Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.



19 И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Избрание Христом 12 апостолов…

И Евангелие. На практике читался отрывок, предназначенный для чтения на утрени, в случае совершения службы преподобному Харитону. Итак, Евангелие (от Матфея): 12Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею 13и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, 14да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: 15земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, 16народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет.

17С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное.

18Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, 19и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

24И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их.

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи [119] и Десятиградия [120], и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

Глава 5.

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Начало земного служения Христа и... нагорная проповедь. Венцом ее являются эти, так называемые, заповеди Блаженства. Это даже не заповеди, а указания на то, к чему подобает стремиться. О них я подробно пишу каждый раз, когда описываю литургию. Стоит ли писать о них опять? Наверно, все-таки приведу их вновь. Нишета духа – эта фраза дает повод неверующим злословить нас, но на деле это означает лишь видение своей нищеты пред Богом, что без Бога он не способен ни к чему доброму, что всякое добро его на поверку отравлено злом, а желая искоренить в себе грех, он видит, что…. не может это сделать. И он понимает, что он ничто пред Богом, что он может лишь просить о помощи и лишь с помощью Божией способен одолеть путь спасения. «Я есть червь, а не человек» - вопит он вместе с псалмопевцем, желая спастись от своей нищеты. Плачущие – это не плачущие, вообще, как злословят неверующие, но плачущие, видя мерзость своих грехов. Однако « плач мирская производит смерть, а плач по Богу – жизнь …». И здесь речь не об унынии, лишающем сил, но о плаче деятельном, подвигающем на борьбу со злом в себе. Такому человеку, занятому оплакиванием своих грехов, некогда судить других, а потому он стяжает кротость, незлобие и даже благодарит обличающих его, ведь 90% обличений и поношений, которым мы подвергаемся – справедливы, но наша гордость мешает нам видеть это. А такой человек ясно видит это и благодарит напоминающих ему об этом. Жаждущий правды – это жаждущий оправдания Божия, жаждущий исполнения воли Божией в себе, жаждущий того, чтобы на нем Бог исполнил все, что пожелал. Таким образом, человек такой жаждет спасения и особенно жаждет достижения праведности не мнимой, но подлинной. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами достигается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Заканчивается чтение, и диакон уносит Евангелие в алтарь, а архиерей благословляет народ под пение

«Исполла эти дэспота». Начинается сугубая ектения, в которой мы молимся, преимущественно, о наших

ближних, и на которой читаются поданные верующими записки, по которым во время освящения Даров будет возноситься молитва. Чтение, как и прошлый раз, было совсем коротким. При этом, помимо уже традиционных прошений о благополучном завершении строительства двух кафедральных соборов в Новороссийске и Геленджике, были произнесены призывы к молитве о мире в Церкви и о преодолении расколов и нестроений (в связи с желанием Константинопольского патриархата создать автокефальную Украинскую Церковь через голову Московского патриархата, вопреки строгому запрету на действия на чужой канонической территории без согласия того, кто за нее отвечает). После этого сразу последовала ектения об оглашенных, дабы сии, готовящиеся к принятию крещению, действительно обратились к Богу и просветились светом Духа Божия. В древности, напомню, с этим было строже, чем ныне – приходящий, желая креститься (кроме младенцев), сперва проходил обучение всем истинам веры, при этом руководитель его духовный наблюдал за ним, оценивал готовность к принятию крещения и лишь когда видел, что он готов (как ныне происходит при монашеском постриге), крестил его. Во время этого обучения он должен был посещать богослужение, находясь вплоть до этой ектении и когда по ее окончании диакон возглашает: «Оглашеннии изыдите» - должен был выйти, ибо посторонние не могли присутствовать на литургии верных, на Таинстве, которого скоро будут вкушать. Выходить должны были и те, которым по каким-то причинам было запрещено приступать к Чаше. Поэтому у святителя Иоанна Златоуста и есть слова о том, что если человек находится на литургии – и не причащается, то ему нечего на ней делать – пусть выходит при словах, повелевающим выходить. И тогда храм запирался и в нем оставались лишь те, кто были готовы к принятию Таинства. Это – укор всем нам, использующим подчас любые отговорки, чтобы не принимать это Таинство, даже имея на это возможность.… Следуют еще две ектении. В это время на престоле разворачивается антиминс. Началась литургия верных – самая важная часть литургия, которую даже архиерейский чин почти не меняет. Звучит славословие: «Яко да под державою Твоею всегда храними и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.» «Аминь» хор на сей раз поет двукратно и звучит Херувимская песнь: «Иже Херувими тайнообразующей и Животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение». Во время ее пения священники читают длительную молитву, в которой говорится о недостоинстве человека с его плотскими страстями и похотями приступать ко Святым Дарам. После этого архиерей с сослужащими переходит к жертвеннику, где совершается архиерейская проскомидия. Предстоятель дробит приготовленную просфору. Диакон кадит алтарь и солею. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие. Лишь после совершения архиерейской проскомидии начинается обычный чин Великого входа: из северных дверей выносятся, подсвечник и архиерейский жезл, а также дикирий, трикирий и рипиды, а затем выходит и прочее духовенство, держа в руках чаши, и дискос, а также традиционно блюдо, лжицу и копие, а также напрестольные кресты. Архиерей встречает приготовленные Дары в Царских вратах. Этот момент символизирует шествие Христа на страдания. После этого предстоятель произносит традиционные слова, упоминая священноначалие Церкви и всех православных христиан и все духовенство входит в алтарь. После этого Владыка снова благословляет народ и дальше служба не отличается от обычной, архиерейский чин его особенно не меняет, лишь в определенное время архиерей под пение «Исполла эти дэспота» благословляет народ, а при возгласах: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами…», «ГорЕ имеим сердца», «благодарим Господа» благословляет народ на три стороны. Выклички не было (хоть она и является неотъемлемой частью архиерейского богослужения), но сразу правящий архиерей возносит молитву, прося Бога помянуть (вспомнить) Святейшего патриарха Кирилла и митрополита Исидора, как главу Кубанской митрополии, после чего один из священников возносит такую же молитву о правящем архиерее. После пения молитвы Господней и закрытия Царских врат перед причащением духовенства (что символизирует тайную вечерю Христову, совершаемую когда-то тоже при закрытых дверях), хор поет песнопения праздника.

На сей раз причастников было немного. Всех их причащал сам правящий архиерей. И вот, заканчивается причащение и наступает заключительная часть литургии, состоящая в благодарении за возможность причащения Святых Таин. Эта часть просто не предусматривает того, что кто-то может не причащаться, подобно тому, как писал святитель Иоанн Златоуст – если ты не причащаешься, значит….. уходи при словах «оглашении изыдите… - даже и диакон с амвона призывает причастников к благодарению и ты, не причащающийся на литургии, чувствуешь себя лишним и скорбишь о том, что не подготовился (впрочем, этого не бывает, если ты все-таки подготовился к сему Таинству). Читается заамвонная молитва, в которой священник просит помощи Божией всем молившимся в храме, дабы Господь сохранил их после того, как они после службы пойдут в мир с его злом.

После окончания службы Владыка Феогност вручил орден благоверного князя Даниила Московского (уточнить) III степени одной из прихожанок собора, поправляющей свечки на подсвечнике у солеи справа от амвона (если смотреть из храма), оценив ее труд в храме, после этого сфотографировавшись с ней. Затем он говорил на тему праздников дня. сегодня мы чтим память преподобных Кирилла и Марии, благочестивых родителей преподобного Сергия Радонежских. В их семье были сыновья, старший – Стефан, Варфоломей, а также еще младший сын Петр. Вынашивая Варфоломея под сердцем, мать дала обет посвятить его Богу. И он с детства имел склонность к духовным подвигам, стремясь к монашеству, но повиновался воле родителей, оставаясь с ними до их кончины. И лишь по их кончине будущий преподобный Сергий ушел монастырь. Старший брат его – Стефан также, овдовев, принял постриг, в конце концов, оставшись в Богоявленском московском монастыре. Родители их сами были благочестивы, как и многие в те времена, и детей воспитали в благочестии. Это было время, когда стремление к благочестию было, скорей, нормой, тогда как нечестие и желание жить по своей воле – отклонением, в отличие от наших времен. И в конце жизни они, как и многие в те времена: князья, бояре, а также простолюдины, принимали монашество. Святые супруги приняли постриг в Хотьковом монастыре, который тогда предназначался одновременно для монахов и монахинь. И здесь они, подобно многим, закончили свои дни. Принимая постриг, они как бы показывали, что жили они не ради богатства, не ради благ земных, но рассматривали свою жизнь и служение, как Крест, как служение Богу. Итак, стремление к благочестию тогда было, скорей, нормой, тогда, как нечестие – отклонением. И ввиду этого желания людей жить благочестиво наша страна и называлась Святой Русью. Разумеется, и тогда люди согрешали: брат шел на брата, жглись посевы, разорялись города, князь воевал с князем. Однако единым было желание достижения святости. Сегодня, увы, напротив, стремление к благочестию является, скорей отклонением от нормы. И смотря на пример благочестивых родителей преподобного Сергия, мы должны извлекать урок, должны более ответственно подходить к воспитанию наших детей. Дети – венец любви супругов, дар Божий, ниспосылаемый человеку. Но человек отвечает за то, что ему дано. Бог спросит родителей за то, как они воспитали данных им детей, привели ли их к благочестию. В старые времена благочестие было нормой, были благочестивые дети, так как были и благочестивые родители. Сегодня же мы не видим этого благочестия. Такие примеры есть, но они, скорей, редкость. Кто-то сетует на торжество нечестия среди молодых людей, но если нечестие господствует среди детей, то дети ровно таковы, каковы их родители. В их воспитание школа вносит очень небольшой вклад, а в основном, на детей влияет поведение родителей, притом, не столько слова, сколько дела. Дети подражают поведению своих родителей, и если у них благочестие только в словах, то и дети будут такие же. Именно поэтому мы должны ответственно подходить к воспитанию детей. Но дети – плод любви, а значит и вся семейная жизнь должна быть основана на любви, а не на выяснении отношений – кто главней. Все да будет у нас с любовью. Также в этот день мы чтим преподобномученицу, Великую княгиню Елисавету Феодоровну. Она была немкой по национальности, но выйдя замуж за великого князя Сергия Александровича, а потом приняв православие, она приняла веру православную всей душой, не так, как это делают многие, подстраиваясь под то, чем и как живет его окружение. Кстати, отчество Феодровна происходит от Феодоровской иконы Божией Матери, перед которой крестились все иностранцы, должные стать супругами членов российского царствующего дома. Для нее Россия стала вторым домом. Когда же ее супруг был убит террористом Каляевым (здесь он долго говорил о том, что именами террористов нынче до сих пор носят улицы и площади, назвав это позором и сказав, что порядка у нас не будет, пока преступники почитаются у нас, как герои), то она сама собирала его останки, разорванные бомбой. Потом она пробовала образумить террориста, но эта попытка оказалась тщетной, хоть она и оставила ему Евангелие на всякий случай. И с этого времени она оставила светскую жизнь, облачившись в монашеское одеяние, основав знаменитую Марфо-Мариинскую обитель милосердия, специализирующуюся на оказании помощи больным. С приходом большевиков она была разорена, а ее настоятельница арестована и предан жестокой казни – ее, в числе многих обреченных, сбросили в шахту, забросав гранатами (здесь он много говорил о бесчеловечности такого преследования людей без учета их деятельности, только из-за их происхождения). Но и там она пыталась оказывать помощь тем, кто страдал вместе с ним. Она могла бы уехать за границу, как многие, но она предпочла остаться в России, пострадав за Христа. Сегодня созданная ей обитель милосердия возрождена, как полноценный монастырь, притом, служение сестер милосердия совершается теперь и во многих городах России, в том числе, в Новороссийской епархии. Не везде это встречает понимание, многие считают, что это не более, чем попытка Церкви «показать себя». Но творящие это, заботятся не о выгоде, ибо выгоды в труде в больницах никакой, поскольку из-за мизерной зарплаты люди туда не идут. А сестры трудятся бескорыстно, даря свою нерастраченную любовь больным. Это и есть служение любви не на словах, а на деле. Здесь исполняются слова Христа: « Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, иже на небесех …». Господь, молитвами почитаемых ныне святых, да утвердит и нас в вере и любви…

Также он напомнил всем о том, что в городе открывается так называемая гостиная милосердия, где будет оказываться помощь детям и многодетным семьям.… Благословив всех, он ушел в алтарь.

После этого вышедший о.Димитрий Осипов напомнил всем расписание служб, а также сообщил, что возможно в воскресенье, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в нашем храме будет служить правящий архиерей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь