Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСС и феномен религиозной веры



Кратковременные, но очень сильные переживания, позволяющие верующему принципиально по-иному увидеть окружающий мир, во многих религиозных традициях были ключевым моментом в дальнейшем религиозном продвижении человека. В восточных традициях это состояние характеризуется как просветление, в мистических — как посвящение, в христианских, особенно протестантского толка, — как обращение.

У Джеймс в фундаментальном труде «Многообразие религиозного опыта» описывает дополнительные признаки, сопровождающие подобное состояние:

• освобождение от состояния угнетенности;

• появление чувства познания; познание при этом носит форму не логического, а непосредственно не обусловленного знания — инсайта — в терминологии психоанализа;

• ощущение, что мир изменился.

Эти три признака Джеймс назвал состоянием уверенности, которое сопровождает человека в течение всей жизни, подпитывая его веруй после возвращения в обычное состояние сознания.

Важность обладания личным мистическим опытом для формирования религиозных чувств отмечали многие исследователи.

Действительно, основателями и крупнейшими реформаторами практически всех известных религий были люди, неоднократно испытавшие религиозный транс и обладавшие большим мистическим опытом. Это способствовало приобретению состояния уверенности — одного из главнейших свойств харизматичности. Психологи выделили также эффект эмпатии и «заражения». Люди, окружающие руководителя религиозной общины, также проникаются состоянием уверенности, даже если они мистического опыта не имеют.

Отметим, что хотя у большинства людей состояние мистического транса проходит и сохраняется лишь опыт переживания, некоторые могут находиться в подобном состоянии всю жизнь или достаточно долгое время. Обладая значительной харизмой, именно эти люди становятся святыми различных религий. Необычность их поведения, фетишизируемая и рационализируемая в дальнейшем, является лишь следствием необычности состояния их сознания. Более того, во многих религиях именно необычность поведения интерпретировалась как первый признак святости.

Отношение к трансовым состояниям позволяет отметить принципиальное отличие между религиозной системой и эзотерической. В религии не существует методов, с помощью которых данное состояние передавалось бы другим людям. Эзотерические учения используют систему методов для их достижения каждым практикующим.

 

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Христианский подвижник св. Исаак Сирин говорил так: «Что такое сердце милующее? Возгорание сердца у человека о всем творении, о людях, о птицах, о животных, о демонах и о всякой твари. При воспоминании о них и при воззрении на них очи у человека источают слезы от великой и сильной жалости, объемлющей сердце. И от великого терпения умиляется сердце его, и не может оно вынести, или слышать, или видеть ка-кого-нибудь вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А посему и о бессловесных, и о врагах истины, и о делающих ему вред ежечасно со слезами приносит молитву, чтобы сохранились они и очистились, а также и о естестве пресмыкающихся молится с великою жалостью, какая без меры возбуждается в сердце его по уподоблению его в сем Богу».

В индийской традиции выделяют следующие состояния:

• вира — «героическое» состояние, готовность к действию, защите других, принятию ответственности;

• бхога — удовлетворенность, расслабленно-милостивое состояние;

• йога — рефлексия и самоуглубленность;

• абхичарика — состояние всепоглощающего гнева, потребности в разрушении.

Описанная система во многом перекликается с тибетской традицией ваджраяны, в которой подобные состояния соответствуют различным сторонам четырехугольной мандалы, выражающей психическую жизнь человека.

В ходе исследований С. Грофф и его последователи наблюдали похожие изменения эмоциональных состояний. С. Грофф вводил пациента в ИСС с помощью интенсивных дыхательных методов, к которым относятся, например, ребефинг и холотропное дыхание. Ученый в состоянии пациентов выделил четыре пренатальные матрицы. Согласно теории базовых пренатальных матриц, одно из самых сильных потрясений, которое вынужден испытывать каждый человек, — это переживание собственного рождения.

Действительно, представьте себе ребенка, который пребывает в теплых водах материнской утробы, без труда получая все необходимые ему жизненные компоненты. Он защищен от громких звуков и яркого света. Его мир прост и удобен. Внезапно стенки этого уютного мира начинают сдавливать его, мир становится агрессивным и враждебным, стремится — и это инстинктивно ощущает ребенок — отторгнуть, уничтожить его. Затем наступает следующий этап активной борьбы за выживание — ребенок рождается и испытывает очередной шок от встречи с ярким светом, громкими звуками и температурными переменами.

Каждый из описанных этапов запечатлевается в психике ребенка как первичный опыт существования в этом мире, удачный или неудачный, который потом проецируется на все последующие события в жизни человека и прежде всего на его отношение к самой жизни.

Каждая базовая пренатальная матрица (БПМ) связана, согласно С. Гроффу, с определенным набором мистических состояний.

Так, БПМ-1 проявляется в виде переживания космического единства (мир, спокойствие, радость, безмятежность и блаженство), особое чувство сокровенности, переживание чистого бытия и т. д.

БПМ-2 связана с состоянием космического поглощения, ощущением безвыходности и бессмысленности существования, страдания и обреченности.

Это состояние в какой-то степени просматривается у Иоганна Таулера: «Очищенный, просветленный дух погружается в божественную тьму, в молчание и в непостижимое и невыразимое единение; и в погружении этом утрачивает все схожее и несхожее, и в бездне этой теряет дух сам себя и ничего более не знает ни о Боге, ни о себе самом, ни о схожем, ни о несхожем, ни о ничто; ибо отныне погрузился он в Божественную единость и утратил все различения».

БПМ-3 дает переживания титанической борьбы, в том числе глобальных масштабов. Другой метафорой состояний, связанных с этой матрицей, является «вулканический экстаз».

БПМ-4 на символичсскохм и духовном уровнях состоит в переживании смерти-возрождения. У человека может возникнуть ощущение истинного видения мира, открытия новых путей и возможностей и т. д.

«Ибо здесь нет ничего, кроме одного вечного покоя в наслаждающемся облечении любовного погружения, и это есть сущность без вида, которую избрали все внутренние духи поверх всякой вещи. Это есть то темное молчание, где все любящие потерялись» (Рейсбрук).

В религиозной психологии известны и другие примеры классификаций эмоциональных состояний. Так, индийская традиция выделяет 18 базовых эмоциональных состояний (раса), из которых 10 считаются земными, человеческими, а 8 — высшими, божественными. К человеческим раса относились: любовь, смех, сострадание, гнев, мужество, страх, отвращение, изумление, спокойствие, родственная близость.

Божественные раса достигаются с помощью медитаций и не могут быть описаны человеческим языком.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 304; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь