Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 27 сентября / 10 октября, в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской
Родился в 1880 году. Окончил духовную семинарию, в 1904 году был рукоположен во священника. В 1905 году был назначен настоятелем церкви села Тихий Плес Казанской епархии. 13 / 27 января 1913 года переведен священником церкви при губернской тюрьме г. Казани. Отец Димитрий был человеком скромным и далеким от политики. Это был умный собеседник и добрый пастырь, одинаково любимый и в среде рабочих, и в среде заключенных, уважавших в " народном батюшке" добродушие и приветливость, с которыми встречал о. Димитрий всякого нуждающегося и терпящего скорби душевные. Во время крестного хода 9 июля 1918 года, чтобы прекратить произнесение проповеди и раздачи религиозных листовок, красноармейцами была совершена попытка арестовать членов «Братства защиты святой православной веры» - священников Димитрия Шишокина, Федора Гидаспова и Николая Троицкого, но верующие заступились за священников[85]. 26 сентября 1918 года, через 16 дней после взятия красными частями Казани, о. Димитрий Шишокин был арестован в Штабе Внешней обороны Казани._ и, после издевательств и оскорблений, препровожден в ЧК с запиской, объяснявшей причину ареста. Запиской, впрочем, столь безграмотной (15 только грамматических ошибок), что приводим здесь полуисправленный текст (оставив без изменения пунктуацию и стилистику оригинала): " Прошу немедленно арестовать Тюремного Белогвардейского Агитатора Против Большевиков Что они грабители мерзавцы и изменники Российского Пролетариата. Призывал что Всех Большевистских Комиссаров нужно расстреливать и Арестовывать Все вышеизложенное удостоверяю Комендант Штаба Внешней обороны Казани" . Арестован о. Димитрий был по доносу 25-летнего милиционера Михаила Ц-на (хотя в протоколе его допроса, в графе " профессия" стоит - " чернорабочий" ). По свидетельству молодого человека, он был посажен белочехами в тюрьму и в одно из воскресений решил посетить церковь, где его узнал священник Димитрий Шишокин. Услышав, что причиной ареста Ц-на послужило то, что он - коммунист, священник якобы начал " ругать" молодогo человека и - по его словам - " предлагать... как служившему у Советской власти прийти к нему поисповедаться, и тогда он простит грех, т. е. службу у большевиков и причастит". Михаил Ц-н, конечно, отказался, тогда Шишокин обратился к арестованным: " Православные христиане, кто из вас служил у большевиков - покайтесь...". " В этот день, - заканчивает свои показания молодой человек, - Шишокин не служил, а занимался, агитацией среди арестованных против Советской власти" . Священник показал: " Пред арестантами тюрьмы я выступал только как проповедник, за богослужением объясняя содержание только дневных очередных Евангелий.. На выступления политические я не могу идти по своему высокому сану священника.. Вот, поэтому-то меня равно уважали люди решительно всяких убеждений.. как человека терпимого... Из Казани, во время ухода прежней администрации, я с места службы не ушел, так как нисколько, ни в чем, ни перед кем-либо не виновен. Ведь только виновный бежит и укрывается... Ни к каким организациям против существующей власти не принадлежу и не принадлежал" . В защиту арестованного священника было направлено заявление от администрации и работников губернской тюрьмы и Арестантского дома, подписанное 17 служащими Казанской губернской тюрьмы и 19 надзирателями Казанского исправительного отделения: " Мы, нижеподписавшиеся, служащие при Казанской губернской тюрьме, заявляем, что священник церкви при Казанской Губернской тюрьме - Димитрий Шишокин, арестованный 26-го сентября в 1 час дня в Штабе обороны г. Казани по неосновательному доносу присутствовавших бывших арестованных, никогда во всю свою шестилетнюю службу не выступал как контрреволюционер и политики совсем не касался. В бытность белогвардейских банд в г. Казани, означенный священник вел себя, как подобает истинному пастырю, никаких выступлений с его стороны не было и, как ни в чем не повинный, из г. Казани никуда не убегал при восстановлении Советской власти" . В защиту арестованного о. Димитрия выступили и прихожане церкви Параскевы Пятницы, располагавшейся неподалеку от дома священника (ул. Нагорная, д. 10): " Мы - рабочие Пятницкого прихода, узнав об аресте священника Тюремной церкви О. Шишокина, очень опечалены. Священника этого мы знаем, он настоящий народный священник, в нашем Пятницком приходе он часто служил, совершал разные требы и ходил по Престольным праздникам со св. Крестом, кроме хорошего, о нем мы ничего не можем заявить, а потому убедительно просим священника о. Шишокина освободить. О. Шишокин во время занятия г. Казани никуда не убегал, это одно уже свидетельствует, что он не имеет за собой никакой вины, еще раз просим освободить священника о. Димитрия Шишокина" . Надо заметить, что казанцы еще долго не могли простить городскому духовенству, покинувшему свои приходы подобной " измены", тем более понятны те чувства благодарности, признательности и любви, что испытывали верующие по отношению к каждому из оставшихся на своем месте пастырей. Таких было немного, и одним из них был о. Димитрий Шишокин. Сохранилось устное предание о последних днях земной жизни о. Димитрия. По свидетельству его внучки, Елены Константиновны Варфоломеевой, от о. Димитрия ЧК требовала разглашения тайны исповеди. Это и понятно, кому как не священнику тюрьмы (в которой кто только не сидел! ) было знать умонастроения заключенных. Священника хотели использовать для выявления " антиреволюционных настроений". Однако от такого сотрудничества о. Димитрий отказался. Родственники, как рассказывала супруга о. Димитрия Анна Михайловнам, негодовали, говорили, что о. Димитрий из ума выжил, ведь ему стоило сказать всего одно слово согласия, и он остался бы жив... Сохранилось единственное письмо священника, дошедшее из тюремных застенков: " Милая Анечка! Выбор сделан, на днях все решится. Их условия невыполнимы. Бедой обязан (…), но, видно, так Богу угодно. Прошу никуда не ходить, не хлопочи и никого не проси обо мне, все бесполезно, навлечешь лишь дополнительные беды на себя и детей. Все хлопоты обо мне бесполезны, я это чувствую и знаю, никто и ничто меня уже не спасет. Я не могу быть другим. Утешаюсь мыслью, что такова Воля Божия, и вы все уцелеете по милости Его. Обо мне не справляйся, ничего не выясняй, не скажут, и это опасно. Когда меня вывезут из Казани с приговором, поищи вдоль стены обломок химического карандаша Димитрий. 9 октября 1918 года председатель ЧК по борьбе с контрреволюцией на чехословацком фронте Лацис утвердил представленное следователем Бабкевичем постановление: " Димитрия Шишокина, как ярого контрреволюционера, агитировавшего среди арестованных против советской власти, подвергнуть высшей мере наказания". Расстрелян 10 октября 1918 года. По слухам, группу заключенных, среди которых находился и о. Димитрий, увезли куда-то по Волге на барже. Сохранилось свидетельство о том, что в Свияжске в 1917-1920 гг. действовала скотобойня, куда в 1918 г. привозили на расстрел заключенных из Казанской тюрьмы, приговоренных ЧК к казни. Скотобойня была выбрана не случайно: это было место, удобное для расстрелов - грязь и кровь животных скрывали лужи крови человеческой. После расстрелов монашествующие окрестных монастырей ночами тайно хоронили духовенство подле стен своих обителей. Священник Димитрий Шишокин причислен к лику новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Использованные материалы
Священномученик Герман (Косолапов), епископ Вольский, викарий Саратовской епархии (1918 – 1919) Дни памяти: Собор Новомучеников Российских, 27 сентября / 10 октября 17 января 1918 года на Вольскую кафедру был назначен новый епископ Герман (Косолапов), ставший одной из первых жертв большевистского террора. Происхождение Вольского владыки было нехарактерным для того времени. Епископ Герман, в миру Николай Васильевич Косолапов, родился 22 октября / 4 ноября 1882 года в Саратове в семье статского советника, преподавателя русского языка и словесности Саратовского реального училища. Его желание посвятить жизнь Церкви — одно из многих убедительных свидетельств того, как на рубеже двух эпох размыкались сословные границы русского православного духовенства, и российская интеллигенция начинала нелегкий путь возвращения в Церковь. По окончании Саратовской первой мужской гимназии, в 1902 году, Николай поступил в СпбДА. 8 / 21 января 1905 года он принял иноческий постриг с именем Герман. В 1906 году будущий владыка заканчивает Санкт-Петербургскую Духовную Академию в сане иеромонаха и звании кандидата богословия и назначается помощником смотрителя Сарапульского духовного училища Вятской губернии. Через год в 1907 году он переводится на ту же должность в Камышинское духовное училище. С 13 / 26 марта 1908 года иеромонах Герман занимает должность смотрителя Петровского Духовного училища. Возведен в сан архимандрита. 2 / 15 июля 1911 года архимандрит Герман получает новое назначение на должность смотрителя Обоянского Духовного училища Курской губернии, а с 1 / 14 февраля 1913 года занимают такую же должность в Курске. С 26 апреля / 9 мая 1916 года архимандрит Герман становится ректором Владимирской Духовной Семинарии, которую возглавляет до ее упразднения. 11 (24) декабря 1917 года Совнарком издает декрет о передаче всех церковных школ в Комиссариат просвещения. Это означало фактическое закрытие всех семинарий, академий, духовных училищ. Вольское духовное училище, а вместе с ним женское епархиальное училище перестает существовать. В здании духовного училища открывается 23 Трудовая школа 1-й ступени. 17 января 1918 года наречен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии. Хиротония была совершена в Вольске 11 (24) февраля 1918 года правящим епископом Досифеем (Протопоповым), Петровским викарным епископом Дамианом (Говоровым) и епископом Уральским Тихоном (Оболенским). С 18 июля по 7 сентября временно замещал Саратовского епископа, присутствовавшего на Соборе в Москве. После ареста 24 августа 1918 года священника Михаила Платонова (за проведенную в Свято-Серафимовской церкви Саратова панихиду по царственным мученикам, «за возмущение народных масс в церковной проповеди, написании и распространении литературы против советской власти»), владыка Герман дал благословение Епархиальному совету прекратить богослужение в храме, кроме требоисполнения, и обратиться к прихожанам с призывом бороться за своего пастыря и требовать его освобождения: «Если пастыри не жалеют себя ради паствы, то и паства должна самоотверженно защищать своего духовного отца». В сентябре 1918 года в Саратов прибыл Председатель Реввоенсовета РСФСР Л. Д. Троцкий, который дал указание Председателю Саратовского губисполкома В. П. Антонову-Саратовскому «подорвать влияние Церкви». Последний приказал арестовать епископа Германа и весь Епархиальный совет и провести над ними показательный судебный процесс. 16 сентября 1918 года по обвинению в «инсценировке запрещения богослужения советской властью» и в подстрекательстве к выступлениям против советской власти были арестованы владыка Герман и члены Епархиального совета протоиереи о.Алексий Хитров (председатель совета) и о.Евгений Шкенев, священник Николай Докторов, миряне Е. Н. Аниров и П. П. Львов. После показательного процесса, проведенного в Большом зале саратовской консерватории 5-6 октября 1918 года, владыка Герман был приговорен к 15 годам лишения свободы с привлечением к выполнению принудительных работ, свящ. Михаил Платонов к высшей мере наказания — расстрелу, прот. Алексий Хитров к 15 годам лишения свободы с привлечением к выполнению принудительных работ. Другие члены Епархиального совета были подвергнуты наказанию в виде лишения свободы сроком на 10 лет условно. Все обвинения они отрицали. Вполне вероятно, что это был первый в России публичный процесс над духовенством Русской Православной Церкви (в фондах Саратовского областного музея краеведения сохранился уникальный снимок начала этого заседания). На приговор была подана кассационная жалоба. Около 10 тысяч верующих Саратова и Вольска подписались под прошением об освобождении владыки Германа и других арестованных священнослужителей. Вольские прихожане так писали о владыке: «У него была всегда одна дорога — в храм, где он совершал богослужения для верующих и в своих проповедях излагал только чистые истины Христова учения, призывая всех к миру, любви, осуществлению в жизни правды Божией, смирению, кротости, терпению и прочим христианским добродетелям... и сам епископ Герман представляет образец архиерея кроткого, тихого, глубоко верующего». Определением Кассационного отдела при ВЦИК от 5 декабря 1918 года из-за нарушений делопроизводства, приговор был отменен и дело направлено на новое рассмотрение в Саратовский ревтрибунал. Определением распорядительного заседания Саратовского ревтрибунала от 20 декабря 1918 года к владыке Герману был применен акт амнистии и из-под стражи он был освобожден. Дело назначено было вновь к рассмотрению на 28 декабря, но за неявкой некоторых свидетелей было отложено. 10-11 января 1919 года состоялось публичное судебное заседание Саратовского ревтрибунала, по приговору которого за то же деяние владыка Герман был повторно осужден к лишению свободы сроком на 15 лет с привлечением к принудительным работам, свящ. Михаил Платонов осужден к тюремному заключению на 20 лет с применением общественных работ, протоиерей Алексий Хитров осужден к условному заключению в тюрьму на 10 лет. Определением распорядительного заседания этого же трибунала от 2 апреля 1919 года на основании акта амнистии владыка Герман досрочно был освобожден от наказания и ему удалось даже выехать к своей пастве в Вольск, но определением Кассационного отдела при ВЦИК от 5 мая 1919 года было отменено определение от 2 апреля 1919 года и приговор оставлен без изменения — владыка Герман был снова арестован. Новомученикам не суждено уже было покинуть тюрьму: ввиду наступления войск А. И. Деникина постановлением Саратовской губернской чрезвычайной комиссии, заседавшей 8 октября 1919 года, они были приговорены к расстрелу «за антисоветскую агитацию и как непримиримые враги рабоче-крестьянской власти». По преданию, когда узники узнали о готовящемся расстреле, священнослужители во главе с владыкой совершили в стенах саратовской тюрьмы отпевание самих себя и своих соузников-мирян. Епископ Герман был казнен вместе с протоиереем Андреем Шанским (бывшим секретарем канцелярии сщмч. Гермогена (Долганева), епископа Саратовского), священником Михаилом Платоновым и 10 мирянами в ночь на 10 октября 1919 года на окраине саратовского Воскресенского кладбища. Несколько ранее, 2 октября 1919 года, Саратовская ЧК, использовав как повод убийство секретаря Московского горкома РКП(б) В. М. Загорского, постановила провести красный террор и расстрелять заложников из числа заключенных. 30 сентября на том же месте расстреляли протоиерея Геннадия Махровского (настоятеля Саратовского Свято-Троицкого собора), священника Олимпа Диаконова и 26 мирян. Почитание этих страдальцев как мучеников началось сразу после их гибели. Братская могила была отмечена крестом из рельсов. Впоследствии верующие саратовцы почитали это место как «могилу пяти убиенных» — по числу погребенных священнослужителей, и только в 1998 году были уточнены имена казненных. Постановлением прокуратуры Саратовской области от 13 сентября 1999 года было установлено, что владыка Герман и с ним пострадавшие репрессированы незаконно, по политическим мотивам и социальному признаку, все они реабилитированы. 26 декабря 2006 г. определением Священного Синода Русской Православной Церкви священномученики Герман, епископ Вольский, и иерей Михаил Платонов были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских. При подготовке материала были использованы:
Источник: http: //www.eparhia-saratov.ru/Articles/svyatojj-german-kosolapov |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы