Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Всенощное бдение в канун праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня



Среда, Сентября 26 2018
http: //eparh.info/index.php/explore/latest-items-4-colums/item/7001-vsenoshchnoe-bdenie-v-kanun-prazdnika-vozdvizheniya-chestnago-i-zhivotvoryashchego-kresta-gospodnya

26 сентября 2018 года, в канун праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, Преосвященнейший Феогност, епископ Новороссийский и Геленджикский, совершил всенощное бдение в храме преподобного Сергия Радонежского архиерейского подворья села Дивноморское.

Его Преосвященству сослужили: протоиерей Николай Шитьман, протоиерей Владимир Сазонов, иерей Александр Пульнова, иеромонах Климент (Симоненко), протодиакон Евгений Габов и диакон Александр Лысенко.

 Во время богослужения была совершена лития с благословением хлеба, пшеницы, вина и елея.

После великого славословия епископ Феогност совершил чин воздвижения Креста, после чего помазал прихожан освященным елеем.

По окончании богослужения Преосвященнейший Владыка обратился к молящимся с проповедью.

Литургия.

В сам день праздника я был на поздней литургии в храме Новомучеников. Здесь мало что изменилось, только в центре храма лежит новый крест, без вложенной частицы Креста Господня, бывшей в старом кресте. Когда я пришел, здесь закансивалась ранняя литургия, после которой служащий ее о.Сергий Видяев говорил о значении Крестных страданий Христа. Чтение часов к поздней литургии началось еще когда молящиеся на ранней литургии подходили ко Кресту. Позднюю литургию совершал ключарь храма, о.Александр Беспрозванный. Служба здесь проходила несколько более неспешно, чем в последнее время это бывает в соборе.

В праздник Воздвижения вместо изобразительных антифонов, которые поются большую часть года, поются особые, праздничные.

Антифон 1 глас 2. Псалом 21:

Стих 1: Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси? Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

И паки другий лик, стих 2-й: Далече от спасения моего словеса грехопадений моих. Молитвами Богородицы:

И паки 1-й лик, стих 3: Боже мой, воззову во дни и не услышиши, и в нощи, и не в безумие мне. Молитвами Богородицы…..

Таже 2-й лик, стих 4: Ты же во святем живеши, Хвало Израилева. Молитвами Богородицы…..

Слава, и ныне: Молитвами Богородицы….

Именно в 21 псалме существуют слова: « Разделиша ризы моя себе и о одежди моей меташа жребия …», другие же слова, известные нам по Евангелию, начинают псалом. Этот псалом – вопль отчаяния, крик человека, полностью оставленного Богом, потому вряд ли кто-то дерзнет читать его в качестве личной молитвы, ибо при всех, выпадающих на ншу долю скорбях, мы знаем, что Бог не оставляет нас.…. Но этот псалом напоминает нам о Крестных страданиях Христа и написан как бы от Его имени.…

После этого следует второй антифон:

 Антифон 2 глас 2. Псалом 73:

Стих 1: Вскую, Боже, отринул ны еси до конца? Спаси ны, Сыне Божий, плотию распныйся, поющия Ти: аллилуиа.

Другий лик, стих 2: Помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва. Спаси ны, Сыне Божий:

Стих 3: Гора Сион сия, в нейже вселился еси. Спаси ны, Сыне Божий:

Стих 4: Бог же Царь наш прежде века содела спасение посреде земли. Спаси ны, Сыне Божий:

Антифон 3 глас 1. Псалом 98:

Стих 1: Господь воцарися, да гневаются людие.

Таже тропарь: «Спаси, Господи, люди…» Твоя: весь до конца.

Другий лик тойже стих: Господь воцарися, да гневаются людие, седяй на херувимех, да подвижится земля.

Тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя….»

И паки 1-й лик, стих 3: Господь в Сионе велик, и высок есть над всеми людьми.

Тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…..»

Другий лик, стих 4: Поклонитеся Господеви во дворе святем Его.

Тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя….»

После возгласа «Премудрость прОсти» диакон провозглашает: « Возноси́ те Господа Бога нашего и покланя́ йтеся подно́ жию но́ гу Его́, я́ ко свя́ то есть ».

Чтения литургии. Сначала – рядовые. Отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные, 2и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.

3А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым.

4Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение; 5ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

6Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; 7итак, не будьте сообщниками их.

8Вы были некогда тьма, а теперь - свет в Господе: поступайте, как чада света, 9потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

10Испытывайте, что́ благоугодно Богу, 11и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

12Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.

13Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

14Посему сказано: " встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос".

15Итак, смотри́ те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, 16дорожа временем, потому что дни лукавы.

17Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.

18И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, 19назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу, 20благодаря всегда за все Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа, 21повинуясь друг другу в страхе Божием.

22Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

24Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

25Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; 27чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.

28Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.

29Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, 30потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

31Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

32Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Глава 6.

1 Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.

2 Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: 3да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.

4 И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.

5 Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, 6не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, 7служа с усердием, как Господу, а не как человекам, 8зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный.

9 И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.

От советов к супругам апостол переходит к наставлениям родителям и детям и господам и их слугам или рабам. И то и другое актуально. Многие ли из нас могут сказать, что у него во взаимоотношениях с родителями все нормально и нет конфликтов? Увы, мало у кого все безоблачно. Но очень редко бывает, когда окружающие обличают тебя совершенно безосновательно. Чаще всего критика со стороны людей абсолютно справедлива и только наша с вами гордость мешает это осознать и признать. Это справедливо и для отношений родителей и их детей. Уважение детей к родителям своим абсолютно нормально.… Однако и родители – тоже грешные люди и часто ошибаются. Часто бывает, что они бывают сами виноваты в том, что дети восстают против них. Часто родители что-то упускают в воспитании своих детей, либо излишне потакая им, либо, напротив, злоупотребляя террором против детей. А именно против этого агитирует апостол. Сегодня же, увы, чаще можно услышать апелляции к русской старине, когда главным средством воспитания детей была розга или батоги. Да, и известный памятник русской старины – «Домострой» велит отцу не оставить у сына ни единой целой косточки, но…. призвать к послушанию. И книги XIX века на эту тему тоже сводят все наставления о воспитании детей к батогам. Например, приводится случай, когда отец выпорол за какой-то пустяк своего сына…. уже взрослого, зрелого человека, известного офицера и это преподносится, как пример добродетели: отец – заботится о том, чтобы сын слушал старших…. Но если сводить все воспитание к гневу, к насилию, к батогам или ремням, то что останется?! А апостол призывает к любви. Любовь не потакает грехам ближнего, а желает исправления его, однако она знает меру средствам исправления. Часто для достижения нормальной обстановки в семье нужны не батоги, а просто умение находить общий язык. Злоба же и ожесточение рождают только злобу. Так, что кажущиеся благочестивыми призывы к возвращению к патриархальным традициям на деле несут мало хорошего. Рассудительность и любовь – вот, гарантия того, что все в семье будет правильно.… То же самое касается и отношений начальства и подчиненных. Взаимное уважение и любовь – это гарантии мира в семье, обществе, государстве. Лучше сказать, что родители и дети, начальники и подчиненные, призваны видеть друг в друге, в первую очередь, братьев во Христе, а уж потом, детей, родителей, начальников, подчиненных и так далее. Любовь должна быть во главе. К этому и призывает апостол, а вовсе не к следованию патриархальным устоям, к чему сводят толкование этих слов многие традиционалисты.

Евангелие (от Матфея): 1И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма.

2Иисус же сказал им: видите ли всё это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено.

3Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?

4Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, 5ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: " я Христос", и многих прельстят.

6Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: 7ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; 8всё же это - начало болезней.

9Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое; 10и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга; 11и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; 12и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; 13претерпевший же до конца спасется.

14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, - читающий да разумеет, - 16тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; 17и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; 18и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.

19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!

20 Моли́ тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, 21ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, - не верьте.

24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

25 Вот, Я наперед сказал вам.

26 Итак, если скажут вам: " вот, Он в пустыне", - не выходи́ те; " вот, Он в потаенных комнатах", - не верьте; 27ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого; 28ибо, где будет труп, там соберутся орлы.

29И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; 30тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; 31и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.

32От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; 33так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях.

34Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет; 35небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.

36О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один; 37но, ка́ к было во дни Ноя,

так будет и в пришествие Сына Человеческого: 38ибо, ка́ к во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, 39и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого; 40тогда будут двое на поле: один берется, а другой оставляется; 41две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется.

42Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет.

43Но это вы знаете, что, если бы ведал хозяин дома, в какую стражу придет вор, то бодрствовал бы и не дал бы подкопать дома своего.

44Потому и вы будьте готовы, ибо в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

45Кто́ же верный и благоразумный раб, которого господин его поставил над слугами своими, чтобы давать им пищу во время?

46Блажен тот раб, которого господин его, придя, найдет поступающим так; 47истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

48Если же раб тот, будучи зол, скажет в сердце своем: не скоро придет господин мой, 49и начнет бить товарищей своих и есть и пить с пьяницами, - 50то придет господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, 51и рассечет его, и подвергнет его одной участи с лицемерами; там будет плач и скрежет зубов.

Отрывок из главы, где Господь говорит о судьбах мира. Некоторые трактую эту главу, как пророчества о признаках конца света. Но на деле Господь говорит обо всем периоде, от Его Вознесения, и до последнего дня мира. Народ на народ и царство на царство восстают непрерывно от самого начала существования мира, так как зло господствует над человеком с тех самых пор, как Каин убил Авеля, а потомки Каина начали смешиваться с сынами Сифа. И болезни и эпидемии поражают человека непрестанно. Гонения же вера наша претерпевает с самых дней проповеди Христа. Так что эти слова – есть нечто большее, чем пророчество о конце света. Господь здесь дает общие наставления. Например, Господь говорит о скором нашествии лжехристов и лжеучителей, которые будут смущать народ. Они были уже во времена апостолов, так что эти слова были актуальны всегда. Здесь же наше внимание акцентрируется на словах, обычно относимых к последним дням мира. Однако, если говорить о словах о мерзости запустения на Святом месте, как признаке того, что надо бежать, то в Евангелии от Луки четко указывается, что Господь говорит здесь о разорении Иерусалима римлянами, которое было при подавлении восстании иудеев, а к бегству Господь призывает, дабы меньше было жертв. На деле Христа мало кто из евреев послушал. Впрочем, слова о мерзости запустения на святом месте часто трактуются в том ключе, что в последние годы существования мира Иерусалимский храм будет восстановлен, и антихрист в дни своего правления будет сидеть в нем, как божество. Кроме того, считается, что признаком близости конца мира будет то, что на Земле не останется народов и людей, не просвещенных светом веры Христовой. Этого в наши дни, конечно, не заметно. Кроме того, наше внимание акцентируется на призыве не верить тем самым лжеучителям и лжехристам, которые будут призывать следовать куда-то. Но Христу нет необходимости приходить в том виде, в каком Он приходил первый раз. Он приходил в уничиженном виде, дабы воспринять наш падший образ и пострадать за нас, взойдя на небеса и прославив человеческое естество. В поледний день мира Он придет во всей своей Божественной славе, как царь и Судья, дабы судить мир, притом, придет внезапно. И это значит, что никому не нужно будет искать Христа – Он сам найдет и призовет к Себе каждого человека, и тот не сможет не явиться на Суд. но в конечном итоге, смысл всего, что говорит Господь состоит в последних словах, где Он призывает быть всегда готовыми к пришествию Его, а также к Суду, дабы не быть посрамленными судом этим. Однако событий конйа света плотскими очами мы може и не увидеть, зато смерть ожидает нас всех, а она для нас столь же внезапна, и после нее человек ответит за все, что сделал в жизни земной…

И чтения праздника. Отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам: 10Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.

11Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры.

12Я разумею то, что у вас говорят: " я Павлов"; " я Аполлосов"; " я Кифин"; " а я Христов".

13Разве разделился Христос? разве Павел распялся за вас? или во имя Павла вы крестились?

14Благодарю Бога, что я никого из вас не крестил, кроме Криспа и Гаия, 15дабы не сказал кто, что я крестил в мое имя.

16Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю.

17Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова.

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия.

19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.

20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

21 Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; 23а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, 24для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость; 25потому что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков.

26Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много

благородных; 27но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; 28и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, - 29для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.

30От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, 31чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом.

Начало послания апостола, в котором он обличает паству за царящие среди нее распри. И здесь же он пишет о Кресте Христовом и вере нашей, которая для мира является безумием, отчего он и не принимает ее, гоня веру нашу, либо принимая из предлагаемого слова то, что ему удобно. Мы же, приняв слово сие, для мира становимся безумными, но « кто хочет быть мудрым – будь безумным, ибо мудрость века сего – есть безумие пред Богом …». Это не значит призыв к поголовному юродству, но призыв отвергнуть мирское суемудрие, восстающее против веры нашей и изобретающее новые поводы не принимать веру нашу. Здесь же и апостол пишет о том, что он проповедует не с целью показать собственную мудрость, но открыть мудрость Божию, самому оставаясь как бы в тени Евангелия. Это значит – поставить волю Божию превыше своей. Это означает и безграничное доверие Богу, но и желание всегда принимать волю Божию, прежде чем изъявлять свою, которая должна быть подчинена Божией. Увы, в нашей жизни это – не всегда так, но чаще своя воля действует, не пытаясь согласовываться с Божией, которая отражена в Евангелии.… Но именно поэтому эти тексты и читаются.

И Евангелие (от Иоанна): 1Сказав сие, Иисус вышел с учениками Своими за поток Кедрон, где был сад, в который вошел Сам и ученики Его.

2Знал же это место и Иуда, предатель Его, потому что Иисус часто собирался там с учениками Своими.

3Итак Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, приходит туда с фонарями и светильниками и оружием.

4Иисус же, зная все, что с Ним будет, вышел и сказал им: кого ищете?

5Ему отвечали: Иисуса Назорея. Иисус говорит им: это Я. Стоял же с ними и Иуда, предатель Его.

6И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю.

7Опять спросил их: кого ищете? Они сказали: Иисуса Назорея.

8Иисус отвечал: Я сказал вам, что это Я; итак, если Меня ищете, оставьте их, пусть идут, 9да сбудется слово, реченное Им: из тех, которых Ты Мне дал, Я не погубил никого.

10Симон же Петр, имея меч, извлек его, и ударил первосвященнического раба, и отсек ему правое ухо. Имя рабу было Малх.

11Но Иисус сказал Петру: вложи меч в ножны; неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?

12Тогда воины и тысяченачальник и служители Иудейские взяли Иисуса и связали Его, 13и отвели Его сперва к Анне, ибо он был тесть Каиафе, который был на тот год первосвященником.

14Это был Каиафа, который подал совет Иудеям, что лучше одному человеку умереть за народ.

15За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический.

16А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра.

17Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет.

18Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся.

19Первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его.

20Иисус отвечал ему: Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего.

21Что спрашиваешь Меня? спроси слышавших, что Я говорил им; вот, они знают, что Я говорил.

22Когда Он сказал это, один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику?

23Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?

24Анна послал Его связанного к первосвященнику Каиафе.

25Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет.

26Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду?

27Петр опять отрекся; и тотчас запел петух.

28От Каиафы повели Иисуса в преторию. Было утро; и они не вошли в преторию[347], чтобы не оскверниться, но чтобы можно было есть пасху.

29Пилат вышел к ним и сказал: в чем вы обвиняете Человека Сего?

30Они сказали ему в ответ: если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе.

31Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите Его. Иудеи сказали ему: нам не позволено предавать смерти никого, - 32да сбудется слово Иисусово, которое сказал Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

33Тогда Пилат опять вошел в преторию, и призвал Иисуса, и сказал Ему: Ты Царь Иудейский?

34Иисус отвечал ему: от себя ли ты говоришь это, или другие сказали тебе о Мне?

35Пилат отвечал: разве я Иудей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне; что Ты сделал?

36Иисус отвечал: Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда.

37Пилат сказал Ему: итак Ты Царь? Иисус отвечал: ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего.

38Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям и сказал им: я никакой вины не нахожу в Нем.

39Есть же у вас обычай, чтобы я одного отпускал вам на Пасху; хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского?

40Тогда опять закричали все, говоря: не Его, но Варавву. Варавва же был разбойник.

Глава 19.

1Тогда Пилат взял Иисуса и велел бить Его.

2И воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и одели Его в багряницу, 3и говорили: радуйся, Царь Иудейский! и били Его по ланитам.

4Пилат опять вышел и сказал им: вот, я вывожу Его к вам, чтобы вы знали, что я не нахожу в Нем никакой вины.

5Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: се, Человек!

6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

12С этого времени Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́ стротон [348], а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа; 18там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

21Первосвященники же Иудейские сказали Пилату: не пиши: Царь Иудейский, но что Он говорил: Я Царь Иудейский.

22Пилат отвечал: что я написал, то написал.

23Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху.

24Итак сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий. Так поступили воины.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́ но! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

29Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, 34но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

36Ибо сие произошло, да сбудется Писание: кость Его да не сокрушится.

37Также и в другом месте Писание говорит: воззрят на Того, Которого пронзили.

38После сего Иосиф из Аримафеи - ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, - просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса.

39Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.

40Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.

41На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен.

42Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

В праздники в честь Креста Господня мы вспоминаем страдания Христа, которые нам открыли путь спасения. Мы снова призваны вспомнить, какой ценой куплено наше спасение…

Причастников на литургии здесь было много, так что в причащении верующих участвовал не принимавший участия в службе о.Алексий Ковалев.

По окончании службы о.Александр говорил на тему нынешнего праздника.сегодня мы празднуем Воздвижение Креста Господня. Крест Господень – это орудие нашего спасения, но также и орудие позорной казни. У евреев до прихода римлян основным средством казни было побиение камнями, однако отъявленных злодеев казнили, связывая и натравливая на них скорпионов. Приход же римлян принес в Иудею атрибуты тогдашней цивилизации. А римляне рабов, иноплеменников, а также наиболее тяжких преступников казнили через распятие. Римских граждан казнили одним способом – через усечение мечом. Распятие было страшным видом казни. На Крест человека могли вешать, привязывая или прибивая. Это не был быстрый вид казни, ибо человек мог на Кресте мучиться довольно долго. Особенно долго мучились те, кого привязывали ко Кресту. Иной может сказать: «Что же тут такого? »…. Однако человек мог несколько дней висеть, палим солнцем, мучим жаждой и голодом. Тех же, кого прибивали, вешали так, что они не могли нормально дышать, но чтобы вдохнуть, они должны были подниматься, а нога не имела иной опоры, кроме гвоздя, вбитого в ногу. Попытка приподняться в этом случае приносила жуткую боль. А когда человек опускался, то жуткую боль ощущал от рук, ибо тело висело на руках. Итак, это было самое страшное, самое позорное орудие казни. Но Господь претерпел страдания именно на нем, дабы спасти человека. Иудеи же требовали Христа распять, желая не просто погубить Христа, но подвергнуть позору, ведь распяли Христа вместе с двумя преступникми. Согласно древнему соглашению евреи без согласия римских властей не могли казнить никого. И теперь, когда они привели Христа к Пилату, то последний видел, что на Христе нет никакой вины, однако не спас его, так как на него было написано много доносов и положение его было шатким. Поэтому он побоялся спасать Христа. Впоследствии римляне бросили все три креста в яму, завалив мусором, и всячески скрыв местоположение этого места, потому, когда святая равноапостольная Елена решила обрести Крест, его пришлось искать. Для обретения места, где они были зарыты, понадобилось прибегать к деньгам, к пыткам. Наконец, через три дня были обретены три Креста. А для того, чтобы узнать – какой из них – Крест Господень, к нему прикладывали больных и умерших. Умерший воскрес, а больные исцелялись. Именно так был определен Крест Господень, который был помещен в построенном Иерусалимском храме Воскресения Христова. При этом присутствовали тысячи. Частица Креста, а также гвозди были перенесены святой Еленой в Константинополь. Впоследствии частицы Креста Господня разошлись по всему миру. Такде в этот день мы вспоминаем и то, как персы, взяв Иерусалим, захватили бывшую там часть Креста Господня, а также патриарха Захарию. Понадобилось 14 лет, прежде чем Крест Господень был возвращен в Иерусалим. И эти два события отмечаются в один день, отсюда и полное наименование праздника Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Итак, к настощему времени, частицы Креста Господня разошлись по всему миру, так что Креста, к которому можно было бы приложиться, нет. Зато мы повсюду видим образы Креста Господня. Мы надеваем нательный Крест, которым ограждаемся от нашествия демонических сил. Есть, наконец, Крест духовный, который мы все призваны нести. Крест этот состоит из груза скорбей и ипытаний, которые нам подобает пережить в нашей жизни. Иные говорят, что крест этот тяжел и непосилен, но это внушает им диавол, побуждающий сбросить спасительное бремя, в случае терпеливого несения которого человек получает некий плод. Всякому, кто сетует на тяжесть несомого им креста, стоит вспомнить страдания Христовы, как Он подвергался избиениям и бичеваниям, как Он, избитый, должен был нести к месту казни Крест, на котором Егод должны были водрузить, а Крест этот, по современным расчетам, должен был весить примерно 150 кг. Представив эту цифру, каждый может рассудить, насколько легко было это делать. даже учитывая то, что нижняя часть его могла волочиться по земле. И Господь все это претерпел ради нашего спасения. Не подобает ли и нам быть терпеливыми в скорбях, не ропща под напором скорбей, но духовно трудясь над собой. Крест вещественный дан нам, как непобедимое оружие против диавола, а Крест духовный дан нам, как средство преображения своих душ. Итак, будем терпреливыми в несении Креста своего…

Служба заканчивается, и мы подходим, целуя Крест, а затем желающие остаются на молебне, а прочие

расходятся по домам.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.121 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь