Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 16 / 29 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых.
Родился в 1867 году в с. Акатная Маза Хвалынского уезда Саратовской губернии в семье крестьянина-старообрядца. В хозяйстве Заседателевых были две лошади, корова и три овцы. Семья засевала четыре десятины (4, 36 га) земли. Чтобы помочь отцу прокормить семью, Ваня с детства нанимался работником к зажиточным крестьянам, его собственная семья считалась бедняцкой. Окончил церковноприходскую школу. В 1883 году женился. Дети — сын Николай (1888 г.р., на 1934 г. был завучем десятилетки в Саратове) и дочери Татьяна (1898 г.р.) и Анна (1896 г.р.). В 1885 г. под влиянием местного священника Елпидифора Владыкина Иван с отцом присоединились к Православной Церкви. Иван примкнул к кружку священника Владыкина, который тот организовал для борьбы со старообрядчеством в с. Акатная Маза. Отец Иоанн впоследствии показал следователю: " Я сблизился с миссионерами, разъезжал с ними для бесед со старообрядцами. Больше всего связи я имел с миссионером диаконом Кармановым, с которым мне зачастую приходилось выезжать на диспуты со старообрядцами, цель наша была обратить их в православное вероисповедание" . Иван Иванович имел разрешение Саратовского епископа Авраамия (Летницкого) проводить собеседования со старообрядцами самостоятельно. По благословению епископа Саратовского Николая (Налимова) Иван Заседателев перешел в Самарскую епархию и в 1896 году был рукоположен во иерея к Богородице-Рождественскому единоверческому храму города Николаевска Самарской губернии (ныне Пугачев Саратовской области), где и прослужил 37 лет. Ни обычного школьного, ни семинарского образования бывший старообрядец не имел и самого себя называл самоучкой. Рукоположение крестьянского юноши без образования в те годы было редкостью; в данном случае оно говорит о большом стремлении молодого миссионера к знаниям, о его способности самообучением восполнить недостаток классического образования. В 1912 году принял участие в I Всероссийском съезде православных старообрядцев (единоверцев), прошедшем в Санкт-Петербурге. В первые годы советской власти принимал участие в открытых диспутах с членами Союза воинствующих безбожников. Однако 24 января 1929 года подобные диспуты были запрещены секретным циркуляром Политбюро ЦК ВКП(б) как «форма пропаганды религии». Как скажет позже на допросе сам святой Иоанн, власть «запретила проводить религиозное учение вне церкви». Видимо, этот запрет и послужил для него побудительной причиной для начала письменной полемики с безбожием. Он начал составлять богословские апологетические трактаты. С июня по октябрь 1932 года служил в Михаило-Архангельском храме села Сулак Балаковского района (ныне Краснопартизанского района) Саратовской области. Есть сведения, что перевод отца Иоанна в Сулак был вызван закрытием николаевского единоверческого храма. В феврале 1933 года переведен в Покровскую церковь села Корнеевка Пугачевского района Саратовской области, проживал в этом же селе. К 1934 году овдовел. 5 сентября 1934 года был арестован Пугачевским РО НКВД. В постановлении на арест было указано: «Занимается сочинением “богословской” литературы контрреволюционного характера и нелегальным ее распространением среди граждан». Вместе с ним были арестованы священники Константин Самуилов, Мстислав Курмышский, Михаил Смирнов, Василий Баннов и трое мирян. Арестованные были препровождены в изолятор Заволжского сектора УНКВД по Саратовскому краю; они обвинялись в том, что «под флагом религии вели организованную борьбу против Советской власти: размножали и распространяли антисоветскую литературу религиозного характера, вербовали себе единомышленников из числа учащейся молодежи, колхозников и единоличников, нелегально обучали детей школьного возраста “закону божьему”, вели среди населения антисоветскую и антиколхозную агитацию». На допросе 8 сентября (всего его допрашивали 10 раз) святой Иоанн заявил: «Я своей основной целью в жизни считаю борьбу с атеизмом, борьбу за привлечение населения к вере и Церкви, с этой целью я занимаюсь сочинением богословских трудов. /…/ В своих брошюрах я старался доказать существование Бога, души, в них разбивал точку зрения атеистов о несуществовании Бога и души /…/ этим я пытался привлечь внимание читающих мои брошюры к Церкви и религии. /…/ В своих брошюрах я старался доказать неверность взглядов на религию вождей коммунистического движения Маркса, Энгельса, Ленина, осуждая в своих брошюрах их выводы о религии, о Боге и душе. Все это делалось мной в целях привлечения больше верующих, в части отвоевывания кадров от воспитанных в духе атеизма властью. /…/ Этим самым я шел против того учения, которое вела Соввласть против религии». На втором допросе 15 сентября священник Иоанн Заседателев говорил: «Я ставил своей целью проведение борьбы за религию, в частности боролся с проводимой антирелигиозной пропагандой, проводимой Соввластью, путем распространения своей литературы, которая у меня была направлена в противовес учениям Маркса, Энгельса, Ленина, этим самым я ставил себе целью не дать возможности умереть религии. /…/ Считаю своим долгом признаться открыто, что я не одобряю политику Соввласти по отношению к религии, которая борется с ней, проводит антирелигиозную пропаганду, я считаю религию частным делом, а поскольку религия частное дело, являясь ревнителем ее, я боролся за нее с мероприятиями Соввласти, которые я не одобряю и не согласен с ними, а потому и вел борьбу». На вопрос следователя, что заставило арестованного встать на путь сочинения и распространения религиозной литературы, он ответил, что писал ее «для привлечения массы к верованию, с целью вырвать из среды безбожия неверующих, которые могли бы также бороться за веру во Христа, не давая ей возможности погибнуть». На третьем допросе 24 сентября отец Иоанн высказал убеждение, что религия и советская власть никогда не примирятся, что чем больше религиозно настроенных людей, тем больше ее врагов. Причина этой вражды, по словам новомученика, — то, что советское правительство «старается разрушить религию, которая веками строилась и расширялась». На допросе 1 декабря священник вновь подтвердил свою позицию: «В своих рукописях я доказывал, что марксистское миропонимание не верно, в частности я доказывал неверно[сть] учения Энгельса, Ленина. Эти доказательства я приводил в большинстве своих рукописей, поставив перед собой задачу — активно отстаивать религиозную науку, борясь с материалистической наукой. Цель у меня была такова: доказать неправильность марксистского учения и, в частности, неправильность научных трудов Энгельса и Ленина, доказать правильность библейского учения». Один из свидетелей по делу показал, что отец Иоанн в разговоре с ним «упоминал имя ученого Дарвина, по учению которого человек произошел от обезьяны. Учение это Заседателев называл неправильным и доказывал, что человека сотворил Бог». По словам одного из обвиняемых, священномученик говорил, что «колхозники живут очень плохо, т. к. колхозы не могут улучшить материальную потребность крестьянина даже в хлебе, колхозники голодают, раньше крестьянин в несколько раз лучше жил, чем при Советской власти». 5 октября сотрудниками НКВД был арестован благочинный Пугачевского округа священник Николай Амассийский. В постановлении на арест было указано, что отец Николай, «будучи тесно связан с Заседателевым, занимался обсуждением нелегальной “религиозной” литературы антисоветского содержания». 3 ноября 1934 года срок содержания отца Иоанна под стражей был продлен еще на месяц, а 5 ноября, после телеграфного распоряжения замначальника УНКВД по Саратовскому краю, все арестованные были этапированы в Саратов и заключены в Саратовскую фабрично-заводскую исправительно-трудовую колонию (СарФЗИТК). Накануне отправки в Саратов отец Иоанн был освидетельствован в амбулатории Пугачевской межрайонной больницы и признан здоровым и способным следовать по этапу. К делу был приобщен акт «экспертизы» трудов новомученика, выполненной 10 декабря 1934 года ответственным секретарем Саратовского краевого оргбюро Союза воинствующих безбожников Д. А. Гнездиловым и временно исполняющим должность начальника Саратовского краевого объединения литераторов С. И. Ванштейном. «Эксперты» охарактеризовали представленные им рукописи как «сплошной контрреволюционный выпад наиболее остервенелого представителя церковников». При этом автор рукописей с результатами «экспертизы» так и не был ознакомлен. Однако в 1988 году в протесте прокуратуры Саратовской области в Президиум Саратовского областного суда, который привел к пересмотру «дела пугачевских церковников» и их реабилитации, было указано, что «указанные экспертные заключения являются тенденциозными и необъективными, сама экспертиза проведена с нарушениями соцзаконности и некомпетентными лицами. /…/ Никаких ни прямых, ни “тонко завуалированных” выпадов против советской власти в рукописях не содержится, а “выпады против безбожия” сами по себе антисоветскими не являются. /…/ В этих рукописях не содержится выпадов или призывов, направленных против существующего в СССР строя или на его ослабление». Следствие по делу отца Иоанна было окончено 1 января 1935 года, 9 января было подготовлено обвинительное заключение по делу. По версии следователей, все обвиняемые входили в единую контрреволюционную группу, члены которой «прикрываясь религией, вели контрреволюционную деятельность, имея своей задачей восстановить отсталые слои населения против Советской власти и проводимых ею мероприятий, нелегально воспитывать молодежь — учащихся и детей — в религиозном и антисоветском направлении, дискредитировать проводимые Советской властью и общественностью мероприятия по культурному воспитанию масс». Священномученик Иоанн обвинялся в том, что, «будучи участником контрреволюционной группы, составлял и распространял среди населения рукописи антисоветского содержания с целью восстановить отсталые элементы против Соввласти». По постановлению Особого совещания при НКВД СССР от 17 марта 1935 года был сослан в Казахстан сроком на три года, считая срок со дня ареста. Вернуться из ссылки ему было позволено только в феврале 1939 года. Сначала после освобождения он приехал к сыну Николаю Ивановичу в Саратов, но по прошествии двух дней власти предписали ему немедленно покинуть город, и о. Иоанн уехал в г. Пугачев (до 1918 - Николаевск), сняв квартиру у некоего И. И. Галахова по адресу ул. Хрущевская, 110. Одной из своих духовных дочерей, которая окормлялась у него еще в начале XX века, он с горечью говорил: «Верующие перед Богом много нагрешили, поэтому и настало такое время, что послал Бог такую власть, что она не верует в Бога и закрывает церкви. Не дают православным помолиться Богу. Каждая власть дана именно Богом». В церкви он не служил, совершал по домам требы по приглашению верующих: крестил, отпевал усопших. Дома у отца Иоанна хранился антиминс. Священник обращался в Пугачевский горсовет за разрешением открыть молитвенный дом, но ему отказали. С сентября 1940 г. проживал по адресу ул. М. Горького, д. 15, напротив закрытого, но еще не разрушенного Богородице-Рождественского храма. Вероятно, священник пытался хлопотать об открытии храма. Но 2 апреля 1941 года исполком Пугачевского горсовета принял следующее решение: «Согласно акту комиссии, здание бывшей единоверческой церкви пришло в ветхость и угрожает общественной безопасности. В силу чего под культурные мероприятия использовано быть не может. А потому — здание разобрать и поручить финансовому отделу полученный от разбора храма строительный материал реализовать населению. Вырученную сумму зачислить в доходы государственного бюджета». 17 сентября 1941 года о. Иоанн был вновь арестован, во время следствия содержался в Пугачевской тюрьме №2. В постановлении на арест обвинение было сформулировано так: _«Являясь враждебно настроенным человеком к Советской власти, проводит среди окружающего населения церковную пропаганду и контрреволюционную агитацию, направленную на дискредитацию руководства ВКП(б) и Советского Правительства, распространяет антисоветскую клевету о жизненных условиях трудящихся Советского Союза и высказывает пораженческие настроения в отношении Советской власти». В период с 21 сентября по 21 декабря в его доме семь раз производился обыск, но, кроме 85 рублей, ничего не нашли. В описи изъятых при обыске предметов числятся комплект иерейского облачения (фелонь, епитрахиль, пояс), два подрясника и почти полный комплект необходимой для храма церковной утвари: шелковый антиминс, губка, два флакона с миром, потир, лжица, копие, два комплекта покровцов, два кадила, два стручца для помазания, сосуды с вином, 47 свечей. По этому списку видно, что священник готовился к возможному открытию храма в Пугачеве, но он совсем немного не дожил до исполнения этого чаяния — богослужения в единственном уцелевшем храме Пугачева, Воскресенском соборе, в котором до того размещалось зернохранилище, были возобновлены в конце 1942 года, а официально передан верующим храм был в 1945 году. В анкете арестованного указано, что семидесятичетырехлетний старец был лыс и картавил в разговоре. Сумма в 1000 рублей, размещенная на сберегательном счете священника, была сдана в кассу Пугачевского РО УНКВД. В доносе на отца Иоанна в качестве свидетельства «ненависти и злобы к Соввласти» приводились его слова: «Я остался таким же крепким, каким и был, своим учением — проповедью Божией многих людей убеждаю против неверов-коммунистов, меня не только пожилые слушают, но через меня слово Божие воспринимают и молодежь, и от своего дела я не отступлю». Виновным в антисоветской деятельности и агитации себя не признал. На допросе 7 октября следователь потребовал от святого Иоанна назвать фамилии тех верующих, в семьях которых он совершал Таинство Крещения, однако священник наотрез отказался сообщать эти данные, поскольку крещения совершались «нелегальным путем». Следствие было закончено 17 октября, 21 октября было подготовлено обвинительное заключение. В суд было передано обвинение в отношении святого Иоанна в том, что он, «будучи враждебно настроен к ВКП(б) и Советскому Правительству, среди близких знакомых религиозно настроенных проводил активную контрреволюционную агитацию, направленную на восхваление фашистской Германии, на дискредитацию Красной Армии и ее боеспособности, распространял антисоветские клеветнические измышления, доказывал о неминуемом поражении Советского Государства, о жизни трудящихся в СССР и восхвалял жизнь капиталистических стран». На суде о. Иоанн заявил: " Обвинение в контрреволюционной агитации не признаю. Признаю обвинение в том, что я религиозный и занимался крещением младенцев" . Далее последовал допрос, на котором он показал: «В течение 20 лет я изучал ученье Дарвина, изучал материализм, с учением последнего я не согласен. /…/ Прочитав всю эту литературу, я еще больше убедился, что все создано Богом, человек создан Богом, в нем есть дух и душа. Я всегда и всюду говорил и говорю: Богу верую, от Бога не отступлю. На власть никогда не роптал, потому это грешно, всякая власть дана от Бога. Среди верующих и вообще окружающих я никогда никакой антисоветской агитации не проводил. Я делал все, что полагается делать религиозно верующему человеку. N все показывает ложно. Он из-за зависти, что ко мне идут крестить, на меня донес в НКВД, он многих людей оклеветал. Немца я не ждал и не радовался ему, потому [что] он опровергает нашу религию. Все государства и власти во власти Бога. В 1934 году по 1938 год я находился в ссылке органами НКВД, где я тоже занимался изучением Дарвина и материализма. Я всегда говорил и говорю. Всего жизнь живут люди по-разному, одни хорошо, другие плохо, но Советскую власть не опошлял, и я как человек религиозный этого не позволю. Власть дана Богом». 21 декабря 1941 года выездной сессией Саратовского областного суда был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 58 п. 10 ч. 2 УК РСФСР, приговорен к высшей мере наказания - расстрелу. 26 декабря о. Иоанн обратился в Верховный суд РСФСР с кассационной жалобой. Он писал: «Мне, как бывшему священнослужителю, предъявлено обвинение, что якобы я был враждебно настроен против советской власти и занимался контрреволюционной деятельностью. Эти обвинения я отрицаю, но не отрицаю того обстоятельства, что как священнослужитель по просьбе верующих производил крещение новорожденных и как верующий остаюсь при своих убеждениях и сие время. А поэтому прошу Верховный Суд РСФСР внести изменения в обжалуемый приговор и смягчить меру наказания до пределов возможности, т.е. заменить расстрел лишением свободы». 14 марта 1942 года Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда СССР, рассмотрев в заседании протест Председателя Верховного суда СССР на приговор Саратовского облсуда от 21 декабря 1941 года, определила: «Приговор Саратовского облсуда изменить, расстрел Заседателеву И. И. заменить лишением свободы в ИТЛ сроком на десять лет, с поражением в правах на пять лет». Священник был направлен в Карагандинский лагерь, куда прибыл 25 октября 1942 года. Скончался 29 октября 1942 года на станции Карабас от правосторонней пневмонии и истощения, всего через три дня после прибытия в лагерь. По архивному уголовному делу за 1934-35 гг. Заседателев И. И. реабилитирован постановлением президиума Саратовского областного суда от 10 октября 1988 года, а по архивному уголовному делу за 1941-42 гг. — прокуратурой Саратовской области 24 марта 1994 года. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания. Сочинения В апологетических целях занимался составлением богословских трактатов. Рукописи его трудов «Генеалогия человека», «Всемирный потоп», «Мозг, душа и дух», «О душе» и других, изъятые при его аресте, хранятся в его следственном деле в архиве УФСБ по Саратовской области (дело №22580). Публикации
Литература
Использованные материалы
О дне сем. Чтения литургии. Сначала – рядовые и отрывок из первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам: 1 Павел и Силуан и Тимофей - церкви Фессалоникской в Боге Отце и Господе Иисусе Христе: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. 2 Всегда благодарим Бога за всех вас, вспоминая о вас в молитвах наших, 3непрестанно памятуя ваше дело веры и труд любви и терпение упования на Господа нашего Иисуса Христа пред Богом и Отцем нашим, 4зная избрание ваше, возлюбленные Богом братия; 5потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете, каковы были мы для вас между вами. 6И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго, 7так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии[231]. 8Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать. 9Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному 10и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева. Апостол начинает послание с благодарение паствы за веру их, за то, что приняли Слово Божие. Впрочем, здесь апостолы, как пишет книгаДеяний Апостольских, подверглись сильному гонению от иудеев. Однако, семя было посеяно, и теперь апостол ублажает уверовавших, несмотря на все скорби и гонения…. Евангелие (от Луки): 1Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, 2и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных. 3И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы́, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды; 4и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь. 5А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них. 6Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду. 7Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; 8другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес. 9И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его. 10Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, что́ они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою. 11Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял. 12День же начал склоняться к вечеру. || И, приступив к Нему, двенадцать говорили Ему: отпусти народ, чтобы они пошли в окрестные селения и деревни ночевать и достали пищи; потому что мы здесь в пустом месте. 13Но Он сказал им: вы дайте им есть. Они сказали: у нас нет более пяти хлебов и двух рыб; разве нам пойти купить пищи для всех сих людей? 14Ибо их было около пяти тысяч человек. Но Он сказал ученикам Своим: рассадите их рядами по пятидесяти. 15И сделали так, и рассадили всех. 16Он же, взяв пять хлебов и две рыбы и воззрев на небо, благословил их, преломил и дал ученикам, чтобы раздать народу. 17И ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов. 18 В одно время, когда Он молился в уединенном месте, и ученики были с Ним, Он спросил их: за кого почитает Меня народ? 19 Они сказали в ответ: за Иоанна Крестителя, а иные за Илию; другие же говорят, что один из древних пророков воскрес. 20 Он же спросил их: а вы за кого почитаете Меня? Отвечал Петр: за Христа Божия. 21 Но Он строго приказал им никому не говорить о сем, 22сказав, что Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. 23Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. 24Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее. 25Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе? 26Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов. Господь спрашивает о том, за кого почитает Его народ и за кого – сами ученики. Петр исповедует Его Христом. Здесь этот диалог приводится в сильно урезанном виде. Так не приводятся слова, в которых Господь называет его камнем… Но здесь акцентируется внимание на том, что Господь говорит о своих будущих страданиях. Здесь также опущены слова, где Петр противоречит Ему, дескать, не говори так, да не будет этого. Однако Господь обличает его и затем говорит, призывая, следовать за Ним, оставив всякие плотские измышления в стороне…. И чтения праздника мученика Лонгина. Отрывок из второго послания апостола Павла к Тимофею: 1 Итак укрепляйся, сын мой, в благодати Христом Иисусом, 2и что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить. 3 Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. 4 Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтобы угодить военачальнику. 5 Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться. 6 Трудящемуся земледельцу первому должно вкусить от плодов. 7 Разумей, что я говорю. Да даст тебе Господь разумение во всем. 8 Помни Господа Иисуса Христа от семени Давидова, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, 9за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божия нет уз. 10 Посему я все терплю ради избранных, дабы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечною славою. 11Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 12если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 13если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. 14Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. 15Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины. Апостол наставляет ученика, уже находящегося в священном сане, в первую очередь, призывая быть верным Богу, имея в себе пример верности даже до готовности принять страдания…. Что тут прибавить? В той или иной мере это касается нас всех… Евангелие (от Матфея): 1Когда же настало утро, все первосвященники и старейшины народа имели совещание об Иисусе, чтобы предать Его смерти; 2и, связав Его, отвели и предали Его Понтию Пилату, правителю. 3Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, 4говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что́ нам до того? смотри сам. 5И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился. 6Первосвященники, взяв сребреники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. 7Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; 8посему и называется земля та " землею крови" до сего дня. 9Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: и взяли тридцать сребреников, цену Оцененного, Которого оценили сыны Израиля, 10и дали их за землю горшечника, как сказал мне Господь. 11Иисус же стал пред правителем. И спросил Его правитель: Ты Царь Иудейский? Иисус сказал ему: ты говоришь. 12И когда обвиняли Его первосвященники и старейшины, Он ничего не отвечал. 13Тогда говорит Ему Пилат: не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя? 14И не отвечал ему ни на одно слово, так что правитель весьма дивился. 15На праздник же Пасхи правитель имел обычай отпускать народу одного узника, которого хотели. 16Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; 17итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? 18ибо знал, что предали Его из зависти. 19Между тем, как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. 20Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. 21Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. 22Пилат говорит им: что́ же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. 23Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят. 24Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воды и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего; смотрите вы. 25И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. 26Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. 27Тогда воины правителя, взяв Иисуса в преторию[232], собрали на Него весь полк 28и, раздев Его, надели на Него багряницу; 29и, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову и дали Ему в правую руку трость; и, становясь пред Ним на колени, насмехались над Ним, говоря: радуйся, Царь Иудейский! 30и плевали на Него и, взяв трость, били Его по голове. 31И когда насмеялись над Ним, сняли с Него багряницу, и одели Его в одежды Его, и повели Его на распятие. 32Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его. 33 И, придя на место, называемое Голгофа, что значит: Лобное место, 34дали Ему пить уксуса, смешанного с желчью; и, отведав, не хотел пить. 35 Распявшие же Его делили одежды Его, бросая жребий; 36и, сидя, стерегли Его там; 37и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский. 38 Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую. 39 Проходящие же злословили Его, кивая головами своими 40и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста. 41 Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили: 42других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него; 43уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын. 44 Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его. 45 От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; 46а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или́, Или́! лама́ савахфани́? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? 47 Некоторые из стоявших там, слыша это, говорили: Илию зовет Он. 48 И тотчас побежал один из них, взял губку, наполнил уксусом и, наложи́ в на трость, давал Ему пить; 49а другие говорили: постой, посмотрим, придет ли Илия спасти Его. 50 Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. 51 И вот, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; 52и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли 53и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим. 54 Сотник же и те, которые с ним стерегли Иисуса, видя землетрясение и все бывшее, устрашились весьма и говорили: воистину Он был Сын Божий. 55Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; 56между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Зеведеевых. 57Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; 58он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; 59и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею** 60и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился. 61Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. 62На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату 63и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; 64итак прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых; и будет последний обман хуже первого. 65Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. 66Они пошли и поставили у гроба стражу, и приложили к камню печать.
И снова мы вспоминаем Крестные страдания Христа, на сей раз, в контексте воспоминания о мученике Лонгине, римском центурионе, для которого созерцание всего происходящего стало толчком к вере, к чему он, несомненно, был готов, ибо происходящее видели многие, но немногие уверовали…. Вторник 30 октября. Икона Божией Матери, именуемая " Прежде Рождества и по Рождестве Дева" День памяти: 17 / 30 Октября Икона Божией Матери, именуемая " Прежде Рождества и по Рождестве Дева", принесена в Николаевский Пешношский монастырь[233] Московской епархии московским купцом Алексеем Григорьевичем Мокеевым. Около 1780 года Алексей вступил в число братии обители. Все средства он отдал настоятелю архимандриту Макарию, а святую икону оставил в своей келлии. После кончины Алексея икона была принесена настоятелю. Он, увидев, что икона написана маслом на холсте и не по прописям, приказал поставить ее над входной дверью в часовне преподобного Мефодия, которая находилась у дороги, недалеко от обители. Прославление святой иконы началось в 1827 году, после того, как капитан Платон Осипович Шабашев, проходя ночью мимо часовни, увидел, что от иконы Пресвятой Богородицы исходил необыкновенный свет. В другой раз ему было видение иконы вовремя трудных обстоятельств жизни. Во сне увидел Платон сияющую икону Божией Матери в облаках над Мефодиевой часовней и услышал голос: " Если хочешь избавиться от искушений, помолись перед этой иконой". Платон послушался наставления Богородицы, и скорбь миновала его. Благочестивый Платон рассказал о чудесах от иконы настоятелю монастыря, и тот перенес святой образ в обитель. Когда на чудотворную икону хотели надеть ризу, то оказалось, что образ Пресвятой Девы, написанный на полотне, натянут на доску, где было скрыто изображение Богородицы лучшего письма. Особенно многочисленны были чудеса от этой иконы в 1848 году во время холеры, когда многие молящиеся пред ней получали исцеления. После этого образ перенесли в Сергиевский храм и учредили крестный ход с иконой, совершавшийся ежегодно 17 (30) октября. После закрытия монастыря в 1920-х гг. столь почитаемый первоначальный образ, принесенный в обитель в 1780 г. и заново обретенный в 1827 г., был утрачен. В настоящее время местонахождение иконы не известно. Икона Божией Матери " Избавительница" Дни памяти: 17 / 30 Апреля, 17 / 30 Октября
Икона Божией Матери " Избавительница" (греч. Ε λ ε υ θ ε ρ ώ τ ρ ι α ) до того, как была принесена в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь[234] на Кавказе, находилась на Святой Горе Афон у насельника Русского Пантелеимонова монастыря схимонаха Мартиниана (+ 1884). Благочестивый схимник получил эту икону от подвижника Феодула. Святая икона была написана где-то в XVII веке и прославилась чудотворениями с давних времен. По молитве перед этой иконой в 1841 году жители Спарты (в Греции) избавились от саранчи. Однажды старец отправился с Афона в Грецию и пришел в местечко Мавровони. Жители этой местности подвергались страшному бедствию: их поля и леса опустошались саранчой. Власти силой выгоняли людей на поля, заставляя их собирать насекомое и сжигать в ямах, но все было бесполезно. И жители, потеряв надежду на человеческую помощь, стали совершать молебны, но бедствие продолжалось. Более того, саранча, как будто раздраженная людскими действиями, стала атаковать и их, бросаясь, преимущественно в глаза. Увидев все это, старец Мартиниан призвал народ помолиться перед святой иконой Богородицы. Духовенство, множество мужчин, женщин и детей с великой мольбой преклонили колени перед образом Пречистой. И Она не отринула этой мольбы. Неведомо откуда налетели на саранчу тысячи птиц и погнали ее прочь от той местности. В этом же селении лежал в тяжелой болезни мальчик. Недуг усиливался, и родители послали за священником, чтобы он причастил их умирающее чадо. Но священник почему-то замедлил и когда пришел, мальчик был уже при смерти, без сознания. Тогда он обратился с просьбой к старцу Мартиниану и тот поспешил прийти, взяв чудотворную икону. Старец, священник и родители склонились перед образом в горячей молитве, а после трижды осенили им умирающего. Мальчик открыл глаза, а после причащения встал совершенно здоровым. Впоследствии этот мальчик стал иноком и подвизался на Афоне. Весть об этом чуде разнеслась далеко по окрестностям. Множество страждущих и больных устремилось к чудотворному образу. Непрестанно источавшиеся от него исцеления увеличили число богомольцев, так что хижина старца Мартиниана была постоянно переполнена ими. Жаждавший уединения и тяготившийся почестями, которые люди воздавали и ему, старец скрылся, но почитатели нашли его. Тогда Мартиниан бежал к морю и там нашел отвесную скалу с пещерой, в которой и поселился. Но однажды ночью, во время молитвы, он услышал голос, повелевающий ему не скрывать чудотворную икону, а служить благу и нуждам ближних. При этом старец увидел дивное зрелище: сияющий столп, простирающийся от неба до земли. Открыто было местопребывание подвижника и людям. Одна бесноватая все время кричала, что ей известно, где находится старец и что находящаяся у него икона может ее исцелить. Наутро после видения старец услышал шум толпы и, выйдя, увидел людей, умолявших подвижника сойти к ним и помочь страждущим. Старец повиновался воле Божией и, прежде всего, пошел к бесноватой. Та неистово вопила, но Мартиниан, не обращая на это внимания, поставил в ее доме образ и положил перед ним три поклона. Тут же бес покинул женщину и она, прийдя в себя, возблагодарила Богородицу. Много и других бесноватых исцелилось тогда по молитве перед образом Богоматери. Но вскоре старец стал вновь тяготиться своим занятием и решил удалиться в родной монастырь. Со слезами и стонами расставались с ним жители, так как уходил от них и чудный образ, изливший столько милости на их местность. Вскоре по возвращении на Афон Мартиниан преставился. Святая же икона Богородицы “Избавительница” перешла в наследие обители. Здесь икона находилась до 1889 года, когда настоятель монастыря передал ее в новоустроенный Ново-Афонский монастырь на Кавказе. Из Пантелеимоновой обители, по завещанию схиархимандрита Макария, эта икона 20 июля / 2 августа 1889 года была передана Ново-Афонской обители, и было установлено празднество в честь ее 17 / 30 октября. Когда в Симоно-Кананитской обители впервые совершилось празднество в честь этой иконы, буря выбросила на берег у монастыря более тонны рыбы. На иконе Пресвятая Богородица изображена держащей на правой руке Богомладенца, благословляющего. Икона была передана Ново-Афонскому монастырю 20 июля / 2 августа 1889 года, и в её честь было установлено празднество 17 / 30 октября. С 1924 г., когда монастырь закрыли, «И.» и. хранилась у одного из монахов Новоафонского монастыря, оставшегося жить в Абхазии. По окончании второй мировой войны он был определен приходским священником в открывшийся в Гудауте храм Покрова Пресвятой. Богородицы. Туда он принес чудотворную икону. До наст. времени в этом храме находится киот, сооруженный для иконы, очевидно, еще в дореволюционное время в Новоафонском монастыре. В этом киоте хранится список чудотворного образа. На начало XXI века икона сохраняется в обители[235]. Покрытая золоченой ризой с эмалью, она вделана в другую икону большего размера, на которой ее держат в руках изображенные в полный рост апостол Симон Кананит и великомученик Пантелеимон Целитель.
Тропарь Иконе Божией Матери Избавительница Яко пресветлая звезда, /просия Божественными чудесы /святый образ Твой, Избавительнице, / Пророк Божий Осия День памяти: 17 / 30 Октября Святой пророк Осия происходил из колена Иссахарова. Он жил в IX в. до Рождества Христова в царстве Израильском и был современником святых пророков Исаии, Михея и Амоса. В то время многие его соплеменники, забыв Истинного Бога, поклонялись идолам. Святой пророк Осия своими мудрыми наставлениями вновь обращал их к древнему благочестию. Обличая беззакония жителей Израиля, пророк возвещал им великие бедствия от иноплеменников и переселение в плен Ассирийский[236]. Почти за тысячу лет до пришествия Спасителя святой пророк, по наитию Святого Духа, предсказал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение и не будет Ааронова священства (Ос. 3, 5) и что по всей земле распространится истинное Богопознание (Ос. 2, 20). Говорил Осия и о Христе, что Он возвратится из Египта (Ос. 11, 1; сравни Мф. 2, 15), тридневно воскреснет (Ос. 6; сравни 1 Кор. 15, 4) и победит смерть (Ос. 13, 14; сравни 1 Кор. 15, 54 - 55). Пророчества святого Осии включены в число книг Священного Писания. Пророческое служение святого Осии продолжалось более 60 лет. В глубокой старости скончался Богодухновенный пророк, всю свою жизнь посвятивший исполнению воли Божией. Пророчества святого Осии включены в число книг Ветхого Завета. В России в конце XIX века был освящён ряд храмов во имя святого пророка Осии в связи с тем, что именно в день его памяти – 17 / 30 октября 1888 года - император Александр III и вся царская семья остались в живых несмотря на крушение царского поезда у станции Борки. В то время Осиевские храмы появились в Анапе и в Карачеве, был устроен Осиевский придел в Петербургском Спиридоновском адмиралтейском соборе. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы