Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Память 28 сентября / 11 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.
В миру Иванова Марфа Ивановна, родилась в 1867 г. в деревне Ивонино Рузского уезда Московской губернии в крестьянской семье. В юности поступила в Головинский монастырь. В начале XX в. здесь подвизалось более ста семидесяти монахинь и послушниц. После прихода к власти воинствующих безбожников монастырь был закрыт, а на его месте устроен санаторий; но монахини не покинули стен обители. Послушница Марфа осталась жить в селе Головино, молиться ходила в бывший монастырский храм и работала посудомойкой в санатории. Таким образом, она прожила здесь пять лет, пока начальство не стало увольнять из санатория послушниц и монахинь, и многим из них пришлось расселиться по ближайшим сёлам или переехать в Москву. Духовным отцом Марфы в то время, как и многих других послушниц и монахинь Головинского монастыря, был архимандрит Амвросий (Астахов), который после закрытия монастыря поселился в селе Аксиньино Красногорского района Московской области. В начале 1930-х гг. он постриг Марфу Ивановну в схиму с наречением ей имени Михаила. Она уже имела опыт монашеской жизни и стала строгой и благочестивой монахиней и среди верующих вскоре получила известность своей праведной жизнью. 26 августа 1937 года была арестована при наступлении времени наиболее ожесточённых гонений на Русскую Православную Церковь и через несколько дней допрошена. - На какие средства вы существуете? - спросил ее следователь. - Я живу на средства, которые получаю от своих почитателей. Также мне немного помогал церковный совет храма в селе Аксиньино. Следователь поинтересовался, не склоняла ли монахиня Михаила мирских людей к принятию монашества, на что та ответила: - До пострижения в монашество я со всеми этими лицами вела беседы, они со мной советовались, принимать монашество или нет. Я в зависимости от их подготовленности давала советы, после этого они находили духовников, которые и подготавливали к принятию монашеского пострига, и совершали постриг. - Следствие располагает данными, что вы себя среди верующих выдавали за блаженную и прозорливую. Вы это подтверждаете? - Сама себя я среди верующих не выдавала за блаженную и прозорливую, но не отрицаю, что мои почитатели считали меня и прославляли как блаженную и прозорливую. - Объясните цель посещения вас вашими почитателями. - Ко мне приходили за советами, молитвами, у кого, например, родственники в ссылке или больны. Они просили меня помолиться за них. Ко мне обращались с вопросами, скоро ли будет война; некоторые из моих посетителей хотели, чтобы поскорее была война и слетела бы эта власть, так как считают, что при ней очень трудно жить. Также у меня в доме были разговоры, что советская власть на религию ведёт гонение и народ арестовывают безвинно и высылают, также спрашивали меня те, кто приезжает из деревни, вступать ли им в колхоз, другие говорили, что советская власть состоит из одних евреев и что сейчас еврейское засилье. - Следствие располагает данными, что у вас на квартире проводились тайные богослужения. Вы это подтверждаете? - Не отрицаю, действительно у меня на квартире тайные богослужения были. Один из дежурных свидетелей 21 сентября дал такие показания сотрудникам НКВД о схимонахине Михаиле: " Схимонахиня Михаила также среди своих почитателей известна, как блаженная и прозорливая; её квартира по существу представляла из себя тайную церковь, где производятся тайные пострижения в монашество и тайные богослужения. Она говорила, что на религию и духовенство сейчас проводятся гонения со стороны советской власти, что люди безвинно арестовываются и высылаются и гибнут от голода и холода. У себя на квартире схимонахиня давала приют возвратившимся из ссылки попам и монахам". Схимонахиню Михаилу обвинили в приёме на своей квартире верующих, в участии в монашеских постригах и в богослужениях на квартире. 8 октября 1937 года тройка НКВД по Московской обл. приговорила схимонахиню Михаилу по ст.58-10 УК РСФСР к расстрелу за " активное участие в церковной монархической группе" вместе с иеромонахом Иларионом (Громовым), схимонахиней Александрой (Червяковой), Иваном Золотовым, Николаем Гусевым, Аполлинарией Тупицыной, Матреной Конюховой. Схимонахиня Михаила (Иванова) была расстреляна 11 октября 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребена в общей безвестной могиле. 31 июля 1989 года реабилитирована Прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий. Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания. Литература
Использованные материалы |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-29; Просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы