Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Святитель Герман, архиепископ Казанский. Святитель Герман, архиепископ Казанский, жил в XVI веке, родился в городе СтарицеСтр 1 из 104Следующая ⇒
Дни памяти: 23 Июня / 6 Июля (Второе перенесение мощей), 25 Сентября / 8 Октября (Перенесение мощей), 6 / 18 Ноября Святитель Герман, архиепископ Казанский, жил в XVI веке, родился в городе Старице, происходил из древнего боярского рода Полевых. В молодые годы Григорий (так его звали в миру) принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре[1] от игумена Гурия, впоследствии святого архиепископа Казанского (+ 1563). (Святой Гурий был настоятелем обители с 1542 до 1551 года.) В монастыре святой занимался книгописанием, был близок с жившим там в заключении преподобным Максимом Греком. В.1551 году братия Старицкого Успенского монастыря[2], узнав о благочестии своего соотечественника, избрала его архимандритом. Вступив в управление монастырем, святой Герман с пастырской ревностью заботился о его благоустройстве - как внешнем, так и внутреннем. Для иноков он был образцом смирения и кротости. Он увещевал всех строго соблюдать иноческие обязанности, а для руководства ввел в своей обители устав Преподобного Иосифа Волоцкого (+ 1515). Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав начальство в нем своему постриженику, священноиноку Иову, впоследствии первому Патриарху Московскому, подвижнику и страдальцу за Русскую землю. Любовь к уединенным подвигам вернула его в родной Волоколамский монастырь, где святой Герман спасался как простой инок. Когда же в Москве появился новый еретик Матфей Башкин, не признававший Святых Таин и отрицавший веру в Святую Троицу, святой Герман вместе со своим отцом (принявшим постриг в Волоколамской обители с именем Филофей) был вызван на Московский Собор 1553 г. Собор осудил еретика Башкина и постановил послать его для вразумления в Волоколамскую обитель к святому Герману, известному святой жизнью ревнителю Христовой веры. В 1555 году, после покорения Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которую назначили архиепископом бывшего игумена Волоколамского монастыря святителя Гурия. Ему было поручено устроить в миссионерских целях Успенскую обитель[3] в городе Свияжске. Настоятелем новой обители Успения Пресвятой Богородицы в г. Свияжске по указанию святителя Гурия был назначен святой Герман. Был выстроен каменный собор с колокольней и монашеские келлии. Сам настоятель жил весьма скромно, в тесной келлии под соборной колокольней. Святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки. Вскоре монастырь его прославился широкой благотворительностью и стал центром просвещения Казанского края. 12 / 25 марта 1564 года, по преставлении святителя Гурия, святой Герман был посвящен во епископа Казанского. Непродолжительное время его управления кафедрой отмечено заботой о построении храмов и о просвещении края. В 1566 году святителя Германа вызвал в Москву Иоанн Грозный и повелел избрать его на митрополичью кафедру. Святитель Герман сначала отказывался от возлагаемого на него бремени. Царь не терпел возражений, и святитель должен был поселиться в митрополичьих покоях до возведения в сан митрополита. Видя несправедливости со стороны царского окружения, святитель Герман, верный своему пастырского долгу, попытался вразумить царя своими увещаниями. - " Ты еще не возведен на митрополию, а уже отнимаешь у меня свободу", - передал царь архиепископу через своих любимцев и приказал изгнать святителя Германа с митрополичьего двора и держать Москве под надзором. Около двух лет святитель пробыл в опале. Он один поднял искренний голос за святителя Филиппа, когда царь требовал его осуждения. 6 / 18 ноября 1567 года святитель скончался. Его похоронили в церкви Святителя Николая Гостунского. По просьбе жителей города Свияжск, мощи святителя в 1592 году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь. Гроб его встречал святитель Ермоген, тогда митрополит Казанский. Мощи святителя Германа в Свияжском монастыре много раз перекладывались в новые раки. 23 июля / 5 августа 1714 года по указу митрополита Тихона мощи были перенесены из алтаря на середину храма, где они открыто почивали до 1918 года, второе перенесение мощей тоже стало праздноваться. В 1888 году, когда была установлена (такое мнение у некоторых появилось на основании того, что при этом голова святого оказалась, вроде бы, отделена от туловища) насильственная смерть святителя, настоятель Свияжского монастыря архимандрит Вениамин внес изменения в службу и написал акафист, в котором святитель назывался страстотерпцем. Но в 1889 году постановлением Синода эти тексты были запрещены к публикации и службам. Главной причиной запрещения было упоминание в акафисте о насильственной смерти cвятителя Германа. Под колокольней Свияжского Успенского монастыря вплоть до его закрытия сохранялась келья, где cвятитель Герман проводил время в молитвах, около трех квадратных аршин с печкой и окном, менее аршина[4] в высоту, с иконой Богоматери в переднем углу и фонарем из слюды. В Успенском соборе хранились иглы, нитки, наперсток, которыми он пользовался в келейных занятиях. В 1923 году, во время очередной атаки советской власти на Церковь, состоялось официальное вскрытие мощей святителя Германа. По местному преданию, в момент вскрытия по Волге прошел смерч, присутствовавшие при вскрытии разбежались. Мощи сохранялись в Свияжском Успенском монастыре и бесследно исчезли после его закрытия в 1925 году. В 1918 году был закрыт Свияжский Успенский монастырь, в котором мирно почивали мощи cвятителя Германа. После разорения монастыря дальнейшая судьба святых мощей была довольно таинственна. Мощи исчезли, и о месте их нахождения никто ничего не знал. Существовало предание, что святые мощи были сокрыты под престолом кладбищенского храма Ярославских Чудотворцев г. Казани, но это тщательно скрывалось. После падения богоборческой советской власти, в 2000 году, на 2-й седмице Великого поста, во время уборки престола под ним был обнаружен ковчежец из красного дерева. Об этом сразу было донесено архиепископу Казанскому и Татарстанскому Анастасию, управляющему Казанской епархией. По его прибытии во время богослужения ларец был открыт и после долгого забвения были вновь обретены многоцелебные мощи cвятителя Германа. Часть мощей была перенесена во вновь открытый Казанский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь и положена в раку, которая сейчас располагается в левой стороне храма. Остальная часть мощей была торжественно перенесена в 2000 году в Свияжский Успенский мужской монастырь, который был вновь открыт после долгих лет запустения в 1999 году. Там святые мощи покоятся и ныне. В Казани центром почитания святителя Германа был основанный им Иоанно-Предтеченский монастырь. Монастырь был основан около 1567 года святителем казанским (1564—1566 гг.) Германом, первоначально как подворье основанного ранее в 1555 году св. Германом Свияжского Успенского монастыря, в котором он в течение 9 лет был настоятелем. Подворье упоминается в писцовой книге 1565 года. В 1594 году митрополит казанский Гермоген, будущий Патриарх Всея Руси прославленный в лике святых, просил царя Феодора Иоанновича открыть в Казани Иоанно-Предтеченский монастырь на основе подворья Свияжского Успенского монастыря. 28 января 10 февраля царь Феодор Иоаннович издал указ об открытии монастыря. Первоначально все постройки были деревянными. В 1649 г. пожар уничтожил все строения, после чего в 1649—1652 гг. монастырь заново отстроен в камне на средства богатого московского купца «торгового человека гостиной сотни» (в те времена это самый высокий купеческий титул после «гостя», купцы принадлежавшие к гостиной сотне торговали со странами Востока и Запада по водным путям и были очень состоятельными людьми, имели фамилии, в документах именовались полным именем) Гавриила Фёдорова-Антипина. В 1849 году сюда была перенесена из Свияжска частица его мощей. Монастырь тоже был закрыт в 1929 году, но эта частица мощей уцелела в храме Ярославских Чудотворцев. Сейчас частицы мощей имеются в обеих восстановленных обителях – Казанском Иоанно-Предтеченском и Свияжском Успенском монастырях. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы