Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Составила - Райнина Галина



Составила - Райнина Галина

По методическим и педагогическим книгам

Рудольфа Штайнера и другим источникам

Томск

Год

Содержание:

Часть:

СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ (дошкольное детство)

* Ребенок до смены зубов

* Наследственность и индивидуальность

* Сущность и значение подражания

* Детские игры

* Физически-телесное развитие

* Образный мир сказок

2 часть:

 ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ

* Исходные принципы дидактики

* Внутренняя подготовка учителя

* Влияние темперамента учителя на ребенка

* Вопрос воспитания как социальный вопрос

3 часть:

ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСТВА (школьный возраст)

* Школа жизни

* Особенности школьного возраста

* Цель и задачи воспитания и обучения

* Возможности урока

* Условия становления школы

4 часть:

 ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ (возраст подростка)

* Время перемен

* Рождение человека

* Долг

* Смысл жизни

* Пора любви

* Развитие личности

 

5 часть:

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ (лечебная педагогика)

* Основные положения

* О нарушениях развития у детей

* Дети с особенностями развития

* Классификация состояний детей

* Дети с затрудненным вдохом или выдохом

* Нарушения чтения и письма (легастения)

* Утренний и вечерний ребенок

* Способность к обучению

* Проблемы зависимости

* Беспокойный ребенок (гипервозбудимость)

* Проблемы поведения

* Факторы развития. Окружающий мир детей

* Педагогика - искусство

* Искусство как лекарство

Часть: СВОБОДНОЕ РАЗВИТИЕ

( дошкольное детство )

Ребенок до смены зубов

Ребенок в дошкольном возрасте является целостным существом. Исходя из трёхчленности человеческой природы (телесность, душевность, духовность), мы можем сказать, что эти три члена человека приобретают дифференциацию лишь в поздние годы. До смены зубов ребенка можно представлять как единый орган чувств. Все его душевные переживания подобны восприятиям, в том числе и впечатления от окружающих людей. Когда в присутствии ребенка мы бываем медлительны, обнаруживая душевную вялость, или наоборот, развиваем бурную деятельность, обнаруживая стремительность наших душевных движений, это воспринимается ребенком с той же интенсивностью, с какой органы чувств воспринимают воздействующие на них внешние раздражения. Весь ребенок в целом - это орган чувств. Орган чувства у него как бы растянут на весь организм. Цветовые впечатления глубоко связываются у него с ритмом дыхания и влияют на кровообращение. Всё тело ребенка, подобно органу чувств рефлекторно реагирует на то, что происходит в окружении.

В случае обучения и воспитания детей дошкольного возраста достаточно мало значения имеет то, чему учился или что знает взрослый. В этом случае наибольшее значение имеет то, какой это человек, какое впечатление получает от него ребенок, и может ли ребенок ему подражать. Поэтому чрезвычайно важно учиться читать в ребенке. Настоящее, практическое, ориентированное на развитие тела, души и духа, познание, является нашим наставником в этом чтении.

Первые семь лет жизни, до смены зубов, являются важнейшими для всего дальнейшего развития человека. Подражая, ребенок внутренне воспроизводит всё окружающее его. Именно с помощью подражания надо учиться в первые годы жизни.

Если в то, что таким образом осваивает ребенок, воспитатель начинает вводить что-то от себя и не понимает, что естеству человека, которое в это время должно быть предоставлено самому себе, может оказываться лишь помощь, - человеческую организацию такой педагог может покалечить на всю жизнь. Это происходит, когда мы понуждаем ребенка ходить, говорить, что-то делать. Причем особый ущерб будет причинен его старости!

Ребенок впечатлителен не только к поступкам взрослых, но так же и к их чувствам, переживаниям, особенно к их мыслям, моральным побуждениям. Ребенок ощущает так же и то, что мы думаем! Поэтому важно, чтобы находясь рядом с ребенком, родители и воспитатели не только не допускали ничего внешне неподобающего, но чтобы в самих своих мыслях и чувствах они были внутренне чисты, внутренне моральны. В воспитании дошкольника окружение является важнейшим фактором.

Детские игры

Кто наблюдал за тем, что в своем простом мышлении испытывает ребенок, когда он выпрямляется, когда принимает вертикальное положение, когда учится ходить, тот не спешит вводить в жизнь ребенка что-то искусственное. Он свертывает куколку из носового платка, намечает двумя пятнышками глазки, и, получив такую куколку, ребенок понимает ее и может любить. Здесь человеческий облик представлен на том простейшем уровне, на котором он только и обозрим для ребенка.

Ребенок пока только знает, что человек вертикально ориентирован, что у него есть верх и низ, что наверху у него находится голова, на которой помещаются два глаза. Настоящее место рта вначале не всегда осознаётся. То, что ребенок реально переживает, уже включает в себя такая элементарная кукла из носового платка! В ребенке действует внутренняя пластическая сила - всё, что к нему приходит из окружения внутренне преобразуется и участвует в формировании органов физического тела.

Если же мы даем ребенку так называемую красивую куклу, которая может и ходить, открывать и закрывать глаза, говорить, обладает красивыми волосами. Если мы даем это отвратительное с художественной точки зрения произведение, подделку под человека, то восходящие из ритмической системы пластические силы человека, которые, исходя из дыхания и кровообращения, формируют систему мозга, такие силы действуют подобно ударам бича! Мозг ужасным образом бичуется! Такова тайна “красивой” куклы. Это - тайна многих сторон детской игры.

Тому, кто хочет с любовью создавать условия для детских игр, следовало бы иметь представление о действующих в ребенке созидающих силах.

Такой подход касается всех игрушек вообще. Необходимо, что бы они были полностью “прозрачны” для ребенка. В детскую игру не стоит вносить чего-либо в том или ином отношении интеллектуального. Естественным образом в игре дети подражают окружению. Но видели ли вы, допустим, ребенка, который хотел бы стать... филологом? Однако нет ничего необычного в том, что он хочет стать шофером. Почему? Потому что всё, что делает шофер, можно видеть! В детские игры мы должны вносить только то, с чем ребенок соприкасается. Как раз интеллектуальное не соприкасается с жизнью ребенка в его физическом становлении. Постараемся повсеместно, сопровождая это художественным чувством и чувством меры, выявить независимый от цели (интеллектуальное) облик, образ, - и мы получим то, в чём нуждается играющий ребенок.

В этом возрасте мы не должны пользоваться специально придуманным рукоделием: складывание, аппликация, всевозможное плетение, раскраски и другое. Образцом должно служить то, как живут и что делают взрослые люди. Если мозг ребенка слишком рано подвергается воздействию интеллектуалистического, то в органах и системах физического тела наступает ранняя склеротизация, старение.

Образный мир сказок

Способность воображения должна быть положена в основу всего обучения, всего воспитания. Важно знать, что до возраста 9-10 лет ребенок не отделяет себя как “Я” от окружающего мира. Он говорит о себе “я” как бы следуя инстинкту. Но в действительности он чувствует себя как бы находящимся внутри мира. Он чувствует себя сросшимся с миром. Ребенок не проводит различия между живым и неживым миром, все представляется ему единым. И себя он от единого не отделяет.

О растениях, о животных и о камнях в окружающем мире нужно рассказывать так, будто предметы беседуют друг с другом, обращаются подобно людям, друг друга любят и ненавидят. Действительно, все представлять так, будто речь идет о человеке. И не как-нибудь остроумно одушевлять, но так, чтобы это было понятно ребенку, который еще не научился проводить различия между живым и безжизненным. У ребенка еще нет никаких оснований считать, что у камня нет души, а у собаки - есть, движению он не приписывает одушевленности. Все одушевленное, живое нужно представлять так, будто происходит общение между людьми, будто люди беседуют, чувствуют друг к другу симпатию и антипатию. Поэтому ребенку в этом возрасте все должно преподаваться в виде сказок, в виде историй с одушевленными участниками. Это создает наилучший душевный климат для живущей в виде воображения души ребенка.

Воспитатель же должен обладать художественным вкусом, артистическим темпераментом, ибо на ребенка оказывает влияние душевное состояние педагога.

Мы снова учимся верить в мифы, в легенды, в сказки, ИБО В ВООБРАЖЕНИИ ОНИ ВЫРАЖАЮТ ВЫСШУЮ ПРАВДУ. Мы учимся понимать духовный смысл мифов, легенд и сказок. И, как следствие, наши пропитанные верой слова достигают глубин детской души. Воспитателя и ребенка тогда связывает правда, а ведь слишком часто ее место бывает занято неправдой. Неправда устанавливается, когда учитель считает, что он должен что-то рассказывать ребенку только потому, что ребенок глупый, а он, учитель - умный. Дети ощущают такие вещи - они способны тончайшим образом чувствовать, чем именно руководствуется учитель: рассудком или воображением. На душу ребенка рассудок действует иссушающе, а воображение - живительно.

Для ребенка вы должны быть авторитетом добра, истины и красоты. Преданным истине, добру и красоте ребенок должен быть потому, что он предан вам. У них должно быть чувство, что правильно то, что вы считаете правильным. Что красивым является то, что вы сочли красивым. Что хорошо то, что нравится вам.

Часть: ПЕДАГОГИКА РАЗВИТИЯ

Мы живем в такое время, когда важнейшие факторы развития совершенно не зависят друг от друга. Мы живем в эпоху, когда человек пытается найти связь между корнями своего бытия и корнями мира. Изнутри самих себя мы пытаемся извлечь импульсы, которые помогли бы нам быть нравственными существами в нашей цивилизации.

Современная наука, раскрывающая нам определенные явления природы, удаляет нас от человека. Нетрудно видеть, что в результате страдает та область нашей культуры, к которой принадлежат образование и воспитание. Педагог только тогда способен воспитывать и преподавать, когда он понимает то, что он должен преобразовывать и формировать. Воспитание и преподавание всегда должны основываться на действительном познании существа человека, где мы должны учитывать, что человек состоит из тела, души и духа. Кроме этого необходимо стремиться постичь все, что происходит между людьми.

Исходные принципы дидактики в науке о развитии ребенка

Вопрос об учителе - это основной вопрос педагогики и дидактики. Ведь то, что волнуясь и струясь живет в детях, проникает в их сердца и волю, и, далее, в мышление, - живет в них, просто потому, что еще прежде это живет в учителе, когда он со своим особым темпераментом, своим особым характером, своим особым душевным складом находится рядом.

Холерический темперамент.

Он характерен тем, что учитель, воспитатель не в состоянии обуздать его, отдается ему. Он обнаруживается в могучих, сильных проявлениях. Он побуждает педагога к таким поступкам, такому общению с ребенком, о которых учитель впоследствии жалеет. Находясь возле холерического учителя, дети иногда испытывают постоянное чувство страха или подсознательную подавленность. Последствия воздействия холерического темперамента не владеющего собой учителя выражаются в заболеваниях системы обмена веществ, и проявляется это в зрелом и пожилом возрасте!

Да, лишь рассматривая всю жизнь человека, а не одни только его детские годы, можно уяснить себе, какое центральное значение для этой жизни имеет система воспитания и преподавания, сколь существенно благополучие и несчастье в духовном, душевном и телесном отношении связаны с воспитанием и преподаванием.

Флегматичный педагог.

Запущенный флегматичный темперамент не дает проявляться внутренней подвижности ученика. Ребенок жаждет деятельности, его внутренние импульсы стремятся наружу. Исходящее от ребенка не находит вовне отклика, реакции. Это похоже на то, как будто дышишь в разреженном воздухе. Ребенок испытывает душевное удушье. Заболевания нервной сферы, неврастения и тому подобное - вот таков перечень болезней, заложенных флегматичным учителем, не облагороженным самовоспитанием.

Меланхоличный темперамент.

Такой педагог вследствие меланхолии слишком занят собой, так что духовно-душевные движения ребенка в любой момент могут быть пресечены, а жизнь ощущений заморожена, - тогда ребенок прячет свои душевные импульсы и, вместо того, чтобы дать им выход вовне, погружается сам в себя. Если говорить о сопутствующих заболеваниях, то это болезни дыхания и кровообращения, проявляющиеся во взрослые годы. Мы предчувствуем, что невозможно заявить, что темперамент дается от рождения, каков я есть, таким и останусь. Во-первых, темперамент не дается от рождения, но характер. Во-вторых, если бы это было бы правдой, человечество вымерло бы из-за ошибок воспитания.

Учитель - сангвиник.

Он восприимчив ко всем впечатлениям: если ученик сделал кляксу, он обернется к нему - но не вспылит, а просто посмотрит. Если ребенок что-то шепнул на ухо соседу, он тоже взглянет на него. Словом, все впечатления быстро до него доходят и не оставляют по себе глубокого следа. Как же это отражается на жизни человека, в детстве который имел такого педагога? Очень часто это причина недостатка живости и жизнерадостности! Сангвинистический темперамент учителя, не занимающегося самовоспитанием, подавляет жизненные силы, подавляет чувство радости жизни, подавляет активность воли.

Когда учитель приступает к обучению, он согласуется с тем, что научить может лишь тому, что изучил сам. Но зачастую не отдаёт себе отчета в том, что помимо подготовки к преподаванию и воспитанию, которую учитель получил, обучаясь своей специальности, ему необходимо обладать еще и особой, приобретаемой в результате самовоспитания выправкой, самообладанием по отношению к собственному темпераменту и характеру.

Как же обучать ребенка?

Дошкольника обучать, воспитывать следует только через собственный пример, когда он использует свои силы подражания.

В школьном возрасте сначала это так же силы подражания, но все более преображенные в художественные образы, в живые формы - то, что вызывает интерес.

И для возраста между пубертетом и вторым десятилетием жизни первостепенное значение имеют знания педагога.

До семи лет для ребенка важен сам человек! С семи до четырнадцати - важен художественный подход к жизни! С четырнадцати - основным являются наши знания!

Вопрос воспитания как социальный вопрос

Вопросом будущего станет вопрос: как мы должны вести себя в отношении детей, если мы хотим воспитать их так, что бы они смогли бы в широком смысле врасти в то общество, которое их окружает (социальное, демократическое, либеральное). Вопрос воспитания станет самым важным социальным вопросом будущего. Если говорить о социальных качествах взрослого самостоятельного человека, то такими качествами являются следующие:

свобода в индивидуальном развитии,

равенство в социальном общении,

братство в хозяйственной деятельности, в экономике.

Обратившись к трем периодам развития ребенка, проследим, как социальные качества становятся внутренним достоянием растущего человека.

Между рождением и моментом выпадения зубов человек является подражающим существом: как человеческое существо делает то, что делает его окружение. Для жизни ребенка очень важно, чтобы люди, которые его окружают, делали только то, чему ребенок мог бы подражать, даже чтобы они думали и чувствовали только то, чему ребенок мог бы подражать. Это тем большее благо для ребенка, чем больше он может жить не в своей душе, но в душе окружения, в душах окружающих его людей. Именно в этом возрасте мы можем говорить о принятии в свой внутренний мир социального качества - СВОБОДА. Свободным становятся лишь тогда, когда вначале ребенком со всей интенсивностью подражали. Люди не станут свободными существами, если в детстве не прививалась соответствующая сила подражания, так как лишь то, что в этом отношении прививается в детстве, может стать основой для социальной свободы.

С семи лет до 14-15 лет в ребенке живет сила, которую мы могли бы назвать следованием за авторитетом. Нет для ребенка большего блага, чем делать что-либо потому, что почитаемые, уважаемые люди говорят: это правильно,

ТАК НАДО ДЕЛАТЬ!

Нет ничего хуже для ребенка, если он задолго до наступления половой зрелости приучается к так называемому собственному суждению. Значимость влияния чувства авторитета в будущем для воспитания детей будет еще более сильной.

То, что должно быть заложено в ребенке в эти годы, призвано стать основой тому, что взрослый переживает в социальном организме как равные права людей. Никак иначе равное право не наступит, поскольку люди не дорастут до равного права, если в детстве в них не укоренится чувство авторитета.

После полового созревания до 21-22 лет в человеке не только развивается чувство к противоположному полу, но, скорее, можно говорить об общечеловеческой любви. И этой силе общечеловеческой любви нужно уделять особоевнимание в то время, когда дети покидают школу и идут на предприятия или в другие учебные заведения. Так, если в эти годы не будет развиваться общечеловеческая любовь, то та необходимость хозяйственной жизни, которая встает как историческое требование, никогда не сможет наполниться тем, чем она должна быть пронизана - БРАТСТВОМ, то есть общечеловеческой любовью.

Братство в хозяйственной жизни, к которому нужно стремиться в будущем, лишь тогда возникнет в душах людей, если воспитание с пятнадцатилетнего возраста будет построено именно так, чтобы с полным сознанием пробуждать общечеловеческую любовь. А так же, если всё мировоззрение, всё следующее за общеобразовательной школой воспитание будет строиться на любви к человеку, на любви к внешнему миру.

На этой тройной основе воспитания должно быть построено то, что мы называем преемственностью воспитания и обучения.

Без знания о физическом теле, что оно подражает и должно подражать правильным образом, в этом физическом теле укоренятся одни лишь животные инстинкты.

Без знания о жизненном теле, которое развивается с 7 до 14 лет и которое должно развиваться на основе авторитета, в человеке разовьют лишь общую сонливость к культуре. Не будет той силы, которая необходима для правового организма.

И не внося разумным образом в образование в 14, 15 лет силы любви, связанной с развитием душевного тела, люди никогда не смогут развить своё душевное существо в свободный сущностный член человека.

Итак:

подражание примеру - правильным образом развивает свободу,

почитание авторитета- развивает правовые отношения, справедливость, равенство,

любовь - братство - развивает СПОСОБНОСТЬ к хозяйственной жизни.

Школа жизни

Развитие человека не включает только явно видимые, ограниченные рамки: сад, школа, университет. С момента рождения до последних дней на Земле происходит развитие, совершенствование. Все, что встречается на жизненном пути человека, является - Школой. Гуманистический подход в педагогике - это ценностная ориентация, связанная с перестройкой личностных установок педагога.

Успехи педагога зависят не только от знания процесса развития ученика или преподаваемого материала, но и от знания личности каждого ученика и закономерностей учебного процесса. Распределение занятий согласно естественной готовности к усвоению преподаваемого материала, соблюдая ритм, способности сосредоточится и потребности в активной деятельности ребенка, имеет большое значение для успешного обучения и воспитания.

Экономная направленность использования ресурсов психики ребенка является также решающим фактором. Главное, к чему стремится педагог - это возбуждать всеобщий интерес в ребенке на каждом уроке, избегая утомления, достигая этого с помощью ритмичности.

Дифференциация учебы согласно индивидуальной восприимчивости каждого ученика также является частью экономного обучения. Воспитание согласно типам темперамента служит средством для достижения данной цели. При его помощи обеспечивается и сбалансированное развитие свойств разных типов характера. Углубление в стадию развития каждого ученика и во всё его индивидуальное существо является существенным при подготовке педагога к занятиям на следующий день. Было бы несправедливо, если бы учитель не делал этого. Ведь в системе школьных дней лежит постижение всяких личных маленьких удач и неудач ребенка. И в течении этих дней возникают главные линии развития каждого ученика. Повторяя накопленные в течении дня наблюдения о каждом ученике и вспоминая живо их основную сущность, учитель подготавливает способность правильно оценивать ситуации будущего дня.

Возможности урока

Каждый урок следует планировать так, чтобы материал запечатлевался глубже уровня сознательных представлений - то есть подсознательное созревание во время сна. Поэтому преподаваемый материал должен сперва охватывать эмоциональный уровень ребенка и связываться с действием воли. Лишь после подсознательной переработки во время сна, этот материал восстанавливает в памяти своевременное заключение учебного процесса.

При успокоении возбужденные во время работы душевные процессы приводятся в состояние отдыха и подготавливают почву для дальнейшей работы.

При распределении занятия принимается во внимание естественная потребность человека в чередовании принимающей и направленной наружу деятельности, то есть потребность во “вдыхании” и “выдыхании”.

Таким образом, стараемся направить ресурсы ребенка на стимуляцию самодеятельности в начале, затем - восприимчивости, далее - активности, взаимодействия и приведение индивидуальной активности в состояние отдыха в конце занятия.

Структура урока.

Концентрация (начало урока) - ритмическая часть: ритмические движения, музыкальные и декламационные упражнения активизируют и гармонизируют детей, помогают им собраться с силами.

Повторение (окончание предыдущего занятия) - теоретическая часть: развитие способности к восприятию, побуждение к образованию представления о пройденном, резюме пройденного материала, воспроизведение через образы.

Новый материал - эмоциональная художественная часть: педагог знакомит детей с новым материалом с помощью образов, в живой форме, активизирует жизнь.

Закрепление (углубление) - активно практическая часть: материал обрабатывается с применением методов активного воспитания, т.е. путем движения, игр, рисования, письма красками, лепки и т. д.

Успокоение (окончание урока) - гармоническая часть: детей приводят в гармоническое состояние с помощью декламационных или музыкальных упражнений, небольших успокаивающих рассказов.

Занятия не должны сдерживать энергию детей, и нагрузка должна меняться в течение занятия в зависимости от состояния детей. Педагог может свободно изменить основную структуру занятия, основываясь на самочувствии детей.

При таком подходе к занятиям с детьми соблюдается естественный ритм способности сосредоточиться, и в каждой фазе ребенок охватывается всесторонне.

Естественный путь учебного процесса между началом школьного обучения и переходным возрастом ведет от эмоционального уровня к области воли, достигая, наконец, образования представлений, понятий и систем понятий.

Условия становления школы

(из опыта работы томской группы педагогов)

Этапы становления новой школы:

1. Моральное право. Педагогу процесс обучения, становления, накопления дает ИМПУЛЬС - это начало!

2. Единомышленники. Поиск, подбор, создание атмосферы, в которой возможно общение для реализации идеи.

3. Существование в настоящем. Отработка элементов, программ, умений: общение с детьми и взрослыми в любых группах, объединениях.

4. Родители. Работа с родителями - единомышленниками по отношению к детям: беседы, консультации, практические занятия. Организация таких родителей - время!

5. Поиск. От родителей поступает заказ о необходимости создания школы, сада и пр. Совместный поиск ходов, возможностей создания школы. Реализация идей в программу.

6. Финансы. Финансовая проработка совместно с родителями существования школы. Поиск вариантов, связь с возможными партнерами - финансистами, заинтересованными лицами. Составление сметы, штатного расписания…

7. Деятельность. Набор в классы. Занятия, учебный процесс, процесс управления. Объединение родителей, педагогов, учредителей, попечителей, спонсоров…

8. Просветительская работа - создание статуса и заинтересованности в окружающем социуме. Встречи с заинтересованными лицами. Привлечение творческих людей к сотрудничеству.

9. Связь. Контакты с единомышленниками в городе, регионе, республике, иностранными коллегами и объединениями. Создание и обеспечение работы школы (юридическое, финансовое, организационное).

10. Забота. Обеспечение ребенка на любом этапе ухода из школы ГАРАНТИЕЙ включения в социальную ситуацию. Лечебная педагогика. Программы дополнительного образования.

11. Преемственность. Создание ситуации заинтересованности и воспроизведение системы за счет открытых лекций, встреч, ярмарок, праздников, спец. семинаров, курсов и пр.

12. Моральная ответственность. Осознание необходимости жить согласно моральным человеческим законам, следовать этому в волении, чувствовании, мышлении.

Часть: ПЕДАГОГИКА ЛЮБВИ

( возраст подростка )

Период развития ребенка после достижения половой зрелости. На этом жизненном этапе снова происходит решающее изменение в душевной жизни подростка. Воля и чувства как душевные способности до некоторой степени уже сформировались и нуждаются теперь в руководстве рассудка. Родители и учителя в известном смысле “освобождаются от забот”. Подают ли они пример своим поведением или являются ли авторитетом, теперь не имеет решающего значения. Ведь молодой человек отныне сознательно отходит от многого и ищет собственный путь. Самостоятельное мышление, развивающееся в нем, помогает ему отмежеваться от неприятных событий. Он теперь переживает их не столь непосредственно и тем более не подражает им, как раньше.

Зато может часами дебатировать, философствовать и на скучных уроках и занятиях обдумывать свои собственные, интересующие его мысли. Много хороших замыслов, стихов и рисунков возникло именно в такие часы! Это нечто совсем иное, чем унылая писанина и карябанье на парте, как в прежние годы. Задача педагогики теперь - овладеть этой новой ситуацией, организуя уроки так, чтобы они разносторонне стимулировали мышление: коллектив учителей специалистов, профессионалов своего дела выполняет эту задачу.

На художественных занятиях теперь главное - отработка определенных технических приемов: черно-белый рисунок, акварель, лепка, изготовление мелкой мебели и проч., т.е. в первую очередь участие индивидуального сознания. Здесь очень важно, чтобы учитель воспринимал ученика как независимого собеседника и побуждал его самостоятельно докапываться до сути дела. Человеческая свобода прочно укореняется в способности самостоятельно мыслить.

Михаэль Бауэр сказал так об искусстве воспитания: “Воспитатель может только побуждать, ободрять, приглашать к ответу, но ни в коем случае не создавать сам и не принуждать. Многие воспитательные меры ценны тем, что устраняют препятствия и освещают путь. Если воспитатель преуспеет лишь в этом, он не должен успокаиваться. Он может испытать удовлетворение, только если в душе ребенка образуется как бы второй воспитатель, который сделает первого ненужным”.

Время перемен

Когда ребенок достигает возраста половой зрелости, то вместе с его физиологической переменой совершенно меняется его отношение к миру внешних чувств. Наступает момент, когда в человеке пробуждается “дух”. В этот период подросток во всякой человеческой речи прежде всего воспринимает элемент разума, логики; их он и стремиться понять.

Теперь мы можем уже с некоторым успехом обращаться к его интеллекту как средству воспитания и обучения. Но крайне важно не делать этого преждевременно - сознательно или бессознательно.

Если мы предлагаем ребенку только умственно-логическое обучение, он начинает скучать. Он усваивает то, что мы даем ему в строго логической форме, но если мы заставим его шаг за шагом следовать за нашими рассуждениями, то он утомляется.

Мы должны чувствовать, что даем подростку нечто живое, то, что может вместе с ним развиваться и созревать. То, что проникает в сознание ребенка, остается скрытым в невидимых глубинах его души и позднее выходит на поверхность.

Все, что мы сообщаем ребенку, должно быть полно жизни, чтобы расти вместе с ним. Постоянно носить в себе живой образ существа ребенка, заново воссоздавать его каждый год, - нет, каждую неделю - вот что составляет духовную основу воспитания.

Рождение человека

С наступлением половой зрелости душевное тело ребенка становится самостоятельным. То, что в течении второго семилетия было воспринято человеком как своего рода музыка мироздания, продолжает в нем свое развитие. Все, полученное в образах, все, что стало живым музыкально-пластическим достоянием души, усваивается теперь интеллектом. Но теперь человек воспринимает не то, что ему было навязано в интеллектуалистической форме, а то, что он сам в себе взрастил совершенно иным путем.

Если предшествующее развитие было здоровым, оно подготовило главное, чем человек должен обладать после наступления пубертета - способности самостоятельно понять уже воспринятое прежде. Все, когда-то усвоенное в образах, теперь из живого внутреннего источника принимает в себя разум. Обретя интеллект, человек вглядывается в самого себя. Это - постижение человеческого существа в самом себе и через самого себя. Он приходит к правильному внутреннему переживанию свободы. Подлинная свобода является внутренним переживанием. Но для этого педагог должен вложить в ребенка нечто, к чему его существо (которое для педагога остается неприкосновенным) впоследствии почувствует влечение, с чем оно внутренне соединиться.

Воспитывая в человеке все, что не является его собственным, я предоставляю его собственному самому принять то, что я дал как воспитатель. Таким образом, я не позволяю себе грубо вмешиваться в развитие человеческой личности, но я подготовляю почву для ее развития, которое должно начаться вместе с наступлением половой зрелости. Если я интеллектуалистическое развитие начинаю раньше, я совершаю насилие над ним, я грубо вторгаюсь в его личность.

Долг

В возрасте между сменой зубов и наступлением половой зрелости в человеке развивается способность испытывать удовлетворение от морального и отвергать аморальное через здоровое чувство почитания авторитету взрослого.

В следующую эпоху его жизни мы, не принуждая его напрямую, делаем так, чтобы он сам - хочет он того или нет - пережил могущество логики.

В это время долг должен стать нашей внутренней склонностью, когда вся мораль рождается из чисто человеческого начала. Долг проистекает из источника доброй воли человека. Деятельность современного педагога, понимающего задачу своей эпохи - это стремление с помощью воспитания и преподавания помочь человекуобрести человеческое отношение к самому себе и к истинным потребностям нашей культуры.

Подросток чувствует импульс: ты должен делать то, что нравится тебе как добро; ты должен отказаться от того, что тебе не нравится. Тогда из содержимого его личности рождаются моральные принципы; тогда возрождается, уже на духовном уровне, возвышенная самоотдача миру. Та самоотдача, которая была природной в первом семилетии и душевной - во втором семилетии его жизни. Моральное, нравственное чувство и моральные импульсы воли становятся теперь тем, что направляет его поступки так, как будто этот моральный импульс находится в нем самом. Такой долг - истинен! Это - суть откровения его личности, а не что-то навязанное извне.

Если воспитание было правильным, после достижения половой зрелости из глубин человеческой природы все возрождается и рождается соответствующим самому существу человека. Но подросток будет лишен переживания такого возрождения, если педагог не заботился о том, что бы закладывать в ребенка то, что тот смог бы понять лишь впоследствии.

Смысл жизни

Для детей этого возраста руководящим методом должен быть метод откровенных бесед. Но для этого необходимо, чтобы педагоги обладали свободой взглядов, без предвзятых мнений, без предубеждений.

И второе: они должны иметь мировоззрение на мир, концепцию мира. Надо, чтобы педагог мог внутренне, перед самим собой, поставить вопросы о смысле жизни, о задачах и целях человечества, о ценности прошлых культур, о значении современной эпохи и тому подобное и - ответить на них. И ответы эти должны не просто вертеться в голове, они должны быть усвоены сердцем, т.к. именно сердце подсказывает нам способы обращения с молодежью.

Человек поставлен лицом к лицу с загадками Вселенной и ищет их разрешения. Случается, он думает, что разгадка найдена и находится в определенной книге, вполне законченной, отредактированной. Но подумайте, если бы в один прекрасный день была найдена эта разгадка, и нашелся человек, написавший об этом книгу, что оставалось бы делать тем, кто придет в мир после него? Все стало бы ужасно скучным. На всякий вопрос достаточно было бы заучить наизусть готовый ответ. Те, кто думает, что мир стал бы в таком случае смертельно скучным, вполне правы. Если бы существовала книга, содержащая данный раз и навсегда ответ на все загадки Вселенной, ответ, доступный всем, - что же нам осталось делать в этом мире?

Нет, по правде говоря, должны существовать в мире решения, которые мы можем найти не иначе как собственным трудом, ценой собственных усилий. Узнать смысл жизни - какой может быть на этот вопрос общий и окончательный ответ?

Его находит тот, кто ищет, но для этого надо уметь правильно ставить вопросы. Мир ставит перед нами множество проблем: это вопросы, касающиеся наших судеб, нашего поведения среди людей…

Какие же ответы можно действительно дать на все эти загадки человеческой жизни? Единственный ответ - сам человек. Мир задает вопросы - в человеке содержатся ответы. Ибо человек - это синтез, итог; он и есть по преимуществу разгадка всех загадок Вселенной.

Но мы плохо знаем человека. Здесь все надо начинать заново. Человек - ответ, но такой, который ведет нас к началу.

А это возвращает нас к нашей теме: всякий новый человек - это новая проблема, которую мы должны решить. У педагога такое воззрение на мир, человека должно стать второй натурой. Искусство воспитания требует именно этого.

Пора любви

С наступлением половой зрелости происходят изменения во всех сферах сущности человека. Физические изменения начинаются раньше, чем психические. Природная грация в детском возрасте сменяется обычно в 12 лет или раньше у мальчиков своеобразной угловатостью и неуклюжестью, а у девочек ощущением тяжести и усталости. Те же самые силы, которые проявляются как своего рода “музыкальность членов”, претерпев метаморфозу, как новые способности в области чувства и представления. Биологические изменения наступают тогда, когда эти “внутренние силы” освобождаются от тела и постепенно пробуждаются в виде душевных способностей неизвестного до сих пор рода.

Физической способности размножаться соответствует на душевном уровне способность внутреннего отражения, т.е. способности переживать и понимать то, что живет в душах других людей. Чисто физическое влечение к человеку другого пола служит лишь ограниченным выражением всеобъемлющей силы любви, проявлением которой при здоровом развитии является углубленный интерес ко всему миру. Там, где нет этого интереса из-за того, что на передний план выдвигаются физические влечения, душевное развитие остается в зачаточном состоянии.

В течении времени взаимоотношение полов развивалось трояким образом. В первую очередь приходит сексуальность как выражение физиологической необходимости размножения, этот аспект связан с телесностью.

Дальнейшим душевным аспектом является эрос, который вместе с влюбленностью позволяет нам увидеть мир новыми глазами. Эрос великий вдохновитель искусства. Надежда и ожидание наполняют душу, которая стремится к встрече с предметом обожания. Эрос пронизывает всю душу и пробуждает душу ощущающую к развитию богатой внутренней жизни.

Наконец, мы знаем любовь, духовный аспект, которая выступает на передний план, когда происходит встреча с “Я” другого человека и из этого возникает воля связать себя с его инкарнационной задачей. Лишь отношения, основанные на встрече двух “Я” могут продолжаться долго и противостоять бурям жизни.

Развитие личности

В кризисный период созревания начинается пробуждение личности. Для этого требуется здоровое развитие “Я”:

Осознание “Я”, возникающее на третьем году жизни.

Переживание “Я”, начинающееся в школе и полностью развивающееся в период, предшествующий половой зрелости.

Реализация “Я” в период юности.

Теперь вопрос стоит так: каково мое место в мире? Каков этот мир в действительности? Какие силы действуют в нем? Что значу я в мире?

Все эти вопросы мировоззренческого порядка, духовные вопросы развития личности. Условно в эти годы с момента пубертета и до социальной зрелости, т.е. до 20-21 года, делятся на три периода по 2-2, 5 года.

Первый период. Развитие до 15-16 лет. Вера в справедливость и мудрость мира.

Во что я могу верить? Что я делаю своим идеалом? Есть ли нечто более высокое, на что я могу ориентироваться, что может быть моей путеводной звездой?

В это время “Я” находит в социальной реальности свое место между сверстниками и старшими (потому что младшие едва ли играют какую-то роль в это время, кроме того, ребенок хочет убежать от своего собственного возраста). Наряду с этим новым регулированием социальных отношений выступает выбор места учебы и профессии (по крайней мере, там, где молодежь еще может выбирать и не должна уже теперь быть самостоятельной).

Достаточно сложно ориентироваться и специализироваться на старшей ступени школы, делая выбор из определенной комбинации предметов, которые часто выбирают на основании хороших или плохих оценок в период полового созревания.

Второй период. Время юности до 18-19 лет. Открытие мира через вселенскую любовь. Открытие влечения к существу противоположного пола.

Время, когда выбор профессии требует, собственно, соответствующей порции знания о себе и ровно столько же о мире. Сегодня он особенно сложен, поскольку для постороннего реальность многих профессий совершенно необозрима и, кроме того, многие возможности образования неизвестны. Последствием является то, что многие люди делают выбор наудачу. Факт, что многие студенты через некоторое время прерывают учебу или меняют направление обучения, свидетельствует о том, как трудно в 18 лет окончательно решиться на учебу.

Третий период. До 20-21 года. Время надежд на реализацию своих возможностей.

В это время должна быть достигнута известная степень личной ответственности. Требование о совместной ответственности за планирование учебы и ситуацию в университетах, которое сегодня выдвигается студентами, является совершенно здоровой реакцией на эту ненормально долгую зависимость.

Центральной проблемой молодого человека является нахождение индивидуального собственного отношения к социальной реальности своей культуры и своего времени, в которой он вырастает. Как выглядит эта социальная реальность? Как она возникает? Ответ может быть только таким: Любая социальная реальность есть дело рук человеческих!

Основные положения

Основополагающим для лечебно-педагогической деятельности является точка зрения, что духовное содержание человека не заболевает, но его развитие может быть затруднено нездоровым телесным “инструментом”. Этот телесный “инструмент” при подобных расстройствах бывает совершенно определенным образом патологически недостаточным и поэтому создает затруднения здоровому душевному развитию.

Это явление можно рассматривать как инкарнационное расстройство. В широком смысле и у так называемых здоровых людей их душевные способности ограничиваются и затрудняются телесностью.

Нам приходится переживать в жизни многое: болезнь, трудные события, горе, неприятности. Мы пытаемся преодолеть эти переживания. Это - справедливо. В высоком смысле - это наша задача. Что представляло бы собой человечество с безупречным здоровьем и полным счастьем? Судьба делает жизнь самых различных людей богатой и интересной. Активная деятельность воздействует на пассивное терпение, потребность в сострадании вызывает действенную помощь.

В полноценное общество входят и здоровые, и больные, и несовершенные, а также и наши ближние, нуждающиеся в уходе за душой. То, что они кроме забот доставляют своим присутствием родителям и родственникам, еще не вполне достижимо для нашего цивилизованного восприятия. Нам следует считать таких людей, скорее, жертвами. Путем пробуждения силы бескорыстия в окружающих следует изменить отношение к этим детям.

В лечебной педагогике и социальной терапии за основу берется духовно-научное рассмотрение духовной организации.

В начале стоит духовное зерно человеческой сущности. Затем оно облекается для новой инкарнации душевными силами, которые принадлежат собственно душевному миру и посылаются в виде мышления, чувства и воли.

После этого они объединяются с жизненными и наследственными потоками до образования вещественности.

И в итоге своими силами создают тело, чтобы оно могло быть инструментом для земных душевных способностей: голова - для мыслей, сердце - для чувств, конечности - для воли.

При этом отметим, что речь будет идти о трехчленном организме:

- нервно- чувственная система для мышления,

- ритмическая система для чувств,

- система обмена веществ для воли.

Лечебная педагогика - широкое понятие, подходящее к любой степени расстройства. Согласно духовно-научным исследованиям телесные болезни основываются преимущественно на душевных причинах, и душевные имеют телесные основания.

Если телесная ущербность поражает ребенка, которому еще предстоит развиваться до завершенного человека, то мы имеем дело с духовно-душевными расстройствами развития. Тело может быть недостаточно прозрачно для души, которая оказывается им слишком скована и не может свободно открываться миру.

Если расстройство незначительно, оно может быть лишь слегка выраженным. Но, независимо от того, легкой или тяжелой степени расстройство, оно глубоко коренящееся и может быть улучшено лишь длительным лечебно-педагогическим воздействием. Это относится и к повреждениям, вызванным бытом.

К самым плодотворным познаниям в этой области относится то, что существуют жизненные силы, в которых заложены неисчерпаемые возможности для лечения. Почти все нарушения в развитии объясняются слабостью жизненных сил. А именно жизненные силы заботятся об оживлении и восстановлении, уравновешивании болезненных процессов и даже компенсировании длительных недугов в физической организации, проявляя при этом особую активность.

Эфирные силы тесно связаны с ритмической системой. Ритмическая система, являясь телесной основой для чувств, - это самая внутренняя область человека и действует уравновешивающе из центра благодаря своему посредничеству между головой с нервно-чувственной системой и конечностями с системой обмена веществ. Поэтому все, что находится под воздействием ритма, оказывает сильное влияние на жизненные силы. В лечебной педагогике ритмы и ритмические закономерности являются основой. В ритме живет напряжение и расслабление, вдох и выдох, работа и отдых.

Одним из важных элементов является само поведение педагога, родителя, взрослого. На первый план можно выдвинуть благоговение к малышу. Благоговение к ребенку в наблюдении и лечении. Нет незначительных деталей! К каждой маленькой привычке ребенка, особенностям его произношения, его сну, аппетиту, его выделениям мы должны относиться внимательно. В каком состоянии его ногти, кожа, волосы… С объяснениями причин не стоит спешить. Чем больше причин мы сумеем проанализировать для объяснения того или иного феномена, тем отчетливее будет складываться общее представление о состоянии ребенка.

Нарушения чтения и письма

(легастения)

Нарушение выступает на фоне нормальной или даже хорошей одаренности.

Отношение формы букв к звуку, последовательности звуков к слову, связь написанного или напечатанного слова к понятию - все это представляет для таких детей большие трудности. Нарушение пространственной ориентации.

Нарушение соотношения правого и левого.

Где этот процесс выступает правомерным образом? - В прорезывании зубов!, выходе их из челюсти.

Смена зубов, вступление в школу и обучение письму и чтению стоят в одной временной взаимосвязи. Как перед сменой зубов связывается клетка с клеткой для образования зуба, так и в жизни представлений, связывается мысль с мыслью для соподчиненного понятийного группирования, которое затем может удержаться в памяти.

Поняв, что речь идет о проблеме развитии, охватывающей всего ребенка, можно найти исходные позиции для помощи. Отлично помогают занятия, направленные на раскрытие творческих сил ребенка. Поэтому благотворна всякая художественная деятельность. Ребенка нужно ободрить. Ему необходимо доставлять такие переживания, в которых он мог бы самоутвердиться. Образное преподавание - образное душевное переживание буквенных форм, а затем слов.

Еще одно важное наблюдение: обучать письму надо перед обучением чтению. Основанием является при обучении письму - действующая воля - все идет через движение. И лишь позже можно переходить к более мыслительному элементу чтения.

Развитию детских способностей восприятия из образности способствуют упражнения на симметрию. Этим поднимается процесс бессознательного переворачивания и перестановки букв в сознание и воспитывает в ребенке правильное ощущение формы.

Также необходимы речевые упражнения, формирующие речь.

Утренний и вечерний ребенок

В зависимости от того, преобладает нервно-чувственная система или система обмена веществ и конечностей, мы можем диагностировать детей как “малоголовых” (верх) или “большеголовых” (низ).

Варианты здорового ребенка, но могут, предоставленные сами себе, привести к болезненным состояниям.

Способность к обучению

Процессы душевного и духовного обучения стимулируют процессы обучения телесного. Биологически легче сохранить стабильность, если в жизни и в работе удается духовное отождествление с самим собой и с собственной судьбой. С другой стороны, болезни могут дать человеку и его окружению возможность сделать новые шаги в своем развитии, т. к. представляют собой задачу, которую необходимо решить, т. е. научиться. Способность и расположенность к обучению, таким образом, упражняются и являются не только как основа душевно-духовного здоровья, но и как важные предпосылки стабилизации иммунной системы и основа физического здоровья. Нужно научиться получать радость от обучения и быть готовым открывать все новые грани в хорошо знакомых вещах, а также перерабатывать отрицательный опыт себе во благо. Все это можно упражнять с самого раннего возраста в детском саду, дома и в школе, если взрослые своим поведением дают для этого пример.

Взрослый может добиться этого, если имеет известные жизненные принципы и несет в себе потенциал развития. Если такого не происходит и человек теряет радость обучения, он не может долго оставаться здоров. Ему необходимо что-то, с чем он может себя отождествить, ради чего он живет, чего ищет, ради чего готов даже страдать. Но обучение и умение отождествить себя подобным образом суть главные свойства характера “Я”: ничто так не усиливает деятельность “Я” в человеке, а значит организацию его “Я”, как интерес и внимание к окружающему миру и чутье к самому существенному. Рост общего числа заболеваний, в т.ч. аллергических, показывает, что мы должны заблаговременно разработать и ввести в практику новый стиль жизни, поведением и воспитанием создать новую культуру и отвечающее идее жизни понимание природы и человека. В основном это действие на перспективу, для будущих поколений.

Проблемы зависимости

Дети, зависимые от алкоголя и наркотиков, зачастую впечатлительнее остальных. Причины зависимости могут быть разные. Чаще всего это факторы социального характера: подросток не хочет терять друга или выпасть из своей группы. Это и личные мотивы: бегство из недоброго мира, бегство из неуютного, полного родительских ссор отчего дома, бегство от школьных забот и неудач и от страха не справиться со школьными проблемами. Или тоска по настоящей любви - по безграничному единению с миром, а также стремление к самопознанию.

Какие же факторы создают предрасположенность к зависимости? Всегда действуют два компонента: слабоволие личности ребенка и нехватка воспитательных мероприятий, способствующих укреплению воли. Трудности будничной жизни таким детям не по плечу. Они либо избегают проблем, либо пытаются разрешить и насильственным способом - им трудно бороться с проблемами изо дня в день, добиваясь реального решения. Соответственно лечение может принести успех при большом индивидуальном усилии самого больного или при перемещении его в иное окружение. Важнейшие аспекты профилактики:

1) Любовный интерес ко всякому шагу в развитии ребенка.

2) Разумный средний путь воспитания - между строгостью и уступчивостью. Четкое проведение границ, в которых ребенок может чувствовать себя надежно и уверенно.

3) Культивирование хороших привычек в распорядке дня, вплоть до регулярного питания. Ограничение потребления сладостей. Ведь сахар может стать первым “наркотиком”: быстрое обеспечение энергией, повышенное ощущение силы и самоуверенности без существенной пищеварительной работы.

4) Стимулирование собственной фантазии ребенка посредством рассказывания сказок и чтения вслух хороших рассказов, легенд и биографий или былей вместо пассивного потребления готовых картинок из комиксов и телевизионных зрелищ. Ведь и здесь справедлив тезис: то, что дается без усилия, располагает к зависимости. Душа получает импульсы и образы, не совершая работы. Активный отбор и обработка воспринятого почти не имеет места.

5) Самим играть на музыкальных инструментах вместо того, чтоб заворожено слушать радио или магнитофон.

6) В соответствии с возрастом достаточное физическое движение как основа всякого воспитания воли, например игры на свежем воздухе, спорт, туризм.

7) Регулярная активная тренировка воли. Воля воспитывается только посредством настоящей деятельности, т. е. посредством регулярной помощи домашним или выполнения небольших заданий и обязанностей.

8) Сознательный подход к алкоголю. Дети должны знать, что умеренное употребление алкоголя в мире взрослых время от времени допускается. Но, увидев родителей или других членов семьи в крайних стадиях алкогольного опьянения, они не поймут, почему алкоголь как гипнотический наркотик при всех его вредных для здоровья влияниях разрешен, а остальные наркотики строжайше запрещены. В этом непоследовательность нашего общества, выражающая общую лабильность и слабоволие и опять-таки связанная с проблемой наркомании. В период роста потребление алкоголя должно быть полностью исключено, потому что развитие человеческой воли опирается на силу и энергию здоровых метаболических органов. Самое малое повреждение печени ведет к ослаблению развития воли, ибо печень - главный орган обмена веществ.

9) В общении с подрастающим поколением необходимо учитывать три принципа: честность, интерес и уверенность, что оно чего-то достигнет.

Перечисленные аспекты показывают, как много в наших культурных привычках располагает к наркомании. Тот, кто желает эффективно осуществлять профилактику, должен отказаться от иных приятных привычек и отмежеваться в некотором смысле от социального окружения.

Факторы развития.

Окружающий мир детей

Факторы, влияющие на детское развитие:

- Наследственность

- Среда

- Индивидуальность

Эта совокупность сил, действующих совместно либо противоборствующих, которые в своей взаимной игре постоянно находятся в равновесии. Если одна из сил получает перевес или слишком ослабляется в своем действии, возникает сдвиг равновесия и соответствующее патологическое развитие. Аномальное развитие является уже латентно содержащейся внутри нормального развития возможностью, которая в здоровом состоянии выравнивается противостоящей ей силой. Внешние силы (наследственность и среда ) хотя и могут вызвать патологическое развитие, все же возникающий образ болезни формируется не ими, но существовавшей прежде латентно и проявляющейся сейчас деятельностью сил индивидуальности

** Исходим из рассмотрения телесных форм: выглядящий единым телесный образ возникает из вчлененных друг в друга трех основных систем организма:

* нервно-чувственная, где работает синтетическая тенденция. Она представляет основу для нашего бодрствующего сознания, возникновение которого всегда связано с процессами распада, выделения и опорожнения. Формирующие силы по нервным волокнам и нитям пронизывают телесность.

Телесная основа для мышления и представления.

* система обмена веществ и двигательный аппарат, где действует аналитическая, расчленяющая тенденция. Центр тяжести в брюшной полости. Отсюда, созидая и субстанциируя, она по кровеносным путям пронизывает организм. Основа воли.

между ними

* ритмическая система. Область попеременно расширяющихся и стягивающихся органов, сердца и легких. Однако пульс и дыхание продолжаются во всем человеке. Основа чувствования.

** Вся телесность как целое образует физическую основу нашей душевной жизни: мышления, чувствования и воления.

До сих пор в своей оценке нарушений у детей мы исходили из их индивидуального развития, отмеченного усилиями ребенка интегрировать свое “Я” в рамках унаследованной им физической конституции и через эту конституцию выразить свою личность.

Но нарушение как таковое становится очевидным лишь в отношении к окружающему миру. В границах собственного бытия у ребенка нарушений нет. Они проявляются лишь в тех общественных, жизненных ситуациях, в которые он попадает. Руководствуясь стремлением понять то, что сможет помочь поддержать ребенка на тех или иных этапах его развития, рассмотрим поведение взрослых в семье и школе.

Семья.

Семья, в которую приходит ребенок с очевидными нарушениями, оказывается неподготовленной к встрече. Так или иначе, члены семьи ощущают чувства вины и страха, которые непоправимым образом будут обременять гармонические отношения между ребенком и окружающими его людьми. И, в первую очередь, между матерью и ребенком. Подобное чувство вины всегда немотивированно, т.к. область науки, определяющая генетические признаки, настолько мало изучена, что конкретному человеку невозможно отвечать за наследуемые признаки. Надо помнить, что генетическая структура определяет конституцию ребенка, но не его развитие.

Чувство вины может так же связаться с беременностью и родами. Это чувство, скорее всего, берет свои основы в бессознательных пластах души. В духовной жизни некоторых людей существуют нерешенные проблемы. Связанный с этим опыт разъединения с самим собой в глубине собственной души может быть перенесен в виде чувства вины на ситуацию с ребенком, имеющем те или иные пороки в развитии.

Это чувство вины серьезно нарушает и усложняет ранние отношения между матерью и ребенком, а также между семьей и ребенком.

Для снятия этих проблем, облегчения положения матери и ребенку необходимо изменить взгляд родителей на своего малыша. Стоит пробудить в матери и других членах семьи понимание этапов развития ребенка.

Самая важная задача родителей - научиться смотреть на своего малыша как на ребенка с определенным потенциалом! Ни один ребенок не является тем, чем он нам кажется в данную минуту. В нем уже живет тот человек, которым он станет в будущем.

Если родители, с одной стороны, осознали семейную связь со своим малышом, а с другой признают за ним потенциальную исключительность, то для его развития не будет никаких значительных препятствий.

Семья и, особенно, родители не должны забывать, что об истинных намерениях детей нельзя судить по тому, удалось им совершить или не совершить какой-либо поступок. Сколь бы часто ребенок не совершал промахи, даже если это происходит постоянно, его намерения могут быть положительными, несмотря на то, что их осуществление не удается.

Школа.

Способность к любви, заботе и чуткости должна быть особенно присуща воспитателям школ, где есть дети с особыми нуждами. Необходимо понять, что больной ребенок, впервые покинувший свою семью, чтобы посещать школу, в большинстве случаев находится на ранней фазе своего развития, нуждаясь, прежде всего, в присмотре и руководстве со стороны своей семьи. В школе не стоит создавать разновидность семьи внутри школы, так как в подобной ситуации возникают новые проблемы, например, напряженные отношения между действительными родителями и учителями, а так же между учителями и их коллегами.

Отец и мать олицетворяют собой нечто большее, чем только самих себя. Через их убеждения, веру, нравственные понятия и ценностные представления, а так же через их ошибки ребенок впервые переживает мир. При этом сами убеждения, вера и нравственные принципы родителей значат для ребенка меньше, чем СИЛА, с которой они их защищают. Именно из этой силы ребенок извлекает свой первый моральный опыт, выходящий за рамки био-эмоциональных переживаний, связанных с чувством доверия и надежности. Поэтому с точки зрения маленького ребенка родители несут в себе не только тот мир, которого он пока не знает. Что более важно, мир духовного материнства и отцовства. Только в связи с этим у ребенка возникает изначальное чувство безопасности и осмысленности или противоположный этому опыт - одиночество и безнадежность.

Ребенок с нарушениями, с одной стороны, кажется более ранимым, но с другой стороны, и более безразличным, чем его здоровые братья и сестры. Даже дома, где этот ребенок тесно связан с семьей, он не мог вычленить первичных смысловых связей между родителями и им самим, что, однако, не означает отсутствие у ребенка таких переживаний. Они неясны, мало осознанны, им не хватает формы и образа, поэтому о таких переживаниях рассказать нельзя. Именно по этой причине ребенку необходим особый школьный мир, в котором учеба включает в себя открытие новых возможностей коммуникации. Задача школы - создать для ребенка такое окружение, которое ориентировалось бы на его нарушения и в котором он мог бы обрести и дифференцировать себя как личность. Когда ребенок в состоянии вписаться в большой коллектив школьного класса, он достигает социальной готовности к школе. Важно также, чтобы он научился с помощью учителя согласовывать свои собственные интересы и интересы других и умел по просьбе внимательно слушать и произвольно держать себя под контролем, в спокойном состоянии. Ребенка все больше направляет слово взрослого.

Ни в коем случае не стоит родителям перед поступлением в школу тренировать детей, внушая им таким образом скованность и робость. Результатом часто бывает полная блокада, скрывающая истинные возможности ребенка.

Педагогика - искусство

Теперь предмет нашего рассмотрения - сам педагог. Учителю следовало бы обладать правильным отношением к тому, как развиваются в ребенке и в нем самом душевные качества: чувство, воля и мышление. И к тому, как развивается духовное существо человека. В наше время информации у людей в большей части отсутствует правильное чувство по отношению к духовному существу человека. Многие вещи по-другому открываются для познания с духовной точки зрения, нежели с точки зрения только чувственного мира. И педагогу следует знать об этом. И взращивать в себе свое внутреннее знание о ребенке с духовной позиции, и это может быть особым педагогическим чувством и знанием.

Не следует упускать из виду того, что, являясь педагогами, мы оказываем влияние на чувства, представления и устремления воли следующего поколения.

Нам должно быть ясно, что, исходя из современности, это следующее поколение мы готовим к разрешению будущих задач человечества. …Как построены учебники?

Оказывается, обучение в современной школе построено так, что в школе мы должны учить детей таким образом, чтобы, став взрослыми, они могли бы дальше развивать полученные от нас знания о минералах, растениях, животных и т.д. в качестве серьезных ученых, философов…

Школьные учебники по ботанике составлены в расчете на будущих ботаников, по зоологии - на будущих зоологов… (а не в расчете просто на человека).

Никто не должен становиться ботаником, зоологом благодаря тому, что он изучает в школе. Ботаником или зоологом человек должен становиться исключительно из-за своей особой к тому предрасположенности, в силу выбора, который он сделает впоследствии.

Значит, если он предрасположен стать ботаником - он сможет им стать!

Это должен знать педагог: что какой-то ребенок может стать ботаником, какой-то - зоологом из-за своей кармической предрасположенности. И тогда ни в коем случае преподавание в школе не должно служить подготовкой к специальной профессиональной деятельности.

В последние же годы обучение в школе стало научным, т.е. в школу приходят люди с устойчивыми навыками научного мышления. Хотя эти два образования: научное и школьное в корне отличаются! Когда учитель становится ученым, он начинает, в узком смысле слова, научно мыслить, - разумеется, это не возбраняется ему вне школы, - и это делает его фигурой вне школьной жизни.

Педагогическое искусство всегда коренилось в самой жизни, а не являлось продуктом узко-научного мышления.

Педагогическое искусство строится на подлинном сопереживании существа человека, на всестороннем познании человека. Уже само понимание этого существа открывает нам, как именно следует поступать.

Будучи учителями, мы должны сделаться художниками. Подобно тому, как художнику немыслимо взять в руки трактат по эстетике и писать картину или ваять, следуя изложенным в трактате эстетическим принципам, так и для учителя должно стать совершенно невозможным строить свои уроки соответственно вычитанным в трактате по педагогике указаниям. То, в чем учитель действительно нуждается, так это в умении видеть, что представляет собой человек, и чем он станет в последствии, когда выйдет из детского возраста.

(пример по преподаванию в первом классе… - “Сам за это время учился больше всех! ” “Да, теперь я умею то, что должен был уметь! ” - это реальное чувство, и в нем весь секрет.) Если бы уже в начале учебного года вы умели то, чему научились, ваше преподавание было бы плохим. Хорошо вы преподавали именно потому, что только теперь достигли того, к чему стремились. И это парадокс. Многим людям нужно знать о нем, но важнее всего учителю.

Мы знаем, что весь человек - это его “Я”, астральное тело, эфирное тело и физическое тело. Все четыре члена во времени развиваются неодинаково, и в этом отношении мы должны проводить четкие различия, знать их законы развития.

Ценно не знание как таковое. Практической ценностью обладает лишь то, что к этому знанию ведет, что находится на пути к этому знанию. В жизни ценным является не готовое знание, но ведущая к этому знанию работа: в педагогическом искусстве эта работа представляет собой особую ценность. Здесь происходит то же, что и в других искусствах…

Живым является то, что еще не успело превратиться в знание. Так же, в сущности, обстоит дело и со всем организмом человека. Наша голова закончена настолько, насколько вообще что-то может быть закончено; ведь она продукт сил нашей предыдущей земной жизни и является как бы перезрелой. Что касается прочей нашей организации - то из нее разовьется зачаток той головы, которой мы будем обладать в будущей земной жизни. Наш остальной организм пронизан упорным стремлением к жизни - об этом свидетельствует его конституция: в нем костное сведено к минимуму, тогда как в голове в этом отношении следует приписать максимум.

Своеобразную внутреннюю скромность, чувство собственного становления - вот что должен нести в себе учитель. Находясь в классе, осознавая, - “Хорошо, что мы все делаем несовершенно, в силу этого во всем присутствует жизнь”, - мы делаем наше преподавание хорошим.

Если мы “облизываем пальчики” от педагогического удовольствия, мы можем не сомневаться в том, что наше преподавание будет плохим.

(череда классов, чувство “Вот теперь - то! ” - но … вы снова не знаете, как быть, т.к. теперь вы исправляете то, что было несовершенным тогда, и т.д.)

Мы не можем выпустить в мир два отпечатка с одного и того же педагогического шаблона. Но мы можем подарить миру неповторимые в своем многообразии человеческие индивидуальности.

Как видите, для учителя существенно то, как он ставит себя по отношению к своей священной профессии. Подобно тому, как в повседневной жизни достоинство вещи не всегда определяется тем, что она большая, а подчас как раз тем, что она маленькая. Так и то, что мы делаем с помощью больших слов, не всегда является определяющим.

Определяющим является то ощущение, то чувство, с которым мы входим в класс. В особенности важно, чтобы, входя в класс, мы мгновенно, подобно змеиной коже, сбрасывали с себя тесную оболочку персонального (неприятное..., приятное...).

Входя в класс, мы должны о нашем настроении забыть, и наша речь должна окраситься тем, что относится к самому преподаванию. Пусть сам учебный предмет, которому мы полностью должны отдаться, побуждает нас, когда это нужно, говорить печально или с юмористическим оттенком.

Педагог должен чувствовать, как класс реагирует на трагическое, сентиментальное или юмористическое. Для детских душ это очень важно, как на уроке у нас сочетаются такие качества - для душевной атмосферы это является тем же, что и вдох-выдох для тела. Мы должны заботиться о сопутствующем настроении при интеллектуальном преподавании. Однако надо обладать известным чувством динамики этих процессов.

Забота о нюансах настроений во время урока - одно из самых необходимых условий хорошего преподавания.

** Мы знаем, что весь человек - это его “Я”, астральное тело, эфирное тело и физическое тело. Все четыре члена во времени развиваются неодинаково, и в этом отношении мы должны проводить четкие различия. Внешним образом стадии развития выражаются в смене зубов и в тех изменениях, которые сопровождаются мутацией голоса у мальчиков, а у девочек выражаются иначе, но не менее отчетливо: этому процессу в женском организме свойственна большая распространенность, она не демонстрирует себя в каком то одном органе.

Искусство как лекарство.

Создавая произведения искусства, художник вкладывает в него часть своей души, наделяет его внутренней силой. Соприкоснувшись с настоящим искусством, человек ощущает на себе действие творческих сил этого искусства. В этом его целебная сила. Каждый вид искусства имеет свои определенные элементы, необходимые для его выражения. Эти основные элементы применяются подобно медикаментам, целенаправленно, например, чтобы вернуть заболевший орган в единую целостную систему организма. Целью лечения, оздоровления организма искусством является не создание самими пациентами произведений искусства, а лечение, оздоровление с помощью элементов искусства. Так, например, в музыкальной терапии не стремятся научить пациента играть на каком-то музыкальном инструменте или развить их музыкальные способности, а применяют для достижения лечебного эффекта основные элементы музыки - интервалы и ритмы. Лечение искусством - новая развивающаяся форма терапии, приобретающая универсальное значение как в педагогике, так и в медицине.

ЛЕПКА. Занимаясь этим видом искусства, человек сам создает определенные пространственные формы, всевозможные изгибы, полости, выступы и т. п., вкладывает в них определенный смысл. Касаясь руками материала, создавая из него какое-либо произведение, человек активизирует свои творческие жизненные силы, которые формируют его органы и весь организм в целом.

Человеку нужно научиться так видеть мир, чтобы обрести в нем достойное место. Занятия лепкой приводит к этому: переводится уведенное из головы, из глаз в движения пальцев, рук. Эта деятельность воспитывает в ребенке вкус по отношению к тому, что его окружает, а так же позволяет отмечать, что достойно в мире того, чтобы принять это в свое сердце.

ЖИВОПИСЬ. В этом виде искусства люди соприкасаются с необычайно разнообразным миром цветов, их оттенков и противоположностей. Это может возбудить и затормозить ход тех или иных внутренних процессов и, прежде всего, влияет положительно на душевную сферу. Работа с тремя основными красками, затем с тремя дополнительными и сочетаниями может быть фоном для работы с цветом в течение первых 5 лет. Это искусство педагога - найти такие темы, которые приносят с собой переживания цвета, взаимодействия цветовых оттенков, контрастов. Всегда хорошо испытывать переживание на себе самом, прежде чем идти на урок живописи. Возьмите несколько небольших кусков бумаги и пробуйте работу с цветами в очень свободной форме - это может направить вас к идеям из рассказов, мифов и т. д., которые относятся к ладу, настроению этих цветов. Столько много цветовых настроений!

Цветовое настроение, лад - это то важное, к чему необходимо стремиться.

Всегда исходите из пятна или участка цвета, не с линии; покажите детям, как сделать фигуры зверя, исходя от пятна, только намекая на жест. Но если вы познакомили их уже с цветовым настроением и темой - смело можете предлагать им выражать это по-своему.

МУЗЫКА. Помогает человеку вновь оживить свой слух и развивает способность воспринимать звучание различных музыкальных инструментов через интервалы и ритмы. И не только. Через музыку человек понимает свою человечность и сопричастность с человечеством. Культура душевной жизни взращивается подлинным песенно-музыкальным воспитанием. Все, что проявляется как музыкальное, лишь очень условно может иметь во внешнем мире такие же аналогии, какие в нем имеет изобразительное искусство (скульптура, живопись, рисунок). Содержанием музыки является ее мелодика. Откуда берется мелодическое? Мелодический элемент организован во времени так же, как пластический в пространстве. Музыкальное заключает в себе точно такие же приливы и отливы чувств, напряжение и освобождение, то же, что лежит в основе сновидений. Значит, по-видимому, музыкальное сообщает нам переживания, относящиеся к бессознательному состоянию. Но этот царящий во сне бессознательный элемент, этот царящий в музыкальных темах элемент мы должны воспринять в наше искусство преподавания.

РЕЧЬ. Как лечебное средство применяются звуки речи в их формирующей силе. Дело в том, что жизненные силы, которые у младенца проявляются в движениях рук и ног, позднее преобразуются в силу оформления звуков речи. Здесь применяются отдельные звуки, звукоряды, ритмы различных стихотворных стоп. Тем самым обращают внимание не на рациональный смысл, а на саму силу и разносторонность звуков речи. Что такое мелодия, знает каждый. Что такое предложение, тоже знают все. Но то, что предложение, состоящее из подлежащего, сказуемого, дополнения, в действительности является мелодией, известно лишь немногим.

Вот предложение: “Ребенок выполняет задание”. Это - подлежащее, сказуемое, дополнение. В человеке прозвучало трезвучие. То, что пережито в глубине души - трезвучие. В нем первый тон соответствует слову “ребенок”, второй - слову “выполняет”, а третий тон - слову “задание”. Пройдя через переживание, три музыкальных тона облекаются в образы, живут в реальности. Точно так же, когда в нашем дневном сознании живет предложение, в нашем подсознании ему соответствует музыкальное, мелодическое. Мы должны говорить не сухой прозой, но стремиться, чтобы присутствовали полнота звучания, мелодика и ритм. Благодаря этому больные познают творческую сторону языка, их внимание обращается на звуковой образ слова и даже отдельного звука, у них возникает почтение к языку.

ЭВРИТМИЯ. Согласовывает мысли, чувства и волевые импульсы человека. Двигательное выражение звуков речи, - следы этой способности еще сохранились в жестикуляции при разговоре, - находит свое применение в регуляции ритмов физиологических процессов.

Основой эвритмии является точное постижение качества отдельных тонов речевых, музыкальных и немузыкальных звуков. Гласные и согласные, а также музыкальные интервалы от примы до октавы изучаются в связи с обликом человека, т.к. движения, соответствующие этим звукам, суть те же, что наблюдаются при эмбриональном развитии - росте и остановке, вытягивании и вдавливании, расширении и сосредоточении, охватывании и отторжении, касании и формировании, а также в кругообращении крови и тканевой жидкости.

Обучиться эвритмии можно на специальных 4-х годичных семинарах в специальных центрах.

В результате комплексного подхода к решению проблем ребенка происходит восстановление физических ощущений, появляется интерес к окружающему миру. Если все это проводить последовательно, настойчиво, по возможности в одно и то же время и несмотря ни на какие внешние и внутренние препятствия, человеку откроется источник силы, который поможет ему вернуться к нормальной жизни и преодолевать возможные трудности.

Всего вам доброго! С благодарностью - Г. Райнина.

 

составила - Райнина Галина


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-03-30; Просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.273 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь