Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Полезна ли для работы фоновая музыка



Исследования прослушивания музыки на рабочем месте многое заимствуют из литературы по общему воздействию фоновой музыки, и именно здесь кроются ответы на вопросы, почему и как музыка влияет на нас во время работы. Понимание этого — важный шаг в разработке методов «разумного слушания музыки».

В различных изысканиях, о которых мы поговорим в этом разделе, не очень много внимания уделяется условиям работы. Зато в них изучается вопрос, может ли музыка помочь познавательной или двигательной деятельности в различных областях: учебе, чтении, решении проблем и выполнении повседневных задач (например, управление автомобилем)10. Что важнее всего, эти исследования проводятся под строгим научным контролем, так что мы можем подробно изучить, как музыка влияет на нас во время выполнения других задач.

В центре изучений — ряд механизмов, напоминающих «эффект Моцарта» (см. главу 2 и главу 3): психофизиологическая активность, познавательная вовлеченность и воздействие на настроение.

Психофизиологическая активность

Активность ЦНС — понятие широкое, описывающее уровень физического и умственного тонуса в какой-либо момент. Самая цитируемая научная модель, связывающая выполнение повседневных задач с психофизиологической активностью, — это кривая Йеркса–Додсона (Й–Д), выведенная в 1908 году11.

 

Кривая Йеркса–Додсона по версии Дональда Хебба

Эта модель и сопровождающая ее теория постулируют, что «базовый» уровень психофизиологической активности каждого человека находится где-то на этой перевернутой U-образной кривой. У одних людей этот уровень высок от природы, у других — гораздо ниже; верхняя точка кривой — оптимум, при котором мы можем достичь наибольшей эффективности.

Музыка — фактор, способный повлиять на наше положение на кривой Й–Д: повысить его (продвигая нас к оптимуму) или понизить (толкнуть под гору); это зависит от таких особенностей музыки, как сложность, громкость и узнаваемость.

Влияние музыки на психофизиологическую активность — механизм, предложенный для объяснения известного нам эффекта Моцарта, в соответствии с которым прослушивание музыки способно на время улучшать выполнение пространственной задачи. В исследованиях эффективности работы кривая Й–Д часто приводится как важный фактор, объясняющий, почему, например, быстрая и громкая музыка может отрицательно влиять на понимание прочитанного по сравнению с медленной и тихой12: больше вероятность, что быстрая и громкая музыка «столкнет» вас с оптимального уровня активности ЦНС и, следовательно, эффективность работы упадет.

Познавательная вовлеченность

Познавательная вовлеченность описывает уровень внимания, уделенного задаче. Оптимальным для познавательной вовлеченности считается «состояние потока», при котором мотивация сосредоточена на решаемой задаче, а выполнение задачи оптимизировано13. Характерная особенность такого состояния — в том, что мы обычно забываем о времени.

Музыка может содействовать достижению «состояния потока» — частично из-за психофизиологической активности (связанной с вниманием), частично из-за ограничений, присущих нашей системе внимания. Теоретически мы располагаем определенным объемом внимания, которое можем посвятить задачам; пытаясь успеть слишком много, испытываем беспокойство, а уделяя слишком мало внимания, рискуем поддаться скуке. По сути, музыка может поглотить этот избыток — не используемое при простой задаче внимание, которое иначе может вызвать скуку и внезапное желание посидеть в интернете или позвонить другу.

Настроение

Виды воздействия музыки на настроение широко известны (как мы убедились в главе 3 и увидим в главе 6). Применительно к исследованиям эффективности выполнения задач, связи между музыкой и настроением тоже использовались для объяснения эффекта Моцарта: радостная музыка, улучшающая настроение, приводит к лучшему выполнению задач по сравнению с медленной или печальной музыкой, которая угнетает14.

Настроение и активность ЦНС часто однонаправленны, но могут и расходиться; например, хорошему настроению может сопутствовать как сильная расслабленность, так и бодрость. Поэтому важно рассматривать и активность ЦНС, и настроение как независимые факторы, на которые может повлиять фоновая музыка.

Эти три фактора: активность ЦНС, вовлеченность и настроение — важны для нашей реакции на фоновую музыку и по отдельности, и в сочетании. «Разумное слушание музыки» можно назвать компромиссом, для которого человек должен измерить свой уровень каждого фактора и затем оценить, что потребуется для выполнения задачи. «Разумное слушание музыки» очень помогает, если с его помощью корректируется один из факторов (или все).

Но даже с учетом всех возможных моментов влияния активности ЦНС и настроения музыка не воздействует на всех одинаково. На нас влияют личные качества, предпочтения и фактор выбора.

Качества личности

Последнее, что мне нужно было для получения диплома с отличием в 2003 году, — разработать план первого эксперимента. Я хотела понять, почему мы решаем слушать музыку в определенных ситуациях, но совершенно не знала, с чего начать. Однажды вечером, придя домой из университета, увидела, что мой бойфренд с головой погрузился в компьютерную игру с гонками. Я плюхнулась на диван и немного последила за его успехами, радуясь, что отвлеклась от дилеммы с дипломной работой.

И тут меня осенило. Перед каждой гонкой мой спутник не спеша выбирал музыку, которую хотел слушать. Я спросила, зачем ему это нужно. По его версии, музыка, автоматический выбор которой предлагался в игре, — «хлам», и ему все время приходится выбирать что-то поувлекательнее. Что, некоторые темы ему не нравились? Нет, она вся была нормальная, но только часть — эффективная. Он считал, что коррекция уровня музыки улучшит его результативность. Не сходя с места, я решила: вот об этом и напишу диплом!

Преподаватель очень удивился, когда на следующий день я объяви­ла, что для первого эксперимента мне нужна комната с диваном и игровой приставкой. Нам удалось раздобыть телевизор у команды по исследованию социально-бытовых условий, а мой приятель любезно согласился расстаться со своим PS2 на целый месяц.

Оставалось подобрать музыку. Я решила по возможности сохранять верность жанру и обратилась к авторам музыки для компьютерных игр. Многие из них для эксперимента любезно предоставили треки, и я подобрала людей, которые могли заранее оценить музыку — насколько она интересна, сложна, увлекательна и разнообразна. Мне нужны были композиции малой, средней и высокой сложности, чтобы увидеть, действительно ли эти различные уровни влияют на достижения игроков в компьютерной гонке.

Кроме этого, я запланировала два верхних уровня: в одном добавила к музыке слова, а во втором — еще и все звуковые эффекты игры; он стал самой сложной ступенью. Учитывая первое условие — тишину, у меня теперь было шесть уровней музыки с нарастающей звуковой сложностью.

На этом этапе планирования я наткнулась на интригующие данные, изменившие крайне важный аспект эксперимента. Согласно им, люди с различными качествами личности по-разному реагируют на фоновую музыку. Меня особенно потрясло исследование воздействия фоновой музыки, проведенное Адрианом Фурнхемом и Анной Брэдли15. Их интересовало влияние экстраверсии.

В 1967 году Ганс Айзенк16 заявил, что экстраверты и интроверты различаются по уровню активации коры мозга: у экстравертов ее базовый уровень ниже. Рассматривайте этот уровень как внутренний источник стимуляции или «психофизиологической активности», о которой я писала в предыдущей части главы.

Как вы помните, у нас есть оптимальный уровень активации ЦНС (пик кривой Й–Д), при котором мы функционируем лучше всего. Из-за этого различия в базовых уровнях интровертам и экстравертам нужна разная стимуляция, чтобы добраться до оптимума. Экстраверты, естественно, находятся ниже на левой части кривой Й–Д, а интроверты — сравнительно выше.

В результате более высокого уровня активности ЦНС интровертам нужно меньше стимуляции из внешнего мира; они предпочитают более тихую и знакомую обстановку. Интроверты уже ближе к своей точке оптимума и совсем скоро преодолеют пик и начнут спускаться в область меньшей эффективности. С другой стороны, экстраверты, у которых уровень внутреннего возбуждения ниже, ищут стимуляции, например совершая безрассудно смелые поступки. Им дольше добираться до оптимума. Фурнхем и Брэдли составили четкое предсказание для исследования фоновой музыки: экстравертам должна идти на пользу более активная музыкальная стимуляция, а интровертам, вероятно, нет.

При выполнении задач на память и чтение участники слушали три жизнерадостные поп-композиции (Sowing the Seeds of Love группы Tears for Fears; New Sensation группы INXS; Strange Brew группы Cream). Как и ожидалось, интроверты хуже помнили то, что наблюдали под музыку, чем экстраверты. У интровертов также был более низкий показатель по чтению под музыку по сравнению с условием тишины. И наконец, интроверты сообщили, что они реже работали дома при включенном радио, меньше слушали радио в целом и считали, что оно сильнее отвлекало их во время эксперимента.

Когда я еще студенткой прочитала об этом результате, то пересмотрела один аспект своего эксперимента с компьютерной игрой. Вероятно, мой партнер был экстравертом. На это указывало многое: в толпе или на вечеринке он явно чувствовал себя лучше меня, а не так давно, к моему ужасу, стал поговаривать о скайдайвинге. Возможно, его желание усилить музыкой компьютерную игру частично объяснялось свойствами его личности. В итоге я решила проверить, как музыка в играх воздействует на интровертов и экстравертов.

Полученные в ходе эксперимента данные подтверждали результаты исследования Фурнхема и Брэдли: в самых сложных музыкальных условиях мои интроверты проявили себя хуже, чем экстраверты. Вдобавок у экстравертов наблюдались явные улучшения по мере усложнения музыки. Интроверты же проявляли себя лучше примерно до среднего уровня сложности, а затем их эффективность (с ростом сложности музыки) падала.

Правда, поскольку экстраверты склонны в повседневной жизни слушать больше музыки, нельзя исключать, что в исследованиях мы просто создали им комфортные условия.

Эти и другие эксперименты, проведенные позже17, показали, что личные качества могут влиять на выполнение задачи в присутствии фоновой музыки18. Если вернуться к первоначальному вопросу о рабочем месте, из этих результатов следует: если вы не можете гарантировать, что все сотрудники в помещении обладают схожими чертами личности, вряд ли удастся подобрать музыку, которая будет влиять на всех положительно.

Предпочтения и выбор

В первых исследованиях музыки на производстве она часто описывается самым общим образом, например «музыка для танцев». Немало современных изысканий сравнивало не различные виды музыки, а музыку и тишину. Мы знаем, что такая схема изучения имеет ограничения, поскольку ничего не говорит именно о музыке, лишь сообщает о результате какого-то действия. Кто знает: может, будет получен такой же результат, если дать участникам прослушать аудиокнигу, прогноз погоды для судоходства или крики животных.

Чтобы разобраться, как музыка воздействует на производительность и эффективность труда по сравнению с другими типами звуков, нужно исследовать, какие виды музыки влияют на нашу психику на работе и почему. А ведь личные предпочтения могут оказаться самыми важными факторами влияния.

Отсутствие выбора и контроля часто указывается одной из главных причин отрицательной оценки одинаковой музыки19. Саймон Фрит сравнил эту оценку с реакцией на то, что животные метят территорию. В этом смысле фоновая музыка — откровенная демонстрация того, что место, где вы находитесь, контролирует кто-то другой; это может очень раздражать.

В другом исследовании Джозеф Паренте обнаружил, что люди лучше выполняли требующий внимания тест под предпочитаемую ими музыку, чем под наименее привлекательные мелодии20. Аналогичным образом более свежие исследования музыкальных симпатий и влияния самостоятельно выбранных мелодий снова подчеркнули важность предпочтения музыки и ее узнаваемости при повседневном слушании21.

Почему же ученые не относятся внимательнее к личным предпочтениям, когда выбирают музыку для экспериментов? Попросту говоря, если бы они позволяли участникам приносить свою музыку для работы с тестом, она, скорее всего, оказалась бы настолько разнообразной (медленной, быстрой, громкой, тихой, всех возможных жанров), что было бы невозможно контролировать ситуацию так, как того требует наука.

Плохая новость

Итак, исследования ясно показывают, что фоновая музыка иногда может помогать некоторым людям при условии «разумного слушания». Но нельзя упускать из виду, что иногда музыка не идет на пользу эффективности, какой бы ни был тест — исполнение роли водителя в компьютерной игре22 или задание, требующее бдительности23, участия памяти24 или навыков письма25.

Как совместить все результаты? В 2011 году Юлиана Кемпфе и коллеги выполнили большой обзор исследований фоновой музыки26. Они обнаружили почти 100 подходящих экспериментов, классифицированных по положительному или отрицательному воздействию фоновой музыки на эффективность. Классификации подчинили и типы изучаемых действий: «бытовые» (еда, вождение автомобиля), «процесс познания» (чтение, математика) или «эмоции».

Кемпфе сообщила, что фоновая музыка совсем не влияла на процессы познания и крайне мало — на бытовые действия. Она обнаружила, что сильнее всего музыка сказывалась на эмоциональных реакциях, но все равно этот результат был довольно слабым и невыразительным. Кемпфе также рассмотрела воздействие музыки в различные периоды времени, начиная с 1970-х, и не отметила системной разницы.

Конечно, основной набор данных носит несколько общий характер, так как стал следствием объединения результатов многих задач. Нас больше всего интересуют виды влияния, имеющие отношение к эффективности работы; и Кемпфе очень помогла тем, что разделила виды влияния музыки по задачам. Здесь результаты яснее.

Типы задач, больше всего относящихся к труду, касаются работы памяти, чтения и сосредоточенности. Если говорить о задачах, вынуждающих напрягать память, то в целом музыка оказывает на их эффективность отрицательное влияние. Что касается чтения, результат такой же — незначительное негативное воздействие. Похоже, если рабочая задача сложная и требует сосредоточенности, большинство (но заметьте, не все) лучше выполнили бы ее в тишине, чем под музыку.


Итак, учитывая все это, полезна ли музыка на рабочем месте?

Я полагаю, что она более всего может помочь производительности, если мы выполняем простые, однообразные задачи: музыка способна нейтрализовать минусы такой работы, помогая стимулировать моторные движения, повышая настроение и активацию ЦНС и при этом не отвлекая много внимания от выполняемой задачи.

Важно помнить, что некоторым фоновая музыка не нравится, в особенности специально разработанная для помощи в работе. В 1970–1980-е гг. высказывалось много возражений против использования так называемой «функциональной», или фонотечной, музыки. Музыковеды справедливо возражали, что музыка не должна использовалась как инструмент для манипуляции людьми, и выступали против массовой ее штамповки с этой целью, например бренда Muzak27. Есть много организаций, которые и сейчас убеждены, что музыку навязывать нельзя28. Нужно серьезно относиться к праву на неприкосновенность выбора звуковой обстановки.

Если говорить об обычном рабочем дне в условиях современного офиса, мало оснований полагать, что воздействие музыки на сотрудников помогает им работать значительно быстрее или лучше — если только им уже не нравится работать под музыку. Лишая таких людей музыки, скорее всего, работодатель лишит их удовлетворенности от работы и производительность снизит.

Надеюсь, мы никогда не доживем до времени, когда в офисах с открытой планировкой будут включать музыку для сотрудников, потому что из-за личностных качеств, предпочтений и выбора количество довольных и недовольных этим, вероятно, будет одинаковым. Однако я убеждена: если сотрудникам, желающим слушать музыку индивидуально, дается доступ к ней и поощряется «разумное слушание», рабочие условия становятся лучше, чем при строгом правиле «никакой музыки».

Музыка в мире торговли

Основательно разобравшись с влиянием музыки на сотрудников, можно посмотреть на нее под другим углом — с точки зрения клиентов предприятий. Как обстоят дела с теми, кто обедает в ресторанах, ходит по магазинам и пользуется прочими услугами? Как музыка, которая играет в этих заведениях, влияет на действия потребителей?

Вам, наверное, известны теории из популярной психологии, согласно которым музыка заставляет нас быстрее двигаться, больше съедать или покупать в ресторанах и магазинах. Без сомнения, многие считают, что именно поэтому компаниям должно быть выгодно включать музыку. На самом деле этот вопрос гораздо запутаннее и интереснее, и многие организации могли бы извлечь из научных данных кое-что полезное.

Прежде чем подробно разбирать виды влияния музыки на потребителя, давайте для начала подумаем о тех, кто работает в этих условиях. Хорошие компании должны не только на словах, но и на деле учитывать воздействие музыки на потребителя и персонал: речь идет о заведениях, где каждый день работают люди. Может быть, стоит там включать музыку ради блага персонала?

В 16 лет я работала в магазинчике сувениров в моем родном городе Йорке. В магазине всегда играла фоновая музыка, и это было одной из главных причин, по которой мне нравилась его атмосфера. Именно там я познакомилась с волнующим творчеством американской вокалистки и гитаристки Евы Кэссиди, чья музыка приносит мне удовольствие до сих пор.

Музыка изменяет время

Мы часто недоумеваем, почему время идет так быстро или медленно, почему наши внутренние часы легко поддаются влиянию самочувствия (мы нервничаем, устаем, нам жарко29) и всего окружающего нас30. Приятные мелодии тоже способны сказаться на восприятии времени.

Иногда благодаря музыке время просто летит. В йоркском магазинчике сувениров по воскресеньям время тянулось долго: я обычно оставалась одна, и не с кем было поговорить, кроме горстки случайных покупателей. В такие вялые дни приятная фоновая музыка в магазине помогала скоротать бесконечные минуты, пока я вытирала пыль с украшений и обновляла ценники. Я выучила слова к песням Евы Кэссиди и про себя подпевала ей, щадя уши покупателей.

Та новая интересная музыка поглощала большую часть моего внимания, не занятого рабочими действиями, которые я выполняла уже в сотый раз. Иначе я все время возвращалась бы к ориентирам времени — тикающим часам или медленному наступлению сумерек. А так я сохраняла оптимальный уровень сосредоточенности: день пролетал мгновенно, и музыка нейтрализовала скуку.

Мелодии, помогающие занять время, так же важны для потребителей в магазинах, ресторанах и барах. Ожидание — одна из главных причин раздражения: людям приходится ждать у примерочной кабинки, в очереди к кассе, ждать, пока принесут заказанные блюда или счет. Лучшие компании сокращают воспринимаемое время ожидания, применяя методы «заполнителей» времени. Пример — в ресторане в ваш стакан периодически доливают воду, чтобы создать ощущение обслуживания, хотя заказанный обед еще не подан. В таком случае обычно складывается более благоприятное впечатление об уровне заведения.

Но важно помнить, что музыка не всегда одинаково влияет на течение времени. Да, она может помочь скоротать минуты; но что происходит, если мы заняты покупками?

Ричард Ялч и Эрик Спангенберг31 изучили, как известность музыки влияет на оценку покупателями времени пребывания в магазине по сравнению с фактически затраченным. Результаты оказались такими же, как в более ранних исследованиях32: люди делали покупки чуть дольше, слыша незнакомую музыку, по сравнению со знакомой; но им казалось обратное.

Как объяснить ощущение покупателей, что больше времени прошло под звуки знакомой музыки? Разве этот результат не противоречит расхожему мнению, что «время пролетает, когда чем-то увлечен»?

Исследователи утверждали, что знакомая музыка повышает психофизиологическую активность, связанную с удовольствием, и этот эффект может искажать восприятие времени. Но из-за того, что памяти легче обрабатывать знакомую музыку, мы можем воспринять больше подробностей; поэтому и возникает обманчивое впечатление, что прошло больше времени33. Подобное воздействие знакомой музыки можно сравнить с эффектом увеличительного стекла.

Музыка и потребитель

Давайте еще подумаем о себе как о потребителях и о потенциальном влиянии музыки на наше поведение в общественных местах. Правда ли, что присутствие музыки влияет на то, как быстро мы двигаемся или сколько денег тратим?

В середине–конце 1990-х гг. было проведено немало исследований музыкальной психологии в потребительской среде, позднее — еще несколько прикладных изысканий. Это относительно немного по сравнению с другими областями, во многом из-за трудности проведения научных анализов в реальной потребительской среде. Хотя владельцы магазинов и ресторанов страстно желают понять, как использовать музыку с максимальной выгодой, они часто не пускают ученых в свои заведения — боятся, как бы это не повредило их прибыли. Однако уже проделанная работа помогла лучше понять влияние музыки на подобные условия34.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 298; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь