Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Память 21 сентября / 4 октября, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской



Иерей Иоанн Лазарев с супругой
Священник Иоанн Лазарев

Родился 12 / 25 января 1876 года в уездном городе Курмыше Симбирской губернии в семье чиновника местной мещанской[574] управы Михаила Лазарева и его супруги Анны Александровны. Его отец имел тяжелый характер, был неуживчив, часто менял место службы, за что родственники прозвали его " шатуном". Даже в своей семье Михаил Лазарев был несдержан, груб, проявлял нетерпимость по любому поводу и обижал свою супругу, несправедливо наказывал и бил детей. Вместе с Ваней в семье воспитывалось еще двое детей. Незадолго до родов еще одного ребенка Анна Александровна, наконец, не вытерпела поведения мужа и ушла от него, уехав к своим родителям в село Можаров Майдан Курмышского уезда. Во время родов Анна Александровна Лазарева скончалась. В семье было принято решение всех осиротевших детей оставить на воспитание у деда церковного педагога Александра Николаевича Порфирьева. Родная тетя Вани Серафима Порфирьева, красивая молодая девушка, которую многие сватали, отказалась от замужества ради детей своей сестры, которых очень любила.

Ваня Лазарев начал свое обучение в можаровской школе, основанной его дедом, подвижником народного просвещения. В доме деда была большая библиотека, и поэтому, рано научившись читать, мальчик с удовольствием рассматривал книги, в особенности жития святых.

В начале 1880-х годов Серафима Александровна Порфирьева увезла пятилетнего мальчика в Нижний Новгород, где поселилась с ним в квартире старшего брата, кандидата богословия, преподавателя Нижегородской духовной семинарии священника о.Алексия (Алексея Александровича) Порфирьева.

По воскресным и праздничным дням Ваня Лазарев прислуживал своему дяде в Никольской церкви, а затем в древнем кремлевском храме в честь Архангела Михаила. Когда Серафима Александровна вышла замуж за чиновника Петра Афанасьевича Никольского, то Ваня с братом и сестрой стали воспитываться в новой семье. В дальнейшем Петр Никольский, будучи человеком глубоко верующим и благочестивым, родом из священнической семьи, оставил государственную службу, принял сан диакона, а затем священника, и уехал с семьей в село Сопчино Семеновского уезда, который стал его первым приходом. В этом селе и прошли отроческие годы Иоанна Лазарева. Впоследствии всю свою жизнь отец Иоанн почитал иерея Петра Никольского и его матушку Серафиму Александровну как подлинных родителей, а их собственных детей называл родными братьями и сестрами.

В 1897 году Иван Михайлович успешно окончил Нижегородскую духовную семинарию и через год женился на дочери священника из села Городец, выпускнице епархиального женского училища Анне Ефимовне.

4 / 17 февраля 1898 года был рукоположен в сан священника, с назначением в приход села Баранова Горбатовского уезда. Это был большой приход, в состав которого помимо самого села входили еще пять окрестных деревень. Отец Иоанн служил в каменной Покровской церкви, выстроенной еще в начале XIX столетия на средства прихожан. В семье отца Иоанна и матушки Анны воспитывалась единственная дочь Елизавета, которая родилась в Баранове 20 августа / 2 сентября 1898 года.

30 июля 1900 года был перемещен на приход в крупное кустарно-промышленное село Павлово на Оке, в Николаевский храм. Здесь, в обширном и многолюдном приходе (количество прихожан этого храма достигало 2000 человек), отец Иоанн служил в качестве второго священника вместе с настоятелем протоиереем о. Евгением (Евгением Антоновичем) Заколпским.

В течение тринадцати лет о. Иоанн состоял членом миссионерского епархиального братства Святого Креста, являясь одновременно казначеем этой организации по Горбатовскому уезду. Более десяти лет также занимал должность наблюдателя за библиотекой Павловской кустарной артели.

По его инициативе в деревне Крюково была построена церковно-приходская школа, в которой он с 1902 по 1913 год являлся заведующим и учителем. Кроме этого, он преподавал Закон Божий в Павловском высшем начальном училище для мальчиков, двухклассном земском училище, а также в частной прогимназии. Как опытный педагог и активный проповедник, в период с 1911 по 1913 год являлся членом уездного отделения епархиального училищного совета.

19 июля / 1 августа 1913 года назначен настоятелем Нижегородской церкви Успения Божией Матери, что на Ильинской горе. Это был небольшой храм и малочисленный приход, в котором вместе с отцом Иоанном служил только псаломщик.

В Нижнем Новгороде, отец Иоанн преподавал в Рождественском городском начальном училище. Кроме того, он вошел в состав Нижегородского училищного совета и епархиального эмеритального управления.

В 1915 году овдовел. Единственная дочь Елизавета успела получить начальное образование в частной нижегородской женской гимназии госпожи Н.Ф.Геркен. Впоследствии она попытается поступить в медицинский институт, но ее туда не примут, как дочь известного нижегородского священника. Елизавета Лазарева, несмотря на возражения отца, рано вышла замуж за драматического актера Евгения Писарева. Брак этот распался, и воспитанию ее единственного сына Глеба всячески помогал отец Иоанн, который очень любил своего внука.

В 1922 году возведен в сан протоиерея.

В 1928 году был впервые арестован по обвинению в антисоветской деятельности и находился в горьковской тюрьме в течение месяца. За недоказанностью обвинения и в связи с ходатайством прихожан батюшка был освобожден.

В 1930-е годы началась официальная кампания по закрытию Успенского храма. В мае 1932 года приходской совет получил копию постановления Нижегородского краевого исполкома от 26 апреля этого же года о ликвидации Успенской церкви. Решение это было принято с типичной для того времени формулировкой: «по многочисленным просьбам трудящихся Свердловского района города», желающих иметь взамен храма детский сад и пионерскую базу. На переоборудование древнего храма было даже выделено 6 тысяч рублей бюджетных средств. Получив это постановление, отец Иоанн и приходской совет решили отстаивать свой храм и написали письмо во ВЦИК с просьбой оставить его верующим. В ответ на это обращение Москва затребовала все документы по данному приходу. Рассмотрев их, в августе 1932 года ВЦИК вынес постановление об отмене решения нижегородских властей. Но спустя всего год, в сентябре 1933 года, на основании заявления руководства коммунального техникума, нуждающегося в помещении, было принято окончательное решение о ликвидации данной общины. Повторное ходатайство верующих во ВЦИК было отклонено. " Ввиду новых данных и необходимости использования здания для нужд коммунального техникума" было вынесено постановление Успенскую церковь Нижнего Новгорода ликвидировать. Данное решение было приведено в исполнение 20 января 1934 года.

Отец Иоанн был переведен в нижегородскую Вознесенскую церковь. В дальнейшем, уже на основании распоряжения районного Свердловского совета от 28 февраля 1935 года, члены бывшей Успенской общины вместе с причтом и церковным имуществом были отделены от Вознесенской общины и присоединены к Казанской общине при бывшем Крестовоздвиженском женском монастыре[575]. Однако уже в апреле это решение было отменено, и представители Казанской общины сами переводились в Вознесенский храм.

С 1935 года служил вторым священником в нижегородской Иоанно-Предтеченской церкви. Здоровье его было очень слабым, и совершать богослужения постоянно он уже не мог. Служил отец Иоанн только по воскресным дням и большим праздникам.

В ночь на 6 августа 1937 года был арестован на своей даче в деревне Фроловской, недалеко от города, в ходе массовых арестов по делу Горьковского митрополита Феофана (Тулякова), заключен в горьковскую тюрьму. В городской квартире отца Иоанна был произведен обыск, во время которого у батюшки были изъяты денежные средства, Евангелие и богослужебные книги, а также более двадцати личных фотографий. Во время следствия отцу Иоанну было предъявлено обвинение в том, что он является активным участником горьковского филиала церковно-фашистской диверсионно-террористической и шпионской организации, возглавляемой Горьковским митрополитом Феофаном (Туляковым). Кроме этого, отца Иоанна обвиняли в том, что он якобы проводил вербовку новых участников в эту контрреволюционную организацию, собирал шпионские сведения о настроениях различных слоев населения города.

На единственном допросе, который состоялся 9 августа 1937 года, отец Иоанн не признал себя виновным.

– Вы арестованы за контрреволюционную деятельность, предлагаю не задерживать следствие, дать правдивые показания о вашей контрреволюционной агитации, – требовал следователь.

– Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признаю, и я нигде и никогда контрреволюционной агитации не проводил.

– Сколько раз служил в вашей церкви митрополит Феофан?

– Служил более пяти раз, последний раз служил 24 июня этого года / 7 июля по новому стилю.

– Вы присутствовали при служении Феофана?

– Присутствовал, но служил с Феофаном настоятель церкви Тихонов, Каторжин.

– Посещали ли вы Феофана на квартире, после того как он отслужит обряд?

– Я Феофана посещал два раза на квартире, разговор был только на бытовую тему. Я ему пояснил о своей болезни, и митрополит Феофан давал мне советы лечения, других разговоров у меня с ним не было.

– Кто посещал из попов Феофана?

– Посещал Феофана благочинный Лавров Николай Иванович, священник Сергиевской церкви, Тихонов Константин Васильевич, протоиерей Предтеченской церкви, посещали его и другие.

– Какие бывают разговоры при посещении Феофана, как в церкви, а также и на квартире?

– Были ли разговоры Феофана как с попами, а также с другими посетителями, я не знаю, так как я в это время не присутствовал.

– Поясните ваши связи и знакомых?

– Из попов я бываю у Тихонова, своего настоятеля, и Троицкого Петра Николаевича из Похвалинской церкви, но посещаю их очень редко. Посещаю Смирнова Владимира Митрофановича, сына бывшего торговца, но это посещение заключается в том, что последний делал для церкви кое-какой ремонт, а также и другие работы. Больше я никого не посещаю, а также и меня никто не посещает, – отвечал престарелый священник следователю.

Не получив нужных признаний, следователь в качестве доказательства вины отца Иоанна предъявил показания лжесвидетеля. Спустя пять дней в следственном деле появился протокол допроса одного нижегородского диакона, который дал про отца Иоанна следующие показания:

– Лазарева Ивана Михайловича знаете?

– Лазарева Ивана Михайловича я хорошо знаю, он является попом Предтеченской церкви, проживает в г. Горьком.

– Что вам известно о контрреволюционной деятельности Лазарева?

– Лазарева И. М. я знаю как отъявленного врага советской власти. Среди церковников своего прихода Лазарев ведет большую контрреволюционную работу, внушает церковникам ненависть к советской власти, высказывает контрреволюционные клеветнические суждения. Кроме этого, он высказывал пораженческие настроения, заявляя

о неизбежности близкой войны с Японией.

21 сентября 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Горьковской области прот. Иоанн Ларазев был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 4 октября 1937 года на полигоне Горьковского НКВД, погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище в Горьком.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

Молитвы

Тропарь, глас 3

Це́ ркве Ру́ сския столпе́ непоколеби́ мый, / благоче́ стия пра́ вило, / жития́ ева́ нгельскаго о́ бразе, / священному́ чениче Иоа́ нне, / Христа́ ра́ ди пострада́ вый да́ же до кро́ ве, / Его́ же моли́ усе́ рдно, / я́ ко Нача́ льника и Соверши́ теля спасе́ ния, / Русь Святу́ ю утверди́ ти в Правосла́ вии/ до сконча́ ния ве́ ка.

Кондак, глас 2

Восхва́ лим, ве́ рнии, / изря́ днаго во свяще́ нницех/ и сла́ внаго в му́ ченицех Иоа́ нна, / Правосла́ вия побо́ рника и благоче́ стия ревни́ теля, / Земли́ Ру́ сския кра́ сное прозябе́ ние, / и́ же страда́ нием Небесе́ достиже́ / и та́ мо те́ пле мо́ лит Христа́ Бо́ га/ спасти́ ся душа́ м наши́ м.

Награды

  • набедренник (1903)
  • скуфья (1906)
  • камилавка (1912)
  • наперсный крест (1916)

Использованные материалы


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.028 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь