Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА ТАТИАНА ЧЕКМАЗОВА, ПОСЛУШНИЦА



Память 28 сентября / 11 октября и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской

Родилась в 1881 году.

Посвятив свою жизнь Богу, она стала послушницей одного из монастырей.

Расстреляна 11 октября 1942 года.

Причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 11 апреля 2006 года.

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне в Свято-Успенском соборе, где я обычно бываю, была совершена вседневная обычная вечерня и утреня с полиелеем в честь преподобных Кирилла и Марии, родителей преподобного Сергия Радонежского. С этой службой была совмещена и служба святой преподобномученице, Великой княгине Елисавете. Службу совершал о.Димитрий Осипов при пении бокового хора.

Евангелие на утрени (от Матфея): 27Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; 29возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; 30ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Иго Христово благо и бремя легко…. для тех, кто покоряются Богу и следуют заповедям Его. Прочим же, дабы познать это, придется приложить многие труды для преображения души своей, не надеясь, притом, на одного себя, ввиду склонности человека ко греху и немощи его, так что, даже желая творить добро, человек… делает зло. Сам Господь говорил о спасении: « Человеку это невозможно, Богу же все возможно …» и в другом месте: «…без Меня не можете делать НИЧЕГО….». Лишь покоряющийся благодати Божией познает благость Божию….

Литургия.

Перед началом литургии.

На сей раз, надо признать, что накануне на службе я побывать не смог, поэтому дальнейший ход событий явился для меня неожиданностью. Итак, я прихожу в храм. Подходя к паперти, вижу, как к храму поспешно идут певчие верхнего хора, что означает, что грядет нечто неожиданное. Действительно, войдя в храм, я вижу, что в центре стоит архиерейский амвон, а на амвоне обычном стоят аналои с иконами для чтения входных молитв, а также разложены орлецы. В центре стоит украшенная цветами икона святых преподобных Кирилла и Марии, а рядом, на отдельном аналое, икона святой преподобномученицы Елисаветы. То, что на этот день намечено архиерейское богослужение, явилось для меня неожиданностью. В храме служба уже идет. Народу в храме мало, так как большинство, очевидно, не осведомлено, что служба пройдет архиерейским чином. Правда, на архиерейском амвоне орлец всего один, что означает, что чина встречи не будет.

Итак, служба уже идет. В середине 3 часа открывается завеса, что означает окончание проскомидии, а затем диакон кадит весь храм. В середине 6 часа на амвон выходит иподиакон с архиерейским жезлом. Через несколько минут открываются Царские врата, и на амвон выходит правящий архиерей в сопровождении благочинного Новороссийска, о.Максима Карпова, а также священников храма о.Антония Новицкого и о.Александра Корниенко (о.Димитрий Осипов совершал проскомидию, а потому не имеет нужды выходить). Начинается чтение входных молитв – духовенство, как всегда, просит благословения Божия на совершение литургии. При чтении особых тропарей архиерей прикладывается к установленным иконам (после чего аналои убираются в стороны), а после чтения молитв просит прощения у верующих, а затем благословляет народ на три стороны, после чего снова уходит в алтарь. Царские врата открываются и снова закрываются. Чтение часов, тем временем, продолжается.

Заканчивается чтение часов и вот, духовенство, уже полностью облачившееся, выходит в центр храма. Начинается чтение предначинательных молитв. Чтец в это время читает конечную молитву 6 часа. «Время сотворити Господеви, преосвященнейший Владыко благослови… Помолися за ны, преосвященнейший Владыко, помяни нас преосвященнейший Владыко…» - Слышен голос диакона. Старший священник и диаконы берут благословение архиерея. Старший священник (о.Максим Карпов) направляется к престолу, а протодиакон идет на амвон. «Благослови Владыко! » - Произносит диакон, Царские врата открываются, а священник, знаменуя Евангелием на престоле Крест, произносит начальный возглас литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков.». Царство Божие – это не только небесные обители, но и сей храм Господень, где совершается богослужение, ибо сказано: «Если где двое или трое (собрались) во имя Мое, там и Я посреди них….». После этого начинается великая ектения, в которой мы молимся о ниспослании мира душам нашим и миру нашему и о спасении душ наших и о всех православных христианах, начиная от священноначалия и кончая ближних наших, плавающих путешествующих, страждущих, плененных, о ниспослании всяческих плодов земных и наконец, воспомянув Божию Матерь и всех святых, предаем живот наш Богу. Звучит славословие. В это время архиерею подносится книга, по которой он читает тайные священнические молитвы, которые должны читаться в определенные ее моменты. 

Как и всегда, в начале литургии перед архиереем дежурит один из иподиаконов, держа перед ним архиерейский чиновник с текстами читаемых на литургии молитв. Звучит первый антифон – 102 псалом, в котором псалмопевец восторгается милостью Божией к человеку: «Благослови душе моя Господа [Благословен еси Господи]! Благослови душе моя Господа и вся внутренняя моя имя святое Его! Благослови душе моя Господа и не забывай всех воздаяний его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желания твоя, обновится, яко орля (орленок), юность твоя. Творяй милости своя Господь и судьбы всем обидимым, сказа пути своя Моисеови и сыновом Израилевым хотения своя. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив, не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззакониям нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашим воздал есть нам, но по высоте небесней от земли сотворил есть Господь милость свою на боящихся Его. Елика отстоит восток от запад, тако удалил от нас беззакония наша, якоже щедрит Отец сыны, тако ущедрит Господь боящихся Его, яко позна создание наше, помяну, яко персть (земля) есмы. Яко человек трава дни его, яко цвет сельный, тако отцветет, яко дух пройдет в нем и не будет, и не познает к тому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся его и правда его на сынех сынов, хранящих Завет его и помнящих вся заповеди Его, творити я. Господь на небеси уготова престол свой и Царствие его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его и сильнии крепостию творящи слово (сильные в творении Слова Его), услышати глас Словес Его. Благословите Господа вси силы Его, слуги Его, творящии волю Его, благословите Господа вся дела Его. На всяком месте владычествия Его Благослови душе моя Господа! »

Так как хор поет на службе один, то и смысла в заметках о хорах нет. Как всегда, следует малая ектения, еще один призыв к молитве. Ектения – это в основном, не молитва, а призыв к ней, дабы и мы не стояли в храме бесцельно, но использовали это время для беседы с Богом. После этого следует второй антифон, восхваляющий милость Божию и говорящий о том, что надежда на Бога не будет посрамлена: « Хвали душе моя Господа, восхвалю Господа в животе моем, пою Бога моего дондеже есть. Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в них же несть спасения, изыде дух – возвратится в землю свою, с ним же погибнут вся помышления его. Блажен, емуже Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа, Бога своего, сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них, хранящаго истину в век, творящаго суд обидимым, дающаго пищу алчущим. Господь решит окованныя, Господь умудряет слепцы, Господь возводит низверженныя, Господь любит праведныя, Господь хранит пришельцы, сира (сироту) и вдову примет и путь грешных погубит. Воцарится Господь во век, Бог твой, Сионе, в род и род».

Этот антифон пел боковой хор. После этого верхний хор поет традиционное песнопение: « Единородный Сыне и Слове Божий бессмертен сый и изволивый спасения нашего ради воплотитися от Пресвятыя Богородицы и Приснодевы Марии, непреложно вочеловечивыйся, распныйся же, Христе Боже, смертию смерть поправый, един от Всесвятыя Троицы, спрославляемый Отцу и Святому Духу, спаси нас! » И снова звучит ектения…. Начинается пение третьего антифона, включающего пение молитвы Благоразумного разбойника: «Помяни мя ( в данном случае поется «нас») Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» и 9 заповедей Блаженства, данных Христом, которые, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, дают представление о том, что есть благо: осознание своей нищеты духовной пред Богом, плюс обнищание сомнительным «богатством» грехов, осознание и оплакивание с отвержением своих грехов, кротость и смирение, жажда правды Божией и оправдания, милосердие, которого в нас так не хватает, чистота сердца, стремление к миру и миротворчеству, до которого нам тоже далеко, и наконец, готовность принять любые страдания от ненавидящих имя Господне и радость, ибо «мзда ваша многа на небесех», как сказал Господь. Вот, текст с этими заповедями (Мф. Гл.5, ст 2 – 12): 3Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. 4Блаженны плачущие, (прежде всего, плачущие о грехах своих) ибо они утешатся. 5Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. 6Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. 7Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. 8Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. 9Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. 10Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. 11Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. 12Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Заповеди Блаженства, в которых Господь говорит о том, что должен делать человек, в отличие от 10 заповедей Закона Синайского, Ветхозаветного. Нищие духом – это люди, видящие себя нищими духовно пред Богом, точнее, адекватно воспринимающие себя, а человеку, видящему свои грехи и понимающему, насколько он отвержен от Бога и по своей склонности ко греху нищ, некогда судить ближних, да такой человек даже радуется, когда кто укажет ему на его недостатки и обличит и даже будет благодарить, как благодетеля. Это и есть смирение, то есть, свобода от гордости, этого мертвящего дыхания сатаны, которым заражены мы все. Плачущие – здесь не все плачущие вообще, как клевещут неверующие, но плачущие о грехах своих, то есть видящие мерзость своих грехов и ненавидящие это зло и в этой ненависти стремящиеся изгладить его из души. Без Бога это невозможно, но прошедших этот путь до конца мы называем святыми, ибо их очистил и освятил сам Господь. О кротости я не скажу, она вытекает из всего, сказанного выше – видящему свою мерзость некогда смотреть на других и озлобляться. Жаждущий же правды, прежде всего, жаждет исполнения правды Божией, оправдания, не только в себе, но и в ближних, дабы грешник не погиб, но обратился и был жив. Также это и жажда праведности, стремление жить по заповедям Господним, что вытекает из предыдущего. Увы, в нас того нет, мы с вами, живя по своей гордости, вовсе не горим желанием жить по повелениям Божиим. Жаждущий же правды и смиренный человек и в ближнем видит Творение Божие и любя Бога, любит и творение Его и всячески помогает всякому из ближних не из страха перед заповедью «если вы что сделали малым сим, вы сделали это мне», но из любви, подражая Богу, всегда творящему добро и помогающему людям. Плод же заботы о спасении души есть чистота сердца, которая не собственными силами дается, но с помощью Божией и такой человек также будет любить мир, мир в себе, который с очищением и будет нисходить на него от Бога, мир с ближними, к которому он будет стремиться, не по менторскому стремлению поучать других, но по любви, не терпящей злобы и вражды. И такой человек, любя Бога, вкусив мир Божий, вкусив сладкого, не сможет уже питаться горечью, которую дает мир сей и ради этой сладости будет готов терпеть всевозможные поношения и даже гонения, какие не способен претерпеть ни один человек и читая жития святых, иные даже не верят, что человек такое может претерпеть (даже некоторые рационалисты-богословы и те подвергают подлинность житий мучеников сомнению). Он и не может, но благодатью Божией он обретает эту силу претерпевать скорби от людей и всякие вообще и разумеет их, как поучения…. Таковы эти заповеди. Читая их еще раз, понимаешь, сколь ты сам далек от того пути, к которому призваны мы все. «Будьте совершенны, как и Отец ваш Небесный совершенен» - Так говорит Господь, заграждая уста говорящим, что святые – это какие-то другие люди, а нам им даже подражать не нужно…. Другого пути в Царство Божие нет. Боже, настави мя на путь правый!

Малый вход. Это описание будет похоже на предыдущие, но уж очень красив он при архиерейском богослужении. Открываются северные двери и как всегда при этом чине, в центр устремляется процессия, состоящая из пономаря с подсвечником, а затем иподиаконов с архиерейским жезлом, дикирием и трикирием и рипидами, затем архидиакона о.Сергия с кадилом, протодиакона о.Евгения Габова с Евангелием, а также и прочего духовенства. Пономарь с подсвечником и иподиакон с жезлом становятся у амвона, иподиаконы с дикирием и трикирием – по обе стороны от архиерея. Рипиды держатся над иконой праздника. Все выстраиваются в центре. Наконец, протодиакон Евгений испрашивает благословение на вход и следует возглас: «Премудрость прОсти». Затем духовенство традиционно начинает петь «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу. Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти. Аллилуиа.» При этом предстоятель благословляет верующих на 4 стороны дикирием и трикирием. Это один из торжественных моментов архиерейской литургии. Заканчивается время, когда архиерей, символизируя нахождение Христа среди людей, пребывал в центре храма и после благословения духовенство, продолжая петь, направляется в алтарь и с амвона предстоятель снова благословляет народ. Хор подхватывает со слов «Спаси ны….». И снова духовенство пропевает те же слова. По окончании пения архиерей кадит алтарь и солею, держа дикирий в предшествии диакона с трикирием под протяжное пение «бокового» хора «Исполла эти дэспота». Потом хор поет его уже более величественным напевом, а затем многолетие повторяет духовенство. Начинается пение тропарей и кондаков. Хор пропевает тропарь Успению Божией Матери, а затем преподобным Кириллу и Марии, а также преподобномученице Елисавете, а затем кондак преподобным Кириллу и Марии. Кондак Успения Божией Матери в конце, как всегда, пропело духовенство в алтаре. И после этого сразу же следует традиционный призыв диакона к молитве и славословие, которое воспевает уже сам архиерей, а затем, как и на всякой полной литургии, звучат традиционные слова: «Господи, спаси благочестивыя, и услыши ны…», повторяемые духовенством в алтаре и затем местным хором, а затем, во весь голос воспевая «И во веки веков», уходит в алтарь. И начинается пение Трисвятого, как всегда, попеременно хором и духовенством. После третьего пения архиерей выходит на амвон с крестом и дикирием и произносит особую молитву: «Услыши Боже с небесе и виждь и посети виноград сей (это про паству) и утверди и (его) его же насади десница Твоя» и благословляет народ на 3 стороны под протяжное пение верхнего хора, продолжающего петь Трисвятое протяжным распевом, на греческом языке.

Возглашал прокимен и читал Апостольские чтение архидиакон о.Сергий (Пугач).

Чтения литургии. Сначала рядовые, и отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам: 1Впрочем, братия мои, радуйтесь о Господе. Писать вам о том же для меня не тягостно, а для вас назидательно.

2 Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, 3потому что обрезание - мы, служащие Богу духом и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся, 4хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, 5обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, 6по ревности - гонитель Церкви Божией, по правде законной - непорочный.

7 Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою.

8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: || для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа 9и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; 10чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, 11чтобы достигнуть воскресения мертвых.

12Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.

13Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, 14стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.

15Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.

16Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.

17Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.

18Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.

19Их конец - погибель, их бог - чрево, и слава их - в сраме, они мыслят о земном.

20Наше же жительство - на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, 21Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе всё.

И снова призыв к радости. Апостол признается, что эта же радость переполняет его даже в скорбях, о которых он ранее писал, что «становится жертвой». Эта радость носит Благодатный характер и дается от Бога, когда Дух Господень сходит на человека и почивает на нем. Этой же радости апостол желает и пастве. Впрочем, достигнет человек этой радости не ранее, чем освободится от власти диавола над ним и приблизится к Богу. Желания же некоторых достигнуть этой радости преждевременно, через всякие упражнения с нервами и прочее, всегда приводили к духовному падению, так как диавол, видящий, чем занимается человек, сейчас же начинает использовать это в своих целях, дополняя то, чего достигает человек через эти упражнения, своим действием. Потому желающий иметь эту радость достигнет ее не ранее, чем после того, как он истребит в себе действие большинства греховных влечений и разорвет узы греха (не окончательно, ибо окончательную победу человек одерживает уже, когда разрешается от уз плоти)….

Здесь же апостол снова предупреждает паству остерегаться лжеучителей. В данном случае, речь идет об иудействующих, внушающих, что человек не спасется, если не будет соблюдать правила Закона Моисеева. Но если бы эти правила спасали, то не было нужды и Христу приходить. На деле же все, соблюдающие этот Закон, до Христа шли в ад, а с пришествием Христа вход в Царство дан не только принявшим спасение во Христе выходцам из иудеев, но и всем людям, даже не обрезанным. Так, какой смысл держаться за обряды?

И чтения праздника преподобных Кирилла и Марии. Отрывок из послания апостола Павла к Галатам: 13К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служи'те друг другу.

14Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя.

15Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом.

16Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, 17ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы.

18Если же вы духом водитесь, то вы не под законом.

19Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны, ) ереси, 21ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.

22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23кротость, воздержание. На таковых нет закона.

24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.

25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.

Глава 6.

1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.

2 Носи'те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.

Дела плоти и плоды Духа. Сколько раз в годы повторяется это чтение, дабы мы, действующие по велениям плоти, опомнились, пока есть еще время. Выше приводятся дела плоти, склонной ко греху, ниже же – плоды духа, о которых нам, как не имеющих их, судить трудно: любовь, которая всем желает добра и обнимает и друзей и врагов (и через это – и милосердие, которое охотно истощает всего себя, дабы помочь ближним, подчас не думая о себе совсем), радость и мир души, которые не способна поколебать никакая напасть, никакая скорбь века сего, воздержание, которое без колебаний отсекает греховные влечения плоти, которым мы часто уступаем (хоть потом – каемся), не забывая не на минуту заповеди Господни, а путь к этому лежит через борьбу со своими страстями и греховными влечениями, о чем апостол и пишет, называя это «распятием плоти», поскольку грех сделался для падшего естества человеческого естественным, не престав при этом быть грехом. Совсем не случайно чтение это приурочено к празднику преподобных, кои сами являются примером того, как проходит этот путь и чего достигает идущий по нему.…. Урок и обличение для нас…

«Аллилуиа» - возглашает пронзительный голос диакона, а на архиерейский амвон ставится аналой и в который раз сюда направляется процессия, состоящая из иподиаконов с подсвечником и архиерейским жезлом, с дикирием и трикирием и рипидами, и наконец, диакон с Евангелием, который кладет Евангелие на аналой, иподиаконы держат рипиды по обе стороны от Евангелия, дикирий и трикирий также держат вблизи. С архиерея в это время снимается большой омофор, а после чтения будет надет малый, в котором он будет служить всю оставшуюся часть литургии. Иподиаконы с дикирием и трикирием становятся у иконы, так что люди подходить к ней пока не могут. Испросив благословение, диакон, начинает читать Евангелие (от Луки): 12 В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13 Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17 И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.067 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь