Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Музыка для романтических отношений
Теперь, когда в книге воцарилась атмосфера романтики, я перейду к использованию музыки при других видах ухаживания и рассмотрю потенциальную важность музыки для успеха или провала таких попыток. В этой части главы мы увидим, как музыка может привлечь партнера прежде, чем вы с ним познакомитесь, и изменить его реакции на последующие ухаживания. Свидетельство совместимости Ваши симпатии и антипатии в музыке очень многое говорят потенциальному партнеру. Именно поэтому брачные агентства и службы знакомств по всему миру спрашивают клиентов о музыкальных предпочтениях, прежде чем подбирать им пару. В главе 3 я говорила о важности музыки как социального сигнала для подростков; но и во взрослом возрасте музыкальные предпочтения остаются серьезной частью социальной идентичности. Различия в музыкальных вкусах вряд ли станут камнем преткновения для людей, выбирающих, с кем встречаться; но общность вкусов — одна из основных переменных на ранней стадии возникновения влечения. Дольф Зиллман и Азра Бхатия14 провели исследование в одном из университетов на Среднем Западе США; они изучали, как 239 гетеросексуальных студентов оценили человека в качестве кандидата для свидания, увидев его видеопрезентацию. В презентациях все было одинаковым, кроме жанра, любовь к которому выражал кандидат на свидание: классическая музыка, кантри, софт-рок или хеви-метал. Любовь к музыке кантри была связана с небольшим понижением оценок, выставленных и мужчинами, и женщинами. Пристрастие к хеви-метал делало мужчин более привлекательными, но это же музыкальное увлечение снижало притягательность женщин. Для классической музыки было верно обратное взаимоотношение: любовь к ней снижала привлекательность мужчин, но повышала оценки женщин. Выявленная в исследовании общая тенденция в реакциях на жанр (на которые, естественно, влияли и местоположение, и возрастной диапазон участников) кажется мне менее интересной, чем воспринимаемая важность гармонирующих вкусов, которая варьировалась в зависимости от пола. Женщин, казалось, меньше заботило то, разделяет ли мужчина их пристрастия в музыке, но мужчин этот же фактор озадачивал сильнее: при любом жанре они чаще оценивали женщину выше, если она совпадала с ними в музыкальных вкусах. В этой области были бы полезны новые исследования, чтобы проследить, как могли измениться наши реакции на кандидатов для свиданий и уровень влечения к ним на основе музыкальных предпочтений, поскольку музыка больше проникла в повседневную жизнь. Несомненно, реакции на различные музыкальные жанры зависят от времени и географического расположения. Но самая важная находка в том, что очень важно избежать расхождения вкусов в музыке с предполагаемым партнером. Фраза для знакомства Музыка не только действует как фактор притягательности на основе предпочтений. Она может более непосредственно воздействовать на успех попыток ухаживания. Представьте следующий сценарий: вы незамужняя и свободная женщина (мужчины, извините, но у этой просьбы есть обоснование, и вы узнаете о нем ниже), принимаете участие в опросе об экологически чистых продуктах. Вы должны съесть несколько штук экологически чистого и обычного печенья, а потом обсудить свое мнение об этих продуктах с другим участником. Может ли музыка, звучащая фоном, повлиять на то, как вы отреагируете на потенциальное ухаживание второго участника? Если верить коварным психологам, то может. Этот сценарий был частью эксперимента, проведенного Николасом Гегеном и его коллегами в 2010 году15. Женщины, добровольно согласившиеся участвовать в этом исследовании, не знали, что их собеседником был актер. Он подбирался так, чтобы впечатлить участниц, но не переусердствовать, дабы не вызывать сомнений: по шкале от нуля до девяти его можно было оценить примерно на пять. Во время эксперимента при обсуждении печенья актер должен был обязательно давать одинаковые ответы всем женщинам. Перед тем как пустить участницу в кабинет для обсуждений, ей говорили, что собеседник опаздывает, и просили подождать в отдельной комнате. Там фоном играла музыка, заранее выбранная другими людьми как романтичная или неромантичная (нейтральная). Участница проводила в комнате три минуты, а потом ее вызывали для эксперимента. В кабинете для обсуждений экспериментатор представляла друг другу этих двух людей, которые затем пять минут говорили о печенье. Ведущая возвращалась и объявляла, что исследование закончено, но ей нужно две-три минуты на оформление данных, и уходила из кабинета. И вот тогда союзник приступал к основному этапу эксперимента. Согласно отчету, «ему были даны указания улыбнуться и сказать участнице: “Как вы уже знаете, меня зовут Антуан. Вы мне очень симпатичны, не дадите ли свой номер телефона? Я позвоню, и мы сможем встретиться на следующей неделе”». Смысл был в том, чтобы определить, выше ли вероятность того, что добровольная участница даст свой номер, если в комнате ожидания играла романтичная музыка. Оказалось, что при условии романтичной музыки успешность мужчины составила 52 процента: он получил 23 из 44 телефонных номеров. При условии неромантичной, нейтральной музыки ему досталось только 12 номеров. В очередном недавнем исследовании та же группа ученых вышла с этой схемой из стен помещения16. Актер-мужчина (его снова назвали Антуан, но неясно, был ли это тот же самый актер) обращался к женщинам на улице и приглашал на свидание; при этом он либо держал гитарный кейс или спортивную сумку, либо руки были пустыми. Его обращение к ничего не подозревающим прохожим снова было четко сформулировано, а исследователи фиксировали успехи в получении номеров. Когда Антуан ничего не нес, его успешность составила 14 процентов. Когда держал спортивную сумку, этот показатель снизился, хотя и незначительно: до девяти процентов. Когда же держал гитарный кейс, успешность существенно возрастала: ему удавалось добыть номер у 31 процента женщин. Конечно, наличие музыки или музыкального инструмента не гарантирует, что последующее свидание будет успешным или что женщина вообще придет на него, после того как обдумает ситуацию; но, по-видимому, это действительно помогает создать мысленную установку, при которой люди более склонны принимать спонтанные ухаживания. Ученые утверждают, что эти исследования демонстрируют влияние музыки и музыкального мастерства на непосредственные просоциальные мысли, решения и поведенческие реакции. Следует признать немалый гендерный перекос, ведь в исследовании только мужчина обращался к женщине. Но в целом это утверждение подкрепляется предыдущим британским изысканием, в котором «положительная музыка» (то есть поп-музыка в быстром темпе, которая воспринималась как «воодушевляющая») связывалась с увеличением просоциальных действий, например согласие раздавать листовки благотворительной организации17. Как возникает это влияние? В исследовании с печеньем, возможно, романтичная музыка улучшает настроение, что, в свою очередь, повышает вероятность принятия ухаживаний обаятельного актера. Или более непосредственно: романтичная музыка подготавливает почву для соответствующих ответных действий. Например, известно, что припоминание прошлых романтичных действий и/или событий из жизни приводит к более галантному поведению мужчин18. Возможно, если привлекательный молодой человек на улице напоминает музыканта, это ассоциируется с лучшими физическими и интеллектуальными способностями. В этих интригующих возможностях нужно как следует разобраться, причем в применении к обоим полам, если мы хотим до конца понять, как музыка и музыканты играют на струнах нашего сердца. Музыка и фильмы Музыка используется в кино дольше, чем голос. Мир немого кино отнюдь не был лишен звуков: в нем активно применялось эффектное музыкальное сопровождение в исполнении оркестра, фортепиано или органа. Некоторые из лучших примеров киномузыки в истории относятся именно к той эпохе. Чтобы ощутить силу такой музыки в отсутствие человеческого голоса, стоит посмотреть недавно снятый немой фильм «Артист», отмеченный несколькими «Оскарами». Бесспорно, музыка тесно переплетена с кино благодаря своей способности вызывать у слушателя эмоциональную реакцию. Но как это происходит? И действительно ли фильмам нужна музыка? Немного выше мы говорили о возможности мелодий пробуждать в нас романтические чувства, а теперь рассмотрим две другие ключевые функции кино: вызывать страх, радость или заставлять плакать. Эмоции Вы когда-либо смотрели очень страшный фильм без музыки? Большинство моих знакомых (начав писать эту книгу, я исподтишка наблюдаю за ними) обычно делают одно из двух, когда в фильме происходит что-то жуткое: они закрывают глаза руками или затыкают уши. Лично я всегда затыкаю уши. Этот пример предполагает, что качественный саундтрек сильно влияет на эмоциональные реакции; если из «ужастика» убрать искусно созданную для запугивания музыку, этого хватит, чтобы невыносимо страшную сцену можно было смотреть. Действительно ли музыка в фильмах способна пугать? Субъективное чувство страха связано с работой нескольких областей мозга, но в особенности одной небольшой структуры под названием «миндалевидное тело» (от греческого слова amygdala, обозначающего миндаль, потому что она по форме на него похожа). Миндалевидное тело расположено примерно в центре мозга (см. рис. в разделе «Обучение музыке и мозг»). Оно представляет собой относительно примитивную структуру мозга, которая, по имеющимся данным, очень мало изменилась в процессе эволюции19. Миндалевидное тело входит в лимбическую систему, связанную с регулированием эмоциональных реакций. Оно посылает сигналы, вызывающие деятельность симпатической нервной системы, которая регулирует многие аспекты работы организма, в том числе знаменитую реакцию «бей или беги», готовящую организм к действию при наличии угрозы: дыхание ускоряется, сердце колотится, кровь усиленно поступает в мышцы, и мы начинаем потеть. Многочисленные исследования показали, что эмоциональная музыка может вызвать активность в миндалевидном теле20. Пациент с повреждением этого органа сообщал, что потерял способность ярко и эмоционально реагировать на музыку, а до случившегося это было для него обычным делом21. Другое исследование пациентов с травмой миндалевидного тела выявило, что они больше не испытывали страха, слушая пугающую музыку к фильмам, например тему «Челюстей»22. Эти данные предполагают, что страшная музыка напрямую активизирует мозговой центр страха; но вероятно и то, что активация миндалевидного тела связана с контекстом музыки, так как у этой структуры есть дополнительная роль в формировании воспоминаний. Действительно ли мы считаем пугающей именно музыку, или между саундтреком и фильмом существует какая-то магия? Эран Эльдар и коллеги23 выясняли, действует ли контекст на степень воздействия киномузыки. Добровольные участники их исследования сначала оценивали новую «страшную», «радостную» или «нейтральную» музыку по степени выраженности эмоции (от низкой к высокой) и характеру (от отрицательных эмоций до положительных). Затем снова оценивали каждый из этих музыкальных отрывков, который сочетался с 12 секундами нейтрального фильма без диалога, например сценой, в которой машина едет по пустыне. Действительно, нейтральная музыка не добавляла эмоций нейтральным киноэпизодам, тогда как из-за негативной музыки те же самые эпизоды стали казаться более зловещими (высокая степень выраженности и отрицательные эмоции), а положительная музыка придавала эпизодам более радостный оттенок (высокая степень выраженности и положительные эмоции). Этот результат подтверждает наши подозрения, что музыка способна привносить эмоции в пресные и лишенные смысла киносцены. Что важно, участники исследования также оценивали сцены, музыку и затем их комбинацию на предмет конкретного содержания. «Конкретный» в этом случае означает что-то материальное или реальное в противоположность абстрактным ощущениям. Вся музыка в отдельности оценивалась как имеющая очень мало конкретного содержания — то есть музыка сама по себе в этом случае мало что значит. В отличие от этого киносцены с музыкой и без оценивались как имеющие существенно больше конкретного содержания. Следовательно, добавление музыки придает фильму конкретики — музыка может эмоционально окрашивать фильм, а он взамен придает ощутимый смысл музыке24. Что во время всего этого происходит в мозгу, а точнее в миндалевидном теле? На втором этапе эксперимента Эльдара новые добровольцы, лежа в аппарате МРТ, смотрели отрывки фильма, сочетавшиеся с положительной (радостной), отрицательной (страшной) или нейтральной музыкой. Когда они слышали отрицательную музыку в сочетании с фильмом, активация в миндалевидном теле была выше по сравнению с тем, когда они только слышали музыку или только видели отрывок фильма. Похожая закономерность была выявлена для комбинации положительной музыки/фильма, но результаты оказались менее последовательными, что логично, так как активация миндалевидного тела сильнее связана со страхом, чем с радостью25. Сочетание пугающей музыки и нейтрального, но конкретного отрывка фильма вызывало более сильную эмоциональную реакцию, чем саундтрек или фильм по отдельности, согласно выставленным вручную оценкам в первом исследовании и свидетельствам активности мозга во втором. В целом киномузыка сама по себе может быть умеренно страшной, но при включении в конкретный контекст фильма она способна усилить наши ощущения и по-настоящему напугать; комбинация фильма и музыки помогает больше задействовать эмоции, чем просмотр или прослушивание по отдельности. При наличии фильма все могут истолковать значение саундтреков одинаково, а если слушать только музыку, оценки варьируются сильнее26. Например, в отрыве от киноконтекста легко принять драматический саундтрек за романтичный27. В свою очередь, нейтральная сцена фильма в присутствии музыки привлекает больше эмоционального внимания и сильнее притягивает благодаря связанной с мелодией активации лимбической системы мозга28. Слезы Киномузыка призвана не только внушать нам страх, но и вызывать целую палитру эмоций. Недавно ради этой книги я провела эксперимент — посмотрела два фильма, которые гарантированно вызывают мои слезы: «Дневник памяти» и «Мосты округа Мэдисон». В ключевых сценах, где я обычно пускаю слезу, нет реплик, только красивая музыка и душераздирающий видеоряд (если вы смотрели эти ленты, то знаете, о чем я говорю). Я попробовала посмотреть их без музыки. Ничего — сухие глаза. И вот что я вам скажу: я никогда больше не буду этого делать! Это испортило для меня не весь фильм, но его лучшую часть. В связи с таким личным экспериментом и моей реакцией появился интересный вопрос: что стоит за желанием плакать из-за музыки? В те дни, когда я смотрела эти фильмы, не была в особенно унылом настроении, да и вообще не люблю вгонять себя в хандру. Здесь возникает и более общий вопрос: почему мы вообще решаем слушать грустную музыку? Согласно Дэвиду Гурону29, с научной точки зрения эффект меланхолической музыки можно связать с реакцией нашего мозга на печальные события в реальной жизни, например душевную боль или потерю любимого человека. Когда случается что-то действительно печальное, мозг реагирует на слезы, выделяя нейромедиаторы, смягчающие остроту мучительных эмоций. Именно поэтому многим становится лучше, если они выплачутся (или по крайней мере их боль притупляется). Слушая грустную музыку в отсутствие события, которое вызвало бы печаль, мы создаем внутри некую «псевдопечальную» ситуацию и тем самым обманываем ум, заставляя считать, что мы горюем, хотя на самом деле все в порядке. Один конкретный нейромедиатор, который, возможно, становится целью при слушании музыки для «псевдопечали», — это пролактин, вещество мозга, которое выделяется естественным образом в ответ на подлинное горе. По словам Дэвида Гурона, при прослушивании музыки «выделяется пролактин без душевной боли, так что в итоге вам становится довольно хорошо». Грустный саундтрек может поднять эмоциональные ставки, стимулируя реакцию мозга, которая действует на наши чувства во время заключительных титров. Эта теория — возможное объяснение того, почему мне не понравилось смотреть любимые грустные фильмы с выключенным звуком. Нет музыки —> меньше слез —> меньше катарсиса с эмоциональной разрядкой и мысленного утешения. Поэтому я хочу выразить восхищение авторами саундтреков, которые поднимают эмоциональное воздействие лучших сюжетов на новый уровень! Значение И наконец, еще одна роль киномузыки — помочь подвести нас к оценке значения. Оно выходит за рамки эмоционального значения, описанного выше, так как музыка способна также помочь в осмыслении образов персонажей, включая ответы, реакции и намерения актеров30. Эти методы и виды влияния достались кино «по наследству» от более ранних видов искусства, таких как опера, и были приспособлены им под свои нужды. Простейшая форма музыкального значения в фильме — помочь зрителю узнать жанр, серию и персонажей. Киномузыка полна лейтмотивов — коротких музыкальных фраз, неоднократно повторяющихся в ходе фильма. Широко известен пример использования лейтмотивов в цикле из четырех опер «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера: он применял их с похожей целью — чтобы публика узнавала конкретных персонажей и ситуации. В наши дни у большинства фильмов есть свои лейтмотивы, связанные с главной музыкальной темой и повторно звучащие во время действия, чтобы подкрепить образ персонажа в отдельном фильме или сериале (например, как в фильмах про Джеймса Бонда или Индиану Джонса). Персонажи могут сопровождаться личными лейтмотивами, чтобы отмечать их присутствие в сюжете — физически либо в мыслях других героев. Иногда это называется музыкальным индикатором, или меткой. Фильмы про Супермена — отличный пример этого метода. Слыша этот ставший классическим мотив, основанный на трезвучии, аудитория понимает: «человек из стали» уже в пути, и хаосу разрушений на экране скоро будет положен конец. Точно так же благодаря использованию простого мотива из двух нот в фильмах «Челюсти» вы понимаете, что до беды недалеко, даже не видя торчащего из воды акульего плавника. Саундтрек может передавать более тонкие аспекты прорисовки персонажей. Для примера возьмем «Артиста» — отличный немой фильм, где талантливые Жан Дюжарден и Беренис Бежо играют Джорджа Валентина и Пеппи Миллер. На протяжении почти всей ленты чувства и действия героев передаются лишь мимикой и жестами, а также музыкальным сопровождением. В фильмах подобного типа музыка — неотъемлемая часть описания событий для аудитории: она помогает оценивать происходящее и предсказывать возможное развитие событий. Аспекты этих саундтреков позволяют понять, что происходит и в каком свете — положительном или отрицательном — стоит рассматривать это событие. Это часто называется использованием идеи фикс — метода, который, наверное, старше саундтреков и, как утверждают некоторые, был намного важнее в жанре немого кино. Он представляет собой использование музыки для показа скрытых или невидимых связей между персонажами (например, страсть или неприязнь) либо указания на связи различных элементов сюжета31. Саундтрек, который многие даже толком не замечают (если его не убрать), способен плавно и ловко вести нас по многочисленным сюжетным линиям и поворотам, давая подсказки относительно образов персонажей. Мелодиям фильма по силам поднять нас на высоты эмоциональной реакции, позволить ощутить скрытую глубину сюжета и не затеряться в перипетиях происходящего на экране. Музыка и спорт Для некоторых спорт и тренировки — это карьера, но для большинства из нас — вид досуга, занятие ради удовольствия и/или пользы для здоровья. Еще на досуге многие любят смотреть спортивные состязания и могут всю жизнь сохранять верность одной команде или спортсмену. Но кто бы вы ни были — участник или зритель, — музыка играет важную роль в спорте и тренировках, затрагивая мотивацию, результативность и командный дух. Двигайся! В предыдущей главе я привела примеры, как музыка различного темпа и громкости может повлиять на наши передвижения по торговым точкам, например супермаркетам. Так что нас не должно очень удивить то, что она помогает двигаться при занятиях спортом. Однако в этом случае обычно сам человек выбирает музыку, помогающую ему оставаться в движении. Большинство из нас ожидают услышать в спортзале определенный тип мелодий, который, по нашему мнению, должен как-то помочь в тренировке32. Люди для этого даже составляют и корректируют собственные плейлисты. Но действительно ли вся музыка помогает? Сейчас принято считать, что музыка может благотворно повлиять на эффективность занятий спортом. Есть разные определения такой эффективности в зависимости от типа занятий; сюда могут относиться и длительность тренировки (выносливость), и количество затраченных усилий (сила и работоспособность)33. В таком контексте для музыки используется термин «эргогенический»: это означает, что она — внешнее средство, оказывающее измеримое влияние на результативность. В этом смысле кофеин тоже эргогенический, как и допинг. Как же мелодии оказывают подобное воздействие? Музыка хорошо блокирует сигналы умственной усталости и физического изнеможения, которые мозг получает во время занятий спортом. Считается, что прослушивание сложных композиций во многом задействует ограниченные возможности нашей системы внимания и тем самым, возможно, сокращает количество попадающих в мозг сообщений об усталости или уменьшает их воздействие на наши реакции34. В результате мы теряем представление о том, как напряженно или долго занимаемся. Типичная реакция на эту ситуацию — тренироваться дольше; музыка «искажает» истинную картину усталости35. Если при этом единственная цель музыки — отгораживать нас от впечатлений извне и обманом заставлять тренироваться дольше, то напрашивается вопрос: почему тогда она эффективнее, чем аудиокниги или подкасты? Эти варианты нравятся некоторым людям, но по масштабам использования не могут сравниться с музыкой, которую предпочитает подавляющее большинство. Что в музыке побуждает тренироваться напряженнее и дольше? В 2012 году были опубликованы две обзорные статьи, в которых Костас Карагеоргис и Дэвид-Ли Прист подвели итог исследованиям музыки и занятий спортом за последнее десятилетие с момента введения строгих средств контроля и начала использования стандартизированных протоколов, признанных спортивными организациями36. Они установили, что музыка не просто занимает наше внимание, а оказывает разнообразное положительное воздействие на занятия спортом: она вызывает или регулирует эмоции, изменяет настроение, пробуждает воспоминания, приводит к психофизиологической активности, сокращает скованность и способствует ритмичным движениям. Музыка не просто занимает ум, она гораздо сильнее воздействует на тренировку. Пользу от музыки можно получить еще перед походом в спортзал: она стимулирует активацию ЦНС, поднимая ее до уровня, необходимого для эффективных занятий спортом. Во время одного эксперимента, перед тем как отправить добровольных участников на забег в 60 м, исследователи либо ставили тему из фильма «Рокки», либо обеспечивали тишину; прослушав саундтрек, участники пробегали эту дистанцию за более короткое время, а их физиологические реакции, включая увеличение частоты дыхания и мышечного напряжения, были такими, будто они заранее получили стимулятор37. Приятная музыка может также повысить нашу уверенность в себе перед началом тренировки, что, в свою очередь, благотворно скажется на результате38. Во время занятий спортом музыка может помогать движениям, действуя как средство синхронизации; в одном исследовании это продлило занятия бегунов примерно на 15 процентов39. Общее среднее ожидаемое воздействие музыки, улучшающее восприятие затрат при занятиях спортом низкой и средней интенсивности, оценивается умеренно — 10 процентов40. Также было обнаружено, что использование музыки до и во время тренировок увеличивает мышечную силу, оценивающуюся по времени, которое спортсмены могут держать вес, вытянув его перед собой на уровне плеч. Новейший вклад музыки в мир тренировок — программы, которые адаптируются к темпу и моделям занятий пользователя, применяя изменяющиеся ритмы, чтобы содействовать оптимальным движениям и «вознаграждать» людей, если те сохраняют нужный темп41. Пока что эти музыкальные программы добились некоторых успехов: известно о мотивации и сосредоточенности пользователей. Но еще нет ясности в вопросе, действительно ли музыка помогает людям двигаться в определенном темпе и существенно снижает ощущение изнуренности42. Нужно еще учесть, нравится ли она людям, так как было выявлено, что музыкальные предпочтения значительно влияют на важные результаты тренировок, например на воспринимаемый уровень прилагаемых усилий43. Темп музыки — один из основных аспектов, способных изменять результаты тренировок, и в этом мало расхождений между разными людьми. Если говорить о мотивации, то музыка, вызывающая у меня приятные чувства во время тренировки, связана с индивидуальными предпочтениями и прошлыми ассоциациями с ней44. Но если говорить о темпе, то сейчас молодым людям во время повторяющихся действий аэробного типа советуют слушать быструю музыку, в пределах 125–140 ударов в минуту45. На момент написания этой книги нет достаточного количества исследований взрослых среднего и пожилого возраста, чтобы вывести сопоставимый показатель. С другой стороны, музыка со средним темпом явно лучше усиливает «состояние потока» и мотивацию во время тренировок, чем мелодии быстрого или смешанного темпа46. Что интересно, эффективность темпа может снизиться, если оторвать его от контекста. Когда ученые пытались использовать только барабанный бой, нередко получали ухудшенные результаты по сравнению с тем, когда те же самые жесткие ритмы были частью привычной музыки47. Гендерная принадлежность тоже играет роль в реакциях на музыку при занятиях спортом. Женщины лучше мужчин реагируют на «мотивационную» музыку при таких занятиях, как круговые тренировки, тогда как мужчины превосходят женщин при условии прослушивания простого метронома. Фактически мужчины показали с метрономом такие же хорошие результаты, как и с мотивационной музыкой; это предполагает, что они больше используют темп мелодии для поддержания ритма занятий, тогда как женщины получают дополнительную пользу от содержания музыкального фона48. Опубликован ряд исследований, где сообщается, что музыка оказала на результативность незначительное или нулевое воздействие. В некоторых областях количество таких публикаций достаточно существенно, чтобы задаться вопросом: действительно ли музыка оказывает достоверное воздействие на спортсменов, если говорить обо всех формах физических упражнений. Однако выявленная в строго контролируемых исследованиях потенциальная способность музыки уменьшать усталость и продлевать/улучшать результативность аэробных и силовых занятий такова, что в целом эти результаты говорят в пользу попыток прибегнуть к музыке, если хочется улучшить эффективность занятий спортом. Спортсмены Часто можно наблюдать, как квалифицированные спортсмены используют музыку во время тренировок и перед состязаниями. Во время Олимпийских игр в Лондоне я видела, как пловцы один за другим подходили к бассейну в наушниках и снимали их в последнюю минуту перед тем, как нырнуть. Эфиопский бегун Хайле Гебреселассие попросил, чтобы перед попыткой установить мировой рекорд включили песню Scatman Скэтмэна Джона49, а австралийка Сюзан Бало, завоевавшая олимпийское золото в стрелковом спорте, перед соревнованиями любит слушать разнообразную музыку, от песни Canned Heat, исполняемой Jamiroquai, до главной темы «Звездных войн»50. Спортсмены используют музыку как инструмент мотивации, а некоторые утверждают, что она действительно заставляет их больше стараться51. Я не сомневаюсь, что на стадионе, забитом кричащими и скандирующими людьми, музыка очень помогает отгородиться от отвлекающих факторов и сосредоточиться на важнейшей психологической подготовке к забегу, поединку, матчу или выступлению. Но есть ли правда во мнении, что музыка действительно способствует высшим спортивным достижениям? Недавно группа исследователей в Тунисе изучила влияние музыки на краткосрочные тренировки высокой интенсивности у квалифицированных спортсменов52. Авторы подобрали музыку с быстрым темпом (120–140 ударов в минуту); участники — 12 спортсменов-мужчин — слушали эту музыку или тишину во время 10-минутной разминки, а потом прошли тест Вингейта, измеряющий пиковую анаэробную мощность ног. После 48-часового восстановления спортсмены снова прошли этот тест. Присутствие или отсутствие музыки не повлияло на частоту сердцебиения и показатели усталости; но проявленная во время теста мощность была существенно выше после разминки с музыкой, чем после разминки в тишине. Еще одно недавнее исследование наводит на мысль, что музыка может быть полезна в командных видах спорта, а также для индивидуальной результативности53. Исследователи из Института спортивной науки при Университете Лейбница в Ганновере (Германия) представили результаты, согласно которым синхронизированная ритмичная музыка помогала повысить результативность футбольной команды. Сначала спортсмены играли без музыки, потом одна команда слышала в беспроводных наушниках музыку, синхронизированную для всех игроков, а другая — асинхронную музыку; затем команды поменялись местами. Игроки, слушавшие синхронизированную быструю музыку, лучше проявили себя в командной работе, включая частоту и точность передач. К сожалению, хотя результаты обоих исследований убедительны, они не позволяют понять, почему исследователи обнаружили улучшение индивидуальных или командных результатов. Ведь они не сообщили о воздействии музыки на прямые измерения физиологических или психологических показателей — лишь на результативность. Возможно, спортсмены лучше проявляют себя в таких условиях просто из убеждения, что музыка приносит им пользу. Авторы двух исследований даже предположили, что музыка полезнее для спортсменов-непрофессионалов54: у них после тренировки сохранялся положительный настрой. То есть на устоявшиеся схемы тренировок профессионалов сложнее повлиять чем бы то ни было. Авторы также выдвинули предположение, что квалифицированные спортсмены извлекают больше пользы из интенсивной умственной сосредоточенности во время занятий своим видом спорта и музыка, к которой они не привыкли, может отвлекать на себя часть драгоценных умственных ресурсов, что для спортсмена нежелательно. Однако отмечено и перспективное влияние музыки на занятия профессионалов: когда она поддерживает синхронизированные движения. В одном исследовании рассматривалась результативность триатлонистов высокого уровня: им нужно было бежать с высокой интенсивностью, пока хватало сил. В присутствии синхронной музыки спортсмены смогли продержаться дольше и сообщали о лучшем настроении и хороших физических реакциях после пробега по сравнению с ситуациями, когда музыка была нейтральной или же отсутствовала. Синхронизированная музыка способствовала физической активности, при которой кислород использовался эффективнее, так как она побуждала спортсменов двигаться более ритмично; проще говоря, их бег был оптимальнее55. Спортсмены, привыкшие к музыке как части их напряженного режима активных тренировок, не решились бы отказаться от нее на важных соревнованиях. К счастью, современные технологии позволяют выносить свой мир музыки для спорта на международную арену. Однако демонстрация наушников в спорте не означает, что музыка рекордсменам необходима или хотя бы приносит им пользу. Попытки точно выяснить, почему мелодии влияют на умы спортсменов, часто сталкивались с трудностями при определении убедительных закономерностей, равно справедливых для разных людей56. По крайней мере частично эти трудности объясняются тем, что на результатах прослушивания сильно сказываются вид спорта, личные привычки спортсмена, приобретенные за годы тренировок, и, что принципиально, предпочтения методов, снижающих волнение и способствующих боевому настрою57. А теперь перейдем к рассмотрению более широкого контекста нашей жизни. Пора выяснить, как в нас развивается определенная «музыкальная личность» и как она может влиять на жизненный путь. Меня особенно увлекает тема музыкальной памяти. Почему, услышав какой-то мотив, мы сразу мысленно переходите к связанному с ним событию или человеку? Почему музыкальная память сохраняется во многих случаях, когда другие системы памяти отказывают или повреждаются? И почему музыкальные воспоминания регулярно повторяются, как заевшая пластинка, сводя нас с ума? Часть III Музыка, проходящая сквозь жизнь Глава 7 Музыка и память Мне нравится, когда моя музыка воскрешает во мне призраков. Понимаете, не демонов, а призраков. Дэвид Боуи Тема памяти всегда меня завораживала. Я изучаю разнообразные аспекты психологии человека применительно к нашей музыкальной жизни, и при этом неизменно всплывает тема памяти. Исследуя способности людей с амузией, в итоге прихожу к работе памяти. Когда выясняю, как музыка может помочь изучению языка1, приходится обращаться к важной в этом роли памяти. Даже когда я рассматриваю положительное влияние музыки при уходе за онкобольными, на передний план выходит важность музыкальной памяти человека. Что такое память? Для большинства людей это часть ума, помогающая вспомнить список покупок или пин-код и при этом с удовольствием запихивающая в самый дальний уголок информацию о том, куда мы дели ключи. Для меня память — подсказка в понимании опыта сознательного существования, обучения и ощущения идентичности; это клей, который удерживает нас в настоящем времени, позволяя размышлять над прошлым и строить планы на будущее. Дальше мы увидим, какими губительными могут быть последствия разрушения памяти. Термин «память» охватывает много различных процессов, которые позволяют сохранять и применять информацию и влиять на жизненные события2. В этой главе обсуждаются две главные системы, на которых я остановлюсь подробнее: эпизодическая и семантическая память. Эпизодическая — память на события во времени, а семантическая память — статичные знания. Рассмотрим апельсин (просто я ем апельсин, когда пишу эти строки): эпизодическое воспоминание о нем может быть воспоминанием о походе по магазинам, когда вы в последний раз покупали апельсины, или воспоминанием о чудесном обеде с апельсинами на десерт; а семантическим воспоминанием будет знание о том, как съесть апельсин или приготовить блюдо с апельсином в качестве ингредиента. У эпизодических воспоминаний есть временной элемент, то есть вы можете заново воспроизвести их в воображении. Они могут быть и автобиографическими, если это воспоминания о событиях, которые с вами случились. При воспоминаниях этого вида люди могут снова представлять себя в той ситуации, полагаясь на способность прибегать к «мысленному путешествию во времени» (определение психолога Энделя Тулвинга). Но есть и другая, скрытая система памяти. Имплицитные воспоминания — это виды знания, которые трудно описать. Обычно это наши навыки и умения: игра на музыкальном инструменте, езда на велосипеде или вождение автомобиля, плавание или ходьба. Невозможно словами описать все знания, необходимые для езды на велосипеде: можно давать ученику указания, но в конце концов ему придется просто сесть на велосипед и попытаться ехать. Чтобы освоить эту сложную деятельность, ему нужно сформировать собственные понятия о различных мышечных движениях, трудностях сохранения равновесия и зрительных навыках. Имплицитные воспоминания создаются подсознательно и незаметно способствуют действиям в повседневной жизни. У этих систем памяти есть различия, но они также в чем-то пересекаются и взаимодействуют. Для большинства семантических воспоминаний нужно, чтобы сначала сформировалось эпизодическое. Имплицитные воспоминания могут также возникать как ряд фактов и событий, которые поначалу свежи, а затем постепенно откладываются в памяти, так как больше не требуют сознательного доступа или внимания. Любому, кто освоил какой-то навык, знаком этот процесс — когда переходишь от усердных, сосредоточенных размышлений к автоматическому навыку, требующему гораздо меньше усилий Поэтому системы памяти, которые я описала, — это не отдельные «ящики для хранения» у нас в уме, а переплетенные процессы, играющие различные роли в зависимости от задачи или проблемы, которую мы пытаемся выполнить или решить. Они — часть крупной сети, которая слаженно действует, чтобы мы могли познавать и понимать окружающий мир. В этой главе я устрою для вас «экскурсию» по музыкальной памяти, уделяя особое внимание крайним проявлениям склонности помнить или забывать свое музыкальное прошлое, а иногда невольно возвращаться в него снова и снова. Рассматривая необычные и зачастую недостаточно понятные особенности музыкальной памяти, исключительные случаи способностей и потерь в этой области, мы в уникальном ракурсе рассмотрим будничные виды взаимодействия, свойственные всем благодаря музыкальности ума. Звезда — профессиональные музыканты Музыканты, стремящиеся стать исполнителями мирового уровня, сталкиваются с уникальными сложностями. Последние лет 200 существует мода — концертировать по памяти. Это относится не ко всем видам выступлений, но самым характерным примером можно назвать стиль виртуозов, когда музыкант-звезда стремится продемонстрировать свои умения. В наши дни можно увидеть выступления по памяти даже на конкурсах молодых музыкантов; а когда я была учителем, те, кто умел играть произведения по памяти, могли рассчитывать на более высокие оценки. Признаюсь, что для выступлений моя музыкальная память никуда не годится. Я никогда не требовала от учеников игры наизусть и предпочитала, чтобы у них были ноты на случай, если произведение вдруг вылетит из головы. Несомненно, это предпочтение возникло из-за собственного опыта: я никогда не выступала по памяти. Если даже не учитывать страх перед аудиторией, не позволявший часто концертировать, я всегда была визуальным музыкантом. Когда думаю о музыке или пытаюсь играть по памяти, ноты прокручиваются перед глазами. Со временем я убедила себя, что некоторым от природы дана способность хорошо играть по памяти, просто я не вхожу в их число. Казалось, мой вывод нашел подтверждение, когда я впоследствии стала судьей музыкальных конкурсов и увидела, как участники играли по памяти. Все это выглядело так легко… и совершенно невероятно. Кроме того, есть истории о людях с выдающейся музыкальной памятью. Особенно часто ссылаются на один случай из жизни Артуро Тосканини — дирижера начала XX века. Перед самым началом большого концерта, когда Тосканини ждал вызова на сцену, к нему подбежал взволнованный музыкант из оркестра. Он в отчаянии рассказал дирижеру, что клапан для самой низкой ноты на его фаготе сломан, а за такой короткий срок ничего нельзя сделать; как же ему играть? Тосканини вздохнул, прикрыл глаза рукой, с минуту подумал и ответил: «Все в порядке, этой ноты нет в сегодняшнем концерте». Мало того что Тосканини явно знал каждую ноту из партии всех инструментов оркестра в том концерте (вероятно, около 70 музыкантов и как минимум два часа музыки); но еще, по свидетельствам, он знал наизусть каждую ноту из партий всех инструментов примерно в 250 симфониях, слова и музыку 100 опер плюс целые тома камерной музыки, произведений для фортепиано, виолончели и скрипки, а также песен. Как вообще возможно такое изумительное достижение памяти? И только позже, начав работу над кандидатской диссертацией, я узнала, что музыкальная память — навык, а не дар; она развивается благодаря тренировкам и опирается на типы приемов, к которым прибегают практически все эксперты по памяти, только в этом случае они приспособлены под музыкальные цели. Эксперты по памяти встречаются во всех областях деятельности, а самое массовое их мероприятие — Международный чемпионат памяти. На этом конкурсе представлен ряд дисциплин, ставящих целью запоминание изображений, чисел, стихов, дат или карт в колоде3. Чтобы получить звание чемпиона, человек должен: 1) за один час запомнить порядок 520 беспорядочно перетасованных карт (десять полных колод); 2) запомнить 1000 случайных чисел за час; 3) запомнить порядок беспорядочно перетасованной колоды из 52 карт за две минуты или меньше. Казалось бы, это совершенно невозможно. Но в сентябре 2013 года соревнование выявило 133 чемпиона по памяти из 18 стран4. У чемпионов по памяти и опытных музыкантов есть нечто общее: долгая и тщательная разработка стратегий — мнемонических приемов — для расширения основных способностей памяти, которая на самом деле не отличается от вашей или моей. Но память — это не мышца, которая увеличится при должной проработке. Скорее память можно сравнить с набором инструментов: практически любые достижения окажутся по плечу, если вы, потратив время и силы, научитесь грамотно использовать свой инструментарий. Усвоение информации В основе первой группы важных мнемонических приемов лежат действия с информацией по мере ознакомления с ней — в момент ее кодирования. Для хорошей памяти одинаково важно и то, как усваивается информация, и то, как человек пытается ее воспроизвести. Для любого эксперта по памяти первая важная стратегия кодирования состоит в том, чтобы разделить крупные единицы информации на небольшие, лучше усваиваемые фрагменты. Такое разбиение информации на части называется группировкой; в ее ходе эксперты по памяти устанавливают связи между меньшими единицами информации, объединяя их, а затем пытаются вспомнить эти группы, имеющие больше смысла, чем их отдельные составляющие. Например, если такому эксперту нужно запомнить порядок карт в перетасованной колоде, он представляет каждую карту как имеющего смысл персонажа, предмет или место, а не абстрактную картинку. Затем придумывает истории или путешествия с участием этих персонажей, предметов и так далее, тем самым соединяя их в уме. В итоге все, что нужно будет знать эксперту, чтобы вспомнить целую колоду карт, — одна история, а не разрозненные ее части. Аналогично, эксперт по музыкальной памяти не будет пытаться запомнить каждую ноту. Еще не сыграв и не спев ни одной ноты, он изучит партитуру и определит точки, в которых более общие мелодии или линии в музыке сливаются в имеющие смысл части. Затем сосредоточивается на том, чтобы запомнить эти крупные фрагменты музыки как единое целое5. Опытный музыкант прибегает к накопленным за долгое время знаниям о музыке — гаммах, арпеджио, каденциях и гармонических отношениях, чтобы придать осмысленную форму крупным фрагментам6. Было обнаружено, что этот процесс анализа идет на пользу окончательному исполнению7; пока его изучили лишь у исполнителей классической музыки8 и джаза9. Музыканты видят смысл и структуру в произведениях естественным образом; им для этого не нужны указания. Даже я замечаю последствия такой подсознательной структуризации музыки. Например, когда я осваивала гитару, учитель показывал место в нотах и говорил: «Начни здесь, хорошо? » А я часто морщилась и отвечала: «Ну, я могу начать такта на два раньше, если хотите, так будет гораздо легче». Есть места, где начинать легче, потому что они обозначают подсознательные границы, которые мы создаем в процессе усвоения информации. Сегодня моя музыкальная память была бы намного лучше, если бы я раньше приобрела привычку использовать подобные осмысленные музыкальные структуры, создавать фрагменты, играть каждый по памяти и со временем увеличивать объем; а затем постепенно соединять их, чтобы в итоге они стали одной частью, одним воспоминанием. Были выполнены исследования, в ходе которых велось внимательное наблюдение за тем, как профессиональные музыканты учили новое музыкальное произведение; в этих исследованиях была отмечена важность этих моментов для успеха исполнения10. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 244; Нарушение авторского права страницы