Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ФЕОДОР БОГОЯВЛЕНСКИЙ
Память 28 января / 10 февраля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской Родился 26 февраля / 11 марта 1881 года в селе Сеславино[89] Ярославского уезда Ярославской губернии в семье священника[90]. В 1904 году окончил Ярославскую духовную семинарию. 21 января / 3 января 1905 года был назначен учителем в Оболтинскую церковноприходскую школу. 24 октября / 6 ноября того же года перешел в земскую школу. 20 декабря 1907 (это было бы 2 января 1908) года был рукоположен во священника ко храму Покрова Пресвятой Богородицы в селе Покровское в Жарах Даниловского уезда[91]. В 1920-х годах служил настоятелем в храме в селе Осенево Гаврилов-Ямского района. В начале февраля 1930 года дошли слухи, что многие священники этого района арестованы и высланы, а все имущество их конфисковано. Беседуя об этом с диаконом храма Сергием Урусовским, отец Феодор предложил отслужить службу в ближайшую субботу, 8 февраля, так как это день памяти его почившей родственницы, а может статься, что уже больше и не придется служить. 8 февраля состоялось богослужение, на котором присутствовало более сорока прихожан. После утрени они исповедовались, но во время литургии пришло еще больше народу, так как день был базарный, многие крестьяне съехались из соседних деревень, до всех дошел слух, что церковь могут закрыть, и многие причащались; некоторые не успели исповедаться, и отец Феодор пришедшим во время литургии предложил приготовиться к исповеди и причастию на следующий день, в воскресенье. После литургии отец Феодор, по показаниям свидетелей, будто бы сказал: " Настало время нам с вами проститься, нас всех и вас советская власть выселит и угонит неизвестно куда. Причаститесь в последний раз, православные, и будьте готовы ко всему". 10 февраля[92] 1930 года священник Феодор Богоявленский, диакон Сергий Урусовский и четверо прихожан были арестованы. Отвечая на вопросы следователя, отец Феодор сказал: " Из арестованных со мною крестьян я знаю всех как прихожан. 8 февраля, в субботу, в церкви совершалось богослужение. Утреня была без звона на колокольне. Присутствовало около сорока человек. Во время обедни сколько собралось народу, не могу сказать. За службой верующие подали себе мысль причаститься. Среди крестьян ходили слухи о том, что скоро закроют церковь и духовенство вышлют, поэтому я и предполагаю, что мысли об исповеди и причастии вызваны влиянием этих слухов. Виновным в антисоветской деятельности я себя не признаю". 16 марта 1930 года тройкой ОГПУ приговорен вместе с другими арестованными к трем годам ссылки в Северный край[93]. Был сослан в город Тотьму Вологодской области. Скончался 10 февраля 1933 года в ссылке от воспаления легких. Реабилитирован 5 сентября 1989 года прокуратурой Ярославской области[94]. Причислен к лику новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Священного Синода от 17 июля 2001 года для общецерковного почитания[95]. Архивные материалы и литература
Использованные материалы
О дне сем. Чтения литургии. Отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, 2то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. 4Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. 5Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: 6Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. 9Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, 10дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, 11и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца. 12Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение, 13потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению. 14Всё делайте без ропота и сомнения, 15чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, 16содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, || что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился. 17Но если я и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. 18О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне. 19Надеюсь же в Господе Иисусе вскоре послать к вам Тимофея, дабы и я, узнав о ваших обстоятельствах, утешился духом. 20Ибо я не имею никого равно усердного, кто бы столь искренно заботился о вас, 21потому что все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу. 22А его верность вам известна, потому что он, как сын отцу, служил мне в благовествовании. 23Итак я надеюсь послать его тотчас же, как скоро узна́ ю, что будет со мною. 24 Я уверен в Господе, что и сам скоро приду к вам. 25 Впрочем я почел нужным послать к вам Епафродита, брата и сотрудника и сподвижника моего, а вашего посланника и служителя в нужде моей, 26потому что он сильно желал видеть всех вас и тяжко скорбел о том, что до вас дошел слух о его болезни. 27 Ибо он был болен при смерти; но Бог помиловал его, и не его только, но и меня, чтобы не прибавилась мне печаль к печали. 28 Посему я скорее послал его, чтобы вы, увидев его снова, возрадовались, и я был менее печален. 29 Примите же его в Господе со всякою радостью, и таких имейте в уважении, 30ибо он за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь, дабы восполнить недостаток ваших услуг мне. Апостол выбирает, кого из своих помощников послать в Филиппы для проповеди… Евангелие (от Луки): 1Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, 2увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети. 3Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. 4Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова. 5Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. 6Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. 7И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. 8Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. 9Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; 10также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. 11И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним. 12Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. 13Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него. 14И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, ка́ к повелел Моисей, во свидетельство им. 15Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. 16Но Он уходил в пустынные места и молился. 17В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных, - 18вот, принесли некоторые на постели человека, который был расслаблен, и старались внести его в дом и положить перед Иисусом; 19и, не найдя, где пронести его за многолюдством, влезли на верх дома и сквозь кровлю спустили его с постелью на средину пред Иисуса. 20И Он, видя веру их, сказал человеку тому: прощаются тебе грехи твои. 21Книжники и фарисеи начали рассуждать, говоря: кто это, который богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога? 22Иисус, уразумев помышления их, сказал им в ответ: что́ вы помышляете в сердцах ваших? 23Что́ легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? 24Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - сказал Он расслабленному: тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой. 25И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. 26И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чу́ дные дела видели мы ныне. 27После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною. 28И он, оставив всё, встал и последовал за Ним. 29И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними. 30Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? 31Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; 32Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. 33 Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? 34 Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? 35 Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. 36 При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой. 37 И никто не вливает молодого вина в мехи ветхие; а иначе молодое вино прорвет мехи, и само вытечет, и мехи пропадут; 38но молодое вино должно вливать в мехи новые; тогда сбережется и то́ и другое. 39 И никто, пив старое вино, не захочет тотчас молодого, ибо говорит: старое лучше. Господь спорит с фарисеями, которые ищут, к чему бы придраться. В другом Евангелии, правда, говорится, что вопрос о посте задают ученики Иоанна Крестителя, но вероятно, это не так важно, как ответ Христа. Пост и все прочие атрибуты духовной жизни уместны в свое время, как и куски ткани не пришиваются друг к другу иначе. как после сопоставления – подходят ли они друг к другу. Также и пост. Здесь Господь говорит об апостолах, сравнивая их со свитой жениха, под Таковым понимая Себя, так что, к примеру, строгий пост Великой пятницы в синаксаре дня обосновывается именно этими словами…. И к людям еще слабым и не привыкшим к подвигам не стоит применять те же правила, что и для более опытных. К ним уместно снисхождение, иначе они, взяв труд не по силам, ослабеют, либо вовсе забросят всякий духовный труд. Но к каждому применяется своя мера. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы