»[375]. История иконы Восходит к XVII веку. Есть предание, что икона принадлежала цареградскому патриарху святителю Афанасию III, с которым она побывала во всех скитаниях и путешествиях владыки и в 1653 году впервые прибыла в Россию. После смерти святителя в 1654 г. она перешла старцу, жившему на покое в Ватопедском монастыре. В день открытия Андреевского скита (22 октября / 4 ноября 1849) проживавший на покое в Ватопеде митрополит Григорий подарил икону первому игумену скита Виссариону (Толмачёву) как благословение от обители и в связи с тем, что этот образ ранее был келейной иконой патриарха Афанасия III Пателлария, на месте кельи которого и возник Андреевский скит[376]. В августе 1853 г. икону послали морем в Одессу, а оттуда почтой в Санкт-Петербург иеромонаху Феодориту (Крестовникову), собиравшему в России средства для обители. В ноябре он получил икону со значительными повреждениями и, вероятно, в июле 1859 г., вернувшись на Афон, возвратил ее в обитель. Перед кончиной в 1862 г. игумен Виссарион (Толмачёв) передал икону братии с пророческими словами: «Да будет она вам отрадою и утешением в скорбех и печалех». В августе 1863 г., во время второго пребывания иконы в России на период сборов иеромонахом Паисием средств для устроения Андреевского скита, в Казанской губернии икона проявила чудотворную силу при исцелении людей. Первое чудо от иконы зафиксировано 19 ноября / 2 декабря 1863 г. в женском монастыре в честь Рождества Христова[377] в г. Слободском, где игуменией была монахиня Пульхерия, дочь о. Филарета (Филиппа Филимоновича Сазонова), одного из первых насельников Андреевского скита, - обрел дар речи 18-летний учащийся Вятского духовного училища Владимир Неволин. На Рождество 1857 г. он отправился в с.Кырмыж Вятского уезда. 31 декабря (13 января 1858) на паперти храма некто приказал передать весть его отцу иеромонаху Неону, насельнику Слободского Крестовоздвиженского монастыря[378], и предостерег, что если он этого не сделает, то пострадает. Юноша не исполнил веления и вскоре стал чувствовать недомогание. В 1-й день Великого поста он имел видение 3 светозарных мужей, один упрекнул его в неисполнении приказа и предрек наказание - немоту. Владимир рассказал о видении сестре, жене священника. В тот же день он онемел. Спустя 6 лет, когда Владимир после молебна приложился к иконе, то ощутил «в своем языке жар, который распространился по всему телу». Вернувшись домой, неожиданно заговорил. Первыми его словами были: «Какой чудный бриллиантовый венец на Божией Матери! »
С этого момента исцеления от иконы стали совершаться непрерывно. 22 ноября / 5 декабря заговорила косноязычная дочь дьячка (псаломщика) Сретенской церкви г. Слободского Параскева Овчинникова, 24 ноября / 7 ноября исцелились от паралича ног крестьянин Николай Ворожцов, от болезни ног 7-летняя девочка Ксения Кайсина и от припадков 3-летний мальчик Петр Лихачёв, 25 ноября / 8 декабря - от беснования А. Г. Шуктомова, 5 / 18 декабря от воспаления кости 4-летний мальчик Василий Кибардин. За 2 месяца после 1-го чуда было зафиксировано множество подобных свидетельств[379]. В 1876-1882 гг. икона снова находилась в России в сопровождении иеромонаха Иезекииля, опять наблюдались исцеления больных. В 1890 г. икону по решению братии Андреевского скита навсегда отправили в Россию). Сопровождал ее будущий игумен скита иеромонах. Иосиф. 3 / 16 марта икону торжественно встретили в Одессе, где в соборном храме получили исцеление от беснования 2 девочки. 14 / 27 марта - на ст. Борки. 16 / 29 марта - в Ростове-на-Дону, где также был зафиксирован случай исцеления от беснования. Затем икону встречали в Новочеркасске, в Москве, на афонском подворье скита в Санкт-Петербурге. В местах остановок служились молебны при стечении огромного количества верующих. В 1890-1891 гг. иеромонахом. Иосифом в Санкт-Петербурге зафиксировано 21 исцеление от различных недугов. С 17 / 30 сентября по 2 / 15 октября икона находилась в Угличе и его окрестностях, и здесь от нее также совершались исцеления. 6 / 19 февраля 1915 г. на петроградском подворье Андреевского скита митрополит Петроградский Владимир (Богоявленский) начал совершать перед чудотворной иконой неусыпное моление о даровании победы русскому воинству. Местонахождение иконы в настоящее время неизвестно. Возможно, в 1929 г. ее взяли с собой монахи подворья, когда были вынуждены покинуть обитель и переселиться в пос. Славянка под Ленинградом. В соборе Андреевского скита над царскими вратами имеется список с иконы, сделанный в 1890 г. Чтимые списки В России несколько списков с иконы находилось в Вятской губернии. Первый список был сделан Неволиным после исцеления в 1863 г. и находился в Вятском Христорождественском монастыре[380]. 19 ноября / 2 декабря 1866 г. его украсили ризой, изготовленной на Афоне. Ежегодно 11 / 24 мая с этой иконой совершался крестный ход в Вятке. В 1864 г. Неволиным был создан еще один список для собора во имя свт. Николая в г. Нолинске Вятской губернии. В 1882 г. игуменией Вятского Преображенского монастыря[381] по обету был построен собор в честь иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение», где был помещен список, оставленный иеромонахом Паисием. С этой иконой регулярно совершались крестные ходы по Вятской губернии в праздничные дни 12 / 25 декабря, когда икону доставили из Слободского в Вятку, и 25 января / 7 февраля. В 1883 г. был создан список для храма с. Вишкиль Вятской губернии. В настоящее время один из чтимых списков находится в Слободском Свято-Екатерининском соборе. В Софийском соборе в Царском Селе находилась икона, написанная в 1913 г. в Андреевском скиту. Надпись на ее обороте свидетельствует о том, что в том же году икона была подарена священномученику Вениамину (Казанскому), епископу Гдовскому, от Андреевского скита. Из надписи в нижней части киота известно, что в 1917 г. эта икона была отдана митрополитом Вениамином в утешение жителям Царского Села после убиения священномученика Иоанна Кочурова, пресвитера Екатерининского собора. После того, как собор был взорван в 1939 году, многие иконы оттуда были сожжены прямо на Соборной площади. Икона чудом сохранилась. В 1995 году ключарь Спасо-Преображенского собора в Санкт-Петербурге протоиерей Борис Глебов передал ее в Софийский собор, где она находилась до последнего времени. В декабре 2012 года святыня была возвращена в возрожденный Царскосельский Екатерининский собор. В Санкт-Петербурге один из списков находится в Никольском соборе. Чудотворный список с иконы, сделанный в 1905 г. в келье свт. Иоанна Златоуста Хиландарского монастыря на Афоне, сохранился в Алексеево-Акатовом женском монастыре Воронежа. На нем есть надпись: «сия икона написана и освящена на святой Афонской Горе в Русской Обители Святого Иоанна Златоустого при настоятеле иеросхимонахе Кирилле 1905 года». В 1999 году, вскоре после возвращения из реставрации икона замироточила, причем в один из июльских дней струйки мира полились из глаз Пресвятой Богородицы. Почитание иконы В службе иконе используются тропарь, кондак и акафист иконе Божией Матери «Утоли моя печали». |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы