Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СВЯЩЕННОМУЧЕНИК, ДИАКОН НИКОЛАЙ ШИРОГОРОВ



Николай Дмитриевич Широгоров

Память 11 / 24 сентября и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 9 / 22 ноября 1904 г. в с. Здехово Богородского уезда (ныне Щелковского района Московской области) в семье диакона Николаевской церкви о. Димитрия (Дмитрия Ивановича) Широгорова (+ 1939) и жены его матушки Марии Ивановны из семьи Горских, духовного сословия. Род Широгоровых издавна связан с духовным сословием. Дед его, о.Иоанн (Иван Николаевич) Широгоров (1851-1889) был священником Никольской церкви с. Жегалова Осеевской волости[265] того же уезда и похоронен там у церкви.

Николай окончил 4 класса сельской школы и 2 класса духовного училища, получить полное богословское образование не успел.

В 1919 г. семья переезжает в село Богослово Щелковской волости Московского уезда, куда глава семьи, после рукоположения в сан священника, был назначен настоятелем Казанской церкви.

Во время гражданской войны Николай Широгоров был на некоторое время призван в тыловое ополчение Красной армии.

После демобилизации он был рукоположен в сан диакона к Троицкой церкви села Ольявидово Дмитровского района и после закрытия храма был переведен в с. Ямкино Ногинского района.

26 ноября 1937 года был арестован НКВД в Ямкино с обвинением в срыве предвыборного собрания в клубе, который занял одно из помещений церковного комплекса. Проходил по одному делу со священником Николаем Покровским, священником Димитрием Беляевым и псаломщиком Амелюшкиным Михаилом Спиридоновичем. Диакон Николай виновным себя не признал.

1 декабря того же года тройкой НКВД приговорен к 10 годам лагерей. Наказание был отправлен отбывать в Безымянский исправительно-трудовой лагерь НКВД, располагавшийся около Самары.

Скончался в лагере 24 сентября 1942 г., погребен в безвестной могиле.

Только лет через 10 после действительной гибели о.Николая Ногинский ЗАГС прислал в Богослово на адрес его родителей Свидетельство о его смерти «от пеллагры»[266] 21 августа 1943 г. с прочерком места смерти.

6 декабря 2003 года постановлением Священного Синода был причислен к лику святых новомучеников российских для общецерковного почитания.

Использованные материалы

  • Сведения краеведа Георгия Васильевича Ровенского, г.Фрязино.
  • Священник Максим Максимов. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Дополнительный том 2» Тверь, 2005 год, стр. 189-190.
    • http: //www.fond.ru/index.php? menu_id=370& menu_parent_id=0& pe...869
  • БД ПСТГУ " Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http: //www.pstbi.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/? HYZ9EJxGH...b**

О дне сем.

Вечерня и утреня.

У нас соборе полиелея не ожидается, однако я привожу чтения именно полиелейной службы.

Евангелие на утрени (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и

Бремя Мое легко.

Как и всегда, в праздники преподобных читаются эти странные слова. Сам Господь говорит о спасении: « Человеку это невозможно, Богу же все возможно ». А еще Господь говорит: « без Меня не можете делать ничего ». Человек склонен ко греху, который сделался для падшего человека естественным. вся история человека показала, что пытаясь преодолевать эту тягу ко греху, человек терпел поражение в этой борьбе, так что все люди Ветхого Завета шли в ад, ибо пред Богом не смог оправдаться никто, как никто не смог понести бремени заповедей Господних. И лишь с приходом Христа человек получил возможность спасения, так что не человек спасается, но Бог спасает его. Впрочем, хоть Бог и облегчает ему путь спасения, но идти он должен собственными ногами, а значит, падения неизбежны, притом, Бог не спасает человека без его желания. Однако и думать, что человек спасается сам, своими силами, тоже неверно..Никто из подвижников Ветхого Завета не смог понести бремени зпаповедей Господних, и ныне никто не понесет, если не осознает, что без Бога он ничто. И преподобный Симеон, Новый Богослов пишет удивительные слова: « тщательное исполнение заповедей научает человека его немощи ». То есть, пытаясь их исполнять, он лишь осознает, что не может это сделать без Бога, прося помощи. И Бог помогает ему. А так как человек склонен ко греху, то путь к Богоугодной жизни лежит через борьбу с греховными влечениями, борьбу тяжелую, которая завершается лишь к концу жизни. По мере же очищения человека Благодать Божия входит в него, преображая его изнутри. И лишь когда Дух Божий совершенно водворяется в человеке, тогда исполняются слова Христа о легкости бремени Христова…

Литургия.

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

4Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5один Господь, одна вера, одно крещение, 6один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

7Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

8Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

9А " восшел" что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?

10Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

11И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; 14дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, 16из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

17Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.

19Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

20Но вы не так познали Христа; 21потому что вы слышали о Нем и в Нем научились, - так как истина во Иисусе, - 22отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23а обновиться духом ума вашего 24и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.

25 Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

26 Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 27и не давайте места диаволу.

28 Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять

Нуждающемуся.

29 Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.

30 И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.

31 Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

Вслед за обищими советами апостол дает конкретные советы – отвергнуть всякий гнев, злобу, но относиться друг к другу с любовью. Увы, это легче сказать, чем сделать, ибо гнев стал частью падшего естества человека, а потому борющийся с гневом, борется с самим человеческим естеством, что очень тяжело, да и духи злобы знают, что гнев – одно из лучших орудий совращении человека в грех, ибо именно в гневе человек может совершить много зла и устами и даже руками. Лишь с помощью Божией человека может ожидать успех, но и тогда его ждет тяжелая борьба, ибо Бог смягчает сопротивление греховной плоти и бесов, но не устраняет их совершенно, не потому что не может, но так как хочет, чтобы и человек потрудился, познав свою немощь, а значит и то, что лишь с Богом он может добиться успеха. Увы, часто тот факт, что гнев естественен для человека, то раздаются голоса о том, что ничего плохого в нем нет, равно как и гордость падший человек провозгласил добродетелью. Но не эти ли слова апостола могут и должны открывать истину. Всякому, рассуждающему о полезности гнева стоит показать эти слова. Да, и Отцы Церкви рассуждают о гневе однозначно. Впрочем, не всегда гнев отсекается, но и тогда дается совет: если тебя одолевает гнев, то обрати его против диавола, искушающего тебя и вводящего в грех…. Впрочем, чтобы совершенно отвергнуть раздражительность и страсть к осуждению, необходима долгая и трудная борьба, успех которой будет лишь к концу жизни. Однако усилия стоят того, поскольку на кону – Царство Небесное, уготованное человеку.

Евангелие (от Матфея): 1Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим 2и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; 3итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают: 4связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их; 5все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища[267] свои и увеличивают воскрилия одежд своих; 6также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!

8А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья; 9и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; 10и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.

11Больший из вас да будет вам слуга: 12ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.

13 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не вхо́ дите и хотящих войти не допускаете.

14 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго мо́ литесь: за то́ примете тем бо́ льшее осуждение.

15 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

16 Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен.

17 Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото?

18 Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

19 Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

20 Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; 21и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; 22и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

23Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру; сие надлежало делать, и того не оставлять.

24Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

25Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.

26Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

27Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты; 28так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония.

29Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что строите гробницы пророкам и украшаете памятники праведников, 30и говорите: если бы мы были во дни отцов наших, то не были бы сообщниками их в пролитии крови пророков; 31таким образом вы сами против себя свидетельствуете, что вы сыновья тех, которые избили пророков; 32дополняйте же меру отцов ваших.

33Змии, порождения ехиднины[268]! как убежите вы от осуждения в геенну?

34Посему, вот, Я посылаю к вам пророков, и мудрых, и книжников; и вы иных убьете и распнете, а иных будете бить в синагогах ваших и гнать из города в город; 35да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником.

36Истинно говорю вам, что всё сие придет на род сей.

37Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!

38Се, оставляется вам дом ваш пуст.

39Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!

Снова нам предлагается для чтения глава, где Господь обличает иудейских вождей. Полностью она читается на утрени Великого вторника на Страстной седмице (на практике читается в понедельник вечером). Поистине, никого больше Господь так не обличал, как этих иудейских вождей, казалось бы, исполнявших Закон во всех мелочах. Но в том-то и дело, что они, во всех мелочах исполняя внешние обряды, относительно всего остального вели себя не так строго, а пользуясь знанием Закона, разрешали себе все, что угодно. Но исполнения внешних норм им казалось достаточно и они, превозносимые народом за их внешнее благочестие, сами уверились в своей праведности. Разумеется, исполнять внешние обряды куда проще, чем заботиться о своей душе, потому они и зациклились на одном внешнем, поставив эти обряды выше Бога. И при этом это их обрядоверие наложилось на страшную гордость, охватившую их. Это страшное состояние духовно ослепляет человека, делает его неспособным к покаянию. Именно поэтому Господь и обличает их такими страшными словами, называя «змеями», «порождениями ехидниными», «гробами окрашенными». И эти наименования верны, ведь даже самый страшный грешник может осознать свои грехи и покаяться, а гордец, мнящий себя праведным, потерян для Царства Божия, поскольку не видит своих грехов, которые отлучают себя от Бога. В данном случае, акцентируется внимание на словах о том, что они сами не входят в Царство, и желающих прийти не допускают. Речь о том, что они не приняли Христа, и начали Его гнать, а впоследствии начали гнать и всех, кто желал следовать за Ним. Таким образом, они воистину, сами не вошли в Царство, и другим препятствовали. Также Господь обличает их за совершение молитвы напоказ, так что они, останавливаясь, молятся в публичных местах, как бы демонстрируя свое благочестие. В гордости своей любя похвалы людей, они все свое поведение начали строить так, чтобы больше получать похвал. В этом случае благочестивой жизни наступает конец, на смену ей приходит актерская игра, в которой человек стремится продемонстрировать всем свое благочестие, дабы получить новую порцию похвал, как актер на сцене играет, дабы вновь и вновь слышать аплодисменты, которые «дают ему силы жить». Так и подобный «подвижник», как актер, надевает на себя маску праведника, показываясь в ней людям. К реальному духовному состоянию эти маски, разумеется, никакого отношения не имеют, а таким образом, речь идет об обмане. А отец лжи есть диавол. Для нас похвалы людей не должны иметь никакого значения. Впрочем, в желании угождать Богу сегодня трудно получить похвалу. Сегодня желание жить по заповедям, скорей, встречает насмешки и поношения, вплоть до того, что мимо дома, где живет христианин, будут проходить соседи, смеясь над «попом» и «монахом», а родственники и знакомые – клеймить «фанатика». Для мира наша вера – безумие, особенно сегодня, когда девизом общества стал призыв «бери от жизни все». Поэтоиу желающий получать похвалы от людей сегодня, скорей, оставит желание жить, угождая Богу, живя, «как все». « Да и всегда желающие жить благочестиво будут гонимы ….» - пишет по этому поводу апостол Павел. Поэтому любовь к похвалам и излишнее внимание к ним - это гибельный путь…

И чтения праздника преподобного Силуана. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи́ те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны, ) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носи́ те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

И снова о делах плоти и плодах духа. Естество человеческое склонно ко греху, а потому удобно порождает грех. Творящий же грех Царства Божия не наследует. Поэтому апостол призывает искоренять его, стремиться к жизни добродетельной. Путь к ней лежит через борьбу, подчас тяжелую, так что слова апостола о «распятии плоти со страстями и похотями» более чем точны, так как многие греховные навыки сделались для падшего человека естественными (гнев, гордость и прочее). Указанные же апостолом плоды являются плодами борьбы, дарами Духа Божия, которые открываются в человеке, ставшем сосудом Духа. Таковы – любовь бесстрастная, одинаково обнимающая родных и неродных, друзей и врагов (лучше сказать – для такого человека есть только один враг – диавол), почитая их, как образ Божий, искаженный грехом, но не утративший достоинства. Таковы и радость и мир, неизменные, переполняющие человека. Их не может поколебать никакая скорбь века сего, никакая напасть, так что они не имеют ничего общего с нашими земными сиюминутными радостями. Таковы и происходящие от них терпение и доброта, а также милосердие, готовое истощать всего себя ради ближнего, вера, обладая которой, человек, как дитя, всецело доверяется Богу, отрекаясь от своей греховной воли, а живя лишь по воле Божией. Такова кротость и таково незлобие, охотно прощающие прегрешения ближних и таково воздержание, без колебаний отсекающее страстные и греховные влечения, как нечто чуждое и скверное. Все это так не похоже на нашу жизнь, но это, как было написано – плоды, то есть, то, что стяжает человек, уже добившись результата, что чаще всего, бывает к концу жизни… Человек есть храм и пустой его душа не останется. Вопрос лишь в том, какой дух обитает в нем. Если же человек хочет наследовать Царство Божие, то строить его в себе человеку придется уже здесь, на земле.

Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами:

14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20 И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21 Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22 Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23 Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

И традиционное краткое изложение заповедей блаженства.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.05 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь