Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Преподобные Иоанн (Майсурадзе) (1957) и Георгий (Мхеидзе) (1962)



Память 8/21 сентября

Жизнь преподобных Иоанна и Георгия связана с монастырем Бетания[104] в Грузии, существующем со времен царицы Тамары и носящем имя Вифании — местности близ Иерусалима.

Преподобный Иоанн (Майсурадзе) родился в Южной Осетии, и поселился в древнем монастыре Бетания еще подростком. Затем несколько лет жил на Святой горе Афон, где принял постриг в Иверском Афонском монастре, откуда вернулся в Грузию уже в сане иеромонаха. Вернувшись на родину, поселился в монастыре Армази[105] в Мцхете. В 1921 году в обители оставалось всего лишь двое иноков. Однажды в монастырь пришли два вооруженных чекиста и объявили монахам, что их немедленно вызывают в Тбилиси. По дороге чекисты расстреляли монахов, отец Иоанн чудом остался жив — пуля прошла сквозь грудь и его выходили монахини соседнего монастыря. Отец Иоанн вернулся в Бетанию и уже больше никогда не покидал обители. В 20-е годы преподобный Иоанн стал настоятелем Батанийской обители.

В 1924 году в монастырь пришел монах Георгий (Мхеидзе). Он был выходцем из обедневшего княжеского рода. Мефодий Мхеидзе, состоял в народной полиции, участвовал в военных кампаниях Кавказской войны 1817-1864 гг. и был награжден Георгиевским крестом за пленение Шамиля; мать, Дафне Джапаридзе, занималась хозяйством. Имел 7 братьев и 3 сестры. Мальчик учился в Челиагельском училище при монастыре Челиши[106], затем его воспитанием занимался дядя, Иване Мхеидзе, живший в Тифлисе и устроивший его секретарем к грузинскому писателю прав. Илии Чавчавадзе. Некоторое время юноша учился в одном из военных училищ С.-Петербурга. Решающее влияние на судьбу Георгия оказала смерть принявшего постриг старшего брата Полиактра; в 1909 г. он вернулся на родину. Прочтя записи брата, Георгий узнал о его напряженной духовной жизни, о видениях святых и Пресвятой Богородицы, Георгий совершенно изменился. Родители, обеспокоенные его состоянием, писали в Тифлис старшим сыновьям: «Ваш брат сошел с ума, приезжайте скорее, поговорите с ним». Однако Георгий рассказал, что слышал глас Божий, указавший ему путь отшельника, и жертвует себя Господу. Юноша подвизался в близлежащих горах, жил в пещерах, носил мешковину. Спустя какое-то время он ушел в Мегрелию, где настоятель монастыря Хирса[107] (Хирсского) митр. Кутаисско-Гаенатский сщмч. Назарий (Лежава) постриг его в монахи. Преподобный Георгий прославился даром милосердия и нестяжательности, если он встречал нищего, то снимал с себя одежду и отдавал ему. А если это была его последняя одежда, то он одевался в мешковину. До своего прихода в Бетанию, отец Георгий жил в Хирском монастыре, который был закрыт в 1924 году. Два брата Георгия были коммунистами, один из них — Петр — был заместителем Берии. Желая отвратить юного монаха от целомудренной жизни, однажды братья заперли Георгия в комнате вместе с распутной женщиной. Однако Георгий все время простоял в углу комнаты лицом к стене, читая молитвы. Оба брата преподобного Георгия погибли 38-м году: младший брат Иван застрелился, а Петра расстреляли вместе с женой.

Во время коммунистических гонений благодаря преподобным Иоанну и Георгию Бетания долгие годы оставалась монашеской обителью — оба они прожили в стенах монастыря до самой кончины. Официально они числились «сторожами памятника архитектуры», а монастырь считался недействующим, однако в храме висели иконы, горели лампады, совершались богослужения, крестные ходы, здесь крестили и венчали. Монах Георгий также был рукоположен в сан иеромонаха и впоследствии стал игуменом, а иеромонах Иоанн – стал архимандритом. Преподобный Иоанн преставился в 1957 году, а преподобный Георгий в 1962 году, приняв за пять лет до кончины великую схиму с именем Иоанн. Оба старца похоронены в Бетании. 18 августа 2003 года на заседании Священного Синода Грузинской православной Церкви оба были причислены к лику святых.

События дня.

Всенощное бдение.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где бдение совершал о.Димитрий Осипов при пении обоих хоров собора. Чин литии возглавлял о.Антоний Новицкий в сослужении о.Димитрия Осипова и о.Александра Корниенко. Они же совершали и чин полиелея.

Паремии праздника. Паремия 1. Книга Бытия (Глава 28): Изыде Иаков от студенца клятвеннаго, и иде в Харрань. И обрете место, и спа тамо. Зайде бо солнце: и взят от камения места того, и положи возглавие себе, и спа на месте оном, и сон виде: И се лествица утверждена на земли, eяже глава досязаше до небес, и ангели Божии восхождаху и низхождаху по ней. Господь же утверждашеся на ней, и рече: Аз Бог Авраамов отца твоего, и Бог Исааков, не бойся: земля, идеже ты спиши на ней, тебе дам ю и семени твоему. И будет семя твое яко песок земный, и распространится на море, и Ливу, и север, и на востоки: и возблагословятся о тебе вся колена земная, и о семени твоем. И се Аз с тобою сохраняяй тя на всяком пути, аможе аще пойдеши: и возвращу тя в землю сию, яко не имам тебе оставити, дондеже сотворити Ми вся, елика глаголах тебе. И воста Иаков от сна своего, и рече: яко eсть Господь на месте сем, аз же не ведех. И убояся, и рече: яко страшно место сие, несть сие, но дом Божий и сия врата небесная.

Русский текст: 1И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал: не бери себе жены из дочерей Ханаанских[108]; 2встань, пойди в Месопотамию[109], в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей; 3Бог же Всемогущий да благословит тебя, да расплодит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов, 4и да даст тебе благословение Авраама [отца моего], тебе и потомству твоему с тобою,

чтобы тебе наследовать землю странствования твоего, которую Бог дал Аврааму!

5И отпустил Исаак Иакова, и он пошел в Месопотамию к Лавану, сыну Вафуила Арамеянина, к брату Ревекки, матери Иакова и Исава.

6Исав увидел, что Исаак благословил Иакова и благословляя послал его в Месопотамию, взять себе жену оттуда, и заповедал ему, сказав: не бери жены из дочерей Ханаанских; 7и что Иаков послушался отца своего и матери своей и пошел в Месопотамию.

8И увидел Исав, что дочери Ханаанские не угодны Исааку, отцу его; 9и пошел Исав к Измаилу и взял себе жену Махалафу, дочь Измаила, сына Авраамова, сестру Наваиофову, сверх других жен своих.

10 Иаков же вышел из Вирсавии [110] и пошел в Харран, 11и пришел на одно место, и остался там ночевать, потому что зашло солнце. И взял один из камней того места, и положил себе изголовьем, и лег на том месте.

12 И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней.

13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; 14и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; 15и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе.

16 Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал!

17 И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные.

18И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его.

19И нарек [Иаков] имя месту тому: Вефиль[111], а прежнее имя того города было: Луз.

20И положил Иаков обет, сказав: если [Господь] Бог будет со мною и сохранит меня в пути сем, в который я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, 21и я в мире возвращусь в дом отца моего, и будет Господь моим Богом, - 22то этот камень, который я поставил памятником, будет [у меня] домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, даруешь мне, я дам Тебе десятую часть.

И вот, снова читается это глава. Показанная Иакову лестница считается прообразом Божией Матери, как той, через которую Бог вошел в мир, приняв человеческое естество.

Паремия 2. Книга пророка Иезекииля (Главы 43 и 44): Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго и прочее, сотворят иереи на олтари всесожжения вашего, и прииму вы, глаголет Адонаи Господь. И обрати мя на путь врат святых внешних, зрящих на востоки, и сия бяху затворена. И рече Господь ко мне: врата сия затворена будут, и не отверзутся, и никтоже пройдет сквозе их, яко Господь Бог Израилев пройдет ими, и будут затворена. Яко Игумен сядет в них снести хлеб, по пути Еламских врат внидет, и по пути его изыдет. И введе мя по пути врат святых сущих к северу, прямо храму: и видех, и се исполнь славы храм Господень.

И русский текст: 6И я слышал кого-то, говорящего мне из храма, а тот муж стоял подле меня, 7и сказал мне: сын человеческий! это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых во веки; и дом Израилев не будет более осквернять святаго имени Моего, ни они, ни цари их, блужением своим и трупами царей своих на высотах их.

8Они ставили порог свой у порога Моего и вереи дверей своих подле Моих верей, так что одна стена была между Мною и ими, и оскверняли святое имя Мое мерзостями своими, какие делали, и за то Я погубил их во гневе Моем.

9А теперь они удалят от Меня блужение свое и трупы царей своих, и Я буду жить среди них во веки.

10Ты, сын человеческий, возвести дому Израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтобы сняли с него меру.

11И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, и все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним.

12Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг - Святое Святых; вот закон храма!

13И вот размеры жертвенника локтями, считая локоть в локоть с ладонью: основание в локоть[112], ширина в локоть же, и пояс по всем краям его в одну пядень[113]; и вот задняя сторона жертвенника.

14От основания, что в земле, до нижнего выступа два локтя, а шириною он в один локоть; от малого выступа до большого выступа четыре локтя[114], а ширина его - в один локоть.

15Самый жертвенник вышиною в четыре локтя; и из жертвенника поднимаются вверх четыре рога.

16Жертвенник имеет двенадцать локтей длины и двенадцать ширины[115]; он четырехугольный на все свои четыре стороны.

17А в площадке четырнадцать локтей [116] длины и четырнадцать ширины на все четыре стороны ее, и вокруг нее пояс в пол-локтя, а основание ее в локоть вокруг, ступени же к нему - с востока.

18И сказал он мне: сын человеческий! так говорит Господь Бог: вот уставы жертвенника к тому дню, когда он будет сделан для приношения на нем всесожжений и для кропления на него кровью.

19Священникам от колена Левиина, которые из племени Садока, приближающимся ко Мне, чтобы служить Мне, говорит Господь Бог, дай тельца из стада волов, в жертву за грех.

20И возьми крови его, и покропи на четыре рога его, и на четыре угла площадки, и на пояс кругом, и так очисти его и освяти его.

21И возьми тельца, в жертву за грех, и сожги его на назначенном месте дома вне святилища.

22А на другой день в жертву за грех принеси из козьего стада козла без порока, и пусть очистят жертвенник так же, как очищали тельцом.

23Когда же кончишь очищение, приведи из стада волов тельца без порока и из стада овец овна без порока; 24и принеси их пред лице Господа; и священники бросят на них соли, и вознесут их во всесожжение Господу.

25Семь дней приноси в жертву за грех по козлу в день; также пусть приносят в жертву по тельцу из стада волов и по овну из стада овец без порока.

26Семь дней они должны очищать жертвенник и освящать его и наполнять руки свои.

27 По окончании же сих дней, в восьмой день и далее, священники будут возносить на жертвеннике ваши всесожжения и благодарственные жертвы; и Я буду милостив к вам, говорит Господь Бог.

Глава 44.

1 И привел он меня обратно ко внешним воротам святилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены.

2 И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, войдет ими, и они будут затворены.

3 Как князь, сядет в них, чтобы есть хлеб пред Господом; войдет путем притвора этих ворот, и тем же путем

Выйдет.

4 Потом привел меня путем ворот северных перед лице храма, и я видел, и вот, слава Господа наполняла дом Господа, и пал я на лице мое.

5И сказал мне Господь: сын человеческий! прилагай сердце твое ко всему, и смотри глазами твоими, и слушай ушами твоими все, что Я говорю тебе о всех постановлениях дома Господа и всех законах его; и прилагай сердце твое ко входу в храм и ко всем выходам из святилища.

6И скажи мятежному дому Израилеву: так говорит Господь Бог: довольно вам, дом Израилев, делать все мерзости ваши, 7вводить сынов чужой, необрезанных сердцем и необрезанных плотью, чтобы они были в Моем святилище и оскверняли храм Мой, подносить хлеб Мой, тук и кровь, и разрушать завет Мой всякими мерзостями вашими.

8Вы не исполняли стражи у святынь Моих, а ставили вместо себя их для стражи в Моем святилище.

Паремия 3. Книга Притчей Соломоновых (Глава 9): Премудрость созда себе дом, и утверди столпов седмь. Закла своя жертвенная, и раствори в чаши своей вино, и уготова свою трапезу. Посла своя рабы, созывающи с высоким проповеданием на чашу глаголющи: Иже есть безумен, да уклонится ко мне. И требующим ума рече: Приидите, ядите мой хлеб, и пийте вино, еже растворих вам. Оставите безумие, и живи будите, и взыщите разума, да поживете, и исправите разум в ведении. Наказуяй злыя, приимет себе безчестие: обличаяй же нечестиваго, опорочит себе, обличения бо нечестивому раны ему. Не обличай злых, да не возненавидят тебе: обличай премудра, и возлюбит тя. Даждь премудрому вину, и премудрший будет: сказуй праведному, и приложит приимати. Начало премудрости, страх Господень, и совет святых, разум. Разумети бо закон, помысла есть благаго: сим бо образом многое поживеши время, и приложатся тебе лета живота.

И русский текст: 1Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, 2заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу; 3послала слуг своих провозгласить с возвышенностей городских:

4 " кто неразумен, обратись сюда! " И скудоумному она сказала:

5 " идите, ешьте хлеб мой и пейте вино, мною растворенное; 6оставьте неразумие, и живите, и ходите путем разума".

7 Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе.

8 Не обличай злого, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя; 9дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание.

10 Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго - разум; 11потому что чрез меня умножатся дни твои, и прибавится тебе лет жизни.

Молитву «Сподоби, Господи, вечер сей без греха сохранитися нам….»[117] пел боковой хор.

 При троекратном пении тропаря праздника в конце Великой вечерни пели его только хоры.

На утрени чтение кафизмы было опущено, а сразу начался полиелей.

Евангелие (от Луки): 26В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, 27к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.

28Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.

29Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.

30И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

32Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; 33и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

34Мария же сказала Ангелу: ка́ к будет это, когда Я мужа не знаю?

35Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

36Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, 37ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

38Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел.

39 Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин, 40и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.

41 Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Святаго Духа, 42и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!

43 И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?

44 Ибо когда голос приветствия Твоего дошел до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моем.

45 И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.

46 И сказала Мария: величит душа Моя Господа, 47и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, 48что

призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; 49что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; 50и милость Его в роды родов к боящимся Его; 51явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями се́ рдца их; 52низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; 53алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем; 54воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость, 55ка́ к говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

56 Пребыла же Мария с нею около трех месяцев, и возвратилась в дом свой.

Традиционное для Богородичных праздников чтение на утрени. Пречистая Дева Мариам получила благую весть о том, что ОНА станет Матерью Спасителя мира. И теперь услышав, что ее родственница, праведная Елисавета беременна, будучи уже в преклонном возрасте, Мариам решает посетить ее. И та первой прославляет ЕЕ, как Матерь Божию, а будущая Матерь Божия прославляет Бога, предрекая будущее свое прославление. Но это прославление будет потом, когда ОНА с телом будет взята на небеса. А на земле ее ждут гонения и поношения. Тем более, дав согласие на воплощение от НЕЕ Сына Божия, она подвергает себя смертельной опасности, ведь она, давшая обет девственности, могла быть обвинена в блуде или даже прелюбодеянии (ведь она формально была обручена праведному Иосифу, который, правда, фактически был лишь хранителем ЕЕ девства), а тогда ее могли побить камнями. Но ОНА повинуется воле Божией, несмотря ни на что… Пример для нас. Нас ради соблюдения заповедей Господних никто не заставляет рисковать жизнью, но временные неудобства попытки исполнить заповеди Господни нас нередко ожидают, и многие из нас не желают их терпеть, мол, покаюсь, и Бог простит. А этот пример Матери Божией призывает нас к твердости…

А дальше читался канон праздника, при этом, ирмосы пелись так, как это бывает на всех прочих службах (после пения каждой песни катавасии (повторяющиеся после прочтения всех тропарей каждой песни канона ирмосы) пелись лишь после 3, 6, 8 и 9 песней). При этом в качестве катавасий пелись ирмосы уже канона праздника Воздвижения Креста Господня. Перед 9 песнью, как всегда, диакон воспевает: « Величай душе моя, преславное рождество Божия Матере », а затем хор поет ирмос 9 песни: « Яже прежде Солнца Светильника Бога возсиявшаго, / плотски к нам пришедшаго, / из боку Девичу неизреченно воплотившая, / Благословенная Всечистая, / Тя, Богородице, величаем. ». После этого боковой хор повторяет этот припев несколько раз, а священники прочитывают тропари песни канона. Также хор поет и второй припев, относящийся уже ко второму канону праздника: « Величай, душе моя, / от неплодове рождшуюся Деву Марию. ». Завершается чтение канона и поется катавасия – ирмос 9 песни 2 канона и праздника: « Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем. »… Собственно, он и будет петься в качестве задостойника[118] праздника. Впрочем, на практике, вместо ирмоса 2 канона праздника, в качестве катавасии боковой хор пел ирмос 9 песни канона праздника Воздвижения. Стихиры праздника на службе были сокращены до предела.

По окончании службы о.Димитрий напомнил расписание служб дня праздника и заметил, что в сам день праздника позднюю литургию, вероятнее всего, будет служить правящий архиерей, причем, на литургии может состояться хиротония, то есть, некий диакон будет рукоположен во священники.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.053 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь