Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Святитель Филарет, Митрополит Московский



Дни памяти: 5 / 18 октября (Моск. Свт.) 19 ноября / 2 декабря

Святитель Филарет, Митрополит Московский

Святитель Филарет (Василий Михайлович Дроздов) родился в семье коломенского диакона (впоследствии священника). Первоначальное образование будущий Святитель получил в Коломенской семинарии, затем, с 1800 г., в Троицкой Лаврской семинарии, и вскоре, проявив большие способности к проповеди и языкам, обратил на себя внимание ее устроителя митрополита Платона (Левшина). В начале 1802 года Василий был назначен старшим над семинарской больницей. Ухаживая за больными, он учился сострадательной любви к ближним, познавал немощь и тленность телесной природы человека, его душа навыкала постоянно памятовать о смерти.

В апреле того же года на него было возложено новое послушание - проповедование в Трапезной церкви преподобного Сергия.

 С 1803 г. Василий Михайлович уже сам здесь преподавал. В тот период он уже был замечен сильными мира сего. Однажды его пригласили в императорский дворец с приглашением произнести здесь проповедь, но его речь, содержащая обличение чрезмерной роскоши, вызвала раздражение. Вскоре митрополит Платон убедил молодого семинарского учителя в необходимости принять монашество. Он не сразу согласился на эти убеждения. В течение двух лет он проверял свои склонности, советовался с родителями, молился и только в июле 1808 г. подал прошение о пострижении его в монашество. Постриг с именем Филарет (в честь праведного Филарета Милостивого) совершился в Свято-Духовской церкви Лавры 16 / 29 ноября 1808 г. 21 ноября / 4 декабря того же года он был рукоположен в сан иеродиакона. 1 / 14 марта 1809 г. по указу Св. Синода вызван в Санкт-Петербург и определен инспектором С.-Петербургской семинарии с занятием кафедры философских наук

в звании бакалавра академии.

28 марта того же года митр. Амвросием рукоположен во иеромонаха; 9 / 22 марта определен на должность

ректора Александро-невского уездного училища, учрежденного при той же семинарии, с оставлением в прежних должностях в семинарии. 8 / 21 февраля 1810 г. переведен бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургскую духовную академию, где сначала преподавал догматическое богословие и церковную историю, а с 21 июля / 3 августа того же года историю и древности церковные. Здесь, на кафедрах Петербургской академии, развернулись его необычайные разносторонние дарования, его изумительная работоспособность, дисциплинированность, способность четко выполнять все налагаемые на него обязанности. Слова и поучения его с церковной кафедры обращали на него всеобщее внимание глубиной постановки богословских вопросов, широтой их трактовки, яркостью образов, точностью языка.

В 1811 г., по возведении в сан архимандрита, он становится ректором Санкт-Петербургской Духовной академии и остается в этой должности до 1819 г. Здесь он блестяще преподает различные богословские дисциплины. С 1810 по 1817 годы он разработал почти полный курс богословских и церковно-исторических наук, читавшихся в академии. Святитель Филарет первым в Петербургской академии начал читать лекции на русском языке.

В Петербурге иеромонах Филарет много проповедовал. Его проповеди обратили на себя внимание столицы; о нем заговорили в придворных кругах как о новом ярком светиле.

11 / 25 марта 1812 года Синод назначил его ректором академии и профессором богословских наук; и вскоре после этого он был определен настоятелем древней обители - новгородского Юрьева монастыря[390]. В 1812 году на Россию обрушились бедствия Наполеоновского нашествия. Вместе со всем духовенством архимандрит Филарет жертвовал из своего жалования на военные нужды. Через три года после окончания Отечественной войны архимандрит Филарет по поручению Синода составил благодарственное молебствие о спасении Отечества, которое стало совершаться ежегодно в день Рождества Христова.

Духовное состояние русского общества в александровскую эпоху было тревожным. С одной стороны, бедствия, пережитые Россией в Отечественную войну, углубили религиозные настроения. Но с другой стороны, в своих духовных исканиях люди, отставшие от основных начал русской жизни, нередко обращались не к вере своих предков, а к книгам западных богословов и мистиков.

Архимандрит Филарет видел заблуждения своих современников, но не верил в пользу и надежность суровых запретительных мер, не торопился вязать и осуждать. От заблуждения он всегда отличал человека заблуждающегося, и с доброжелательством относился он ко всякому искреннему движению человеческой души. В самих мистических мечтаниях он чувствовал подлинную духовную жажду, духовное беспокойство, которое потому только толкало на незаконные пути, что «недовольно был устроен путь законный...»

Вот почему он принял горячее участие в деле перевода Библии на русский язык.

В 1814 г. Комиссией духовных училищ было выработано Положение об ученых степенях действительных и почетных, и первым действительным доктором богословия в России стал (13 августа 1814 г.) ректор Петербургской академии архим. Филарет. В мотивировке предоставления ему докторской степени говорилось, что он удостаивается ее на основании " светлейших доказательств учености, священной и церковной, представленных в академических чтениях, в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, и увенчанных искренним осуществлением на деле христианского учения". Через две недели после получения высшей ученой степени, 27 августа / 9 сентября 1814 г. архим. Филарету была назначена пожизненная пенсия в размере 1500 рублей в год; 30 /12 августа того же года он был назначен членом Комиссии духовных училищ.

В июне и июле 1815 г. ревизовал Московскую духовную академию и семь семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Спасо-Вифанскую и Московскую, а также ряд, находящихся на пути его следования, уездных и приходских училищ.

В марте 1816 г. по указу Св. Синода определен настоятелем Московского Новоспасского монастыря с

оставлением при академии; 2 / 15 июня назначен членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания грекороссийского исповедания в Финляндии; 16 / 29 июля утвержден членом совета императорского

человеколюбивого общества.

3 / 16 марта 1817 г. назначен членом Строительного комитета при Санкт-Петербургской духовной академии; 7 / 20 апреля - членом Главного Правления училищ; в июле произвел ревизию Санкт-Петербургской семинарии.

В 1817 году – 5 / 18 августа в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры[391] он был рукоположен во епископа

Ревельского (нынешний Таллинн), викария Санкт-Петербургской епархии. В 1819 году он поставляется на Тверскую кафедру, уже самостоятельным епископом, а в 1820 – на Ярославскую кафедру, очень почетную и становится архиепископом. 3 / 16 июля 1821 года высочайшим указом он был назначен на московскую кафедру (напомню, что патриаршества тогда не было, а московская епархия была, пусть, почетной, но одной из равных ей по достоинству епархий, но не центром Церкви, как ныне), а в 1826 году возводится в сан митрополита и пребывает на этой кафедре до конца своих дней.. Владыка был и членом Святейшего Синода и в течение десятилетий принимал участие в его работе, даже когда его с 1842 года перестали приглашать на заседания, его мнение испрашивали всегда. Именно в годы его святительства в 1842 году была совершена закладка Храма Христа Спасителя, до сих пор самого большого храма в православном мире, хоть и маленького, в сравнении с иными католическими соборами[392]. В это же время им был начат труд всей его жизни, связанный с переводом на русский язык Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Однако в деле перевода он встречал постоянное противодействие, в том числе и со стороны ряда иерархов; спустя несколько лет Библейское Общество оказалось закрыто, и дело перевода Священного Писания было приостановлено. Тогда Святитель уже занимал Московскую митрополичью кафедру (начиная с 1826 г.). В то время его часто обвиняли в неправославии, и даже составляемые им катехизисы подвергались обязательной правке. И тем не менее влияние святителя Филарета на жизнь и Русской Церкви, и государства было весьма значительно. Он был автором множества трудов и даже изданные им документы поражали своей духовной глубиной по содержанию текста, но известны и тексты его проповедей и поучений, изданных на разные темы (брак, прочие таинства Церкви, церковное пение, о процветавшем в обществе мистицизме, бывшем во времена Александра I, который и сам увлекался мистицизмом и оккультизмом, об иных вероисповеданиях и прочем). Митрополита Московского любили и почитали духовенство и миряне не только из его епархии, но и из отдаленных мест, - за высокий духовный настрой, за благоговейное служение, за внимание к людям и - далеко не в последнюю очередь - за высокую образованность. К его мнению прислушивались, за помощью и советом к нему обращались императоры Николай I и Александр II. Также он частенько обличал, невзирая на чины, указывая не неблаговидные поступки. В отношении вопросов благочестия он был подчас резок и суров и выступал, например, против освящения разных сооружений с изображениями языческих богов, считая это кощунством. Так, однажды, при отпевании императора Александра I Московский генерал-губернатор повелел из-за тесноты Михаило-Архангельского собора в Москве устроить в храме помост поверх гробниц покоящихся там князей и царей Руси. Тогда святитель сказал: «Благопристойно ли попирать ногами останки царей, об этом вам лучше судить, а попирать ногами святых мощей не позволю», и над могилами тех из погребенных здесь, которые прославлены Церковью, были в помосте устроены огороженные отверстия.… Но за эти обличения его сильно не любили сильные мира сего и из-за этих обличений светские чиновники, заправлявшие всем в Синоде, и строили ему козни (уже упомянутое мной прекращение приглашений на заседания Синода). Святитель Филарет в ту пору возглавил дела российского духовного образования, посвятив много времени и сил реформированию Московской Духовной академии. Он часто присутствовал на экзаменах, на занятиях в академии, делал замечания, которые всех поражали своих меткостью, хоть те, кого они касались, боялись их, как огня и знания студентов он оценивал с первого взгляда. По благословению Святителя в стенах Академии начинает осуществляться перевод творений Святых Отцов. Также именно он в 40 годы XIX века добивается издания первого жития преподобного Серафима Саровского, тогда еще не прославленного общецерковно. Также по его благословению Алексей Хомяков (один из «славянофилов», которого либералы до сих пор клеймят, как «реакционера») написал апологетическое сочинение в защиту православия. Известен и интерес Святителя к проблемам русской культуры, связь митрополита с ее видными деятелями (вспомним его знаменитую стихотворную переписку с Пушкиным). В конце жизни Святителю все же удалось выполнить задуманное: осуществить полный перевод на русский язык Священного Писания. Однако полная русская Библия вышла из печати уже после его кончины. Но был он не только архиереем, когда добрым, а когда суровым, но и старцем, который многим помогал, давал советы, укреплял. Великий молитвенник и постник, святитель Филарет подвигом всей жизни стяжал благодатные дары Святого Духа, которые являлись через него людям.

В одном дворянском семействе брат и сестра не сходились во мнении о митрополите Филарете. Сестра почитала его за прозорливца, а брат высказывался о нем скептически. Однажды брат вознамерился обманом испытать его прозорливость. Он переоделся в бедное платье и отправился на Троицкое подворье. Митрополиту он сказал, что его постигло несчастье - сгорела усадьба - и попросил о помощи. Святитель вынес ему деньги со словами: «Вот вам на погоревшее имение». Вернувшись домой, он с похвальбой рассказал сестре об обмане, чем огорчил ее. А на другой день из его деревни пришло известие о пожаре. Пораженный этим событием, погорелец отправился на Троицкое подворье просить прощения у святителя.

Еще при земной жизни митрополита Филарета многие из болящих и отчаявшихся в помощи врачей искали чрез него, чрез его благословение и молитву всесильной помощи от Бога.

Дочь одного московского диакона была при смерти. Несчастный отец, отправляясь в церковь, где должен был сослужить митрополиту Филарету, простился с ней, не надеясь уже застать ее в живых. Перед Литургией диакон попросил святителя помолиться об умирающей дочери. Святитель сказал: «Мы вместе с тобой помолимся», - и вынул за нее часть просфоры. «Не унывай, Господь милосерд», - промолвил он, благословляя диакона по совершении Литургии. Дома диакон, к великому изумлению и несказанной радости, застал дочь вне опасности. Вскоре она совершенно выздоровела.

У московского купца случилось воспаление в руке и врачи решили отнять ее. Накануне операции к жене больного пришла знакомая старообрядка. Узнав о тяжелом состоянии купца, она с насмешкой сказала: «Почему же вы не обратитесь к вашему митрополиту, ведь вы почитаете его за святого». Злую издевку жена купца приняла за вразумление и тотчас отправилась к святителю просить его помолиться о тяжко страждущем муже. Митрополит Филарет, выслушав просьбу, вызвал к себе их приходского священника и велел ему причастить больного и 40 дней поминать его о здравии за Литургией. Вечером того же дня больной увидел во сне митрополита, благословляющего его. На другой день, после того, как купец причастился, к нему приехали доктора делать операцию, но с немалым удивлением они увидели решительную перемену в состоянии больного, и нужда в операции отпала.

 Он же в 1861 году написал для императора Александра II  текст манифеста об отмене крепостного права. Незадолго до смерти Святителю во сне явился отец, сказавший ему: береги 19-е число. С тех пор Святитель 19-го числа каждого месяца старался обязательно служить Литургию. 19 ноября / 2 декабря 1867 г., после совершенного им с особым чувством и со слезами богослужения, по приезде домой, святитель Филарет отошел ко Господу. Он был погребен в дорогой его сердцу Троице-Сергиевой Лавре. Ранее мощи[393] святителя находились в Свято-Троице-Сергиевой Лавре, рядом с мощами святителя Иннокентия Московского, но в 2004 году, 9 июня мощи были перенесены в Москву, в Храм Христа Спасителя. Торжественное перенесение честных мощей святителя Филарета Московского из Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Храм Христа Спасителя

состоялось 9 июня.

Крестным ходом, который возглавили архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий (Украинская Православная Церковь Московского Патриархата), архиепископ Верейский Евгений и епископ Сергиево-Посадский Феогност, мощи святителя были с пением молитв изнесены из Троице-Сергиевой лавры и помещены в специальный автомобиль. По прибытии кортежа в Москву честные мощи святителя Филарета были установлены в храме во имя иконы Божией Матери «Державная». Затем они были перенесены крестным ходом в Храм Христа Спасителя, где их встретил ныне покойный Патриарх Московский и всея Руси Алексий.

Предстоятель возглавил праздничное всенощное бдение в Храме Христа Спасителя. После богослужения Святейший Патриарх поздравил собравшихся в храме с праздником и обратился к ним со словом, посвященным митрополиту Московскому Филарету - выдающемуся богослову и архипастырю, который 46 лет возглавлял Русскую Православную Церковь в XIX веке. «Мимо его внимания, - сказал Патриарх, - не проходили не только церковные, но и государственные дела: митрополит Филарет подготовил манифест 1861 года об отмене крепостного права».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь