Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Некоторые общие и частные закономерности глубинной психологии и психотерапии
1. Основа человеческого «я» в буквальном смысле строится и состоит из образов значимых для нас Других, любимых нами и любящих нас людей; 2. Самое страшное для человека – потеря внутреннего образа, являющегося основой для «я» этого человека и (или) основой его психической реальности; 3. Метацелью психологии в окончательном определении является помощь на доступном для психологии уровне в становлении человека субъектом бытия в единстве с Другим, становлении, зиждущееся на а) достижении внутренней целостности человека, интеграции его противоположных начал (то есть субъекта и Другого, сознания и бессознательного, эго и инстинктов, разума и эмоций…) и б) адаптации человека во внешнем мире, выстраивании здоровых взаимоотношений этого человека с Другим. 4. Обращение к «чистому центру «я», так или иначе, вызывает к жизни все то, что было забыто под влиянием сиюминутных переживаний, а именно феномены, связанные с любовью и со смертью; 5. Каждый человек живет верой во что-то; 6. Человек живет постольку, поскольку испытывает первичные, глубинные чувства: любви, радости, смирения, светлой печали, праведного гнева; 7. Мы можем разотождествиться с нашим телом. Эмоции, убеждения, воля сами по себе являются проявлениями некого центра активности, некого «внутреннего я», представляющего собой «исходную точку» бытия конкретного живого существа; 8. Только человек способен поставить вопрос о смысле жизни; 9. Младенец (да и взрослый человек) хочет ощутить себя как самостоятельную сущность, но для этого ему надо умереть, как «недифференцированному единству», и затем родиться вновь. При этом младенец (да и взрослый человек) хочет слиться с Другим в единстве, но для этого необходимо умереть как отдельной сущности и затем родиться вновь на новом уровне целостности и единства; 10. Сфера глубинных чувств, на самом деле, является базовой по своей важности и превалирует над потребностью в безопасности и другими потребностями, хотя доступ к чувствам, как правило, открывается только при удовлетворении потребности в безопасности и т.д; 11. Гипотеза Братуся: изменения, происходящие на ценностном уровне (уровне смысла), позволяют преодолеть конфликты, лежащие в «действенном» поле. 12. Человеческое " я" в своей глубинной основе (self) есть, по сути, взаимодействие с Другим; 13. Парадокс и одновременно закон психической реальности можно сформулировать так: «я могу чувствовать и ощущать, что «я – это я», а «ты – это ты», когда я чувствую и ощущаю, что «я – это ты», а «ты – это я» (парадокс заключается и в том, что в «недифференцированном единстве» уже существует «я», которое затем должно родиться); 14. Следует различать совесть (доброкачественную вину), стыд и злокачественную вину, нравственность и мораль; 15. Потеря контакта с Другим, с первичными образами и чувствами – это депрессия, уныние, отчаяние и, в конечном счете, смерть как психический факт. Потеря контакта с базовыми чувствами возникает при потере доверия к себе и к миру, при страхе пройти через пустоту, оставаясь и становясь собой (вспомним описанный выше парадоксальный закон психической реальности), и встретиться с Другим; 16. Влечение к смерти как психический факт, – это, прежде всего, душевная боль, возникающая в результате недостатка радости и любви и (или) изначальной слабости «я». Влечение к смерти зиждется на чувстве недостаточности и является попыткой избежать боли, вызванной потерей Другого и себя. Чувство недостаточности – это источник триады негативных эмоций: ненависти, стыда и обиды; 17. «Сверхконтроль» – проблема «типичного интеллигента». Оборотной стороной «сверхконтроля» является « бесконтроль », т.е. неспособность ни удерживать собственную деструкцию путем «заморозки», ни искупать ее путем репарационных (искупительных действий); 18. Используя понятия трансцендентного единства «я» (субъекта) и Другого; сопричастности и образа Другого; надежной и ненадежной привязанности; базового доверия, смысла жизни; глубинных чувств; чувства недостаточности, любви и борьбы за любовь; триады болезненных эмоций; замороженных и хаотических эмоций; комплекса малоценности и чувства общности; «сверхконтроля» и «бесконтроля», а также небольшой набор иных понятий, мы выстраиваем стратегическую основу практической теории психологии в контакте динамического единства субъекта и Другого (вовне и внутри). 19. Существует феномен«взгляда Другого». Это явление возникает тогда, когда пришедший за помощью человек впервые (или впервые за долгое-долгое время) чувствует, что на его внутренний мир обратили позитивное внимание и полностью погрузились в него. Это чувство может стать в хорошем смысле шоковым, обладает самостоятельной психотерапевтической функцией и позволяет установить прочный раппорт; 20. Взаимодействуя с Другим, младенец формирует на основе его образа внутреннюю и внешнюю «базу» и, таким образом, формируется первичная привязанность, на основе которой развивается сеть иных привязанностей человека. Привязанность может быть: безопасной (надежной), негативной и избегающей. Фактически процесс глубинной психотерапии направлен на формирование (воссоздание) надежной привязанности и проработку негативных и избегающих, а также хаотических сторон привязанности человека и его внутреннего «я». Всякий человек живет своими привязанностями. Надежные привязанности и, соответственно, наполненные любовью и радостью взаимоотношения являются основой сильного, зрелого «я»; 21. Нарушение надежных взаимоотношений приводит к отчуждению от чувств любви и радости и заставляет человека испытывать ненависть, зависть (и т.д.), что влечет за собой возникновение неподконтрольных сознанию болезненных эмоций, которые частично замораживаются, а частично превращаются в источник ненормальной привязанности (роковой страсти), являющейся суррогатом истинно близких, доверительных взаимоотношений; 22. Этапы психотерапии (они могут «растянуться» на годы, а могут быть «развернуты» в течение одного сеанса): а) установление раппорта; б) заключение контракта и сбор информации; в) установление «первоначального раппорта клиента с собой»: начальная работа с чувствами и убеждениями, «подстройка» психолога к клиенту и выведение клиента к подавленной «противоположности»; г) осознание и (или) переживание конфликта, препятствующего достижению целостности, «темная ночь души», катарсис (высвобождение чувств, в том числе «параноидальных» и «депрессивных»); д) проработка негативных чувств на основе укрепления позитивного «ядра я», трансформация или удаление негативных убеждений, внутренняя трансформация (на самом деле, конечно же, внутренняя трансформация происходит с самого начала психотерапии), объединение противоположностей; е) «включение» воли и принятие своих внутренних сил (начинается примерно с этапа «г»); появление новой и более адаптивной, чем раньше, структуры психической реальности; закрепление «нового человека» (формирование новой целостной структуры); ж) интеграция и завершение «официальной» психотерапии; 23. В любом случае человек находит в себе силы для изменения ради Другого в самом широком смысле этого слова; 24. Работа с психической реальностью зиждется напринципах: а) единства; б) целостности; в) дополнительности; г) взаимодействия; е) интенциональности; ё) детерминизма; ж) смысловой направленности; з) индивидуальности; 25. Всякий человек стремится к «принесению плодов». Это стремление является естественным. Если человек не приносит плодов, не созидает, то он постоянно испытывает чувство малоценности и пытается установить контакт с другими посредством манипуляций. Такой человек одержим тщеславием и находится в группе риска заболевания синдромом хронической усталости. 26. Психика человека представляет собой органичное единство, целостность двух компонентов – осознаваемого (логическо-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-чувственного, интуитивного) и соотносятся эти компоненты (или части личности) между собой так, как надводная и подводная части айсберга; 27. Психическое здоровье – это, в том числе, гармонические взаимоотношения внутренних противоположностей (сознания и бессознательного, мышления и чувства, интуиции и ощущений, внутренних Мужчины и Женщины). Противоположности дополняют друг друга в рамках общей целостности. Всякое психическое нарушение сопровождается деструктивной борьбой, а не союзом, между противоположностями и во многом вызывается этой борьбой; 28. Психологическому закону целостности и дополнительности на психофизиологическом уровне соответствует закон взаимоотношений полушарий коры головного мозга. (Левое и правое полушария во многом соотносятся с архетипическими образами внутреннего Мужчины и внутренней Женщины соответственно). В идеале эти взаимоотношения должны быть синергическими; 29. В земном мире принцип динамического единства противоположностей и принцип принесения плодов означают, что для здоровой жизни человек должен создать семью, родить и воспитать детей, внести свой вклад в жизнь окружающих его людей и, в более широком смысле, общества. Иначе он на психическом уровне будет ощущать себя малоценным. В психической реальности каждого человека сосуществуют следующие пары противоположностей: а) экстраверсия-интроверсия (направленность на внешний мир–направленность на внутренний мир); б) мышление-чувства; в) ощущение-интуиция. 30. Каждая противоположность зависит от своего «визави» и фактически не может без него существовать. Тогда как одна из противоположностей занимает в психической реальности доминирующую позицию, другая при нормальном положении вещей компенсирует (дополняет) ее. Т.е. противоположности на самом деле едины, и усиливают друг друга, черпают друг в друге силы. Если же доминирование одной из противоположностей становится слишком сильным, то другая противоположность начинает отвечать на подавление «военными действиями»; 31. Истинно рациональное мышление невозможно при нарушении эмоциональной сферы, а здоровая эмоциональная жизнь невозможна без нормально функционирующего мышления; 32. Самая главная задача психолога, представляющая собой 90% успеха глубинной психотерапии, – выдержать агрессию со стороны клиента, а) сохраняя контакт с его базовым «я»; б) показывая, что «я» психотерапевта не разрушено, и в) помогая клиенту утилизировать появившуюся энергию за счет разрушения защитных механизмов путем, в том числе, их интерпретации. Категорически нельзя а) проявлять ответную агрессию, разрушающую слабое «я» подопечного и б) показывать слабость, уязвимость «я» психолога (за счет которого и выстраивается новое «я» клиента); 33. « Стойкий результат психотерапии … достигается именно тогда, когда в процессе личностной трансформации удается в чем-либо «убедить» правое полушарие»; 34. Успешная психотерапия основана на принципе жесткой любви, которой одинаково чужды «баловство» и пренебрежение; 35. Формула-алгоритм психологической работы: безопасность, ресурс (проявление энергии в безопасных условиях и под влиянием Другого), изменение. 36. Формирование раппорта (доверительных взаимоотношений между психологом и клиентом) – это необходимое условие и важнейшая часть успешного психотерапевтического процесса; 37. Каждая психическая проблема кодируется и выражается в теле; 38. Воздействие на бессознательное можно напрямую производить через тело и (или) образы; 39. Чем взрослей человек, и чем больше он опирается на свое «эго», тем быстрее течет для него время. Время – это функция «эго»; 40. В матрице «мышление-эмоции», «образы-ощущения» работу с клиентом следует начинать с тем материалом, который привычен именно для этого человека и, затем, двигаться «по кругу» к подавленной сфере; 41. Любая словесная формулировка (убеждение) будет действенной только тогда, когда подкрепляется образом, заряженным мощными эмоциями; 42. Человеческое существо живет образами, символами и метафорами; 43. Сновидение – это фактические обращение к тем образам, символам и метафорам, а также состояниям, которые являются на данный момент наиболее актуальными для того, кем на данный момент является сновидец. 44. Можно сказать, что сновидение – это правда о том, кем мы на данный момент являемся, и очень часто дополнение к сознательной установке сновидца, указание на то, с чем следует работать (хотя случается, что сновидение есть «просто» переживание, спонтанное исцеление, духовный опыт), кроме того, сновидение – это диалог; 45. Воспринимая символ, человек «отключает» привычное ему сознание, и входит в соприкосновение с некой движущей силой, которая находится «за пределом» его сознания и его «я»; 46. Критерии эффективной работы с образом (альтернатива – бесплодное фантазирование): а) образ ведет себя «автономно», то есть является «партнером» по внутреннему диалогу; б) работа с образом требует сил и (или) вызывает сопротивление; в) работа с образом вызывает сильные эмоции и (или) телесные ощущения; г) работа с образом приводит к внутреннему ощущению целостности, сопровождающемуся озарением (иногда осознанием); д) работа с образом сопровождается спонтанным появлением из бессознательного (например, во время сна) такого материала, который подтверждает правильность выбранного пути; 47. Уровни сновидений: Психофизиологический – прямое (воображаемое) исполнение физиологических и иных желаний («иногда банан – это просто банан»); Исполнения желаний «эго» (как правило, искаженное) – здесь действуют описанные Фрейдом механизмы исполнения желанийсгущение или конденсация (соединение различных образов в один), смещение (замена одних образов другими под влиянием цензуры), вторичная обработка (придание сновидению связности за счет некого «рационального» сюжета) и превращение мыслей в зрительные образы; Субличностно-символический – на этом уровне идет прямой диалог между различными частями психической реальности (зачастую конфликтующих друг с другом); Символический – на этом уровне сновидец воспринимает те или иные дополняющие его осознанную реальность символы (например, «дом», «цветок», «птица»); Символико-архетипический – это встреча с заряженными архетипической энергией образами, обладающими «пророческой» или трансформирующей личность силой (сюда же входят и так называемые «исцеляющие сновидения»); Духовный – переживание прямого духовного опыта высшего порядка, который был доступен, например, Иосифу или святой Анне; 48. Можно выделить доброкачественные кошмары, возникающие в такой сновидческой ситуации, когда человек испытывает паническую атаку при встрече с частью своего «я» – изначально здоровой, но отчужденной вследствие навязанных извне и разрушительных установок, а также злокачественные кошмары, которые возникают в ситуации встречи с психическим комплексом, чреватым одержимостью и (или) сломом подлинно нравственных установок личности и выражающим собой абсолютное зло; 49. Даже в самом что ни на есть активном воображении нельзя отождествляться с образом, персонифицирующим абсолютное зло, разрешать ему «войти в себя» или «входить в него». Иногда принятие на себя ответственности и интеграция требует отождествления с той или иной частью личности, признания ее частью себя (иногда даже пугающей, но не символизирующей собой надругательство над святым), а иногда, наоборот, именно отказ от отождествления с тем или иным образом, чуждым самой идее интеграции, чуждой единству, целостности и дополнительности означает подлинные мужество и ответственность. 50. К злокачественным кошмарам можно отнести и ситуации «распада я», когда сновидец «падает в бездну» и т.д. Парадоксально, но иногда последний вид злокачественных кошмаров перестает быть наваждением и исчезает после одного сеанса, в котором психолог берет клиента за руку, и он, держась за эту руку, обнаруживает, что бездна – совсем не бездна, а твердая земля, и открытое для движения пространство (похожий сюжет возникает в случаях, когда во сне человек умирает, но не до конца, а вместе с психологом обнаруживает, что родился вновь – и там, и там «работает» принцип дополнительности ). 51. Практически каждое сновидение представляет собой: описание актуальной ситуации, в которой находится сновидец; описание вариантов выхода из этой ситуации и описание того, что может получиться в результате выбора того или иного из вариантов действия; 52. Практически все образы, что появляются во сне, это, метафорически и очень условно говоря, сам сновидец на символическом уровне (за исключением образов абсолютного зла, а также сновидений духовно-архетипического уровня в том плане, что появление этих образов и символов вызвано тем или иным внутренним процессом сновидящего и отображает данный процесс). 53. Толкование сновидения является верным, а работа с ним – реальной, если процесс вызывает: · чувство «инсайта» (озарения); · появление нового комплекса эмоций, ощущений, мыслей; · сопротивление, вызывающее новый психической материал, подтверждающий наше толкование; · чувство и ощущение внутренней интеграции; · субъективное чувство благополучия и (или) изменения в сторону целостности; · «автономное» поведение образов из сновидения в момент толкования и (или) при работе со сновидением, а также: · открывает новые поведенческие возможности; · дает толчок для новой серии сновидений; · соответствует нашей теории; 54. Через тень можно лишь «пройти насквозь», идя навстречу своей душе; 55. Эго – это психический комплекс, способствующий адаптации человека к реальности внешнего и внутреннего мира и, в конечном счете, служащий интересам выживания индивида. Это, так сказать, психический аппарат приспособления; 56. Тень – это либо извращенные позитивные, либо негативные комплексы, доминанты человека. Тень – это страхи и деструктивные импульсы и побуждения, закрывающие от нас Другого. Тем не менее, если человек боится встретиться с тенью лицом к лицу, то он не пройдет сквозь нее; 57. Фобический страх высоты, как правило, связан с бессознательным желанием прыгнуть вниз, которое, в свою очередь, обусловлено желанием-побуждением погрузиться в пугающие глубины собственного бессознательного. Это побуждение нередко переживается как «падение» в момент засыпания. 58. Расщепление – это такое состояние человеческой психики, в котором субъект теряет способность быть сопричастным себе и Другому, оказывается блокирован злокачественными эмоциями; 59. Под влиянием тени и срастаясь с персоной, «раздувается» эго. Данное явление Юнг называл инфляцией эго (а Адлер, как мы помним, чувством тщеславия). Инфляция, в конечном счете, ведет к краху. Раздутое «эго» рано или поздно лопается; 60. Защитный механизм – это вызванная бессознательным психическим конфликтом (при этом путь разрешения данного конфликта блокируется страхом) бессознательная же попытка ухода от реальности с помощью того или иного варианта самообмана; попытка, нарушающая естественное функционирование человеческой психики и, в конечном счете, завершающаяся неудачей. Другими словами, защитный механизм – это бессознательная попытка адаптации и ухода от разрешения психического конфликта, причем попытка, построенная на самообмане и вызванная нарушением гармоничных взаимоотношений между сознанием и бессознательным, между «я» и Другим; 61. «Эго-психология» работает со страхами, иллюзиями, самообманами, защитными механизмами; 62. Работа с проекцией, ее осознание – очень болезненный процесс, который, однако, позволяет через психическую, а иногда и физическую, боль вернуть здоровому «я» ту психическую энергию, которая тратилась на попытку, обманывая себя, не видеть своих недостатков. То же самое относится ко всем другим защитным механизмам; 63. Прошедшие реабилитацию в специальных центрах наркоманы и алкоголики очень часто «срываются» после возвращения в семью: домашние бессознательно вновь втягивают их в болезненную «систему»; 64. Разрушение собственных «защитных механизмов» – один из самых эффективных способов психологической помощи самому себе. Делать это трудно, но реально, причем такую работу можно проводить постоянно; 65. Проработка защитных механизмов тесно связана с трудом покаяния и прощения. Непрощенные обиды – это и есть «душевные нарывы» и «изолированные эмоции». Непрощенные обиды – суть раковые опухоли психики, результат «раздувания эго» и неисцеленного тщеславия. Недаром Иоанн Златоуст говорил: «Да утихнет опухоль гнева». Коренящиеся в душе обиды и связанное с ними тщеславие (тщеславие и обиды взаимно поддерживают и усиливают друг друга (вновь вспомним теорию А. Адлера)) нередко являются прямыми причинами рака и других психосоматических заболеваний; 66. Телесно-ориентированная психология (ТОП) – это а) особое взаимодействие (и (или) взаимоотношения) психолога и клиента на телесном уровне (когда клиент находится в телесном состоянии интеракции с Другим), дающее клиенту возможность изменить паттерны (в том числе глубинные паттерны) самоотношения и отношения к другим; б) осознание внутренних возможностей радостной и здоровой жизни, освоение соответствующих ресурсов и (или) осознание внутренних конфликтов и патогенных систем конденсированного опыта, и, наконец, в) собственно работа с телом (с движениями и с энергией); 67. С точки зрения психофизиологии, любая психотерапия – это движение к синергическим взаимоотношениям между полушариями головного мозга, корой и подкоркой; 68. В теле «закодированы» все возможности и конфликты человека; 69. Тело отрывает прямой доступ к личному бессознательному; 70. Неестественная пульсация – это всегда выражение зажима или блока; 71. « Если не знаешь, с чем работать, работай с опорами »; 72. В случае психосоматических заболеваний очень часто причиной недуга является заблокированный гнев и связанные с ним конфликты. Вообще, злокачественная печаль особенно вредит сердцу, гнев – печени, зависть и страх – почкам, тоска – легким, обида – горлу (камень в горле (камень – архетипический символ обиды)); Проблемная анатомия» Согласно ТОП, наши психические свойства и конфликты отображаются в нашем теле. И каждая область нашего тела соответствует специфической сфере психической реальности. Например: · Голова – это гиперконтроль и страхи, временно помогающие убежать от встречи с Ужасом. Все, связанное со словесно-логическим мышлением. · Глаза – выражение глубинных чувств, трансцендентной функции, души. · Лицо – зона «маски», персоны. · Шея – самое тонкое место в организме. Мост между мыслями и сердечными чувствами (а также эмоциями), позволяющий чувствам и эмоциям достигать сознания. Проблемы с шеей – непрощенные обиды, «захлестывание» чувствами. · Плечи – ответственность. «Уменьшенные» плечи с «подобранными руками» - избегание ответственности, а «приподнятые и «натруженные плечи» - попытка нести на себе весь мир. · Грудь , сердце – глубинные чувства и эмоции. · Диафрагма. Этим местом мы держим удар. Место социальных норм и правил, а также страхов и запретов. Мост между инстинктами и сердечными чувствами. · Руки – контакт, взаимодействие. · Живот – удовольствие, ощущение земного бытия, животный страх (который в большинстве случаев нельзя блокировать) и ярость. · Таз – вместилище, контейнер жизненной силы. · Спина – выражение чувств, моторика. · Позвоночник – уверенность в собственном существовании (онтологическая уверенность). · Ноги – движение к объекту потребности. · Бедра – сексуальность и телесное наслаждение. · Стопа и поясница – взрослая опора. Мышцы стопы и поясницы позволяют нам стоять прямо и твердо и действовать в соответствии со статусом взрослого, ответственного человека. · Бок – неопределенное положение. 74. Обычно агрессия коренится в а) тазовой области; б) в области диафрагмы и в) очень часто в груди («узел гнева» (над самым солнечным сплетением) – это гнев на близких нам людей); |
Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы