Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 21 сентября / 4 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился 6 / 19 июля 1871 года в селе Беляевка Новоузенского уезда Самарской губернии (ныне Старополтавский район Волгоградской обл.). Старший сын священника Покровской церкви с.Беляевка Новоузенского уезда Григория Широкинского и его жены Пелагии. В семье были еще дети: Варвара (1870 г.р.), Александр (1873 г.р.), Василий (1878 г.р.), Мария (1881 г.р.), Евгения (1882 г.р.), Лавр (1884 г.р.)[569] В 1885 году окончил Саратовское духовное училище и поступил в Самарскую духовную семинарию. Вскоре скончался его отец. Пелагия Широкинская осталась вдовой с семью детьми. Большая семья жила на скромную пенсию в 18 руб., которую получила матушка Пелагия. 14 / 27 ноября 1890 года Константин был посвящен в стихарь. В 1891 г. окончил духовную семинарию по I разряду со званием студента[570]. 1 / 14 августа 1891 года был назначен надзирателем Бугурусланского духовного училища. Вскоре женился на Серафиме Ивановне (1871 г.р.). Впоследствии у них родились дети:
30 августа / 12 сентября 1892 года был рукоположен в сан священника епископом Самарским Владимиром (Богоявленским). 5 / 18 сентября 1892 года был назначен настоятелем Михаило-Архангельской церкви с. Ефремово-Зыково, где прослужил до апреля 1901 года. Проявил себя как энергичный деятель на ниве духовного просвещения и школьного образования. С 1892 по 1894 год служил законоучителем в местной земской школе. С 1894 по 1901 год состоял заведующим и законоучителем церковно-приходских школ в с.Ефремово-Зыково и д.Сорокино, в школе-грамоты д.Авдеевка. С 1895 по 1900 год исполнял обязанности помощника окружного наблюдателя, заведовал Зыковской народной читальней. До конца 1896 года являлся катехизатором в VII благочинническом округе. До 1899 года состоял в должности помощника благочинного VII округа. 1 / 14 декабря 1900 года о.Константин был определен на вновь образующийся приход в селе Давлеканово Белебеевского уезда Уфимской губернии, возникший в связи со строительством Самаро-Златоустовской железной дороги и появлением одноименной железнодорожной станции. По семейным делам о.Константин не смог сразу попасть на новый приход и просил епископа Антония (Храповицкого) назначить вместо себя лучших иереев на время. Это были о. Василий Лезенков и о. Вениамин Пинегин, которые послужили первыми во вновь открытом приходе. 25 апреля / 8 мая 1901 года о.Константин с семьей прибыл в Давлекановский приход. До осени 1901 года он жил в снятом обществом сыром и грязном подвале, потом переселился в обустроенный церковный дом. Развернул на приходе энергичную деятельность. К лету 1901 года, за счет пристроя, здание Давлекановского молитвенного дома было расширено в полтора раза, до 150 кв.м. и стало вмещать до 600 молящихся. Начались регулярные богослужения при участии диакона и созданного батюшкой хора певчих во главе с приглашенным регентом. Отец Константин стремился благоукрасить молитвенный дом: к лету удалось приобрести Казанскую икону Божией Матери и образ святителя Николая в резных киотах. Почитались в приходе икона блаженного Исидора и Смоленская икона Божией Матери, древнего письма, освященные в Ростове Великом у мощей блаженного. Отец Константин добился выделения дополнительного штатного места псаломщика, на которое был принят второй диакон. Церковные службы в Давлеканово начали привлекать большое количество молящихся из окрестных и даже отдаленных селений. Отец Константин заведовал народными читальнями при Давлекановской народной аудитории, где устраивал регулярные религиозные чтения, усердно посещаемые многочисленными слушателями. Он стал заведующим и законоучителем двух одноклассных церковно-приходских школ в Давлеканово. Одна из школ была открыта еще в январе 1901г. и приняла 55 учеников обоего пола. Отец Константин создал на приходе вторую церковно-приходскую школу, что позволило с 1 / 14 сентября 1901г. удвоить количество учащихся и ввести раздельное обучение для мальчиков и девочек. Для новой школы о.Константину удалось выхлопотать у начальника губернии через епископа Антония (Храповицкого) бесплатное помещение в зале Давлекановской народной аудитории. На содержание школы ученики из состоятельных семей платили ежемесячно по 50 коп., а для бедных учеников о.Константин устроил сбор средств по подписке. В последующем о.Константин предполагал построить большое здание для церковно-приходской школы на 300 учеников. Отцу Константину не удалось найти общего языка с членами Строительного Комитета храма, и он добился указа Уфимской Духовной Консистории от 23 октября / 5 ноября 1901 года об упразднении Комитета и создании церковно-приходского попечительства, в которое не был введен ни один из бывших членов Комитета. В результате произошло разделение в общине, доставившее много огорчения и священнику, и прихожанам. Отцу Константину не удалось успокоить и встревоженное неожиданным появлением нового православного прихода местное башкирское население и мусульманское духовенство. 2 / 15 января 1902 года о.Константин составил " Летопись Исидоровской церкви станции Давлеканово за 1901-й год", в которой ярко описал все трудности становления нового прихода, которые вынудили священника, обремененного уже большим семейством с пятью малолетними детьми и в ожидании шестого, вернуться в Самарскую епархию. 25 января / 7 февраля 1902 года по собственному прошению был определен священником к Покровской церкви с. Абдулино Бугурусланского уезда. Состоял законоучителем в Абдулинской железнодорожной двухклассной министерской школе. В июне-июле 1903 года назначен благочинным 7-го округа Бугурусланского уезда. В мае-июне 1909 году перемещен к церкви с. Гавриило-Архангельское Бузулукского уезда Самарской епархии и назначен благочинным 9 округа Бузулукского уезда. Являлся членом Самарского отделения Императорского Палестинского Общества, членом Самарского комитета Православного миссионерского общества. Был известен как щедрый жертвователь на благотворительные нужды: в 1914 году внес пожертвование в Самарский епархиальный комитет для оказания помощи пострадавшим от урагана на Юге России, в 1915 году - в кассу Самарского епархиального комитета по оказанию помощи воинам и их семьям. 17 февраля / 2 марта 1915 года о.Константин был перемещен, по прошению, на вакансию священника второго штата к Слудской Свято-Троицкой церкви г. Перми. В ночь на 9 сентября 1918 года был арестован вместе с настоятелем Евгением Будриным как " монархисты и контрреволюционеры". 11 сентября 1918 года в ГубЧК поступило прошение от имени жены и детей с ходатайством за арестованного отца Константина, как не делающего " никаких к/р выступлений против Советской власти", а 12: 13 и 21 сентября поступали повторные прошения от его детей, в которых просили " освободить от ареста кормильца и отца Константина Григорьевича Широкинского ради голодных детей и больной матери" . Сами арестованные священники 12 сентября 1918 написали прошение об объяснении причины ареста, в котором говорилось: "...Мы просим вызвать нас на допрос по возможности в первую очередь и освободить нас на том основании, что 1). Никаких контрреволюционных выступлений против Советской власти мы не делали. 2). За выбытием нас из прихода, для отправления приходских богослужений и треб священников более не осталось, поэтому обычный строй приходской жизни сам собой нарушается. 3). Подготовить к исполнению инструкции для проведения в жизнь декрета об отделении Церкви от государства за отсутствием нас некому... Было назначено... заседание приходского Совета с целью выработать необходимый порядок работы по производству описи церковного имущества для передачи Совдепу" . 24 сентября 1918 года в Губ ЧК поступило заявление Пермского духовенства (всего 33 подписи): " Настоящим просим Пермский Губернский чрезвычайный комитет разрешить нам взять на поруки арестанта: священника Константина Широкинского, так как его отсутствием тягота службы в его обширном приходе ложится тяжелым бременем на его сослуживцев, обязанных притом обеспечивать полным содержанием семью заключенного" . Однако все эти прошения не имели успеха и 4 октября 1918 года отец Константин Широкинский был приговорен к высшей мере наказания. В приговоре говорилось: "... как монархиста и контрреволюционера объявить вне закона и расстрелять". В тот же день приговор был приведен в исполнение. Похоронен в Перми на архиерейском кладбище. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Награды
Использованные материалы |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы