Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Всенощное бдение в храме Рождества Пресвятой Богородицы станицы Курчанской



Четверг, Сентября 20 2018
http: //eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/6982-vsenoshchnoe-bdenie-v-khrame-rozhdestva-presvyatoj-bogoroditsy-stanitsy-kurchanskoj

20 сентября 2018 г. Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский, совершил Всенощное бдение в храме Рождества Пресвятой Богородицы станицы Курчанской.

 Главе Новороссийской епархии сослужили: благочинный Темрюкского округа протоиерей Виктор Колмык, протоиерей Пантелеимон Кулинич, иерей Иоанн Олексик, протодиакон Евгений Габов, диакон Никита Савин, диакон Александр Мекркулов и диакон Александр Лысенко.

Во время богослужения была совершена лития с благословением хлеба, вина, пшеницы и елея.

После чтения Евангелия епископ помазал молящихся освященным елеем.

По окончании богослужения Владыка Феогност обратился к прихожанам со святительским словом.

Литургия.

Итак, в этот день намечается архиерейское богослужение, да еще возможна хиротония. Потому я собираюсь идти к поздней литургии, стремясь выйти из дома чуть пораньше. Погода в этот день выдалась чудесная, вполне под стать празднику. Пока иду к храму, начинается праздничный трезвон, причем, с участием басового колокола. Вот, и храм. Когда я вхожу во двор, через верхние ворота в него въезжает архиерейский фотограф, который, прежде чем припарковаться, описывает вокруг храма круги. Это значит, что архиерейское служение действительно намечается. Вхожу в храм. Он пока полупуст. В центре уже стоит архиерейский амвон, а на амвоне обычном уже поставлены аналои с иконами для чтения входных молитв, а также разложены орлецы. Икона праздника в центре украшена цветами. Вскоре начинается чтение часов. На середине 3 часа заканчивается проскомидия[119], и диакон о.Никита Савин, обычно участвующий в архиерейских службах в Геленджике, кадит храм. Он в белом облачении, следовательно, именно он и будет рукоположен в сан священника. Тем временем, вышедший иподиакон кладет на архиерейский амвон в центре еще два орлеца, что означает, что служба будет с чином встречи. К началу 6 часа начинается благовест. К концу 6 часа в притвор выходит диакон о.Никита Савин, держащий архиерейскую мантию, и несет туда один орлец, который будет положен у входа для встречи архиерея. Вслед за ним выходит иподиакон с архиерейским жезлом. Вслед за ними в притвор выходит о.Александр Корниенко с подносом с напрестольным Крестом, а также о.Антоний Новицкий с букетом красных роз и о.Димитрий Осипов (он совершал раннюю литургию, а потому участвует лишь в чине встречи). Завершается чтение часов, после чего воцаряется ожидание. Вскоре со двора раздается чей-то громкий голос, а потом благовест сменяется трезвоном. Через минуту в центр храма выходят диаконы о.Евгений Габов и о.Сергий (Пугач) с кадилами, а также дикирием и трикирием.

Перед началом литургии.

Наконец, уже приехавший архиерей, поднявшись по паперти, входит в храм. У входа его с цветами встречает о.Антоний Новицкий, поздравляя с праздником. Затем архиерей входит в храм. На него надевается мантия и вручается жезл. При этом он благословляет ставленника.… В этот момент архиерею вручается напрестольный Крест, который он целует, а потом все духовенство целует Крест из его рук. «Премудрость! » - возглашает один из диаконов, после чего верхний хор, уже занявший свое место, хор громко и уверенно поет традиционную песнь: «От Восток Солнца до Запад хвально имя Господне. Буди имя Господне благословенно от ныне и до века! » Диакон Евгений Габов вслух читает: «Величай душе моя преславное Рождество Божия Матере» «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй (3 раза)», «Именем Господним Преосвященнейший Владыко благослови». Когда все духовенство поцеловало Крест, то архиерей входит в храм, благословляя народ, под пение ирмоса второго канона праздника: « Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем. ». Он поклоняется образу праздника, а затем идет к амвону. Начинается чтение входных молитв, в которых священнослужители просят у Бога удостоить их возможности совершать литургию (чтение этих молитв для священника не отменяет необходимости чтения правила ко Святому причащению, даже более обширного, чем то, что предназначено для мирян). При чтении особых тропарей архиерей прикладывается к установленным иконам (после чего аналои убираются в стороны, подальше к стенам, и снова ставятся перед амвоном уже в середине службы), а после чтение молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны под пение хора, поющего весьма необычным распевом: «Тон дэспотин архиереаимон кириэфилатэ. Исполла эти дэспота (3 раза).» Архиерей восходит на архиерейский амвон и уже начинает разоблачение – с него снимается мантия, клобук, ряса и временно панагия. Хор красивым и величественным распевом начинает петь песнопение, вообще-то положенное для ПАТРИАРШЕГО БОГОСЛУЖЕНИЯ: «На гору Сион взыди благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о тебе граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком.» Владыка, тем временем, облачается. Диаконы с кадилами становятся на амвоне, прося благословение кадильниц и получив, начинают чтение особых текстов, своих на надевание каждого элемента облачения. Это не молитвы, а как бы пожелания облачающемуся: «Руце… сотвористе и создасте тя» (на надевание поручей) и т.д. надевается подризник[120], поверх которого надевается пояс, а затем епитрахиль[121] и поручи[122], после чего надевается палица[123], саккос[124] и большой омофор[125], а также снова надевается панагия и богослужебный наперсный Крест, а затем гребень, которым он, согласно нормам, причесывается, и наконец, митра (отмечу, что все облачение архиерея было не синим, а белым с синими узорами). Хор при этом, снова неким медленным распевом, поет: «Да возрадуется душа твоя о Гсподе, облече бо тя в ризу спасения и одеждею веселия одея тя и яко на жениха возложи ти венец и яко невесту украси ты красотою.» Итак, облачение завершено. «Господу помолимся! » - Возглашает о.Сергий и о.Евгений Габов громко возглашает традиционные слова: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрая дела твоя и прославят Отца твоего, иже есть на небесех, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

При этих словах облачившееся духовенство выходит на солею и поклонившись архиерею, выходит в центр. Начинается чтение предначинательных молитв. Чтец в это время читает конечную молитву 6 часа. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Антоний Новицкий) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон. «Благослови Владыко! » - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Отец Александр Лысенко, как и раньше, исполняет обязанности иподиакона, держа архиерейский чиновник, открывая его во время ектений, дабы архиерей читал положенные для чтения во время литургии священнические молитвы. Если у греков на двунадесятые Богородичные праздники литургия служится с праздничными антифонами, то в Русской Церкви поются обычные изобразительные. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа! »

Антифон пел верхний хор. Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. Отвечает на призывы диакона штатный боковой хор. После чтения молитв при этой ектении архиерею подносят умывальнцу и он умывает руки, при этом находящийся рядом диакон скороговоркой прочитывает ряд псалмов (умыю в неповинных руце мои и обыду жертвенник Твой….. и т.д.)….. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: « Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Этот антифон пел боковой хор. После этого верхний хор поет традиционное песнопение: « Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас! » И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит о том, что должен делать человек, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, Ветхозаветного. Нищие духом – это люди, видящие себя нищими духовно пред Богом, точнее, адекватно воспринимающие себя, а человеку, видящему свои грехи и понимающему, насколько он отвержен от Бога и по своей склонности ко греху нищ, некогда судить ближних, да такой человек даже радуется, когда кто укажет ему на его недостатки и обличит и даже будет благодарить, как благодетеля. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас того нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами дается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. В центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием (рипиды не использовались из-за нехватки людей), архидиакона о.Сергия с кадилом, протодиакона о.Евгения Габова с Евангелием, а также и прочего духовенства. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Все выстраиваются в центре. Во время пения антифона Владыка снова сидит, вставая в последний момент. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Устав требует, чтобы после этого сразу пелся тропарь праздника, но на практике при архиерейском богослужении, как и всегда поется традиционная песнь, с поправкой на отмечаемый праздник: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, молитвами Богородицы, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. В этот момент хор подхватывает пение и снова, в который раз, начинает со слов «Спаси ны….». И снова духовенство пропевает те же слова. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство. После этого верхний хор пропевает тропарь празднику, а кондак – духовенство. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем местным хором, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение верхнего хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом, на греческом языке.

Возглашал прокимен и читал Апостольское послание диакон о.Никита Савин.

Чтения литургии. Сначала – чтения праздника. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя.

4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других.

5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

И снова перед нами традиционное для Богородичных праздничных праздников апостольское чтение. Апостол призывает в делах любви подражать Богу, ради спасения принявшему человеческое естество, а затем и страдания и смерть, дабы спасти человека. Притом, Он, будучи Богом, не гнушался снизойти до принятия человеческого естества. Потому и мы призываемся не делить ближних на «хороших» и «плохих», а исполнять заповедь о любви не на словах, а на деле. Как Бог любит всех и заботится обо всех людях одинаково, всем желая спасения, так и мы призываемся к любви ко всем, не деля людей на друзей и врагов, но желая добра каждому, имея готовность разделить его радость и горе, готовность истощать себя ради ближнего. Увы, об этом легче говорить, чем исполнять, но если человеку это и невозможно, то все возможно Богу, а потому и мы, далекие от этого, призываемся этому следовать…

И рядовое чтение. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

4Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5один Господь, одна вера, одно крещение, 6один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

7Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

8Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

9А " восшел" что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?

10Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

11И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; 14дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, 16из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

17 Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.

19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

20 Но вы не так познали Христа; 21потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, - 22отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23а обновиться духом ума вашего 24и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.

25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

26Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 27и не давайте места диаволу.

28Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся.

29Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.

30И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.

31Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

И снова нам повторяется тот же призыв не уподобляться людям, не знающим Бога, кои, не зная иного наслаждения, кроме угождения своим похотям, предаются им с рвением, достойным лучшего применения. Задача же христианина – отложить прежнюю жизнь во грехах и следовать путем спасения, к которому нас призвал Господь. Спасение же состоит в отвержении тех самых греховных начал в нас и стяжании добрых. «Поступайте по духу и вы не будете исполнять вожделений плоти….» - пишет апостол в своем послании к Галатам, под вожделениями плоти разумея все те же греховные влечения. Жизнь во грехе – это и есть жизнь ветхого человека, то есть, жизнь потомка Адама. Адам, согрешив, был изгнан из рая, притом, с его грехопадением грех вошел в человеческую природу и с каждым грехом его самого и его потомков эта склонность ко греху укреплялась, так что человек вошел в поистине скорбное состояние. Однако Христос, придя в мир, дал человеку спасение и возможность отвергнуть наследие адамово, очиститься и вместо погибели наследовать спасение. Человеку с его силам это невозможно, но с помощью Божией возможно все и Бог готов прийти человеку на помощь, стоит ему устремиться к Богу, как блудный сын идет в дом отчий, вспомнив об изобилии, которое он имел там. Потому новый человек, о котором говорит апостол, это человек принявший Благовестие Христово и осуществивший его на деле, построив в себе вместо царства греха – Царство Божие. Это и есть самая суть христианства. Эта высота, к которой мы призываемся, вызывает страх (и понимание того, как мы и я сам далеки от нее), но иной цели, кроме спасения, для нас нет…..

«Аллилуиа» - возглашает зычный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой. Дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея во время перед чтением Апостольского послания снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии (его через центр храма проносит архидиакон о.Сергий (Пугач)..). Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Луки): 38В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; 39у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, 42а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

1Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

2Он сказал им: когда мо́ литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; 3хлеб наш насущный подавай нам на каждый день; 4и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

5И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, 6ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; 7а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

8Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему,

сколько просит.

9И Я скажу вам: проси́ те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам, 10ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

11Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

12Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

13Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.

14Однажды изгнал Он беса, который был нем; и когда бес вышел, немой стал говорить; и народ удивился.

15Некоторые же из них говорили: Он изгоняет бесов силою веельзевула, князя бесовского.

16А другие, искушая, требовали от Него знамения с неба.

17Но Он, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет, и дом, разделившийся сам в себе, падет; 18если же и сатана разделится сам в себе, то ка́ к устоит царство его? а вы говорите, что Я силою веельзевула изгоняю бесов; 19и если Я силою веельзевула изгоняю бесов, то сыновья ваши чьею силою изгоняют их? Посему они будут вам судьями.

20Если же Я перстом Божиим изгоняю бесов, то, конечно, достигло до вас Царствие Божие.

21Когда сильный с оружием охраняет свой дом, тогда в безопасности его имение; 22когда же сильнейший его нападет на него и победит его, тогда возьмет всё оружие его, на которое он надеялся, и разделит похищенное у него.

23Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

24Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25и, придя, находит его выметенным и убранным; 26тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

И традиционное для Богородичных праздников Евангельское чтение о Марфе и Марии. Господь пребывает в доме у тех самых сестер Марфы и Марии, чей брат Лазарь будет позднее воскрешен Христом. А теперь Господь проповедует в их доме. Но одна сестра внимательно слушает Христа. Другая же всецело поглощена заботой о столе, вряд ли даже слыша то, что Господь говорит. Зато она видит, что сестра ей не помогает, тут же укоряя Христа, за то, что Он попускает той «бездельничать». Но Господь замечает ей, что та, в отличие от нее, внимательно слушает Его, не просто слушая, а стремясь это исполнять. Именно то, что она примет умом и душой своей, взойдет и принесет плод, как раз будет с ней и не отнимется от нее. А хлопоты Марфы, по существу, Господь именует бесполезными, ибо без многого из того, что она хочет сделать можно было бы и обойтись. Впрочем, это не значит, что все то, что она делает, худо. Нет. Но она всецело поглощена своими хлопотами, игнорируя то, что говорит Господь, да еще укоряя свою сестру, внимательно слушающую Христа, да еще слагающую все услышанное в себе. Можем ли мы сказать о себе, что мы так внимательно слушаем и читаем Слово Божие? Увы, нет. А Мария слушала именно так. Тут вспоминаются слова святителя Феофана Затворника: «Все мы, как Марфа, суетимся…». По преимуществу, большая часть наших забот и попечений, которые мы считаем важными, на самом деле пустые. Они носят нас туда и сюда, лишь поздно вечером бросая без сил на постель, не давая ни помолиться, ни даже подумать о Боге. Такова страсть многозаботливости, угнетающая многих. О ней много рассуждает святитель Игнатий (Брянчанинов). Итак, плох не труд, но ситуация, когда житейские попечения заслоняют собой Бога, когда на заботу о душе «нет времени», потому что «много дел», которые, как правило, куда-то испаряются, когда человек хочет не молиться или читать что-нибудь полезное для души, а развлекать чем-нибудь свое тело….

Евангелие (от Марка): 1 И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

2 И послал в свое время к виноградарям слугу - принять от виноградарей плодов из виноградника.

3 Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

4 Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

5 И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

6 Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

7 Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

8 И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

9 Что же сделает хозяин виноградника? - Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

10 Неужели вы не читали сего в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла; 11это от Господа, и есть дивно в очах наших.

12 И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

13И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.

14Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо,

ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать по́ дать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?

15Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий[126], чтобы Мне видеть его.

16Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.

17Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

18Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря: 19Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.

20Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.

21Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.

22Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.

23Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою.

24Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?

25Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.

26А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова?

27Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

28Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?

29Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; 30и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!

31Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. Иной большей сих заповеди нет.

32Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть Бог и нет иного, кроме Его; 33и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.

34Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

35Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?

36Ибо сам Давид сказал Духом Святым: сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.

37Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

38И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях, 39сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, - 40сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

Господь продолжает обличать фарисеев. Он рассказал притчу о злых виноградарях, в которой имеет в виду иудейских вождей. Бог избрал народ еврейский, утвердив его и дав ему все, что нужно, ниспослав Закон и прочее, ожидая, что народ этот будет приносить Богу плод, то есть, доброе житие. Но вожди этого народа, привыкнув к своей роли, принялись заботиться о том, чтобы приводить людей не к Богу, а к себе, чтобы купаться в народном почитании, не заботясь ни о своем духовном состоянии (которое они считали отличным, будучи неукоснительно исполняя внешние правила Закона), ни о состоянии душ простых людей. Бог неоднократно призывал народ Свой и вождей его к покаянию, посылая пророков, но вожди эти, ненавидя обличения, обращали всю свою злобу на пророков Божиих, избивая и изгоняя их. И наконец, Господь говорит о Себе, намекая на свои Крестные страдания, которые вскоре последуют. И иудеи на вопрос Христа о судьбе этих «бастующих», которые объявили виноградник своим достоянием, сами свидететльствуют о том, какая судьба ждет этих виноградарей. И именно так произошло – Бог отступил от иудейских вождей и от всего культа, которого они придерживаются и до сих дней, и призвал к СЕБЕ всех, кто откликнется на зов. И из их числа избраны и новые виноградари, которые приносили бы плод Богу, то есть, приводили бы к Богу людей. И ныне на епархиальных собраниях часто звучат призывы к священникам – приводить людей к Богу, а не к себе, не устраивать в Церкви секты. Итак, плод ухода за виноградником – души людей, приводимые к Богу и идущие путем заповедей Господних, соединяясь с Богом. И ныне тот, кто ведет людей к себе, а не к Богу, отсекается. Плод же жизни самого человека – душа, находящаяся в единении с Богом, к чему мы и призываемся. Если же жизнь ограничивается одним сознанием существования Бога и на этом все христианство заканчивается, то, как писал апостол Иаков, и бесы верят и трепещут. Такая вера не спасает, но спасает вера деятельная, которая искореняет дурные наклонности в человеке, насаждая добрые, делая душу близкой по своему состоянию к Богу….

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших

ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. При этом, помимо уже традиционных прошений о благополучном завершении строительства двух кафедральных соборов в Новороссийске и Геленджике, были произнесены призывы к молитве о мире в Церкви и о преодолении расколов и нестроений (в связи с желанием Константинопольского патриархата создать автокефальную Украинскую Церковь через голову Московского патриархата, вопреки строгому запрету на действия на чужой канонической территории без согласия того, кто за нее отвечает). После этого сразу последовала ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность.… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие. При этом впереди идет о.Никита Савин, чья голова накрыта воздУхом (большой покров, которым накрываются дискос и чаша в определенные моменты службы). Это верный знак того, что он будет рукоположен во священника. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. Ставленник остается перед амвоном. Вскоре с него снимается воздУх. По обе стороны от него становятся два диакона. Протодиакон.оЕвгений Габов провозглашает: «Повели». Затем они восходят на амвон, кланяясь народу, при этом архидиакон о.Сергий (Пугач) произносит: «Повелите». Ставленника уводят в алтарь, после чего два священника (по правилам, это должны быть два протоиерея, но протоиереев в соборе нашем не осталось) троекратно обводят его вокруг престола, при этом он с земными поклонами целует престол с четырех сторон. При этом духовенство, а затем верхний хор поют традиционные песнопения: « Святии мученицы, иже добре страдавше и венчашеся, / молитеся ко Господу / спастися душам нашим ». « Слава Тебе, Христе Боже, / апостолов похвало и мучеников веселие, / ихже проповедь Троица Единосущная ». « Исаие ликуй, / Дева име во чреве, / и роди Сына Еммануила, / Бога же и человека, Восток имя Ему, / Его же величающе, / Деву ублажаем ». Наконец, ставленник, совершив три земных поклона, становится на колени, кладя голову на престол. Архиерей накрывает голову его Евангелием, на которое кладет омофор, при этом возглашая: «Божественная Благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая, пророчествует благоговейнейшаго диакона Никиту во пресвитера. Помолимся убо о нем, да приидет на него Благодать Всясвятаго Духа». После этого он читает длительную молитву, при этом сначала духовенство, а затем - хор, поют «Господи помилуй» (хор – на греческом языке). И вот, совершилось. Ставленник встает, становясь в Царских вратах. С него снимается диаконский орарь. Архиерей показывает народу атрибуты священнического облачения, произнося «Аксиос» (достоин), которое троекратно пропевают сначала духовенство, а потом верхний хор. Потом они вручаются ставленнику: епитрахиль, как главный символ Благодати священства, пояс, надеваемый поверх подризника (который сейчас заменяет диаконский стихарь), фелонь, священнический крест, и наконец, священнический требник, содержащий в себе все необходимые священнику молитвы. Таинство совершилось. После этого архиерей вводит нового священника в алтарь, вручая ему еще не освященный Агнец со словами: «прими этот залог….».После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. А затем, хор поет «Достойно есть…..»[127]. Выклички не было (хоть она и является неотъемлемой частью архиерейского богослужения), но сразу правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях), хор поет стихиры праздника.

 Хоть верующих для такого праздника было и не особенно много, но причастников было порядочное количество, так что причащение шло на три чаши (третьим был о.Димитрий Осипов, который совершал раннюю литургию, а значит, в поздней не участвовал). И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

Хор дважды пропевает «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века», и духовенство выходит в центр храма, самостоятельно пропев тропарь, кондак и величание праздника. Затем, поклонившись образу праздника, они уходят в алтарь. После этого Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» поется третий раз, а затем литургия заканчивается. Духовенство целует Крест из рук архиерея, и уходит в алтарь.

Напутствие новопоставленному иерею Никите Савину.

После произнесения отпуста Владыка Феогност поздравил новопоставленного священника с рукоположением в священный сан, пожелав помощи Божией в несении многотрудного Креста священника. Он, как и его супруга, все это время служил в подворье в Дивноморске, трудясь усердно. Также он пожелал ему и в дальнейшем усердия в несении этого Креста, а главное – не забывать о той присяге, которую он давал. Он должен исполнять волю Божию, повинуясь священноначалию, не уклоняясь в своеволие. Если священник, презирая священноначалие, а также заповеди, начинает творить только свою волю, то это погибель. В первую очередь, от этого будет страдать он сам, ибо Бог попускает ему бедствия для его вразумления, но также будет страдать и его семья, ибо члены его семьи будут разрываться между почитанием его, как человека, и повиновением Церкви. Но ради верности Богу они тогда должны будут изринуть отступника из своей жизни, дабы не подпасть осуждению вместе с ним. Но новопоставленный священник должен быть верен Богу, непрестанно познавать волю Божию, усердно служить, молиться, ежедневно читать священническое правило, приобщаться Святых Христовых Таин. Он должен быть не просто священником, но пастырем для своей семьи, для верующих, а не так как это часто бывает – в храм он один, в семье он – другой, а еще с кем-то – третий. Это чревато раздвоением личности, и означает для него погибель. Также он напутствовали присутствующую здесь же супругу священника, сказав, что быть женой священника – трудный Крест, а также призвав с честью нести его…. Наконец, он преподнес новопоставленному священнику Евангелие, призвав всегда его читать, ибо в нем содержится вся основа нашей веры. Все богослужение связано с Евангелием. Потому он должен не оставлять его чтение, ибо если он оставит его, то это означает для него забвение воли Божией. Также он преподнес ему Богородичную просфору, призвав, как можно чаще совершать литургию, и причащаться Святых Христовых Таин. Наконец, он подарил ему вложенный в рамку текст священнической присяги, которую он вчера дал перед духовником, подписав ее. Он призвав повесить ее у изголовья кровати, дабы всегда, ложась и вставая, видеть ее, вспоминая об обетах, которые он дал, дабы не уклоняться в своеволие, а своеволие – начало погибели.

Наконец, после поздравлений и напутствия о.Никита ушел, а Владыка обратился к народу со словами о празднике. Ныне мы празднуем Рождество Пресвятой Богородицы, праздник начала спасения нашего, начала исполнения обетований о спасении человека. Некогда человек согрешил, вняв внушению диавола, поддавшись на его соблазн: «будете, как боги». Это подобно тому, как в начале XX века многие деятели соблазняли народ посулами, дескать, вы сами – творцы истории, призыая к свержению власти и переделу всего и вся. В сущности, их правильнее назвать преступниками, ибо плодами их деятельности явилась разруха и развал. Точно также и диавол действовали действует, ища, кого бы погубить. Плодом же того соблазна стало изгнание человека из рая. Когда первые люди согрешили и были изгнаны из рая, то Бог дал им обетование о спасении, сказав о том, что «семя жены сотрет главу змия» (точные слова Бога, согласно, Книге Бытия, обращенные к змею:  « за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; 15и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно (семя) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту » - прим. моё). Но праотцы думали, что спасение произойдет совсем скоро, а потому какое-то время жили спокойно и беспечно. Но вскоре они увидели плоды своего грехопадения, когда их старший сын Каин убил младшего. И тогда они явно увидели повреждение, которое случилось по причине их греха. В дальнейшем, поэтому они старались жить, пытаясь угождать Богу, а потому прочие их дети явились плодами молитв их. И вот, настало время, когда Бог благоволил исполнить обещанное. Пречистая Дева явилась дочерью праведных Иоакима и Анны, которые жили праведно пред Богом, но не имели детей, с чем связаны были многие их скорби, так как они подвергались из-за этого поношению. Потому они всю жизнь усердно молились, прося даровать им детей. Однажды святой Иоаким пришел в храм, дабы принести жертву Богу, но первосвященник не принял ее, сказав, что раз он не имеет детей, то на нем благословения Божия, а значит, он недостоин и дары Богу приносить. Опечаленный он, как и его супруга, пошли в пустыню, решив, что не вернутся, пока Бог не умилостивится над ними. Анна же, молясь, говорила, что и птицы имеют птенцов, а она лишена радости иметь детей. И тогда им явился Ангел, сказав, что Бог услышал их молитвы, и у них будет дитя, повелев им идти в храм Иерусалимский. И они не отходили от храма долгое время.… А потом у них родилась дочь, названная Марией. За долгие годы она явилась единственной их радостью, однако, они, во исполнение данного обета, принесли ЕЕ в храм Божий, посвятив ее Богу. Именно так, через рождение от родителей, подготовленных долгой праведной жизнью, Бог готовил СЕБЕ сосуд. И Она, родив плотью Христа, поистине, явилась кивотом Божества. У нее в прошлом было много прообразов: сосуд с манной, которую некогда ниспосылал Бог еврейскому народу в пустыне, сам ковчег Завета, а также лежащий некогда там же жезл Аарона, расцветший, когда Бог явил – кого Он хочет видеть первосвященником. Также это скала из видения царю Навуходоносору, от которой откололся камень без рук, сокрушив истукана, а также и камень, из которого Бог дал евреям воду. Этих прообразов много. И все они указывают на Матерь Божию, через которую в мир пришел Христос. И потом рождение ЕЕ празднуется нами, как начало нашего спасения. Этот праздник особенно любим на Руси, в честь него построены многие храмы и монастыри, многие из которых построены в благодарность за помощь Божию в каком-то деле, например, в благодарность за дарование детей. И именно в этот день состоялась знаменитая Куликовская битва, когда объединенное войско русских княжеств разгромила орду Мамая. Это означало, что иноземное иго над Русью подходит к концу. Разумеется, через какое-то время на Русь вторгнется хан Тохтамыш и разорит Москву, но это будет уже другая история. Куликовская битва показала, что врага можно бить. Перед битвой князь и все войско усиленно молились, а князь просил благословения преподобного Сергия Радонежского, и получил его. И эта победа была, поистине, чудом Божиим, ибо иго татарское над Русью тяготело уже более ста лет, а русский человек не был по натуре воином. Он был хлебопашцем, берясь за оружие лишь в крайних случаях. В то же время, татары были профессиональными воинами, которые жили грабежом, рождались и умирали в седле, считая за честь умереть в бою. И над этим противником Бог даровал нам победу….

Благословив народ и поздравив с праздником, он, под пение многолетие, ушел в алтарь. После этого на амвон вышел о.Димитрий Осипов, который поздравил всех с праздником, напомнив расписание служб, а также заметив, что в субботу в 16.00 возобновляет работу воскресная школа для взрослых. После этого Крест для целования давал новопоставленный священник о.Никита Савин.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.127 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь