Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Как повествует Евангелие (Лк
Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: 7 / 20 января, Рождество Предтечи и Крестителя Иоанна: 24 июня / 7 июля, Усекновение главы Иоанна Предтечи: 29 Августа / 11 сентября, Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя: 12 / 25 октября, Зачатие Славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна: 23 Сентября / 6 Октября, Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи: 24 Февраля / 9 марта (8 марта – в високосный год), Третье обретение главы Иоанна Предтечи: 25 мая / 7 июня Как повествует Евангелие (Лк. 1, 57 - 80), праведные родители святого Иоанна Крестителя - священник Захария и Елисавета, жившие в древнем городе Хевроне[97], достигли старости, но не имели детей, так как Елисавета была неплодна. Однажды святой Захария совершал богослужение в Иерусалимском храме и увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника кадильного. Он предсказал, что у Захарии родится сын, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Спасителя - Мессии. Захария смутился, на него напал страх. Он усомнился, что в старости возможно иметь сына, и просил знамения. Оно было дано ему, являясь одновременно и наказанием за неверие: Захария был поражен немотой до времени исполнения слов Архангела.
Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, первая приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву Марию и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал " играньми, яко песньми" и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей, праведной Елисаветы. Настало время, и святая Елисавета родила сына, все родственники и друзья радовались вместе с ней. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Мать назвала его Иоанном. Все были удивлены, так как никто в их роде не носил этого имени. Когда спросили об этом святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: " Иоанн имя ему" - и тотчас связывавшие по предсказанию Архангела его речь узы разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне - Предтече Господа. После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел избить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в. пустыню и скрывалась в пещере. Святой Захария как священник находился в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь[98] (ныне считается, что он до совершеннолетия был на воспитании в общине аскетов-иессеев, живущих уединенно) о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа. Само крещение Иоанново ныне называют предтечей таинства исповеди, ибо в нем люди исповедали свои грехи, а уж потом погружались в воду. Крестился от него и сам Господь, хоть в этом он не нуждался, но в этом необходимо было «исполнить всякую правду», явить образ подчинения Закону Божию. О мученической кончине святого Иоанна Крестителя в 32 году по Рождестве Христовом повествуют Евангелисты Матфей (Мф. 14, 1-12) и Марк (Мк. 6, 14-29). После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу Иродом Антипой[99], четвертовластником, правителем Галилеи (После смерти Ирода Великого римляне разделили территорию Палестины на четыре части и в каждой части поставили правителем своего ставленника. Ирод Антипа получил от императора Августа в управление Галилею), так как Пророк Божий открыто обличал Ирода за то, что, оставив законную жену, дочь аравийского царя Арефы[100], он беззаконно сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа (Лк. 3, 19, 20). В день своего рождения Ирод устроил пир вельможам, старейшинам и тысяченачальникам. Дочь Иродиады Саломия плясала перед гостями и угодила Ироду. В благодарность девице он поклялся дать все, чего она ни попросит, даже до половины своего царства. Скверная танцовщица по совету своей злобной матери Иродиады просила дать ей тотчас же на блюде голову Иоанна Крестителя. Ирод опечалился. Он боялся гнева Божия за убийство пророка, которого сам раньше слушался. Боялся он и народа, который любил святого Предтечу. Но из-за гостей и неосторожной клятвы он повелел отрубить голову святому Иоанну и отдать Саломии. По преданию, уста мертвой главы проповедника покаяния еще раз открылись и произнесли: " Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего". Саломия взяла блюдо с главой святого Иоанна и отнесла своей матери. Неистовая Иродиада исколола язык пророка иглой и закопала его святую главу в нечистом месте. Но благочестивая Иоанна, жена домоправителя Иродова Хузы, погребла святую голову Иоанна Крестителя в глиняном сосуде на горе Елеонской, где у Ирода был собственный участок земли (обретение честной главы празднуется 24 февраля / 9 марта). Святое тело Иоанна Крестителя взяли в ту же ночь его ученики и погребли в Севастии (в Самарии – восток центральной части нынешнего Израиля и часть Палестины), там, где совершилось злодеяние. После убийства святого Иоанна Крестителя Ирод продолжал править еще некоторое время. Понтий Пилат, правитель Иудеи, посылал к нему связанного Иисуса Христа (так как узнал, что Он родом с Галилеи), над Которым он насмеялся (Лк. 23, 7-12).
Суд Божий совершился над Иродом, Иродиадой и Саломией еще при их земной жизни. Аравийский царь Арефа в отмщение за бесчестие своей дочери двинул войско против Ирода. Потерпев поражение, Ирод подвергся гневу римского императора Кая Калигулы[101] (37-41) и был вместе с Иродиадой сослан в заточение в Галлию, а потом в Испанию. По одному из преданий, Саломия, переходя зимой реку Сикорис, провалилась под лед. Лед сдавил ее так, что она висела телом в воде, а голова ее находилась надо льдом. Подобно тому, как она некогда плясала ногами по земле, теперь она, словно пляшущая, производила беспомощные движения в ледяной воде. Так она висела до тех пор, пока острый лед не перерезал ее шеи. Труп ее не был найден, а голову принесли Ироду с Иродиадой, как некогда принесли им главу святого Иоанна Предтечи. По другому преданию они с матерью провалились в трещину, образовавшуюся во время землетрясения. В память усекновения главы святого Иоанна Крестителя Церковью установлен праздник и строгий пост, как выражение скорби христиан о насильственной смерти великого Пророка. После усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, тело его было погребено учениками в самарийском городе Севастии, а честная глава сокрыта Иродиадой в бесчестном месте. Благочестивая Иоанна, жена царского домоправителя Хузы (о ней упоминает святой евангелист Лука - Лк. 8, 3), тайно взяла святую главу, положила ее в сосуд и погребла на горе Елеонской - в одном из поместий Ирода. Через много лет поместье это перешло во владение благочестивому вельможе Иннокентию, который стал строить там церковь. Когда копали ров для фундамента, был обретен сосуд с честной главой Иоанна Крестителя. Иннокентий узнал о величии святыни по бывшим от нее благодатным знамениям. Так произошло Первое обретение главы. Иннокентий хранил ее с величайшим благоговением, но перед своей смертью, боясь, как бы святыня не была поругана неверными, он снова скрыл ее в том самом месте, где обрел. По кончине его церковь пришла в запустение и разрушилась. В дни равноапостольного царя Константина Великого (+ 337, память 21 мая / 3 июня), когда христианская вера стала процветать, двум инокам, пришедшим в Иерусалим на поклонение святым местам, дважды явился сам святой Предтеча и открыл место нахождения своей честной главы. Иноки отрыли святыню и, положив ее в мешок из верблюжьей шерсти, пошли к себе домой. По дороге они встретили незнакомого горшечника и дали ему нести драгоценную ношу. Не зная, что он несет, горшечник спокойно продолжал путь, Но ему явился сам святой Предтеча и велел бежать от нерадивых и ленивых иноков вместе с тем, что было у него в руках. Горшечник скрылся от иноков и дома с почестью хранил честную главу. Перед смертью он запечатал ее в водоносный сосуд и передал сестре. С тех пор честная глава была преемственно хранима благоговейными христианами, пока ее обладателем не стал священник Евстафий, зараженный арианской ересью. Он совратил множество недужных, исцелившихся от святой главы, приписывая благодать еретичеству. Когда его кощунство открылось, он был вынужден бежать. Закопав святыню в пещере, близ Эмессы[102], еретик рассчитывал впоследствии вернуться и снова овладеть ею для распространения лжеучения. Но Бог не допустил этого. В пещере поселились благочестивые иноки, а потом на этом месте возник монастырь. В 452 г. архимандриту этой обители Маркеллу святой Иоанн Креститель в видении указал место сокрытия своей главы. Это обретение стало праздноваться как второе. Святыня была перенесена в Эмессу, а затем в Константинополь. Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи со ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13 / 26 ноября) глава святого Иоанна Предтечи была унесена в город Эмессу. Оттуда во время набегов арабов она была перенесена (около 810 - 820 гг.) в Команы[103] и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, патриарху Игнатию (847 - 857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая / 7 июня положена в придворной. Часть святыни была положена в Петре[104] и в монастыре Продром (румынский скит на Афоне), а часть – в Студийском Предтечевом монастыре (основан в 462 году известным вельможей Флавием Студием…. был разорен и разграблен в 1204 году «крестоносными» разбойниками, а позже – по взятии в 1453 году турками – вовсе уничтожен, а его главный храм обращен в мечеть) и в 1204 году была украдена крестоносцами и в конце концов очутилась во французском городе Амьене. Часть этой частицы была принесена в Рим. Также частицы главы имеются на Святой горе Афон – в монастыре Дионисиат, а также в монастыре Калуи в Румынии. Также армяне заявляют, что вроде бы, у них имеется частица Главы – в Гандзарском монастыре в Нагорном Карабахе (армяне, напомню - монофизиты). Также у мусульман в мечети Омейядов, как заявляют сами мусульмане, хранится частица главы, но это может быть ложь. 7 / 20 января вспоминается перенесение десной руки святого Иоанна Предтечи из Антиохии в Царьград (956) и чудо святого Иоанна Предтечи на агарян в Хиосе[105]. Тело святого Иоанна Крестителя было погребено в самарийском городе Севастии. Святой евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, пришел в Севастию, где ему передали правую руку святого Иоанна Пророка, которой он крестил Спасителя. Апостол Лука принес ее в родной город Антиохию[106]. Когда арабы овладели Антиохией, диакон Иов перенес святую руку Предтечи из Антиохии в Халкидон[107], откуда она в самое навечерие Богоявления Господня была перенесена в Константинополь (956), где и хранилась. Русский паломник Добрыня, будущий святой архиепископ Новгородский Антоний (память 10 / 23 февраля), в 1200 году видел десную руку Предтечи в царских палатах. Из деяний святых известно, что в 1263 году по взятии и разграблении Константинополя крестоносцами поставленный захватчиками император Болдуин[108] передал одну плечевую кость святого Иоанна Крестителя Оттону де Цикону, который передал ее цистерионскому аббатству во Франции. (Напомню, отпадение католиков от православной Церкви уже произошло) Десная рука продолжала храниться в Константинополе. В конце XIV - начале XV вв. эту святыню видели в Константинополе в монастыре Перивлепте русские паломники Стефан Новгородец, диакон Игнатий, дьяк Александр и диакон Зосима. По взятии турками Константинополя в 1453 году, его святыни по воле завоевателя – султана Мехмеда II были собраны и хранились в царской сокровищнице за печатью. В Деяниях святых приводятся ясные свидетельства, что правая рука святого Предтечи отдана была в 1484 году сыном Мехмеда султаном Баязетом родосским рыцарям, чтобы приобрести себе их расположение, так как у них находился опасный соперник Баязета, его брат. Об этом событии говорит его современник и участник, вице-канцлер родосский[109] Вильгельм Гаорсан Галло. Родосские рыцари, утвердившиеся на острове Мальта (в Средиземном море), перенесли туда полученную ими святыню. Когда император Павел I (1796 - 1801) стал гроссмейстером Мальтийского ордена в честь святого Пророка Иоанна, десная рука Предтечи, часть Животворящего Креста и Филермская икона Божией Матери были перенесены в 1799 году с острова Мальта в Россию, в орденскую капеллу в Гатчине (память 12 / 25 октября). В том же году эти святыни были перенесены в церковь в честь Нерукотворенного Спаса в Зимнем дворце. На этот праздник была составлена особая служба. Помимо Собора честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Русская Православная Церковь празднует следующие его памяти: 23 сентября / 6 октября - зачатие (2 г. до Р. X.); 24 июня / 7 июля - рождество (1 г. до Р. X.); 29 августа / 11 сентября - усекновение главы (+ ок. 32); 24 февраля / 9 марта (8 марта – в високосный год) - первое (IV) и второе (452) обретение главы; 25 мая / 7 июня - третье обретение главы (ок. 850); 12 / 25 октября - перенесение десной руки из Мальты в Гатчину (1799).
Перенесение из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя совершилось в 1799 году. Эти святыни хранились на острове Мальта у рыцарей католического ордена святого Иоанна Иерусалимского. В 1798 году, когда французы захватили остров, мальтийские рыцари обратились к защите и покровительству России. 12 / 25 октября 1799 года они преподнесли эти древние святыни императору Павлу I, который в это время находился в Гатчине. Осенью 1799 года святыни перевезены в Петербург и помещены в Зимнем дворце в церкви в честь Нерукотворенного Образа Спасителя. Праздник этому событию установлен в 1800 году. Для реликвии был изготовлен золотой ковчег и написана особая служба на Пренесение честныя руки Предтечевы. В1917 году, к моменту проведения Поместного Собора святыни оказались перенесены в Москву. В 1918 году с благословения Святейшего Патриарха Тихона по ходатайству митрополита Вениамина Десная рука Предтечи вместе с Филермской иконой Божией Матери и частью Древа Животворящего Креста Господня были переданы из Московского Кремля в Гатчинский Павловский собор. В октябре 1919 г., ввиду наступления красных, настоятелем собора протоиереем Иоанном Богоявленским и генералом Н. Н. Юденичем святыни были увезены в Ревель[110], а далее генерал Н. Н. Юденич перевез святыню через Швецию в Данию, где передал святыню Вл. Княгине Ольге Александровне (вместе с другими святынями Мальтийского ордена). Из Дании Вл. Княгиня Ольга Александровна перевезла святыню в Белград. В 1951 году югославские чекисты реквизировали десницу в хранилище государственного исторического музея в Цетинье. Вплоть до 1993 года десница считалась утерянной навсегда. Обнаружили её лишь в 90 годы XX века в Цетинском монастыре[111] Черногории. В июне 2006 года Десница начала своё путешествие по 10 городам России, Белоруссии и Украины. По древнему преданию, Филермская икона Божией Матери написана святым евангелистом Лукой. Из Иерусалима она была принесена в Константинополь, где находилась во Влахернском храме. В XIII веке была взята оттуда крестоносцами и с тех пор хранилась у рыцарей ордена Иоаннитов. Тропарь Иоанну Предтече (Рождество), глас 4: Пророче и Предтече пришествия Христова, /достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: /неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися / Тропарь Иоанну Предтече (Усекновение главы), глас 2: Память праведнаго с похвалами, /тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: / Тропарь Иоанну Предтече (1-е и 2-е обретение главы), глас 4: От земли возсиявши, Предтечева глава /лучи испущает нетления верным исцелений, / Тропарь Иоанну Предтече (3-е обретение главы), глас 4: Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, /Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече. /Вси убо, сошедшеся в сея обретение, /песньми богоглаголивыми Спаса воспоим, / Тропарь Иоанну Предтече (Перенесение из Мальты в Гатчину десной руки Иоанна Крестителя), глас 4: От запада возсиявши Предтечева рука, /лучи испущает нетления верным исцелений, / |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы