Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Гор Старший (Бехдетский или Эдфуский)
Гор Старший – божественный супруг богини Хатор. Как Дендера – главный центр поклонения Хатор, так Эдфу – центр поклонения Гору Старшему. Иконография Гора Старшего тоже достаточно сложна. Иногда он просто Сокол, иногда – антропоморфная фигура с головой сокола и в двойной короне Верхнего и Нижнего Египта, а иногда – в виде Крылатого Диска (рис. 1.15). На рис. 1.15 показано, как изображается Гор Старший: статуя перед храмом в Эдфу ( 1 ); человек с головой сокола в коронах фараонов Египта ( 2 ). Но с головой сокола изображались и некоторые другие боги, например, тот же Ра, а также бог покровитель Мемфисского некрополя и мертвых Сокар (в виде мумии и головой сокола). А вот в виде Крылатого Диска – главного воина и защитника Ра – изображался только Гор Старший ( 3 ). Третий рисунок требует некоторого пояснения. Гор – Крылатый Диск с двумя уреями и двумя символами жизни (анкхами). Он парит над ладьей с богинями, как бы защищая их. Над ним большой горизонтальной скобкой изображен знак Неба – символ богини Нут. Это означает, что Гор – Крылатый Диск парит в Небе. В центре ладьи на троне восседает богиня Мут – жена бога-творца Амона-Ра, перед нею стоят богиня истины и гармонии Маат – жена Джехути (с пером на голове) и богиня Хатор (в короне с рогами, между которыми находится Солнце). За спиной Мут стоят богиня Исида (жена Осириса), а за нею – ее сестра Нефтида (жена Сета).
Рис. 1.15. Гор Старший (Бехдетский, Эдфусский), 1 – http: //toseeunvisible.narod.ru [20], 2 – http: //egipet.uz/page/5 [21], 3 – http: //worldyachting.ya.ru/replies.xml? item_no=157 [22] Гор Старший – солярное божество – был главной военной силой бога Ра. Он – покровитель города Бехдет в северо-восточной Дельте, а также города Эджбо (современное название – Эдфу). Отсюда за Гором укрепилось название Бехдетский, реже встречается Эдфуский. Но это один и тот же Гор. Во всех самых опасных конфликтных ситуациях именно его Ра посылал сражаться с врагами. И Гор неизменно побеждал. За что и был пожалован символикой Крылатого Золотого Диска. Хочу дать некоторые пояснения для необремененных египтологией читателей. Из-за того, что в Египте был еще один Гор – Младший, сын Осириса и Исиды, их часто либо путают, либо объединяют искусственно. Происхождение и функции у них совершенно разные, но есть общее в иконографии: изображение в виде антропоморфной фигуры с головой сокола или в виде сокола (реже). В один из периодов египетской истории – так называемого Золотого Века («Теп-Зепи» – переводится дословно как «Первое Время»), когда страной правили боги, Осирис был царем, но Сет, брат Осириса, убил его, а Гор Младший выступил мстителем за своего отца, сражался с Сетом и после победы над ним стал последним царем Божественных Династий. В Древнем Египте Горов разделяли, а в более поздний период их функции часто совмещались. Современные толкователи египетской истории Старшего и Младшего Горов тоже довольно часто смешивают, что совершенно неправильно. В данном разделе книги мы имеем дело именно с Гором Старшим. Хотелось бы отметить еще один очень важный момент, тем более что дальше будет описываться мистерия Божественной Свадьбы. Хатор – великая египетская богиня, дочь самого Ра, его правое огненное Око. Оно олицетворяет могущество и власть, охраняет справедливость и закон, убивает лучами всех врагов миропорядка, символизирует очень мощную защиту, всеведение, способность к интуитивному видению. На рис. 1.16 изображен правый глаз бога Ра да еще с тройной защитой: слева – богиня-коршун Нехбет (покровительница Верхнего Египта), справа – богиня-кобра Уаджет, внизу – Гор Старший в виде Крылатого Диска.
Рис. 1.16. Правое Око Ра, http: //www.sunhome.ru/wallpapers/5895 [23] Уаджет – богиня-кобра, покровительница Нижнего Египта изображалась также в виде кобры-урея, который помещался на коронах фараонов и охранял закон и справедливость, а также своими лучами убивал врагов. Божественная Свадьба Самая главная мистерия, связывающая Гора и Хатор, проведение которой сопровождалось мистическими театрализованными представлениями с участием царской семьи и высшего жречества, – это так называемая «Божественная Свадьба». Торжество начиналось в храме Хатор, затем статуя Хатор и ее атрибутика помещались в праздничную ладью и направлялись вверх по Нилу в храм Гора Старшего в Эдфу. Ладью Хатор сопровождал караван судов с царской семьей и высшим жречеством. По пути весь кортеж делал остановку в Карнаке, и в Карнакском храме тоже проводились театрализованные мистерии. После этого кортеж снова поднимался вверх по Нилу до Эдфу, где прибывших ожидала торжественная встреча и совершалась главная мистерия – Божественная Свадьба. Фараон играл роль Гора Старшего, его жена-царица – роль Хатор, а остальные члены царской семьи и свита – все другие роли. Жрецы были режиссерами-постановщиками. В определенной степени эту мистерию можно сравнить с даосским символом инь – ян и тантрическими культами слияния женского и мужского начала. У супругов-богов был сын –Гор-Сематауи (Ихи, Айхи, Харсомтус) – бог музыки. Он изображался в виде мальчика с «локоном юности» и с систром в руке (небольшим ударным музыкальным инструментом с колокольчиками или тарелочками внутри) – сакральным атрибутом Хатхор. Необходимо отметить, что мифология Древнего Египта весьма существенно зависела и от исторического периода, и от тех мест, где она возникла (например, фиванская, гелиопольская, мемфисская и т.д.), кроме того, она могла несколько видоизменяться, когда распространялась на другие территории. Поэтому не удивляйтесь, если встретите в литературе некоторые расхождения. По поводу нашей божественной пары Вы можете прочесть и о том, что у Хатор и Гора Старшего было два сына – одного из них называли Гором-Сематауи (или Шематауи), который и стал Крылатым Диском, а другой, ставший богом музыки, получил имя Ихи (Айхи, Харсомтус). Существуют разные варианты. Кстати, транскрипция практически всех мифологических и исторических имен собственных тоже отличается в различных источниках. Язык древних египтян мертв, при буквенном значении иероглифов (не идеографическом! ) он не имеет гласных, поэтому толком никто не знает, как произносились те или иные слова. Условились вместо отсутствующих гласных вставлять «е», но и это правило далеко не всегда соблюдается. Даже бог Солнца у немцев, например, пишется и звучит Ре, а у нас – Ра. С согласными тоже встречается путаница. Например, Хатор – Хатхор, Гор – Хор, Техути – Джехути, Сематауи – Шематауи и т.д. Крыша (продолжение) Лирики достаточно, теперь вернемся снова на крышу. Самой высокой частью храма является внешний гипостиль (пронаос). Его южную стену мы и видим на рис. 1.10. По обе стороны от возвышения, примыкая к высокой задней стене внешнего гипостиля, находятся небольшие и невысокие помещения, почему-то в египтологии называющиеся капеллами или часовнями. И не просто капеллами, а капеллами Осириса. Вероятно, название вызвано ассоциациями с небольшими пристройками или постройками вблизи христианских храмов. Поскольку название устоявшееся, нам тоже придется пользоваться одним из этих терминов (капеллы). Капеллами Осириса они названы в связи с тем, что большинство изображений в них посвящено различным мистериальным эпизодам из его жизни, смерти и возрождения, когда в Золотое время («Теп-Зепи») он был богом-царем и правил Египтом. Входы в капеллы находятся с южной стороны по обе стороны от возвышения. Первая из капелл каждой группы имеет слева входной проем и не имеет крыши. Капеллы 2 и 3 крыши имеют. Во 2-ю капеллу попадаешь из 1-й через входной проем (в центре). На той же стене, что и вход, есть еще два оконных проема. И это единственное, что освещает вторые капеллы. Есть даже отдельные предположения о том, что именно в капеллах проводился обряд под названием «Посвящение Осириса». Не будем спорить с египтологами по данному поводу и делать анализ всех изображений западных и восточных капелл. Это, безусловно, помещения, предназначенные для посвящения. Но вот только ли для «посвящения Осириса» – большой вопрос. Далее будет объяснено, почему возник такой «вопрос» и высказано мое собственное мнение, но не в порядке спора, а в порядке предположения. На рис. 1.17 в увеличенном виде приводится фрагмент плана крыши с капеллами Осириса (полностью план приведен на рис. 1.11). В восточной капелле 2 мною указано место расположения на потолке круглого Дендерского Зодиака. Рис. 1.17. План капелл на крыше храма (слева) и вход в восточные капеллы (справа – фото Н.В. Шухаевой) С каждой стороны крыши мы имеем группу, состоящую из трех капелл. Между ними – центральная часть (возвышение). Между собой восточные и западные капеллы не соединяются. Капеллы 2 и 3 имеют изображения на стенах и потолках. Но, в отличие от главных помещений храма и к величайшему сожалению, барельефы во всех капеллах до сих пор не отреставрированы, не очищены от векового налета и выглядят очень темными и нечеткими. Поэтому нам придется довольствоваться рисованными изображениями. К счастью, подлинник КДЗ, находящийся в Лувре, сохраняет первозданный вид, если не считать вертикального шрама, нанесенного во время безобразно организованного отдирания (да простится мне это слово, иначе и не назовешь) этого шедевра древнего искусства от потолка капеллы. На потолке капеллы сейчас посетители видят копию КДЗ, изготовленную в соответствии и договором о его покупке Францией. Вот что изображено на потолке восточной капеллы 2 (рис. 1.18): Рис. 1.18. Зарисовка потолка восточной капеллы 2, S. Cauville. «LE ZODIAQUE D’ OSIRIS» [24] В левой части потолка изображен КДЗ, в центре – летящая богиня неба Нут, крайнее правое изображение – та же Нут, изогнувшись аркой, как бы отделяет собой небо со звездами-символами ночных часов. Север находится со стороны входа (на данном изображении сверху). Из 2-й капеллы есть вход в 3-ю. Она последняя и имеет квадратное отверстие в потолке. Капеллы небольшие по размеру, причем 2-е и 3-и примерно одинаковы. Габариты капеллы 2 (восток) следующие: высота – 2, 7 м, площадь – 6 х 3, 5 м. В связи с основной темой первой части данной работы нас с Вами будет интересовать лишь одна капелла, а именно капелла 2 с восточной стороны, даже не вся капелла, а только ее потолок, еще точнее, только часть потолка, на которой изображены сам Зодиак и вытянутая фигура богини Нут. На рис. 1.19 показано рисованное изображение левой части потолка 1 ( [26]) и фотография подлинника КДЗ ( 2 ) по репродукции из художественного альбома «DIE LEBENSWELT DER FLTEN Ä GIPTER. ALTAG, RUNST UND MUTHEN» [25]. Рис. 1.19. Рисованное изображение левой части потолка восточной капеллы №2 ( 1 - http: //xn--80aaanwajckzclf2ab.xn--p1ai/index.php? newsid=28) и фотография подлинника КДЗ На этом позвольте завершить общий раздел знакомства с храмом Хатор и приступить к основному материалу Части 1. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы