Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Священномученик, пресвитер Алексий Никонов
Память 16/ 29 октября, Собор Новомучеников и исповедников Российских. Священномученик Алексий Никонов родился в Москве 15 / 28 октября 1881 года в семье землемера. Закончил Московское коммерческое училище. С 1903 по 1905 год служил в армии, затем поступил в Московскую Духовную Академию. Здесь Алексей познакомился с епископом Феодором (Поздеевским), ректором Духовной Академии. После окончания Академии Алексей Михайлович Никонов работал учителем в городе Данкове Рязанской губернии до 1914 года, когда началась Первая Мировая война и он вновь был призван в армию. Служил прапорщиком в Сибирской стрелковой дивизии 43-го Сибирского полка. В 1917 году был переведен в 712‑ й полк, который располагался в Пинских болотах. С декабря 1917 года по июль 1918 года командовал взводом караульной роты в городе Данкове и был помощником военного руководителя.
16 октября отец Алексий Никонов был вызван на допрос. - Скажите, гражданин Никонов, принимали ли вы участие в нелегальном собрании, устроенном по инициативе гражданина Воробьева? – спросил следователь. - Собрания такого не было, а священник Воробьев, созвав священника Успенского, диакона Щедрова и председателя церковного совета Еремеева, объявил им и случайно собравшемуся народу, что собрания как такового нет, а будет объявление резолюции епископа Гавриила, – ответил священник. - Что заставило вас распространять провокационные слухи о связи ВЦУ с ОГПУ и советской властью? - Таких слухов я не распространял. На основании свидетельских показаний было составлено обвинительное заключение, в котором вина священника была сформулирована так: " …В 1927 году, получив должность в церкви при селе Спас-Дощатый, снова повел контрреволюционную агитацию среди населения путем частых выступлений с проповедями, в которых внушал верующим, что религия жива и непобедима и будет существовать до скончания века, несмотря на гонение со стороны власти и безбожников-коммунистов. До приезда Никонова в село церковь своего лица не имела, служба совершалась только по праздникам, верующие почти не ходили. С приездом же Никонова церковь оживилась, богослужение совершалось каждый день утром и вечером с продолжительностью 4–7 часов, а также частые произнесения проповедей привлекали много верующих и в особенности женщин, не только старух, но и молодых. Никонову удалось организовать хор, куда входили преимущественно женщины и дети несовершенных лет. Кроме призыва верующих к защите религии, Никонов старался запугивать верующих и такими моментами: “аборты делать большой грех. Советская власть позволяет убивать детей, чего никогда не было, это делают только безбожники-большевики. Гражданские брак и похороны – это временная стихия, придет время, буря стихнет, православная вера будет на своей высоте”… В одну из проповедей в конце 1929 года призывал верующих помочь ему в уплате налога, ходил сам по домам своего прихода, собирал деньги и распространял контрреволюционные слухи". Прокурор Коломенского округа, которому дело было послано на утверждение, вернул его, посчитав, что " оснований к привлечению священника Никонова к ответственности собрано недостаточно, так как показания свидетелей… не могут служить основанием для привлечения к ответственности по статье 58/10, а посему полагал бы: дело производством прекратить и Никонова из-под стражи отпустить". На момент ареста он был болен туберкулезом легких, врач установил потерю трудоспособности на 80 процентов, и священника по постановлению Тройки ОГПУ освободили с учетом отбытого им срока предварительного заключения. После освобождения отец Алексий продолжал служить в местном Преображенском храме. " среди населения ведет контрреволюционную агитацию против существующего строя советской власти. В проповедях… в церкви среди верующих заявил: юношам, девицам и детям у нас в стране не дают возможности свободно посещать церковь, советская власть делает гонение на верующих. Среди духовенства делал призывы к тому, чтобы все себя вели мужественно в случае, если придется пострадать за веру". Тяжесть обвинения усугублялась тем, что отец Алексий составил рукопись: «Дополнение к проекту новой конституции», в которой предлагал включить в советскую конституцию наряду со свободой антирелигиозной пропаганды также и свободу пропаганды религиозной. Он даже надеялся легальным образом провести свои предложения через Синод. - Где, когда и при каких обстоятельствах вы познакомились с Федором Поздеевским и Поликарпом Соловьевым? - С архиепископом Феодором (Поздеевским) я знаком с 1909 года в бытность его ректорства в Московской духовной академии. После, в 1917 и 1918 годах, я с ним встречался в Даниловском монастыре, где он был настоятелем, и в 1933 году я встречался с ним в городе Зарайске у своей тещи… у которой он проживал на квартире. С архимандритом Поликарпом (Соловьевым) знаком по совместной учебе в Московской духовной академии, и с того времени я с ним встречался до ареста, то есть до 1924 года. После освобождения я с ним встречался с 1932 года по день его отъезда из Зарайска, до начала 1936 года… Мои встречи с архиепископом Феодором продолжались до его ареста, то есть до 3 ноября 1934 года.… При наших встречах с архиепископом Феодором и архимандритом Поликарпом возникали беседы на тему церковной жизни дореволюционного периода и после, при существующем строе советской власти, и главным образом касались вопроса закрытия духовных учебных заведений, разгона и закрытия монастырей и уменьшения числа верующих. Через некоторое время отец Алексий был переведен в Бутырскую тюрьму в Москве. 9 декабря его допросил следователь Булыжников. - Кто из попов принимал участие в обсуждении дополнений к проекту новой конституции? - В обсуждении дополнений к проекту новой конституции принимали участие священники Иван Смирнов, Петр Соловьев и я, Никонов. - Кто является автором контрреволюционной рукописи «Дополнение к проекту новой конституции»? - Автором рукописи являюсь я. Написал я ее по своему собственному убеждению. - Изложите содержание вашей рукописи «Дополнение к проекту новой конституции». - Я в своей рукописи в качестве дополнения к проекту новой конституции выдвигал вопрос об изменении статьи 124, по которой сохраняется свобода антирелигиозной пропаганды за всеми гражданами. Я предлагал статью 124 дополнить в том смысле, чтобы нам, служителям культа, по новой конституции была представлена полная свобода религиозной пропаганды, как в церкви, так и вне ее. Устройство религиозных бесед в домах и общественных местах, религиозная пропаганда за всеми гражданами в общественных местах и в домах верующих также должны быть подтверждены новой конституцией. Выдвигал я и другие вопросы: об оживлении церковной деятельности, об ограждении церковной жизни от административного вмешательства местных сельсоветов и райсоветов, сосредоточив все это в руках верховной власти. Это все я хотел сделать через Синод легальным порядком. - Признаете ли вы себя виновным в предъявленном обвинении? - Виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю. Арестованный вместе с ним в 1924 году священник Алексий Воробьев, с которым отца Алексия Никонова связывала духовная дружба, был расстрелян годом ранее на Бутовском полигоне. 20 января 1937 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Алексия к заключению в исправительно-трудовой лагерь сроком на пять лет. Священник Алексий Никонов был отправлен этапом в Севжелдорлаг и, находясь в заключении, скончался 29 октября 1938 года. Погребен на отведенном кладбище поселка Кылтово Княжпогостского района Коми области на расстоянии от поселка 2, 5 километра на юг. Причислен к лику новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года. Источники: |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы